А барков биография личная жизнь

Барков Иван Семенович – стихотворец и переводчик 18 века, автор порнографических стихов, основоположник «незаконного» литературного жанра – «барковщины».
Барковщина – нецензурный литературный стиль
По праву считается одним из выдающихся российских поэтов; его произведения – срамные вирши, удивительно сочетающие грубость, сарказм и сквернословие, читаются не в школах и институтах, а чаще всего тайком. Во все времена находились люди, желающие познакомиться с работами скандально известного автора.
К началу 1992 года произведения Ивана Баркова стали публиковаться в таких известных изданиях, как «Звезды», «Литературное обозрение», «Библиотека» и прочие.
Иван Барков: биография
Родился он предположительно в 1732 году в семье священнослужителя. Начальное обучение проходил в семинарии при Александро-Невской лавре, в 1748 году с помощью М. В. Ломоносова стал студентом университета при Академии наук. В учебном заведении особую склонность проявлял к гуманитарным наукам, много занимался переводами и изучал творчество античных писателей. Однако неуправляемое поведение Баркова, постоянные попойки, драки, оскорбления ректора стали поводом для его отчисления в 1751 году. Разжалованного студента определили учеником в Академическую типографию и, учитывая его исключительные способности, дали разрешение посещать в гимназии уроки французского и немецкого, а также учиться у С. П. Крашенинникова «российскому стилю».
В должности копииста
Позже из типографии Барков Иван был переведен копиистом в Академическую канцелярию.
Новые обязанности позволили молодому человеку тесно общаться с М. В. Ломоносовым, которому он частенько снимал копии с документов и переписывал его сочинения, в частности «Древнюю российскую историю» и «Российскую грамматику». Однообразная, монотонная работа переписчиком стала для Баркова увлекательнейшим занятием, потому как сопровождалась интересными консультациями и разъяснениями Ломоносова. А это фактически стало продолжением университетской учебы для несостоявшегося студента.
Первые литературные работы Баркова
Первой самостоятельной работой Ивана Баркова стала «Краткая российская история», вышедшая в 1762 году. По мнению Г. Ф. Миллера, в историческом исследовании от времен Рюрика до Петра Первого сведения сообщаются более точно и полно, чем, к примеру, в работе Вольтера про историю России при Петре Великом. За сочиненную в честь дня рождения Петра III оду в 1762 году Барков Иван был определен в Академию переводчиком, что обусловило появление качественных и полных художественного достоинства переводов.
С легкостью овладев нюансами одической поэзии, литератор не стал совершенствовать себя в данном жанре, который в будущем мог бы принести поэту официальную славу и гарантированное продвижение по службе. Далее Барков Иван подготовил к печати (исправил непонятные места, дополнил пробелы текстом, изменил старую орфографию, адаптировав ее для более понятного прочтения) Радзивилловскую летопись, с которой полноценно ознакомился при переписывании ее для Ломоносова. Данный труд, предоставивший широкой публике возможность знакомства с достоверными историческими фактами, был издан в 1767 году.
Поэт, которого неудобно цитировать
Более всего поэт Иван Барков прославился за нецензурные стихи порнографического содержания, обусловившие появление нового жанра «барковщина». Очевидно, примером для возникновения столь вольных строк, первая частичная публикация которых в России состоялась в 1991 году, стали русский фольклор и фривольная французская поэзия. Мнения о Баркове различны и диаметрально противоположны. Так, Чехов считал, что это поэт, которого неудобно цитировать. Лев Толстой называл Ивана ярмарочным шутом, а Пушкин полагал, что вся соль именно в том, что все вещи называются своими именами. Стихи Баркова присутствовали на веселых пирушках студентов, а его цитатами в застольных беседах восполняли паузы Денис Давыдов, Грибоедов, Пушкин, Дельвиг. Барковские стихи цитировал Николай Некрасов.
В отличие от произведений Маркиза де Сада, услаждающегося различными неестественными ощущениями и двоякими ситуациями, Барков Иван выражается по-нормальному порочно, не переступая некую запретную грань.
Это всего лишь кабацкий заседатель, на свою беду наделенный стихотворным талантом и умом. Описываемая ним порнография является отражением русского быта и невоспитанности, которая и сегодня остается одной из самых ярких черт общественной жизни. Ни в одной литературе нет сквернословов, которые могли бы так изящно «по-русски» материться в поэзии, как это делал Иван Барков.
А умер смешно…
Современники считали Ивана Баркова крайне распутным человеком. В народе ходила легенда, что Барков, хоть и пил чрезмерно много, но был прекрасным любовником, и часто привозил в свое имение распутных подружек и собутыльников.
Барков Иван Семенович, биография которого вызывает интерес у современного поколения, вел нищенскую жизнь, пил до конца своих дней и умер в 36 лет. Остались неизвестными обстоятельства его смерти и место погребения. Но версий окончания его короткой жизни масса. По одной из них, поэт погиб в публичном доме от побоев, другая утверждает, что он утонул в нужнике, будучи в состоянии запоя. Говорят, какие-то люди обнаружили труп Баркова в его кабинете с головой, засунутой в печь с целью отравления угарным газом, и торчащей наружу нижней половиной тела без штанов с воткнутой в нее запиской: «Жил – грешно, а умер – смешно». Хотя, по еще одной версии, эти слова поэт произнес перед смертью.
Источник
Биография
Дмитрий Барков, сыгравший скромного и серьезного Васю Петрова в детской музыкальной комедии советских времен, не стал профессиональным актером. Тем не менее, биография талантливого мужчины осталась связанной с кино, а отголоски детской популярности до сих пор сохраняются в жизни Баркова.
Детство и юность
Родился Дмитрий в семье актеров театра и кино, народного артиста РСФСР Дмитрия Ивановича Баркова и Натальи Николаевны Немшиловой. Появившись на свет в городе на Неве 17 мая 1972 года, мальчик прожил в родном Санкт-Петербурге всю жизнь. В семье Барковых, помимо сына, росла младшая дочь Алена. Кстати сказать, в будущем девочка пошла по стопам родителей и стала актрисой театра.
Дмитрий Барков
Дмитрий учился в престижной для ленинградских детей 185 школе, куда попал благодаря театральной карьере отца. Глава города слыл большим поклонником руководителя театра имени Ленсовета И. П. Владимирова, под руководством которого работал Барков-старший. Именно в этой школе, где учились дети дипломатов и особо выдающихся родителей, Дима познакомился и подружился с Егором Дружининым – будущим Васечкиным.
Правда, позже Дмитрий перешел в другую школу, где и получил аттестат. Уже там лучшим другом и товарищем по проказам стал будущий актер Михаил Трухин. Как вспоминает сам Барков, в школьные годы он слыл тем еще сорванцом и хулиганом, от проделок которого учителя хватались за голову. К счастью, хулиганство сходило с рук незадачливым приятелям-одноклассникам.
Дмитрий Барков в детстве
После школы Барков и Трухин вместе решили поступать в институт культуры. Оба абитуриента провалились на экзамене по актерскому мастерству. Тогда неунывающие приятели поступили в Ленинградский театральный институт, только на разные факультеты. Барков окончил экономический, а Трухин – актерский.
По рассказам Дмитрия, документы он подал и на актерское отделение. До последнего не мог определиться со специальностью и проходил экзамены на обоих факультетах. К тому моменту, когда на театральном остался последний этап конкурса, на экономическом уже шло зачисление. Не решившись на риск, студент остался в списке зачисленных будущих экономистов.
Фильмы
Первую и главную роль актер сыграл в 10 лет в музыкальной комедии для детей “Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные” режиссера Владимира Аленикова. После громкого успеха фильма вышло продолжение истории о двух веселых друзьях – “Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные”.
Дмитрий Барков в фильме “Приключения Петрова и Васечкина”
Партнерами на съемках стали школьный друг Баркова Егор Дружинин, сыгравший роль фантазера Пети Васечкина, и Инга Ильм, исполнившая на экране Машу Старцеву, девочку, в которую влюблены герои комедии.
Кстати, на съемки Барков попал благодаря Егору, который предложил режиссеру пригласить на площадку своего приятеля-одноклассника. Аленикову понравилось, что мальчишки дружили в реальной жизни и играть им практически не пришлось.
Дмитрий Барков и Егор Дружинин в детстве
Барков не раз с улыбкой вспоминал, что работа над фильмом проходила весело и интересно, хотя юным актерам иногда приходилось трудиться по 12 часов, что становилось нелегким испытанием. Но озорники находили уйму времени для развлечений – стрельбы из рогатки по фонарям, испытания на прочность огнетушителей и даже взрыва пиротехники.
После съемок в прославившей Дмитрия картине актер не получал приглашения на новые роли. Барков жил обычной жизнью ленинградского школьника. Со временем, уже во взрослом возрасте, пути с приятелями по площадке разошлись. С Дружининым и Ильм удается видеться редко, но теплые воспоминания не покидают друзей.
Дмитрий Барков и Егор Дружинин во взрослом возрасте
В интервью Еg.ru актер сетовал на недобросовестное отношение к бывшим подопечным режиссера Аленикова. Дмитрий вспоминал, что после выхода картины о Петрове и Васечкине ребята ездили по фестивалям и творческим встречам, которые детям никто не оплачивал.
В 2006 году у режиссера возникла идея снять продолжение фильма об уже повзрослевших советских школьниках и о любовном треугольнике между ними. Сюжет, по признанию актеров, оказался откровенно глупым и слабым, принимать участие в подобном проекте они единодушно отказались.
Дмитрий Барков в сериале “Агент национальной безопасности”
Барков появлялся в эпизодах российских сериалов. Увидеть Дмитрия на экране можно в единичных сериях криминальных эпопей “Улицы разбитых фонарей”, “Агент национальной безопасности”, “Ментовские войны”. Но эти эпизоды скорее случайность и исключение, чем стремление к актерской популярности и карьере.
Личная жизнь
Дмитрий был женат на бывшей однокласснице Анастасии. Актер вспоминает, что влюбился в будущую супругу на школьной дискотеке во время медленного танца. Вернувшись домой, школьник почувствовал, что слезы наворачиваются на глаза от нахлынувших чувств. Такое сильное ощущение влюбленности Барков запомнил на всю жизнь.
Дмитрий Барков с дочерью
Анастасия ответила юному пылкому поклоннику взаимностью, и после окончания школы молодые люди прожили вместе восемь лет. Родители настаивали на официальном браке, и в конечном итоге пара сдалась. Устроили торжество с лимузином, толпой гостей, кольцами и банкетом. В итоге молодожены получили свидетельство о заключении брака, а через пару лет расстались.
Жена подарила Баркову дочь Машу. Дмитрий замечает, что назвал девочку не в честь той самой Маши Старцевой, а просто потому, что любил это имя.
Дмитрий Барков сейчас
Экономист по образованию, Барков пробовал силы в предпринимательстве. Поработав на музыкальном канале, стал финансовым консультантом, а потом увлекся автомобильным бизнесом.
Дмитрий Барков в 2018 году
Однако актерская жилка и творческая натура тянули Дмитрия в сферу кино. Мечтой несложившегося артиста стала собственная детская киношкола. Приложив накопленный опыт, экономист со способностями актера претворил идею в жизнь.
Сейчас Дмитрий – преподаватель и продюсер детской школы “Киноостров” в Санкт-Петербурге. Юные таланты изучают актерское мастерство, секреты монтажа и работы видеооператора, азы режиссерского искусства.
Фильмография
- 1983 – “Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные”
- 1984 – “Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные”
- 1998 – “Улицы разбитых фонарей” (серия «Испорченный телефон»)
- 1999 – “Агент национальной безопасности-1” (серия «Наследник»)
- 2012 – “Ментовские войны-7” (фильм «Каратель»)
- 2012 – “Тайны следствия-11” (серия «Сила звука»)
Источник
Отец Ивана Семеновича Баркова, петербургский священник, наверное, до конца своих дней так и не решил, прославил или опозорил его блудный отпрыск родовое имя. Впрочем, самые известные люди России не гнушались ни дружбой с королем русской похабной поэзии, ни чтением его скандальных произведений. Например, Н.И.Новиков находил, что Барков — человек «острый и отважный», нраву «веселого и беспечного».
Жизнь Баркова и в самом деле оправдывает этот отзыв.
В 1748 году 16-летним воспитанником Невской семинарии он вопреки воле своего начальства прорвался на прием к академикам М.В. Ломоносову и Й.А. Брауну, которые экзаменовали семинаристов, дабы выбрать из них студентов для Академии при Московском университете. По отзыву Ломоносова, на экзамене Барков обнаружил «вострое понятие» и приличное знание латыни.
Его зачислили в Академию, где он вскоре прослыл даровитейшим из студентов. Но вот смирения и послушания в поповском сыне не было ни на грош. За участие в студенческих попойках и дерзости начальству Баркова даже сажали на цепь. Кончилось тем, что его вовсе исключили из университета и перевели в наборщики Академической типографии.
Расстроенный таким поворотом колеса Фортуны, Барков одумался и в дальнейшем повел себя «тихо, смирно и кротко». Покаяние не было напрасным: ему вновь разрешили посещать университетские лекции. Однако ученая карьера была ему заказана. Все, чего он смог добиться — это скромной должности копииста и корректора при Академии.
Свое скудное жалованье Барков целиком пропивал — правда, теперь уже не столько с веселья, сколько от неудовлетворенности своим положением. Не мудрено, что он скоро впал в полную нищету. Одно из его прошений в Академию наук гласит, что «не токмо самых нужнейших вещей, как-то рубах и штанов и обуви, в чем при деле моем можно было мне находиться, но и совсем никакого пропитания не имею».
В 1755–1756 гг. Барков состоял штатным писцом при Ломоносове: дважды переписал его “Российскую грамматику”, снял для него копию с Радзивилловского списка Никоновой летописи, выполнял и другие поручения. Михаил Васильевич ценил его и часто говаривал: «Не знаешь, Иван, цены себе, поверь, не знаешь!». Под его влиянием Барков начал заниматься историей: на основе “Древней российской истории” Ломоносова составил “Краткую российскую историю” (изд. в 1762), а в 1759–1760 гг. подготовил к изданию текст Несторовой летописи — это издание долгие десятилетия оставалось основным источником по древнерусской истории.
Примерно в те же годы он открывает в себе дар поэта и переводчика. По мнению авторитетных литературных критиков, Барков владел свободным и легким стихом, не уступая в этом отношении лучшим поэтам-современникам — Ломоносову и Сумарокову. Пушкин впоследствии замечал, что Барков первый из русских поэтов отбросил архаический стиль и стал писать живым народным языком. Однако громкую всероссийскую славу он приобрел своими непечатными “срамными” произведениями, по выражению митрополита Евгения Болохвитинова. В его порнографических стихах, написанных, вероятно, не без влияния французской эротической музы, нет французского изящества, но зато нет и французской патологии в духе маркиза де Сада. Впрочем, большинство из них, в том числе знаменитый “Лука Мудищев”, принадлежат его перу лишь предположительно.
Ни одна биография «русского Франсуа Вийона» не обходится без анекдотов о нем. Вот, например, некоторые из них, собранные Пушкиным.
«Никто так не умел сердить Сумарокова, как Барков. Сумароков очень уважал Баркова, как ученого и острого критика, и всегда требовал его мнения касательно своих сочинений. Барков, который обыкновенно его не баловал, пришел однажды к Сумарокову: «Сумароков великий человек, Сумароков первый русский стихотворец!» — сказал он ему. Обрадованный Сумароков велел тотчас подать ему водки, а Баркову только того и хотелось. Он напился пьян. Выходя, сказал он ему: «Александр Петрович, я тебе солгал: первый-то русский стихотворец — я, второй Ломоносов, а ты только что третий». Сумароков чуть его не зарезал».
«…Сумароков свои трагедии часто прямо переводил из Расина и других… Барков однажды выпросил у Сумарокова сочинения Расина, все подобные места отметил, на полях написал: «Украдено у Сумарокова» — и возвратил книгу по принадлежности».
«Барков заспорил однажды с Сумароковым о том, кто из них скорее напишет оду. Сумароков заперся в своем кабинете, оставя Баркова в гостиной. Через четверть часа Сумароков выходит с готовой одою и не застает уже Баркова. Люди докладывают, что он ушел и приказал сказать Александру Петровичу, что-де его дело в шляпе. Сумароков догадывается, что тут какая-нибудь проказа. В самом деле, видит он на полу свою шляпу, и…»
Впрочем, о том, какое «дело» оставил Барков в шляпе Сумарокова, Александр Сергеевич предоставил читателям догадаться самим.
Поправить денежные дела Ивану Семеновичу помогла ода, написанная в 1762 году на день рождения Петра III. Голос Баркова расслышали у трона среди потока славословий, и президент Академии наук К.Г. Разумовский распорядился назначить Ивана Семеновича академическим переводчиком с годовым жалованьем в 200 рублей. Условием было полное исправление грешника: «Барков, сочиненною ныне одою… также и другими своими трудами в исправлении разных переводов оказал изрядные опыты своего знания в словесных науках и делам способности, а при том обещался в поступках себя совершенно исправить».
Но служба в Академии не пошла ему впрок. После 1766 года следы его теряются. По преданию, спустя два года, 36-ти лет от роду, Барков, которого все знали как веселого пьяницу, внезапно покончил с собой, оставив лаконическую записку: «Жил грешно, умер смешно». По другим сведениям, он допился до белой горячки и утонул в нужнике.
————————————————————
Поддержать автора можно через посильный взнос
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!
Источник
Áàðêîâ Èâàí Ñåì¸íîâè÷ ðîäèëñÿ (1732-1768), â ñåìüå ñâÿùåííèêà â Ïåòåðáóðãå èëè áëèç ñòîëèöû. Åãî îò÷åñòâî òî÷íî íå èçâåñòíî: âî âñåõ ïðèæèçíåííûõ äîêóìåíòàõ è ðàííèõ áèîãðàôèÿõ îí íàçûâàåòñÿ ïðîñòî «Èâàí Áàðêîâ» (ðåæå «Áîðêîâ»). Ñ 1820-õ ãîäîâ âîçîáëàäàëà òðàäèöèÿ íàçûâàòü åãî «Èâàí Ñåì¸íîâè÷», õîòÿ â äðóãèõ ïóáëèêàöèÿõ òîãî âðåìåíè åñòü òàêæå âàðèàíòû «Èâàí Èâàíîâè÷» è «Èâàí Ñòåïàíîâè÷».
Ñ 1748 ãîäà ó÷èëñÿ â óíèâåðñèòåòå ïðè Ïåòåðáóðãñêîé Àêàäåìèè íàóê, ïîòîì ñëóæèë ïðè í¸ì êîïèèñòîì. Èçâåñòíî, ÷òî ó÷èëñÿ Áàðêîâ íåðîâíî, íåñêîëüêî ðàç áûë ñå÷åí ðîçãàìè çà ïüÿíñòâî è õóëèãàíñêèå âûõîäêè, îäíàæäû çà ãðóáîñòü è ëîæíûé äîíîñ íà ðåêòîðà óíèâåðñèòåòà Ñ. Ï. Êðàøåíèííèêîâà áûë äàæå çàêîâàí â êàíäàëû[1].  1751 ãîäó áûë èñêëþ÷¸í èç óíèâåðñèòåòà çà «ïðîñòóïêè è äåðçîñòè»[2]. Áàðêîâ õîðîøî óñïåâàë ïî ëàòèíñêîìó ÿçûêó; åãî ïîçíàíèÿ ëàòûíè âïå÷àòëèëè Ì. Â. Ëîìîíîñîâà, êîòîðûé â 1754 ãîäó âçÿë åãî ê ñåáå â ñåêðåòàðè. Áàðêîâ ïåðåïèñûâàë íàáåëî ìíîãèå ñî÷èíåíèÿ Ëîìîíîñîâà, âêëþ÷àÿ «Ðîññèéñêóþ ãðàììàòèêó» è èñòîðè÷åñêèå òðóäû. Îáùåíèå Áàðêîâà ñ Ëîìîíîñîâûì ïðîäîëæàëîñü äî ñàìîé ñìåðòè ïîñëåäíåãî, ïðåäàíèå ïðèïèñûâàåò èì äîñòàòî÷íî òåñíóþ äðóæáó. Ïîä âëèÿíèåì Ëîìîíîñîâà Áàðêîâ ñàì çàíèìàëñÿ èñòîðèåé è ïîäãîòîâèë ïóáëèêàöèþ íåñêîëüêèõ ëåòîïèñåé.
Ñ 1756 ã. â¸ë äåëà ïðåçèäåíòà Ê. Ã. Ðàçóìîâñêîãî, ñ 1762 ã. àêàäåìè÷åñêèé ïåðåâîä÷èê. Íåîäíîêðàòíî óâîëüíÿëñÿ èç àêàäåìèè çà íåäîñòîéíîå ïîâåäåíèå, ÷åðåç ãîä ïîñëå ñìåðòè Ëîìîíîñîâà (1766) óâîëåí îêîí÷àòåëüíî.
Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âåðñèé åãî ðàííåé ñìåðòè. Ïî îäíîé èç íèõ, Áàðêîâ ïîêîí÷èë ñ ñîáîé, ïîâåñèâøèñü â êàìèíå, ïî äðóãîé – áóäó÷è ïüÿí, óòîíóë â íóæíèêå, ïî òðåòüåé – «óìåð ïîä õìåëüêîì è â îáúÿòèÿõ æåíùèíû» (Å.Ñ. Êóëÿáêî). Åìó òàêæå ïðèïèñûâàþò àâòîýïèòàôèþ, ñî÷èí¸ííóþ íåçàäîëãî ïåðåä ñìåðòüþ: «Æèë ãðåøíî è óìåð ñìåøíî». Ðåàëüíûå îáñòîÿòåëüñòâà åãî ñìåðòè íåèçâåñòíû, êàê è ìåñòî çàõîðîíåíèÿ.
***********************************************
Êîëü áåçðàññóäåí òû è íåðàäèâ ñîáîþ,
Ôîðòóíó, êîåé íåò, íå íàçûâàé ñëåïîþ.
***
×òî çàñëóæèë, ñíîñè òî ñàìî òåðïåëèâî.
Ñàìà ñåáÿ ðàáà áüåò, åñëè æíåò ëåíèâî.
***
Ñóìàðîêîâ î÷åíü óâàæàë Áàðêîâà êàê ó÷åíîãî è îñòðîãî
êðèòèêà è âñåãäà òðåáîâàë åãî ìíåíèÿ êàñàòåëüíî ñâîèõ ñî÷èíåíèé.
Áàðêîâ ïðèøåë îäíàæäû ê Ñóìàðîêîâó.
Ñóìàðîêîâ âåëèêèé ÷åëîâåê!
Ñóìàðîêîâ ïåðâûé ðóññêèé ñòèõîòâîðåö!
ñêàçàë îí åìó. Îáðàäîâàííûé Ñóìàðîêîâ âåëåë òîò÷àñ ïîäàòü åìó âîäêè,
à Áàðêîâó òîëüêî òîãî è õîòåëîñü.
Îí íàïèëñÿ ïüÿí. Âûõîäÿ, ñêàçàë îí åìó:
Àëåêñàíäð Ïåòðîâè÷, ÿ òåáå ñîëãàë:
ïåðâûé-òî ðóññêèé ñòèõîòâîðåö ÿ, âòîðîé
Ëîìîíîñîâ, à òû òîëüêî ÷òî òðåòèé. Ñóìàðîêîâ ÷óòü åãî íå çàðåçàë.
***
Ìóæ ñïðàøèâàë æåíû, êàêîå äåëàòü äåëî,
– Íàì óæèíàòü ñïåðâà èëü åòüñÿ íà÷èíàòü?
Æåíà åìó íà òî: Òû ñàì èçâîëü èçáðàòü,
Íî ñóï åùå êèïèò, æàðêîå íå ïîñïåëî
)))
***
Ïîëó æåíñêó êîëü ñëó÷èòñÿ
Îò ëþáâè çàíåìî÷ü,
Åñòü âîò ñïîñîá, ÷åì ëå÷èòüñÿ,
Áðåíè âñå äðóãèå ïðî÷ü!
Èçáàâëÿëèñü òåì óæ ìíîãè,
Òåì ëå÷èëèñü ñàìè áîãè,
Åòî ñäåëàé õîòü ÷ðåç ëåñòü:
Ñèëà â ïåðâûõ ñëîâàõ åñòü.
***
ÑÅËÜÑÊÈÉ ÁÛÒ
——————————–
Æàðêèé äåíü ìåðöàåò ñëàáî,
ß ãëÿæó â îêíî.
Çà îêîøêîì ñåðåò áàáà,
Ñåðåò, ****ü, äàâíî.
Èç åå îãðîìíîé ñðàêè
Êàòûõè ïëûâóò…
Ïîëóïüÿíûå ðåáÿòà
Äåâêó åòü âåäóò.
Äåâêà ïûøåòñÿ çàäîðîì,
“Ìàòóøêà”,- îðåò,
Ïðèñëîíèâøèéñÿ ê çàáîðó
Ìóæè÷îê áëþåò…
Çà ðåêîé ðàñïëàòà â äðàêå,
Òåëêà â ëóæó ññûò.
Äâå ñóêîòíûå ñîáàêè –
Âîò âàì ñåëüñêèé áûò.
***
Ó÷åíüå- ñâåò,
À â ÿéöàõ – ñèëà.
***
×åëîâåê è ÷åëîâåê ëþäè.
ßéöî è ÿéöî ìóäè.
***
Ïîíà÷àëó “àç” äà “áóêè”,
À ïîòîì åëäèèøêî â ðóêè.
***
Ñòàÿ âîðîáûøêîâ ê þãó ïðîì÷àëàñü, –
Çíàòü, íàäîåëî ãîâíî èì êëåâàòü…
Òàì íà îñèíå âîðîíà óñðàëàñü…
Íó è ïðèðîäà, åòü òâîþ ìàòü.
***
ÏÅÒÓÕ Ê ÍÀÉÄÅÍÍÎÉ ÆÅÌ×ÓÆÈÍÅ
———————————————
Ïîïàëàñü Ïåòóõó æåì÷óæèíà äðàãàÿ,
Êîãäà â ñîðó; èñêàë îí êîðìó, ðàçãðåáàÿ
«Ñêîëü äðàãîöåííà âåùü, äà ãäå ëåæèøü! ñêàçàë.
Î! åñëè áû òåáÿ êòî çíàþùèé ñûñêàë,
Áûëà áû â ïðåæíåé òû ÷åñòè;, à ìíå íåêñòàòè,
Êîé áîëåå âñåãî ïåêóñÿ êîðì äîñòàòè.
Ïî÷òî æ íàøåë, êîëü â òîì íåò ïîëüçû è ñàìîé?»
Âíèìàé, êòî ñèëû ïðèò÷ íå çíàåò ñèõ ïðÿìîé.
1764
***
Ïëûâóùàÿ ñîáàêà ÷åðåç ðåêó
—————————————-
Êòî ãíàòüñÿ çà ÷óæèì îõî÷, ñâî¸ òåðÿåò,
Êàê ïîäëèííî î òîì íàñ áàñíÿ óâåðÿåò.
Ñîáàêà ìÿñà ÷àñòü ÷åðåç ðåêó íåñëà,
È, òåíü ñâîþ óçðåâ â âîäå, êîãäà ïëûëà,
Ïîäóìàëà, ÷òî ï¸ñ òàêóþ æ ì÷èò íàõîäêó,
È, ÷òîáû âûðâàòü, âäðóã õîòåëà âçÿòü çà ãëîòêó.
Çàâèñòëèâûé êîáåëü êàê ðàê íà ìåëü ïîïàë,
Ñâîé óïóñòèë êóñîê, äðóãîãî íå äîñòàë.
1764
***
ËÈÑÈÖÀ È ÂÈÍÎÃÐÀÄÍÀß ÊÈÑÒÜ
——————————————-
Áûë â áðþõå ó Ëèñû îò ãëàäà çóä æåñòîêèé,
È ïðûãàÿ îíà íà âèíîãðàä âûñîêèé,
Âñåé ñèëîé ÿãîä êèñòü ñòàðàëàñÿ ñîðâàòü,
À êàê íå óäàëîñü åé îíóþ äîñòàòü,
Òî ñ ãðóñòè, îòõîäÿ, áåññ÷àñòíàÿ ñêàçàëà:
«Âîçìîæíî ëü, ÷òîáû åñòü íåçðåëóþ ÿ ñòàëà!»
Êòî çà áåçäåëêó ÷òåò, ÷òî òðóäíî ïðîèçâåñòü,
Òîò äîëæåíñòâóåò ñåé ïðèëîã ê ñåáå ïðè÷åñòü.
<1764>
***
Òðåñíóâøàÿ ëÿãóøêà è áûê
——————————————-
Íå äîëæåí íèêîãäà ðàâíÿòüñÿ ñ ñèëüíûì áåäíûé;
 ïðîòèâíîì ñëó÷àå êîíåö ïîëó÷èò âðåäíûé.
Óâèäåâ Æàáà, ÷òî ãóëÿåò â ïîëå Áûê,
Ïîçàðèëàñü, ÷òî îí ïðåä íåé ÷ðåñ÷óð âåëèê,
È äóëàñü ñ çàâèñòè, ÷òîá ìîðùåâàòà êîæà
Áûëà âåëè÷èíîé âî âñ¸ì ñ áû÷à÷üåé ñõîæà.
À êàê ïîòîì îíà ñïðîñèëà ó äåòåé:
Óæå ëè áîëåå Áûêà? ñêàçàëè åé:
«Íåò, ìàòóøêà, åù¸ òû ìåíüøå, êàê çâåðèíà».
Ïîøèðå ðàçäàëàñü ó Æàáû êîæóðèíà,
Çàòåì, ÷òî äóëàñÿ âñåé ñèëîþ îíà.
×üÿ áîëüøå, âîïðîñèâ îïÿòü, âåëè÷èíà?
«Áûê áîëåå», íà òî îòâåòñòâîâàëè äåòêè.
Äîñàäíåé ñåé îòâåò áûë Æàáå ãîðüêîé ðåäüêè,
È íàïûùàëàñü ñòîëü, ÷òî êðåï÷å íå ìîãëà,
Äîêîëå äðîææè âñå íà ìåñòå ïðîëèëà.
<1764>
***
Ñ äóðàêàìè è Áîã íå âîëåí
Ñ âðàëÿìè ñëîâ íå òðàòü, êîëü èõ ïî âåòðó âåþò;
Ðå÷ü âñå, à ñâåò óìà íå ìíîãèå èìåþò.
***
Íå óïîâàòü ÷óæîé ñìåðòè
Íå äóìàé, ÷òî äðóãîé â ìîãèëó ëÿæåò ïðåæäå;
Æèçíü âñåõ õëèïêà, è âñÿ â ñîìíèòåëüíîé íàäåæäå.
***
Ëàñêàòåëüíûå ñëîâà ïîäîçðèòåëüíû
Íå îöåíÿé ëþäåé ïî ëàñêîâîìó ñëîâó;
Îáìàíûâàòü ëåãêî ïòèö äóäêîé ïòèöåëîâó.
***
Êàê îöåíèòü âåùè
×òè ìàëîå áîëüøèì è ìàëûì ÷òè áîëüøîå,
Íå áóäåøü àë÷íûì ñëûòü è ïàäêèì íà ÷óæîå.
***
Íèêîãî íå îõóæäàòü ñ çëûì íàìåðåíèåì
Äðóãîãî íå ïîðî÷ü çà äåëî èëè ñëîâî,
×òîá ðàâíî îí ñ òîáîé íå ïîñòóïèë ñóðîâî.
***
Äåëà ðàçóìîì óïðàâëÿòü
Êîëü áåçðàññóäåí òû è íåðàäèâ ñîáîþ,
Ôîðòóíû, êîåé íåò, íå íàçûâàé ñëåïîþ.
***
Îõîòíî äàðèòü
×òî ìîæåøü ïîäàðèòü, îòäàé áåç êóïëè äðóãó;
È òî áàðûø, êîãäà áëàãèì ÿâèøü óñëóãó.
***
Çëîé ÷åëîâåê ñàìûé ëþòûé çâåðü
Êîãäà âñÿê çâåðü òåáå îïàñíûì ìíèòñÿ äèêèé,
Òî ïà÷å ÷åëîâåê äðóãîìó âðàã âåëèêèé.
***
Íå áûòü ñêóïûì
Áîãàòñòâà íå æàëåé, ÷òîá íå ïðîñëûë ñêóïÿãîé:
×òî â í¸ì, êîëü ñ íèùèì òû ðàâíÿåøüñÿ áðîäÿãîé?
***
Ïðåçðåíèå æèçíè
Î áóäóùåì êîíöå òâîé äóõ äà íå êðóøèòñÿ;
Êòî ïðåçèðàåò æèçíü, òîò ñìåðòè íå ñòðàøèòñÿ.
***
Ïå÷àëüíûì è çàäóì÷èâûì íå âåðèòü
Îò íåëþäèìîê òû ìîë÷àùèõ áîéñÿ ëèõà,
Çàòåì, ÷òî ãëóáæå òà ðåêà, êîòîðà òèõà.
***
Íå íàäåÿòüñÿ íà âðåìÿ
Íå îáåùàé ñåáå òû æèçíè äîëãè ëåòà;
Ñìåðòü âñþäó çà òîáîé òå÷¸ò, êàê òåíü îò ñâåòà.
***
Íå ðàäîâàòüñÿ î âíåçàïíîé ñìåðòè çëûõ
Íå ðàäóéñÿ òû çëûõ íå÷àÿííîé êîí÷èíå;
Òàêîé æå äîáðûå ïîäâåðæåíû ñóäüáèíå.
***
<1762>
Источник