А герасимова биография личная жизнь
Известнейшая актриса Тамара Макарова и знаменитый режиссер Сергей Герасимов познакомились совсем молодыми, задолго до того как стали известными. Они прожили вместе более пятидесяти лет, и были не только супругами, но и соратниками. Он снимал киноленты, она в них играла, вместе преподавали во ВГИКе. Детей у Макаровой и Герасимова не было, но они воспитывали как родного племянника Артура. Одно лишь омрачало жизнь Тамары Фёдоровны, то что муж слишком часто заглядывался на других красавиц.
Тамрара Макарова и Сергей Герасимов
Макарова и Герасимов познакомились когда оба они были начинающими актерами. Тамара снималась много, но в основном это были эпизодические и второстепенные роли. Первый большой успех пришел к ней, когда она сыграла в фильме своего мужа “Семеро смелых” в роли Жени Охрименко. Совместные фильмы сделали их обоих знаменитыми. Вместе они сделали много прекрасных фильмов. Но бывало Макарова снималась и у других режиссеров, например в роли Хозяйки Медной горы в фильме-сказке “Каменный цветок”. В 40-х годах супруги вместе преподавали во ВГИКе. На их курсе было очень много молодых талантливых красавиц, но особенно Герасимову приглянулась Нонна Мордюкова.
Нонна Мордюкова в “Молодой гвардии”
Своей студентке Нонне Мордюковой Герасимов дал одну из главных ролей Ульяны Громовой в своем фильме “Молодая гвардия”. Сергей Аполлинариевич увлекался и раньше, но эти романы не значили для него ничего серьезного, он никогда и не думал о расставании с обожаемой женой. До встречи с Нонной. Герасимов хотел жениться на Мордюковой, мечтал о ребенке от молодой красавицы. Но девушка не отвечала на ухаживания знаменитого режиссера. Он даже ездил к её родителям просить руки Нонны, но родители испугались двадцатилетней разницы в возрасте между ними. К тому вскоре у девушки начался роман с Вячеславом Тихоновым.
Тамара Герасимова
Этот отказ отразился на карьере молодой актрисы самым печальным образом. Раздосадованный влиятельный Герасимов запретил снимать Мордюкову. Пять лет она практически нигде не снималась. Роль Аксиньи в экранизации “Тихого Дона” для Нонны была мечтой всей жизни. Она считала себя созданной для этой роли. Герасимов же назло ей предпочел Элину Быстрицкую. Следующая актриса, которая не скрывала романа с известным режиссером была младше его на 36 лет.
Любовь Виролайнен
Любовь Виролайнен он пригласил в свой фильм 1972 году “Любить человека”. Режиссеру было уже за шестьдесят, а молодой актрисе ещё не было и тридцати, к тому же у неё были муж и ребенок. Но Герасимов так красиво за ней ухаживал, что она сдалась. Пять лет продлились их отношения, все это время Любовь оставалась замужем. Сергей Аполлинариевич не жалел денег и подарков на свою молодую возлюбленную. Расстались они когда Виролайнен встретила новую любовь.
Сергей Герасимов и Тамара Макарова
С Тамарой Макаровой у Герасимова не было детей. Актриса боялась испортить свою безупречную фигуру, к тому же у неё было слишком много работы, она боялась упустить свое время. Когда же супруги все же нашли время, было уже слишком поздно. Супруги усыновили племянника Артура, его родители были репрессированы. Вырастили его как собственного сына, он даже немного снимался в кино. В 90-х годах Артур решает заняться бизнесом, но стал жертвой криминальных разборок. Сергей Герасимов ушел из жизни в 1985 году, ему было 79 лет. Его жена Тамара Макарова пережила мужа на 12 лет. Её последние слова были о любимом муже, с которым она хотела встретиться и быть вместе и на том свете.
Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал
Источник
Певица Умка
Умка. Настоящее имя – Анна Георгиевна Герасимова. Родилась 19 апреля 1961 года в Москве. Российская певица, рок-музыкант, поэт, литературовед, переводчик.
Анна Герасимова, ставшая широкой известной под сценическим псевдонимом Умка, родилась 19 апреля 1961 года в Москве в семье литераторов.
Отец – Георгий Павлович Герасимов, актер, журналист и переводчик.
Мать – Белла Иосифовна Залесская, преподаватель немецкого языка и литературы, переводчик с немецкого и литовского, работала в Союзе писателей СССР.
Анна рано научилась читать, уже в ранние годы перечитала многое из огромной домашней библиотеки. Также с ранних лет любила петь. Занималась в хоровой студии «Веснянка». Посещала музыкальную школу по классу фортепиано.
По словам Анны, ее ставший известным стиль одеваться – от мамы. “Моя мама была волевым, жестким, целеустремленным человеком и никогда не прибегала ко всяким женским ухищрениям… никогда этих вертихвостных женских штучек не использовала, ей было это чуждо”, – рассказывала она. С таким же сознанием полного гендерного равенства выросла и Анна, полагающая, что женщина красива и так, в своем природном виде, и что ей незачем прибегать к чему-либо, подчеркивающему ее отличие от мужчины.
Среднюю школу закончила с золотой медалью.
Далее с красным дипломом окончила Литературный институт, отделение художественного перевода. Свободно владеет английским, немецким и литовским языками. Переводила литовскую поэзию. Любимые поэты – Мандельштам и Введенский.
В 1983 году поступила в аспирантуру, где занималась творчеством обэриутов – Александра Введенского и Даниила Хармса. Подготовила более десятка изданий их произведений, из которых, впрочем, большая часть так и не увидела свет из-за ликвидации соответствующих издательств. Среди вышедших изданий – сборник произведений Хармса «Меня называют капуцином».
Умка в молодости
С 1986 года под псевдонимом Умка начала исполнять песни собственного сочинения. Умка первоначально было прозвищем, которое ей придумал Аркадий Славоросов.
В 1986-1987 годах с различными музыкантами записала несколько магнитоальбомов. Во второй половине 1980-х годов многие песни Умки – «Автостопный блюз», «Дети цветов», «Стеклянная рыбка», «Господа пункера» – стали частью фольклора советских хиппи.
С конца 1987 года по 1994 год песен не писала и не пела по причинам личного характера. В то время она много путешествовала, защитила первую в стране диссертацию про обэриутов с темой «Проблема смешного в творчестве обэриутов» (научный руководитель – Мариэтта Чудакова). В 1994 году перевела роман Джека Керуака «Бродяги дхармы». Позже, в начале 2000-х перевела ещё один роман Керуака – «Биг Сур».
С 1995 года оставила филологию и профессионально занялась музыкой. Собрала группу «Умка и Броневичок», с 2005 – «Умка и Броневик». С тех пор выпустила более двадцати альбомов.
Умка – В мое окошко дождь стучится
Умка много гастролировала по бывшему советскому пространству, а также за рубежом (в Германии, США, Израиле, Нидерландах, Великобритании, Чехии, Польше, Финляндии), давая свыше ста концертов в год.
После распада «Броневика», в 2015 году, собрала новый состав музыкантов – «Умка и Новый состав».
В 2009-2012 годах подготовила полное собрание сочинений Александра Введенского «Всё», и собрание стихотворений Константина Вагинова «Песня слов». В 2014 году вышло новое, дополненное издание сборника Хармса «Меня называют капуцином».
Собственные стихи Анны Герасимовой были опубликованы в литературном журнале Homo Legens, а в 2012 году был выпущен сборник «Стишки для детей и дураков».
В 2013-2018 годах вышли её новые переводы литовских авторов – Г. Патацкаса, Антанаса А. Йонинаса, Генрикаса Радаускаса, Томаса Венцловы.
В 2017 году в качестве переводчика была удостоена премии «Мастер» за книгу Томас Венцлова. «Metelinga: Стихотворения и не только».
Среди её музыкальных ориентиров – Rolling Stones, Боб Дилан, The Velvet Underground, Лу Рид, Игги Поп, Grateful Dead.
“К так называемому русскому року – с его ущербной мелодикой и беспомощными, вялыми текстами – отношения не имею”, – утверждала Умка.
О себе и своем творчестве говорила: “В оценке масштаба того, чем занимаюсь, я тоже не обманываюсь – оно довольно маленькое, но оно настоящее, – а это уже очень много”.
“Внутри меня всегда был вектор. Я думаю, что он имеет некоторое отношение к моей национальной принадлежности. То есть это отчасти еврейская черта – незнание сомнений. Это когда ты не рефлексируешь, когда точно знаешь, что тебе туда, – и ты идешь, как по стрелке компаса”, – отмечала певица.
Личная жизнь Умки (Анны Герасимовой):
Была замужем за Георгием Георгиевичем Радовым, известным как Егор Радов (1962-2009), русским писателем-новатором, работавшим в русле постмодернистской и психоделической прозы, единственным сыном поэтессы Риммы Казаковой.
Состояли в браке в 1981-1986 годах. У пары родился сын Алексей, он по профессии социолог.
По словам Анны, Римма Казакова была хорошей свекровью, хотя и своенравной женщиной. Она рассказывала: “Римма относилась к нам по-доброму, хотя, конечно, своенравная была тетка. Но могла, например, на нашу вечеринку прийти и принести бутылку коньяка, потанцевать с нами. Да, и мне, и ей могла вожжа под хвост попасть. Но мне она ничего плохого никогда не сделала. И сказала мне, кстати, одну важную вещь. Когда мы с Егором расставались, это происходило бурно, он был в другом месте, а я в тот момент находилась рядом с ней, у меня было страшное алкогольное отравление, меня трясло и колотило. Мы с ней ночью в этой квартире разговаривали, и она почему-то мне сказала: “Запомни: молодость не кончается. Одна молодость пройдет, и ты думаешь: ну все, молодость кончилась. А тут вдруг раз – и наступает следующая. И так будет всю жизнь”. Я так хорошо это запомнила. Римма была очень молодым человеком, не собиралась взрослеть и до самого пожилого возраста такой оставалась. Последние годы я с ней не общалась, но с ней общался мой сын Леша, говорил о ней только самое лучшее и очень горевал, когда ее не стало”.
Егор Радов и Римма Казакова
Умка и Егор Радов
Второй муж – Дмитрий. Поженились в 1987 году. Расстались в 1995-м, когда она узнала, что у мужа есть вторая семья.
Умке – из-за ее специфического стиля одежды – приписывали лесбиянство. На это она очень жестко ответила. “Я часто хожу в мужской одежде, у меня мужская прическа, и тексты, и манеры, и подача – все не слишком женственное. И эти девочки вздумали сделать меня очередной иконой своего несчастного сообщества. Я ни в коей мере не хочу их оскорбить, но мне все это глубоко чуждо и очень неприятно. Откуда популярность этого движения за нетрадиционную ориентацию в нашей стране? С мужиками трудно, они все бухают, девочкам не за что уцепиться. И вдруг появляется такая роскошная возможность не искать себе хорошего мальчика, а найти друг друга, влегкую удовлетворяться, детей рожать не надо, человек рядом вроде есть, ты устроен по жизни, и, кроме того, это модно”, – говорила она.
“Был скандальчик в Интернете, из меня сделали гомофоба. Ну и пожалуйста. Я лучше буду в их глазах гомофобом, чем лесбиянкой”, – полагает Умка.
“Но я вижу, что на протяжении всей жизни вокруг меня лежали штабелями какие-то мужики. И это очень приятно, здорово. Я из этого не извлекаю личных выгод, у меня не было в мыслях найти себе богатого спонсора, который бы меня пользовал как мужчина и за это давал деньги, славу и прочее. Но то, что я нравлюсь мужикам, это приятно. Вот когда я нравлюсь бабам, это неприятно, честно скажу!”, – указывала она.
Фильмография Умки (Анны Герасимовой):
2007 – Всё равно я встану
Дискография Умки (Анны Герасимовой):
1986 – Дневник Дуни Кулаковой
1986 – Опиум для народа
1986 – Господа пункера
1986 – Эх, пипл!
1987 – Не стой под стрелой
1995 – Новые ворота 1
1995 – Новые ворота 2
1995 – Я люблю blues
1996 – Оторвалась и побежала (Умка и «Ковчег»)
1996 – Последний переулок (совм. с Сан Санычем Волгиным)
1996 – Как вставит
1996 – Вся любовь
1997 – Каменныецветочки (совм. с Б. Канунниковым)
1998 – Низкий старт (совм. с Б. Канунниковым)
1999 – Умка без Б
2000 – Умка и друзья в гостях у Кота Матроскина
2001 – Лондон (совм. с Б. Канунниковым)
2002 – «Заповедник» и Умка. Песни сна
2003 – Умка/Эрик (корпорация монстров)
2004 – Умка (сама по себе). 20 лет спустя рукава
2005 – Палеолит (Архив 1986-87). 20 лет спустя рукава
2005 – Неолит (Архив 1995-98). 20 лет спустя рукава
2005 – Умка без Б live 8.03.04 Americana
2006 – Ничего страшного
2006 – Umka & Boris Push’n’Pull in Portland (концерт с Б. Канунниковым в Портленде)
2010 – След от самолета
2011 – Весёлая жизнь
2016 – Шаг в сторону (совм. с Леной Ипановой)
Библиография Умки (Анны Герасимовой):
2012 – Стишки для детей и дураков
Источник
Серге́й Аполлина́риевич Гера́симов (21 мая (3 июня) 1906, Кундравы — 26 ноября 1985, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, драматург и педагог, профессор ВГИКа.
Академик АПН СССР (1978). Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1948), лауреат Ленинской премии (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971) и премии Ленинского комсомола (1970). Кавалер четырёх орденов Ленина (1961, 1966, 1974, 1981).
Биография[править | править код]
Ранние годы[править | править код]
Сергей Герасимов родился в селе Кундравы Оренбургской губернии Российской империи (ныне Челябинская область России). Отец — инженер-технолог Аполлинарий Алексеевич Герасимов (1863—1909), из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции[2]. Политссыльной была и мать — Юдифь Борисовна Эстрович (в замужестве Юлия Борисовна Герасимова), из двинской еврейской купеческой семьи, выросшая в Старобельске и принявшая ради брака православие[3][4][5][6]. В ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ[7].
В 1894 году супруги переехали на Урал, где отец, инженер, работал на Миасском заводе. В 1909 году он трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, едва исполнилось три года. В возрасте восьми лет Герасимов попал в театр, на оперу «Евгений Онегин». Там же, в Екатеринбурге, он впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойников» Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея[8].
В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным в 1930-м[9]) окончил Техникум сценических искусств.
Карьера[править | править код]
В кино с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика[10].
Первые годы актёрской деятельности проходили в мастерской «ФЭКС», где Герасимов прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Снимался в фильмах режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Фридриха Эрмлера, Всеволода Пудовкина и других[11].
В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. С 1930 года — режиссёр кинофабрики «Совкино» (с 1934 — «Ленфильм»). Дебютировал с фильмов «Двадцать два несчастья» (1930) совместно с Сергеем Бартеневым, затем поставил картины «Сердце Соломона» (1932) совместно с Михаилом Кресиным и «Люблю ли тебя?» (1934).
Большое место в творческой биографии занимала педагогическая работа. С 1931 года Герасимов руководил актёрской мастерской экранного искусства при «Ленфильме». В педагогической практике по воспитанию киноактёров, как и в режиссуре, искал собственные пути, опираясь на опыт реалистической прозы.
В полной мере реализовал себя в первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936), над которым работал с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Тамара Макарова, Пётр Алейников и другие), проявив себя как режиссёр-педагог, воплощающий свои замыслы через углублённую работу с актёрами. Документальная достоверность жизни советской молодёжи была присуща и таким фильмам как «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939).
Фильм «Маскарад» (1941) стоял особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Михаила Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия; одну из ключевых ролей в этом фильме исполнил сам Герасимов. Он так определял своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики Коммунистической партии и Советского государства»[12].
В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), совместно с Михаилом Калатозовым поставил фильм «Непобедимые» (1942), а также снял картину «Большая земля» (1944) о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.
Член КПСС с 1943 года. В 1944—1946 годах возглавлял Центральную студию документальных фильмов. В феврале 1945 года возглавил съёмочную группу кинематографистов, которые снимали кинохронику Ялтинской конференции[13].
В 1944 году вернулся к педагогической работе, руководил объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». На основе этого спектакля в 1948 году был поставлен фильм «Молодая гвардия». Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (и лично Иосифа Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.
С 1945 года — режиссёр киностудии «Союздетфильма». Совместно с киноработниками КНР создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950). В 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В конце 1950-х годов выступил режиссёром «Тихого Дона» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа Михаила Шолохова. Первой серии была присуждена премия за цвет на МКФ в Брюсселе (1958), третьей серии — главный приз «Хрустальный глобус» на XI МКФ в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I ВКФ в Москве (1958).
В 1962 году закончил двухсерийный фильм «Люди и звери» о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Сам Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.
Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста совмещал с педагогической работой во ВГИКе, где вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников были Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Николай Розанцев, Инна Макарова, Николай Рыбников, 3инаида Кириенко, Николай Губенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Юрий Кара и другие. Также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Выступал как драматург и эпизодически — как театральный режиссёр.
В 1960-х годах перешёл к фильмам на современную тематику, используя публицистические интонации затрагивал проблемы экологии, гражданской и моральной ответственности, преемственности поколений (картины «Журналист», «У озера», «Любить человека»). Выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького. В 1976 году на основе дипломного спектакля актёрской мастерской поставил телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.
Могила Герасимова и Макаровой на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1971 году был членом жюри VII Московского международного кинофестиваля.
Сергей Герасимов скончался 26 ноября 1985 года на 80-м году жизни в Москве после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Общественно-педагогическая деятельность[править | править код]
- Член КПСС с 1943 года
- Профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946)
- Действительный член АПН СССР (1978)
- Депутат Верховного Совета СССР 3—4 созывов (1950—1958)
- Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950)
- Доктор искусствоведения (1967)
- Секретарь правления Союза кинематографистов СССР
- Член Союза писателей СССР.
Семья[править | править код]
- Жена — Тамара Фёдоровна Макарова (1907—1997), актриса, играла главные роли во многих фильмах режиссёра, народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1982).
- Приёмный сын — Артур Сергеевич Макаров (1931—1995), племянник жены, писатель и киносценарист.
- Дочь двоюродной сестры, учителя вокала Миры Михайловны Эстрович — Ирина Бенционовна Роднянская (род. 1935), литературовед.
Фильмография[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]
Сергей Герасимов в фильме «Маскарад» (1941)
Режиссёрские работы[править | править код]
Сценарные работы[править | править код]
Художественный руководитель[править | править код]
- 1954 — Дамы
- 1961 — У крутого яра
- 1961 — Карьера Димы Горина
- 1963 — Состязание
- 1964 — Первый снег
Участие в фильмах[править | править код]
- 1948 — Памяти С. Эйзенштейна (документальный)
- 1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
- 1973 — О кино, кино! (документальный)
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
- 1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы (художественно-публицистический)
- 1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
- 1987 — Жизнь одна… (документальный)
- 1988 — По следам фильма «Молодая гвардия» (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 1969 — Золотые ворота
- 2003 — Марлен. Прощание с шестидесятыми (из цикла передач «Кино, которое было») (документальный)
- 2004 — «Легенды Мирового Кино», еженедельный цикл телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура»
- 2005 — Сергей Герасимов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2005 — Григорий Козинцев (из документального цикла «Острова»)
- 2006 — Сергей Герасимов. Богатырская история (документальный)
- 2010 — Валентина Теличкина (из документального цикла «Острова»)
- 2013 — Александр Антипенко (из документального цикла «Острова»)
Театральные постановки[править | править код]
Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения С. А. Герасимова. 2 рубля, серебро, 2006 год
- 1952 — «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дин Ни (вместе с С. И. Самсоновым и Т. М. Лиозновой[14]) — Театр Вахтангова (Москва).
Библиография[править | править код]
Искусство режиссёра. М. Искусство. 1978[15]
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (03.09.1974)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.04.1944)
- Народный артист СССР (11.11.1948)
- Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)
- Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)
- Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-политическую деятельность
- Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)
- Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет
- Четыре ордена Ленина (15.09.1961; 20.05.1966; 03.09.1974; 19.05.1981)
- Орден Октябрьской Революции (22.06.1971)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (23.05.1940; 06.03.1950)
- Орден Красной Звезды (14.04.1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- Медаль «Ветеран труда»
- Орден Белого льва III степени (ЧССР)
- Ордена и медали иностранных государств.
- Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
- ВКФ в Москве (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
- ВКФ в Москве (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
- Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Карловых Варах (1958, Главный приз «Хрустальный глобус» «за создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
- МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
- МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)
- ВКФ в Алма-Ате (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
- ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
- ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
- МКФ в Карловых Варах (1984, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Лев Толстой»)
- ВКФ в Минске (1985, Главный специальный приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)[16]
Память[править | править код]
- В 1986 году имя Сергея Герасимова было присвоено Всероссийскому государственному институту кинематографистов.
- В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.
- К столетию со дня рождения режиссёра в Москве и Санкт-Петербурге на домах, где проживали Тамара Макарова и Сергей Герасимов, были установлены мемориальные доски. Инициатором выступил актёр Виталий Матвеев.
- В Челябинске имя Сергея Герасимова носит улица в Тракторозаводском районе (новый микрорайон Чурилово).
- В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр Александр Тютин.
- В городе Куса Челябинской области открыт кинотеатр имени С. А. Герасимова.
- В 2016 году авиакомпания Аэрофлот назвала самолёт Airbus A320-214 (регистрационный номер VP-BCB) в честь режиссёра[17].
- В честь Сергея Герасимова названа гора в Киргизии.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Герасимов Аполлинарий Алексеевич // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
- ↑ Gurevich1. berkovich-zametki.com. Дата обращения 19 декабря 2018.
- ↑ Ирина Роднянская «Мы шли от неверия к вере»: Литературовед Ирина Бенционовна Роднянская — дочь двоюродной сестры Сергея Герасимова, учителя вокала Миры Михайловны Эстрович.
- ↑ Е. МЕЛЕТИНСКИЙ Ю. МИНЕРАЛОВ С. РАССАДИН И. РОДНЯНСКАЯ А. ТУРКОВ. О себе и о времени. (Анкета литературоведов и критиков): Е. МЕЛЕТИНСКИЙ, Ю. МИНЕРАЛОВ, Ал. МИХАЙЛОВ, С. РАССАДИН, И. РОДНЯНСКАЯ, А. ТУРКОВ, А. ЧУДАКОВ В. СЕРДЮЧЕНКО. // Вопросы литературы. — 2000. Архивировано 21 сентября 2013 года.
- ↑ Герасимова Юлия Ивановна // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
- ↑ Народная воля: персоналии: Другой брат матери — А. Б. Эстрович — с 1911 года был владельцем электротеатра в доме Певина в Екатеринбурге.
- ↑ Сергей Аполлинариевич Герасимов Архивная копия от 26 сентября 2012 на Wayback Machine
- ↑ Согласно картотеке Драматического факультета Техникум сценических искусств окончил — в 1930-м. См.: Страницы истории: СПбГАТИ. СПб., 2000. С.226. — ISBN 5-88689-001-7
- ↑ Сергеи Герасимов. Творческая биография
- ↑ Советские художественные фильмы: Немые фильмы, 1918—1935 стр 175 (Проверено 13 декабря 2015)
- ↑ 30 лет Советской кинематографии: сб. 1950. С. 173.
- ↑ Крымская конференция. Музей ЦСДФ.
- ↑ См., например: «Самсон Самсонов о Бондарчуке»: Воспоминания
- ↑ Герасимов Сергей Апполинариевич (1906-1985) Кинорежиссер ( 8/34 ). nlr.ru. Дата обращения 19 декабря 2018.
- ↑ Герасимов, Сергей Апполинарьевич — RuData.ru. www.rudata.ru. Дата обращения 19 декабря 2018.
- ↑ travelfoxes. Поставки в отечественные авиакомпании самолетов в сентябре.. Чувствовать красоту жизни… (4 ноября 2016). Дата обращения 23 декабря 2018.
Литература[править | править код]
- Парфёнов Л. А. Сергей Герасимов. — М.: Искусство, 1975. — 280, [46] с. — (Мастера советского кино).
Ссылки[править | править код]
- Аркус Л; Бочкарева Н. Сергей Герасимов. Киноведческая база «Чапаев». Проект «Чапаев» журнала «Сеанс». Дата обращения 2 мая 2020.
- Сергей Аполлинариевич Герасимов. Сайт «Герои страны».
- Разумный В. А. Воспоминания современника о С. А. Герасимове
- Статьи о Сергее Герасимове на сайте журнала «Сеанс»
Источник