Абрам роом биография личная жизнь
Абрам Роом
Абрам Матвеевич Роом (урожденный Абрам Мордхелевич Ром (Ромм). Родился 16 (28) июня 1894 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва) – умер 26 июля 1976 года в Москве. Советский кинорежиссер, сценарист, театральный деятель, педагог. Лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР (1965).
Абрам Роом родился 16 (28 по новому стилю) июня 1894 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва).
Отец – Мордхель (Мордух) Беньяминович Ром (1852-1923).
Мать – Лея Давидовна-Абелевна Ром (1872-1914).
Родители были родом из Евье (ныне Вевис в Литве). Семья была многодетной.
В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году. В феврале 1915 года был признан негодным к воинской службе.
В августе 1915 года подал прошение о приёме его в действительные студенты медицинского факультета Императорского Николаевского университета в Саратове. Некоторое время учился в Петроградском психоневрологическом институте, но был вынужден оставить учёбу в виду отсутствия права жительства вне черты оседлости.
Его мать умерла, а 64-летний отец был недееспособным в результате эмфиземы лёгких. Поэтому Абрам находился на иждивении своего дяди И. К. Фишкина, который был призван в армию и пропал без вести во время боевых действий.
9 августа 1915 года Михаил был вынужден бежать из Вильно, но уже в следующем месяце был принят на медицинский факультет в Императорский Николаевский университет. Отучившись два с половиной курса, он в конце 1917 года был призван в Красную Армию в качестве военврача и отправлен на фронт, вернувшись в Саратов в 1919 году.
С начала октября 1919 года работал ответственным сотрудником редакции газеты «Известия Саратовского Совета», преподавателем в отделе искусств.
Его дебют как театрального режиссёра состоялся на сцене саратовского Театра лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки, открытого в конце июня 1919 года.
В сентябре 1920 года стал основателем и ректором новообразованных Высших государственных мастерских театрального искусства (ВГМТИ, впоследствии Саратовский театральный институт), где был также ведущим педагогом и главным режиссёром до их закрытия в 1923 году.
В январе 1922 года совместно с С. Неделиным основал театр «Голубятня» в здании пассажа на углу Московской и Никольской улиц, а после его закрытия – Театр эксцентрических представлений (ТЭП) в помещении клуба подрядчиков (ныне здание ТЮЗа), став его главным режиссёром.
24 декабря 1922 года открыл Детский театр ВГМТИ, а 25 декабря 1922 года – Показательный театр ВГМТИ (оба в помещении театра имени Ленина), для демонстрации работ сценических мастерских.
С 1923 года был режиссёром Театра Революции, вместе с В. Э. Мейерхольдом поставил пьесу А. М. Файко «Озеро Люль» (премьера состоялась 8 ноября 1923 года), режиссёром и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве.
В 1925-1934 годах – педагог ВГИКа (доцент).
С 1924 года – режиссёр киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 года – режиссёр киностудии Украинфильм, с 1940 года – режиссёр киностудии «Мосфильм».
Автор сценария фильма «Ветер» (1926).
В 1927 году как актер снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд».
Как кинорежиссер Абрам Роом дебютировал в 1924 году с фильмом «Гонка за самогонкой». В те времена в кинокритике бытовало определение: «Большая пятёрка советского кино: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Абрам Роом».
Он создал своё направление в кино, в котором главное – психологизм и бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.
Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов – «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» – сделало его европейской кинознаменитостью. Его можно даже назвать родоначальником эротического кино и считать одной из предтеч итальянского неореализма.
Интерес режиссёра к внутреннему, частному человеку, с его интимной жизнью, эротическими чувствами отдавало эстетической крамолой. К середине 1930-х годов она стала недопустимой. И потому подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический», непонятный, на 30 лет был похоронен в архиве фильм «Строгий юноша». Под таким прессом началась драматическая полоса длиною в 20 лет, когда он будет снимать только официально дозволенное, идеологически одобренное.
Значимой работой стала кинотрагедия военных лет «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова.
Фильмы 1940-х – начала 1950-х годов в основном носили идеологический характер.
Самый известный его фильм – «Гранатовый браслет» по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна, в котором главную роль сыграла Ариадна Шенгелая.
Далее снял «Цветы запоздалые» по мотивам одноимённой повести А. П. Чехова и «Преждевременный человек» по пьесе М. Горького «Яков Богомолов».
Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело № 306» (1956).
Член ВКП(б) с 1949 года.
Был членом правления общества «СССР – Италия».
Умер 26 июля 1976 года. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).
Личная жизнь Абрама Роома:
Жена – Ольга Андреевна Жизнева (настоящая фамилия – Жизневская; по мужу – Роом; 1899-1972), советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Заслуженная артистка РСФСР (1950). Народная артистка РСФСР (1969).
Абрам Роом и Ольга Жизнева
Фильмография Абрама Роома:
1927 – Поцелуй Мэри Пикфорд
Режиссерские работы Абрама Роома:
1924 – Гонка за самогонкой
1926 – Бухта смерти
1926 – Предатель
1927 – Третья Мещанская
1927 – Ухабы
1927 – Еврей и земля
1929 – Привидение, которое не возвращается
1930 – План великих работ (документальный)
1936 – Строгий юноша
1939 – Эскадрилья № 5
1940 – Ветер с востока
1942 – Боевой киносборник № 13 «Наши девушки»
1945 – Нашествие
1946 – В горах Югославии
1949 – Суд чести
1951 – Совесть мира (производство остановлено по решению Политбюро)
1952 – Школа злословия
1953 – Серебристая пыль
1956 – Сердце бьется вновь…
1964 – Гранатовый браслет
1969 – Цветы запоздалые
1971 – Преждевременный человек
Сценарии Абрама Роома:
1926 – Ветер
1927 – Ухабы
1927 – Еврей и земля
1927 – Третья Мещанская
1930 – План великих работ
1964 – Гранатовый браслет
1969 – Цветы запоздалые
1977 – Враги – совместно с Максимом Горским
Работы Абрама Роома как художественного руководителя:
1956 – Дело № 306
1957 – На графских развалинах
Награды и звания Абрама Роома:
– Сталинская премия второй степени – за фильм «Нашествие»;
– Сталинская премия первой степени – за фильм «Суд чести»;
– Заслуженный деятель искусств РСФСР;
– Народный артист РСФСР (1965);
– орден Октябрьской Революции (12.04.1974);
– орден Трудового Красного Знамени;
– орден «Знак Почёта»
последнее обновление информации: 10.01.2021
Источник
Это был талантливый, экспансивный и предприимчивый режиссер. Он всегда старался показать крупным планом лицо, обнажить человеческие чувства, игнорируя, таким образом, самые смелые и необычные кинематографические изыски. Абрам Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах. Вместе с тем режиссер постоянно искал новые решения и формы в кино, пытаясь расширить границы классического искусства. Абрам Ромм сравнивал профессионального актера с мастером техники, некой машиной, сконструированной по последнему слову биомеханики…
За годы своего творчества целых три города стали для него любимыми и родными: Вильно, Саратов и Москва. В одном прошло его детство, в другом он делал первые шаги в искусстве, а в третьем создал свои лучшие фильмы. Однако Абрам Ромм прославился не только как режиссер, он также был талантливым сценаристом. Каким же был его творческий путь и какие фильмы принесли ему всенародное признание? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Детские и юношеские годы
Абрам Матвеевич Роом – уроженец прибалтийского города Вильно. Он появился на свет 28 июня 1894 года.
Его родители были состоятельными людьми, поэтому хотели, чтобы их отпрыск получил достойное образование. Мальчик учится в гимназии, а после ее окончания поступает в Петроградский психоневрологический институт. Спустя несколько лет в стране начинается гражданская война, и юноша принимает в ней непосредственное участие.
Начало творческой карьеры
В конце десятых годов прошлого столетия Абрам Роом оказывается в Саратове. Здесь, на сцене открывшегося Театра миниатюр он впервые ставит свой спектакль. Пройдет совсем немного времени, и молодой человек создаст собственный храм Мельпомены под названием «Голубятня». Однако его детище впоследствии закроют, увидев в творчестве Роома элементы мещанства, буржуазности и провинциализма. Но юноша, учившийся на медика в Саратовском университете, продолжал заниматься творчеством, сначала в качестве преподавателя местного отдела искусств, а затем как ректор высших государственных мастерских театрального искусства. Ну и руководство Детского и Показательного театров хотели, чтобы Абрам Матвеевич ставил на их сценах спектакли, и молодой человек с удовольствием это делал.
Однажды сам А. В. Луначарский во время своего пребывания в городе на Волге увидел театральные постановки юноши и остался ими очень доволен. Нарком просвещения лично поговорил с начинающим режиссером и настаивал, чтобы Абрам Роом отправлялся в столицу, где он бы мог в полной мере развить свой талант.
В 1923 году молодой человек приезжает в Москву.
Карьера в столице
Сначала его принимают в качестве режиссера в Театр революции, а затем он становится преподавателем в Высшей педагогической школе ВЦИК. Постепенно у Роома просыпается интерес к кинематографу. Вскоре молодой человек пробует свои силы на новом поприще.
Первые работы на съемочной площадке
Следует отметить, что Абрам Роом, фильмография которого насчитывает более двух десятков работ в кино, также работал над картинами, съемки которых так и не были доведены до конца.
В последние годы своего творчества он старался обращаться к классике.
Его первая работа – комедия «Гонка за самогонкой» (1924). В центре юмористического сюжета – сапожник-подмастерье, который смог передать в руки полицейских самых обычных самогонщиков. Однако все это происходит во сне. К сожалению, эта картина маэстро не сохранилась до наших дней. Затем последовала короткометражка «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос» (1924). И эта работа, в которой Абрам Роом выступил в качестве режиссера и сценариста, не сохранилась. Сюжет картины также остался нераскрытым.
В 1926 году маэстро приступил к съемкам полнометражного фильма «Бухта смерти». Однако история о событиях, развернувшихся на корабле «Лебедь» во время Гражданской войны, не вызвала восторженных откликов у кинокритиков. Не понравился фильм и советским чиновникам, которые посчитали, что автор попытался раскрыть слишком сложные темы.
Первый успех
Слава пришла к Абраму Матвеевичу после выхода ленты «Третья Мещанская» (1927). В ней он поставил на передний план человека и его чувства. История о любовном треугольнике очень взволновала неискушенного советского зрителя. Абрам Роом, фильмы которого стали классикой советского кинематографа, максимально наглядно продемонстрировал, как женщина может испытывать чувства к двум мужчинам одновременно, к мужчинам, которые к тому же дружат между собой. Но в финале картины женщина покидает обоих. Однако представители власти не разделили восторга зрителей, посчитав картину далекой от идей соцреализма.
В конце 20-х Абрам Роом, биография которого, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, снимает еще одну картину, непонятную для советской власти. Речь идет о «Приведении, которое не возвращается» (1929). В этом фильме маэстро обращает внимание зрителя на то, что и в условиях изоляции от общества человек способен к перерождению.
Опала
После выхода художественных лент «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается», а также документального фильма «Ухабы», повествующего о жизни евреев-колонистов, власть не на шутку ополчилась на Роома.
В итоге режиссер был «выдворен» из Москвы в столицу УССР.
Работа в Киеве
Здесь маэстро устраивается работать на киностудию «Украинфильм». Вскоре Абрам Роом, фото которого регулярно печатались в советской прессе, приступает к съемкам фильма «Строгий юноша» (1935). Эта философско-романтическая драма о любви войдет в сокровищницу советского кино. Сценарий написал Юрий Олеша.
Философская история любви
В фильме отсутствуют четкие временные границы: параллельно сосуществуют «отмирающие» герои минувшей эпохи: приживальщик Фёдор Цитронов, доктор Степанов и представители нового поколения, тела которых сложены, как у греческих атлетов. При этом они пытаются быть совершенными как физически, так и духовно, неукоснительно соблюдая правила кодекса чести, которые основываются на твердости духа, сентиментальности, настойчивости, целомудрия.
Однако в фильме существует и другой свод законов, которым руководствуется одна молодая девушка. Его главное правило гласит: «Если чего-то сильно хочешь, то потакай своим желаниям, несмотря ни на что. Не следует сдерживать свои порывы».
Картина выстроена в формате вечного соревнования, постоянной борьбы за право стать совершенным. Здесь деньги не играют никакой роли, отсутствует социальное неравенство, а все делается для того, чтобы сформировать новое племя. Но примечателен тот факт, что нельзя построить равенство даже в идеальной среде. Можно проводить какую угодно пропаганду, давать какие угодно назидания, но двух одинаковых людей взрастить не получится, как ни старайся.
Существует в «Строгом юноше» и любовная линия. Вновь режиссер Абрам Роом поднимает тему неразделенных нежных чувств. Герои вынуждены делать выбор, несмотря на то что, с точки зрения морали, он сложен. Таким образом, маэстро наглядно доказал – даже в идеальном обществе имеет место быть неразделенная любовь.
Фильм получился философским и драматичным: ему долгое время не могли придумать название. Сначала предложили «Дискобол», затем «Волшебный комсомолец», но изменили потом на «Строгого юношу». А в 1936 году цензоры запретили демонстрировать эту философскую картину на широком экране, объясняя это тем, что сюжет картины далек от реальности, а ее концепция и вовсе непонятна. Фильм пролежал на полке до середины шестидесятых, и только потом его стали показывать массовому зрителю. Следует отметить, что проблемы, поднятые в ленте «Строгий юноша», и сегодня являются актуальными.
Творческий перерыв
Естественно, после реакции властей на картину «Строгий юноша» маэстро больше не может спокойно смотреть на то, как критикуют его творчество. Он больше не снимает кино, сосредоточившись исключительно на преподавательской деятельности.
Но спустя некоторое время он вдруг осознал, что его настоящее призвание – это режиссура.
Второе дыхание
В 1940-м Абрам Матвеевич приходит работать на «Мосфильм», чтобы опять снимать кино. На этот раз он ставит картины, угодные цензорам. Были утверждены к просмотру следующие ленты: «Эскадрилья № 5» (1939), «Нашествие» (1944), «В горах Югославии» (1946).
Поздний этап творчества
В 1956 году Роом обратился к теме ответственности врачей, которые во чтобы то ни стало должны спасать человеческие жизни. В итоге появился фильм «Сердце бьется вновь…». В 60-е маэстро режиссировал картины по мотивам произведений русских классиков. В частности, речь идет о лентах «Гранатовый браслет» (по Куприну, 1964 год), «Цветы запоздалые» (по Чехову, 1969 год).
Другое амплуа
Абрам Матвеевич был не только постановщиком фильмов, но и художественным руководителем таких кинолент, как «Дело № 306» (1956 г.), «На графских развалинах» (1957 г.). В картине «Поцелуй Мэри Пикфорд» он попробовал свои силы в качестве актера.
Вклад в искусство
Бесспорно, Роом стал автором нового направления в кинематографе. Современные киноведы назвали бы его стиль гиперреализмом, который базируется на концентрации внимания к среде, игре исполнителя с вещью, акценте на внутренний мир человека.
Найти свою нишу в искусстве ему помогали произведения психолога В. Бехтерева и аналитика психологии З. Фрейда, работа на театральной сцене, занятие медициной на профессиональной основе.
Вне профессии
А был ли счастлив вне профессии Абрам Роом? Личная жизнь режиссера сложилась наилучшим образом. Он женился на актрисе Ольге Жизневой, которую впоследствии снимал практически в каждой своей картине. Вот только детей у Абрама Матвеевича не было.
Маэстро скончался 26 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище, по соседству с супругой.
Источник
28 июня 1894, Вильно — 26 июля 1976, Москва.
Режиссёр, сценарист, актёр, композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950).
Народный артист РСФСР (1965).
В 1914-1917 годах учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917-1922 годах — на медицинском факультете Саратовского университета.
Параллельно учёбе работал в Саратовском отделе искусств преподавателем, был ректором Саратовских высших государственных мастерских, режиссёром в Показательном и Детском театрах.
С 1923 года — режиссёр театра Революции в Москве, сорежиссёр Мейерхольда по спектаклю «Озеро Люль». Режиссёр и педагог Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925-1934 годах — педагог ВГИКа, доцент.
С 1924 года — режиссёр киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 года — режиссёр киностудии Украинфильм, с 1940 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело № 306» (1956). Автор сценария фильма «Ветер» (1926), снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).
Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом, прославленном поколении кинематографистов. Тогда в кинокритике бытовало такое определение: «Большая пятёрка советского кино: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Д. Вертов, Абрам Роом».
Он создавал своё направление в кино. Главное — актёр и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.
Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов — «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» — сделало его европейской кинознаменитостью. Его будут называть родоначальником эротического кино и считать одной из предтеч итальянского неореализма.
Интерес режиссёра к внутреннему, частному человеку, с его интимной жизнью, эротическими чувствами отдавало эстетической крамолой. К середине 1930-х годов она стала недопустимой. И потому подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический”, непонятный, на 30 лет был похоронен в архиве фильм «Строгий юноша». Под таким прессом началась драматическая полоса длиною в 20 лет, когда он будет снимать только официально дозволенное, идеологически одобренное.
Правда, и в этом прокрустовом ложе он, умный, недюжинный художник, порой умел создать большой роомовский фильм. Например, в кинотрагедию военных лет «Нашествие» (по пьесе Леонида Леонова). Но следующие за этим фильмы 1940-х — начала 1950-х годов дышат идеологическим верноподданничеством и мертвящим мастерством.
И вдруг после неудач, забвения, семилетнего молчания наступил поздний ренессанс. Роому было 70, когда в 1964 году он снял «Гранатовый браслет». За Куприным последовал Бунин (не разрешенные к постановке «Солнечный удар» и «А вышло совсем, совсем другое»), за ним Чехов («Цветы запоздалые») и, наконец, Максим Горький («Преждевременный человек» по пьесе «Яков Богомолов»). На это ушло 10 лет далеко не молодой жизни.
Перечитав на экране своих самых любимых русских классиков, Роом создал цикл фильмов о любви, «посвященных музыке, величию женщины, красоте человеческого труда». Эта «песнь торжествующей любви» была и романтичной и эротичной, психологичной и бытоописательной.
Просветленным и жизнеутверждающим оказался эпилог противоречивой и драматической судьбы режиссёра. Так он вернулся к себе самому, в мир той этики и культуры, тех ценностей, которые его сформировали ещё там, в золотом XIX веке.
Лауреат Сталинских премий (1946 — за фильм «Нашествие», 1949 — за фильм «Суд чести»).
Источник