Адабашьян александр личная жизнь дети
Биография
Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. Он искренне называет себя среднеодаренным человеком, которому в жизни повезло с гениальными учителями. Сегодня Адабашьян остается верен профессии — работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и теперь уже изредка появляется на экране как актер.
Детство и юность
Александр родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.
Александр учился в спецшколе с углубленным изучением французского языка. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. То же образовательное учреждение окончила и актриса Татьяна Друбич, с которой впоследствии художник несколько раз пересекался на рабочей площадке.
В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке, но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.
С первого раза поступить не получилось, Александр устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной — парня приняли на факультет художественной обработки металлов.
Летнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. Во многом благодаря влиянию своего друга Никиты Сергеевича Адабашьян и начал работать в кино.
Фильмы
Адабашьян пришел в кино в начале 70-х. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них — «Пять вечеров», «Транссибирский экспресс» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».
Актерская карьера Александра началась в 1974 году. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли. Благодаря счастливой случайности партнерами художника по экрану стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков.
Александр Абдулов, Олег Янковский, Александр Адабашьян и Роман Балаян.
В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей Александра Артемовича и запоминающиеся — дворецкий Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой «Овсянка, сэр!», режиссер немого кино в киноленте «Раба любви».
Позднее в фильмографии мастера появились телеповесть «Город принял», картина-притча «Присутствие». В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Берлиоза. Артист считает Берлиоза талантливым болтуном и циником, удивляется, что режиссер не стал менять внешность актера, лишь взлохматил ему волосы.
Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав с режиссерской работой во Франции. Художник называет первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа.
Александр Адабашьян в фильме “Дипломат”
На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».
В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым потом объехал 4 континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала».
В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне.
Александр Адабашьян и Галина Бокашевская
Александр Артемович всегда открыт экспериментам, поэтому был рад, когда его пригласили на съемки комедийного сериала «Бедные люди». Общение с молодым поколением кинематографистов стало для Адабашьяна новым опытом.
Участие в фильмах для детей — еще одна важная составляющая сегодняшней творческой жизни мастера, несмотря на то, что в России практически не существует условий для проката подобных кинолент.
Адабашьян объясняет свой интерес тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американского кино, смотреть не хотят. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две взрослые дочери, Екатерина и Александра.
Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься. А Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Александр Адабашьян сейчас
В 2019 году, после небольшого перерыва в актерской карьере, Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».
Александр Адабашьян сейчас
Сейчас, судя по новостям, Адабашьян продолжает сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей. В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко.
Фильмография
- 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1975 — «Раба любви»
- 1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»
- 1981 — «Родня»
- 1995 — «Московские каникулы»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2010 — «Утомленные солнцем – 2. Предстояние»
- 2014 — «Солнечный удар»
- 2016 — «Жили-были мы»
- 2016 – «Бедные люди»
- 2019 – «Оппозиционер»
- 2019 – «Дипломат»
Источник
Александр Адабашьян
Александр Артёмович Адабашьян. Родился 10 августа 1945 года в Москве. Советский и российский кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РФ (2016).
Александр Адабашьян родился в Москве в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой.
Отец – Артём Карпович Адабашьян, инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и строительных работ.
Мать – Валентина Никитична Бархударова, преподаватель немецкого языка.
Воспитывался в русской культуре, армянским языком не владеет.
В 1969 году поступил на факультет художественной обработки металлов Строгановского училища, которое окончил в 1971 году.
В 1970 году во время летней практики работал на съёмках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» как декоратор (под руководством художника-постановщика И. В. Шретер). В качестве художника-постановщика (совместно с Алексеем Родионовым) принял участие в съёмках режиссёрского дебюта Сергея Никоненко – короткометражного фильма «Петрухина фамилия».
“С Никитой Михалковым мы знакомы лет с четырнадцати. И, в отличие от всей нашей детской компании, мы всегда знали чего хотим. Он хотел стать актером и собирался поступать в Щукинское, я – художником и хотел идти в Строгановку. Так и случилось. Потом Никиту выгнали из Щукинского за съемки в кино, что тогда студентам запрещалось, и он перешел во ВГИК. Мы были на четвертых курсах. Никита летом снимал курсовую работу и пригласил меня декоратором. А я все свои киноспециальности начинал не с академического изучения, а работая подмастерьем. Так было и в тот раз: мне посчастливилось работать под руководством замечательного художника Ирины Викторовны Шретер. А сценарии я начал писать с подачи Кончаловского, который позвал меня помогать, хотя я до того никогда ничего не писал. Мне кажется, это самый лучший, хотя и не самый легкий путь”, – рассказывал он.
Творческое сотрудничество с Никитой Михалковым продолжилось на съёмках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» (художник-постановщик), а в следующих фильмах Михалкова Александр Адабашьян выступил также как сценарист («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи чёрные»).
Сыграл более сорока эпизодических ролей, создав на экране яркие запоминающиеся образы, такие, как: инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей», Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита».
В 1990 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв французский фильм «Мадо, до востребования», включённый на Каннском фестивале в программу «Перспективы французского кино» и получивший в ней главный приз.
В 2002 году Адабашьян экранизировал роман Б. Акунина «Азазель». На конечной стадии съёмок возникли разногласия с продюсерами Первого канала, режиссёр не смог отстоять собственную концепцию фильма и снял свою фамилию из титров.
В 1997 году поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в 1998 – «Хованщину» в театре Ла Скала.
Несколько раз побеждал в телепередаче «Слава Богу, ты пришёл!».
В играх «Форта Боярд» 2004 года играл роль звездочёта Фура.
Занимался дизайном интерьеров, оформил для ресторатора Антона Табакова рестораны «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Александр Адабашьян
“Художник я по образованию, а все остальное прибавилось. Режиссером я себя не считаю, поскольку режиссура, на мой взгляд, это не профессия, это склад характера. Все хорошие режиссеры, с которыми я сталкивался, по натуре лидеры. Режиссером может быть только человек, который твердо убежден, что его видение мира, его взгляд на мир – единственно правильный и уникальный. Это как в поэзии. Если поэт не уверен, что его описание заката, восхода, любви или, скажем, роз неповторимо, – он не поэт, потому что до него все это уже было не раз замечательно описано”, – говорил Адабашьян.
“Я не считаю себя человеком талантливым. Совершенно искренне считаю себя человеком средних способностей. Но благодаря тому, что встретился в жизни с хорошими учителями, я смог кое-что сделать в жизни”, – отмечал кинодеятель.
“Интеллигенция – крайне размытое понятие. В советское время интеллигенцией называли всякого, кто не занимается физическим трудом. В наши дни, кажется, за этим словом автоматически стоит понятие «либеральная интеллигенция». Интеллигент должен все время быть в оппозиции к власти, быть все время против всего, быть ориентированным на что-то более прогрессивное, а именно на что-то западное. Ведь именно там находятся настоящие либеральные ценности. И главное его занятие – это бесплодная болтовня. Так вот, в этом смысле я себя интеллигентом не считаю”, – указывал Александр Артёмович.
Рост Александра Адабашьяна: 163 сантиметра.
Личная жизнь Александра Адабашьяна:
Первая жена – Марина Лебешева (сестра Павла Лебешева).
Вторая жена – Екатерина Шадрина (работала ассистентом художника по костюмам у Михалкова в “Пяти вечерах” и у Сергея Соловьева в “Спасателе”). Дочь – Александра, окончила греко-византийское отделение филологического факультета МГУ, родила дочь Екатерину – внучку Адабашьяна.
Екатерина Шадрина в фильме “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Фильмография Александра Адабашьяна:
1968 – 24-25 не возвращается – сотрудник бакинской милиции
1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих – информатор Брылова
1975 – Раба любви – режиссёр немого кино
1978 – Сибириада – продавец
1979 – Пять вечеров – Тимофеев
1979 – Город принял – Марчелло
1981 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей – дворецкий Джон Бэрримор
1981 – Родня – Официант Саня/стекольщик на перроне
1982 – Полёты во сне и наяву – скульптор
1983 – Поцелуй – Сергей фон Раббек
1984 – Два гусара – купец
1986 – Храни меня, мой талисман – мсье Дардье
1986 – Обвиняется свадьба – Борис Горин, тамада
1987 – Очи чёрные – медперсонал в санатории
1992 – Присутствие – эколог
1993 – Настя – представитель министерства культуры
1995 – Московские каникулы – алкоголик
1999 – Президент и его внучка – доктор
2000 – Чёрная комната – муж (новелла «Клеопатра»)
2000 – Бременские музыканты & Co – Осёл-старший
2004 – Год Лошади: Созвездие скорпиона
2004 – Я тебя люблю – фотограф Тарас
2005 – Мастер и Маргарита – Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа
2005 – Счастье ты моё – драматург, муж Верки
2006 – Заколдованный участок – геодезист Михалыч
2006 – Вы не оставите меня – «актив района»
2006 – Девять месяцев
2007 – Игра слов. Переводчица олигарха – отец Ирины
2007 – 12 – судебный пристав
2007 – Джоконда на асфальте – синьор Ванутти
2008 – Домовой – издатель
2008 – Плюс один – мужчина у ларька
2008 – Древние восточные церкви – ведущий
2010 – Утомлённые солнцем 2: Предстояние – партийный функционер
2010 – Человек с бульвара Капуцинок – строитель-философ
2010 – Лиговка – “Филателист”
2010 – Слон
2010 – Поцелуй сквозь стену – Ярило Ольгович Карташов
2010 – Смерть в пенсне, или Наш Чехов – Хорхе
2011 – Московский декамерон – художник по костюмам
2013 – Ку! Кин-дза-дза – робот Абрадокс (озвучивание)
2013 – Пётр Лещенко. Всё, что было… – бармен Поль
2013 – Шерлок Холмс – редактор
2013 – Собачий рай – Борис
2013 – В России идёт снег – мэр
2014 – Солнечный удар – фотограф
2015 – Без границ – фотограф
2016 – Герой – Чиж
2016 – Бедные люди – издатель
2016 – Жили-были мы – дед Данила
2017 – Точки опоры – Яков Моисеевич, антиквар
2018 – Дипломат
Режиссёрские работы Александра Адабашьяна:
1990 – Мадо, до востребования (номинация на премию «Сезар», Франция)
2002 – Азазель
Сценарные работы Александра Адабашьяна:
1973 – Поклонник
1977 – Неоконченная пьеса для механического пианино (по мотивам произведений А. П. Чехова)
1978 – Транссибирский экспресс
1979 – Пять вечеров (по пьесе А. М. Володина)
1979 – Несколько дней из жизни И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова)
1983 – Рецепт её молодости
1984 – Воскресные прогулки
1984 – Выигрыш одинокого коммерсанта
1986 – Мой любимый клоун
1987 – Очи чёрные (по А. П. Чехову)
1988 – История одной бильярдной команды (в соавторстве с С. Аларконом)
1989 – Одинокий охотник
1990 – Испанская актриса для русского министра
1990 – Мадо, до востребования (Франция)
1991 – Агенты КГБ тоже влюбляются
1993 – Настя
1994 – Как два крокодила (Come due coccodrilli, Италия)
1995 – Дом
1996 – Шрам. Покушение на Пиночета (Россия – Чили) (соавтор сценария)
2002 – Фотограф (исп. El Fotógrafo, Чили), в соавторстве с С. Аларконом
2008 – Отцы и дети
2013 – Ку! Кин-дза-дза (соавтор сценария)
2013 – Собачий рай
2014 – Солнечный удар
Работы Александра Адабашьяна как художника:
1970 – Спокойный день в конце войны (с И. В. Шретер)
1971 – Петрухина фамилия (с А. Б. Родионовым)
1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих (с И. В. Шретер)
1975 – Раба любви
1976 – Матерь человеческая
1977 – Неоконченная пьеса для механического пианино
1978 – Сибириада
1979 – Пять вечеров
1979 – Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981 – Родня
1982 – Избранные
1983 – Без свидетелей
1987 – Очи чёрные
2008 – Отцы и дети
2013 – Собачий рай
Источник
Приют спокойствия
Валентина Оберемко, «АиФ. На Даче»: Александр Артёмович, расскажите, как у вас появилась ваша дача?
Александр Адабашьян: Дачу мы купили давным-давно, как только у нас появилась финансовая возможность. Место выбирала жена, потому что я в то время работал за границей: здесь работы не было, а надо было как-то жить. Мы совместно решили найти какой-нибудь тихий уголок, где не будет суеты и можно отдохнуть без проблем. Больше всего супруге понравилось в посёлке Загорянский. Это стародачное место вдалеке от всевозможных тусовочных объектов, там тихо, спокойно. Тут у нас с ней вкусы совпали.
Фото: www.globallookpress.com
Когда мы приобретали дачу, там были такие запущенные, заросшие травой участки, заборы как будто из времён «Тимура и его команды». Сейчас всё поменялось: появились трёхметровые ограды, гигантские дома. Но всё равно это пока ещё дачное место. Там нет нужды наряжаться, чтобы выйти на улицу, можно гулять в валенках, никто не смотрит косо, если ты едешь не на «Лексусе», а на машине поскромнее. Там пока что сохранились очень старые участки – зелёные, с высокими деревьями, действительно похожие на дачу, а не на загородный дом.
Фото: Сергей Иванов
Просто, но со вкусом
– А дом на участке уже был или вы строили всё с нуля?
– Было даже два. Первый – это двухэтажный сруб. Второй – летний домик, в котором хозяева жили, пока возводили большой. Мы оставили и реконструировали оба дома, потому что семья у нас немаленькая. У старшей дочери пятеро детей, у младшей пока только один, но всё равно хватает народа.
Второй дом пришлось практически строить заново, потому что это было эдакое приблизительное жилье, где зимой очень холодно. Наши дома самые обычные – деревянные, в два этажа. Есть горячая вода, отопление – мне кажется, этого вполне достаточно для нормальной жизни за городом. Единственная вычурность – необычная деревянная пристройка, творение моей супруги. Вообще весь интерьер придумала она, я занимался лишь мелкими техническими деталями, поскольку имел кое-какой опыт в строительстве. Также привносил от себя какие-то мелочи, например, касательно цветовой гаммы. Я предпочитаю чистое дерево или разве что минимальную «прозрачную» окраску. Таким мы и сделали наш дом. Всё скромно и уютно, никакой роскоши.
Фото: www.globallookpress.com
Вдали от суеты
– Дачу вы покупали для отдыха или планировали жить там постоянно?
– Я бы с удовольствием жил в Загорянке, но, к сожалению, не получается, потому что по работе часто приходится бывать в Москве. А жена и дети, особенно летом, стараются находиться там постоянно. Отдыхают, загорают, общаются друг с другом. «Сельхозугодий» у нас на даче нет: никто ничего не выращивает. Растут только деревья, трава, кусты – сами по себе. Такая вот природа.
– А с кем-то из соседей дружите?
– Общаемся, но в гости друг к другу не ходим. На даче тянет пожить спокойно, а гостей нам и в Москве хватает. Для меня это место для расслабления, уединения. Из-за работы мне там удаётся проводить не больше 3–4 дней за приезд, поэтому хочется в полной мере насладиться тишиной и природой, а не устраивать посиделки.
У нас тут рядом город Королёв, где теперь вполне московская инфраструктура. Поэтому из нашей Загорянки сейчас не нужно ехать за продуктами в Москву, как это приходилось делать раньше. Можно быстро съездить куда-нибудь перекусить, пройтись по торговым центрам и при этом не отрываться надолго от дачной жизни.
Фото: www.globallookpress.com
Источник