Аделина патти биография личная жизнь

Аделина патти биография личная жизнь thumbnail

Одной из лучших оперных певиц всех времен, а не только конца XIX – начала XX века, когда она жила, считается Аделина Патти. Удивительный голос, удивительная судьба. Ее пение благодаря чуду звукозаписи могут оценить и наши современники. Колоратурное сопрано оперной дивы было желанным во всех театрах мира. Пресса не жалела красок, называя голос любимой примы композитора Джузеппе Верди гипнотическим. В России горячими поклонниками ее вокала были композиторы Серов и Чайковский. Ее по жизни преследовала удача. Каждое выступление – аншлаг, каждые гастроли – фурор, ее гонорары в свое время считались наивысшими в мире.

Пожалуй, современного читателя столь концентрированные строки об успехе заставят кисло улыбнуться и прекратить чтение, но не спешите. Не об успехе эта статья, а о живом человеке. Безумно талантливом, впечатлительном, искреннем, жертвенным. Она, как никто другой, была безразлична к своей славе, всю свою жизнь служа искусству так, что могла бы стать примером для многих современных исполнителей.

Семья Аделины

Родители будущей мировой звезды – профессиональные оперные певцы. У нее были две старшие сестры: Амалия и Карлотта, а также старший брат Карл. Четвертой родилась в семье Патти Аделина. Биография ее в детские годы свидетельствует о неожиданном и мощном проявлении таланта.

аделина патти

Ее мама, обладательница яркого сопрано, всего за несколько часов до родов исполняла партию Нормы в Королевской Мадридской опере. После родов голос Катерины Барилли оказался навсегда утерянным, в дальнейшем она уже не могла петь профессионально. Отец девочки, тенор Сальваторе Патти, зарабатывал в Испании деньги, которых едва хватало, чтобы свести концы с концами.

Когда семья Патти решила эмигрировать в Новый Свет? Все изменил случай. Представьте себе потрясение мамы, когда через шесть лет после рождения Аделины она подошла к двери детской и замерла. Она услышала абсолютную для любого знатока, глубоко прочувствованную и безупречную по технике исполнения выходную арию Нормы в исполнении своей крошечной дочери. Певица, оставившая сцену, так и не смогла открыть дверь, она молча стояла в слезах, будучи глубоко потрясенной голосом дочери. Такого не может быть!

Вскоре на семейном совете приняли решение эмигрировать в Соединенные Штаты.

Америка. Успех девочки-вундеркинда

В Новом Свете Аделина Патти с первых же дней стала знаменитостью, фактически став кормилицей семейства. Шутка ли, 300 полноценных концертов для семилетней крошки за 4 года (с 1850 по 1854 г.)! Абсолютный слух и блестящая память позволяли «маленькой Флоринде» запомнить любую арию, всего лишь несколько раз прослушав ее. Ее знали и любили не только на континенте, но и на Антильских островах, в Кубе.

Бог был благосклонен к ней: при такой нагрузке, бывает, даже взрослые певцы теряют голос, но Адель все-таки сохранила его. Удивительная девочка с недетскими печальными глазами и с вызывающим уважение стремлением смогла заставить всех считаться с ней не как с вундеркиндом, а как со взрослой певицей. Она прекрасно понимала, что выступать в таком же духе – это временно. Как только ее семья поправила свое материальное состояние, девушка вдохновенно начала готовиться к следующему этапу своей карьеры.

Девушка – певица

Под руководством кузена-музыканта, мужа своей старшей сестры, за четыре года блестяще осваивает 19 новых арий Аделина Патти. Биография ее гласит, что профессионализм девушки был признан американской публикой. Перед юной певицей открылись сцены театров Нового Света. Оперных знатоков из Соединенных Штатов восхитил уровень исполнения ею арии Лючии в одноименной опере Доницетти. Музыкальные критики поняли: в Америке засиял вокальный талант мирового масштаба.

аделина патти биография

В подтверждение ее профессионализма, вместе с другой примой Эммой Олбани Аделину удостоили особой чести. Их пригласили в Монреаль для солирования на мировой премьере кантаты Карла Сабатье, посвященной принцу Уэльскому.

Диапазон, превышающий 3 октавы, пластичность во владении голосом и природная красота снискали горячих поклонников. Она пела только то, что ей нравилось. Зрители всегда видели только ее настоящий смех и настоящие слезы. Девушка заряжала своей энергией весь зал. Однако твердости ее характера могли позавидовать и опытные примы: то, что начато, должно быть допето.

Европейские сцены

Ощущая силу своего дара, девушка решила сделать то, что не удалось ее родителям: получить мировое признание. В 1861 году триумфально выступала в Лондоне, Париже и Берлине Аделина Патти. Певица шестнадцати лет с хрустально-чистым, способным выразить все сущее голосом покорила знающих толк в искусстве европейцев. Ее пригласили в Ковент-Гарден для исполнения роли Амины в «Соннамбуле» Беллини.

Ее голос хрустальной чистоты плавно скользил между октавами, выражая самую душу произведения. Казалось, технически он не имел пределов: во время исполнения арий эта маленькая фея сцены то голосом воспроизводила игру кларнета, то блестяще имитировала пенье соловья. Но что самое главное, она, исполняя лирику, умела трогать струны души, да так, что заставляла людей в зале плакать.

Добившись успеха в Европе, певица по-прежнему была востребована и американской публикой. Ее ожидала беспокойная жизнь: концерты то с одной стороны Атлантики, то с другой…

Женщина – символ времени

Как следует из биографии певицы, на публике она всегда появлялась в шикарных и дорогих нарядах. Портреты Аделины Патти в конце XIX века украшали многие модные салоны. Восхищение ею было характерно для человеческого сообщества XIX века. И это факт. Доказательством тому могут послужить литературные произведения писателей – ее современников. Оскар Уайльд упомянул о ней в «Дориане Грее», Эмиль Золя – в романе «Нана», Жюль Верн – в романе «Деревня в Тритопсе».

аделина патти певица

Чудесное спасение

Один из дней 1862 года перевернул ее жизнь. Из десятков человек экипажа и сотен и сотен людей, пассажиров парохода «Гамбург – Нью–Йорк» спаслись лишь несколько. Среди ревущих и вздымающихся штормовых волн суровой Атлантики пытались выжить трое: стройная черноволосая девушка и два моряка.

Бедняжку уже совсем оставили силы, она смирилась с мыслью о смерти и начала прощаться с одним из них. Тот оборвал ее грубо: «Перестань визжать от страха, не то по морде получишь. Пока я жив – ты не умрешь». Он держал ее на волнах, как мог. К счастью, море успокоилось, и потерпевших бедствие спас экипаж проплывавшего мимо парусника.

В дальнейшем этот день считала своим вторым днем рождения Аделина Патти. Музыка теперь для нее стала всем. Молодая женщина, дотоле опьяненная успехом, перед лицом гибели пересмотрела свои взгляды на жизнь.

Новые выступления

Слава, деньги для нее стали чем-то вторичным. Она, для которой богатство уже мало что значило, похоже, нашла вкус в огранке своего таланта. И это вскоре ощутили все, даже салонные сплетницы, обсуждающие ее наряды. Именно на этом этапе ее назвал лучшей певицей в мире и стал писать для нее партии великий композитор Верди, назвав ее «лучшей певицей в истории оперы» и «непревзойденной артисткой». Кстати, в своем мнении он был не одинок, его поддержали многочисленные музыкальные критики.

Впрочем, другой композитор – Россини, убежденный сторонник итальянской классики, подверг острой критике, нет, не вокал Аделины, – модификацию, изменение канонических арий ее концертмейстером и кузеном Стракошем.

В этом же 1862 году Патти исполнила партии из «Дома Пейна» Джона Говарда в Белом доме для президента США Авраама Линкольна и его жены Мэри. Президент не выдержал и расплакался: выразительный голос Аделины срезонировал с его чувствами, чувствами отца, потерявшего сына Вилли, который умер от тифа.

Даже современные музыкальные критики признают, что Аделина Патти владела одним из лучших сопрано в истории благодаря замечательной чистоте лиричного голоса и нереальному качеству техники бельканто.

Выступления в России

В 1869-1877 гг. прима неоднократно выступала в обеих российских столицах. За честь посетить ее концерты считали выдающиеся деятели искусства и представители высшего света. Театры были переполнены, билеты раскупались мгновенно. Тысячи взглядов притягивала «точеная небольшая фигурка, с профилем, точно вырезанным из слоновой кости», как писал о ней К. Станиславский.

аделина патти фото

О популярности ее в России упомянул Л. Толстой в «Анне Карениной», когда главной героине пообещали достать билет в ложу на концерт «итало-французской примы». Композиторы Петр Иванович Чайковский и Александр Николаевич Серов считали ее лучшей на оперной сцене (с такими экспертами трудно не согласиться). Чайковский писал:

Госпожа Патти по всей справедливости занимает уже много лет кряду первое место между всеми вокальными знаменитостями… Это одна из тех немногих избранниц, которые могут быть причислены к ряду первоклассных из первоклассных аристократических личностей.

Ее превозносили и ею восхищались. Как-то во время концерта в Белокаменной певица прикоснулась рукавом платья к сценическому светильнику, и оно вспыхнуло. Бдительные поклонники мгновенно потушили его. Впрочем, обгорелые одежные хлопья зрители не оставили лежать на сцене, а расхватали в качестве сувениров.

Однако не все российские музыканты придерживались мнения, что каноны современной им оперы задает именно Аделина Патти. Мусоргский («Раек», сатирическая пьеса) среди многих упомянутых закостенелых российских и зарубежных деятелей культуры иронично упомянул и эту приму в аспекте ее пребывания в своем мирке, в состоянии «сладострастного самоуслаждения».

Последний этап творчества оперной карьеры

Ее вклад в оперное искусство неоспорим. Практически всю свою жизнь находилась в фокусе слушательских симпатий Аделина Патти. Награды британского королевского двора и шведского престола свидетельствуют о том:

  • Золотая медаль королевского филармонического общества (1895).
  • Медаль литературы и искусства (1900).

Даже во время зрелости, нужно отдать должное, она постоянно меняла свой репертуар. Публика не переставала удивляться новизне ее образов: аплодировала Гильде в «Риголетто», титульной партии «Семирамиды», Зерлине из «Дона Джованни» и Виолетты из «Травиаты».

патти музыка

В 1893 г. по ее просьбе композитор Эмилио Пицци написал оперу с главной партией Габриэллы для мировой премьеры в Бостоне.

Единственный в жизни свой неудачный гастрольный тур по США певица Патти совершила 10 лет спустя! Ее голос уже не выдерживал сверхинтенсивных концертных нагрузок. Впрочем, и после этого прима выполняла отдельные арии на частных концертах.

Последнее ее значимое выступление состоялось 24 октября 1914 года на благотворительном, в помощь жертвам I мировой войны, концерте Красного Креста в лондонском Альберт-Холле.

Впрочем, некоторые музыкальные критики сходятся в том, что, обладая совершенной техникой, на заключительном этапе своей оперной и концертной карьеры певица уже не пыталась создавать эксклюзив на сцене, она превратилась в обычную консервативную «академичную» приму, обладающую совершенной техникой. Она поддерживала свою популярность за счет исполнения сентиментальных арий с запоминающимися мелодиями, которые прогнозировано нравились армии ее поклонников.

Звукозапись

Сохранившиеся записи голоса Патти относятся к 1905-1906 гг. и сделаны компанией Gramophone & Typewriter (предшественницей EMI Records). Однако это был голос примы, пребывающей в силу возраста (60 лет) уже далеко не на пике своей артистической формы. Однако знатоки, несмотря на уменьшившийся дыхательный диапазон, по записям могут оценить чистоту ее голоса и мастерство бельканто. Голос певицы завораживает, и можно только представить себе, каким он был, когда прима зарабатывала баснословные гонорары.

Личная жизнь

Страстной дамой, обладающей холерическим характером, слыла Аделина Патти. Биография, личная жизнь певицы несут на себе печать ее природного темперамента. Мало кому известно, но она была виртуозом не только на сцене, но и за бильярдным столом. Первым мужчиной примы считается тенор Марио. В дальнейшем, будучи любовницей Анри де Лосси, барона Вилле, прима трижды сочеталась узами брака. Первым мужем певицы, с 1877 г., был Генри де Роже де Каусак (Маркиз Ко). Оба имели связи на стороне, и брак скоро распался (в 1885 г.). Причем экс-супруг повел себя корыстно и мстительно: у примы отсудили половину ее состояния.

аделина патти мусоргский раек

Вторым супругом с 1886 г. для Патти стал французский тенор Эрнесто Николини. Этот союз прервался из-за смерти певца. Он вполне мог бы стать счастливым, возможно, если бы в нем появились дети. Однако гастрольный стиль жизни дивы не дал свершиться их семейному счастью.

Третьим мужем Аделины с 1899 г. стал шведский аристократ барон Рольф Седерстрем, красавец, много младше певицы. Швед женился на стареющей диве по расчету. Чета поселилась в Южном Уэльсе, где Патти приобрела замок Крейг-и-Носс. Отдушинами для души певицы служили построенный по ее же замыслу небольшой частный театр, а также шикарный бильярдный стол, по нынешним ценам стоивший более ста тысяч долларов. После смерти знаменитой супруги Седерстрем недолго пробыл вдовцом, практически сразу женившись на более молодой женщине. Та родила ему дочь, которая и стала наследницей всего состояния.

Спонсорство и меценатство

При довольно бурной личной жизни певица не имела своих детей. Однако она любила и окружала заботой своих племянников, не жалея денег на их образование. Те, как и тетя, посвятили себя искусству:

  • известная актриса и певица Бродвея Патти Люпон;
  • популярный музыкант Скотт Дэвурс;
  • певица валлийской оперы Лиза Дарк (супруга тенора Эрнесто Николлини).

По месту своего последнего проживания певица профинансировала строительство железнодорожной станции. Также на ее средства был создан известный зимний сад.

Последние годы

Она доживала свою жизнь в доброй старой Англии, стране классики, стране соблюдения традиций. Прима красиво состарилась, что бывает крайне редко. Она так и не утратила своего главного богатства – чудного голоса.

Умерла Патти в своем замке, однако потом была перезахоронена на известном парижском кладбище Пер-Лашез. В последние свои дни прима писала без всякого притворства:

Не думайте, что я принимала доброту, оказываемую мне целым светом, и многие почести, которых меня удостаивали, за вполне заслуженные мною. Я знаю, что это лишь дань за ниспосланное мне Богом дарование, а я только использовала этот свой Божий дар.

Заключение

Даже сегодня на “Ютубе” мы можем скачать и прослушать записи ее голоса. На фоне легкого треска несовершенной аппаратуры слышно, что она владеет им в даже в большей степени, чем многие современные дивы. Не верится, что эти записи сделаны 60-летней дамой! (Лишь только когда она была в почтенном возрасте, появилась такая техника). Какой же блистающей и пленительной Аделина выходила на сцену в 30 лет!? Это мы можем только представить, читая воспоминания ее современников.

певица патти

Аделина Патти… Воплощающая собой золотой век театрального искусства, та, кому стоя аплодировала публика всех столиц мира, та, о ком расчувствованный Жак Оффенбах писал строки:

Спешу зреть в столице див, воплощающих на сцене кипение страстей. Обожаю Патти в «Доне Паскуале» и Терезу в «Сапере».

Символом своей эпохи стала Аделина Патти. Фото ее портретов отображают и одухотворенность, и красоту элегантной, стройной и красивой брюнетки с поразительно живыми, выразительными даже на полотне глазами. Нет причин не доверять такому эксперту оперы, каковым считается Джузеппе Верди. А он говорил, что перед нами – одна из настоящих королев классической сцены, одна из представительниц лучшего сопрано в мире на все времена!

Источник

Аделина Патти была настоящей оперной дивой девятнадцатого века с уникальным тембром голоса. Однако репертуар певицы состоял в основном из комедийных и лирических произведений. Голос Патти включал в себя три октавы, который позволял ей исполнять невероятные фиоритуры.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

У судьбы на Аделину с самого рождения были планы. Она родилась в 1843 году в здании Мадридской оперы, после выступления своей матери на сцене, которая в тот день пела партию в опере «Норма». Отец Патти также трудился оперным певцом.

Вскоре после рождения Аделины, которая была четвёртым ребёнком в семье, мать покинула сцену. Через пять лет всё семейство отправилось в Нью-Йорк в поисках заработка.

Интерес юной Патти к пению начал проявляться с самого детства, так как родители часто брали её на выступления оперных певцов. Талант Аделины был очевиден, и вскоре после недолгих занятий с братом, певица вышла на сцену.

Дебют будущей звезды состоялся в 1850 году, которая исполнила несколько арий, с феноменальной для её возраста точностью. Очень быстро слава о маленькой диве разлетелась по Нью-Йорку, но родители понимали, что выступления в раннем возрасте могут плохо сказаться на голосе девочки. Однако из-за материальной нужды дали согласие на выступления. За несколько лет Аделина Патти объездила весь Новый Свет, дав при этом более трёхсот концертов.

В 1855 году она приостановила свои выступления, чтобы освоить новый вокальный материал. Её педагогом стал муж старшей сестры – Стракош. Под его началом она дополнила свой репертуар девятнадцатью новыми ариями.

Спустя несколько лет, в 1859 году, Аделина Патти покорила сцену в нью-йоркской музыкальной академии, покорив своим пением искушённую публику. Оперная дива вновь отправляется в турне по американским городам, только уже в компании скандинавского скрипача Уле Буллема. Завершив гастроли в Америке, Аделина отправилась покорять Европу.

В 1861 году состоялось грандиозное выступление Патти на сцене «Ковент-Гардена», которая исполнила арию Амины из «Сомнамбула». Этот театр видел её лучшие роли в течение двадцати трёх лет. Именно Великобритания стала для Аделины вторым домом, несмотря, что певица объехала почти весь мир.

Дальше ей покорились такие страны, как Испания и Франция, в которых она также произвела фурор. В 1869 году Аделина Патти выступила в Санкт- Петербурге со своей визитной карточкой – «Сомнамбулой». За сезон дива исполнила партии в «Лючии ди Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Линде ди Шамуни», «Любовном напитке» и «Доне Паскуале». К окончанию сезона, артистку признали выдающейся певицей.

В России артистку застал не только успех, но и личная драма, после которой Аделина не появлялась в стране больше двадцати лет, боясь сплетен и пересудов. В 1904 году её вновь услышала российская публика, придя также в восторг, как и много лет назад.

Своё последнее выступление она дала в 1914 году в «Альберт – Холле», хотя от благородного голоса почти ничего не осталось, тембр всё же остался таким же приятным.

Скончалась Аделина Патти в 1919 году в своём поместье в Уэллсе.

Чтобы не пропускать наши новые интересные статьи для любителей музыки подпишитесь на канал!

А так же поддержите нас лайком, Вам ничего не стоит, а нам приятно и мы понимаем, что не зря стараемся для вас!

Как вам исполнение Аделины? Пишите в комментариях!

Источник