Айдан салахова биография личная жизнь

Айдан салахова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Айдан Салахова — известная личность на современной арт-сцене. Она открыла первую галерею в Советском Союзе, хотя по прошествии лет разочаровалась в этом бизнесе. Скульптор, педагог, общественный деятель и живописец — эти профессии женщина умудрялась совмещать на творческом пути, регулярно удивляя публику своими работами.

Детство и юность

Дочь знаменитого живописца и первого секретаря в Союзе художников СССР Таира Теймуровича родилась 25 марта 1964 года. Мать Ванцетта Ханум писала картины. Одна из бабушек Тамара Артемовна Петросян (Ханум) удостоилась звания народной артистки. А дедушка отличился певческим талантом, выступая в театре.

Казалось, творческий путь Айдан был предопределен. В детстве девочка не думала о карьере в искусстве. В интервью телеведущей Полине Аскери Салахова призналась, что в школьные годы планировала стать биологом-генетиком. Родители же настояли на том, чтобы дочь поступила в художественную школу.

Айдан Салахова в детствереч

Будущий скульптор и галерист видела, как отец трудится в мастерской, а после надевает костюм и уходит на службу. Поэтому для нее не было никакого противоречия в том, чтобы соединить искусство и бизнес в профессии.

Девочка также занималась спортом — в школе ходила в секцию баскетбола, и при этом посещала скульптурную студию. Интересный факт: Салахова сделала первый барельеф в 11 лет.

Поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова было уже осознанным решением выпускницы. О полученном образовании впоследствии отзывалась двояко, говоря, что классическая школа ставит в жесткие рамки, из которых ей пришлось самостоятельно выбираться. К слову, учебное заведение девушка окончила экстерном, на год раньше. Дипломной работой стал триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне».

Личная жизнь

Айдан не скрывала, что у нее было много поклонников. В молодости это были непродолжительные романы. Первый брак с отцом Кая Гором Чахалом оказался тоже недолгим. Женщина неоднократно возвращалась к этому опыту, не стесняясь в интервью излагать причины развода.

Салахова — человек творческий, который не смотрит на часы за проектом и не готов забыть себя в рутине семейных будней. Художница сообщала: главной ошибкой было то, что она выбрала в мужья человека, который также занят в искусстве.

Кроме того, Айдан после разрыва и вовсе решила, что брак — это не ее. Семья в ее понимании — непростой и даже тяжелый проект. Свое дело женщина любила намного больше и, пытаясь разорваться между работой и супругом, стала проигрывать и там, и там.

Однако одиночество дочери Таира Теймуровича не грозило, хотя мужчины в ее жизни не задерживались. Наиболее продолжительные отношения художница построила с Сергеем Шутовым и Ираклием Пурцхванидзе.

Айдан Салахова и Григорий Речан

Сына Кая женщина воспитывала сама, оставшись без мужа, когда тому едва исполнилось 2 года. Детей больше не планировала, вспоминая, как в тяжелые 90-е годы вынуждена была браться за любую возможность заработать. В последние годы у Айдан появился постоянный спутник жизни Григорий Речан.

Личную жизнь Салахова старается не афишировать. Однако на страницах в «Инстаграме» и «Фейсбуке» делится совместными фото с Григорием и разрешает поклонникам проникнуть в святую святых — собственную мастерскую, где высекает очередной шедевр. А на личном сайте предлагает публике ознакомиться с уже готовыми работами — графикой и живописью.

В начале 2019 года друзья обеспокоились состоянием здоровья талантливой художницы, но диагноз Айдан остался тайной. Женщина возрождалась из глубоких кризисов не раз — справилась и с болезнью, уже в середине весны вернувшись в творчество.

Творчество

В 1989 году выпускница института имени В. И. Сурикова вместе с Александром Якутом и Евгением Миттой явили миру Первую галерею в Москве. Цель молодых деятелей состояла в том, чтобы познакомить публику с проектами художников концептуального авангарда. Через 3 года Салахова открыла собственное заведение — Айдан-галерею.

На первой выставке внучка знаменитой Тамары Ханум не представила ни одной своей работы. Зато осветила творчество Сергея Волкова, мужа Гора Чахала, Александра Безукладникова. Сейчас бывший галерист сожалеет, что в 1992 году затеяла этот бизнес, а не вкладывала силы в искусство.

В биографии знаменитости были и скандальные моменты. В экспозициях Салаховой большое место было уделено «обратной» стороне любви. Откровенно она рассказывала о неприглядных моментах, с которыми приходится сталкиваться женщине — о тяжелых родах, абортах.

Яркий пример — инсталляция «Золотая исповедь», в которой художница совмещает нарядную картину в стиле салонной живописи с рисунками, изображающими гинекологические приборы и даже патологических эмбрионов. Работы «Бедная мама» и «Аборты» вызвали ажиотаж у зарубежной аудитории.

Айдан Салахова и Андрей Малахов

Читайте также:  Ирина коренева биография личная жизнь муж

Интерес Салаховой к Востоку привел ее к частому использованию в проектах образа девушки в парандже. Скульптор стремилась передать закрытый и оттого манящий мир мусульманки, который спрятан за хиджабом. Также она попыталась изобразить в одной экспозиции две темы — исламскую традицию и сексуальность.

Результат оказался шокирующим для автора. В июне 2011 года работы талантливой художницы были представлены на Венецианской биеннале и подверглись жесткой критике от азербайджанского президента Ильхама Алиева. Политическому деятелю пришлись не по вкусу два объекта — «Предстоящая» и «Черный камень».

Глава негативно отозвался по тому поводу, что на международной выставке его государство будет представлено мусульманским искусством. А «Черный камень» и вовсе посчитал оскорбляющим ислам.

К слову, венецианский инцидент только вызывал ажиотаж вокруг талантливой персоны — итальянский телеведущий и политик Витторио Згарби предложил перенести инсталляции в Джардини. Сама галерист отмечала, что цены на ее работы только возросли. Это тоже повлияло на решение закрыть галерею в 2012 году и окунуться в творчество, оставив бизнес.

Айдан Салахова сейчас

Из-за пандемии коронавирусной инфекции женщина на протяжении четырех месяцев не могла вернуться в то место, где высекала из мрамора шедевры последние несколько лет — в город Каррару. Более того, приехав из Италии, она сразу попала в ГБУ «Царицыно», где провела положенные две недели карантина. Анализы пришли отрицательные.

Картина Айдан Салаховой из серии «Новые святые»

Тема пандемии тронула художницу. Она призывала россиян быть осторожнее и соблюдать меры безопасности. Сама же, после того как выписалась из лечебного учреждения, показала в «Инстаграме» две небольшие картины, иллюстрирующие врачей в костюмах химзащиты. Этот проект живописец называла «Новые святые».

Сейчас художница вернулась в Италию и уже 10 июля 2020 года выставила фото вместе с Пьетой в Карраре, которую не успела закончить ранее.

Персональные выставки

  • 1990 — «Визуальная стимуляция», Москва.
  • 1991 — «Золотая исповедь», Москва
  • 1992 — «Леда и лебедь», Нью-Йорк
  • 1997 — «Антонимы», Санкт-Петербург
  • 1998 — «Саспенс», Москва
  • 2000 — «Спящая красавица», Кунстлерхаус Бетаньен
  • 2000 — «Чай в пустыне», Москва
  • 2001 — «Живые картины», Санкт-Петербург
  • 2002 — «Кааба», Москва
  • 2002 — «Хабиби», Берлин
  • 2005 — «Абстракт», Москва
  • 2005 — «Я люблю себя», Москва
  • 2006 — «Айдан Салахова», Санкт-Петербург
  • 2007— «Персидские миниатюры», Комо
  • 2009 — «Kicik Qala Art», Баку
  • 2012 — «Персидские миниатюры», Дубай
  • 2013 — «Out of Body», Дубай
  • 2015 — «Недоступность», Серпухов
  • 2016 — «Revelations», Лондон

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июня 2020; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Салахова.

Айда́н Таи́ровна Сала́хова (азерб. Aydan Tair qızı Salahova; род. 25 марта 1964, Москва) — советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор.

Академик РАХ (2007; член-корреспондент 2002). Член Союза художников СССР с 1988 года.

За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником.[1]
Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum; в частных коллекциях И. Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова, В. Бондаренко и других. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва), Cuadro Fine Art Gallery (Дубай).[1]
Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Дочь Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, академика Таира Салахова.

Биография[править | править код]

Родилась 25 марта 1964 года в Москве. Отец – Таир Теймур оглы Салахов и мать – Ванцетта Мухитдиновна Ханум – художники. Бабушка (по матери) – известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР . Дед (по матери) – театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.

В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (Дипломная работа — триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне»). С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.

В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992).

В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ.

В 2005—2007 годах — член Общественной палаты РФ.

Читайте также:  Тиньков биография личная жизнь жена

При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Ещё в начале 90-х Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.

Творчество[править | править код]

Т. Т. Салахов. Айдан. 1967 г. Почтовая марка России, 2011 г.,  (ЦФА [АО «Марка»] #1516; Mi #1748)

Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан — участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-й Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.[3]

Венецианский инцидент[править | править код]

В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent две скульптуры и несколько графических работ Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.[4]

Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке. Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам[4]. То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны[4].

Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.

В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».[5]

Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi) после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54-й Венецианской биеннале.

Персональные выставки[править | править код]

  • 2016 — «Revelations», Saatchi Gallery, Лондон, Великобритания
  • 2015 — «Недоступность», Серпуховской Историко-художественный музей, Серпухов, Россия
  • 2013 — «Out of Body», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2012-2013 — «Fascinans & Tremendum», MMOMA, Москва, Россия
  • 2012 — «Персидские миниатюры», Quadro Fine Art Gallery, Дубай, ОАЭ
  • 2009 — «Kicik Qala Art», Баку, Азербайджан
  • 2008 — «Персидские миниатюры». XL Галерея на Винзаводе, Москва.
  • 2007— Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. ГЦСИ, Москва, Россия
  • 2007— «Персидские миниатюры». AMT Gallery, Комо, Италия
  • 2006 — «Айдан Салахова». Живопись, графика. Галерея D-137, С-Петербург
  • 2006 — Выставка «АЙДАН». Совместный проект Московского музея современного искусства и XL галереи в рамках программы «Москва актуальная». Московский музей современного искусства на Ермолаевском
  • 2005 — «Я люблю себя». XL-галерея, Москва[6][7][8]
  • 2005 — «Абстракт». Культурный центр «Дом», Москва
  • 2004 — «Хабиби». Галерея Д-134, Санкт-Петербург[9][10][11][12][13][14][15]
  • 2004 — «Habibi». Orel Art Presenta Galerie, Париж
  • 2004 — «MMS». XL-галерея, Москва
  • 2002 — «Кааба». Галерея XL, Москва[16][17][18][19][20][21]
  • 2002 — «Хабиби». Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2001 — «Живые картины». Галерея «Д137», Санкт-Петербург.[22][23]
  • 2001 — «Одалиска» (в рамках проекта «Мастерская АРТ-МОСКВА»). Центральный Дом художника[24][25]
  • 2000 — «Спящая красавица». XL Галерея (при поддержке ассоциации «Европейские галереи»), Кунстлерхаус Бетаньен, Германия.
  • 2000 — «Чай в пустыне». Invogue, Москва.
  • 1999 — «Саспенс». Музей искусства XX-го века, Кемерово.[26]
  • 1999-2000 — After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet, Стокгольм.
  • 1998 — «Саспенс». XL галерея, Москва.
  • 1998 — «Дива». XL галерея. Фотобиеннале-98. Большой Манеж, Москва.[27][28][29]
  • 1997 — «Антонимы». Новая Академия, Санкт-Петербург.
  • 1996 — «Новые поступления». XL галерея, Москва.[30][31][32][33]
  • 1992 — «Леда и лебедь». Berman-E.N., Нью-Йорк.
  • 1992 — «Золотая исповедь». Galleria Sprovieri, Рим.
  • 1991 — «Золотая исповедь». Первая галерея, Москва.[34]
  • 1990 — «Визуальная стимуляция». Первая галерея, Москва.
Читайте также:  Актриса шиманская биография личная жизнь

Айдан Галерея[править | править код]

Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством[35]. На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей[36]. Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.

Закрытие галереи[править | править код]

В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман[37]. По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность — она с 2000 года преподает в МГАХИ им. Сурикова.

Источники[править | править код]

  • Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. — 2001. — № 9.
  • Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. — 2006. — 18 мая.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Пресс-материалы 54-й международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
  2. ↑ Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru». (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 сентября 2009. Архивировано 6 ноября 2010 года.
  3. ↑ GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) — пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
  4. 1 2 3 Радио Свобода. https://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  5. ↑ Независимая газета. https://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
  6. ↑ Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
  7. ↑ Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
  8. ↑ Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
  9. ↑ Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января — 8 февраля, с. 93
  10. ↑ «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
  11. ↑ Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
  12. ↑ Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
  13. ↑ Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
  14. ↑ Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
  15. ↑ Хорошилова О. «Хабиби» — сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
  16. ↑ Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
  17. ↑ Агунович К. Айдан Салахова
  18. ↑ Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
  19. ↑ Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
  20. ↑ Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
  21. ↑ Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
  22. ↑ Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
  23. ↑ Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
  24. ↑ Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
  25. ↑ Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
  26. ↑ Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
  27. ↑ Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля — 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
  28. ↑ Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
  29. ↑ Известия, 1998, 8 мая, с. 1
  30. ↑ Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
  31. ↑ Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
  32. ↑ Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
  33. ↑ Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
  34. ↑ Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
  35. ↑ Культура и искусство | Галереи | Айдан Галерея (недоступная ссылка). VisitorLine.ru. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 21 октября 2008 года.
  36. ↑ Дом: Арт-галереи (недоступная ссылка). Robb Report. Дата обращения: 12 ноября 2018. Архивировано 17 октября 2007 года.
  37. ↑ «Убыточный вклад в искусство», Радио «Свобода» от 12.04.2012: “Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод».

Ссылки[править | править код]

  • Айдан Салахова на сайте www.gif.ru
  • Официальный сайт Айдан Салаховой
  • Пресса о творчестве Айдан Салаховой
  • «Это похоже на любовь с первого взгляда» — Интервью Татьяне Кокиной-Славиной. 2001 год

Источник