Актер бортников биография личная жизнь
Биография
Сегодня советского актера Геннадия Бортникова вспоминают редко, но между тем он был одним из самых прославленных артистов своего времени. На постановки с его участием невозможно было достать билеты, а игра удостаивалась похвалы Ирины Анисимовой-Вульф, «хозяйки» театра Моссовета Веры Марецкой и других мэтров. Тонкий, романтичный, с внутренним изломом актер так и не выбрал себе спутницу жизни, несмотря на то, что его окружали толпы поклонниц, и умер в одиночестве, не сумев пережить расставание с искусством.
Детство и юность
Геннадий Леонидович Бортников, по национальности русский, родился 1 апреля 1939 года в Москве в семье военного. Его отец служил летчиком и слыл строгим и авторитарным человеком. Мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.
Актер Геннадий Бортников
В детстве будущий актер очень любил рисовать и во время уроков делал шаржи на учителей, развлекая одноклассников и раздражая педагогов. Он также серьезно интересовался театром и охотно брался за роли в школьных спектаклях.
Гена собирался посвятить жизнь искусству, но такого выбора категорически не одобрил отец, мечтавший видеть сына военным или инженером. После окончания семилетки Геннадий по его настоянию поступил в машиностроительный техникум, но бросил, проучившись всего год, и подал документы в художественное училище.
Геннадий Бортников в молодости
В семье разразился скандал, и юноша сбежал из дома, причем не к друзьям, а в монастырь, точнее, в Троице-Сергиеву лавру. Там Бортников успел изучить религиозные традиции и попробовать себя в иконописи (позже он даже зарабатывал этим ремеслом). Вернувшись домой, Геннадий отстоял себе право выбора жизненного пути и поступил в Школу-студию МХАТ.
Творчество
Его выдающийся талант педагоги заметили уже на первом курсе. В дипломном спектакле Бортников с блеском воплотил образ Тузенбаха из чеховских «Трех сестер». В училище он познакомился с известным режиссером Юрием Завадским. После окончания учебы Геннадия приглашают в «Современник», но он делает выбор в пользу театра имени Моссовета. Там молодой актер работал на одной сцене со звездами советского театра: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Серафимой Бирман. В труппе новичка приняли тепло и охотно во всем помогали.
Геннадий Бортников и Фаина Раневская
Первые в творческой биографии роли в спектаклях «В дороге» и «Затейник» удостоились похвалы самых строгих критиков. Знаковым для актера стала постановка «Глазами клоуна». Бортников, прочитав одноименный роман Генриха Белля в «Иностранной литературе», лично выпросил у власти разрешение на постановку. Ему пришлось разыскать самого автора, который тогда жил в ФРГ, и отправленное почти наугад письмо с просьбой передать авторские права все же дошло до адресата. В итоге спектакль оказался настолько удачным, что оставался в репертуаре театра 20 лет.
Ирина Анисимова-Вульф доверяла Бортникову главные роли в своих постановках. Самая громкая его работа – Раскольников в «Петербургских сновидениях». На взлете карьеры Геннадий Леонидович был замечен французским режиссером и вместе с труппой уехал на первые зарубежные гастроли.
Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле “Петербургские сновидения”
В парижских театрах оценили талант Бортникова и предложили остаться, суля немыслимые гонорары и создание собственной труппы, но он отшутился, сказав, что ему не на кого оставить кошек. Некоторые коллеги посчитали отказ признаком «звездной болезни», но на самом деле он просто любил родной театр и боялся потом оказаться на чужбине невостребованным, без друзей и средств, да и по-французски совсем не понимал.
В Париже Бортников подружился с Сержем Лифарем, хотя Завадский предостерегал его от сомнительного знакомства: нетрадиционная сексуальная ориентация знаменитого балетмейстера бросала тень на репутацию молодого актера.
Геннадий Бортников и Серж Лифарь
Геннадий Леонидович не только играл в спектаклях, но и появлялся на телевидении и радио, снимался в фильмах («Взорванный ад», «Взрослые дети»). Всего фильмография Бортникова насчитывает 25 картин, и он очень переживал, что не сделал больше.
Любимое с детства увлечение – рисование – актер тоже не забросил, лично участвуя в оформлении спектаклей. Сегодня выставку его работ можно увидеть в Доме актера на Арбате.
Юрий Завадский
В 1997 году не стало главного наставника – Юрия Завадского.
«Гена очень тяжело пережил его кончину, – вспоминает в интервью близкий друг Бортникова Евгений Ковалев. – Было страшно смотреть в его пустые и безжизненные глаза. Ведь все театральные идеи тоже канули в бездну».
С этого момента карьера Геннадия Леонидовича начала идти на спад. Главных ролей уже не давали, а второстепенные не могли поддержать угасающую популярность. Бортникову всегда особенно удавались роли молодых отчаянных парней, но с возрастом его, естественно, перестали на них приглашать. Нового амплуа он найти не смог и постепенно сам стал отказываться от «возрастных» персонажей.
Личная жизнь
Статный красавец с бархатным голосом, Бортников в молодости пользовался невероятным успехом у поклонниц. Они заваливали его письмами с любовными признаниями, караулили у театра, вырезали фото из газет и охотились за автографами, но Геннадий вел замкнутый образ жизни и не стремился заводить романы.
Геннадий Бортников и его кот
По словам друзей, он создал вокруг себя панцирь, внутрь которого никого не желал пускать. Артист боялся предательства, переживал, что окружающие ценят его только за популярность и не останутся рядом, когда блеск славы угаснет. О своих романах он рассказывать не любил и тщательно ограждал личную жизнь от назойливого внимания.
Геннадий Бортников в последние годы
Среди окружавших его красавиц он так и не выбрал себе жену. Детей у него тоже не было. Единственные, кто всегда был рядом с ним, – домашние любимцы. Бортников питал слабость к животным, держал дома беспородного кота Марика и подкармливал бродячих собак, для чего носил с собой полные карманы лакомств.
Смерть
Про Бортникова говорили, что он умер от одиночества. Его сердце не выдержало разлуки с искусством – последние годы актер нигде не снимался и тяжело это переживал. Поддержать Геннадия Леонидовича оказалось некому. Он скончался в 2007 году в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал обширный инфаркт.
Могила Геннадия Бортникова
Похороны Бортникова состоялись в Международный день театра. Его могила – в Москве на Введенском кладбище. Театр имени Моссовета предложил поставить там памятник, но пока на месте захоронения до сих пор стоит деревянный крест.
Фильмография
- 1961 — «Взрослые дети»
- 1962 — «Черёмушки»
- 1965 — «Наш дом»
- 1966 — «Девочка на шаре»
- 1967 — «Взорванный ад»
- 1972 — «Любимые страницы»
- 1973 — «Горя бояться — счастья не видать»
- 1975 — «Путешествие миссис Шелтон»
- 1976 — «Вечерний свет»
- 1978 — «Кентавры»
- 1989 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия»
- 1993 — «Урод»
Источник
Геннадий Бортников — биография
Геннадий Бортников — Советский актёр, любимец женщин, кумир миллионов. Долгое время выступал в театре Моссовета, снялся в нескольких кинофильмах, народный артист РФ. Широкой публики известен по ролям в спектаклях: «Глазами клоуна» «Братья Карамазовы», «Последняя жертва».
Детство
Геннадий родился 1 апреля 1939. Его отец был офицером Советской армии, лётчиком. Мать занималась воспитанием сына, домашним хозяйством. Детство Гены было очень трудным.
Фото: Геннадий Бортников в юности
В возрасте 7-и лет ему предстояло пережить страшную трагедию, смерть матери. Отец почти не занимался воспитанием сына, зато постоянно пытался выстраивать его будущее так, как считал правильным сам. Возможно, именно такое положение вещей научило мальчика действовать и жить вопреки всему и всем.
Пока Гена учился в школе, его воспитанием занималась бабушка. Педагоги замечали стремление ребёнка к творчеству, в частности к рисованию. Окончив 7 классов, Геннадий по рекомендации отца, поступает в техникум машиностроения. Однако спустя год бросает учиться, что приводит к конфликту с отцом.
Геннадий против
В юношеские годы парень начинает проявлять характер, и во всём идти наперекор воле отца. Возможно, свою роль играли гены, ведь что сын что отец всегда твёрдо стояли на своём, и до конца отстаивали личные интересы. Жаль только что интересы их не совпадали.
Отец был человеком с военной выучкой и во всём полагался на точность и дисциплину. Гена же, тянулся к творчеству и гуманитарным профессиям. После ухода с машиностроительного, парень поступает в художественное училище.
В этот момент он серьёзно начинает интересоваться театром.
Напряжение в отношениях с отцом только растёт. И Геннадий, совершает весьма дерзкий по тем временам поступок — уезжает в монастырь. Сложно сказать, было ли это зовом сердца, или протестом против вмешательства родителя в его жизнь.
Жизнь в монастыре
Бортников старший попытался отправить сына в Суворовское училище. Узнав об этом, Геннадий бежит из дома. На какой-то время его пристанищем становится Троице-Сергиева Лавра. Тут юноша изучает быт местных монахов, церковные заветы, религиозные традиции.
Используя свои художественные таланты, Гена рисует иконы. В будущем этот род деятельности станет приносить Геннадию Бортникову дополнительный заработок.
По возвращении домой Гену ждёт «горячий приём». Но парень продолжает следовать выбранным путём и поступает учиться в МХАТ. Отец в итоге вынужден смириться с выбором сына.
Обучение в школе-студии МХАТа
Опытные педагоги уже на первом курсе заметили таланты парня. Он активно участвовал в жизни образовательного заведения, посещал кружки, проявлял инициативу в организации общественных мероприятий.
Фото: Геннадий Бортников в театре
В 1962 Геннадий оканчивает курс А.К. Тарасовой. Во время экзаменационной роли он великолепно воплощает образ бедного Тузенбаха из знаменитого произведения Чехова. Успехи юноши замечает актриса И.С. Анисимова-Вульф, она и знакомит Геннадия с именитым режиссёром Ю.А. Завадским.
Начало карьеры
Бортникову предлагают работу в театре Современник, но он после недолгих раздумий выбирает Моссовет. По приходе в театр, совсем молодой человек знакомится с такими прославленными звёздами, как: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Серафима Бирман. Опытные артисты тепло встретили новичка, и начали во всём помогать его творчеству.
Первые роли в творческой биографии Геннадия были в пьесах: «В дороге», «Затейник». Коллеги актёра высоко оценили мастерство, показанное им на сцене. А вот работникам соседних театров не понравилась манера игры Геннадия.
На одном из представлений молодого актёра замечает Французский продюсер. Он намеревается показать спектакль «В дороге» с участием Бортникова, у себя во Франции.
Так наш герой отправляется в свои первые заграничные гастроли, да ни куда-нибудь в глубинку, а в Париж. Европейская публика в восторге от игры Геннадия, за свою роль он даже получает премию за границей. Агенты Французского шоу-бизнеса пытаются убедить актёра остаться в Париже. Но родные стены для Геннадия Бортникова важнее Французских дворцов и романтики, он возвращается в Моссовет.
Всенародная любовь и признание
Актёру давали лучшие роли в спектаклях Анисимовой-Вульф, Завадского. Одним из самых ярких представлений с участием Бортникова стал спектакль «Глазами клоуна». Поклонницы следовали за своим кумиром повсюду, порой буквально штурмуя театр Моссовета.
Фото: Геннадий Бортников
В постановке «Петербургские сновидения» Геннадий играл роль Раскольникова. Тогда все ведущие эксперты и критики признали высочайшее мастерство актёра. Он был молод, обладал привлекательной внешностью, необычайным талантом, и завораживающей улыбкой. Билеты на концерты с его участием было трудно достать, они раскупались в первые дни после поступления в продажу.
Резкий поворот судьбы, начала заката карьеры
После смерти главного режиссёра театра Ю.А. Завадского, карьера Бортникова начинает постепенно сползать вниз. Ему перестали давать основные роли, а те что были уже не приносили былой славы и популярности. Геннадий продолжал играть, снялся в нескольких кинофильмах. Накладывал свой отпечаток и возраст актёра, он уже не мог играть роли молодых персонажей — которые получались у него наилучшим образом. А нового амплуа найти так и не получилось.
Постепенно зрители стали забывать кумира, что вызывало печаль у Бортникова и ностальгию по былым временам.
Личная жизнь
Несмотря на море поклонниц, Геннадий так и не нашёл ту девушку, с которой захотел бы связать свою жизнь. О романах Бортников рассказывать не любил, и старался ограждать личную жизнь от любопытной общественности.
Семью он не создал, а главным смыслом бытия всегда был театр и зрители.
Избранная фильмография
- 1961 — Взрослые дети
- 1966 — Девочка на шаре
- 1973 — Горя бояться — счастья не видать
- 1978 — Кентавры
- 1981 — Было у отца три сына
- 1987 — Волшебные колокольчики
- 1993 — Урод
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Сегодня этого талантливого актера, к сожалению, вспоминают редко. А в свое время влюбленные поклонницы не давали Геннадию Бортникову прохода. Тогда он с легкостью мог выбрать любую из них. Но Бортников так и не женился. Он умер в 67 лет в полном одиночестве.
Без родителей
Гена Бортников был коренным москвичом. Мать мальчика ушла из жизни, когда тому едва исполнилось 7. Отец был летчиком и по долгу службы нечасто бывал дома. Поэтому воспитанием Гены занималась бабушка. Наверняка он страдал без материнской ласки и заботы отца. Возможно, это было началом его одиночества.
С детства мальчик прекрасно владел карандашом и кистью. Во время уроков он мастерски рисовал шаржи на учителей, за что не раз получал от педагогов нагоняй. Геннадий собирался посвятить свою жизнь искусству, но отец выбор сына не одобрил. Мужчина мечтал видеть своего наследника в военном мундире. После ссоры с родителем Гена сбежал из дома. Причем, не куда-нибудь, а в монастырь, а именно в Троице-Сергиеву Лавру. Пробыв там несколько дней, юноша попробовал себя в написании икон.
Конечно, домой он все равно вернулся, но и в школу-студию МХАТ все-таки поступил.
Панцирь
Успех и слава, которые свалились на голову Геннадия Бортникова почти сразу после окончания учебы и устройства в театр имени Моссовета, можно смело назвать легендарными медными трубами, то есть испытанием. Он был занят во многих спектаклях («В дороге», «Глазами клоуна», «Братья Карамазовы», «Петербургские сновидения»), снимался в кино («Взрослые дети» «Взорванный ад»), выступал на телевидении (детская передача «Будильник», телеспектакли) и радио (радиопостановки). Он продолжал рисовать и даже самолично занимался оформлением спектаклей. Ведь любимое рисование он тоже не забросил.
Казалось, в те годы он был окружен уймой почитателей, а особенно почитательниц своего таланта и мог легко создать семью. Но Бортников никого не желал впускать в свою душу. По его собственным словам, он создал вокруг себя своеобразный панцирь, через который пробиться было крайне сложно. Геннадий Леонидович боялся, что многие хотят быть с ним только потому, что он знаменит, а, значит, рано или поздно, когда слава угаснет, они его обязательно предадут.
Кошки
Однажды еще на взлете карьеры Бортников в составе своей труппы отправился на гастроли во Францию. Играли спектакль «В дороге». Тамошние корифеи так восхитились талантом советского актера, что пригласили его остаться за границей навсегда, пообещав все, что только можно было пообещать. Но Бортников отказался. Некоторые из его коллег восприняли этот поступок, как проявление звездной болезни. На самом деле, несмотря на посулы французов, артист боялся оказаться невостребованным на чужбине. Но на вопросы об этом других актеров отвечал, что ему не на кого оставить своих кошек.
Бортников действительно очень любил животных. Он не мог пройти мимо бродячей Мурки или Жучки. Для встречных кошек и собак в своих карманах он всегда носил всяческие лакомства. Пожалуй, только зверей актер и допускал в свое сердце.
Смерть от одиночества?
То, чего актер всю жизнь так боялся, все-таки случилось. Слава ушла, пришла старость. Ролей становилось все меньше и меньше. Зная, каким талантом обладает Бортников, его, конечно, продолжали звать режиссеры. Но Геннадий Леонидович все чаще отказывался. Годы брали свое, молодых он играть уже не мог по определению, а стариков – не хотел. Да и романтические герои, одним из которых и ощущал себя артист, стали никому не нужны.
«Он умер от одиночества» – так часто говорят про Бортникова. Может быть, отчасти это утверждение соответствует действительности. Его сердце не выдержало разлуки с единственным, к чему он питал огромную страсть, с искусством. В конце марта 2007 года в возрасте 67 лет Геннадий Леонидович скончался от обширного инфаркта.
Источник
В Советском Союзе, как известно, секса не было. И обсуждать свою сексуальную ориентацию было не только не прилично, но и опасно для жизни. С 1934 года в стране действовала уголовная статья за “мужеложство”.
Но сегодня мы поговорим о выдающихся личностях советского кинематографа, театра и музыки, которые не пренебрегали однополыми отношениями.
Фаина Раневская
До сих пор ходит немало слухов вокруг личной жизни великой актрисы. И многие упорно делают вывод, что Фаина Георгиевна все-таки предпочитала любить женщин. Помните ее знаменитое высказывание: «Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду!»
Георгий Милляр
«Вся нечистая сила нашего синематографа» — так актер называл сам себя. Из-за нелюдимого характера коллеги и соседи обвиняли во всех смертных грехах актера и в реальности. Отсутствие личной жизни порождало много слухов относительно его ориентации. Хотя, конечно, сам Георгий Францевич никогда открыто не заявлял о своей гомосексуальности.
Юрий Богатырев
«Свой среди чужих, чужой среди своих» – так можно охарактеризовать жизнь этого потрясающего актера в реалиях советского бытия. Юрий Георгиевич очень болезненно воспринимал свою, так называемую, особенность. Отрицание своей природы привело в конце концов актера к тяжелой депрессии, а в последствие – к алкоголизму, который и послужил причиной скоропостижной смерти этого великого актера.
Рудольф Нуриев
Несмотря на мировую славу и поклонение самых высокопоставленных лиц, на родине Нуриева ждало одно – тюремное заключение с конфискацией имущества. Поэтому, его знаменитый «прыжок к свободе»в аэропорту Парижа был скорее вынужденным шагом. Говорят, Рудольф Хаметович обладал очень скверным характером. К примеру, его любимой забавой на западе было целовать при встрече людей взасос, а затем иронично замечать, что это старинная русская традиция.
Юлия Лемигова
Последняя «Мисс СССР» Юлия Лемигова уже много лет живет в США. С 2000-х годов модель начала встречаться с известной теннисисткой Мартиной Навратиловой. В 2014 году после открытого чемпионата США Навратилова сделала предложение возлюбленной, и уже через пару месяцев пара поженилась в Нью-Йорке.
Сергей Эйзенштейн
Новатор, создатель культовых фильмов, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа, Сергей Эйзенштейн никогда не скрывал своих нежных чувств к мужчинам, несмотря на наличие жены. Во многих своих фильмах он откровенно восхищается красотой мужского тела. «Если бы не Маркс, Энгельс и Ленин, я был бы вторым Оскаром Уайльдом», – говорил великий режиссер.
Вадим Козин
Известно, что Вадим Козин получил орден Красной звезды за выступления на передовой во время Великой Отечественной войны. Но даже это не помогло легендарному певцу избежать тюремного заключения. Причем, Вадим Козин – единственная знаменитость СССР, осужденная за гомосексуализм дважды. В общей сложности, артист провел в лагерях около 15 лет своей жизни.
Одним из самых ярких советских бисексуалов и одним из известнейших людей, подвергшихся преследованию за гомосексуальность, стал выдающийся режиссер Сергей Иосифович Параджанов (имя при рождении Саркис Параджанян, 1924-1990), который провел в тюрьме четыре года после того, как был осужден по печально известной статье 121.
Параджанов снял за свою творческую жизнь восемь фильмов и написал четыре сценария. Казалось бы, это не так много, но путь Параджанова в искусстве кино словно разорван на два мира пятнадцатилетней пропастью молчания. С 1969 по 1984 год великому режиссеру не давали снимать. При этом в декабре 1973-го противостояние свободолюбивого художника и власти закончилось тюремным заключением. (Владимир Кирсанов,«69: русские геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы» (ГанимеД, 2005), стр. 348-354).
Это был уникальный режиссер, творивший в разных национальных культурах.
Его фильм «Тени забытых предков» стал одной из вершин украинского кино.
В Армении он причислен к классикам армянского кино. Его фильм «Цвет граната» стал наивысшим достижением армянской кинематографии. Музей Параджанова, открытый в Ереване, один из самых посещаемых.
В Грузии он снял фильм «Легенда о Сурамской крепости», удивительно точно передающий особенности грузинского характера, также ставший одним из лучших достижений грузинского кинематографа. И памятник ему украшает одну из площадей в центре Тбилиси.
И наконец, самым феноменальным является то, что он, художник, глубоко связанный с христианскими культурными традициями, в своей последней работе «Ашик-Кериб» столь же глубоко проник в сущность мусульманского менталитета и создал фильм, ставший событием исламской культуры. Левон
Сергей Параджанов родился в старинной армянской семье в Тифлисе, как тогда назывался Тбилиси. После школы он учился на вокальном отделении Тифлисской консерватории, потом недолго в институте инженеров железнодорожного транспорта… В 1949 году устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Александра Довженко, работал на «Армен-фильме» и «Грузия-фильме» до 1960 года.
В 1952-м Параджанов окончил ВГИК и стал дипломированным режиссером. Свои первые работы он откровенно называл «хламом», считая, что нашел свой индивидуальный стиль только в ленте «Тени забытых предков» (1965) — романтической сказке по произведениям М. Коцюбинского. После выхода «Теней…» сорокалетний режиссер проснулся знаменитым. За несколько лет фильм собрал 30 призов на международных фестивалях в 21 стране. Имя Параджанова встало в один ряд с именами Феллини, Антониони, Годара, Куросавы. Репутация кинематографического гения окончательно закрепилась за Параджановым сразу же после выхода фильма «Цвет граната» (оригинальное название «Саят-Нова», 1967 — 1969). Однако все последующие сценарии режиссера отвергались в Госкино со ссылкой на мнения членов партии и правительства. (см. Там же).
Параджанов, судя по всему, был бисексуален – он был женат, и действительно женился по любви. Первую любовь Параджанова звали Нигяр Сераева. Скромная девушка, воспитанная в патриархальной семье, стала не только его первой любовью, но и первой женой. Увы, даже узаконенный, их союз не спас Нигяр от жестокого суда родни, не простившей, что мужем она избрала «неверного».
Вторая его супруга, Светлана, подлинная декабристка нашего века, прошла рядом с ним весь его тернистый путь, даже уже не будучи женой. Она стала первой, кто поддержал его в годы лагерных и тюремных заключений и последующих шельмований.
Параджанов восхищался женщинами и ценил их, искренне любил свою супругу, однако гомоэротизм был ему не чужд. Он явно был неравнодушен и к мужской красоте, которую он замечал и среди своих знакомых, и даже в случайных людях.Левон Григорян, «Параджанов» (М.: Молодая гвардия, 2005), 351 стр. – (ЖЗЛ)
Друзья и все близкое окружение Параджанова всегда знали, что его привлекала и мужская красота. Из этого он никогда не делал тайны, никогда не уходил в глухую конспирацию, более того, всегда обращал внимание окружающих на образец привлекшей его красоты.
Так, кинооператор Василий Катанян делился такими воспоминаниями о Сергее Параджанове: «Вот он на базаре ругает меня, что я купил помидоры не у того, у кого надо.
— А у кого надо?
— Вон у того попа-расстриги. Посмотри, какой он красивый, надо купить у него!
Подходим. Выясняется, что это не поп-расстрига, как хотелось Сереже, а волосатый коновал, и помидоры у него никудышные, и глаз слегка косит – словом, полное фиаско». (Василий Васильевич Катанян, «Прикосновение к идолам» (М.: Захаров, Вагриус, 1997), стр. 216.)
Или еще: «В Киеве он раздобыл трубку для курения и стал уговаривать Гришу Чухрая подарить ее Борису Барнету (известному советскому актеру и режиссеру). Почему Барнету? Они были почти незнакомы и вообще по какому поводу? “Как ты не чувствуешь – Барнету так пойдет курить трубку. Он будет такой живописный. Особенно в профиль”. – “Да он вроде бы не курит”. – “Все равно, ты только представь: Барнет в профиль с трубкой. Он красивый. Надо ему подарить. Так будет вальяжно – профиль, трубка…” И он показал». (Там же, стр. 219).
Впервые пострадать за свою ориентацию Параджанову пришлось еще тогда, когда он был никому не известным студентом. Летом 1948 года он был арестован в составе группы молодых гомосексуалов, которые, как заявлялось, вступали в половые отношения с высокопоставленным сотрудником МГБ (Министерства государственной безопасности), руководителем Грузинского общества культурных связей (ГОКС) Николаем Микавой. (James Steffen, “The Cinema of Sergei Parajanov” (University of Wisconsin Press, 2013), p. 29).
Параджанов был осужден в октябре, однако в декабре 1948 его срок был заменен на условный, и он был освобожден. Впоследствии в интервью французскому журналисту Патрику Казалю он не отрицал саму суть обвинений в гомосексуальном поведении, хотя сказал, что сам не имел отношений с Микавой. (Patrick Cazals, “Sergueï Paradjanov” (Paris: Cahiers du cinéma, 1993), pp. 32-33.
О том, что Параджанов не скрывал своей бисексуальности от окружающих, впоследствии говорилось и в деле, открытом против выдающегося режиссера.
Надо сказать, что у Параджанова не складывались отношения с советской властью. Помимо того, что глубокий и задумчивый, лиричный стиль его работ был непонятен советскому руководству, большую роль сыграла и его гражданская позиция. В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в УССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 году его подпись под «Письмом 139 интеллектуалов» против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Став объектом преследований и пытаясь избежать ареста, Параджанов уехал в Армянскую ССР.
Во многом арест Параджанова в 1973 году был результатом желания советских властей оказать давление не неугодного им режиссера.
17 декабря 1973 года Сергей Параджанов был допрошен, а затем арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122, части 1, 2 Уголовного кодекса Украинской ССР) и распространении порнографии (статья 211) и направлен в Лукьяновскую тюрьму Киева. Состоялся мучительный для художника закрытый суд («у меня изъята квартира, и я лишен мундира художника и мужчины»).
В 1970-х годах эта статья была более чем грозным орудием в руках власти. Потому и выбрали не просто наказание, не просто унижение, а практически уничтожение Параджанова как творческой личности, предполагая, возможно, что за этим последует и физическое уничтожение. И за статью, по которой обычно давали пару лет общего режима, ему дали пять лет лагерей строгого режима. Левон Григорян, «Параджанов» (М.: Молодая гвардия, 2005), 351 стр. – (ЖЗЛ).
В 1973 году он уже был известным режиссером с мировым именем, и поэтому к его делу удалось привлечь внимание мировой общественности. Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон, который лично обратился к Брежневу) Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. Ввиду запрета жить на Украине Параджанов поселился вТбилиси. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Сергей Параджанов также писал сценарии и был художником — он создал огромное количество рисунков и коллажей.
Скончался Сергей Параджанов от рака лёгкого 21 июля 1990 года в Ереване.
Еще один советской гей, Геннадий Леонидович Бортников (1939-2007) – актер советского театра и кино 1960-1980-х годов – был настоящим кумиром своего поколения. Роли 30-летнего Бортникова в постановках театра имени Моссовета «В дороге» (1963), «Дядюшкин сон» (1965), «Глазами клоуна» (1968), «Петербургские сновидения» (1969) принесли ему невероятный успех, подчас на грани массовой истерии. Две работы – Ганс Шнир в «Клоуне» по роману Генриха Белля и Раскольников в «Сновидениях» по Достоевскому – стали определяющими в жизни яркого молодого артиста.
Геннадий Бортников с детства увлекался рисованием, и так вышло, что именно это увлечение привело его в театр. После школы он оформил несколько спектаклей в театральном кружке, а потом даже сыграл несколько ролей. Хотя профессионально на искусство Бортников не нацеливался: несмотря на творческие интересы, после 7 класса он пошел в машиностроительный техникум, потом даже работал слесарем на заводе. Но впоследствии бросил техникум и пошел по пути художника, поступив в Суриковское художественное училище. Его тоже не закончил, зато начал заниматься в молодежном театре-студии. И только потом решил поступать в театральное училище, экстерном сдал экзамены за курс средней школы и был принят школу-студию при МХАТе. После ее окончания поступил в театр имени Моссовета, где он работал с 1963 года до своей смерти.
Ключевую роль в творческой жизни Бортникова сыграл режиссер режиссер Юрий Завадский (1894-1977), который во многом поддерживал и даже опекал молодого актера. Кстати, любопытно, что в 1965 году Завадский предупреждал Геннадия, отправившегося во время гастролей в Париже на встречу со знаменитым хореографом Сержем Лифарем (в 1920-е годы протеже и любовникомСергея Дягилева): «Ты с Лифарем поосторожнее. У него дурная репутация». Завадский, очевидно, знал о гомосексуальности танцовщика, и любые лишние разговоры на эту тему могли помешать успеху Бортникова в России.
Личная жизнь Бортникова всегда оставалась вне поля зрения публики, и поэтому она овеяна легендами о немыслимой силы переживаниях и даже трагедиях. Например, говорили, что некий студент отравился таблетками и оставил трогательное письмо с признаниями, адресованными Бортникову. Эти истории, обросшие деталями и превратившиеся в легенды, дошли до начала 2000-х годов, когда актер, почти забытый, тихо закончил свою жизнь.
В спектаклях «Глазами клоуна» и «Петербургских сновидениях» были сыграны главные звездные роли Геннадия Бортникова. Раскольников – самая громкая работа актера, гремевшая по всему Союзу. А всеми покинутый клоун Ганс Шнир – самая долгая: спектакль шел почти 20 лет, и менялся вместе с эпохой.
После смерти режиссера Юрия Завадского у Бортникову стали предлагать все меньше и меньше ролей. В 1980 году он вновь блеснул в сценической интерпретации Достоевского в роли Смердякова в «Братьях Карамазовых». Было еще две-три главные роли, а дальше – тишина. На протяжении есять лет с 1990 года вообще не получал никаких ролей. В 1999 ему отказали и в возможности отметить юбилей на сцене театра, славу которого он составлял несколько десятилетий. Впервые в жизни 60-летний актер обратился с заявлением о «материальной помощи», ему выдали… 290 рублей. Из ямы, в которою сталкивал его театр в 1990-е годы, актер выбирался сам.
Чтобы как-то компенсировать “творческий простой”, Бортников больше стал уделять внимания живописи и писательству. Публиковались его очерки об актерах театра Моссовета – народных артистах СССР Ростиславе Плятте (1908-1989), Леониде Маркове (1927-1991). Он сделал несколько сценических обработок, планировал оформить ряд спектаклей.
У актера не было семьи, хотя его домашний круг был, по его собственному признанию, достаточно широким.(“Геннадий Бортников. Маленькие победы нормального человека” // Gay.ru по материалам книги В.Кирсанова «+31: Русские геи, лесбиянки и транссексуалы»)
… Таковы были судьбы геев и бисексуалов советского кино – мужчин, которые были рождены другими и из-за этого были вынуждены скрывать свое истинное «я». Но даже под таким давлением они создавали яркие произведения киноискусства, порой стараясь хотя бы немного выразить свою «инаковость» в работах, без которых невозможно представить советскую и российскую культуру.Вычеркнуть этих замечательных людей и их творения из нашей истории невозможно – мы должны помнить о том, кем они были, что создавали и какой нелегкой была их судьба, скрытая от публики.
источник
Источник