Актер филиппов биография личная жизнь

Актер филиппов биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2019; проверки требует 41 правка.

Серге́й Никола́евич Фили́ппов (11 [24] июня 1912, Саратов — 19 апреля 1990, Ленинград) — советский комедийный актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1974).

В 1935—1965 годах — актёр Ленинградского театра комедии, с 1965 года — киностудии «Ленфильм». Популярность принесли ему кинороли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Родился 11 (24) июня 1912 год в Саратове в рабочей семье. Отец был слесарем, а мать портнихой. В школе он учился очень плохо, а в старших классах даже прослыл хулиганом. На уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а будущего актера исключили из школы.

После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли его, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей он отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.

Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и, после окончания техникума, в 1933 году он был принят в труппу Театра оперы и балета.

Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля ему стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Он поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.

Актёрская карьера[править | править код]

Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, актер очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным. В театре он не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако руководитель театра Н. П. Акимов часто прощал ему такое поведение, зная, что он был способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, он подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко. Актер воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, он был органичен как артист в любом образе.

Актер во всех фильмах исполнял опасные трюки сам лично без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Он был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов. Даже в небольших эпизодах он создавал незабываемых гротескных персонажей: «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. И. Гайдай, шведский посол), «Собачье сердце» (В. В. Бортко, богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» (Э. А. Рязанов, лектор и начальник), «Музыкальная история» (Г. М. Рапопорт, начальник клуба) и так далее.

Актер в 1940-е — 1960-е годы был очень популярен в Ленинграде и крупных городах страны. Популярность была специфического свойства — его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников.

В 1965 году у него была обнаружена опухоль головного мозга. В 1971 году перед съёмками «12 стульев» у актёра начались сильные головные боли от обнаруженного рака мозга, и поэтому Гайдай пригласил Ростислава Плятта, утвердив его на роль Кисы. Однако сам актер заявил, что будет сниматься в любом случае. Ситуация разрешилась, когда слухи о настойчивом желании актера дошли до Плятта, и он сам уступил ему роль Кисы[1].

Несмотря на небольшой шанс на улучшение, актер после съёмок успешно прошёл лечение и прожил ещё 20 лет, играя в каждом фильме Гайдая. В том числе последнюю свою роль разгневанного ветерана из фильма «Частный детектив, или Операция „Кооперация“».

Последние годы жизни[править | править код]

Последние годы своей жизни актер провёл в полной нищете и одиночестве.

Скончался 19 апреля 1990 года от рака, труп пролежал в квартире последующие две недели.

Евгений Моргунов так сказал об этих событиях:

Самое страшное — остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение (не дали на похороны ни копейки денег). И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи.

Сын актёра Юрий опровергает то, что он жил в бедности: «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». Он узнал о смерти отца слишком поздно и приехать на похороны не успел. По приезде обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив[2].

Актриса Любовь Григорьевна Тищенко, ухаживавшая за Филипповым в последние годы его жизни, вспоминает: «…Мне тогда было не до того. Я занималась оформлением документов на похороны, а дочка Голубевой (вторая жена Филиппова) вывозила всё из квартиры. Сергей Николаевич даже ещё не похоронен был. Надо документы оформлять, а внучка и дочь Голубевой все вещи растаскивают в это время. Он ещё в морге лежал, а они всё хватали и вынимали…. Я орала на неё: „Перестань таскать вещи!“ Документы я у них всё требовала, оформлять погребение. Ничего не хотели делать, только из квартиры всё спешным порядком увозили. У меня от Сергея Николаевича не осталось ничего. Даже моя кружка, которую я ему подарила, и ту украли».[3]

Сноха актёра Татьяна Гринвич, вспоминая те дни, пишет: «Когда Сергей Николаевич умирал, никто из тех, кто был тогда рядом с ним, не сообщил сыну о надвигающейся потере, хотя и телефон, и адрес Юрия он хранил на прикроватном столике. Зато после смерти великого актёра очень легко было растащить содержимое квартиры, а потом написать статью, что Сергей Николаевич Филиппов умер в нищете: кроме грязного белья и окурков в квартире ничего не было… А где его библиотека? Где мебель, картины? Где, наконец, его архив: фотографии, письма поклонников, статьи, кинотека? Кто может на это ответить?»[4]

Похоронен на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.

За несколько дней до смерти актёр рассказал Любови Тищенко о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, — вздыхал Филиппов. — Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме „Когда деревья были большими“ досталась Юрию Никулину»[5].

Семья[править | править код]

  • Первая жена — Алевтина Ивановна Горинович, артистка балета — более 10 лет совместной жизни, разошлись перед войной. В 1970-х годах эмигрировала в США, в Россию не возвращалась, отчего брак остался не расторгнут.
    • сын — Филиппов Юрий Сергеевич, дизайнер. Умер 4 февраля 2020 года.
  • Вторая жена — детская писательница Антонина Голубева (1899—1989), автор книг о Сергее Кирове («Мальчик из Уржума» и другие). Была старше Филиппова на тринадцать лет.

Сергей Филиппов жил в Ленинграде, по адресу: Набережная канала Грибоедова, дом № 9.

Фильмография[править | править код]

  • 1937 — За Советскую Родину — белофинн
  • 1937 — Волочаевские дни — партизан
  • 1938 — Выборгская сторона — погромщик винных погребов
  • 1939 — Аринка — старый железнодорожник, приятель Степана Степановича
  • 1939 — Станица Дальняя — казак, счетовод в колхозе
  • 1940 — Яков Свердлов — матрос-эсер
  • 1940 — Член правительства — лодырь
  • 1940 — Музыкальная история — Бабашкин
  • 1941 — Приключения Корзинкиной — рыбак, покупающий билет / Максимов, чтец «Умирающего гладиатора»
  • 1942 — Железный ангел — эпизод
  • 1942 — Швейк готовится к бою — одноглазый осужденный
  • 1943 — Март-апрель — Восьмёркин
  • 1943 — Мы с Урала — Андрей Степанович
  • 1943 — Новые похождения Швейка — Шпуке, немецкий ефрейтор
  • 1944 — Кащей Бессмертный — палач
  • 1945 — Здравствуй, Москва! — баянист Семён Семёнович Брыкин
  • 1946 — Беспокойное хозяйство — немецкий разведчик Краусс
  • 1946 — Остров Безымянный — Тимохин
  • 1947 — Золушка — капрал-скороход
  • 1947 — Свет над Россией — спекулянт
  • 1949 — Константин Заслонов — Курт
  • 1954 — Мы с вами где-то встречались — недовольный клиент фотографа
  • 1954 — Укротительница тигров — дрессировщик тигров Казимир Алмазов (Кузьма Пыжов)
  • 1954 — Запасной игрок — ревнивый муж, провожающий жену в порту
  • 1955 — Двенадцатая ночь — Фабиан, слуга
  • 1956 — Карнавальная ночь — Некадилов, лектор из общества по распространению
  • 1956 — Медовый месяц — Сергей Николаевич Фёдоров, паромщик и хозяин катерка
  • 1956 — Разные судьбы — Костя, водитель Рощина
  • 1956 — Триста лет тому… — монах
  • 1957 — Всего дороже
  • 1957 — Гуттаперчевый мальчик
  • 1957 — Девушка без адреса — Василий Никодимыч Комаринский («Масик»), начальник «передаточной» конторы
  • 1957 — Ночной патруль — Семён Григорьевич Ползиков, директор магазина № 6 «Ткани»
  • 1957 — Улица полна неожиданностей — постовой
  • 1957 — Шторм — Виленчук
  • 1958 — Дружок — жулик
  • 1958 — Девушка с гитарой — дрессировщик собак Мамин
  • 1958 — По ту сторону — Майба
  • 1958 — Ваня — милиционер
  • 1958 — Не на своём месте
  • 1958 — Олеко Дундич — Иван Козырев, белый квартирьер
  • 1958 — Шофёр поневоле — шофёр Иван Петрович Саврасов
  • 1958 — Ленинградская симфония
  • 1959 — Неподдающиеся — милиционер
  • 1959 — Сомбреро — бандерильеро
  • 1959 — Я Вам пишу
  • 1959 — Не имей 100 рублей… — дежурный администратор в гостинице
  • 1960 — Осторожно, бабушка! — Иннокентий Прохорович Прохоров, лесник
  • 1961 — Совершенно серьёзно — ведущий альманаха / писатель Молдаванцев / Робинзон Крузо (в новелле «Как создавался Робинзон»)
  • 1961 — Наш общий друг — Персиянов
  • 1961 — Чёртова дюжина — пассажир—зубной техник
  • 1962 — Большая дорога — городской голова
  • 1962 — Половодье — Степан
  • 1962 — Черёмушки — Мылкин, сосед
  • 1963 — Два воскресенья — камео
  • 1963 — Пропало лето — Николай Ерофеевич Булышев (дядя Коля), двоюродный дед Валерия[6]
  • 1963 — Большой фитиль — Филиппов, неплательщик взносов (в новелле «Расплата») / игрок в «шашки» (в новелле «Шашки»)
  • 1963 — Крепостная актриса — управляющий Елпидифор
  • 1964 — Зайчик — Борис Михайлович, директор театра
  • 1964 — Приключения Толи Клюквина — бухгалтер домоуправления
  • 1965 — Иностранка — Абдулла
  • 1965 — Первый посетитель — делопроизводитель
  • 1965 — Спящий лев — Матвей Гаврилович Голоскоков, помощник директора
  • 1965 — Стряпуха — жулик на рынке
  • 1966 — Последний жулик — надзиратель
  • 1968 — Новые приключения неуловимых — аптекарь-специалист Кошкин
  • 1968 — Снегурочка — Бермята
  • 1969 — Не горюй! — Эрос, цирюльник
  • 1969 — Старый знакомый — Яков Филиппович Некадилов, бывший лектор, ныне методист
  • 1970 — Феола
  • 1971 — Бушует «Маргарита» — пассажир
  • 1971 — 12 стульев — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, предводитель дворянства
  • 1971 — Тень — первый министр
  • 1971 — Большой янтарь — дирижёр, член жюри конкурса
  • 1972 — Табачный капитан — купец Карпий Савельевич Смуров, торговец парусиной
  • 1973 — А вы любили когда-нибудь? — врач Михаил Михайлович / Ольга Васильевна
  • 1973 — Иван Васильевич меняет профессию — шведский посол
  • 1973 — По собственному желанию — швейцар в гостинице
  • 1974 — Царевич Проша — атаман разбойников
  • 1975 — Не может быть! — певец и гость на свадьбе (вокал — Роберт Мушкамбарян)
  • 1975 — Ау-у! — актёр (Абабуа)
  • 1975 — Яблоко как яблоко — специалист в трёх лицах
  • 1976 — Синяя птица — Удовольствие Ничего Не Понимать (партнёрша — Гликерия Богданова-Чеснокова)
  • 1976 — Весёлое сновидение, или Смех и слёзы — король Унылио
  • 1976 — Песни над облаками — бригадир комбайнёров
  • 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — заморский лекарь
  • 1977 — Блокада — Василий Маркелович Губарев
  • 1977 — Инкогнито из Петербурга — Осип
  • 1978 — Поздняя встреча — актёр на киностудии
  • 1978 — Пока безумствует мечта — генерал охранки
  • 1979 — Летучая мышь — лесничий / официант
  • 1979 — Соловей — старший советник
  • 1980 — За спичками — Хювяринен
  • 1980 — Комедия давно минувших дней — Киса Воробьянинов / лектор Некадилов
  • 1980 — Таинственный старик — Чикильдеев, художник
  • 1981 — Куда исчез Фоменко? — отец Алины
  • 1982 — В старых ритмах — Сергей Геннадьевич, начальник милиции
  • 1982 — Ослиная шкура — придворный
  • 1982 — Спортлото-82 — станционный смотритель
  • 1983 — Мера пресечения — продавец броши
  • 1984 — И вот пришёл Бумбо… — шпрехшталмейстер
  • 1984 — Перикола
  • 1985 — Опасно для жизни! — деликатный
  • 1987 — Сказка про влюблённого маляра — главный мудрец
  • 1988 — Пусть я умру, Господи
  • 1988 — Собачье сердце — пациент Преображенского
  • 1989 — Частный детектив, или Операция «Кооперация» — возмущённый пенсионер

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  • 1948 — Федя Зайцев
  • 1958 — Петя и Красная Шапочка — Волк
  • 1960 — Лиса, бобёр и другие

Признание и награды[править | править код]

  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Заслуженный артист РСФСР (1957)
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
  • Народный артист РСФСР (1974)

Память[править | править код]

  • В честь актёра был создан выпуск передачи из цикла «Чтобы помнили».
  • Сын актёра, Юрий Сергеевич Филиппов, в память о своём отце написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял одноимённый документальный фильм.
  • В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов).
  • В 2007 году в Екатеринбурге, на ул. Белинского, у д.61, администрацией города была установлена бронзовая скульптура Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера. Киса Воробьянинов изображен со шляпой в одной руке, а в другой он держит открытую сумку. Чуть поодаль, вышагивая из-за угла, появляется Остап Бендер, держа в руках яблоко и загадочно смотря на Кису.

Документалистика[править | править код]

  • Мой серебряный шар. Сергей Филиппов. Документальный фильм из цикла «Мой серебряный шар». Автор: Виталий Вульф. РТР-Планета. 44 минуты. [7]
  • Смех и слёзы Сергея Филиппова. Документальный фильм. Режиссёр: Юрий Занин. Киностудия «Балтик видео», 2009. XX Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку». 17.07.2010. 2×44 минуты. [8][9]
  • Сергей Филиппов. Короли эпизода. Документальный фильм. Автор: Дмитрий Горин. ООО «Студия 8», 2015. ТВ Центр. 04.01.2015. 39 минут.
  • Сергей Филиппов. Документальный фильм из цикла «Острова». ГТРК «Культура». 2002. Россия-Культура. 26.08.2015. 39 минут.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Капков С. В. Короли комедии. — М.: Алгоритм, 2003. — 400 с. — ISBN 5-9265-0095-8.
  • Раззаков Ф. Как уходили кумиры. — М.: Эксмо, 2006.
  • Филиппов Ю., Гринвич Т. Есть ли жизнь на Марсе… Сергей Филиппов. — 2009.
  • Игумнова З., Эрлихман В. Нелюбимый любимец публики // Биография, журнал. — 2010. — № 12. — С. 44—57.
  • Раззаков Ф. И. Лучший Киса советского кино (Сергей Филиппов) // Раззаков Ф. И. Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… — М.: Эксмо, 2012. — 416 с., ил. — (Серия «Книги Ф. Раззакова о великих артистах»). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53770-9. — С. 293—303.
  • Тропилло А.В. Сергей Филиппов // Короткие истории об интересных случаях из жизни Андрея Тропилло рассказанные им самим. – SpecialRadio.ru, декабрь 2017

Ссылки[править | править код]

  • Иваницкий С. Актриса Любовь Тищенко: «Когда Сергей Филиппов умер, в газете отказались напечатать некролог, сославшись на то, что этот актер… Никому не известен» // Газета «Факты и комментарии», fakty.ua  (Проверено 9 мая 2011)

Источник

Он шел на вокзал, чтобы сдать билет и вернуть себе 19 рублей…

Сергей Николаевич Филиппов. Он был одним из лучших комедийных актеров мира, но судьба его была полная трагедий. Он играл не свои роли. И прожил не свою жизнь…

Сергей Филиппов родился в простой рабочей саратовской семье, летом 1912 года. Из- за глупого случая его выгнали из школы и он пошел работать. Был и дворником, садовником и пекарем. Но мечтал он тогда о сцене. Он хотел танцевать в балете. И добился этого. Сразу поступил в Ленинграде на балетное отделение эстрадно-циркового училища. Ему пророчили большую славу, но сразу по окончании училища врачи ему поставили диагноз- опухоль головного мозга. Операцию не предлагали, да и какие в то время операции? Ему категорически физические запретили нагрузки. Дорога в балет ему была закрыта.

Тогда Филиппов пошел в Ленинградский театр комедии, к самому режиссёру Акимову.

Его сразу приняли. Его талант комедийного актера был заметен сразу. Сначала это была сцена, потом съёмки в кино. Его приглашали сниматься часто. Но не главные роли. А так, как бы « разбавить сюжет», дать зрителю немного посмеяться. Он это понимал. И его это очень ранило….

Он очень жалел , что снялся в фильме “Карнавальная ночь”. Помните, этого лектора – зануду? Есть ли жизнь на Марсе? Зрители потом ему не давали прохода : «Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки». Это людям было весело, – увидеть в живую комика, а его потом полночи трясло от негодования и обиды.

Перед съёмками «12 стульев» у Филиппова начались страшные головные боли. Давила опухоль. Его роль хотели отдать Ростиславу Плятту. Но Филиппов настоял на том, что несмотря ни на что он сыграет Ипполита Матвеевича. И он сыграл ее просто гениально!

Сразу после съёмок картины ему стало плохо. Его положили в больницу. Была операция на мозге, было долгое лечение. Он как то раз очень обиделся, когда министр культуры – Фурцева его за глаза его назвала дураком, а ему “добрые “люди передали это…

После этого Сергей Филиппов часто говорил друзьям: « Чего она меня дураком называет? Мне ведь только часть мозга удалили?»

В жизни, а не экране, Филиппов был очень глубокий человек, он хотел играть серьезные роли, а не сниматься в комедиях. Это внутренний диссонанс привел его к алкоголю. С годами он стал больше и больше пить.

Не сложилась у него счастливо и личная жизнь

Он очень любил свою первую жену — балерину. Алевтину Горингович. У них была семья, сын — Юра, все было хорошо, пока Алевтина не решила уехать с сыном в Америку. Филиппов отказался эмигрировать вместе с семьей. Он считал, что его отъезд — это предательство Родины. Он отпустил жену и сына, и с ними больше не общался. Он стал жить в одиночестве. Снимался, пил, снимался, пил..

Потом в его жизни появилась — Антонина Голубева. Она была его ангелом – спасителем. Именно благодаря ей он бросил пить. Свою новую жену он почему называл Барабулькой. Антонина была веселым и добрым человеком, но вот хозяйка была никакая. Друзья — приятели не раз отмечали, что в их квартире постоянно был бардак, да и Филиппов мог месяцами ходить в старом дырявом свитере. Как то раз кто — то из знакомых ему указал на дырку в свитере, так Филиппов ответил, что это жена ножницами вырезала те места, которые побила моль. Несмотря на то что актер снялся в более чем 100 фильмах, он был откровенно беден.

Как то раз Михаил Боярский ехал на машине и увидел идущего куда-то Сергея Николаевчиа Он предложил подвезти Филиппова Тот сказал, что ему надо на вокзал, чтобы сдать билет, вернуть – 19 рублей…

Боярский велел Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:

— Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны.

Алевтина была старше Сергея Филиппова. Она первой и ушла из этой жизни. Последнего удара судьбы он вынести не смог. Он перестал выходить на улицу, перестал есть. Умирал он в откровенной нищете, никому не нужный… Алевтину он пережил всего на один год.

Их похоронили рядом, на Северном кладбище.Похороны актера организовал Александр Демьяненко, тоже актер трагической судьбы, который очень страдал от того, что в нем видят только « Шурика», но уже другая тоже совсем невеселая история..

Читайте также: «Печки-лавочки». Что цензура заставила удалить из фильма?

Будем очень признательны за лайк.

Источник