Актер геннадий бортников биография личная жизнь

Актер геннадий бортников биография личная жизнь thumbnail

Биография

Сегодня советского актера Геннадия Бортникова вспоминают редко, но между тем он был одним из самых прославленных артистов своего времени. На постановки с его участием невозможно было достать билеты, а игра удостаивалась похвалы Ирины Анисимовой-Вульф, «хозяйки» театра Моссовета Веры Марецкой и других мэтров. Тонкий, романтичный, с внутренним изломом актер так и не выбрал себе спутницу жизни, несмотря на то, что его окружали толпы поклонниц, и умер в одиночестве, не сумев пережить расставание с искусством.

Детство и юность

Геннадий Леонидович Бортников, по национальности русский, родился 1 апреля 1939 года в Москве в семье военного. Его отец служил летчиком и слыл строгим и авторитарным человеком. Мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.

Актер Геннадий БортниковАктер Геннадий Бортников

В детстве будущий актер очень любил рисовать и во время уроков делал шаржи на учителей, развлекая одноклассников и раздражая педагогов. Он также серьезно интересовался театром и охотно брался за роли в школьных спектаклях.

Гена собирался посвятить жизнь искусству, но такого выбора категорически не одобрил отец, мечтавший видеть сына военным или инженером. После окончания семилетки Геннадий по его настоянию поступил в машиностроительный техникум, но бросил, проучившись всего год, и подал документы в художественное училище.

Геннадий Бортников в молодостиГеннадий Бортников в молодости

В семье разразился скандал, и юноша сбежал из дома, причем не к друзьям, а в монастырь, точнее, в Троице-Сергиеву лавру. Там Бортников успел изучить религиозные традиции и попробовать себя в иконописи (позже он даже зарабатывал этим ремеслом). Вернувшись домой, Геннадий отстоял себе право выбора жизненного пути и поступил в Школу-студию МХАТ.

Творчество

Его выдающийся талант педагоги заметили уже на первом курсе. В дипломном спектакле Бортников с блеском воплотил образ Тузенбаха из чеховских «Трех сестер». В училище он познакомился с известным режиссером Юрием Завадским. После окончания учебы Геннадия приглашают в «Современник», но он делает выбор в пользу театра имени Моссовета. Там молодой актер работал на одной сцене со звездами советского театра: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Серафимой Бирман. В труппе новичка приняли тепло и охотно во всем помогали.

Геннадий Бортников и Фаина РаневскаяГеннадий Бортников и Фаина Раневская

Первые в творческой биографии роли в спектаклях «В дороге» и «Затейник» удостоились похвалы самых строгих критиков. Знаковым для актера стала постановка «Глазами клоуна». Бортников, прочитав одноименный роман Генриха Белля в «Иностранной литературе», лично выпросил у власти разрешение на постановку. Ему пришлось разыскать самого автора, который тогда жил в ФРГ, и отправленное почти наугад письмо с просьбой передать авторские права все же дошло до адресата. В итоге спектакль оказался настолько удачным, что оставался в репертуаре театра 20 лет.

Ирина Анисимова-Вульф доверяла Бортникову главные роли в своих постановках. Самая громкая его работа – Раскольников в «Петербургских сновидениях». На взлете карьеры Геннадий Леонидович был замечен французским режиссером и вместе с труппой уехал на первые зарубежные гастроли.

Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле "Петербургские сновидения"Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле “Петербургские сновидения”

В парижских театрах оценили талант Бортникова и предложили остаться, суля немыслимые гонорары и создание собственной труппы, но он отшутился, сказав, что ему не на кого оставить кошек. Некоторые коллеги посчитали отказ признаком «звездной болезни», но на самом деле он просто любил родной театр и боялся потом оказаться на чужбине невостребованным, без друзей и средств, да и по-французски совсем не понимал.

В Париже Бортников подружился с Сержем Лифарем, хотя Завадский предостерегал его от сомнительного знакомства: нетрадиционная сексуальная ориентация знаменитого балетмейстера бросала тень на репутацию молодого актера.

Геннадий Бортников и Серж ЛифарьГеннадий Бортников и Серж Лифарь

Геннадий Леонидович не только играл в спектаклях, но и появлялся на телевидении и радио, снимался в фильмах («Взорванный ад», «Взрослые дети»). Всего фильмография Бортникова насчитывает 25 картин, и он очень переживал, что не сделал больше.

Любимое с детства увлечение – рисование – актер тоже не забросил, лично участвуя в оформлении спектаклей. Сегодня выставку его работ можно увидеть в Доме актера на Арбате.

Юрий ЗавадскийЮрий Завадский

В 1997 году не стало главного наставника – Юрия Завадского.

«Гена очень тяжело пережил его кончину, – вспоминает в интервью близкий друг Бортникова Евгений Ковалев. – Было страшно смотреть в его пустые и безжизненные глаза. Ведь все театральные идеи тоже канули в бездну».

С этого момента карьера Геннадия Леонидовича начала идти на спад. Главных ролей уже не давали, а второстепенные не могли поддержать угасающую популярность. Бортникову всегда особенно удавались роли молодых отчаянных парней, но с возрастом его, естественно, перестали на них приглашать. Нового амплуа он найти не смог и постепенно сам стал отказываться от «возрастных» персонажей.

Личная жизнь

Статный красавец с бархатным голосом, Бортников в молодости пользовался невероятным успехом у поклонниц. Они заваливали его письмами с любовными признаниями, караулили у театра, вырезали фото из газет и охотились за автографами, но Геннадий вел замкнутый образ жизни и не стремился заводить романы.

Геннадий Бортников и его котГеннадий Бортников и его кот

По словам друзей, он создал вокруг себя панцирь, внутрь которого никого не желал пускать. Артист боялся предательства, переживал, что окружающие ценят его только за популярность и не останутся рядом, когда блеск славы угаснет. О своих романах он рассказывать не любил и тщательно ограждал личную жизнь от назойливого внимания.

Геннадий Бортников в последние годыГеннадий Бортников в последние годы

Среди окружавших его красавиц он так и не выбрал себе жену. Детей у него тоже не было. Единственные, кто всегда был рядом с ним, – домашние любимцы. Бортников питал слабость к животным, держал дома беспородного кота Марика и подкармливал бродячих собак, для чего носил с собой полные карманы лакомств.

Смерть

Про Бортникова говорили, что он умер от одиночества. Его сердце не выдержало разлуки с искусством – последние годы актер нигде не снимался и тяжело это переживал. Поддержать Геннадия Леонидовича оказалось некому. Он скончался в 2007 году в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал обширный инфаркт.

Могила Геннадия БортниковаМогила Геннадия Бортникова

Похороны Бортникова состоялись в Международный день театра. Его могила – в Москве на Введенском кладбище. Театр имени Моссовета предложил поставить там памятник, но пока на месте захоронения до сих пор стоит деревянный крест.

Фильмография

  • 1961 — «Взрослые дети»
  • 1962 — «Черёмушки»
  • 1965 — «Наш дом»
  • 1966 — «Девочка на шаре»
  • 1967 — «Взорванный ад»
  • 1972 — «Любимые страницы»
  • 1973 — «Горя бояться — счастья не видать»
  • 1975 — «Путешествие миссис Шелтон»
  • 1976 — «Вечерний свет»
  • 1978 — «Кентавры»
  • 1989 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия»
  • 1993 — «Урод»

Источник

Геннадий Бортников — биография

Геннадий Бортников — Советский актёр, любимец женщин, кумир миллионов. Долгое время выступал в театре Моссовета, снялся в нескольких кинофильмах, народный артист РФ. Широкой публики известен по ролям в спектаклях: «Глазами клоуна» «Братья Карамазовы», «Последняя жертва».

Детство

Геннадий родился 1 апреля 1939. Его отец был офицером Советской армии, лётчиком. Мать занималась воспитанием сына, домашним хозяйством. Детство Гены было очень трудным.

Фото: Геннадий Бортников в юности

В возрасте 7-и лет ему предстояло пережить страшную трагедию, смерть матери. Отец почти не занимался воспитанием сына, зато постоянно пытался выстраивать его будущее так, как считал правильным сам. Возможно, именно такое положение вещей научило мальчика действовать и жить вопреки всему и всем.

Пока Гена учился в школе, его воспитанием занималась бабушка. Педагоги замечали стремление ребёнка к творчеству, в частности к рисованию. Окончив 7 классов, Геннадий по рекомендации отца, поступает в техникум машиностроения. Однако спустя год бросает учиться, что приводит к конфликту с отцом.

Геннадий против

В юношеские годы парень начинает проявлять характер, и во всём идти наперекор воле отца. Возможно, свою роль играли гены, ведь что сын что отец всегда твёрдо стояли на своём, и до конца отстаивали личные интересы. Жаль только что интересы их не совпадали.

Отец был человеком с военной выучкой и во всём полагался на точность и дисциплину. Гена же, тянулся к творчеству и гуманитарным профессиям. После ухода с машиностроительного, парень поступает в художественное училище.

В этот момент он серьёзно начинает интересоваться театром.

Напряжение в отношениях с отцом только растёт. И Геннадий, совершает весьма дерзкий по тем временам поступок — уезжает в монастырь. Сложно сказать, было ли это зовом сердца, или протестом против вмешательства родителя в его жизнь.

Жизнь в монастыре

Бортников старший попытался отправить сына в Суворовское училище. Узнав об этом, Геннадий бежит из дома. На какой-то время его пристанищем становится Троице-Сергиева Лавра. Тут юноша изучает быт местных монахов, церковные заветы, религиозные традиции.

Используя свои художественные таланты, Гена рисует иконы. В будущем этот род деятельности станет приносить Геннадию Бортникову дополнительный заработок.

По возвращении домой Гену ждёт «горячий приём». Но парень продолжает следовать выбранным путём и поступает учиться в МХАТ. Отец в итоге вынужден смириться с выбором сына.

Обучение в школе-студии МХАТа

Опытные педагоги уже на первом курсе заметили таланты парня. Он активно участвовал в жизни образовательного заведения, посещал кружки, проявлял инициативу в организации общественных мероприятий.

Фото: Геннадий Бортников в театре

В 1962 Геннадий оканчивает курс А.К. Тарасовой. Во время экзаменационной роли он великолепно воплощает образ бедного Тузенбаха из знаменитого произведения Чехова. Успехи юноши замечает актриса И.С. Анисимова-Вульф, она и знакомит Геннадия с именитым режиссёром Ю.А. Завадским.

Начало карьеры

Бортникову предлагают работу в театре Современник, но он после недолгих раздумий выбирает Моссовет. По приходе в театр, совсем молодой человек знакомится с такими прославленными звёздами, как: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Серафима Бирман. Опытные артисты тепло встретили новичка, и начали во всём помогать его творчеству.

Первые роли в творческой биографии Геннадия были в пьесах: «В дороге», «Затейник». Коллеги актёра высоко оценили мастерство, показанное им на сцене. А вот работникам соседних театров не понравилась манера игры Геннадия.

На одном из представлений молодого актёра замечает Французский продюсер. Он намеревается показать спектакль «В дороге» с участием Бортникова, у себя во Франции.

Так наш герой отправляется в свои первые заграничные гастроли, да ни куда-нибудь в глубинку, а в Париж. Европейская публика в восторге от игры Геннадия, за свою роль он даже получает премию за границей. Агенты Французского шоу-бизнеса пытаются убедить актёра остаться в Париже. Но родные стены для Геннадия Бортникова важнее Французских дворцов и романтики, он возвращается в Моссовет.

Всенародная любовь и признание

Актёру давали лучшие роли в спектаклях Анисимовой-Вульф, Завадского. Одним из самых ярких представлений с участием Бортникова стал спектакль «Глазами клоуна». Поклонницы следовали за своим кумиром повсюду, порой буквально штурмуя театр Моссовета.

Фото: Геннадий Бортников

В постановке «Петербургские сновидения» Геннадий играл роль Раскольникова. Тогда все ведущие эксперты и критики признали высочайшее мастерство актёра. Он был молод, обладал привлекательной внешностью, необычайным талантом, и завораживающей улыбкой. Билеты на концерты с его участием было трудно достать, они раскупались в первые дни после поступления в продажу.

Резкий поворот судьбы, начала заката карьеры

После смерти главного режиссёра театра Ю.А. Завадского, карьера Бортникова начинает постепенно сползать вниз. Ему перестали давать основные роли, а те что были уже не приносили былой славы и популярности. Геннадий продолжал играть, снялся в нескольких кинофильмах. Накладывал свой отпечаток и возраст актёра, он уже не мог играть роли молодых персонажей — которые получались у него наилучшим образом. А нового амплуа найти так и не получилось.

Постепенно зрители стали забывать кумира, что вызывало печаль у Бортникова и ностальгию по былым временам.

Личная жизнь

Несмотря на море поклонниц, Геннадий так и не нашёл ту девушку, с которой захотел бы связать свою жизнь. О романах Бортников рассказывать не любил, и старался ограждать личную жизнь от любопытной общественности.

Семью он не создал, а главным смыслом бытия всегда был театр и зрители.

Избранная фильмография

  • 1961 — Взрослые дети
  • 1966 — Девочка на шаре
  • 1973 — Горя бояться — счастья не видать
  • 1978 — Кентавры
  • 1981 — Было у отца три сына
  • 1987 — Волшебные колокольчики
  • 1993 — Урод

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Геннадий Бортников был невероятно популярен в свое время. Его образ тонкого и романтического героя не оставлял равнодушным советских девушек — после спектаклей в «Моссовете» его поджидали толпы поклонниц.

Но со временем актер начал отказываться от ролей и старался минимизировать свое общение с людьми. Что случилось со знаменитым актером и почему он стал затворником?

Сбежал из техникума, чтобы стать актером

Бортников родился накануне войны — 1 апреля 1939 года в Москве. Ранние годы мальчика оказались очень непростыми. Его отец, летчик, был строгим и авторитарным человеком, а мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.

«Новогодний календарь» / Телефильм»

Мальчик с детства тянулся к искусству — рисовал, разыгрывал сценки, играл в школьных спектаклях. Но отец Бортникова мечтал, чтобы сын стал военным или инженером. В итоге после окончания семилетки Геннадий, по его настоянию, поступил в машиностроительный техникум. Но, проучившись всего год, бросил и подал документы в художественное училище. Параллельно с учебой он работал художником в драматическом кружке.

«Вечерний свет» / ЦТ»

Юноша разругался со своим отцом и сбежал из дома. Причем не к своим друзьям, а в Троице-Сергиеву лавру. Бортников провел там некоторое время, попробовал себя в иконописи. После возвращения домой ему удалось помириться с отцом и доказать право самостоятельно принимать решения. После юноша поступил в Школу-студию МХАТ.

Поклонницы караулили Бортникова после спектаклей

<В 1962 году Борников закончил МХАТ и попал в труппу театра Моссовета. Геннадий быстро стал одним из ведущих актеров театра — на сцену он выходил вместе с Верой Марецкой и Фаиной Раневской.

Режиссер Завадский ставил спектакли под него — Бортников играл Раскольникова в «Петербургских сновидениях» по Достоевскому, Дона Карлоса в одноименном спектакле по Шиллеру, Антонио в «Венецианском купец» Шекспира. Театралы специально ходили «на Бортникова» — ажиотаж был такой, что зачастую было очень трудно достать билеты. А после спектаклей девушки поджидали своего кумира у выхода.

«Дон Карлоc» / Экран»

В кино актер прославился после фильма «Взорванный ад»

Но то была театральная слава, на всю страну актер прославился после работы в фильме «Взорванный ад». Бортников сыграл в нем главную роль военнопленного Николая Вережникова. В одночасье высокий, харизматичный актер стал любимцем советских женщин. Но, несмотря на внимание публики, актер не связывал себя никакими отношениями и вел достаточно затворнический образ жизни.

«Взорванный ад» / Киностудия им. Горького»

Друг актера Евгений Ковалев рассказывал, что Бортников был очень закрытым человеком, никогда не посвящал других в тайны личной жизни:

«Если его спрашивали о женщинах, то он спокойно говорил на эти темы, как будто это и не его вовсе спрашивают, было видно, что таким образом он пытался скрыть свою боль. Ведь он ничуть не был обделен женским вниманием. Он просто никому не верил, боялся, что его мир кто-то разобьет или что его предадут. Даже тех, кто проявлял к нему искренний интерес, он не впускал в свою душу», — вспоминал Ковалев.

По словам Ковалёва, однажды Бортников все-таки смог подпустить близко одну девушку. Но вскоре резко разорвал только зарождавшиеся отношения.

«Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им»

В 1997 году после смерти режиссера Завадского и перемен в театре Бортников остался практически без ролей. Евгений Ковалев вспоминал:

«Гена очень тяжело пережил его кончину. Было страшно смотреть в его пустые и безжизненные глаза. Ведь все театральные идеи тоже канули в бездну».

«Алло, Варшава!» / Свердловская киностудия»

В одном из интервью актер признавался:

«В кино мне не очень везло. Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им. Время шло, многое изменилось, нужен был социальный герой, поэтому мой оказался невостребованным».

И не то, чтобы все забыли об актере. Нет, ему предлагали роли — но почти всегда это были возрастные персонажи: отцы или дедушки. Бортников же никак не мог смириться с уходящей молодостью, с тем, что его больше не видят «романтическим героем».

«Следствие ведут знатоки» / ЦТ»

Актер остался без семьи, друзей и работы

Со временем Бортников остался без семьи, без друзей и работы. Коллеги вспоминали, что актер очень любил животных — у него самого было много кошек, а в карманах он всегда носил кусочки колбасы, чтобы кормить бродячих собак и кошек.

Однажды во время гастролей во Франции Геннадию предложили остаться, но Бортников отказался, сказав, что ему не на кого оставить кошек.

«Квартира» / Студия литературно-художественных программ ТО Телетеатр, Телерадиокомпания Останкино»

В 2007 году, не дожив несколько дней до своего 67-летия, Бортников скончался в полном одиночестве от инфаркта.

Источник

Сегодня этого талантливого актера, к сожалению, вспоминают редко. А в свое время влюбленные поклонницы не давали Геннадию Бортникову прохода. Тогда он с легкостью мог выбрать любую из них. Но Бортников так и не женился. Он умер в 67 лет в полном одиночестве.

Без родителей

Гена Бортников был коренным москвичом. Мать мальчика ушла из жизни, когда тому едва исполнилось 7. Отец был летчиком и по долгу службы нечасто бывал дома. Поэтому воспитанием Гены занималась бабушка. Наверняка он страдал без материнской ласки и заботы отца. Возможно, это было началом его одиночества.

С детства мальчик прекрасно владел карандашом и кистью. Во время уроков он мастерски рисовал шаржи на учителей, за что не раз получал от педагогов нагоняй. Геннадий собирался посвятить свою жизнь искусству, но отец выбор сына не одобрил. Мужчина мечтал видеть своего наследника в военном мундире. После ссоры с родителем Гена сбежал из дома. Причем, не куда-нибудь, а в монастырь, а именно в Троице-Сергиеву Лавру. Пробыв там несколько дней, юноша попробовал себя в написании икон.

Конечно, домой он все равно вернулся, но и в школу-студию МХАТ все-таки поступил.

Панцирь

Успех и слава, которые свалились на голову Геннадия Бортникова почти сразу после окончания учебы и устройства в театр имени Моссовета, можно смело назвать легендарными медными трубами, то есть испытанием. Он был занят во многих спектаклях («В дороге», «Глазами клоуна», «Братья Карамазовы», «Петербургские сновидения»), снимался в кино («Взрослые дети» «Взорванный ад»), выступал на телевидении (детская передача «Будильник», телеспектакли) и радио (радиопостановки). Он продолжал рисовать и даже самолично занимался оформлением спектаклей. Ведь любимое рисование он тоже не забросил.

Казалось, в те годы он был окружен уймой почитателей, а особенно почитательниц своего таланта и мог легко создать семью. Но Бортников никого не желал впускать в свою душу. По его собственным словам, он создал вокруг себя своеобразный панцирь, через который пробиться было крайне сложно. Геннадий Леонидович боялся, что многие хотят быть с ним только потому, что он знаменит, а, значит, рано или поздно, когда слава угаснет, они его обязательно предадут.

Кошки

Однажды еще на взлете карьеры Бортников в составе своей труппы отправился на гастроли во Францию. Играли спектакль «В дороге». Тамошние корифеи так восхитились талантом советского актера, что пригласили его остаться за границей навсегда, пообещав все, что только можно было пообещать. Но Бортников отказался. Некоторые из его коллег восприняли этот поступок, как проявление звездной болезни. На самом деле, несмотря на посулы французов, артист боялся оказаться невостребованным на чужбине. Но на вопросы об этом других актеров отвечал, что ему не на кого оставить своих кошек.

Бортников действительно очень любил животных. Он не мог пройти мимо бродячей Мурки или Жучки. Для встречных кошек и собак в своих карманах он всегда носил всяческие лакомства. Пожалуй, только зверей актер и допускал в свое сердце.

Смерть от одиночества?

То, чего актер всю жизнь так боялся, все-таки случилось. Слава ушла, пришла старость. Ролей становилось все меньше и меньше. Зная, каким талантом обладает Бортников, его, конечно, продолжали звать режиссеры. Но Геннадий Леонидович все чаще отказывался. Годы брали свое, молодых он играть уже не мог по определению, а стариков – не хотел. Да и романтические герои, одним из которых и ощущал себя артист, стали никому не нужны.

«Он умер от одиночества» – так часто говорят про Бортникова. Может быть, отчасти это утверждение соответствует действительности. Его сердце не выдержало разлуки с единственным, к чему он питал огромную страсть, с искусством. В конце марта 2007 года в возрасте 67 лет Геннадий Леонидович скончался от обширного инфаркта.

Источник