Актер сергей филиппов биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2020; проверки требует 1 правка.
Серге́й Никола́евич Фили́ппов (11 [24] июня 1912, Саратов – 19 апреля 1990, Ленинград) – советский комедийный актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1974).
В 1935-1965 годах – актёр Ленинградского театра комедии, с 1965 года – киностудии «Ленфильм». Популярность принесли ему кинороли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Биография[править | править код]
Происхождение[править | править код]
Родился 11 (24) июня 1912 год в Саратове в рабочей семье. Отец был слесарем, а мать портнихой. В школе он учился очень плохо, а в старших классах даже прослыл хулиганом. На уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а будущего актера исключили из школы.
После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли его, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей он отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.
Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и, после окончания техникума, в 1933 году он был принят в труппу Театра оперы и балета.
Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой – во время очередного спектакля ему стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Он поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.
Актёрская карьера[править | править код]
Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, актер очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным. В театре он не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако руководитель театра Н. П. Акимов часто прощал ему такое поведение, зная, что он был способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, он подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко. Актер воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, он был органичен как артист в любом образе.
Актер во всех фильмах исполнял опасные трюки сам лично без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Он был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов. Даже в небольших эпизодах он создавал незабываемых гротескных персонажей: «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. И. Гайдай, шведский посол), «Собачье сердце» (В. В. Бортко, богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» (Э. А. Рязанов, лектор и начальник), «Музыкальная история» (Г. М. Рапопорт, начальник клуба) и так далее.
Актер в 1940-е – 1960-е годы был очень популярен в Ленинграде и крупных городах страны. Популярность была специфического свойства – его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников.
В 1965 году у него была обнаружена опухоль головного мозга. В 1971 году перед съёмками «12 стульев» у актёра начались сильные головные боли от обнаруженного рака мозга, и поэтому Гайдай пригласил Ростислава Плятта, утвердив его на роль Кисы. Однако сам актер заявил, что будет сниматься в любом случае. Ситуация разрешилась, когда слухи о настойчивом желании актера дошли до Плятта, и он сам уступил ему роль Кисы[1].
Несмотря на небольшой шанс на улучшение, актер после съёмок успешно прошёл лечение и прожил ещё 20 лет, играя в каждом фильме Гайдая. В том числе последнюю свою роль разгневанного ветерана из фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”».
Последние годы жизни[править | править код]
Последние годы своей жизни актер провёл в полной нищете и одиночестве.
Скончался 19 апреля 1990 года от рака легких в ленинградской больнице.
Евгений Моргунов так сказал об этих событиях:
Самое страшное – остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм» (за год до того у Филиппова умерла жена, он остался один). «Ленфильм» принял ужасающее решение (не дали на похороны ни копейки денег). И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи.
Сын актёра Юрий опровергает то, что он жил в бедности: «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». Он узнал о смерти отца слишком поздно и приехать на похороны не успел. По приезде обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив[2].
Актриса Любовь Григорьевна Тищенко, ухаживавшая за Филипповым в последние годы его жизни, вспоминает: «…Мне тогда было не до того. Я занималась оформлением документов на похороны, а дочка Голубевой (вторая жена Филиппова) вывозила всё из квартиры. Сергей Николаевич даже ещё не похоронен был. Надо документы оформлять, а внучка и дочь Голубевой все вещи растаскивают в это время. Он ещё в морге лежал, а они всё хватали и вынимали…. Я орала на неё: “Перестань таскать вещи!” Документы я у них всё требовала, оформлять погребение. Ничего не хотели делать, только из квартиры всё спешным порядком увозили. У меня от Сергея Николаевича не осталось ничего. Даже моя кружка, которую я ему подарила, и ту украли».[3]
Сноха актёра Татьяна Гринвич, вспоминая те дни, пишет: «Когда Сергей Николаевич умирал, никто из тех, кто был тогда рядом с ним, не сообщил сыну о надвигающейся потере, хотя и телефон, и адрес Юрия он хранил на прикроватном столике. Зато после смерти великого актёра очень легко было растащить содержимое квартиры, а потом написать статью, что Сергей Николаевич Филиппов умер в нищете: кроме грязного белья и окурков в квартире ничего не было… А где его библиотека? Где мебель, картины? Где, наконец, его архив: фотографии, письма поклонников, статьи, кинотека? Кто может на это ответить?»[4]
Похоронен актер 22 апреля 1990 года на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.
За несколько дней до смерти актёр рассказал Любови Тищенко о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, – вздыхал Филиппов. – Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме “Когда деревья были большими” досталась Юрию Никулину»[5].
Семья[править | править код]
- Первая жена – Алевтина Ивановна Горинович, артистка балета – более 10 лет совместной жизни, разошлись перед войной. В 1970-х годах эмигрировала в США, в Россию не возвращалась, отчего брак остался не расторгнут.
- сын – Филиппов Юрий Сергеевич, дизайнер. Умер 4 февраля 2020 года.
- Вторая жена – детская писательница Антонина Голубева (1899-1989), автор книг о Сергее Кирове («Мальчик из Уржума» и другие). Была старше Филиппова на тринадцать лет.
Сергей Филиппов жил в Ленинграде, по адресу: Набережная канала Грибоедова, дом № 9.
Фильмография[править | править код]
- 1937 – За Советскую Родину – белофинн
- 1937 – Волочаевские дни – партизан
- 1938 – Выборгская сторона – погромщик винных погребов
- 1939 – Аринка – старый железнодорожник, приятель Степана Степановича
- 1939 – Станица Дальняя – казак, счетовод в колхозе
- 1940 – Яков Свердлов – матрос-эсер
- 1940 – Член правительства – лодырь
- 1940 – Музыкальная история – Бабашкин
- 1941 – Приключения Корзинкиной – рыбак, покупающий билет / Максимов, чтец «Умирающего гладиатора»
- 1942 – Железный ангел – эпизод
- 1942 – Швейк готовится к бою – одноглазый осужденный
- 1943 – Март-апрель – Восьмёркин
- 1943 – Мы с Урала – Андрей Степанович
- 1943 – Новые похождения Швейка – Шпуке, немецкий ефрейтор
- 1944 – Кащей Бессмертный – палач
- 1945 – Здравствуй, Москва! – баянист Семён Семёнович Брыкин
- 1946 – Беспокойное хозяйство – немецкий разведчик Краусс
- 1946 – Остров Безымянный – Тимохин
- 1947 – Золушка – капрал-скороход
- 1947 – Свет над Россией – спекулянт
- 1949 – Константин Заслонов – Курт
- 1954 – Мы с вами где-то встречались – недовольный клиент фотографа
- 1954 – Укротительница тигров – дрессировщик тигров Казимир Алмазов (Кузьма Пыжов)
- 1954 – Запасной игрок – ревнивый муж, провожающий жену в порту
- 1955 – Двенадцатая ночь – Фабиан, слуга
- 1956 – Карнавальная ночь – Некадилов, лектор из общества по распространению
- 1956 – Медовый месяц – Сергей Николаевич Фёдоров, паромщик и хозяин катерка
- 1956 – Разные судьбы – Костя, водитель Рощина
- 1956 – Триста лет тому… – монах
- 1957 – Всего дороже
- 1957 – Гуттаперчевый мальчик
- 1957 – Девушка без адреса – Василий Никодимыч Комаринский («Масик»), начальник «передаточной» конторы
- 1957 – Ночной патруль – Семён Григорьевич Ползиков, директор магазина № 6 «Ткани»
- 1957 – Улица полна неожиданностей – постовой
- 1957 – Шторм – Виленчук
- 1958 – Дружок – жулик
- 1958 – Девушка с гитарой – дрессировщик собак Мамин
- 1958 – По ту сторону – Майба
- 1958 – Ваня – милиционер
- 1958 – Не на своём месте
- 1958 – Олеко Дундич – Иван Козырев, белый квартирьер
- 1958 – Шофёр поневоле – шофёр Иван Петрович Саврасов
- 1958 – Ленинградская симфония
- 1959 – Неподдающиеся – милиционер
- 1959 – Сомбреро – бандерильеро
- 1959 – Я Вам пишу
- 1959 – Не имей 100 рублей… – дежурный администратор в гостинице
- 1960 – Осторожно, бабушка! – Иннокентий Прохорович Прохоров, лесник
- 1961 – Совершенно серьёзно – ведущий альманаха / писатель Молдаванцев / Робинзон Крузо (в новелле «Как создавался Робинзон»)
- 1961 – Наш общий друг – Персиянов
- 1961 – Чёртова дюжина – пассажир-зубной техник
- 1962 – Большая дорога – городской голова
- 1962 – Половодье – Степан
- 1962 – Черёмушки – Мылкин, сосед
- 1963 – Два воскресенья – камео
- 1963 – Пропало лето – Николай Ерофеевич Булышев (дядя Коля), двоюродный дед Валерия[6]
- 1963 – Большой фитиль – Филиппов, неплательщик взносов (в новелле «Расплата») / игрок в «шашки» (в новелле «Шашки»)
- 1963 – Крепостная актриса – управляющий Елпидифор
- 1964 – Зайчик – Борис Михайлович, директор театра
- 1964 – Приключения Толи Клюквина – бухгалтер домоуправления
- 1965 – Иностранка – Абдулла
- 1965 – Первый посетитель – делопроизводитель
- 1965 – Спящий лев – Матвей Гаврилович Голоскоков, помощник директора
- 1965 – Стряпуха – жулик на рынке
- 1966 – Последний жулик – надзиратель
- 1968 – Новые приключения неуловимых – аптекарь-специалист Кошкин
- 1968 – Снегурочка – Бермята
- 1969 – Не горюй! – Эрос, цирюльник
- 1969 – Старый знакомый – Яков Филиппович Некадилов, бывший лектор, ныне методист
- 1970 – Феола
- 1971 – Бушует «Маргарита» – пассажир
- 1971 – 12 стульев – Ипполит Матвеевич Воробьянинов, предводитель дворянства
- 1971 – Тень – первый министр
- 1971 – Большой янтарь – дирижёр, член жюри конкурса
- 1972 – Табачный капитан – купец Карпий Савельевич Смуров, торговец парусиной
- 1973 – А вы любили когда-нибудь? – врач Михаил Михайлович / Ольга Васильевна
- 1973 – Иван Васильевич меняет профессию – шведский посол
- 1973 – По собственному желанию – швейцар в гостинице
- 1974 – Царевич Проша – атаман разбойников
- 1975 – Не может быть! – певец и гость на свадьбе (вокал – Роберт Мушкамбарян)
- 1975 – Ау-у! – актёр (Абабуа)
- 1975 – Яблоко как яблоко – специалист в трёх лицах
- 1976 – Синяя птица – Удовольствие Ничего Не Понимать (партнёрша – Гликерия Богданова-Чеснокова)
- 1976 – Весёлое сновидение, или Смех и слёзы – король Унылио
- 1976 – Песни над облаками – бригадир комбайнёров
- 1976 – Как Иванушка-дурачок за чудом ходил – заморский лекарь
- 1977 – Блокада – Василий Маркелович Губарев
- 1977 – Инкогнито из Петербурга – Осип
- 1978 – Поздняя встреча – актёр на киностудии
- 1978 – Пока безумствует мечта – генерал охранки
- 1979 – Летучая мышь – лесничий / официант
- 1979 – Соловей – старший советник
- 1980 – За спичками – Хювяринен
- 1980 – Комедия давно минувших дней – Киса Воробьянинов / лектор Некадилов
- 1980 – Таинственный старик – Чикильдеев, художник
- 1981 – Куда исчез Фоменко? – отец Алины
- 1982 – В старых ритмах – Сергей Геннадьевич, начальник милиции
- 1982 – Ослиная шкура – придворный
- 1982 – Спортлото-82 – станционный смотритель
- 1983 – Мера пресечения – продавец броши
- 1984 – И вот пришёл Бумбо… – шпрехшталмейстер
- 1984 – Перикола
- 1985 – Опасно для жизни! – деликатный
- 1987 – Сказка про влюблённого маляра – главный мудрец
- 1988 – Пусть я умру, Господи
- 1988 – Собачье сердце – пациент Преображенского
- 1989 – Частный детектив, или Операция «Кооперация» – возмущённый пенсионер
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1948 – Федя Зайцев
- 1958 – Петя и Красная Шапочка – Волк
- 1960 – Лиса, бобёр и другие
Признание и награды[править | править код]
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Заслуженный артист РСФСР (1957)
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Народный артист РСФСР (1974)
Память[править | править код]
- В честь актёра был создан выпуск передачи из цикла «Чтобы помнили».
- Сын актёра, Юрий Сергеевич Филиппов, в память о своём отце написал книгу «А есть ли жизнь на Марсе?» и снял одноимённый документальный фильм.
- В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов).
- В 2007 году в Екатеринбурге, на ул. Белинского, у д.61, администрацией города была установлена бронзовая скульптура Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера. Киса Воробьянинов изображен со шляпой в одной руке, а в другой он держит открытую сумку. Чуть поодаль, вышагивая из-за угла, появляется Остап Бендер, держа в руках яблоко и загадочно смотря на Кису.
Документалистика[править | править код]
- Мой серебряный шар. Сергей Филиппов. Документальный фильм из цикла «Мой серебряный шар». Автор: Виталий Вульф. РТР-Планета. 44 минуты. [7]
- Смех и слёзы Сергея Филиппова. Документальный фильм. Режиссёр: Юрий Занин. Киностудия «Балтик видео», 2009. XX Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку». 17.07.2010. 2×44 минуты. [8][9]
- Сергей Филиппов. Короли эпизода. Документальный фильм. Автор: Дмитрий Горин. ООО «Студия 8», 2015. ТВ Центр. 04.01.2015. 39 минут.
- Сергей Филиппов. Документальный фильм из цикла «Острова». ГТРК «Культура». 2002. Россия-Культура. 26.08.2015. 39 минут.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Капков С. В. Короли комедии. – М.: Алгоритм, 2003. – 400 с. – ISBN 5-9265-0095-8.
- Раззаков Ф. Как уходили кумиры. – М.: Эксмо, 2006.
- Филиппов Ю., Гринвич Т. Есть ли жизнь на Марсе… Сергей Филиппов. – 2009.
- Игумнова З., Эрлихман В. Нелюбимый любимец публики // Биография, журнал. – 2010. – № 12. – С. 44-57.
- Раззаков Ф. И. Лучший Киса советского кино (Сергей Филиппов) // Раззаков Ф. И. Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… – М.: Эксмо, 2012. – 416 с., ил. – (Серия «Книги Ф. Раззакова о великих артистах»). – 3000 экз. – ISBN 978-5-699-53770-9. – С. 293-303.
- Тропилло А.В. Сергей Филиппов // Короткие истории об интересных случаях из жизни Андрея Тропилло рассказанные им самим. – SpecialRadio.ru, декабрь 2017
Ссылки[править | править код]
- Иваницкий С. Актриса Любовь Тищенко: «Когда Сергей Филиппов умер, в газете отказались напечатать некролог, сославшись на то, что этот актер… Никому не известен» // Газета «Факты и комментарии», fakty.ua (Проверено 9 мая 2011)
Источник
Биография Сергея Филиппова
Сергей Филиппов – советский актер, чье имя навсегда связано с образом Кисы Воробьянинова. Но и другие роли Филиппова были незабываемыми. Его популярность в шестидесятых-семидесятых годах зашкаливала настолько, что когда он прогуливался по улице, останавливались троллейбусы, люди окружали любимого артиста и засыпали его вопросами-цитатами: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Я-я, Кемска волость?», «Масик хочет водочки?». Он был из тех, о ком говорят, «слава ходит за ним по пятам». Тем более страшной для соотечественников стала смерть мастера комедийного эпизода и Народного артиста РСФСР в 1990 году.
На фото: Сергей Филиппов
Детство, юность: Саратов – Москва – Ленинград
Сергей родился летом 1912 года в саратовской семье Филипповых. Отец был заводским слесарем, мать – портнихой-кружевницей Филипповых. В пятилетнем возрасте мальчик впервые услышал слово «революция» из уст отца, пришедшего домой раньше положенного, поскольку заводчане устроили забастовку. Николай Георгиевич сначала стал пить горькую, а затем заявил жене, что уходит на фронт.
С тех пор Сережа родного папу больше не видел. Мама, Евдокия Терентьевна, рада была любой работе, чтобы прокормить себя и сына, так что мальчик большую часть времени был предоставлен сам себе.
Сергей Филиппов и его мама Евдокия Терентьевна
В семилетнем возрасте Сережа пошел в школу, но учиться ему не понравилось. Единственные предметы, которые он обожал, были русская литература (читал Филиппов много и с удовольствием) и химия. Как заправский экспериментатор он любил смешивать реактивы на уроках, но однажды его любознательность в отсутствие учителя сыграла с ним злую шутку. От смеси соляной кислоты и нескольких других реактивов по школе распространился невероятно едкий запах. Уроки были прерваны, ученики эвакуированы. Когда выяснилось, что это дело рук старшеклассника Филиппова, педсоветом было принято решение об исключении.
Мама договорилась в соседней пекарне, чтобы сына взяли на работу. Но Сережа был неприспособлен к выпеканию хлеба: однажды, читая роман Джека Лондона, он так увлекся, что забыл положить в тесто соль. Не вышло из него ни краснодеревщика, ни токаря, ни садовника, ни плотника. Но однажды Филиппов с друзьями гулял рядом с местным клубом и заглянул в окно. В своих мемуарных записках он так описал этот судьбоносный момент:
В окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ногами что-то выделывали, кренделя какие-то. Ноги понравились. Я решил, что это мое призвание – ноги. Мы заглянули в комнату. На двери была табличка «Хореографический кружок». Мы понятия не имели, что значит «хореографический», от слова «харя» что ли? Но оказалось – нет.
Поскольку мальчиков кружку катастрофически не хватало, Филиппова и еще одного подростка, пожелавшего учиться танцам, приняли с удовольствием, объяснив попутно, что такое хореография. Сергей сразу решил, что танец даст ему путевку в жизнь, и вскоре стал лучшим танцором. Преподаватели прочили ему большое будущее.
В 1929 году юноша поехал в Москву, чтобы поступить в балетное училище Большого театра. Но к его разочарованию вступительные экзамены уже прошли, он опоздал. Чтобы не терять год и не возвращаться в Саратов, Филиппов уехал в Ленинград, где открылся новый эстрадно-цирковой техникум, куда и поступил.
Сергей Филиппов в молодости
Незаурядный талант студента отмечали практически все педагоги. Как и его дар комедианта и пародиста. Один из преподавателей, балетмейстер Петр Гусев, говорил, что Сергей самородок и мог бы стать непревзойденным классическим танцовщиком, поскольку для этого у него было все: пластика, сильные ноги, прыжок. Но студенту было тесно в атмосфере классического балета, он подспудно чувствовал, что в героических амплуа не будет места для его комического дарования.
Через четыре года учебы Филиппова направили на службу в Ленинградский театр оперы и балета. Первой его ролью на сцене стал кочегар из революционного балета «Красный мак». Возможно, Сергей и стал бы гениальным танцовщиком, но во время одного из представлений юноша упал в обморок. Врачи диагностировали порок сердца и запретили танцевать.
Театральная карьера
Руководитель Ленинградского театра-студии Федор Никитин был рад новому актеру, который выступал с танцевально-комедийными номерами. Филиппов быстро обрел популярность, его номер в пачке на розовых пуантах вызывал в зале всеобщий хохот. На одном из выступлений побывал театральный режиссер Николай Акимов, приславший после артисту телеграмму емкого и краткого содержания: «Предлагаю работать принятом мною Театре комедии». Еще короче был ответ: «Согласен безоговорочно».
Сергей Филиппов в постановке «Страшный суд»
Сотрудничество, начавшееся в 1935 году, продлилось тридцать лет. В Театр комедии вскоре стали ходить «на Филиппова», публика занимала очередь за билетами задолго до открытия кассы. До войны актер был занят в постановках Эраста Гарина «Простая девушка» (управдом Макаров), Николая Акимова «Страшный суд» (член месткома Родионов). Лишь только Филиппов выходил на сцену, зал взрывался аплодисментами. А вскоре люди начинали смеяться так, что дрожали стены. Реплики и мимика, интонация и жесты, тембр голоса – все в актере было концентрацией комедийного таланта.
Сергей Филиппов: Люди, ау!
В послевоенные годы репертуар театра расширился, Филиппов стал Пустославцевым во «Льве Гурыче Синичкине», Крутицким в постановке «На всякого мудреца довольно простоты», Осипом в «Ревизоре». Он был задействован во всех спектаклях. И, как прежде, радовал публику своим комедийным мастерством.
Несмотря на пристрастие Филиппова к спиртному, Николай Акимов относился к актеру очень терпеливо, считая, что один талантливый пьяница стоит десятка трезвых бездарей. Но критическая масса дисциплинарных проступков Филиппова накапливалась, и в 1965 году его уволили из театра «по собственному желанию» после тридцати лет верной службы.
Кинокарьера
Талантливого театрального актера еще до войны заметили кинематографисты молодого советского кино. Небольшая роль шюцкоровца в картине «За советскую Родину» стала дебютом Филиппова в кинематографе.
Сергей Филиппов в фильме «Приключения Корзинкиной»
Затем он перевоплотился в партизана в «Волочаевских днях», стал начальником клуба в «Музыкальной истории», рыбаком и чтецом Максимовым в «Приключениях Корзинкиной». Кстати, последний фильм ни в чем не уступал «Веселым ребятам», но Иосифу Сталину мало нравился режиссер Климентий Минц, поэтому картину оценили только зрители в провинциальных кинотеатрах.
Сергей Филиппов в фильме «Кащей Бессмертный»
Когда началась война, Филиппов вместе с театром уехал в эвакуацию, но и там снялся в нескольких картинах: «Новых похождениях Швейка» (ефрейтор), «Март-апрель» (Восьмеркин), «Мы с Урала» (Андрей Степанович), «Кащей Бессмертный» (палач).
Сергей Филиппов и Фаина Раневская в фильме «Золушка»
Более успешными для его кинокарьеры стали пятидесятые годы. Сергей Николаевич сыграл капрала в «Золушке», Филина в «Кортике», ревнивого мужа в «Запасном игроке». Во всем блеске своего комедийного таланта он появился в роли дрессировщика Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров» с Людмилой Касаткиной, Павлом Кадочниковым и Леонидом Быковым в главных ролях. Там его увидел молодой режиссер Эльдар Рязанов.
Сергей Филиппов в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Рязанову срочно нужен был актер на роль лектора Никадилова в его картину «Карнавальная ночь», где главных героев сыграли Игорь Ильинский и юная Людмила Гурченко. Режиссер уже собирался вычеркнуть персонажа со сценария, но, увидев Филиппова, пригласил его в свою картину. «Пять звездочек» Сергея Николаевича помнят и сейчас, также как и то, что «науке неизвестно, есть ли жизнь на Марсе».
Сергей Филиппов: «Есть ли жизнь на Марсе?»
Когда Леониду Гайдаю понадобился Киса Воробьянинов для фильма «12 стульев», он без сомнений предложил эту роль Филиппову. У этого же режиссера актер сыграл и свою последнюю роль в советском кино «Операция «Кооперация». Всего же созданных им экранных образов свыше сотни.
Сергей Филиппов в фильме «12 стульев»
Личная жизнь Сергея Филиппова
Еще в Ленинградском техникуме Сергей познакомился с будущей балериной Алевтиной Горинович. Через некоторое время они зарегистрировали свои отношения, а в 1936 году родился их единственный сын Юрий (умер в феврале 2020 года). Десять лет супружества были счастливыми, несмотря на некоторую бытовую неустроенность.
Сергей Филиппов с сыном
Но пьянство супруга и его острое желание прославиться, а также мимолетные романы стали невыносимы для Алевтины. Ее терпение лопнуло, когда муж подшофе заявил, что ради славы готов даже бросить жену и сына. «Ну и уходи к своей славе!», – в сердцах выкрикнула Горинович.
Сергей Филиппов и Алевтина Горинович
Актер поселился в номер гостиницы «Астория», который оплачивал театр. Там же он столовался, иногда учинял дебоши. В одной из драк Филиппову проткнули вилкой руку, и к нему на помощь поспешила низенькая полноватая женщина. Позже оказалось, что она – автор книги о Сергее Кирове «Мальчик из Урджума» Антонина Голубева. Это была ее единственная серьезная книга, да и ту, по слухам, полностью переписал Самуил Маршак, поскольку рукопись не выдерживала никакой критики.
Антонина привела актера домой, и они стали жить вместе. Сын Юра не воспринимал ее как новую жену отца, хотя именно она бегала по врачам и ухаживала за Филипповым, когда у него удалили опухоль мозга.
Сергей Филиппов и Антонина Голубева
Женщина была старше гражданского мужа более чем на десять лет, всегда внутренне боялась, что он ее бросит. Поэтому контролировала все звонки, ревновала к друзьям и толпам поклонниц.
Гораздо позже в своей книге об отце Юрий напишет, что она удерживала актера подле себя банальным шантажом. Сергей Николаевич панически боялся, что за ним следят агенты КГБ и могут арестовать. Властная жена всячески подогревала эти мысли. Тем не менее, прожили они вместе сорок лет. В 1989 году «Барабулька», как называл супругу Филиппов, умерла.
Смерть актера
Вокруг смерти Сергея Филиппова ходило много слухов. После кончины Голубевой он окончательно замкнулся в себе, ни с кем не откровенничал, а в тумбочке держал нераспечатанные письма от Юрия из Америки, куда тот эмигрировал в начале семидесятых вместе с матерью. Это стало серьезным ударом для актера.
Юрий Филиппов с портретом отца
Сына он так больше и не увидел до самой смерти. По рассказам очевидцев, последний год Филиппов жил практически за чертой бедности. Стремительно стал прогрессировать рак.
Сергей Филиппов в последние годы жизни
Умер актер в полном одиночестве у себя дома в апреле 1990 года. Тело обнаружила приятельница, приходившая помочь великому комику Советского Союза по хозяйству. Деньги на похороны Сергея Николаевича собрал с коллег Александр Демьяненко.
Александр Демьяненко и Сергей Филиппов (кадр из фильма «Летучая мышь», 1978)
Пока шла подготовка к погребению, дочь и внуки Голубевой, по словам очевидцев, вынесли из квартиры остатки прежней роскошной жизни Филиппова: антикварную мебель, посуду.
Могила Сергея Филиппова
Проводы Филиппова на Северное кладбище Санкт-Петербурга были скромными. Сын о них узнал спустя длительное время. Актера похоронили рядом со второй гражданской женой.
Память
Леонид Филатов в честь артиста создал передачу в цикле «Чтобы помнили». Было снято несколько документальных фильмов, в числе которых – «Короли эпизода». Юрий Филиппов написал про своего отца книгу «Сергей Филиппов. А есть ли жизнь на Марсе?»
Сергей Филиппов. Короли эпизода
В городе Пятигорск стоит памятник Кисе Воробьянинову, исполненному Сергеем Филипповым. Такой же имеется и в Чебоксарах.
Источник