Актер сергей столяров биография личная жизнь
Сергей Столяров – биография
Имя актера Сергея Столярова больше знакомо зрителям старшего поколения. Фильмы с его участием навсегда вошли в историю отечественного кинематографа. Он носил звание Народный артист РСФСР и получил Сталинскую премию. Но не это считал главным достижением своей жизни, ему важно было знать, что его знают и любят зрители.
Звездная слава артиста Сергея Столярова началась с картины «Цирк», в которой он сыграл ключевой образ.
Детство и юность
Родился Сергей Столяров в небольшом селе Беззубово недалеко от Тулы. Метрику с его датой рождения потеряли, поэтому он сам считал своим днем рождения 1 ноября 1911 года. Намного позже, уже в 21-м веке усилиями его семьи удалось разыскать записи в церковных книгах, где записано, что правильной датой нужно считать 4 июля по старому календарю или 17 июля по новому.
На фото Сергей Столяров в молодости
Семья мальчика была многодетной, в ней подрастали пятеро детишек. Отец семейства работал лесником, но погиб в Первую мировую. Материальное положение было очень тяжелым, детям пришлось работать с ранних лет. Сережа начал трудиться в пять лет, он подрядился к богатому соседу пасти его коров.
В 1919-м их семья попала под продразверстку, и осталась на зиму без продуктов питания. По настоянию бабушки все братья отправились в Ташкент, где можно было разжиться хоть какой-то едой. Однако до Ташкента Сергей не доехал, в поезде он «подцепил» тиф и попал в одну из курских больниц. Братья не могли дожидаться, пока он выздоровеет, и поехали дальше.
После выписки из больницы Сергею некуда было податься, поэтому врачи похлопотали и его взяли в детский дом.
Мальчик учился с удовольствием, но больше всего ему понравилось репетировать в детском любительском театре, организованном воспитателями.
У Столярова появилась мечта связать свою жизнь с искусством, но у него не было для этого никакой возможности. Нужно было выбирать профессию, которая сможет его прокормить. Сергей решил ехать в Москву, и продолжить обучение в ремесленном училище. После окончания учебы он мог работать слесарем и машинистом.
Трудовая биография Сергея Столярова началась в железнодорожном депо. Но он понимал, что очень хочет на сцену, поэтому старался не пропустить ни одной репетиции в театральной студии, которую вел Алексей Дикий. Его задействовали в нескольких постановках, именно после этого Сергей получил приглашение от Театра Красной Армии и вошел в его труппу.
Фильмы
Кинематографический дебют Сергея Столярова состоялся в 1935 году. Ему доверили роль летчика в картине «Аэроград». После выхода ее на экраны, Столяров не стал известным и популярным актером, но это был первый шаг в удивительный мир кинематографа, который раскрыл перед ним большие возможности. Сергей попал в поле зрения режиссера Григория Александрова, и вскоре тот позвал его на съемочную площадку картины «Цирк».
Сергей Столяров в фильме «Цирк»
В этой ленте ему досталась роль главного героя, съемки длились на протяжении двух лет. На суд зрителей «Цирк» был представлен в 1937-м, и буквально в первые дни после проката Столяров оказался на вершине славы. На него смотрели, как на воплощение мужества и благородства, его фото пытались раздобыть все любители кино.
Слава и почет пришли к артисту одновременно, но счастье омрачилось одним событием. Незадолго до премьеры расстреляли оператора Владимира Нильсена, которого арестовали по ложному обвинению. Ему припомнили и его «несоветскую» фамилию, и это послужило отягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Столяров выразил протест против решения суда, и отказался не только прийти на премьеру картины «Цирк», но и получить правительственную награду. Через некоторое время ленту представили на всемирном фестивале киноискусств в Париже, но Столярова в числе приглашенных не оказалось.
Во время работы этого фестиваля скульптор Вера Мухина представила свою новую работу, получившую название «Рабочий и колхозница». Так вот, прообразом ее рабочего послужил именно Столяров. Этот монумент стал впоследствии эмблемой киностудии «Мосфильм», и его знает практически весь мир.
Сергей Столяров в фильме «Садко»
В 1943-м артист впервые снялся в детском кино. Его первой работой стала лента «Кощей Бессмертный», спустя несколько лет на экраны вышли сказки «Садко» и «Илья Муромец». После серьезных работ в кинематографе Столярову поначалу было неуютно в образах сказочных героев, он боялся показаться смешным и нелепым, но сумел органично вжиться в их роли и проявить себя совсем с другой стороны.
Столяров приобрел просто феноменальную популярность, он уже не мог спокойно пройти по улице, его узнавали везде. Лента «Илья Муромец» была представлена на фестивале в Венеции и стала обладателем первого приза. Но Сергей Столяров на этом празднике кинематографии отсутствовал – руководство страны отказало ему в выезде за границу, потому что за ним уже давно закрепилось звание неблагонадежного.
Кроме актерского таланта в Столярове проснулся и талант сценариста. Он решил написать собственный сценарий о Дмитрии Донском, но он так и остался неоконченным – Столярова подкосила болезнь.
Личная жизнь
Свою жену Ольгу Константинову Сергей встретил в театре. Ее предками были богатые купцы, девушка окончила студию Юрия Завадского и тоже была актрисой. Правда ее карьера сложилась не так успешно, как у ее звездного мужа, но это обстоятельство нисколько не омрачало их брак. Влюбленные поженились в 1934 году, а спустя три года у них родился сын, которого родители назвали Кириллом. Он пошел по стопам родителей и тоже стал актером. Женился, и в 1962 году у него родился сын Сергей, названный так в честь своего знаменитого деда. Внук Столярова тоже продолжил актерскую династию, и кроме того выучился на режиссера телевидения. К сожалению, Кирилла Столярова уже нет в живых, он скончался в 2012 году.
Сергей Столяров с женой Ольгой Константиновой
Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо, он очень любил свою семью, дорожил семейным уютом, которого ему так не хватало в его детдомовском детстве.
Смерть
Первые признаки ухудшения здоровья Сергей Столяров почувствовал в 1968 году. У него сильно опухали ноги, он задыхался при ходьбе. Но как и все мужчины, даже не хотел слушать о визите к врачу. Артист говорил, что это возраст дает о себе знать, но совсем скоро ему стало намного хуже. Вердикт докторов прозвучал, как приговор – у Столярова обнаружили злокачественную опухоль, лимфосаркому, которая и привела к летальному исходу.
Могила Сергея Столярова
Он продолжал работать над созданием сценария собственного фильма до последней минуты своей жизни, однако он так и остался неоконченным. В 1969-м ему прислали уведомление о присвоении ему звания Народный артист СССР, но Столяров даже не взял в руки заветный конверт. Он умер 9 декабря 1969 года, буквально через несколько дней после присвоения ему почетного звания.
Местом упокоения Сергея Столярова стало Ваганьковское кладбище, рядом с другими знаменитыми людьми – Владимиром Высоцким, Ингой Артамоновой, Владиславом Листьевым.
Артист умер, но его картины остались жить в памяти благодарных поклонников.
Избранная фильмография
- 1935 – Космический рейс
- 1936 – Цирк
- 1938 – Руслан и Людмила
- 1939 – Моряки
- 1944 – Кащей Бессмертный
- 1947 – Голубые дороги
- 1950 – Далеко от Москвы
- 1952 – Садко
- 1956 – Илья Муромец
- 1957 – Лично известен
- 1959 – Человек меняет кожу
- 1967 – Туманность Андромеды
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Столяров.
Серге́й Дми́триевич Столяро́в (4 [17] июля 1911[4], село Беззубово, Тульская губерния – 9 декабря 1969, Москва) – советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1958 года.
Биография[править | править код]
Сергей Дмитриевич Столяров родился в 1911 году в селе Беззубово Венёвского уезда Тульской губернии (ныне посёлок городского типа Узуново Серебряно-Прудского района Московской области). Точная дата его появления на свет долгое время была неизвестна: метрика была утеряна, и Столяров сам выбрал себе дату рождения – 1 ноября. В начале XXI века удалось узнать, что настоящая дата его рождения – 17 июля (4 июля по старому стилю).
Его отец был лесником, погиб на фронте в начале Первой мировой войны. В семье росло пятеро детей. В тяжёлые годы гражданской войны Сергей отправился в «хлебный город Ташкент», но по дороге заболел тифом и после выздоровления попал в Курский детский дом. В нём воспитанники организовали драмкружок, в котором Сергей принимал активное участие, и тогда он «заболел» театром.
Переехав в Москву, Сергей поступил в Первое ремесленное училище, где приобрёл профессии слесаря и машиниста. После окончания работал в депо Киевской железной дороги.
После работы занимался в театральной студии Алексея Дикого при Доме учёных.
Окончил актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта в 1931 году. В 1932-1934 годах – актёр МХАТа, в 1934-1938 годах – ЦТКА, в 1940-1942 годах – Театра имени Моссовета, с 1944 года – Театра-студии киноактёра.
В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино – лётчика Владимира в фильме Александра Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссёр Александров без проб предложил ему роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк».
Кадр из фильма “Цирк” c Паттерсоном и Л. Орловой, 1936 год
После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом советского молодого человека. Более того, его образ был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», получившей гран-при на Парижской всемирной выставке в 1937 году. Благодаря фильму после 18 лет неизвестности нашлись мать Сергея и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принёс с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР.
Независимый принципиальный характер Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвинённых в тяжёлую эпоху 1930-х годов, стоили ему многих наград и отчасти карьеры[5]. Ему был вынесен негласный приговор: не вполне благонадёжен, на «Мосфильме» его не снимали до 1953 года. Тем не менее, он продолжал сниматься в кино и с 1938 по 1944 годы снялся в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», создав таким образом ставший классическим экранный образ русского былинного героя.
Самыми сложными были годы Великой Отечественной войны. В конце 1941 года, вернувшись из ополчения, Сергей Дмитриевич с семьёй отправился в Алма-Ату, где находились в эвакуации многие театральные труппы и киностудии. Там он впервые проявил себя как режиссёр, поставив пьесу Константина Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13 069 рублей на постройку танка «Русские люди». В благодарность за этот поступок актёра ему в Алма-Ату направил телеграмму лично Сталин.
В 1940-е годы Столяров пытался уйти от своего героического амплуа. В это время он снялся в весёлом фильме «Старинный водевиль».
Фильм Александра Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев».
В фильме «Тайна двух океанов» (1955-1956) Столяров сыграл роль капитана подводной лодки. Фильм имел большой успех у советского зрителя. Тогда же он снялся в другом фильме Птушко – «Илья Муромец», в роли Алёши Поповича.
Могила Сергея и Кирилла Столяровых на Ваганьковском кладбище Москвы.
Последней актёрской работой Сергея Столярова в кино стала роль Дар Ветра в фантастическом фильме «Туманность Андромеды» (1967) по одноимённому роману Ивана Ефремова. Эта работа завершила галерею героических образов, созданных артистом в кино.
В конце 1960-х Сергей Дмитриевич согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию, но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но и до окончания работы над картиной.
Сергей Дмитриевич Столяров скончался 9 декабря 1969 года. Его похоронили на Ваганьковском кладбище (1 участок)[6].
Семья[править | править код]
Со своей женой, Ольгой Борисовной Константиновой, Сергей Столяров познакомился в театре. Она происходила из старинной купеческой семьи и училась в студии Юрия Завадского. В 1934 году молодые люди поженились, в 1937 году у них родился сын Кирилл.
- Столяров, Кирилл Сергеевич, сын (1937-2012), актёр.
- Столяров, Сергей Кириллович, внук (род. 1962), актёр и режиссёр телевидения.
Признание и награды[править | править код]
- Сталинская премия первой степени (1951) – за исполнение роли Александра Ивановича Рогова в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
- Заслуженный артист РСФСР (7 февраля 1957)
- Народный артист РСФСР (29 сентября 1969)
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта»
- Медали
- В Москве, на доме, где он жил (пл. Победы, 2) в 2001 году установлена мемориальная доска
- К 100-летию российского кино в 2009 году на Серебряных Прудах на центральной площади был открыт памятник С. Д. Столярову, его имя также присвоено городскому Культурному центру «Наследие»
Факты[править | править код]
- Режиссёр «Театра на Таганке» Юрий Любимов рассказывал, что после похорон сына отец Владимира Высоцкого сказал: «Его похоронили рядом с самим Столяровым!». И от себя Любимов добавил: «Отец родной».
- Сын Сергея Столярова, актёр Кирилл Столяров, сыграл своего отца в фильме «А зори здесь тихие», снятом в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким.
Творчество[править | править код]
Фильмография[править | править код]
- 1935 – Космический рейс – начальник старта (нет в титрах)
- 1935 – Любовь и ненависть – сын шахтера
- 1935 – Аэроград – Владимир Глушак, летчик, сын тигрятника
- 1936 – Цирк – Иван Петрович Мартынов
- 1938 – Руслан и Людмила – Руслан
- 1939 – Моряки – Александр Беляев, капитан-лейтенант, командир подлодки
- 1939 – Василиса Прекрасная – Иван, младший сын
- 1940 – Гибель «Орла» – Фёдор Фёдорович Чистяков, водолаз, сын капитана «Орла»
- 1942 – Боевой киносборник «Наши девушки» – Василий Степанович Павлов, капитан
- 1944 – Кащей Бессмертный – Никита Кожемяка
- 1944 – Иван Грозный – Иван Телепнев-Оболенский (в сохранившемся, но не попавшем в фильм материале)
- 1946 – Старинный водевиль – денщик Фаддей
- 1947 – Голубые дороги – старшина первой статьи Разговоров
- 1950 – Далеко от Москвы – Александр Иванович Рогов, начальник стройучастка
- 1952 – Садко – Садко
- 1956 – Илья Муромец – Алёша Попович
- 1956 – Тайна двух океанов – капитан I ранга Николай Борисович Воронцов
- 1957 – Повесть о первой любви – Егор Петрович Бородин, отец Мити
- 1957 – Лично известен – Василий Никитич, революционер
- 1959 – Человек меняет кожу – Владимир Иванович Синицын
- 1960 – Им было девятнадцать – отец Анатолия Бескова, летчик-испытатель
- 1964 – По газонам не ходить – Клюев
- 1964 – Спроси своё сердце – Коржавин-старший
- 1965 – Год как жизнь – Гелен, акционер
- 1965 – Они не пройдут – Алексей Якимов
- 1967 – Туманность Андромеды – Дар Ветер
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Столяров, Сергей Дмитриевич» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Источник
Долгое время Сергея Столярова считали эталоном мужской красоты, называли настоящим былинным богатырем и одним из самых популярных героев советских киносказок. За рубежом его признали одним из лучших актеров современности, а на родине несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме». Звания народного артиста он так и не дождался – Столяров преждевременно ушел из жизни накануне выхода этого указа.
Сергей Столяров | Фото: kino-teatr.ru Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Сергей Столяров в фильме *Аэроград*. 1935
Никто не мог предположить, что он когда-нибудь станет актером. Сергей Столяров родился в 1911 г. в небольшой деревне Беззубово в многодетной семье лесника. Его отец погиб на войне в 1914 г., и с 5 лет Сергею пришлось помогать семье – он пас коров у зажиточного соседа. В 1919 г., когда началась продразверстка, они лишились всех запасов на зиму, и детей отправили к родственникам в Ташкент, но по дороге туда Сергей заболел тифом и остался в больнице в Курске. А оттуда его забрали в детдом. Там и решилась его дальнейшая судьба – один из педагогов организовал драмкружок, где Сергей часто выступал. О профессиональной карьере актера он тогда не задумывался – окончил ремесленное училище, работал в железнодорожном депо, но продолжал заниматься в театральной студии.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Сергей Столяров в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Кадр из фильма *Космический рейс*, 1935 | Фото: kino-teatr.ru
Когда Столярова призвали на военную службу, его распределили в Театр Красной Армии, а в 1934 г. он сыграл свою первую роль в кино. В этом фильме его заметил режиссер Григорий Александров и пригласил его на главную роль в свой фильм «Цирк». После этого актер буквально проснулся знаменитым. Когда его спрашивали об успехе этого фильма, он отвечал: «Ничего я не играл. Просто надел белый свитер. И в руки мне дали красный флаг». Когда после съемок расстреляли по нелепым обвинениям директора картины Дарского и главного оператора Нильсена, их имена были замазаны в титрах, а Столяров долго не мог понять и поверить в то, что эти люди могли быть «врагами народа». Он отказался прийти на премьерный показ «Цирка». Через время картину отправили на Всемирную выставку в Париж, но Столярова туда не пригласили. И после этого актеру запретили сниматься на «Мосфильме», где он не появлялся вплоть до 1953 г.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Сергей Столяров в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Сергей Столяров и Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Интересно то, что при этом «неблагонадежный» Сергей Столяров стал прообразом мужской фигуры эмблемы киностудии «Мосфильм» – знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Хотя актер специально не позировал для этой работы, но Мухина лепила фигуру Рабочего именно с него.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*, ставшая эмблемой *Мосфильма* | Фото: 24smi.org
Долгое время Сергею Столярову не давали играть роли положительных советских героев на «Мосфильме», зато его часто приглашали в киносказки «Союздетфильма», благодаря которым актер и прославился: «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Илья Муромец», «Садко» и др. Последний фильм получил «Серебряного льва» на Международном кинофестивале в Венеции. Актера называли настоящим сказочным русским богатырем. После этого во французском журнале «Синема» опубликовали список звезд мирового кино, среди которых упоминался только один советский актер – Сергей Столяров. А сам он, узнав об этом, говорил: «Да это ерунда. У нас есть Бабочкин, Черкасов, Симонов – вот кто должен быть в этом списке!»
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Кадр из фильма *Василиса Прекрасная*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Сергей Столяров в фильме *Кащей Бессмертный*, 1944 | Фото: kino-teatr.ru
Сын актера Кирилл, который тоже стал актером, говорил об отце: «Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Характерные роли в театре были, а отрицательные – нет. Великим актером он себя никогда не считал… Однако при всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя – значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать».
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Сергей Столяров в фильме *Садко*, 1952 | Фото: culture.ru
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Кадр из фильма *Илья Муромец*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru
Его популярность тогда была огромной. Однажды в 1953 г. Столярова на улице остановил парень, заявил о том, что он тоже мечтает стать артистом, собирается поступать в театральный, попросил его прослушать и тут же принялся декламировать басню Крылова. Столяров пригласил его к себе в гости и дал несколько советов, как нужно вести себя на экзаменах. Этот парень навсегда запомнил эту встречу и часто рассказывал о ней уже потом, спустя годы, когда стал знаменитым актером Валентином Гафтом.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Главный богатырь советского кино Сергей Столяров | Фото: spletnik.ru
В 1960-х гг. Столяров снимался мало. И руководство Театра киноактера обвинило его в том, что он не выполняет положенную норму, из-за чего актера уволили. Из-за этого инцидента он сильно переживал, что серьезно подорвало его здоровье. Столяров мечтал снять фильм по собственному сценарию, «Когда расходится туман». Но осуществить эти планы он так и не успел.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Кадр из фильма *Человек меняет кожу*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru
В 1968 г. у актера начала опухать нога. Поначалу он не придал этому значения, но она беспокоила его все больше, и он прошел обследование. Врачи обнаружили у него рак. Многие знакомые актера говорили, что его настигла «болезнь от огорчения». Осенью 1969 г. его состояние резко ухудшилось, и 9 декабря Сергей Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что спустя несколько дней ему было присвоено звание народного артиста.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Сергей Столяров
Сергей Столяров в фильме *Год, как жизнь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru
Судьба еще одного популярного героя советских киносказок сложилась драматически: Годы забвения и одиночества Водяного Водокрута.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041218/41514/
Источник