Актер жаров биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2020; проверки требуют 35 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жаров.
Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899, Москва, Российская империя – 15 декабря 1981, Москва, СССР) – советский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1974), народный артист СССР (1949)[2], лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1970, 1974). Член ВКП(б) c 1950 года.
Биография[править | править код]
Михаил Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном»[3]. Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника.
Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[4]. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог ей перебраться в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери[3].
Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах[3]. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.
В театре[править | править код]
С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.
В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем – в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза»[5].
Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.
Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в «Зойкиной квартире» (1927) по Михаилу Булгакову, балагур Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927) по Всеволоду Иванову, демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1933) по Вcеволоду Вишневскому.
В 1926-1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре, в 1928 году – в Казанском Большом драматическом театре, в 1930 году – в Реалистическом театре. В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года[6].
С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.
Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.
В кино[править | править код]
В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915)[3]. Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей – бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка. В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.
У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: «Гроза» (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и «Пётр Первый» (1937-1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова. У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле «Медведь» (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии «Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме «Анна на шее» (1954).
В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова – хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя – в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).
После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943-1948 годы).
Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой – сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин – деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года на 83-м году жизни в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[7].
Личная жизнь[править | править код]
Михаил Жаров
и Людмила Целиковская
- Первая жена (1919-1928) – Надежда Гузовская (1898-?), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией – в Минске.
- Сын – Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена.
- Вторая жена (1928-1942) – Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.
- Третья жена (1943-1948) – Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963).
- Четвёртая жена (с 1949) – Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна.
- Дочери – Анна (род. 1951), актриса Малого театра, и Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
Михаил Жаров увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках»[8]. Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало[8]. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
Театральные работы[править | править код]
Театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций[править | править код]
- 1919 – «Виндзорские проказницы» У. Шекспира – Шут
Опытно-героический театр[править | править код]
- «Гроза» А. Н. Островского – Кудряш и Тихон
- «Копилка» Э. Лабиша – Шанбурси
- «Женитьба» Н. В. Гоголя – Анучкин
Передвижной фронтовой театр и Рогожско-Симоновский театр имени А. К. Сафонова[править | править код]
- «Буря» У. Шекспира – Тринкуло
- «Каменный гость» А. С. Пушкина – Лепорелло
- «Золотой петушок» по А. С. Пушкину – Звездочёт
- «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу – Дринкоутер
Бакинский рабочий театр[править | править код]
- «Любовь Яровая» К. А. Тренёва – Солдат
- «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова – Васька-Окорок
ГосТиМ[править | править код]
- 1921 – «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина – мадам Брандахлыстова
- 1925 – «Учитель Бубус» А. М. Файко – секретарь
- 1925 – «Мандат» Н. Р. Эрдмана – денщик
Камерный театр[править | править код]
- 1933 – «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского – Алексей
Малый театр[править | править код]
- 1939 – «Волк» Л. М. Леонова – Кукуев
- 1941 – «Волки и овцы» А. Н. Островского – Аполлон Викторович Мурзавецкий
- 1945 – «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина – Гололоб
- 1946 – «Ревизор» Н. В. Гоголя – Городничий
- 1947 – «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва – капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов
- 1947 – «Русский вопрос» К. М. Симонова – Морфи
- 1947 – «Великая сила» Б. С. Ромашова – Шибанов
- 1948 – «Южный узел» А. А. Первенцева – Толбухин
- 1949 – «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова – Лавров
- 1950 – «Голос Америки» Б. А. Лавренёва – капитан Вальтер Кидд
- 1951 – «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева – Бобров
- 1952 – «Васса Железнова» М. Горького – Прохор Борисович Храпов
- 1952 – «Северные зори» Н. Н. Никитина – Фролов
- 1954 – «Сердце не камень» А. Н. Островского – Иннокентий
- 1955 – «Волки и овцы» А. Н. Островского – Лыняев
- 1956 – «Деньги» А. В. Софронова – Андрей Николаевич Татарников
- 1956 – «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) – Митрич[9]
- 1958 – «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука – Морж
- 1960 – «Иванов» А. П. Чехова – Павел Кириллович Лебедев
- 1961 – «Весенний гром» Д. И. Зорина – Маршалов
- 1961 – «Браконьеры» Э. Н. Раннета – Ягуб
- 1962 – «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) – Савёл Прокофьевич Дикой[10]
- 1963 – «Луна зашла» Дж. Стейнбека – Мэр Оурден
- 1964 – «Страница дневника» А. Е. Корнейчука – Гроза
- 1967 – «Джон Рид» Е. Р. Симонова – Панчо Вилья
- 1968 – «Мои друзья» А. Е. Корнейчука – Касьян
- 1969 – «Золотое руно» А. Гуляшки – полковник Манов
- 1970 – «Так и будет» К. М. Симонова – Воронцов
- 1972 – «Самый последний день» Б. Л. Васильева – Ковалёв
- 1974 – «Пучина» А. Н. Островского – Боровцов
Режиссёрские работы в театре[править | править код]
- 1938 – «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр)
- 1950 – «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным)
- 1961 – «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр)
Работа в кино[править | править код]
Роли в кино[править | править код]
- 1915 – Царь Иван Васильевич Грозный – опричник
- 1916 – Тот, кто получает пощёчины – берейтор
- 1924 – Аэлита – мужик
- 1924 – Папиросница от Моссельпрома – служащий и носильщик
- 1925 – Дорога к счастью – Егор Миронов
- 1925 – Его призыв – рабочий
- 1925 – Шахматная горячка (короткометражный) – маляр
- 1926 – Мисс Менд – унылый половой
- 1926 – Последний выстрел – приказчик Журкин
- 1926 – Случай на мельнице – Ефим, сын Герасима
- 1927 – Аня (Тайна Ани Гай) – Ждан
- 1927 – Дон Диего и Пелагея – Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
- 1927 – Кто ты такой? – студент
- 1927 – Человек из ресторана – официант
- 1928 – Без ключа (короткометражный) – студент Коля
- 1928 – Белый орёл – чиновник
- 1929 – Два-Бульди-два – председатель РевКома
- 1929 – «Живой труп» – свидетель
- 1931 – Манометр – 2
- 1931 – Никита Иванович и социализм (короткометражный)
- 1931 – Путёвка в жизнь – Фомка «Жиган»
- 1932 – Двадцать шесть бакинских комиссаров (фильм) – меньшевик
- 1932 – Мёртвый дом – офицер
- 1933 – Окраина – студент Краевич
- 1933 – Гроза – Ваня Кудряш
- 1933 – Марионетки – начальник пограничного поста
- 1934 – Мечтатели – Хайлов
- 1935 – Любовь и ненависть – Куква
- 1935 – По следам героя – милиционер
- 1935 – Три товарища – Зайцев
- 1937 – Возвращение Максима – Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»
- 1937 – Пётр Первый – Александр Данилович Меншиков
- 1938 – Выборгская сторона – Платон Васильевич Дымба, анархист
- 1938 – Медведь (короткометражный) – Григорий Степанович Смирнов
- 1939 – Ошибка инженера Кочина – следователь Ларцев
- 1939 – Степан Разин – Лазунка
- 1939 – Человек в футляре – Коваленко
- 1941 – Богдан Хмельницкий – дьяк Гаврила
- 1942 – Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») – дед
- 1942 – Оборона Царицына – казак Перчихин
- 1942 – Секретарь райкома – партизан Гаврила Русов
- 1943 – Актриса – артист Жаров (камео)
- 1943 – Во имя Родины («Русские люди») – военфельдшер Иван Иванович Глоба
- 1943 – Воздушный извозчик – лётчик Иван Кузьмич Баранов
- 1943 – Юный Фриц (короткометражный) – Фриц
- 1944 – Иван Грозный (1-я серия) – Малюта Скуратов
- 1945 – Близнецы – Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
- 1945 – Иван Грозный (2-я серия, сказ второй – «Боярский заговор») – Малюта Скуратов
- 1946 – Беспокойное хозяйство – старшина Семибаб + вокал
- 1947 – За тех, кто в море – Михаил Михайлович Харитонов
- 1948 – Мичурин – Семён Семёнович Хренов
- 1949 – Счастливый рейс – шофёр Зачёсов
- 1954 – Анна на шее – Артынов
- 1954 – Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») – Лаптев
- 1957 – Сапоги (короткометражный) – Павел Александрович Блистанов
- 1958 – Девушка с гитарой – Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
- 1958 – Красные листья – Казимир Шипшинский
- 1959 – Млечный путь – Михаил Силович
- 1961 – Чужой бумажник (короткометражный) – Николай Никанорович Старосельцев
- 1963 – Внимание! В городе волшебник! – повар
- 1963 – Каин XVIII – военный министр
- 1966 – Старшая сестра – дядя Митя Ухов
- 1968 – Деревенский детектив – Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
- 1972 – Горизонт № 8 (научно-популярный) – ведущий
- 1973 – Анискин и Фантомас – Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
- 1978 – И снова Анискин – Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
Телеспектакли[править | править код]
- 1953 – Васса Железнова – Прохор Борисович Храпов
- 1966 – Театральные встречи БДТ в Москве
- 1972 – Развод по-нарымски – Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции
- 1973 – Самый последний день – Семён Митрофанович Ковалёв
- 1973 – Так и будет – Воронцов
- 1974 – Дом Островского – Лыняев
- 1974 – Сэр Джон Фальстаф – Фальстаф
- 1977 – По страницам «Голубой книги» – рассказчик
- 1978 – Власть тьмы – Митрич
Режиссёр кино[править | править код]
- 1946 – Беспокойное хозяйство
- 1973 – Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
- 1977 – И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)
Озвучивание[править | править код]
- 1943 – Сказка о царе Салтане (анимационный) – Царь Салтан
Участие в фильмах[править | править код]
- 1970 – Жаров рассказывает (документальный)
- 1973 – Наш друг Максим (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 1977 – Любите ли вы театр? (документальный)
- 2005 – Михаил Жаров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2007 – Сны и явь Михаила Жарова (документальный)
- 2010 – Михаил Жаров (из документального цикла «Острова (телепередача)|Острова»)
- 2010 – Михаил Жаров (из документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» на телеканале «Время»)
- Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный)
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974)
- Заслуженный артист Республики (1935)
- Народный артист РСФСР (21 апреля 1944)
- Народный артист СССР (26 октября 1949)
- Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964)
- Сталинская премия первой степени (1941) – за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
- Сталинская премия первой степени (1942) – за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
- Сталинская премия второй степени (1947) – за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
- Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
- Орден Октябрьской Революции (1979)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
- Орден Красной Звезды (1944)
- Медаль «За трудовое отличие» (1967)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск)
- Премия МВД России (посмертно)
Память[править | править код]
- В 1970 году на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (режиссёр Владимир Томберг).
- В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.
Литература[править | править код]
- Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.
- Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
- Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940.
- Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
- Эфрон Н. «Алексей» – Жаров // Театр № 8, 1937. С. 128-129.
- Боровой Л. Заметки об актёрских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95-96.
- Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр № 9, 1957. С. 74-78.
- Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь № 21, 1960. С. 22-23.
- Гершкович А. А. Михаил Жаров. – М.: Искусство, 1976. – 152 с. – (Мастера советского театра и кино).
- Соболев Р. П. Михаил Жаров. М., ВБПК, 1985.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Михаил Жаров на сайте проекта Чапаев
- Михаил Иванович Жаров. Сайт «Герои страны».
- М. И. Жаров на сайте Малого театра
- Биография М. И. Жарова на сайте RusActors.ru
- Михаил Жаров. Как они умерли // Советский экран
- д/ф «Михаил Жаров. Счастья баловень безродный» (Первый канал, 2007)
Источник
Михаил Жаров – биография
Михаил Жаров – советский комедийный актер театра и кино, режиссер. Имел звания Народного артиста СССР и Героя Социалистического труда. Трижды был награжден Сталинской премией. Сыграл более 60 ролей в кино и более 30 в театре.
Михаил Иванович Жаров родился 27 октября 1899 г. в Москве. Его отец Иван работал в типографии Бахмана, а мать Анна была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. После Михаила у Жаровых родились еще три дочери: Лида, Шура, Нина. Уже в детстве Михаил, который очень любил шутить, знал, что хочет стать актером.
Фото: Михаил Жаров
Он прожил долгую, интересную жизнь, большая часть которой прошла в стенах Малого театра. Михаил Иванович лично знал Шаляпина, Маяковского, работал с Эйзенштейном и Мейерхольдом. В его биографии были почет и разочарование. Но, как бы ни складывались обстоятельства, актер никогда не сдавался.
Детство и юность
Жаровы жили очень бедно. Несмотря на это, все члены семьи любили литературу и увлекались искусством. В школе Миша постоянно корчил рожи и получал замечания от учителей, а во дворе разыгрывал сцены из любимых произведений. Он мечтал о театре уже тогда, но в 14 лет пошел работать наборщиком к отцу в типографию. В это же время Ивана Жарова повысили в должности, что улучшило материальное положение семьи. Через год Мише улыбнулась удача: его приняли в частный театр “Опера С. И. Зимина”. Худой, долговязый, лохматый подросток выполнял мелкие поручения мецената Зимина: продавал билеты бедным слоям населения, играл бессловесные эпизодические роли.
Фото: Михаил Жаров в молодости
Вскоре Мише довелось сняться в массовке в немом фильме “Псковитянка”, где роль Ивана Грозного играл сам Федор Шаляпин. Жаров в костюме опричника появился в кадре лишь на долю секунды.
В 1916 г. Михаил пришел на прослушивание в театр-кабаре “Летучая мышь”, который недавно открылся. Юношу не приняли.
Тогда Жаров решил пойти учиться, но его не приняли ни в училище Малого театра, ни в Школе-студии МХАТ. Члены приемной комиссии объяснили это тем, что у Миши невнятная речь. Но Владимир Тодди, режиссер Первого передвижного театра Красной Армии, пригласил Жарова к себе, и молодой актер отправился на свои первые гастроли.
Карьерный путь
Молодой актер во время гастролей давал уроки актерского мастерства в кружках художественной самодеятельности. Вернувшись в Москву, Жаров поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Будучи студентом, он дебютировал на сцене театра в роли Шута в комедии Шекспира “Виндзорские проказники”. К середине 20-х молодой актер сменил несколько театрального коллективов. Вскоре он попал к Всеволоду Мейерхольду, который помог Михаилу раскрыть комедийный талант в полной мере.
В биографии молодого актера уже были приглашения сниматься в немом кино, он считался непревзойденным мастером эпизода. В 1925 г. Жаров сыграл красноармейца Егора в фильме “Дорога к счастью”. А в 1930 г. режиссер Николай Экк пригласил Михаила на роль бандита Жигана в первый советский звуковой фильм “Путевка в жизнь”. Жарову понравился сценарий, но не роль. Он возмущался: “Почему я должен играть бандита? Разве я похож на убийцу?”
После выхода фильма Жарова стали узнавать на улицах и приглашать в кино. Роли были одна интереснее другой: Кудряш в “Грозе”, Смирнов в “Медведе”, а на роль Меншикова в “Петре Первом” актера выбрал сам Алексей Толстой – автор романа. За эту роль Жаров был награжден Сталинской премией.
В 1939 г. Михаила Ивановича приняли в труппу Малого драматического театра, где он проработал до конца своих дней. Актера к тому времени любила вся страна, люди приходили в театр для того, чтобы увидеть своего кумира.
В 1946 г. ради своей третьей жены Людмилы Целиковской Жаров взялся за режиссуру. Фильм “Беспокойное хозяйство” провалился в прокате из-за вынужденной смены актера, игравшего главную роль. Жаров очень переживал, и к режиссерской работе вернулся только спустя 27 лет.
Жаров был одним из любимых актеров главы СССР,. Но в 1952 г. за поддержку врачей-евреев, родителей четвертой жены актера, Жаров был снят с должности партийного секретаря Малого театра и попал в списки запрещенных актеров. Коллеги и бывшие поклонники с ним перестали здороваться. Актер вернулся в кино только после смерти Сталина.
Актер перестал сниматься в кино за 3 года до смерти. Его последняя роль – деревенский участковый милиционер Анискин. Первый фильм кинотрилогии снял режиссер Иван Лукинский, а продолжение снимал сам Михаил Жаров.
Личная жизнь
Михаил Иванович был женат четыре раза. Свою первую жену он встретил во время революции, когда в составе труппы большевистского передвижного театра он давал концерты на Восточном фронте. В Москву Жаров вернулся с молодой учительницей Диной Гузовской. Избранница Михаила была на два года его старше. Сначала родители актера были против этого союза, но всё-таки приняли Дину и полюбили, как родную дочь. В 1921 г. у Михаила и Дины родился сын Евгений, который впоследствии стал известным актером.
Фото: Михаил Жаров с семьей
В 1928 г. Михаил познакомился с актрисой Людмилой Полянской и влюбился. Мать Михаила приняла его выбор и потребовала, чтобы он заботился о своем сыне. Дина с маленьким Женей остались жить с родителями актера. Жаров ушел к Полянской и женился на ней. Сначала они жили в коммунальной квартире. Популярность Михаила росла с каждым днем, и вскоре он получил квартиру на Тверском бульваре. Главной страстью актера были книги, и в своей новой квартире он собрал огромную библиотеку. Людмила родила ему двух сыновей, но они оба умерли в раннем детстве.
От сильных переживаний актриса впала в затяжную депрессию и стала отдаляться от мужа. Спустя 14 лет совместной жизни актер развелся с супругой, оставив ей роскошную квартиру вместе со всеми книгами.
Его новой любовью стала Людмила Целиковская. Она была на 20 лет младше Жарова и в 40-е годы пользовалась огромной популярностью. Актера покорили ее красота, жизнелюбие и всесторонняя развитость: Целиковская увлекалась игрой в теннис и вязанием, ходила в походы, в совершенстве знала английский язык. В 1943 г. Жаров и Целиковская поженились. Актер очень любил жену, покупал ей дорогие подарки. В 1948 г. красавица познакомилась с архитектором Каро Алабяном и ушла к нему.
Михаил Иванович тяжело переживал развод, но он недолго прожил в одиночестве. Вскоре после развода с Целиковской он отправился на отдых в Истринский санаторий. Там актер познакомился с известными врачами – Элиазаром Марковичем Гельштейном и Гиндой Хаимовной Быховской. У них было две дочери: Майя и Виктория. Жаров влюбился в Майю, которая была его младше на 29 лет. Девушка испытывала к нему ответные чувства, однако скрывала это.
Михаил Иванович признался Майе в любви, а вскоре официально попросил ее руки и сердца у Элиазара Марковича. В начале 1950-х в СССР началась травля врачей-евреев. Гельштейна и Быховскую арестовали, от семьи известных врачей отвернулись все, кроме Жаровых. Несмотря на то, что у Михаила Ивановича и Майи росла дочь Аня и вскоре должен был родиться второй ребенок, они поселили Викторию в своей квартире. В 1953 г. у актера появилась вторая дочь – Лиза.
Смерть
В 1981 г. Михаил Иванович стал часто и тяжело болеть, перестал выходить из дома. Звездой Героя Социалистического Труда Жарова наградили в его собственной квартире. Актер был уверен, что у него рак, но в конце года он попал в больницу с диагнозом “аневризм аорты”. Жаров до последнего дня шутил, надеялся, что скоро выйдет из больницы, выписывал журналы и книги. Вскоре у актера начались сильные боли в боку.
Фото: Могила Михаила Жарова
Врачи не заметили, что у Жарова аппендицит, и 15 декабря 1981 г. он скончался от перитонита. На его рабочем столе осталась записка: “Ничего не трогать, скоро приду”.
Избранная фильмография
- 1941 – «Волки и овцы»
- 1946 – «Ревизор»
- 1952 – «Васса Железнова»
- 1956 – «Власть тьмы»
- 1962 – «Гроза»
- 1972 – «Самый последний день»
- 1974 – «Пучина»
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник