Актриса александра денисова личная жизнь

Александра Денисова играла второстепенные роли, эпизоды – и так всю свою кинокарьеру, ни одной главной. И хотя Александры Алексеевны нет на свете более тридцати лет, каждый раз, видя ее на экране, подмечаешь новые детали, мелкие подробности в игре этой самобытной, неповторимой, феноменального таланта актрисы, большой актрисы маленьких ролей.
Александра Денисова. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Родилась Александра Алексеевна 23 сентября 1904 г. в Москве. Мама занималась домом, отец торговал лесом. В семье росло много детей, Александра была младшей. Дети рано осиротели, и все заботы о них легли на плечи бабушки. Когда не стало и ее, Александру взял на воспитание дядя.
После школы девушке пришлось немало поработать в качестве служащей, но работу Александра совмещала с учебой на вечернем отделении ГИТИСа (актерское отделение). В 1926 году Денисова закончила обучение и была принята в театр Корша (теперь театр Наций). Через год перешла в Московский драмтеатр им. Ермоловой, а позже стала служить на сцене 4-й студии МХАТа. В театрах играла Настю в пьесе Горького «На дне», герцогиню в «Бравом солдате Швейке» Я.Гашека, Маргариту в «Неосторожности» И.Тургенева и др.
Александра Денисова. Кадр из фильма «Счастье надо беречь»
В 1939 г. Александра Денисова стала актрисой киностудии «Мосфильм». В начале войны Александра Алексеевна отправилась в эвакуацию в Алма-Ату и работала в Центральной объединенной киностудии, снималась в эпизодах фильмов «Котовский», «Актриса», в «Боевых киносборниках», выступала в местной филармонии.
После возвращения в Москву Александра Денисова стала сниматься в кино, с которым познакомилась еще до войны – в 40-м году реж. Борис Барнет снял ее в кинокомедии «Старый наездник», но картина на экраны, к сожалению, не вышла.
В 48-м году Сергей Герасимов пригласил актрису сыграть маленькую роль матери Ульяны Громовой в «Молодой гвардии». Дальше картины с участием Александры Алексеевны следовали одна за другой, но в подавляющем большинстве это были эпизоды или такие крошечные сценки, что и в титры ее фамилия не попадала. Было ли ей обидно? Наверное, очень, ведь Денисова обладала несомненно большим талантом (если, конечно, сама Александра понимала, насколько велик ее актерский дар) . Но исполняя маленькие роли и эпизоды, она делала это так виртуозно, что надолго оставалась в памяти.
Александра Денисова и Нонна Мордюкова. Кадр из фильма «Чужая родня»
Разве можно забыть гардеробщицу в картине Е.Ташкова «Приходите завтра» и то, как она объясняет Фросе Бурлаковой, что такое тур: «Это как сито – сеют, сеют, потом как турнут!». Любопытно, чья это находка: Александра Алексеевна, произнося эти слова, сидит в синем халате и вяжет, а на кармане две крупные буквы – “А А” (Ташков придумал, а, может, она сама?). Или крестьянку в «Неуловимых мстителях» Э.Кеосаяна: «Знак у них такой: кукушка кукует, а петух отзывается. Говорят, сам Будённый знак этот придумал. Истинный бог!». А Серафиму Ряшкину в «Чужой родне», режиссера М.Швейцера? Эта роль вообще – просто жемчужина! И, возможно, предмет гордости и самой актрисы, и режиссера!
Работ было множество – «Капитанская дочка», «Високосный год», «Майор Вихрь», «Тихий Дон», «Любовь Серафима Фролова», но роли небольшие или эпизодические. Денисова принимала участие в озвучивании фильмов, в основном анимационных – «Упрямое тесто», «Мячик и мальчик», «Королевские зайцы».
Александра Денисова. Кадр из фильма «Приходите завтра»
Личную жизнь Денисовой счастливой вряд ли назовешь. В 1934 г. она вышла замуж за театрального режиссера Андрея Сергеевича Мартынова. Родилось двое детей – дочь Ирина и сын Юрий. Но в 1947 году супруги разошлись, и Александре Алексеевне пришлось рассчитывать только на свои силы. Семья жила в довольно ограниченных материальных условиях, Денисовой приходилось много работать. Со временем она стала сниматься все реже и реже, здоровье с возрастом не улучшалось, болели ноги, тяжело было передвигаться. Жила в последние годы с дочерью.
13 апреля 1987 года Александра Алексеевна скончалась, ей было 83 года. Надо заметить, что с 80-летием актрису не поздравили, забыли о ней – как будто и не было ее вовсе….
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Источник
Родилась 23 сентября 1904 года. Умерла 13 апреля 1987 года. Александра Денисова была одной из самых интересных эпизодниц советского кино. Её никто никогда не видел на экране молодой. Начиная со своего кинодебюта в фильме «Старый наездник» к ней «приклеилось» амплуа старухи, в котором она благополучно работала на протяжении всей своей творческой жизни в кино. Ей блистательно удавались как милые добрые бабули, так и ершистые старушки с характером. И для всех она всегда находила индивидуальные актёрские краски, отличалась умением быть естественной и запоминающейся даже в самом маленьком эпизоде. Все её женщины из народа, матери, соседки, работницы были близки и понятны обычному зрителю, задевали за живые струны человеческой души. Положительные героини заставляли переживать, а отрицательные вызывали справедливое негодование. Быть такой разной и при этом всегда интересной есть несомненный актёрский талант. И Александра Алексеевна обладала им в полной мере. Родилась будущая актриса в Москве в многодетной семье, в которой была самой младшей. Её отец Алексей Кузьмич Денисов, торговец лесом, и мать, домашняя хозяйка, умерли рано, поэтому основным воспитанием девочки занималась бабушка, а после её смерти – дядя (отец известного легкоатлета Николая Николаевича Денисова). Свою трудовую деятельность Александра начала сразу после окончания школы. С 1920 по 1926 годы работала сначала в Райсовете, потом в Госбанке. Параллельно с сентября 1921 года училась на актёрском факультете ГИТИСа. После его окончания в июне 1926 года начала свою артистическую деятельность в театре Корша. После его закрытия в 1927 году перешла в театр-студию имени М.Н. Ермоловой. Затем с 1931 по 1936 годы была актрисой Реалистического театра. За время работы в вышеперечисленных театрах сыграла: Настю в «На дне» М. Горького, Маргариту в «Неосторожности» И.С. Тургенева, Сарру в «Испанцах» М.Ю. Лермонтова, Ольгу Павловну в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, герцогиню в «Бравом солдате Швейке» Я. Гашека, Садовскую в «Аристократах» Н.Ф. Погодина и другие роли. В период служения в Реалистическом театре случились изменения в личной жизни Александры Денисовой. В 1934 году она вышла замуж за театрального режиссёра Андрея Сергеевича Мартынова (1905-1979). У супругов родилось двое детей – дочь Ирина (1934 г.р.) и сын Юрий (1936-1981). После рождения второго ребёнка Александра Алексеевна на год уходила из театра. Затем в 1937 году вернулась, но уже на сцену Московского современного театра. В 1940 году состоялся дебют Александры Денисовой в кино в комедии Бориса Барнета «Старый наездник». К сожалению, фильм тогда так и не вышел на экраны, поэтому работа актрисы осталась незамеченной. В начале Великой Отечественной войны Александра Алексеевна эвакуировалась в Алма-Ату и вскоре начала работать в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС), где снялась в маленьких эпизодиках нескольких известных фильмов. Параллельно выступала в концертных программах от Казгосфилармонии. После возвращения киностудии «Мосфильм» из эвакуации в Москву Денисова стала её штатной артисткой, а затем после создания Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра) в июле 1945 года вошла в состав его труппы. На сцене этого театра играла в нескольких спектаклях, среди которых: «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова(Авдотья и Арина Ивановна), «Остров мира» Е.П. Петрова (Кэтрин), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (фрау Швейдлиц), «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Мария Степановна), «Нахлебник» И.С. Тургенева (Прасковья Никитична), «Бесприданница» А.Н. Островского (тётка Карандышева), «Бедность не порок» А.Н. Островского (Арина) и других. В апреле 1964 года Александра Денисова уволилась из Театра-студии киноактёра в связи с достижением пенсионного возраста. Расцвет кинематографической деятельности Александры Алексеевны пришёлся на середину 1950-х годов. В этот период она сыграла одни из лучших своих ролей: Алевтину Ряшкину в «Чужой родне», Татьяну Сергеевну в «Рассказах о Ленине», Степаниду в «Строгой женщине». Позднее этот перечень пополнился тётей Полей в «Високосном годе», гардеробщицей в «Приходите завтра», Маврушкой в «Весёлых расплюевских днях», Филипповной в «Любови Серафима Фролова», Матрёной Ивановной в «Гончарном круге». В игре актрисы сочетались острая характерность, внутренний драматизм, ирония, простота. В жизни Александра Алексеевна была тихим малообщительным человеком. Очень любила своих детей, всю себя отдавала им без остатка. Муж её оставил ещё в 1947 году, поэтому в дальнейшем она рассчитывала только на свои силы. Научилась шить, сама готовила (хотя и не любила это делать). Жила с детьми довольно скромно, но при этом смогла реализовать свою давнюю мечту – научиться играть на фортепиано. Скопила необходимую сумму, купила инструмент и с помощью самоучителя научилась играть несколько пьес. Денисова активно снималась до конца 1970-х годов. Затем возраст постепенно стал брать своё. Болели ноги, ей тяжело было передвигаться. В последний раз актрису позвал сниматься в 1983 году Николай Губенко. В свой фильм из жизни дома престарелых «И жизнь, и слёзы, и любовь» он искал актёров преклонного возраста и вспомнил об Александре Алексеевне. Ей очень хотелось сняться, но, к сожалению, здоровье не позволило этому осуществиться. Последние годы Александра Алексеевна жила вместе с дочерью Ириной. В кино её уже не приглашали, и, казалось бы, о её существовании совсем забыли. Ведь даже о дне её 80-летия никто не вспомнил. И только через два года после кончины актрисы в журнале «Искусство кино» в 1989 году Александра Алексеевна получила запоздавшее поздравление с 85-летием. Похоронена Александра Денисова на территории крематория Николо-Архангельского кладбища. Фильмы и роли: 1940: «Старый наездник» (Анисья Павловна); 1942: «Актриса» (Вера Борисовна), «БКС № 10» (польская женщина в новелле «Бесценная голова» и женщина у ворот в новелле «Молодое вино»), «Котовский» (жена Попеску); 1944: «Родные поля» (Степанида); 1945: «Непокоренные» (колхозница); 1946: «Первая перчатка» (мать Нины); 1947: «Поезд идет на восток» (женщина на вокзале); 1948: «Молодая гвардия» (Громова-мать); 1950: «Донецкие шахтеры» (жена Горового), «Кавалер Золотой Звезды» (соседка); 1951: «Сельский врач» (больная); 1953: «Великий воин Албании Скандербег» (мать Дина), «Нахлебник» (Прасковья Ивановна, кастелянша), «Сеанс гипноза» (птичница), «Случай в тайге» (жена Федора); 1954: «Анна на шее» (дама), «”Богатырь” идет в Марто» (старуха), «Верные друзья» (мать Васьки); 1955: «Вольница» (старуха), «Урок жизни» (тетя Аня, вахтерша), «Чужая родня» (Алевтина Ряшкина); 1956: «Долгий путь» (мать Василия), «Дорога правды» (Аникеева); 1957: «Дорогой ценой» (мачеха), «К Черному морю» (старушка), «Рассказы о Ленине» (Татьяна Сергеевна), «Саша вступает в жизнь» («Тугой узел») (скотница), «Тихий Дон» (Лукинична); 1958: «Ветер» (мать жениха), «Дело “пестрых”» (Полина Григорьевна), «Дружок» (бабушка, потерявшая чемодан), «Капитанская дочка» (Акулина Панфиловна, попадья), «По ту сторону» (старуха), «Стучись в любую дверь» (соседка), «Счастье надо беречь» (старушка), «Трудное счастье» (жена кулака); 1959: «Муму» (кастелянша), «Ссора в Лукашах» (эп.), «Строгая женщина» (Степанида); 1960: «Твои друзья» (Мария Герасимовна); 1961: «Високосный год» (тетя Поля), «В начале века» (бабка); 1962: «Грешница» (верующая), «Ход конем» (колхозница); 1963: «Выстрел в тумане» (Зоя Степановна), «Приходите завтра» (гардеробщица); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (жительница Сечи), «Голубая чашка», тв, к/м (старуха), «Отец солдата» (учительница); 1965: «Дети Дон Кихота» (соседка), «Звонят, откройте дверь» (гардеробщица), «Мечта моя» (Прасковья), «Над нами Южный крест» (бабка Феди), «Спящий лев» (уборщица банка); 1966: «Веселые расплюевские дни» (Маврушка), «Неуловимые мстители» (старая казачка); 1967: «Вий» (селянка), «Ташкент – город хлебный» (эп.); 1968: «Любовь Серафима Фролова» (Филипповна), «Майор Вихрь», тв (старушка); 1969: «Главный свидетель» (жена Дюди), «Мосты через забвенье» (старушка), «Странные люди» (бабка); 1971: «Алло, Варшава!», тв (медсестра), «Телеграмма» (бабушка); 1972: «Сибирячка» (мать рабочего); 1973: «Возле этих окон» (портниха), «Жизнь на грешной земле» (покупательница в магазине), «Нейлон 100 %» (пациентка стоматолога); 1974: «Выбор цели» (бабка), «Гончарный круг», тв (Матрена Ивановна), «Земляки» (бабка), «Кыш и Двапортфеля» (покупательница собаки), «Происшествие», тв (Матрена Степановна); 1976: «Обелиск» (старуха-хозяйка), «Тимур и его команда», тв (зрительница в кинотеатре); 1978: «Живите в радости» (старушка), «Предварительное расследование» (старушка); 1979: «Москва слезам не верит» (Мария Михайловна, соседка Гоши); 1981: «Василий и Василиса» (бабка). |
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 мая 2019; проверки требуют 7 правок.
Александра Алексеевна Денисова (Мартынова-Денисова; 23 сентября 1904[1], Москва[2] – 13 апреля 1989 или 13 апреля 1987[1]) – советская актриса кино.
Биография[править | править код]
В 1921-1926 годах училась в ГИТИСе.
Работала в театрах Москвы: драматическом бывш. Корша, в театре им. Ермоловой, 4-й студии МХАТ.
С 1939 года – на «Мосфильме».
С 1979 года – на пенсии.
Александра Денисова – типичная киноактриса. Кинематографисты разглядели в Денисовой великолепные данные для экрана, и, в первую очередь, её глаза – необыкновенно «тёплые» и проникновенные. За взглядом денисовских героинь читалась вековая мудрость, что позволило актрисе играть десятки простых русских женщин и матерей.
Похоронена на Николо-Архангельском кладбище[3].
Творчество[править | править код]
Фильмография[править | править код]
- 1940 – Старый наездник – Анисья Павловна
- 1942 – БКС № 10 – польская женщина в новелле «Бесценная голова»
- 1942 – БКС № 10 – женщина у ворот в новелле «Молодое вино»
- 1942 – Котовский – жена Попеску
- 1943 – Актриса – Вера Борисовна
- 1944 – Родные поля – Степанида
- 1945 – Непокорённые – колхозница
- 1946 – Первая перчатка – мать Нины
- 1947 – Поезд идет на восток – женщина на вокзале
- 1948 – Молодая гвардия – мать Ульяны Громовой
- 1950 – Кавалер Золотой Звезды – соседка (нет в титрах)
- 1953 – Великий воин Албании Скандербег – мать Дина
- 1953 – Нахлебник – Прасковья Ивановна, кастелянша
- 1953 – Сеанс гипноза – птичница
- 1953 – Случай в тайге – жена Федора Волкова
- 1954 – Анна на шее – дама
- 1954 – «Богатырь» идёт в Марто – старуха
- 1954 – Верные друзья – мать Васьки (нет в титрах)
- 1955 – Вольница – старуха на пароходе (нет в титрах)
- 1955 – Урок жизни – тётя Аня, вахтёрша
- 1955 – Чужая родня – Алевтина Ряшкина
- 1956 – Долгий путь – мать Василия
- 1956 – Дорога правды – Аникеева, потерпевшая
- 1957 – Дорогой ценой – мачеха
- 1957 – К Чёрному морю – старушка
- 1957 – Рассказы о Ленине – Татьяна Сергеевна
- 1957 – Саша вступает в жизнь («Тугой узел») – скотница
- 1957 – Тихий Дон – Лукинична, мать Натальи
- 1958 – У тихой пристани – член «Клуба пенсионеров»
- 1958 – Ветер – мать жениха
- 1958 – Дело «пестрых» – Полина Григорьевна
- 1958 – Дружок – бабушка, потерявшая чемодан
- 1958 – Капитанская дочка – Акулина Панфиловна, попадья
- 1958 – По ту сторону – старуха
- 1958 – Стучись в любую дверь – соседка
- 1958 – Счастье надо беречь – старушка
- 1958 – Трудное счастье – жена кулака
- 1959 – Муму – кастелянша
- 1959 – Ссора в Лукашах – эпизод
- 1959 – Строгая женщина – Степанида
- 1960 – Твои друзья – Мария Герасимовна
- 1961 – Високосный год – тётя Поля
- 1961 – В начале века – бабка-хозяйка (нет в титрах)
- 1962 – Грешница – сектантка
- 1962 – Ход конём – колхозница
- 1963 – Выстрел в тумане – Зоя Степановна
- 1963 – Приходите завтра… – гардеробщица
- 1964 – Вызываем огонь на себя – жительница Сечи
- 1964 – Голубая чашка – старуха
- 1964 – Отец солдата – учительница (нет в титрах)
- 1965 – Дети Дон Кихота – соседка (нет в титрах)
- 1965 – Звонят, откройте дверь – гардеробщица
- 1965 – Мечта моя – Прасковья
- 1965 – Над нами Южный крест – бабка Феди
- 1965 – Спящий лев – Марья Ивановна, уборщица банка
- 1966 – Весёлые расплюевские дни – Маврушка
- 1966 – Неуловимые мстители – селянка, собеседница Дарьи
- 1967 – Вий – селянка (нет в титрах)
- 1967 – Ташкент – город хлебный – эпизод
- 1968 – Любовь Серафима Фролова – Филипповна, квартирная хозяйка Серафима, соседка Ромки
- 1968 – Майор Вихрь – старушка-полька
- 1968 – Золотой телёнок – эпизод
- 1969 – Главный свидетель – жена Дюди
- 1969 – Мосты через забвенье – старушка
- 1969 – Странные люди – бабка
- 1971 – Алло, Варшава! – медсестра
- 1971 – Телеграмма – бабушка Вари (нет в титрах)
- 1973 – Возле этих окон – портниха
- 1973 – Жизнь на грешной земле – эпизод
- 1973 – Нейлон 100 % – пациентка стоматолога
- 1974 – Выбор цели – эпизод
- 1974 – Гончарный круг – Матрёна Ивановна
- 1974 – Земляки – бабка
- 1974 – Кыш и Двапортфеля – покупательница собаки
- 1974 – Происшествие – Матрёна Степановна
- 1976 – Обелиск – Марья Михайловна, старуха-хозяйка
- 1976 – Тимур и его команда – бабушка в кинотеатре
- 1978 – Живите в радости – старушка
- 1978 – Предварительное расследование – старушка
- 1979 – Москва слезам не верит – Мария Михайловна, соседка Гоши
- 1981 – Василий и Василиса – бабка на печи
Озвучивание[править | править код]
- 1949 – Чудесный колокольчик – Мачеха
- 1955 – Упрямое тесто
- 1959 – Вернулся служивый домой
- 1960 – Королевские зайцы – Мать
- 1971 – Мячик и мальчик
Примечания[править | править код]
Источник
Александра Мартынова
продавщица цветов
(нет в титрах)
Марья Михайловна
бабка-бобылка
Матрена Степановна
“Репеиха”
старушка на празднике
(нет в титрах)
бабуля в церкви
(нет в титрах)
швея подпольного ателье
(нет в титрах)
жалующаяся мать
(нет в титрах)
бабушка Вари
(нет в титрах)
Не зарастет народная тропа (фильм-спектакль)
старуха
Филипповна
квартирная хозяйка Серафима, соседка Ромки
старуха
– Пан знает, что у него сзади порван пиджак? Немцы любят опрятных панов.
селянка
– Знак у них такой: кукушка кукует, а петух отзывается. Говорят, сам Будённый знак это придумал. Истинный Бог.
Марья Ивановна
уборщица
(нет в титрах)
Фитиль (короткометражный)
1972
Самый храбрый | №119
Воробьева
(нет в титрах)
Степановна
соседка Евдокимова в Малахове
хозяйка квартиры Максимова
(нет в титрах)
Месть (короткометражный)
горожанка
(нет в титрах)
член “Клуба пенсионеров”
(нет в титрах)
Зябликова
жена Евграфа
(нет в титрах)
Акулина Панфиловна
попадья
старушка
потеряла чемодан
Полина Григорьевна
соседка Купцевича
(нет в титрах)
Татьяна Сергеевна
(нет в титрах)
мать Василия
(нет в титрах)
Алевтина Ивановна Ряшкина
мать Стеши
старуха
на пароходе
(нет в титрах)
Прасковья Ивановна
кастелянша
пассажирка на вокзале
(нет в титрах)
колхозница
(нет в титрах)
жена Попеску
(нет в титрах)
1942
румынская женщина
(нет в титрах)
Вера Борисовна
(нет в титрах)
посетительница выставки
(нет в титрах)
член рыболовецкой бригады
(нет в титрах)
последнее обновление информации: 13.03.2021
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник