Актриса бирман личная жизнь

У этого термина существуют и другие значения, см. Бирман.
Серафи́ма Ге́рмановна Би́рман (1890—1976) — русская и советская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог, мемуарист, теоретик. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Народная артистка РСФСР (1946).
Биография[править | править код]
Серафима Бирман родилась 29 июля (10 августа) 1890 год в Кишинёве в православной семье штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона Германа Михайловича Бирмана и его жены Елены Ивановны (урождённой Ботезат). По воспоминаниям С. Г. Бирман, её родители были полными противоположностями[3].
Мать была молдаванкой, происходила из зажиточной семьи и почти не говорила по-русски. Обучалась в институте благородных девиц, ещё подростком вышла замуж и родила двух дочек, а в 19 лет овдовела[3]. Это был её второй брак; у Серафимы, помимо единоутробных сестёр, был младший брат Николай[4]. Отец происходил из разночинцев, рано осиротел и, чтобы прокормить себя и сестру, давал уроки отстающим ученикам. За службу был удостоен личного дворянства. Тяготился обществом людей, в которых, очень требовательный к себе и окружающим, видел много недостатков, не умел доводить дел до конца. Рано вышел в отставку, а в 1908 году умер[3].
После окончания кишинёвской гимназии с золотой медалью Бирман провела год у старшей сестры, которая служила врачом в больнице села Чернолёвка Сорокского уезда. В 1906 году та, ещё будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман» в постановке Константина Станиславского, который приехал в Петербург с гастролями. Вернувшись, она показала Серафиме подписанную фотографию режиссёра и посоветовала ей поступать в Московский Художественный театр[3].
Владевший имением в Чернолёвке К. Ф. Казимир разглядел в девочке талант и согласился оплатить ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман переехала в Москву, где одновременно поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и в Драматическую школу А. И. Адашева. Училась вместе с Евгением Вахтанговым[3].
В 1911 году окончила школу и была принята в труппу МХТ. В 1913 году перешла в 1-ю студию МХТ. С 1924 по 1936 год Серафима Бирман актриса МХАТА 2-го.
В 1936—1938 годах Серафима Бирман работала в Театре МОСПС, поставила там спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нём главную роль. После ареста В. Э. Мейерхольда продолжила работу над его постановкой оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева, мировая премьера которой состоялась в 1940 году в Оперном театре имени К. С. Станиславского. В 1938 году Серафима Бирман становится одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Там она работала до 1958 года.
С 1958 года — в труппе Театре имени Моссовета.
Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными)[5][6]. Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).
В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы[7][8]. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артиски РСФСР[9]. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны подвергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд хараткерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).
Жила в Москве на улице Огарёва. Её муж, журналист и писатель Александр Таланов, часто и тяжело болел. В 1969 году во время гастролей ей сообщили, что Таланов умер. Это стало для неё большим ударом и послужило поводом к психическому заболеванию. Вскоре она покинула театр, а после смерти домработницы осталась одна. Впоследствии её — уже совсем беспомощную и неприспособленную к самостоятельной жизни — отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом[4]. Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт[10],
Она пыталась репетировать «Синюю птицу» с соседями по палате, торопясь показать эту работу обожаемому ей Станиславскому! Неукротимая, она и умерла по-бирмановски — ни дня без театра!..
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем[11].
Семья[править | править код]
- Муж — Александр Таланов, писатель, журналист, сценарист.
Признание и награды[править | править код]
- Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный»
- Заслуженная артистка Узбекской ССР (1943)
- Народная артистка РСФСР (1946)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (16.9.1947, 15.2.1948)
- Орден «Братство и единство» (Югославия; 21.11.1946)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (20.12.1947)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)
Актёрские работы в театре[править | править код]
1-я студия МХТ[править | править код]
- 1913 — «Гибель надежды» Г. Гейерманса — госпожа Босс
- 1913 — «Праздник мира» Г. Гауптмана
Московский Художественный театр[править | править код]
- 1914 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Гортензия
- 1914 — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Леночка Лобастова
- 1915 — «Пир во время чумы» А. С. Пушкина — «голос» («Он сумасшедший!..»)
- 1917 — «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому — Перепелицына
- «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1921—1922) — Звездинцева (спектакль не был выпущен)
МХАТ 2-й (1924—1936 гг.)[править | править код]
- 1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Халдейка, Машка и «аглицкой девки Мери»
- 1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — Вдовствующая королева
- 1929 — «Человек, который смеётся» В. Гюго — королева Анна Стюарт
- «Начало жизни» Л. С. Первомайского — Домаха Чуб
- «Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину — Улита
- 1929 — «Чудак» А. Н. Афиногенова — Анна Трощина
- «Закат» И. Э. Бабеля — Двойра
- «Евграф — искатель приключений» А. М. Файко — маникюрша Тамара
- «Испанский священник» Дж. Флетчера — Виоланта
Театр МОСПС[править | править код]
Режиссёрские работы
- 1936 — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
- «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — Мать
Театр имени Ленинского Комсомола (1938—1958 гг.)[править | править код]
- 1939 — «Мой сын» А. Н. Гергеля и О. С. Литовского — Мария Эстераг
- 1940 — «Зыковы» М. Горького — Софья
- 1942 — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
- 1945 — «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман — Фанни Ферелли
- «Так и будет» К. М. Симонова — Анна Григорьевна Греч
- 1953 — «Колесо счастья» братьев Тур — Кашперская
- «В доме господина Драгомиреску» Х. Ловинеску — госпожа Динеску
- «Суд» — фрау Кетвинг
Театр имени Моссовета (1958—1972 гг.)[править | править код]
- 1960 — «Леший» А. П. Чехова — Войницкая
- 1961 — «Антей» М. Зарудного — …
- 1964 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — Фтататита
- 1964 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Карпухина
- 1967 — «Шторм» по В. Н. Билль-Белоцерковского — Пожилая учительница
- 1967 — «Жизнь Сент-Экзюпери» по Л. А. Малюгина — Мари Сент-Экзюпери
- 1970 — «Спектакль-концерт “Ленину посвящается”» — Ведущая
Режиссёрские работы в театре[править | править код]
- 1923 — «Любовь — книга золотая» А. Н. Толстого — МХАТ 2-й
- 1936 — «Васса Железнова» М. Горького
- «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова
- «Женщины Нискавуори» Х. Вуолийоки (спектакль не был допущен к показу)
- 1940 — «Зыковы» М. Горького
- 1942 — «Живой труп» Л. Н. Толстого
- 1943 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
- 1945 — «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман
- 1945 — «Под каштанами Праги» К. М. Симонова
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова
- 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского — Театр имени Моссовета
Фильмография[править | править код]
- 1918 — А он, мятежный, ищет бури… — эпизод
- 1918 — Заживо погребённый — леди Энтуистл
- 1925 — Закройщик из Торжка — кума
- 1926 — Процесс о трёх миллионах — дама с розой за столиком
- 1927 — Девушка с коробкой — мадам Ирэн, владелица шляпного магазина
- 1927 — Конец Санкт-Петербурга — дама с веером
- 1927 — Победа женщины — нянька
- 1935 — Подруги — эпизод
- 1938 — Друзья — мать Муссы
- 1938 — Человек с ружьём — Варвара Ивановна, жена миллионера Сибирцева
- 1941 — Валерий Чкалов — американка
- 1944 — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая, царская тётка
- 1945 — Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор — Ефросинья Старицкая
- 1956 — Безумный день — Анна Павловна, врач дома отдыха «Липки»
- 1957 — Дон Кихот — экономка
- 1957 — Обыкновенный человек — тётя Констанция Львовна
- 1959 — Загадка Н.Ф.И. — Худякова
- 1969 — Похищение — артистка Бирман (камео)
- 1972 — Шторм — учительница
Озвучивание[править | править код]
- 1955 — Остров ошибок — Животное
- 1960 — Человечка нарисовал я — Царица лжи
- 1965 — Рикки-Тикки-Тави — Нагайна
Книги С. Г. Бирман[править | править код]
- Актёр и образ. — М.: Искусство, 1934.
- Труд актёра. — М.-Л.: Искусство, 1939.
- Путь актрисы. — М.: ВТО, 1959 и 1962.
- Сборник статей в библиотечке «В помощь художественной самодеятельности» (с Бибисарой Бейшеналиевой и Евгением Евстигнеевым). — М.: Советская Россия, 1967.
- Судьбой дарованные встречи. — М.: Искусство, 1971.
Образ С. Г. Бирман в искусстве[править | править код]
- В фильме «И возвращается ветер…» (1991) в роли С. Бирман снялась Тамара Кушелевская.
- В сериале «Звезда эпохи» (2005) Ю. В. Кары в роли С. Бирман — актриса Оксана Мысина.
Литература о С. Г. Бирман[править | править код]
- Марков П. А. Серафима Бирман // Марков П. А. Театральные портреты [: сб. статей]. — М.-Л.: Искусство, 1939.
- То же: Марков П. А. О театре. В 4-х т. Т. 2. Театральные портреты. — М.: Искусство, 1974.
- Фельдман З. В. С. Г. Бирман. — М.-Л.: Искусство, 1948.
- Соловьёва И. Н. Серафима Бирман // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1973. — С. 32—49.
- Капков С. В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было? Гл. «Семирамида Премудрая» Серафима Бирман — С. 28—64.; фильмография — С. 340. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. — (Лица и лицедеи) — 352 с. — ISBN 978-5-699-52042-8[12]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Internet Movie Database (англ.) — 1990.
- ↑ 1 2 3 4 5 Бирман С. Г. Путь актрисы. 2-е изд. М.: ВТО, 1962. 292 с.
- ↑ 1 2 С. В. Капков. Королевы смеха. Жизнь, которой не было?. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-52042-8.
- ↑ В. М. Короткий. Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921. — М.: НИИ киноискусства, 2009. — С. 101. — 432 с. — ISBN 978-5-91524-008-6.
- ↑ Институт истории искусств, Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Из истории кино: Материалы и документы. Вып. 6 / отв. ред. В.П. Михайлов. — М.: Искусство, 1965. — С. 209. — 232 с.
- ↑ Виталий Вульф. Мой серебряный шар. Фаина Раневская (недоступная ссылка). Мой серебряный шар. Дата обращения 8 ноября 2018. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Острова. Фаина Раневская. Культура (2011).
- ↑ Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 48. — 832 с.
- ↑ Р. Я. Плятт, Б. М. Поюровский. Без эпилога. — М.: Искусство, 1991. — С. 60. — 174 с. — ISBN 5-210-02350-8.
- ↑ Бирман Серафима Германовна (1890-1976). Могилы знаменитостей. Московский некрополь.
- ↑ Капков С. В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было?
Ссылки[править | править код]
- Бирман, Серафима Германовна // Энциклопедия «Кругосвет».
- https://web.archive.org/web/20070423142045/https://www.tvkultura.ru/news.html?id=143402&cid=86%7B%7B%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B0%D1%8F ссылка|число=28|месяц=08|год=2017}}
- Воспоминания о Станиславском (Серафима Бирман) (аудио)
- БИРМАН Серафима Германовна – Чтобы помнили
- О С. Г. Бирман на сайте МХТ
Источник
Серафима Бирман. Сегодня имя этой неординарной талантливой актрисы почти забыто. А когда-то ею восхищался сам Станиславский, и многие знатоки театрального искусства ставили ее имя в один ряд с величайшими актрисами мира. О биографии этой женщины, ее творчестве и личной жизни поведает читателям наша статья.
Начало биографии
Серафима Бирман родилась в Молдавии, в городе Кишиневе. Ее матерью была Елена Ивановна Ботезат, отцом – Герман Михайлович Бирман. Глава семьи имел воинское звание штабс-капитана и служил в резервном пехотном батальоне.
Атмосфера в семье отличалась особой строгостью. Отец Серафимы был чрезвычайно требовательным как к себе, так и к окружающим.
Серафима Бирман хорошо училась и окончила женскую гимназию с золотой медалью. Затем девушка уехала к старшей сестре, которая работала врачом в большом селе Чернолевка.
Местный помещик К. Ф. Казимир устраивал в своем имении небольшие любительские спектакли, в которых доводилось участвовать Серафиме. Казимир разглядел в нескладной дурнушке настоящее актерское дарование. Он оказал девушке финансовую помощь, чтобы та смогла постигать азы актерского ремесла у профессиональных педагогов.
В 1908 году Серафима Бирман переезжает в Москву и начинает посещать драматическую школу Адашева. С нею вместе в то время учился Евгений Вахтангов. Позже актриса вспоминала, каким убогим был их студенческий быт. Они питались одними консервами и черным хлебом. В 1911 году обучение было закончено.
Знакомство со Станиславским
Теперь у Серафимы Бирман было актерское образование. Молодая неопытная актриса смело отправилась на прослушивание в Московский Художественный Театр.
Члены комиссии, увидев нескладную худенькую девчонку с огромным носом, решили быстро от нее избавиться и предложили ей сходу сыграть импровизацию на тему соблазнения. К их удивлению, Бирман ничуть не смутилась и не растерялась.
Костлявая девушка направилась к самому важному экзаменатору, кокетливо уселась рядом и начала беззастенчиво с ним заигрывать. Станиславский (именно он оказался в роли соблазняемого) замахал руками и закричал: “Верю! Верю!”. Все члены вступительной комиссии единогласно проголосовали за то, чтобы принять Бирман в МХТ.
Работа в театре
Серафима Бирман органично влилась в легендарную Первую Студию МХТ. Вместе с ней там служили Софья Гиацинтова, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов. В коллективе царил “культ системы Станиславского”.
С 1913 по 1924 гг. Бирман играла в следующих постановках: “Хозяйка гостиницы” (Гальдони); “Село Степанчиково” (Достоевский), “Смерть Пазухина” (Салтыков-Щедрин), “Плоды просвещения” (Л. Толстой).
В 1924 году Первая Студия МХТ перестала существовать. Организовался МХАТ, в котором Бирман работала до 1936 года. Во МХАТе она становится одной из ведущих актрис и играет очень много. Самые известные ее роли тех лет: королева Анна Стюарт (спектакль “Человек, который смеется”), Улита (“Тень освободителя”), Виоланта (“Испанский священник”), Двойра (“Закат”).
После 1936 года Серафима Бирман служила в Театре МОСПС. Там она решила попробовать себя в качестве режиссера и поставила мощный спектакль “Васса Железнова”, в котором исполнила главную роль.
В 1938 году актриса участвует в создании Театра им. Ленинского Комсомола. Там она прослужила до 1958 года. Потом до конца своей жизни работала в Театре имени Моссовета.
В труппе Моссовета в то время была звездой Фаина Раневская, которая, как и Бирман играла острохарактерные роли. Известно, что эти две великие женщины соперничали друг с другом. Они были во многом похожи.
Роли в кино
Карьера Серафимы Бирман в кино была не столь успешна, как в театре. Актриса отличалась специфической внешностью и ее приглашали играть, в основном, эпизодические роли. Но даже в эпизодах на экране видна мощь актерского темперамента Бирман.
Самой известной киноролью актрисы является Ефросинья Старицкая в ленте Эйзенштейна “Иван Грозный”. За эту работу Бирман в 1946 году получила Сталинскую премию.
Писательский талант
Серафима Германовна была не только талантливой актрисой и режиссером. Она написала книги: “Труд актера”, “Путь актрисы”, ” Судьбой дарованные встречи”, “Актер и образ”. Все эти труды были изданы при ее жизни.
Кроме этого, на протяжении всей своей актерской карьеры Серафима Германовна вела активную переписку с почитателями ее таланта, а таких людей было немало. Бирман, несмотря на сильную занятость, отвечала на каждое письмо.
Личная жизнь актрисы
Из нашего рассказа видно, что все свое время актриса целиком посвящала творчеству. А как же личная жизнь? Серафима Бирман была замужем за писателем Талановым Александром Викторовичем. Он был на 11 лет моложе своей супруги и очень ее любил, да и она тоже души в нем не чаяла.
В работе знаменитая актриса всегда проявляла жесткий непростой характер. Дома она была совсем другой: нежной, мягкой, любящей. Об этом рассказывали друзья семьи, часто бывавшие в доме Бирман и Таланова.
Детей у супругов не было. У Александра Викторовича было слабое здоровье. Когда он заболевал, Серафима Германовна очень переживала за мужа, о чем не раз писала друзьям.
В 1969 году, когда Серафима Бирман гастролировала вместе с театром по Прибалтике, из Москвы пришло известие, что ее супруг скончался. Окружающие говорили, что на актрису было больно смотреть, настолько она была подавлена этим трагическим известием.
После смерти супруга Бирман погрузилась в одиночество. Многие стали ее сторониться, что еще больше способствовало ухудшению ее психического состояния.
Болезнь и уход из жизни
Через несколько лет после смерти мужа актриса Серафима Бирман ушла из театра. Но жить вне творчества она не умела, была совершенно беспомощна в быту. Сначала за ней ухаживала домработница, к которой Бирман была очень привязана, но вскоре и этот человек умер.
Родственники увезли беспомощную старую актрису в Ленинград. Там ее поместили в сумасшедший дом. В довершении ко всем несчастьям, Серафиму Бирман поразила слепота.
Находясь в психическом расстройстве и будучи абсолютно слепой, актриса жила в каком-то своем мире. Она как будто все время что-то репетировала. Умерла Серафима Германовна Бирман 11 мая 1976 года в возрасте 85 лет. Прах актрисы захоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Фильмография
Фильмов с Серафимой Бирман немного, вот их список:
- “Закройщик из Торжка”;
- “Девушка с коробкой”;
- “Победа женщины”;
- “Черный барак”;
- “Человек с ружьем”;
- “Подруги”;
- “Иван Грозный”;
- “Друзья”;
- “Безумный день”;
- “Остров ошибок”;
- “Обыкновенный человек”;
- “Дон Кихот”;
- “Шторм”.
Несмотря на короткий список элементов ее фильмографии, она надолго запомнилась зрителям театра и кино своей неподражаемой игрой.
Источник
Даже те, кто совершенно далек от советского кино сталинской эпохи, знаком с персоной зловещей царской тетки, в картине «Иван Грозный» режиссёра Эйзенштейна. Настолько силен этот образ, что за ним сложно увидеть «великую старуху», стоявшую у истоков советского театра и советской актерской школы.
Имя Серафима в переводе означает пламенеющая. Только таким эпитетом, возможно, описать ее яркий актёрский дар, пробуждённый лучшими дореволюционными театральными педагогами.
Девочка с неординарной внешностью родилась в самом конце девятнадцатого века в Кишинёве. Отец офицер, был умным и добросовестным человеком. Потому дослужился до личного дворянства. Однако отсутствие галантных манер, состояния и протекции сделали их семью изгоями для высшего света. Зато родители приучили дочь к честности и трудолюбию.
Детство худой и бледной девочки нельзя назвать счастливым. Сверстники издевались, из-за ее внешности, но зато Серафима рано научилась читать и писать. Большую часть свободного времени она проводила за книгой.
Жизнь девочки перевернулась при первом посещении театра. Тогда ее впервые посетило неуемное желание к творчеству. У Серафимы родилась мечта, мечта посвятить театру всю свою жизнь без остатка.
Гонимая мечтой девушка перебралась к сестре. Сестра работала деревенским фельдшером неподалеку от Петербурга. Долгое время она помогала сестре, барышня недотрога, погруженная в книги и грезы, увидела жизнь без прикрас.
Своей мечты о театре она не оставляла. Узнав, что в одном из соседних поместий устраивается театральное представление, напросилась принять в нем участие. Хозяин дома был известным меценатом. Он по достоинству оценил талант девушки, и оплатил ее учебу в театральном училище. Отучившись, она начнет свою блистательную творческую жизнь в том же любительском театре, где впервые вышла на сцену.
Набравшись опыта и уверенности в себе, девушка поехала в Москву, где поступила в театральную школу. Там преподавали именитые мастера, попасть на обучение, к которым мечтали многие начинавшие артисты. Для того, что бы оплатить учебу, она и другие безденежные студенты участвовали в комедийных представлениях. Ставил их тогда еще никому не известный Евгений Вахтангов. Тогда в ней и проснулся комедийный талант. Но в рамках строгой, еще только опробуемой, системы Станиславского. Строгие педагоги не позволяли расцвести ее незаурядному дару.
Ее нехотя взяли во МХТ на второстепенные роли. Она очень старалось удержаться в легендарном театре. И усердность застенчивой девушки с нестандартной внешностью была замечена Константином Сергеевичем Станиславским.
Набравшись практики в выступлениях на таком высоком уровне, еще до революции она получила главные роли. В 20-ые годы Серафима уже входила в ту блистательную МХАТовскую плеяду, уже состоявшихся молодых артистов. Которые стали лицом нового советского театра и сохранили в нем все лучшее дореволюционные традиции.
Когда птенцы гнезда Станиславского разлетелись по советским культурным учреждениям. Серафима Бирман начала свой самостоятельный творческий полет в Театре имени Моссовета. Там она поставила свою первую пьесу «Васса Железнова». Сама же исполнила роль Вассы. Автор пьесы Максим Горький высоко оценил как режиссёрское видение, так и игру Серафимы.
Новый этап в творческой жизни начался, когда знакомые еще по МХАТу товарищи пригласили поднимать, тогда еще никому не известный, полу любительский театр имени Ленинского комсомола. С Бирман театр обрел новое дыхание. Сформировалась великая ленкомовская троица Берсенев- Гиацинтова-Бирман.
При становлении одного из крупнейших театров страны советов такие ее качества как честность и упорность пригодились не меньше чем талант. Не имея никакой частной жизни за стенами театра, она всю себя отдала искусству. Бирман проявила себя не только как великая актриса, крупный театральный деятель, но и как выдающийся педагог.
О ее беспощадности к начинающим актерам ходили легенды. По ее твердому убеждению, если человек не способен освоить тяжёлое актерское ремесло. Он, не имеет права, прохлаждается, изображая из себя артиста. Пока другие трудится на заводах.
При всем своем почтении к классике Бирман была театральным новатором. Многие смелые экспериментальные постановки в советских театрах состоялись благодаря тому, что Серафима Германовна обрушивалась всем своим гневом и авторитетом на замшелых ретроградов.
Кого бы ни играла Бирман, она всегда создавала сильные и незабываемые образы. Каждый взгляд, каждая реплика, пронзали зрителя. В кино она, к сожалению, снималась мало. Ефросинья Старицкая из «Ивана Грозного» пожалуй, самая крупная ее роль. Но какая роль. На антагонизме ее героине с Иваном Грозным в блистательном исполнении Николая Черкасова построена основная драматургия картины ставшей классикой мирового кино.
Ознакомится с самыми заметными ролями актрисы в кино, можно в материале по ссылке.
Как это часто бывает с гениальными и экспрессивными людьми Серафима Германовна обладала тяжелым, скандальным характером. Совладать с которым, мог только, руководивший театром Ленинского Комсомола Иван Николаевич Берсенев. После смерти Берсенева Бирман покинула родной театр.
Актриса перешла в уже знакомый Театр имени Моссовета. Там легенда отечественного театра и сыграла свои последние роли.
После смерти мужа, писателя Александра Таланова, единственным близким человеком для нее осталась домработница Груша. За внешним колоритом актрисы долгое время скрывалось гложущее из нутра одиночество.
Единственное, что у нее было – это театр. Но когда на восьмом десятке лет, по состоянию здоровья, Великая Старуха больше не смогла выходить на сцену. Ее разум помутился.
Легендарная актриса умерла всеми забытая в психиатрической клинике. Не понимая где находится, она до последнего репетировала сцены из своего прошлого репертуара.
Серафима Бирман всю жизнь считала, что преклонение перед искусством это и есть душа. Свою душу она не потеряла даже в заведении для душевно больных.
Источник