Актриса елена тяпкина личная жизнь
Елена Тяпкина
Елена Алексеевна Тяпкина. Родилась 27 апреля (10 мая) 1900 года в Москве – умерла 9 ноября 1984 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Елена Тяпкина родилась 27 апреля (10 мая) 1900 года в Москве.
До 1920 года была секретарём внешкольного отдела Наркомпроса, работала у Н.К. Крупской, вместе с которой часто слушала речи В.И. Ленина, под влиянием которых увлеклась идеями строительства нового общества.
Затем решила стать актрисой.
Училась в Студии революционной сатиры, затем в Высших театральных мастерских.
В 1923-1927 и 1929-1936 годах работала в театре Мейерхольда.
В 1927-1931 годах – актриса Московского Театра Революции.
В 1938-1941 годах служила в Московском академическом Малом театре.
В 1941-1943 годах – артистка ЦОКС. Во время Великой Отечественной войны выступала во фронтовых бригадах.
В 1943-1949 годах – актриса Московского театра Драмы.
Также работала в Ростовском театре драмы имени М. Горького в Ростове-на-Дону.
Член ВКП(б) с 1950 года.
В кино начала сниматься с 1926 года, сыграв Настасью в фильме «Каштанка».
Заметными стали работы в предвоенных картинах «Матрос Иван Галай» (Груня), «Весёлые ребята» (мать Елены), «На границе» (Степанида Тарасовна Власова), «Станица Дальняя» (Мария Дыбля).
Елена Тяпкина в фильме “Весёлые ребята”
Принимала участие в озвучивании мультфильмов «Сказка о попе и его работнике Балде» и «Весенняя сказка».
В кино снималась часто, играя эпизоды и второплановые роли. Стоит отметить картины с ее участием «Радуга» (Федосья), «Это было в Донбассе» (Дарья Тимофеевна), «Запасной игрок» (мать Веснушкиных), «Гость с Кубани» (Марья Васильевна), «Война и мир» (Ахросимова), «Анна Каренина» (княгиня Мягкая), «Свадебные колокола» (Софья Назаровна Фисенко).
Елена Тяпкина в фильме “Гость с Кубани”
Елена Тяпкина в фильме “Война и мир”
Последней работой на экране стала роль вдовы коллекционера нэцке в популярном детском фильме 1980 года «Каникулы Кроша».
Елена Тяпкина в фильме “Каникулы Кроша”
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Имела награды: орден «Знак Почёта» (01.02.1939) – за исполнение роли Степаниды Власовой в фильме «На границе» (1938); орден Красной Звезды (14.04.1944); медали.
Елена Тяпкина умерла 9 ноября 1984 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве.
Личная жизнь Елены Тяпкиной:
Муж – Михаил Ефимович Лишин (1892-1960), русский советский актёр, режиссёр, педагог, Заслуженный артист РСФСР.
В браке родился сын Глеб Лишин, он погиб на фронте во время ВОВ.
Елена Тяпкина и Михаил Лишин
Фильмография Елены Тяпкиной:
1926 – Каштанка – Настасья
1927 – Аня – эпизод
1927 – Дон Диего и Пелагея – попадья
1927 – Неоплаченное письмо – Анфиса
1928 – Дом на Трубной – мадам Голикова
1929 – Матрос Иван Галай – Груня
1929 – Приёмыш – Мария Петровна
1929 – Сто двадцать тысяч в год – мадам Груздева
1934 – Весёлые ребята – мать Елены
1936 – Карл Бруннер – тётя Мари Редер
1936 – Я люблю – жительница шахтёрского посёлка
1938 – На границе – Степанида Власова
1939 – Станица Дальняя – Мария Дыбля
1940 – Светлый путь – секретарь парткома Мария Сергеевна Пронина
1942 – Принц и нищий – крестьянка
1943 – Жди меня – Мария Игнатьевна
1943 – Во имя Родины – Сафонова
1944 – Радуга – Федосья
1944 – Родные поля – эпизод
1945 – Это было в Донбассе – Дарья Тимофеевна
1947 – Свет над Россией – дама
1954 – Запасной игрок – мать Веснушкиных
1954 – «Богатырь» идёт в Марто – Грибова, повар
1954 – Тревожная молодость – Мария Афанасьевна
1955 – Гость с Кубани – Марья Васильевна, мать Насти
1956 – Посеяли девушки лён – Варвара Григорьевна
1957 – Они встретились в пути – Марья Ивановна (мать Таси)
1959 – Поднятая целина – казачка
1967 – Возмездие – машинистка
1967 – Война и мир – Ахросимова
1967 – Анна Каренина – княгиня Мягкая
1968 – Свадебные колокола – Софья Назаровна Фисенко
1969 – Дворянское гнездо – эпизод
1970 – Карусель – жена Нюхина в новелле «О вреде табака»
1973 – Дела сердечные – бабушка с кардиогенным шоком
1980 – Каникулы Кроша – вдова коллекционера нэцке
Озвучивание мультфильмов Елены Тяпкиной:
1940 – Сказка о попе и его работнике Балде – попадья
1949 – Весенняя сказка
Источник
10 мая 1900, Москва — 9 ноября 1984, Москва.
Советская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Родилась и прожила много лет в Замоскворечье в семье, нельзя сказать — купеческой, но сохранившей некоторые традиции купечества.
До 1920 года — секретарь внешкольного отдела Наркомпроса.
Занималась в Московской Студии сатиры (1920—1922), в Высших театральных мастерских.
Актриса Московского Театра им. В.Э. Мейерхольда (1923-1927 и 1929-1936), работала в Московском театре Революции (1927-1931), Театре имени Горького в Ростове-на-Дону (1936-1938), в Московском академическом Малом театре (1938-1941), в Московском театре Драмы (1943-1949), в 1941-1943 гг. – артистка ЦОКС.
В кино — с 1926 года, первая роль — прачка Настасья в фильме Ольги Преображенской «Каштанка». Принимала участие в озвучивании мультфильмов.
В 1944 году была награждена “За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин”.
Муж — актер Михаил Лишин. Сын Глеб погиб на фронте.
Похоронена в Москве на Даниловском кладбище (8 участок).
Орден Красной Звезды за роль Феодосии в фильме “Радуга” (1944).
Орден Знак Почёта (1939) — за исполнение роли Степаниды Власовой в фильме «На границе» (1938).
последнее обновление информации: 08.02.20
Кто же не знает фильм «Веселые ребята»! Любой и каждый без труда вспомнит, что там играют Любовь Орлова и Леонид Утесов. А вот на вопрос о том, кто создал острохарактерный сатирический образ мамаши, ответит не каждый. Но именно эта актриса является героиней сегодняшнего рассказа.
О биографии талантливой личности известно, к сожалению, немного. Она, ровесница XX века, родилась в Замоскворечье, в семье, поддерживающей мерный уклад жизни и высокую набожность. В то же время родители Елены, которую домашние звали Лелей, имели интеллигентный склад характера и постарались дать дочери хорошее образование.
Кое-где встречаются сообщения о том, что семья дружила с Провом Ермиловым, творческий псевдоним которого – Садовский. Однако, если учесть, что знаменитый родоначальник театрального семейства скончался в 1872 году, это можно отнести лишь предкам более дальних колен Тяпкиных.
С детства увлекаясь театром, но все же не помышляя об артистической карьере, девушка выбрала гуманитарную стезю и по окончании гимназии пошла учиться на историко-филологический факультет, поскольку литература ее тоже сильно привлекала. Когда же в июле 1919 года в Москве был открыт Ритмический институт, отправилась туда.
Это был уникальный вуз, в котором помимо собственно ритмики, преподавали сольфеджио, историю музыки, педагогику, психологию, художественное слово, пластику, физиологию и другие дисциплины. Кстати, ритмику там вела Елена Васильевна Чаянова. Но Лелю Тяпкину поманило в этот институт другое: модная школа Далькроза.
Она представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания, развития музыкальных и ритмических способностей и тренировок для выработки абсолютного слуха и таланта музыкальной импровизации. Увы, именно за включение в программу этой системы институт был закрыт в 1924 году. Нашей героини на ту пору там давно уже не было.
Успев поработать секретарем Н.К. Крупской во внешкольном отделе Нарпромпроса, она все же решила поменять профессию и поступила в Студию революционной сатиры, созданную наркомом просвещения А.В. Луначарским и режиссером А.П. Зоновым, а затем перешла в Высшие театральные мастерские, точнее во входившие в их структуру Высшие режиссёрские мастерские В.Э. Мейерхольда, а потом и в его театр, где служила несколько лет и, по имеющимся свидетельствам, была глубоко им почитаема.
В 1926 году впервые снялась в фильме «Каштанка», через два года – в «Доме на Трубной», и, наконец, в 1934-м – в «Веселых ребятах». За свою жизнь Елена Алексеевна сыграла 20 киноролей, в том числе в таких известных лентах, как «Светлый путь» (секретарь парткома Пронина), «Запасной игрок» (мать Веснушкиных), «Анна Каренина» (княгиня Мягкая), «Война и мир» (Ахросимова).
Но особое место среди них занимают военные кинокартины: «Жди меня», «Во имя Родины», «Радуга». О последней нельзя не рассказать поподробнее. В нем она играла украинскую колхозницу Федосью, в хате которой живет немец-каратель. Но могла бы и не играть…
Дело в том, что как только актрисе предложили роль, пришло известие о том, что на войне погиб ее сын Глеб, который не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, явился в военкомат и настоял на отправке на фронт. Ей предлагали отказаться от участия в съемках, а она, как говорят, ответила: «Буду играть. Мы воюем».
Я. Варшавский, знавший Елену Алексеевну лично, писал о том, как она рассказывала:
«Николай Охлопков говорит: «Не снимайся, тебе будет слишком тяжело, твоя Федосья видит труп убитого сына, как ты сможешь сыграть такое, не надо!» Все-таки я согласилась сняться. Но с условием – без репетиций и без дублей: повторить не смогу. Все же перед самой съемкой стало невозможно тяжело.
Я говорю режиссеру: «Пощадите, сил не хватит!». В самом деле, слезы душат. А режиссер, горько поникнув своей головой, гладит меня и молчит. А я повторяю: «Правда, не смогу, пощадите». Тогда он выдавил из себя такое распространенное в ту пору слово: «Надо!».
«Да, – говорю, – понимаю, что надо, постараюсь, но не знаю, что получится». Режиссер попросил меня почистить перед камерой картошку – наверно, чтобы занять мое внимание простым, привычным действием, не выматывать ожиданием мои силы. И вот я чищу картошку… И как-то само собой сказалось: «Сыночек, сыночек…». Кадр был снят незаметно для меня. Тут режиссер встал передо мной на колени и поцеловал руки, еще вымазанные картошкой». Режиссером был Марк Донской.
Виктор Астафьев посвятил Елене Алексеевне рассказ «Старое кино», в котором о ней и о фильме «Радуга» пишет так:
«На фронте, будучи уже взрослым и тертым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису. В клуне глухой кашель, хрип – солдаты плакали «про себя», давя разбухшую боль в груди, и каждый думал, что плачет только он один – такой жалостливый уродился».
Много лет своей жизни отдала артистическому творчеству Е.А. Тяпкина. Играла, кроме мейерхольдовского, в Театре Революции, в Малом, в Театре драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону, Московском театре драмы. Озвучивала роли в мультфильмах: «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1941). В кино последний раз снялась в 1980-м, за 4 года до кончины. Это был фильм «Каникулы Кроша».
Сегодня у Елены Алексеевны день рожденья – 110-ая годовщина. Достойная причина вспомнить талантливую актрису. Светлая память.
Валентина Пономарева
Опубликовано 10.05.2010 в рубрике «Биографии»
Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36498/
© Shkolazhizni.ru
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Елена Тяпкина: новости >>
21 июня 2009
8–11 июня 2007 года Музей Кино представил на Книжном фестивале программу киноконцертов “Немое кино-живая музыка”: Москва во времени. 1927″
26 августа 2008
Когда будете смотреть «Радугу» Марка Донского, представьте, чего стоил актрисе Елене Алексеевне Тяпкиной первый кадр.
Источник
10 мая 1900, Москва — 9 ноября 1984, Москва.
Советская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Родилась и прожила много лет в Замоскворечье в семье, нельзя сказать — купеческой, но сохранившей некоторые традиции купечества.
До 1920 года — секретарь внешкольного отдела Наркомпроса.
Занималась в Московской Студии сатиры (1920—1922), в Высших театральных мастерских.
Актриса Московского Театра им. В.Э. Мейерхольда (1923-1927 и 1929-1936), работала в Московском театре Революции (1927-1931), Театре имени Горького в Ростове-на-Дону (1936-1938), в Московском академическом Малом театре (1938-1941), в Московском театре Драмы (1943-1949), в 1941-1943 гг. – артистка ЦОКС.
В кино — с 1926 года, первая роль — прачка Настасья в фильме Ольги Преображенской «Каштанка». Принимала участие в озвучивании мультфильмов.
В 1944 году была награждена “За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин”.
Муж — актер Михаил Лишин. Сын Глеб погиб на фронте.
Похоронена в Москве на Даниловском кладбище (8 участок).
Орден Красной Звезды за роль Феодосии в фильме “Радуга” (1944).
Орден Знак Почёта (1939) — за исполнение роли Степаниды Власовой в фильме «На границе» (1938).
последнее обновление информации: 08.02.20
Кто же не знает фильм «Веселые ребята»! Любой и каждый без труда вспомнит, что там играют Любовь Орлова и Леонид Утесов. А вот на вопрос о том, кто создал острохарактерный сатирический образ мамаши, ответит не каждый. Но именно эта актриса является героиней сегодняшнего рассказа.
О биографии талантливой личности известно, к сожалению, немного. Она, ровесница XX века, родилась в Замоскворечье, в семье, поддерживающей мерный уклад жизни и высокую набожность. В то же время родители Елены, которую домашние звали Лелей, имели интеллигентный склад характера и постарались дать дочери хорошее образование.
Кое-где встречаются сообщения о том, что семья дружила с Провом Ермиловым, творческий псевдоним которого – Садовский. Однако, если учесть, что знаменитый родоначальник театрального семейства скончался в 1872 году, это можно отнести лишь предкам более дальних колен Тяпкиных.
С детства увлекаясь театром, но все же не помышляя об артистической карьере, девушка выбрала гуманитарную стезю и по окончании гимназии пошла учиться на историко-филологический факультет, поскольку литература ее тоже сильно привлекала. Когда же в июле 1919 года в Москве был открыт Ритмический институт, отправилась туда.
Это был уникальный вуз, в котором помимо собственно ритмики, преподавали сольфеджио, историю музыки, педагогику, психологию, художественное слово, пластику, физиологию и другие дисциплины. Кстати, ритмику там вела Елена Васильевна Чаянова. Но Лелю Тяпкину поманило в этот институт другое: модная школа Далькроза.
Она представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания, развития музыкальных и ритмических способностей и тренировок для выработки абсолютного слуха и таланта музыкальной импровизации. Увы, именно за включение в программу этой системы институт был закрыт в 1924 году. Нашей героини на ту пору там давно уже не было.
Успев поработать секретарем Н.К. Крупской во внешкольном отделе Нарпромпроса, она все же решила поменять профессию и поступила в Студию революционной сатиры, созданную наркомом просвещения А.В. Луначарским и режиссером А.П. Зоновым, а затем перешла в Высшие театральные мастерские, точнее во входившие в их структуру Высшие режиссёрские мастерские В.Э. Мейерхольда, а потом и в его театр, где служила несколько лет и, по имеющимся свидетельствам, была глубоко им почитаема.
В 1926 году впервые снялась в фильме «Каштанка», через два года – в «Доме на Трубной», и, наконец, в 1934-м – в «Веселых ребятах». За свою жизнь Елена Алексеевна сыграла 20 киноролей, в том числе в таких известных лентах, как «Светлый путь» (секретарь парткома Пронина), «Запасной игрок» (мать Веснушкиных), «Анна Каренина» (княгиня Мягкая), «Война и мир» (Ахросимова).
Но особое место среди них занимают военные кинокартины: «Жди меня», «Во имя Родины», «Радуга». О последней нельзя не рассказать поподробнее. В нем она играла украинскую колхозницу Федосью, в хате которой живет немец-каратель. Но могла бы и не играть…
Дело в том, что как только актрисе предложили роль, пришло известие о том, что на войне погиб ее сын Глеб, который не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, явился в военкомат и настоял на отправке на фронт. Ей предлагали отказаться от участия в съемках, а она, как говорят, ответила: «Буду играть. Мы воюем».
Я. Варшавский, знавший Елену Алексеевну лично, писал о том, как она рассказывала:
«Николай Охлопков говорит: «Не снимайся, тебе будет слишком тяжело, твоя Федосья видит труп убитого сына, как ты сможешь сыграть такое, не надо!» Все-таки я согласилась сняться. Но с условием – без репетиций и без дублей: повторить не смогу. Все же перед самой съемкой стало невозможно тяжело.
Я говорю режиссеру: «Пощадите, сил не хватит!». В самом деле, слезы душат. А режиссер, горько поникнув своей головой, гладит меня и молчит. А я повторяю: «Правда, не смогу, пощадите». Тогда он выдавил из себя такое распространенное в ту пору слово: «Надо!».
«Да, – говорю, – понимаю, что надо, постараюсь, но не знаю, что получится». Режиссер попросил меня почистить перед камерой картошку – наверно, чтобы занять мое внимание простым, привычным действием, не выматывать ожиданием мои силы. И вот я чищу картошку… И как-то само собой сказалось: «Сыночек, сыночек…». Кадр был снят незаметно для меня. Тут режиссер встал передо мной на колени и поцеловал руки, еще вымазанные картошкой». Режиссером был Марк Донской.
Виктор Астафьев посвятил Елене Алексеевне рассказ «Старое кино», в котором о ней и о фильме «Радуга» пишет так:
«На фронте, будучи уже взрослым и тертым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису. В клуне глухой кашель, хрип – солдаты плакали «про себя», давя разбухшую боль в груди, и каждый думал, что плачет только он один – такой жалостливый уродился».
Много лет своей жизни отдала артистическому творчеству Е.А. Тяпкина. Играла, кроме мейерхольдовского, в Театре Революции, в Малом, в Театре драмы им. М. Горького в Ростове-на-Дону, Московском театре драмы. Озвучивала роли в мультфильмах: «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1941). В кино последний раз снялась в 1980-м, за 4 года до кончины. Это был фильм «Каникулы Кроша».
Сегодня у Елены Алексеевны день рожденья – 110-ая годовщина. Достойная причина вспомнить талантливую актрису. Светлая память.
Валентина Пономарева
Опубликовано 10.05.2010 в рубрике «Биографии»
Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36498/
© Shkolazhizni.ru
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Елена Тяпкина: новости >>
21 июня 2009
8–11 июня 2007 года Музей Кино представил на Книжном фестивале программу киноконцертов “Немое кино-живая музыка”: Москва во времени. 1927″
26 августа 2008
Когда будете смотреть «Радугу» Марка Донского, представьте, чего стоил актрисе Елене Алексеевне Тяпкиной первый кадр.
Источник