Актриса ермолова личная жизнь
Марии Ермоловой прочили карьеру артистки кордебалета, но уже в 17 лет она сыграла свою первую главную роль. Константин Станиславский называл ее «эпохой русского театра», а актриса Надежда Медведева говорила о ее «громадном сценическом темпераменте». Мария Ермолова посвятила сцене Малого театра 50 лет.
«Заветная мечта исполнилась… Я актриса!»
Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером.
Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра: из суфлерской будки отца она наблюдала за игрой Прова Садовского, Сергея Шумского, Петра Степанова. Сегодня в Театральном музее имени Бахрушина хранится рисунок Леонида Пастернака: маленькая Ермолова с отцом в суфлерской будке. Потом она говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой».
В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой.
Участвуя в массовых балетных сценах, Мария Ермолова продолжала наблюдать за мастерами сцены. В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват». Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища: «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».
Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою главную роль в трагедии. Перед бенефисом Надежды Медведевой — примы Малого театра — заболела актриса Гликерия Федотова, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». Медведева пригласила на замену Марию Ермолову.
«Мурашки забегали у меня по спине. Я вся вздрогнула. Тут было что-то особенное, сразу сказался громадный сценический темперамент. Многое было очень плохо. Но здесь было главное — талант, сила. И я сразу поняла, что судьба направила меня в верную сторону и столкнула с настоящей актрисой».
Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей, и на коллег. Позже она вспоминала: «Боже! — думала я, — не перенесу, если меня не вызовут ни разу! если я провалюсь!.. Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы… дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой… мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала… Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась… Я актриса!» Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис 12 раз.
«Заслуга перед русским искусством»
В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий ее игре драматизм. Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Театральный критик Сергей Флеров писал: «Область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы». Позже это качество актрисы назовут сценическим оптимизмом.
Однако Ермолову очень беспокоил ее репертуар: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю». Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой — на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля ее вызывали на поклон 17 раз.
В 1876 году Мария Ермолова сыграла Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Эта роль стала триумфом для молодой актрисы, а в репертуаре Малого театра родилось целое направление, положившее начало «эпохе романтики».
«Здесь каждое слово было подобно электрической искре. Словно раскаленное железо обжигали душу зрителя язвительно-негодующие упреки Лауренсии, обличающей односельчан в овечьей робости и нерешительности и, как мощные звуки набата, разносились по зале призывы к борьбе против насилия, призывы, все проникнутые трепетом огненной страсти».
Мария Ермолова в роли Евлампии. 1880-е. Фотография: peoples.ru
Несколько лет Мария Ермолова добивалась отмены цензурного запрета на драму «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера. Впервые сыграв Жанну д’Арк в 1884 году, Ермолова исполняла эту роль 18 лет. «Сама не знаю почему, но исполнение этой роли считаю заслугой перед русским искусством, повторяю, единственной», — писала она. Этот спектакль был невероятно популярен. Говорили, что все декорации «Орлеанской девы» были в дырочках — так много желающих было посмотреть его из-за кулис. С 1893 года спектакль даже перенесли на сцену Большого театра.
Всего за свою долгую карьеру Ермолова сыграла более 200 ролей, в том числе Марию Стюарт в двух постановках (в одноименной драме Шиллера и в пьесе Бьернсона «Мария Стюарт в Шотландии»), Сафо в одноименной пьесе Франца Грильпарцера, Имогену в «Цимбелине» Шекспира, Донну Соль в «Эрнани» Виктора Гюго. Актриса сыграла многих героинь Александра Островского — Ларису в «Бесприданнице», Негину в «Талантах и поклонниках», Кручинину в «Без вины виноватые».
50 лет на сцене Малого театра
В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв: «37 лет я отдала сцене — и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжел этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой».
«Она играла во многих моих пьесах. Когда после генеральной я, бывало, приходил и благодарил ее за те чувства, которые возбуждала ее необыкновенная игра, я вспоминаю ее застенчивые движения и опущенные глаза… Ее строгое отношение к себе восходит к тем традициям, которыми всегда жили в Малом театре, — высокой требовательности к себе и к своей работе».
В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В ее репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича.
«Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».
Кроме работы в театре, Мария Ермолова выступала на эстраде с чтением стихов. Она исполняла произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Огарева, Ивана Никитина.
В революцию Ермолова осталась в России, несмотря на то, что ее семья эмигрировала. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко: «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно. И что это за публика? Совершенно чуждая тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».
В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нем присутствовал Владимир Ленин. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году ее не стало.
Источник
В минувшем году почти незамеченным промелькнул 165-летний юбилей со дня рождения Марии Николаевны Ермоловой (15 июля 1853 г. — 12 марта 1928 г.), которая, по словам К. Станиславского, была «величайшей из виденных им актрис». Мы нашли возможность исправить это упущение. На помощь вновь пришли документы из фондов музея. Речь идёт о метрических книгах, которые вместо привычных нам записей актов гражданского состояния (ЗАГС) до 1918 года велись в каждой церкви. В них записывали самые главные события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Метрические книги — бесценный источник информации о тех, кого давно нет с нами.
Итак, представьте, что вы листаете метрическую книгу Успенской церкви села Аутка Ялтинского уезда за 1899 год. На 128-й странице читаем запись, сделанную 25 августа: «Врач Московской губернской тюрьмы лекарь Василий Яковлевич Зеленин, православного вероисповедания, 31 года, сочетался браком с дочерью потомственного дворянина Маргаритой Николаевной Шубинской, 22-х лет». Молодые были православными, и для обоих это был первый брак. На эту запись можно было бы и не обратить внимания, но уж очень известные ялтинцы были поручителями (свидетелями) на свадьбе: доктор Александр Николаевич Алексин, доктор Леонид Валентинович Средин и ветеринарный врач Дмитрий Григорьевич Томашевский. Ради кого собрались эти люди августовским днём в Аутской Успенской церкви? Ответ один — ради Марии Николаевны Ермоловой и её единственной дочери Маргариты Николаевны Шубинской.
М. Н. Ермолова с дочерью М. Н. Шубинской и друзьями на даче «Нюра» в имении Токмаковых Олеиз в Мисхоре. 1898 г.
Женщина, известная всей стране как драматическая актриса, была замужем за потомственным дворянином, преуспевающим московским юристом, адвокатом, впоследствии членом Государственной Думы Николаем Петровичем Шубинским. Брак не стал счастливым, но слава актрисы была так велика, что затмила её личную драму. Когда наконец-то счастье улыбнулось и Мария Николаевна решила уйти от мужа к человеку, которого безгранично полюбила на всю жизнь, супруг отказался отпустить вместе с ней дочь. Отчаяние восьмилетней Маргариты заставило Ермолову остаться с мужем.
Понять и пережить драму матери дочь смогла десять лет спустя, когда сама полюбила артиста Юрия Михайловича Юрьева, соседа по тверскому имению. Мария Николаевна восстала против решения Маргариты соединить с ним жизнь, ведь «актёры — это не люди». Дочь, ценившая жертву, принесённую ради неё матерью, тоже пожертвовала своей любовью. Спустя много лет Юрий Михайлович признавался Маргарите Николаевне, что её отказ разбил его сердце.
У самой Маргариты после расставания открылась чахотка. Лето 1898 года мать с дочерью проводят в Олеизе и на даче «Нюра». Художник Н. Ярошенко, отдыхавший там же, знакомит их с доктором Алексиным, а тот — со Срединым и его семьёй. Насколько важны были для Ермоловой эти встречи, видно из её письма Л. Средину, написанного 2 сентября 1898 года по возвращении в Москву: «Я была влюблена в вас, в природу, в музыку, в вашу душу, в голос и глаза Алексина, в характер Софьи Петровны <…>. Я бывала много раз в Крыму, люблю его всегда и всегда скучала по нём <…> и я с радостью уезжала в Москву. Теперь <…> было не так, я <…> со слезами уезжала из Крыма <…>. Всё дело в том, что я нашла людей по сердцу. И это такая страшная редкость в нашей жизни, что и теперь я так сильно чувствую, какое редкое счастье выпало мне на долю <…> за последние двадцать лет я таких людей не встречала…».
Фрагмент метрической книги Успенской церкви с. Аутка Ялтинского уезда за 1899 г.
Весной 1899 года Мария Николаевна решила снова везти дочь в Ялту. Профессор Павлинов для постоянного наблюдения за здоровьем Маргариты порекомендовал своего бывшего ученика — терапевта Василия Яковлевича Зеленина.
На этот раз остановились в гостинице «Россия». Много времени проводили у Срединых на их знаменитом балконе, встречались с Алексиным, познакомились с Горьким. Леонид Валентинович Средин, прекрасный фотограф, любил снимать своих гостей. Значительная часть фотографий, в том числе М. Ермоловой и М. Шубинской, хранятся в фондах нашего музея.
На них мы видим девушку с непримечательной внешностью. А вот что писали о Маргарите Николаевне современники: «Маргарита Николаевна была высокого роста, хорошо сложена, но она была некрасива: узкие, довольно глубоко сидящие глаза, широкие ноздри, «кошачий» овал лица… Но мягкие её движения и быстрая походка были грациозны. Она всегда была к лицу причёсана, одевалась, не приноравливаясь к моде, а приноравливая моду к своей фигуре, к своему возрасту, душилась изящными, как сказал бы Вертинский, духами. В её маленьких глазках лучился тёплый ум. В её улыбке было столько дружелюбия! В её слабом, иногда вдруг прерывавшемся глуховатом голосе слышалась такая широкая душа! И этот её милый, негромкий, всегда естественный и оттого заразительный смех!..».
Вскоре стало ясно, что Зеленин влюблён в Маргариту Николаевну. Она относилась к нему с симпатией, поэтому, когда молодой человек предложил девушке руку и сердце, та согласилась. Ермолова обрадовалась: врач, милый, положительный человек, креатура Павлинова.
Свадьбу решили устроить в Аутской Успенской церкви, в поручители пригласили дорогих сердцу людей: А. Алексина, Л. Средина и Д. Томашевского. 25 августа 1899 года священник Николай Щеглов с дьяконом Антонием Фелицыным в присутствии Марии Николаевны Ермоловой и поручителей совершили обряд бракосочетания, и была сделана запись в метрической книге, чтобы мы 120 лет спустя могли вспомнить об этом событии.
Людмила ИВАНОВА,
заведующая отделом Ялтинского историко-литературного музея
Фото из архива музея
Источник
Мария Ермолова
Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет, ее считали одной из самых выдающихся актрис в мире, Константин Станиславский называл ее целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, искренней простоты и скромности». Но несмотря на большое количество поклонников и встречу с тем, кто ответил взаимностью на ее чувства, она так и не позволила себе стать счастливой. И у нее на это были свои причины.
Мария Ермолова в роли Офелии
Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки
Дедом Марии Ермоловой был крепостной крестьянин, дворовой князя Волконского. Когда он получил от барина вольную, устроился гардеробщиком в Малый театр. Все его дети были увлечены театром, окончили Московское императорское театральное училище и стали артистами. Кроме Николая, которого после окончания учебы определили в суфлеры. Зато его дочь Мария, с трех лет зачарованно наблюдавшая из суфлерской будки за всем, что происходило на сцене, стала актрисой, затмившей всех звезд современности.
Мария Ермолова, 1885
Заметив увлеченность дочери театром, отец отдал ее в балетное училище. Больших успехов Мария там не показывала, а известный актер Самарин сказал, что актрисой ей никогда не бывать. Но в 16 лет ей выпал шанс доказать всем обратное. Ее дарование впервые раскрылось на бенефисе примы Малого театра Надежды Медведевой: одна из актрис заболела, и Ермолова ее заменила. Успех был неожиданным и ошеломляющим: дебютантку вызывали на сцену после спектакля 12 раз.
Актриса в роли Жанны Д’Арк, 1894
Долгое время ей не давали заметных ролей, но своим талантом и упорством она все же смогла проложить себе дорогу. К 1896 г. Мария Ермолова уже слыла одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Спектакль с ее участием «Овечий источник» даже пришлось запретить из-за того, что после каждого представления толпа поклонников перекрывала улицу, а однажды актрису домой повезла карета, запряженная восторженными студентами.
Мария Ермолова и ее муж, адвокат Николай Шубинский
В личной жизни, казалось, все складывалось не менее удачно: в 23 года Мария Ермолова вышла замуж за студента юридического факультета Николая Шубинского, который вскоре стал успешным адвокатом. У них родилась дочь, и внешне все выглядело так, как будто они были образцовой семьей. Но на самом деле счастливым этот брак можно было назвать только в первые годы.
Актриса в сценических образах
В 30 лет актриса познакомилась с профессором медицинского факультета Московского университета Константином Павлиновым. Ради него она была готова оставить мужа, брак с которым на тот момент давно был не более, чем формальностью, но в последний момент отказалась от этой идеи ради дочери. Ермолова призналась ей в этом спустя много лет: «Ты помнишь наше путешествие на пароходе? Тебе 8 лет, ты о чем-то спрашиваешь, а я не отвечаю. И тогда слезы выступают у тебя на глазах. Да, Маргарита, тогда эти слезы остановили меня от поспешных шагов… Если бы я причинила боль близким людям, я бы никогда не была счастлива».
Мария Ермолова и профессор К. Павлинов
Годы спустя Маргарита смогла понять, почему мать хотела уйти из семьи: «Между отцом и матерью была сложность их брака, который сделался фиктивным с тех пор, как мать влюбилась в П., а отец имел направо и налево любовные связи более или менее продолжительные. В доме постоянно была атмосфера тоски, надрыва и обреченности, всех тяготила собственная жизнь в сочетании с окружающими». Ермолова осталась с мужем и продолжила играть роль счастливой жены. Но забыть Павлинова ей так и не удалось.
Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки
Мария Ермолова
На лето с дочкой она уезжала в Крым. В Ялте актриса подружилась с доктором Леонидом Срединым, с которым проводила все свободное время. Но однажды она неожиданно исчезла, оставив записку: «Дорогой Леонид Валентинович, не удивляйтесь и не сердитесь. Я уехала в Севастополь. У людей, которые живут не разумом, а чувством, бывают такие неожиданности. Завтра или послезавтра вернусь. Мне необходимо. Скоро увидимся…». А повод был простой – Ермолова узнала о том, что в Севастополь приехал профессор Павлинов.
Мария Ермолова
Мария Ермолова на праздновании 50-летнего сценического юбилея
О своей любви она рассказала только сестре Анне, у которой часто спрашивала: «Напиши обо всем и о том, где и что с доктором? Моя душа рвется и за него, и за себя, и я ничего не могу сделать… Скажи мне, решилась бы ты когда-нибудь перевернуть свою жизнь вверх дном, притом так, что одному человеку непременно придется больно от этого?». Но она так и не решилась.
Мария Ермолова на фото и на портрете работы В. Серова, 1905
Мария Ермолова
В последний раз они увиделись при трагических обстоятельствах. После революции в ее особняке на Тверском бульваре из 22 комнат ей достались две. Муж с дочерью уехали в Константинополь, где Шубинский вскоре скончался. Последние годы она жила тихо и уединенно. В 1920 г. Ермолова с почестями отметила свой 50-летний сценический юбилей, после чего получила звание народной артистки. А через 5 лет она заболела и слегла. В дом на Тверском бульваре пришел знаменитый врач – профессор Павлинов. Кто знает, о чем они говорили в последний раз, и смог ли он простить ей их неслучившееся счастье?
Дом-музей М. Ермоловой
via
Источник