Актриса ирина антонова биография личная жизнь

Актриса ирина антонова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Доктор искусствоведения, отдавшая жизнь Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, всегда придерживалась новаторских взглядов, нередко идя вразрез с мнением партии. Старания Ирины Антоновой привели к небывалому расцвету ГМИИ, ставшему в один ряд с Эрмитажем и Лувром.

Детство и юность

Ирина Александровна появилась на свет в начале прошлого века, 20 марта 1922 года. Коренная москвичка росла в доме, где царила атмосфера любви к прекрасному. Ее мать Ида Михайловна Хейфиц в молодости окончила Харьковскую консерваторию, играла на фортепиано. Но из-за Гражданской войны так и не реализовала себя в музыке.

Ирина Антонова в молодостиИрина Антонова в детстве с родителями / «Славия»

Отец Александр Александрович — участник революции 1917 года, дослужившийся до директора Института экспериментального стекла. Однако, несмотря на технический склад ума, обожал театр. Известно, что мужчина даже играл в спектакле, поставленном по произведению Максима Горького «На дне». Будучи ребенком, дочь часто ходила с родителями в театры, знакомилась с балетом и оперой.

Когда девочке исполнилось 7 лет, случился переезд в Германию. Ее отца отправили в Берлин для работы в советском торговом представительстве. В чужой стране школьнице пришлось освоить немецкий язык. После она даже читала классиков Фридриха Шиллера и Иоганна Гете в оригинале.

С приходом к власти нацистов семья вернулась на родину (1933 год). В Москве девушка продолжила учиться в школе. Ей хорошо давались точные науки, и ученица даже думала о поступление в МГУ на механико-математический факультет.

Однако увлечение искусством предопределило дальнейшую биографию выпускницы. Она отдала документы в Институт философии, литературы и истории. Правда, через год вуз закрыли (к слову, он вообще просуществовал только 7 лет), а факультеты присоединили к МГУ.

Во время Великой Отечественной войны Антонова трудилась медсестрой, а после получила диплом и должность в ГМИИ. Параллельно коренная москвичка училась в аспирантуре. Предметом научных исследований стала итальянская живопись эпохи Возрождения.

Карьера

За годы работы в ГМИИ Ирина Александровна поднялась вверх по карьерной лестнице, став старшим научным сотрудником. А в 1961-м заняла пост директора. Руководить Пушкинским музеем в эпоху некоего застоя, связанного с партийной идеологией, было непросто.

Однако новый директор, несмотря на закон цензуры, демонстрировала смелость и новаторство — начала организовывать выставки западноевропейских художников, к примеру, Анри Матисса. Кроме того, с ее легкой руки стали проводиться музыкальные вечера. На них звучали произведения композиторов, творчество которых партия не жаловала, — Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Альфреда Шнитке. В 60-х годах доктор искусствоведения ввела Випперовские чтения.

В начале 70-х годов Антонова занялась полной реорганизацией экспозиций и залов. В этот период стартовали беспрецедентные для того времени выставки — в одном и том же помещении находились работы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Свет увидели забытые и отложенные в запасниках картины из коллекций Сергей Щукина и Ивана Морозова.

Вскоре искусствовед наладила плотное сотрудничество с западными «очагами» культуры. К концу 70-х годов в здании ГМИИ гости впервые увидели картины художников из Нью-Йорка.

Период перестройки в стране совпал с расцветом музея. Выставки «Россия – Италия», «Пикассо», «Москва – Париж», «Модильяни», организованные директором, приобретали масштаб мирового значения. Впервые на территории СССР были представлены картины Казимира Малевича и Василия Кандинского. Гостями ГМИИ становились такие выдающиеся личности, как король и королева Нидерландов, Джон Рокфеллер, Хуан Карлос, Франсуа Миттеран.

Директор и президент Пушкинского музея Ирина Антонова и Владимир Путин

Для привлечения публики Ирина Александровна постоянно генерировала новые идеи. Сюда можно отнести вечера, на которых не только выставляли картины, но и звучала классическая музыка в живом исполнении. Таким интересным синтезом стал фестиваль «Декабрьские вечера».

Самоотверженность и любовь к искусству директора привели к значительным переменам — появлению частных коллекций, возникновению новых музеев и детского центра на территории.

Кроме того, Антонова публиковала статьи, участвовала в телевизионных передачах и преподавала в нескольких столичных вузах и даже в Париже. Научные труды получили признание — в 1979 году знаменитость стала заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1989-м получила звание академика РАО.

В 2011 году вступила в Общественную палату РФ. Годом позже вошла в список доверенных лиц Владимира Путина. В возрасте 91 года Ирина Александровна стала курировать государственные музеи страны. Однако в этом амплуа проработала только 3 месяца.

Закат карьеры Антоновой обозначился выдвижением ею идеи о воссоздании в столице ранее уничтоженного (в 1948 году) Музея нового западного искусства. С точки зрения лауреата двух Государственных премий России, там должны быть представлены экспонаты из Эрмитажа и ГМИИ. Такое предложение привело к конфликту в профессиональном сообществе, и вскоре Ирина Александровна была отстранена от занимаемой должности.

Бывший директор Пушкинского музея заняла пост президента ГМИИ в 2013 году. Приказ о назначении подписал министр культуры Владимир Мединский.

Личная жизнь

Муж Ирины Александровны Евсей Иосифович Ротенберг тоже известный деятель искусства. Ушел из жизни в 2011 году, к тому времени супруги прожили вместе 64 года и необыкновенно сроднились. В интервью о личной жизни Антонова сказала, что с мужем прошла все законы и сроки отношений. И им удалось достигнуть фантастического взаимопонимания и доверия.

Даже болезнь единственного сына Бориса Ротенберга стала не той трагедией, которая разъединяет, а общим горем, только укрепившим любовь. Очень часто, говорила директор Пушкинского музея, мужчина уходит из семьи, если там появляется проблемный ребенок. Но Евсей Иосифович остался рядом, проживая и переживая этот сложный путь вместе с женой. А последними его словами на смертном одре стала фраза: «Я люблю тебя».

Ирина Антонова и муж Евсей РотенбергИрина Антонова и муж Евсей Ротенберг / «Инстаграм»

Диагноз сына Антонова так и не раскрыла. До шести лет он рос одаренным мальчиком — интересовался музыкой и литературой, рассказывал наизусть классические произведения. Затем у него стали проявляться психологические проблемы. Мать Бориса Ротенберга тщетно пыталась вылечить наследника, а смирившись, надеялась, что в жизни ее сына возникнет человек, который позаботится о «колясочнике».

Смерть

15 ноября 2020 года у Ирины Александровны случился инсульт. Чуть позже врачи обнаружили у нее коронавирусную инфекцию. В тяжелейшем состоянии пациентку доставили в больницу в Коммунарке. Там подключили к аппарату ИВЛ.

Несмотря на старания медиков, победить COVID-19, который стал причиной смерти президента ГМИИ, не удалось. Заслуженный деятель искусств РСФСР умерла в ночь на 1 декабря, не приходя в сознание.

Награды

  • 1979 — Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
  • 1980 — Орден Дружбы народов
  • 1997 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • 2000 — Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
  • 2001 — Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия»
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени
  • 2011 — Золотая медаль имени Льва Николаева
  • 2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2012 — Лауреат специальной номинации «За выдающийся вклад в сохранение и развитие российской культуры» в рамках Всероссийской премии финансистов «Репутация»
  • 2013 — Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея»
  • 2013 — Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии
  • 2017 — Знак отличия «За благодеяние»
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция)

Источник

Биография

Ирина Антоненко – российская модель, обладательница титулов «Мисс Екатеринбург-2009» и «Мисс Россия-2010», актриса, телеведущая. Получила известность как исполнительница главных ролей в фильмах разных жанров. С каждым годом она завоевывает все новые победы в виде появляющихся в фильмографии проектов. Женщина не желает на этом останавливаться, а потому без страха принимает от режиссеров предложения даже на очень серьезные и сложные роли.

Детство и юность

Ирина Антоненко родилась в начале осени 1991 года в Свердловске (знак зодиака – Дева), точно ее национальность неизвестна. Родители Иры к искусству отношения не имели – папа был военным, мама всю жизнь проработала сотрудником правоохранительных органов. Для детей, а в семье подрастали дочь и сын, родители были самыми авторитетными людьми, поэтому дети в школьные годы учились в профильных кадетских классах.

Ира росла не просто артистичной, но и необыкновенно красивой девушкой. С годами это становилось все более заметным, поэтому юная красавица решила попробовать силы в качестве модели. Хотя Ирину тянуло на театральную сцену: сказывались гены, которые передались девушке от бабушки, в прошлом актрисы, вынужденной оставить театр.

Ирина Антоненко и ее брат

Первый блин на модельной стезе оказался комом. В школьном конкурсе красоты девушка даже не добралась до финала. Наверное, поэтому Ирина Антоненко, не привыкшая легко сдаваться и отступать от намеченной цели, решила взять эту вершину. При этом девушка не считала, что модельная карьера – это венец ее желаний.

После получения школьного аттестата Ира по настоянию родителей поступила в Уральский финансово-юридический вуз, выбрав специальность финансиста. Уже в статусе студентки Антоненко начала уверенно взбираться на модельный Олимп.

Личная жизнь

Летом 2011-го поклонники красавицы любовались свадебными фото Антоненко. Мужем Ирины стал успешный бизнесмен Вячеслав Федотов, с которым модель встречалась на протяжении почти двух лет. Молодые люди познакомились во время съемок телешоу «Танцы со звездами», при этом Вячеслав скептически отнесся к Ирине. Впоследствии знакомство продолжилось на спортивных тренировках: оказалось, что оба посещают один спортзал. Дружба переросла в нечто большее. Друзья сходились во мнении, что пара невероятно красивая и гармоничная.

Но в 2014-ом появилась информация, что в браке Федотова и Антоненко поставлена точка. Поговаривают, причиной разрыва стала набирающая обороты кинокарьера Ирины. Актриса пропадала в командировках. Вячеслав начал подозревать жену в изменах. Отказаться от карьеры в пользу тихого семейного очага Ира не смогла.

Радостные перемены в жизни Ирины Антоненко: актриса и “Мисс Россия 2010” на днях вышла замуж. Избранником девушки стал бизнесмен Вячеслав.
https://bit.ly/RoZvHL

Опубликовано spletnik.ru Четверг, 6 сентября 2012 г.

Свадьба Ирины Антоненко и Вячеслава Федотова

А в 2015 году в кинотусовке снова заговорили о личной жизни Антоненко. Девушка стала встречается с разведенным коллегой Станиславом Бондаренко. Как известно, первый брак молодого человека с актрисой Юлией Чиплиевой распался, несмотря на наличие маленького сына. Отношения Ирины и Станислава также не выдержали испытания временем. На начало 2017 года пара была уже не вместе.

Как и другие современные женщины, Антоненко ведет страницы во «ВКонтакте» и «Инстаграме». В социальной сети женщина регулярно публикует свежие фото. Чаще всего на снимках она запечатлена одна, иногда во время отдыха на пляже в купальнике или в другом красивом месте. Стройная фигура позволяет ей без стеснения демонстрировать тело окружающим. При росте 177 см ее вес не превышает 55 кг.

Конкурсы красоты

Два года работы в екатеринбургском агентстве Ильи Виноградова дали Ирине Антоненко те стартовые возможности, с которыми девушка участвовала в beauty-проекте «New Hollywood Look» и сумела победить на конкурсе «Мисс Автозвук-2008». Девушка быстро превратилась в востребованную модель Екатеринбурга, взяв титулы в местных конкурсах.

Новая покоренная вершина – звание «Мисс Екатеринбург-2009» – была воспринята моделью как преддверие к следующему успеху. Антоненко начала готовиться к конкурсу «Мисс Россия». Ирина отправилась в столицу и в марте 2010-го стала победителем, став самой красивой девушки страны. Одновременно она начала сниматься для модных журналов. Затем посыпались предложения и съемках в рекламе. На фотосессию в «Максим» ее пока не приглашали, но поклонники уверены, что Антоненко скоро появится и там.

Ирина Антоненко в купальнике

Кроме хрустальной короны, Антоненко достались призы: $ 100 тыс, часы из розового золота с черными бриллиантами и грант на обучение в любом учебном заведении мира. Благодаря громкому титулу о девушке узнали за рубежом. Агентство немецкого модельера Филиппа Плейна заключило с Ириной договор, по которому модель стала официальным лицом рекламной компании модного дома.

Но главное, девушка из Екатеринбурга получила возможность представлять страну на конкурсе «Мисс Вселенная». Он прошел в Лас-Вегасе летом 2010 года. Антоненко хотя и не получила главный титул, но сумела попасть число 15-ти финалисток.

В том же 2010-ом титулованная модель открыла 8-ой Венский бал в столице. А в следующем году Ира стала участницей проекта «Танцы со звездами» в партнерстве с актером Михаилом Мамаевым.

Фильмы

Успех в модельной карьере не настолько вскружил голову красавице, чтобы та решила посвятить подиуму жизнь. Ирине давно хотелось попробовать себя в качестве актрисы, поэтому Антоненко поступила в Российский университет театрального искусства.

Артистка дебютировала в двух музыкальных клипах исполнителя Марка Юсима и группы «4POST» Дмитрия Бикбаева. А вот первая кинороль досталась Антоненко в альманахе «Кинопробы». Эта лента состояла из 12-ти короткометражек, где и снялась девушка.

В 2011 году кинематографическая биография Ирины Антоненко получила развитие. Эпизодическая роль в блокбастере культового режиссера Тимура Бекмамбетова «Фантом» подняла артистку на новую карьерную ступень. После этой эпизодической роли артистке доверили сыграть любимую девушку главного героя в фильме «Корабль». Это адаптация испанской ленты «Ковчег». Антоненко получила возможность играть на одной площадке с Дмитрием Певцовым, Юлией Агафоновой и Владимиром Виноградовым. Возлюбленного девушки Макса сыграл Роман Курцын.

После выхода сериала, получившего высокие рейтинги, Ирина проснулась знаменитой. Вскоре было принято решение снимать 2 сезон «Корабля», куда снова пригласили артистку и модель. Позднее с участием актрисы также вышли мелодрамы «Золотая клетка», «Свадьбы не будет» и «Сюрприз для любимого».

Ирина Антоненко и Роман Курцын

Антоненко попробовала силы и на театральной площадке. Зрители увидели актрису на подмостках Театрального Центра имени Всеволода Мейерхольда в спектакле «Тайна волшебных колец».

Проявила себя Ирина Антоненко и на телевидении. В 2014 году девушку пригласили на телеканал «Ю», где предложили вести программу «В теме». В 2016 году Ирина перешла на «ТНТ», где запускался новый проект неожиданного для этого каналов формата. Программа «Агенты 003», рассчитанная на молодежь, освещала медицинскую тему. Соведущими Ирины Антоненко стали Юрий Крестинский, директор института здравоохранения, Янина Студилина, актриса из сериала «Остров», и Юлия Франц, появившаяся в фильме «Гоголь. Начало».

Кинокарьера Ирины Антоненко развивается стремительно. Актриса только за 2016 год появилась в четырех проектах. С участием Ирины вышла фантастическая кинолента «Дед Мороз. Битва Магов». В криминальном спортивном фильме «Эластико» девушка предстала в главной роли героини Даши, возлюбленной спортсмена с уникальными физическими данными Матвея (Дмитрий Власкин). Не менее важными для фильмографии актрисы стали комедийный вестерн «Красный» и мелодрама «Осиное гнездо».

Ирина Антоненко и Милош Бикович

В 2017 году завершились съемки триллера Тиграна Саакяна «Отрыв», где Ирина Антоненко исполнила главную роль, но на экраны картина вышла лишь в 2018-ом. Партнерами артистки стали молодые и талантливые Денис Косяков и Ингрид Олеринская. В том же году список работ Иры пополнился новой мелодрамой «Заклятые подруги», где Антоненко примерила на себя образ центрального персонажа вместе с коллегой по съемочной площадке Анастасией Дубровиной.

В 2018 году передача «Агенты 003» продолжила выходить на ТНТ, об этом Антоненко публиковала посты в «Инстаграме».

В начале 2019 года Антоненко переехала жить в Лос-Анджелес, сама того не ожидая. Все началось с простой поездки к подруге в гости в Нью-Йорк, но Америка настолько понравилась женщине, что она решила остаться. За месяц Ирина уладила все дела в Москве и приступила к сбору чемоданов. Калифорнийский город выбрала из-за друзей, живших там. Они помогли освоиться на новом месте, снять жилье и записаться на курсы английского языка.

При этом Антоненко не забыла и о Москве, она часто наведывается в столицу, участвует в кастингах и появляется на массовых мероприятиях.

Ирина Антоненко сейчас

Ирина и сейчас развивает телевизионную карьеру. Антоненко продолжает сниматься в фильмах, в конце 2019 года женщина получила приглашение на роль оперной звезды Тамары Синявской в музыкальном фильме «Магомаев». Премьеру ленты запланировали на первую половину марта 2020 года.

В интервью актриса делилась, что и не надеялась получить роль и обычно интуиция ее не подводила. Она не хотела идти на пробы, но агенты уговорили Ирину. Антоненко была убеждена, что не подходит под этот образ, но режиссер был иного мнения. Когда артистка пришла на кастинг, ей предложили сыграть сценку с уже утвержденным на главную мужскую роль Милошем Биковичем.

В весенней премьере 8-серийного сериала действие разворачивается в конце 1960-х годов. В центре сюжета – король советской эстрады Муслим Магомаев. Во время записи концертной программы он знакомится со звездой Большого театра Тамарой Синявской. Между мужчиной и женщиной разворачивается настоящая страсть, но он не свободен, да и Тамара замужем. Однако для настоящей любви преград не существует.

Еще одна премьера 2020-го – многосерийная мелодрама «Скажи что-нибудь хорошее», где партнерами Антоненко по съемкам стали Иван Колесников, Александр Никитин, Олег Морозов и другие артисты.

Фильмография

  • 2011 – «Фантом»
  • 2013-2015 – «Корабль»
  • 2013 – «Золотая клетка»
  • 2014 – «Сюрприз для любимого»
  • 2014 – «Свадьбы не будет»
  • 2015 – «Солнце в подарок»
  • 2015 – «Красный»
  • 2016 – «Осиное гнездо»
  • 2016 – «Эластико»
  • 2016 – «Дед Мороз. Битва Магов»
  • 2017 – «Заклятые подруги»
  • 2017 – «Отрыв»
  • 2018 – «Отрыв»
  • 2020 – «Магомаев»
  • 2020 – «Скажи что-нибудь хорошее»

Источник

Ирина Антонова- легенда отечественной культуры

Ирина Александровна Антонова родилась в 1922 году

В цеховой иерархии музейщиков Антонова имеет репутацию почти всемогущей. Страх, зависть, раздражение и восхищение — все это шуршит вокруг нее в тихих музейных коридорах. Жалобы на ее тоталитаризм и безапелляционность в принятии стратегических решений звучали со дня ее воцарения в ГМИИ. Но за свое 52-летнее директорство она сумела сделать то, на что другие даже не покушались: превратить полуразрушенный учебный музей копий в мировой культурный центр. Проведя в 1974 году реорганизацию музея, Антонова не просто раздвинула рамки допустимого, но стала применять в выставочных сценариях невиданный до тех пор принцип диалога. Так Ренуар заговорил с Серовым, а Дали с Боттичелли.

Прежде всего, музей — это хранилище. Он может хранить не только искусство: картины, графику, скульптуру, — но и другие предметы, например технического порядка. Музеи могут рассказывать о самых разных отраслях знаний, но их главная задача всегда заключается в хранении. И поэтому люди, которые собираются работать в музеях, прежде всего должны быть хранителями. Теми, кто правильно содержит предметы и умеет за них отвечать. За них — а еще за себя, свои знания и за свою способность передавать эти знания посетителем. Поэтому хранитель всегда остается лицом музея.

Я училась в Московском государственном университете и помню, как на первом курсе к нам пришел очень умный человек, который на вопрос студентки «Скажите, какие книги нам на первом курсе надо прочесть?» — неожиданно для нас всех сказал: «Ничего не читайте, пожалуйста. Но смотрите на всё — начиная от репродукций в газете, самой плохой, некачественной, и кончая, конечно, подлинными вещами в музеях. Смотрите все время, везде, где возможно». Глубокий смысл его слов мы поняли только потом. Ведь именно таким образом и возникает необыкновенно специфический корпус знаний профессионального музейного работника, который знает самую суть своего предмета.

Брежнев пришел посмотреть «Москву — Париж» на следующий день после закрытия. Его окружение безумно волновалось: все очень боялись, что повторится история с Хрущевым в Манеже, когда разметали всех и был огромный скандал. Когда мы с Брежневым шли по выставке, члены политбюро постоянно просили не показывать ему те или иные картины, например Кандинского. А я отвечала, мол, что значит «не показывать», когда мы идем прямо напротив этих работ. И, конечно, рассказывала обо всех экспонатах. Когда мы дошли до Белого зала, Брежнев увидел вдруг портрет Ленина работы Александра Герасимова. Брежнев эту картину знал, потому что она висела в Кремле, и очень обрадовался, потому что, наверное, это была единственная знакомая ему вещь на всей выставке. Он тут же попросил книгу отзывов и написал очень хороший комментарий.

Я в течение шести лет — два раза по три года — была вице-президентом Международного совета музеев. И однажды, когда я была в Лувре, его директор пригласил меня к себе на обед. А надо сказать, что директор Лувра живет в самом Лувре — в небольшой квартире на территории комплекса: положение обязывает. И вот я пришла в эту квартиру, где уже был Марк Шагал. Так мы и познакомились. Я запомнила Шагала необыкновенно улыбчивым человеком. Однажды, когда он приехал в Москву, я два часа водила его по Пушкинскому музею. Он очень вдумчиво осматривал все экспонаты, вживался в каждую картину, но при этом постоянно оглядывался и спрашивал, где его жена. А она все время шла рядом с нашими сотрудниками. И вот он в очередной раз спрашивает: «Ирина Александровна, а где моя жена?» А я говорю: «Вы что, боитесь ее потерять?» — на что он ответил: «Да нет, ее потерять невозможно. Я ее боюсь».

Музейный бум давно существовал, скорее даже он не музейный, а выставочный. Публика любит ходить на выставки, понимая, что выставка — это нечто временное. Вот она есть, а вот ее нет, и надо успеть попасть. Мое ощущение, что сейчас уходит огромное, великое искусство и навстречу не идет ничего равноценного. И, кстати, современное искусство, о котором столько говорят, — неужели это равноценно? Тот, кто понимает, знает, что лишь очень маленькая часть может стать в один ряд.

У меня был случай очень давно. Прибегает ко мне в кабинет наш смотритель с выпученными глазами и кричит: «Там такое в музее, такое!!!» «Что такое?» — спрашиваю. Оказалось, на втором этаже перед Ван Гогом кто-то опорожнился. Я сказала, чтобы не паниковали, а убрали и продолжили работать.

«Черный квадрат» — это манифест искусства. Этим произведением Малевич говорит: «Всё, что было до этого, кончилось. А теперь мы учимся плыть дальше». Это заявление. Он все-таки делает упор на отрицание, но вместе с тем ставит вопрос: а что дальше? 

Это только кажется, что раскрасить полотно черной краской просто, однако до Малевича никто этого не сделал. Так что за силу образа можно и заплатить. И повторять его бессмысленно. Желтым, зеленым, красным квадратом уже никого не удивишь.

Дом Шанель давно хотел в Пушкинском выставить свои платья. Но мы же не галерея моды. И я им предложила найти то, что объединяет модельера и Россию. Вот тогда это интересно для публики и связано с искусством. И нашли точки соприкосновения. Габриэль Шанель помогала Сергею Дягилеву в работе над «Русскими сезонами» в Париже. Мы представили на выставке не только вещи из ее первых коллекций, но и пересечения с русским искусством, которых у нее хватало. А у меня с Шанель особая связь. Однажды папа отправился в Париж по работе и привез маме флакон духов. Это была невиданная роскошь. Пользовалась она ими нечасто. Только для особого случая, например для похода в театр. И после этого я обожала открывать шкаф, в котором висело мамино платье. Открываешь дверку, а оттуда запах французских духов! Я могла долго вдыхать этот аромат…

 Современные технологии нужны! Но только в определенной пропорции. Тут важно не переборщить. Это как пользование Интернетом. Если вы уткнулись в компьютер, на Давида уже даже и не смотрите, не видите его 5 метров 20 см, а воспринимаете окружающее в зависимости от того, какого размера экран, – тогда вы привыкаете к ненастоящему. Также нельзя слушать музыку только через наушники. Нужно идти в концертный зал. Хотите – на стадион, хотите – в консерваторию, хотите – в камерный зал. Но нужно слушать музыку живьем. Разные вещи: смотреть картину на экране или в музее. Очень хорошо иметь общее представление. 

Я работаю в музеи с 1945 года, я очень страдала в этом доме. Он – каменный мешок. Думала: «Как тут дышать? Долго здесь не проживу!» А потом акклиматизировалась. Да и работа стала набирать обороты. 

Когда засыпаю, думаю так: «Не думать о неприятном, не думать о том, что случилось то-то и то-то, отбросить все плохое». Иначе не засну!

Родители дали мне самое общее, но, как оказалось, главное направление в жизни. Отец вышел из петербургской рабочей среды. Очень рано – в 1906 году – он вступил в большевистскую партию. Надо сказать, я была очень советским ребенком: 30-е годы прошли для меня в абсолютной уверенности, что я живу в великой стране, которая строит великое будущее, и все мои силы должны быть направлены на то, чтобы идти вместе с моей страной и служить ей. Отец был довольно суровым человеком. Он ни разу не повысил на меня голос, в нашей семье не могло быть речи о наказании, но он был строг и требователен. Однажды отец покинул нас, и у него возникла другая семья. В ней тоже родилась девочка – Галина Александровна Антонова. Она стала художницей по стеклу. Около трех лет детства мы провели вместе, живя с отцом в Берлине. Очень скоро отец вернулся в семью, но сам по себе этот факт сказался на нашей жизни – в ней всегда царило какое-то напряжение.

Мама родилась в Литве, но вскоре ее семья переехала в Харьков. Она была противоположностью отцу. Сначала училась в гимназии, затем поступила в консерваторию, однако ее не окончила. Мама была музыкально одаренным человеком. У нее был довольно низкий голос, и я помню, как она исполняла партию Вани из оперы «Иван Сусанин». С отцом они познакомились во время Гражданской войны и переехали в Москву, где я и родилась. Здесь мамина профессиональная судьба, к сожалению, не сложилась. Поскольку она была безупречно грамотна, стала работать наборщицей в типографии. Мне нравилась ее специальность, потому что из типографии она приносила странички книг, и мы читали их вместе. В то время как раз печатались «Три толстяка» Юрия Олеши.

Я до сих пор помню детский сон. Будто бы ночью я проснулась и подошла к окну. Смотрю: по площади идут солдаты. В большом чане варится асфальт, а вокруг него сидят беспризорники – обычная картина Москвы 20-х годов. Солдаты идут. А за ними идет моя мама. И она уходит совсем. И я кричу: «Мама, ты куда?» Ну… Это синдром одиночества, возникающий у ребенка трех-четырех лет, который остается один. Этот сон внезапно наступающего одиночества прошелся по моей жизни и, может быть, кое-что объясняет в некоторых поступках, действиях и привязанностях.

Моя мама была замечательная женщина по своим душевным качествам. Мы с ней были большие подруги. Если бы не она, я бы не смогла так погрузиться в работу. Когда она умерла, ей было больше ста лет. И она умерла на своих ногах. Судя по снимкам, это не очень веселая женщина. Так оно и было. Тем не менее, она играла, пела и была очень дружелюбна к людям, которые приходили к нам в гости.

С моим мужем мы учились в одном университете. Он был одним из лучших студентов знаменитого ИФЛИ – Института философии, литературы и истории в Сокольниках. Лучшие профессора Москвы – целая когорта прекрасных искусствоведов, литературоведов, историков, философов – работали  в этом институте. Но он просуществовал только семь лет. После войны весь состав – и преподавателей и студентов – перевели в Московский университет. С мужем мы познакомились в музее и поженились в 47-м году.

Муж умер в преклонном возрасте, ему было больше 90 лет, но я никогда не заставала его просто так – у него в руках всегда была книга. Это сделало из него понимающего и глубоко разбирающегося в искусстве человека. Я всегда говорю о том, что мой муж – это мой второй университет. Мы прожили вместе 64 года. Конечно, ссорились и иногда весьма основательно, но у нас ни разу не возникло желания покинуть друг друга. Он-то был мне очень нужен… Это был счастливый шанс моей жизни.

У нас был один ребенок. Это мой сын Борис. Случилось так, что он стал инвалидом детства. Он и сегодня живет со мной. И никогда нигде больше не жил. Он очень добрый человечек.  Он не терпит ни злословия, ни упреков. Это по-настоящему добрый человек. Непридуманно добрый – как-то естественно это в его характере.

Я окончила университет в марте 45-го года. Учеба в годы войны была ужасной. Плохие репродукции, плохие диапозитивы – и полное отсутствие подлинников.
Когда я пришла в музей, он мне не понравился. Каменные стены, холодные залы, чудовищный климат. В некоторых залах, правда, стояли ящики – еще не кончилась война, но в Москву уже возвращались первые партии эвакуированных вещей. Во время войны все три стеклянных плафона были полностью обрушены. Есть снимки, на которых весной в Итальянском дворике стоит вода по щиколотку, а на верхнем этаже сотрудники музея лопатами убирают снег. «Ну, нет, – решила я. – Уйду, как только будет возможность».
 

Я пришла в музей 10 апреля 45 года, а через месяц случилась Победа. В этот день нам разрешили уйти с работы. Мы ходили к посольствам Америки, Англии, Франции – это ведь союзники, мы же победили вместе. Потом на Красную площадь, обнимались, целовались, плакали… Но после мы вновь вернулись в холодное, неприветливое здание музея. Вдруг случилось то, что стало для меня знаком: я останусь здесь навсегда.

Я проработала в музее 16 лет и в феврале 61-го была назначена его директором. Для меня это была полная неожиданность. Я сомневалась в своих возможностях. Я продолжала сомневаться примерно с месяц. Но один хороший знакомый сказал мне: «А чего ты так опасаешься? Если не получится, так старшим-то научным тебя всегда возьмут». И я дала согласие.

Директором меня назначила Екатерина Алексеевна Фурцева, причем с очень интересной формулировкой. На коллегии министерства она сказала: «Это Антонова. Я ее не знаю, но, говорят, что она, может быть, сможет». Однажды я озадачила ее довольно сложной миссией: «Екатерина Алексеевна, через два месяца над Москвой будет пролетать «Джоконда» Леонардо да Винчи. Она будет лететь из Японии. Вот бы ее остановить». Она с сомнением спросила: «Вы считаете, это будет интересно людям?» – «Я в этом уверена». И она поверила, сказав, что постарается. Думаю, она не догадывалась, как это сложно. Но она сказала такую замечательную фразу: «Ну-у… Я поговорю с французским послом. Он в меня влюблен!» И она этого добилась. Надо сказать, что она очень помогала музею и мне она доверяла.

Я не знаю, в каком порядке я держу свою голову. Я знаю только, что никогда не красилась, мне это не нужно. Я даже несколько раз мерила парики — ради забавы. И знаете, неплохо, но мне не нужно. У меня никогда не было желания, как говорится, «соответственно выглядеть». У меня дома есть бигуди. Я кручу, потому что у меня прямые волосы. Заворачиваю несколько штук. Помять надо немножечко, и все… Мне же очень много лет. Прилично должно быть, и все.

Всегда была проблема «нечего надеть». Это вечная проблема всех женщин.

Наше время самое трудное не для литературы, не для музыки, а для пластических искусств. В пластических искусствах просто гибель. Жуткое дело!

Жизнь продолжается. Но надо понимать без всякой паники, что время идет, и осталось немного. Никто не знает сколько. Мне кажется, каждому важно решить: что я должен успеть? К сожалению, эта мысль появилась у меня довольно поздно. Но все-таки появилась.

Главная задача человека — не угробить себя.

Я человек, воспитанный на идеях революции. Я не только не отрицаю их, они сущность моей натуры.

Сейчас любой дурак может привезти на выставку все, что захочет, хоть кучку дерьма (такое, кстати, уже бывало), и положить перед картиной великого мастера — вот, мол, какой он смелый. Но мы предпочитаем убрать за ним. Потому что это не есть современное искусство.

Кончилось создание прекрасного — разве вы не замечаете? Возникло антиискусство. Я констатирую это без отрицательных знаков: искусство трансформировалось во что-то другое. И скоро этому продукту придумают название.

Помню времена, когда каждое мое утро начиналось звонком с вопросом «Ну как там баланс?». Эти слова были понятны только мне, они не касались бухгалтерии. Звонили узнать о правильном балансе между формалистами и реалистами.

Знаете, с чем я ухожу на тот свет и что меня огорчает? Ужасное несовершенство человека. Он способен на все: закрыть своим телом амбразуру, совершить невероятное открытие, забраться куда угодно. А добра в нем мало.

Наше восприятие искусства зависит не от уровня нашей подготовки, а от того, что мы чувствуем в данный момент. Я хожу на музыкальные концерты, и случается иногда, сижу и думаю: «Что же я, как заслонка печная, ничего не чувствую? Вроде бы и музыка любимая…» А бывает состояние, когда мы все впитываем полностью.

Наверное, мне надо было становиться врачом. Человеком, который что-то делает и сразу видит результат. Я люблю мыть посуду. Потому что сразу видишь, что вот она, чи?