Актриса клавдия половикова личная жизнь

Актриса клавдия половикова личная жизнь thumbnail

На фоне всесоюзной славы Валентины Серовой на первый взгляд кажется, что карьера ее матери, актрисы Клавдии Половиковой, прошла незаметно. Но это не так! Клавдия прожила довольно длинную жизнь, большую часть из которой играла на сцене и снималась в кино.

На экране и Половикова, и Серова появились практически одновременно, в середине 30-х годов. Успех дочери Валентины был более ярким, но недолгим, а вот Клавдия снималась до самой старости, ей давались самые сложные характерные роли.

Да она и сама личностью была неординарной с жестким волевым характером, который у Половиковой сформировался с юности. Родилась она на Украине и была старшей среди других десятерых детей, которым она была вынуждена заметить мать, когда той не стало при родах.

Со своей же единственной дочерью, как и с ее вторым мужем Константином Симоновым, у Клавдии были сложные взаимоотношения. Даже тогда, когда у Симонова не получилось наладить контакт с сыном Серовой от первого брака Анатолием и тот отправился в интернат, Половикова держалась в стороне.

До поры до времени…

Клавдия Половикова в фильме «Идиот». Фото: 7days.ru

Мария Симонова, внучка актрисы и дочь Константина Симонова и Валентины Серовой, в интервью так говорила о своей бабушке:

Мамина мама – Роднуша, Клавдия Михайловна Половикова, происхождения была самого простого, и в обхождении не церемонилась.

Кстати, Роднушей Половикову называла и дочь, чья актерская судьба без нее бы и не состоялась. Именно Клавдия Михайловна привила дочери любовь к театру, хотя ничто не предвещало ее врожденного таланта.

Воспитывалась маленькая Серова на хуторе бабушкой и дедом, родителями своего отца, и имела сильный украинский говор. Когда маленькая Валя впервые увидела свою мать на сцене, крикнула на весь зал:

Це ж моя мамо! Дывитесь!

Клавдия Половикова в юности

Когда Клавдия, в девичестве Диденко, встретила своего мужа – отца Валентины Серовой, она уже была успешной театральной актрисой в Харькове. Позже мужа Василия Половикова арестовали, и он исчез. Семья не знала, жив ли он. Но отец не умер и еще появится в жизни Валентины в 50-х годах, после возвращения из лагерей. Именно он тогда протянул руку помощи своей страдающей от алкоголизма дочери.

После ареста Половикова Клавдия забирает дочь у свекров и уезжает в Москву. Там ее актерская карьера только набирала обороты. Она играла в театре и снималась в кино. Первый ее фильм вышел за год до кинодебюта дочери, он назывался «Рваные башмаки» (1933).

Клавдия Половикова в фильме «Рваные башмаки». 1933 год

А дальше была война, эвакуация в Свердловск, где она работала в местной филармонии, потом возвращение в Москву и снова театр. Редкие, по сравнению с дочерью, чье имя гремело на весь Союз, но яркие роли в кино.

Сыграла вместе с Серовой в фильме «Глинка».

Клавдия Половикова в фильме «Глинка». 1946 год

После развода с Симоновым, когда их дочери Маше было 7 лет, Валентина начала сильно пить. Она и до этого страдала этим недугом, а сейчас пустилась во все тяжкие, из театра ее уволили, в кино больше не снимали.

Половикова отсудила у дочери опеку над внучкой и лишила ее материнских прав. Получала при этом хорошие алименты от Симонова, за что дочь обвиняла ее в корысти, говорила, что внучка нужна ей только из-за денег. Серова пыталась через суд вернуть Машу в те редкие моменты, когда приходила в себя. В остальное время – беспробудно пила. И Маша продолжала жить с бабушкой до 18 лет.

После она вернулась к матери, но жить с пьющим человеком не смогла. Половикова же в то время с Серовой почти не общалась.

Клавдия Михайловна продолжала актерскую деятельность, в те времена сыграла яркие роли в самых громких фильмах – «Идиоте» и «Войне и мире».

Клавдия Половикова в фильме «Война и мир». 1966 год

Старость Половикова встретила вместе со вторым мужем Абрамом Эфроимсоном, журналистом и братом известного советского ученого-генетика.

Пережила Клавдия и внука Анатолия Серова, который также был алкоголиком, и дочь. Умерла в возрасте 82-х лет в 1979 году, через четыре года после смерти дочери Валентины Серовой.

Клавдия Половикова

Источник

Фото из открытых источников. Яндекс

До шести лет находившаяся на воспитании в доме деда и бабки, Валентина очень любила мать и всю жизнь называла её “роднушей”. Мать будущей звезды советского кино – Клавдия Половикова родилась в 90-х годах 19 века в многодетной крестьянской семье, на маленьком хуторе в Харьковской губернии. Талантливую девушку не страшили ни бедность, ни дальний путь в Москву; уже не юной – разменявшей третий десяток, – она станет студенткой Школы-студии МХАТ. А до этого в Харькове Клавдия успела обрести известность в качестве театральной актрисы.

По окончании учебы карьера Клавдии Половиковой идёт в гору: она много лет успешно работает в Театре-студии Малого театра, затем в Московском театре Революции. На три года она покидает Москву, работает в Киеве, затем в Ленинграде. Возвращение на московские подмостки состоится в 1939 году, в дальнейшем её профессиональная карьера будет связана с двумя театрами – Московским театром имени Ленсовета и Московским театром драмы. Среди театральных работ Половиковой – немало центральных ролей. Она сыграла и Ларису в “Бесприданнице”, и Кручинину в спектакле “Без вины виноватые”, Лизу в “Дворянском гнезде”, Марию Стюарт. Таким образом, к началу звездной карьеры своей дочери Клавдия Половикова уже приобрела в Москве репутацию талантливой театральной актрисы.

Фото из открытых источников. Яндекс

В её профессиональном багаже также несколько заметных киноролей. Первая киноработа – в фильме “Рваные башмаки” 1933 года, где она сыграла роль слепой женщины. Кстати, картина эта сохранилась, её можно увидеть на You tube в очень неплохом качестве; картина представляет интерес в плане истории кино, также там замечательно играют дети. Половикова сыграла в пятнадцати картинах, в том числе, вместе с дочерью, Валентиной Серовой, в фильме “Глинка”. Потом будут ещё работы в кино, а в 1965 году Сергей Бондарчук пригласит её в свою оскароносную картину “Война и мир” на роль княгини Друбецкой.

Клавдия Половикова снискала признание и уважение и среди коллег, что говорит о несомненном её таланте и профессионализме. Так, известная актриса Серафима Бирман, которую иногда называли конкуренткой Фаины Раневской, говорила Серовой о том, что ценит и уважает её мать за мастерство и преданность театру.

Фото из открытых источников. Яндекс

Клавдия Половикова играла сильных, целеустремленных героинь. Такой же она была и в жизни. Известно, что она помогала дочери на этапе становления, была её учителем, наставницей, защитницей, критиком. Помогала ей в быту, когда та стала востребованной театральной и киноактрисой. Но затем бескомпромиссно и жёстко выстроила отношения с дочерью, когда у Серовой обозначились серьёзные проблемы с алкоголем. Через суд Клавдия Михайловна отобрала внучку, дочь Серовой от брака с Константином Симоновым, и добилась запрета на встречи Валентины с ребенком.

У Клавдии Половиковой сложилась долгая профессиональная карьера – ей было за шестьдесят, когда она ещё играла в театре.

Валентина Серова и Клавдия Половикова в фильме “Глинка”.

Мало кто знает, что в плане официального признания Клавдия Михайловна превзошла свою звездную дочь – в 1954 году она стала Народной артисткой РСФСР. Тогда как Валентина Серова так и осталась до конца дней в статусе Заслуженной артистки – это звание она получила ещё в 1946 году, и дальнейшая карьера замечательной, яркой и талантливой актрисы, как известно, не сложилась.

Читайте также:  Актриса наталья медведева личная жизнь

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И если статья Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Клавдия Половикова – актриса театра и кино. Уроженка Малороссии (Российская империя). Исполняла роли в таких знаменитых кинематографических проектах, как «Война и мир», «Идиот». Наибольшую известность ей принесла роль в фильме «Судьба барабанщика». Обществу известна как мать актрисы Валентины Серовой – избранницы писателя Константина Симонова, трагически ушедшей из жизни при невыясненных обстоятельствах ранней зимой 1975 года. Клавдия Половикова умерла в Москве в феврале 1979 года в возрасте 82 лет. Первая роль в кинематографе была ею сыграна в 1933 году, последняя – в 1966 году. В 1954 году ей было присвоено звание Народная артистка РСФСР.

клавдия половикова

Биография

Клавдия Михайловна Половикова появилась на свет 15 декабря 1896 года в Малороссии. Путь в искусство начала с поступления в Школу-студию Малого театра, из стен которой она вышла в 1921 году. Следующие четырнадцать лет своей жизни посвятила работе в этом же театре. В середине 1930-х годов служила в Московском театре Революции. Позже работала в киевском Театре имени Леси Украинки и в Ленинградском театре имени Пушкина. Во время Второй мировой войны служила в театре Ленсовета (Москва). Последним местом ее работы был Московский театр драмы. Клавдия Половикова играла в театре и в кино волевых, темпераментных, эмоциональных и сильных натур, которые, как утверждали люди, знавшие актрису, были близки ей по духу. От Василия Половикова – инженера-гидролога, впоследствии репрессированного советской властью, родила 10 февраля 1919 года дочь Валентину.

клавдия половикова актриса

Роли в театре

На театральные подмостки впервые вышла в спектакле «Стакан воды». Актриса блистала в таких спектаклях того времени, как «Благочестивая Марта», «Третья молодость», «Дворянское гнездо», и других.

Первые роли в кино

В 1933 году в жизнь актрисы вошел кинематограф, когда она исполнила роль слепой женщины в комедийной драме «Рваные башмаки» о судьбах немецких рабочих до прихода к власти фашистов.

Затем была роль прачки в фильме «Трое с одной улицы», вышедшего на экраны страны в 1936 году.

Тогда же актриса Клавдия Половикова исполнила тетушку Полли в семейном фильме «Том Сойер» – экранизации произведения Марка Твена о приключениях двух сорванцов – непоседы Тома и юного бродяги Гека Финна, которые скрашивают свою жизнь поиском клада.

клавдия михайловна половикова

Дальнейшие роли

Позднее исполнила роль в исторической драме «Огненные воды» о 1919 годе, когда отряды белорусских крестьян и рабочих борются с белополяками. Картина вышла на экраны осенью 1939 года.

В 1942 году актриса вновь обратилась к творчеству Марка Твена, сыграв в приключенческой драме «Принц и нищий». Эта история, знакомая сегодня каждому, рассказывает о том, как юный житель трущоб и особа королевских кровей решают поменяться местами. Подмены никто не заметит, ведь эти двое очень и очень похожи друг на друга. Картина вышла на экраны в очень сложное для страны время – в январе 1943 года, когда каждый житель СССР трудился ради победы над фашизмом.

В 1946 году актриса появилась в фильме-биографии «Глинка», в котором рассказывается о временах написания оперы «Иван Сусанин», когда сочинитель знаменитого романса «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина сдружился с Анной Керн. В этой картине звучит голос знаменитого певца Сергея Лемешева. В фильме, номинированном на конкурс Венецианского кинофестиваля 1947 года, главные роли сыграли Борис Чирков и Василий Меркурьев.

Весной 1956 зритель впервые увидел приключенческую драму «Судьба барабанщика», в которой актриса Половикова сыграла одну из второстепенных ролей. Это история о юном барабанщике и пионере Сереже Баташове. Главный герой остается один после того, как его отец, работавший инженером на секретном заводе, теряет важные документы и оказывается в тюрьме. После этого в опустевший дом Баташовых приходят некие люди, которые представляются Сереже как дальняя родня, а на самом деле являются шпионами и уголовниками. Этой «родне» почему-то не терпится познакомиться с коллегами его отца. Пионер не сразу понимает, для чего этим «родственникам» необходимы эти встречи. В основе картины лежит произведение Аркадия Гайдара.

В 1958 году Клавдия Половикова сыграла яркую роль в драме «Идиот» режиссера Ивана Пырьева. Зрителей знакомят с князем Львом Николаевичем Мышкиным, который возвращается в Россию после длительного лечения за границей и встречается, оказавшись однажды в доме Епанчиных, с весьма эффектной особой Настасьей Филипповной. Эта встреча для главного героя становится судьбоносной. В фильме по произведению Федора Достоевского сыграли главные роли Юрий Яковлев и Юлия Борисова.

судьба барабанщика

Роль в фильме-победителе

В 1965 году начал триумфальное шествие по кинотеатрам легендарный ныне фильм-эпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука, в котором актриса исполнила роль княгини Анны Друбецкой. Фильм, на который было затрачено 29 миллионов долларов, завоевал награду “Оскар” как “Лучший фильм на иностранном языке”.

Посмотрев фильмы с участием Клавдии Половиковой, нельзя не поразиться мастерству, тонкому пониманию роли этой неординарной и талантливой актрисы.

Источник

Polovikova-2Половикова Клавдия Михайловна

Народная артистка РСФСР (1954)

Родилась 15 декабря 1896 года.

Умерла 16 февраля 1979 года.

Клавдия Половикова родилась в Харькове в бедной семье, состоявшей из двенадцати детей. Её отец Михаил Кузьмич Диденко работал чернорабочим. Мать в молодости была домработницей, затем, после рождения детей, занималась домашним хозяйством.

Когда дочь подросла, родители отдали её в школу с ремесленным уклоном, где она обучалась грамоте и шитью. Это был для неё нелёгкий период, так как, помимо учёбы, ей приходилось помогать матери, ухаживать за братьями и сёстрами.

С 16 лет Клавдия стала сама зарабатывать на жизнь. Работала поденной портнихой, служила письмоводителем у присяжного поверенного. Параллельно мечтала о театре, которым грезила с детских лет.

В 1917 году Клавдия Диденко выдержала экзамены на литературно-художественные курсы в Харькове, учащиеся которых выступали в театре Н.Н. Синельникова и получали за это небольшую оплату. Как раз в тот год проходил бенефис актрисы Марии Николаевны Наблоцкой, отмечавшийся пьесой «Стакан воды» Э. Скриба. Роль Абигайль в нём должна была играть артистка Евгения Леонтович, но она заболела, и Борис Николаевич Путята, супруг Наблоцкой и учитель Диденко, предложил эту роль своей ученице. Так состоялся сценический дебют Клавдии. После спектакля к ней подошёл Михаил Михайлович Тарханов и посоветовал начинающей актрисе ехать учиться драматическому мастерству в Москву.

На тот момент Клавдия Михайловна уже была замужем за Василием Васильевичем Половиковым, инженером-гидрологом. 23 декабря 1917 года у них родилась дочь Валентина. Однако страсть к сцене у Половиковой была столь велика, что в 1918 году она решилась оставить семью и отправилась в Москву, где поступила в школу Малого театра. Проучившись там один год, Половикова была вынуждена вернуться в Харьков на похороны своего свёкра, у которого всё это время жила её дочь Валентина. Там она задержалась на год, так как вскоре умер её отец. Устраивая семейные дела, Клавдия Михайловна параллельно играла в театре Н.Н. Синельникова. В 1920 году, забрав с собой сестёр и дочь, она вновь уехала в Москву и продолжила обучение в школе Малого театра. По её окончании стала одной из ведущих актрис этого коллектива, вскоре переименованного в Театр-студию Малого театра, а затем в Новый театр. Играла там Анфису Денисовну («Похождения Бальзаминова» А.Н. Островского), Карин Братт («Кинороман» Г. Кайзера), фру Линде («Нора» Г. Ибсена), проститутку Мэг («Миллион Антониев» В. Градова и В. Орлова), Кручинину («Без вины виноватые» А.Н. Островского) и другие роли.

В 1936 году Клавдия Половикова перешла в Московский театр Революции, в котором сыграла госпожу Капулетти в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира и Оксану в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука. Затем вместе с группой артистов Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина была приглашена в Киевский театр русской драмы под руководством Б.Н. Норда, на сцену которого выходила в образах Марты («Благочестивая Марта» Т. де Молины), Ларисы Огудаловой («Бесприданница» А.Н. Островского), донны Анны («Каменный гость» А.С. Пушкина), Гертруды («Мачеха» О. де Бальзака). На последнем спектакле актриса приглянулась дирекции Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, которая предложила ей сыграть эту же роль на их сцене. Половикова согласилась, приехала в Ленинград, но просидев в ожидании целый год и не получив обещанного, вернулась в Москву, где сразу же была принята в труппу Театра имени Ленсовета. С большим успехом сыграла Луизу в «Захватчиках», Марию Стюарт в пьесе Ф. Шиллера, Лизу Калитину в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева и другие роли.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, Клавдия Михайловна эвакуировалась в Свердловск и трудилась там в местной филармонии. Выезжала со спектаклями на заводы Урала и Нижнего Тагила, по поручению Свердловского горкома выступала на отправных пунктах.

С 1943 года Половикова снова в Москве. Она вошла в труппу Театра драмы (с 1954 года – Театр имени Вл. Маяковского) и играла в нём до ухода на заслуженный отдых в 1959 году. Здесь она продолжила, начатую в других театрах, галерею драматических образов, среди которых: Вера Ладыгина («Обыкновенный человек» Л.М. Леонова), Реджина («Лисички» Л. Хеллман), Анна Марковна («Зыковы» М. Горького), Снежинская («Третья молодость» Бр. Тур), Кабанова («Гроза» А.Н. Островского), Малютина («Персональное дело» А.П. Штейна) и другие. Актриса обладала мощным темпераментом, истинным драматизмом, огромной силой воздействия на зрителя.

В кино Клавдии Половиковой повезло меньше, чем в театре, но и здесь она блеснула лучшими гранями своего таланта, сумев привнести в небольшие по объёму роли сочную палитру чувств, органику, точный психологический рисунок. Среди её лучших киноролей: Нина Александровна Иволгина («Идиот»), Анфиса («Колыбельная»), Прасковья Петровна («Чудотворная»), Друбецкая («Война и мир»).

Последние годы жизни Клавдия Половикова прожила тихо и спокойно со своим мужем Абрамом Павловичем Эфроимсоном, редактором Центрального телевидения. С дочерью Валентиной Серовой актриса общалась довольно редко, особенно в последние, тяжёлые для неё, годы жизни. Но это тема для совсем другой истории.

Похоронена Клавдия Половикова на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1933: «Рваные башмаки» (слепая); 1936: «Том Сойер» (тетя Полли), «Трое с одной улицы» (мать Ваньки); 1939: «Огненные годы» (Юзефа); 1942: «Принц и нищий» (мать); 1946: «Глинка» (теща); 1955: «Судьба барабанщика» (старуха); 1958: «Идиот» (Нина Александровна Иволгина); 1960: «Колыбельная» (Анфиса), «Чудотворная» (Прасковья Петровна); 1963: «Русский лес» (Семениха); 1964: «Хоккеисты» (Нина Владимировна); 1965: «Война и мир» (Друбецкая).

Читайте также:  Людмила шевель актриса личная жизнь

Источник

На дворе стоял морозный декабрь 1975 года. Прощание назначили на утро. В фойе Театра киноактера внесли гроб. Большая часть собравшихся на панихиду никогда не знали усопшую лично: просто пришли полюбопытствовать. Оно и к лучшему: ведь всех немногочисленных друзей и родственников умершей сковывал плохо скрываемый ужас от увиденного.

В гробу лежала старая, потрепанная жизнью женщина, со страшными ранами на лице, полученными в пьяных драках. Их не мог скрыть даже толстый слой грима. И только портрет, стоявший у изголовья, заставлял поверить в то, что она и невероятная красавица, звезда театра и кино Валентина Серова – один и тот же человек. Что случилось с прославленной актрисой, которая ушла от нас в 58 лет?

Валентина, тогда еще Половикова, родилась в Харькове то ли в 1917-м, то ли 1919-м году. Путаница произошла вот из-за чего. Когда будущая артистка решила поступать в Центральный техникум театрального искусства, то не прошла по возрасту – набор велся с 16 лет.

Девушка исправила заветные цифры в свидетельстве о рождении и стала постигать азы актерского мастерства. Тяга к нему ей досталась от матери: грубой, самовлюбленной и даже немного вульгарной женщины, но очень талантливой актрисы своего времени.

Отца – инженера-гидролога Василия Половикова – репрессировали. Мама зарабатывала на жизнь, и на ребенка времени не хватало. Поэтому детство малышка провела у бабушки с дедушкой в простой крестьянской семье. Потом долгие годы она будет сражаться с акцентом, приобретенным в то время.

Вале исполнилось 6 лет, когда мама забрала ее в Москву. Клавдия получила место в одном из столичных театров и часто брала дочь с собой на работу. Там и состоялся актерский дебют Валентины: она сыграла мальчика Давида в спектакле «Настанет время», где ее мать исполняла главную роль.

Уже в 1934 г. Серова снимается в своей первой картине – «Груня Корнакова», потом будет «Строгий юноша» (1936). Но настоящая слава найдет ее в «Девушке с характером» (1939). Там Валентина воплотила на экране образ красивой и отважной Кати Ивановой. После выхода ленты в прокат актрисе стали приходить тысячи писем с признаниями в любви от мужчин и восхищенными комплиментами от женщин, которые хотели бы быть на нее похожи.

В титрах «Девушки» Валентина фигурирует как Серова. Фамилию, которую артистка пронесет через всю жизнь, она получила после свадьбы с легендарным летчиком, прославленным героем гражданской войны в Испании – Анатолием Серовым.

Это была любовь с первого взгляда. Они познакомились и немедленно расписались. Он мог провожать ее вечером на Ленинградском вокзале в Москве, а уже утром прилететь в Ленинград, чтобы встретить Валентину на Московском вокзале. Пара жила в роскошной пятикомнатной квартире в Лубянском проезде и была счастлива как никто другой. Через некоторое время Валентина поняла, что ждет ребенка. Стала более тревожной и с замиранием сердца провожала мужа на очередное задание.

В тот роковой день он улетел вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко на испытания нового самолета. А у Валентины – премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Валентина сидела на гриме, когда к ней зашел худрук Театра имени Ленинского комсомола Иван Берсенев и сказал: «Анатолию очень нехорошо… Он погиб».

Преодолевая боль, беременная вдова вышла на сцену и не сорвала спектакль. Ее большой любви был отмерен всего только год. Спустя три месяца после смерти мужа она родит сына, которого назовет в честь отца – Анатолием.

В те дни ее часто приглашали на приемы в Кремль. Сам Сталин сажал Валентину рядом с собой. Но разве ей было до этого дело? Единственный раз, когда она воспользовалась покровительством вождя, была ее просьба предоставить новую квартиру. Конечно, ей немедленно дали другое жилье. Мать злилась, а знакомые крутили пальцем у виска: из хором на Лубянке Серова уехала в “двушку” на Никитской. Но находиться там, где все напоминало о любимом, у нее просто не было сил.

Тем временем ее фото постоянно печатались в газетах, а люди часами стояли в очередях в кино и театр, чтобы увидеть там Валентину Серову. По популярности с ней могли тягаться лишь Любовь Орлова и Марина Ладынина. Поклонники донимали актрису везде. Однажды Валентина заметила, что буквально на каждом спектакле «Зыковы» в первых рядах сидит молодой человек с букетом цветов и «прожигает» ее взглядом. Это был молодой поэт Константин Симонов. Так началось их знакомство и связь, которая разрушила жизни двоих.

Он завоевывал ее в лучших традициях романов: писал проникновенные и откровенно интимные письма, засыпал цветами и развелся с женой. Валентина не торопится говорить «да» или «нет». Она работала над новым фильмом «Сердца четырех». Этот лирический водевиль должен был выйти на экраны в 41-м. Но началась война, и чиновники сочли кощунственным показывать комедии в такое время. Зато выпустили в прокат «Весенний поток» (1941), где она сыграла воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и вытаскивает из передряг самого безнадежного ученика.

Тем временем Симонов отправляется на фронт. В один из своих приездов домой, в 1941 году, сидя на даче у Льва Кассиля, он пишет стихотворение «Жди меня» и посвящает его Валентине Серовой.

Читайте также:  Елена сотникова актриса личная жизнь

Его публикуют в «Правде» с посвящением – «В.С.». И их роман становится достоянием всей страны. Вслед за стихотворением в 1942 году у Симонова выходит в свет поэтический сборник «С тобой и без тебя». И снова: «Валентине Васильевне Серовой». Как сказали бы сегодня: sold out. Книжку нельзя было достать даже по блату, а стихи из него переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт.

«Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил».

И Валентина сломалась. В 1943 году они сыграли тихую свадьбу, когда Симонов приехал с передовой, где служил фронтовым корреспондентом. В том же году на экраны выходит фильм «Жди меня» по мотивам знаменитого стихотворения. В главной роли – Валентина Серова. Она сыграла женщину, которая не хочет верить в гибель мужа на войне и верно ждет его возвращения.

В 1945 г. наконец-то выходит в прокат картина «Сердца четырех» – и это снова невероятный успех для Валентины Серовой. А за следующую свою работу – «Композитор Глинка» (1946) – актриса получает Сталинскую премию и звание заслуженной артистки. И это в 29 лет!

Вместе с Симоновым они много путешествовали. Так, например, в 1946 году они приехали в Париж, где поэт проводил кампанию по возвращению на Родину творческой интеллигенции. Он рисовал им радужные перспективы, тогда как на деле многие из возвратившихся сгнивали в лагерях. В один из таких парижских ужинов в компании с Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым, когда официант, прервав горячий рассказ Симонова о том, как «хорошо в стране советской жить», отзовет его к телефону, Серова тихо скажет: «Не слушайте его, не верьте…». Она могла быть заносчивой, грубой, но никогда лживой или злой.

Хотя им с Симоновым действительно было хорошо жить в СССР. Серова считалась главной светской львицей советского бомонда. Роскошная квартира, дачи в Переделкино и на Черном море, куча помощниц по хозяйству. В 1950-м рождается долгожданный ребенок – дочка Машенька.

Но Валентина несчастлива. Причин было много. Во-первых, Симонов настоял, чтобы пасынка, с которым у него не сложились отношения, отправили в интернат. Во-вторых, в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом, которую возглавил Симонов и из-за которой страдали близкие Серовой люди. Плюс долгие командировки мужа, ее уход из Ленкома, где она провела 14 лет своей жизни… Валентина начала пить.

«Что с тобой, что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…» – будет писать ей Симонов.

«Я бесконечно мучаюсь сознанием, что твоя работа постоянно становится между мною и тобою. Я замечаю охлаждение при виде того, что именно в то время, когда самая сильная любовь влечет меня к тебе, ты предаешься так страстно погоне за славою и отличиями», – отвечала она.

Так они и не услышат друг друга. Приглашения на съемки постепенно иссякнут. Как и предложения сыграть в новой пьесе. Муж будет все реже появляться дома и в конце концов уйдет к другой женщине в 1957 году.

Мать Валентины, Клавдия Половикова, отсудит у нее право опеки над дочерью. Отныне она не подпустит Валентину к малышке ни на шаг, а когда девочка сама начнет принимать решения – будет слишком поздно: Серова сопьется окончательно. И воспоминания о матери у Марии навсегда останутся ужасно тяжелыми и гнетущими.

«Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего актерского грима – это запах моего детства, это ее комната… Над ворохом бумаг сидит женщина с копной изведенных пергидролем волос. Опухшие веки, резкие морщины. Над ее головой портретный снимок: красивое лицо, ненатуральность позы, улыбки, взгляда – чуть-чуть. Типичный снимок актрисы в роли. Как предсказано было: «…И постарев, владелица сама себя к своим портретам приревнует…». И эти два лица принадлежат одному человеку – не так давно актрисе в зените славы и теперь забытой почти всеми, исстрадавшейся, спившейся женщине. Моей матери… Мать была в жизни такой, какой была в его стихах: «Злой и бесценной, проклятой – такой нет в целой вселенной другой под рукой».

Последними работами Валентины Серовой в кино стали три небольшие роли: в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973). В какие-то редкие моменты просветления, когда она безуспешно пыталась вылечиться от своего недуга, Серова выпросит и выстрадает их.

«Простите меня за настырность, – пишет она в ЦК КПСС, – но больше нет сил висеть между небом и землей! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют.

Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас В. Серова».

Во время съемок она действительно как-то держалась, но потом все снова возвращалось на круги своя. И после очередного отказа на киностудии («нет, Валечка, для вас нет ничего») ей приходилось распродавать свои личные вещи, чтобы выжить и выпить.

В последний раз она появится на публике 10 декабря 1975 года, когда придет в Театр киноактера (где она числилась) за зарплатой. И внезапно услышит брошенное ей в спину: «Это кто, Серова? Та самая? А я думала, она умерла».

Меньше чем через неделю подруга актрисы, которая так и не смогла дозвониться, приедет к ней домой и обнаружит в коридоре израненное и уже остывшее тело 58-летней Валентины. За полгода до этого из жизни уйдет сын Серовой Анатолий. Точно так же, как и его мать, от пьянства…

…Панихида в Театре киноактера все не начиналась, никто не решался подойти к микрофону и сказать несколько слов. Но вдруг из магнитофона зазвучала мелодия из кинофильма «Жди меня» и голос Валентины Серовой, исполняющей песню. И люди, будто бы очнувшись, стали выходить к гробу и говорили, говорили, говорили…

Симонов не приехал, прислав 58 красных гвоздик. Он не забыл, но и не простил слабости Валентины, из-за которой умерла его любовь.

«Я не могу тебе писать стихов –

Ни той, что ты была, ни той, что стала».

«…То, что было у меня с твоей матерью, – скажет он перед смертью их общей дочери Марии, – было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».

Источник