Актриса лидия смирнова биография личная жизнь

Биография
Лидия Смирнова – советская и российская актриса, еще в 1974 году ставшая народной артисткой СССР. Она известна поклонникам кино по таким фильмам, как «Моя любовь», «Парень из нашего города», «Женитьба Бальзаминова» и серии кинокартин про сельского участкового милиционера Анискина. Кстати, знаменитая фраза о том, что чем труднее роль, тем интереснее над ней работать, принадлежит именно Лидии Смирновой. И по такому принципу она и подбирала сценарии, режиссеров и партнеров по картинам. Позднее эти слова буду повторять сотни других актеров.
Детство и юность
Родилась Лидия в Татарстане, в семье офицера и учительницы. Но через два года после ее рождения в стране произошла революция. Отец Лиды пропал без вести на гражданской войне (он сражался на стороне Колчака). В тот же период погиб и младший брат девочки. От пережитых потерь мама потеряла рассудок, попала в психиатрическую больницу, где в скором времени скончалась.
Актриса Лидия Смирнова
Смирнова практически стала беспризорницей, но ее разыскал родной дядя и взял к себе на воспитание в город Тобольск. В 20-е годы семья переехала в Москву, где Лидия стала учиться в хореографическом училище при Большом театре, но после школы поступила в промышленно-экономический техникум.
По окончании учебного заведения девушку направили в Главное управление авиапромышленности, где она, впрочем, проработала недолго, так как по направлению стала студенткой авиационного института.
Лидия Смирнова
Так бы и сложилась судьба Смирновой такой же, как у миллионов ее соотечественниц, если бы однажды, когда она училась на втором курсе вуза, ей на улице не сообщили о наборе в театральное училище. Рассмотрев этот вариант, Лидия подала документы на несколько столичных актерских факультетов и, к своему удивлению, прошла на все. В итоге будущая звезда окончила студию при Камерном театре, стала служить на этой сцене, а затем играла и в других московских театрах.
Фильмы
Первый опыт работы с кинокамерой Лидия Смирнова получила в 1938 году в комедии «Новая Москва». Правда, ее роль была незначительной, и имя девушки даже не указали в титрах. А вот следующая лента, вышедшая через два года, сделала ее знаменитой на всю страну. Лирическая музыкальная комедия «Моя любовь» до сих пор входит в летопись лучших отечественных фильмов.
Лидия Смирнова в фильме «Моя любовь»
Вскоре началась война, многие хорошие артисты и режиссеры ушли на фронт. Тем не менее, в нескольких картинах Смирнова успела сняться и в тот тяжелый период. Особенно выделяются военные драмы «Парень из нашего города» и «Она защищает Родину». После великой победы Лидия снялась в лирической комедии «Новый дом», фантастическом политическом фильме с элементами детектива о загнивающем западе «Серебристая пыль», психологической драме «Трое вышли из леса».
Лидия Смирнова в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
Немного позднее талант раскрылся в комедиях «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Женитьба Бальзаминова». Вообще нужно отметить, что Лидия Смирнова всегда была разноплановой актрисой, прекрасно исполнявшей роли любого амплуа. В ее репертуаре и главные и второстепенные персонажи, положительные и отрицательные образы, романтические натуры и волевые расчетливые дамы.
Нельзя не отметить целый цикл кинофильмов о милиционере Федоре Анискине, который ведет деревенские расследования. Сначала Смирнова снялась в первой части сериала, которая называлась «Деревенский детектив», а затем появилась во всех остальных картинах – «Анискин и Фантомас», «Возвращение сына», «И снова Анискин».
Лидия Смирнова в сериале «Наследницы»
Лидия Николаевна была чуть ли не единственной актрисой сталинского периода, которая оказалась востребована и в 90-е годы, и в 21 веке. Она снималась в комедии «Приют комедиантов», мелодраме «Идеальная пара», политической драме «Тоталитарный роман», трагикомедии «Шапка». Последней ролью великой актрисы стала эпатажная старушка Ираида Антоновна в двух сезонах сериала «Наследницы».
Личная жизнь
Лидия Смирнова была весьма эффектной женщиной, поэтому она привлекала множество мужчин и ее личная жизнь оказалась более чем бурной. Из множества ярких поклонников до первого замужества актрисы выделялся легендарный композитор Исаак Дунаевский. Он буквально заваливал девушку цветами и подарками, несколько раз делал ей предложения, но каждый раз получал отказ.
Лидия Смирнова и Исаак Дунаевский
В тот же период времени у Лидии был роман с капитаном парохода «Кубань» Валерием Ушаковым. Но замуж она вышла за другого мужчину – журналиста Сергея Добрушина. К сожалению, их брак не был долгим – супруг добровольцем ушел на войну, где вскоре под Смоленском пропал без вести.
Смерть супруга Лидия Смирнова, находившаяся в эвакуации в Алма-Ате, переживала очень трудно. Она прерывала все попытки ухаживать за собой, хотя таковых было очень много. Особенно выделялись своей активностью режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт.
Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт
Именно второй из них спустя время смог сломить холодность актрисы и женился на ней. Как признавалась в своих мемуарах Смирнова, она не любила мужа, имела множество романов на стороне, но преданность Владимира, его забота о ней, когда женщина болела тифом, не позволяли ей подать на развод. Более того, когда у Рапопорта была диагностирована смертельная болезнь, Лидия Николаевна использовала свою известность, чтобы добиться наилучшего лечения, и продлила мужу жизнь на 15 лет.
Овдовев второй раз в 1975 году, больше актриса замуж не выходила. Тем не менее, ее бурная личная жизнь продолжалась. У нее были краткосрочные романы с режиссерами Львом Рудником и Михаилом Калатозовым, а вот со сценаристом Константином Воиновым Лидия Смирнова была близка в общей сложности около 40-ка лет.
Лидия Смирнова и Константин Воинов
Интересы Лидии Николаевны не ограничивались работой и амурными похождениями. Она очень любила путешествовать. Советский союз она исколесила вдоль и поперек, а также побывала в 28 других странах. Актриса собирала куколок в национальных костюмах, и ее коллекция насчитывала несколько сотен экземпляров. Кроме того, женщина регулярно посещала балетные представления и очень хорошо разбиралась в классической музыке. Лучшей подругой Смирновой была актриса Фаина Раневская, с которой она жила в одном подъезде.
Смерть
Лидия Николаевна никогда не делала скидку на свой возраст. Она всегда была деятельной и активной, почти до самого конца выходила на сцену и снималась в кино, занималась общественной деятельностью как член Союза кинематографистов России.
Лидия Смирнова в последние годы жизни
Последние несколько месяцев народная артистка провела в пансионате «Никольский парк», расположенном в Зеленограде. Там она и скончалась от старости 25 июля 2007 года на 93-ем году жизни.
Могила Лидии Смирновой
О судьбе актрисы был снят документальный телефильм «Нет смерти для меня». Сама же она написала книгу воспоминаний «Моя любовь».
Фильмография
- 1940 — «Моя любовь»
- 1941 — «Мы ждём вас с победой»
- 1942 — «Парень из нашего города»
- 1953 — «Серебристая пыль»
- 1958 — «Трое вышли из леса»
- 1964 — «Женитьба Бальзаминова»
- 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
- 1968 — «Деревенский детектив»
- 1986 — «Верую в любовь»
- 2001-2005 — «Наследницы»
Источник
Лидия Смирнова — биография
Лидия Смирнова — советская российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии. Активно снималась в самых разных фильмах: драма, комедия, детские и пр.
Лидия Смирнова родилась в феврале 1915 года в городе Мензелинске, республике Татарстан. Ее родители не имели отношения к искусству, отец был военнослужащим, а мама учительницей. Родилась она в очень сложный период, прямо перед революцией. Отец погиб, он воевал на стороне белых. Также из биографии Лидии известно, что погиб ее младший брат в младенческом возрасте. Мать не вынесла таких испытаний, она лишилась рассудка и вскоре умерла в психиатрическая лечебнице.
Фото: Лидия Смирнова
Наверное, она была бы обречена стать беспризорницей, если бы ее не отыскали родственники и не забрали к себе в Тобольск. Вскоре семья переехала в столицу, и девочка начала обучаться в хореографическом училище при Большом театре, проявляя хорошие способности.
Она всегда оставалась грациозной, стройной, сохранив это на всю жизнь. Она мечтала о карьере артистки или балерины, но тяжелые годы диктовали свои правила. В результате после окончания школы она подала документы и поступила в обычный промышленно-экономический техникум. После его окончания проработала в Управлении авиапромышленности, где оценили ее неуемную энергию, обаяние, способности. Ее направили в авиационный институт, чтобы получить высшее образование по этой специальности. Надо сказать, что тогда высшее образование для женщин вообще было редкостью, а если девушку целенаправленно направляли в такой престижный и типично мужской ВУЗ, это означало, что характер у неё железный.
Начало творческой карьеры
Несомненно, с таким поразительным упорством и настойчивостью девушка смогла бы сделать карьеру в любой области, даже в авиастроении. Но, как часто и бывает, в дело вмешался случай. Она уже была студенткой авиационного института, но вдруг узнала, что объявляется набор в театральное училище. Об этом она совершенно случайно узнала на улице.
Фото: Лидия Смирнова в молодости
Взвесив все аргументы, она решила кардинально изменить свою жизнь и подала документы сразу в несколько студий. К ее большому удивлению и невероятной радости она везде прошла по конкурсу, покорив приемные комиссии своим обаянием и артистизмом. В результате она выбрала студию при Камерном театре, навсегда ушла из промышленности, авиастроения. После окончания обучения она работала на сцене Камерного театра, приглашали ее и другие храмы искусства.
Кинокарьера
Ее первый кинематографический опыт относится к 1938 году, она снялась в комедии «Новая Москва». Роль была очень крохотной, ее даже не указали в титрах.
Интересно, что когда она училась в театральном училище при Камерном театре, то к ним часто заглядывали режиссеры, чтобы выбрать студентов для маленьких ролей или для массовки. Однако ее редко утверждали на кинороли, не сразу рассмотрев в ней потрясающий талант.
Ее часто спрашивали о том, почему она выбрала училище при Камерном театре, ведь она успешно прошла испытания во ВГИК и Вахтанговское училище. Уже тогда ВГИК был известным на всю страну, став лучшим кинематографическим ВУЗом. Но Лидия
Смирнова со свойственной ей простотой пояснила, что выбрала она училище при Камерном театре, потому что оно находилось ближе всего к ее дому.
Заинтересовались ей режиссеры немного позже, в 1938 году. «Моя любовь» — первая картина, которая сделала артистку по-настоящему знаменитой. До сих пор этот фильм считается классикой зарождающегося советского кинематографа, его изучают искусствоведы, артисты. Участие в этом фильме сделало хрупкую девушку с бездонными голубыми глазами настоящей звездой. Этот фильм демонстрировали в кинотеатрах повсюду. Даже несмотря на то, что телевизоров у людей в то время не было, картину посмотрели очень многие, она была одной из самых успешных в советских кинотеатрах. К сожалению, вскоре началась война и ситуация кардинально изменилась. Сократился объем выпускаемых лент значительно, плюс, многие артисты, режиссеры ушли на фронт.
Военный и послевоенный период творчества
Актриса всё равно продолжала сниматься. Даже в этот сложный период режиссеры находили для неё роли, поскольку она идеально воплощала типаж красивой русской девушки с глубоким внутренним миром. Конечно, меняется жанр фильмов. Комедии, лирические постановки уходят на второй план, а на первое место выходят фильмы политизированные, военные. Например, она снялась в драмах «Парень из нашего города» и «Она защищает Родину».
Такие фильмы были призваны поддержать боевой дух. От актеров требовалась поразительная самоотдача, и это тоже был их существенный вклад в великую победу. Возможно, если бы не выпускались такие жизнеутверждающие картины, то люди бы, и солдаты в том числе, потеряли боевой дух.
Актриса снималась активно, после победы она тоже появлялась на экране. Например, психологическая драма «Трое вышли из леса». Это известная картина, которая повествует о войне, о жизни партизан. Все они погибают в лесу от рук фашистов, и это кажется обычным. Однако впоследствии к чекистам поступает документ, подтверждающий, что партизаны погибли по наводке, из-за предательства. Начинается длительное расследование с детективным уклоном, и в итоге чекистам удается выяснить, кто предал советских партизан.
Также она снималась и в фантастическом политическом фильме «Серебристая пыль». Этот фильм рассказывает о том, как несправедливо устроено американское общество, обреченное на поражение. В картине можно видеть типичных американских дельцов, капиталистов, стремящихся получить прибыль и поработить мир. Да, чувствовалось приближение холодной войны, отношения между СССР и США накалились, что в полной мере проявилось и в кинематографе.
Немного позже пошли более легкие фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Женитьба Бальзаминова». Конечно, они тоже требовали значительной отдачи, но они уже не были столь политизированными, а кино наконец-то стало возвращаться к своим истокам. Но актриса прекрасно вписывалась в любой формат, именно поэтому ее так ценили режиссеры. Снималась она со многими известными артистами, например, Георгием Вициным и другими.
Особенности творческой карьеры
Первый фильм в фильмографии датируется 1938 годом, а последний 2005. Актриса снималась без перерыва. 90-ые годы, конечно, внесли свои коррективы. Плюс, стоит учитывать, что в это время актриса была пожилой. Но даже в 90-ые годы ее пригласили в три проекта: «Дом», российский комедийный мини-сериал, «Приют комедиантов» и «Шапка».
Снималась актриса и в 2000-ые годы, правда всего лишь в трёх работах: «Идеальная пара», «Наследницы» и «Наследницы 2». Последние годы жизни актриса активно снималась в сериалах, впрочем, такая участь ожидала и других советских артистов. Доставались ей весьма небольшие роли милых старушек, но всё-таки, это давало Лидии Николаевне ощущение востребованности в профессии, что так важно для актера.
Она любила повторять, что чем сложнее роль, тем интереснее над ней работать. Актриса никогда не искала лёгких путей в кинематографе, но она полностью отдавалась своим ролям, анализировала их, стремилась по-настоящему глубоко передать характеры героев, их внутренний мир. И это получалось отлично.
Интересно, что актриса умерла в 2007 году, но активно снималась и в весьма пожилом возрасте, когда ей было уже под 90 лет. Это своеобразный актёрский рекорд, побить который может, разве что Владимир Зельдин, проживший более 100 лет и игравший в театре вплоть до своей смерти.
Личная жизнь
Многих людей интересует личная жизнь актрисы. Да, Лидия Смирнова всегда была красивой, искрометной женщиной, устоять перед обаянием которой было невозможно. В числе поклонников значится композитор Исаак Дунаевский, с которым у неё был роман. Однако выйти за него замуж она не решилась. Также она встречалась с Валерием Ушаковым, капитаном парохода «Кубань».
Фото: Лидия Смирнова и ее муж
Однако мужем актрисы в итоге стал журналист Сергей Добрушин. К сожалению, война внесла свои планы. Молодой человек ушел на фронт добровольцем и пропал без вести где-то под Смоленском.
Очень сложно актриса переживала эту утрату, она всячески пересекала любые попытки мужчин оказать ей знаки внимания. Но у неё были ярые поклонники, которые стремились во что бы то ни стало завоевать ее сердце. Например, Владимир Рапопорт, который стал вторым мужем. Он был режиссером, оператором, но впоследствии он умер, однако жили супруги совместно очень недолго. Вдовой она стала снова в 1975 году и больше не выходила замуж. Но известно, что у неё были романы с режиссером Львом Рудником, Михаилом Калатозовым.
Актриса всегда любила путешествовать, отличалась легким характером. Она объехала весь СССР, а после его распада ей удалось посетить почти три десятка других стран, хотя возраст ее был весьма почтенным. Она проявляла большой интерес к балетным постановкам, ведь когда-то и сама мечтала стать балериной, занималась танцами.
Известно, что актриса дружила с Фаиной Раневской, с которой они даже проживали в одном подъезде.
Звезда умерла в 2007 году в пансионате для пожилых людей «Никольский парк». Это случилось, когда ей было почти 93 года. Впоследствии режиссеры неоднократно снимали фильмы о ней, о творческой карьере, личной жизни, также были опубликованы и ее мемуары, из которых можно было узнать о творчестве и о личной жизни, романах с известными мужчинами.
Избранная фильмография
- 1938 — Новая Москва
- 1942 — Парень из нашего города
- 1943 — Она защищает Родину
- 1953 — Серебристая пыль
- 1958 — Трое вышли из леса
- 1962 — Тишина
- 1963 — Секретарь обкома
- 1973 — Дача
- 1979 — Пена
- 1982 — Предчувствие любви
- 1990 — Шапка
- 1995 — Приют комедиантов
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Лидия Смирнова
Лидия Николаевна Смирнова. Родилась 31 января (13 февраля) 1915 года в Мензелинске (ныне Татарстан) — умерла 25 июля 2007 года в Зеленограде. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1974). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Лидия Смирнова родилась 31 января (13 февраля по новому стилю) 1915 года в татарском городке Мензелинск.
Ее отец служил у адмирала Колчака, погиб во время Гражданской войны.
Мама сошла с ума после того, как младший брат Лидии упал головой на каменный пол и погиб, скончалась в психиатрической лечебнице.
Лидия воспитывалась у своего дяди Петра (старшего брата отца) и его жены Маруси, которые жили в Тобольске. «О том, что я им неродная дочь, узнала только после школы. У них родилось двое своих детей. Дядя работал бухгалтером, тетя вела хозяйство и воспитывала троих детей. Скоро нам удалось переехать в Москву. Но жили мы там трудно», – рассказывала она.
Когда с дядей и тётей переехала в Москву, то год проучилась в хореографическом училище при Большом театре.
Занималась спортом и даже не помышляла о карьере киноактрисы.
После школы Лидия поступила в промышленно-экономический техникум. Получив диплом экономиста, она попала на работу в Главное управление авиационной промышленности. Затем она стала студенткой авиационного института.
В театральное училище Лидия Смирнова пришла со второго курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре, так как оно было самым близким к дому.
Впервые снялась в кино в 1934 году в эпизодической роли в фильме «Настенька Устинова».
Лидия Смирнова в молодости
Руководителем училище при Камерном театре был Александр Таиров. Во время учёбы в училище была актрисой Камерного и Реалистического театров.
В 1938 году Смирнова успешно закончила обучение, и Таиров предложил ей место в своем театре.
Одновременно с предложением Таирова кинорежиссер Владимир Корш-Саблин предложил Смирновой сняться в главной роли в фильме «Моя любовь». И Смирнова выбрала кино.
В Камерном театре она успела сыграть лишь одну роль в спектакле «Аристократы», после чего театр уехал с гастролями на Дальний Восток, а Смирнова начала сниматься в фильме.
Лидия Смирнова сыграла роль Шурочки. После премьеры фильма «Моя любовь» Лидия Смирнова вспоминала: «Этот день был для меня самым счастливым. Москва и Ленинград были увешаны моими портретами. Все пели песни из фильма, которые написал Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называть не Лидой, а Шурочкой. И письма писали как Шурочке».
Лидия Смирнова в фильме “Моя любовь”
В 1940—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм».
С началом войны снималась в боевых киносбониках, тушила по ночам зажигательные бомбы. Вскоре киностудия «Мосфильм», где работала Смирнова, была эвакуирована в Алма-Ату, где артисты приступили к съемкам фильма «Она защищает Родину».
Военный период в творческой карьере актрисы был очень плодотворным. Тема испытаний, выпавших на женщин во время войны, невосполнимость утрат, женский героизм и стойкость в исполнении Смирновой были понятны всем советским зрителям.
В 1941 году Смирнова снялась в картинах «Мы ждём вас с победой» и «Два друга». А в 1942 году ей досталась главная роль Вари в фильме «Парень из нашего города.
В 1943 года она снова снялась еще в трех фильмах – «Родные берега», «Пропавший без вести» и «Она защищает Родину». Еще один фильм, в котором Лидия Смирнова успела сняться во время войны в 1944 году назывался «Морской батальон».
С 1945 года — актриса Театра-студии киноактёра.
После окончания войны Смирнова продолжала регулярно сниматься в кино в роли героических женщин. В 1951 году ей была присуждена Сталинская премия третьей степени за роль Смайды в кинокартине «У них есть Родина». Тогда же она была на приеме у Сталина.
Она вспоминала: «Я страшно волновалась, поскольку должна была выступать. Меня трясло, и все казалось чуть-чуть ирреальным. Гигантские столы уставлены яствами, в вазочках для варенья – черная икра. Когда подали чай, я вдруг как во сне увидела: колхозная ударница, которая сидит напротив, берет ложку икры, кладет в стакан, размешивает и пьет. Наконец меня объявляют, и, стоя в десяти шагах от Сталина, ничего не видя перед собой, я начинаю говорить о том, что я сирота… что только при советской власти… ну и так далее. Говорю и с ужасом понимаю, что никак не могу остановиться. Наконец из сумерек сознания выплывает фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо». Странно, но она, как магический пароль, разрушила наваждение».
Вскоре после этого Смирнова вступила в ряды КПСС. «В партию меня и Марка Бернеса уговорили вступить в Театре-студии киноактера. Нам сказали: у вас большие организаторские способности, много энергии, вы принесете пользу Родине. Мы, конечно же, возражать не стали. Правда, одна актриса написала в райком, что Смирновой в партию нельзя, она – морально неустойчива… А я потом стала секретарем парторганизации театра», – рассказывала она.
В 1953 году она сыграла в фильме «Серебристая пыль» роль проститутки Флосси Бейт.
В 1964 году актриса сыграла знаменитую роль свахи в «Женитьбе Бальзаминова».
Лидия Смирнова в фильме “Женитьба Бальзаминова”
В том же 1964 году снялась в рольидокторши в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и позже – роль продавщицы Дуськи в цикле фильмов про Анискина.
Продолжала активно сниматься и в 1970-е годы. В 1981-м сыграла члена приемной комиссии в фильме «Карнавал».
В 1990-е годы, спустя более, чем пятьдесят лет после начала своей творческой карьеры, актриса снялась в пяти фильмах, а в 2000-е – еще в четырех.
Лидия Смирнова в сериале “Наследницы”
Сама актриса отмечала, что ее любимая роль относится к 1957 году: «Как ни странно, моя любимая роль — Жучки в фильме «Сестры». Это моя первая характерная роль, этим она мне и дорога. А самая сложная — роль Москалевой в фильме «Дядюшкин сон» по роману Достоевского».
За годы своей творческой деятельности Лидия Смирнова сыграла более 70 ролей в кино и Театре-студии киноактера, а ее непрерывный кинематографический стаж составил более 60 лет, и даже в преклонном возрасте Лидия Смирнова была необычайно деятельна и активна. Она много ездила по стране, занималась общественной деятельностью, была членом Правления Союза кинематографистов России и академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Лидия Смирнова была очень увлекающимся и отзывчивым человеком, и поэтому к ней часто обращались за помощью. Она очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, которая занимала всю стену ее квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Еще она любила теннис, верховую езду и слалом на байдарках. Актриса любила классическую музыку и балет.
Лидия Смирнова написала очень откровенную книгу воспоминаний, которую назвала в честь фильма, в котором снялась в начале своей творческой карьеры – «Моя любовь».
«Знаете, как я поняла, что пришла моя старость? Однажды на банкете в Доме кино никто из мужчин не сел рядом со мной… Раньше такого никогда не было! Сильный пол всегда окружал меня вниманием. Многие женщины ненавидели меня за это. Хотя красивой я себя никогда не считала. У меня большой курносый нос, губы толстые. С помощью косметики эти недостатки скрывала. А сейчас… Старость — такая гадость! Даже ресницы не мажутся. А раньше я их до бровей «насандаливала»! Даже когда занималась слаломом или на байдарках ходила, и в палатке умудрялась макияж делать. Мне казалось, что без косметики я на поросёнка похожа. Жалею, что не сделала подтяжку в своё время. Но у меня есть свой рецепт. Если предстоит выход в люди, заплетаю косички на висках и туго стягиваю назад, закрепляя на затылке. Сверху надеваю парик. Очень больно, конечно же. Но зато морщины на щеках чуть-чуть разглаживаются», – говорила актриса.
Лидия Смирнова умерла 25 июля 2007 года в Зеленограде в пансионате «Никольский парк», похоронена в Москве на Введенском кладбище рядом с могилой мужа.
Лидия Смирнова (документальный фильм)
Рост Лидии Смирновой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Лидии Смирновой:
Первый раз вышла замуж в 1932 году, ее мужем стал журналист Сергей Александрович Добрушин, с которым она познакомилась на лыжной прогулке. Как вспоминала позже Смирнова, она с компанией возвращалась на лыжную базу, и навстречу им попалась другая компания лыжников, среди которых был Добрушин. Через месяц сыграли свадьбу.
С началом войны Добрушин, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт. Уходя на защиту Москвы, он признался жене: «Если не убьют, вернусь только в одном случае, если не буду изувеченным. Жизнь тебе ломать не хочу…». В сентябре 1941 года он пропал без вести под Смоленском.
На съемках картины «Моя любовь» у актрисы был роман с композитором Исааком Дунаевским. Встречи влюбленных происходили в трехкомнатном номере композитора в гостинице «Москва» и продолжались в течение нескольких месяцев, пока снимался фильм. Тогда же, во время съемок фильма «Моя любовь» Смирновой пришлось сделать аборт, после которого она уже не могла иметь детей.
В феврале 1940 года Смирнова уехала в Ялту, где начались съемки ее очередного фильма «Случай в вулкане», и Дунаевский каждый день присылал Смирновой письма и телеграммы. Но пока Дунаевский тосковал по Смирновой, актриса в Ялте пережила новое увлечение: она влюбилась в капитана парохода «Кубань» Валерия Ушакова. Однажды ночью в номер к Смирновой пришли члены проверочной комиссии, и капитану пришлось на связанных простынях спускаться из окна.
После возвращения в Москву Дунаевский предложил ей выйти за него замуж, но она отказалась.
Во время войны ее стали добиваться режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Раппопорт. Актрисы голодали, и однажды в комнату, в которой жили Вера Марецкая и Лидия Смирнова, пришел Эрмлер. Он принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Но следом пришел Раппопорт, принес тридцать яиц из своего пайка и молча удалился. После чего Марецкая сказала: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».
Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма-Ате от тифа. А когда она выздоровела, Раппопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по-настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто заново учил ходить».
Смирнова стала женой Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года – вплоть до его смерти.
Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт
В то же время она постоянно заводила новые романы. В чем сама признавалась: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии… Вот, например, одна такая история. Как-то во время гастролей в Тбилиси мы с Ликой Сухаревской обедали в ресторане, и тут вошел Он: красавец грузин, глаза в пол-лица. «Не смей на него смотреть», – толкнула меня Лика, но… Короче говоря, роман состоялся. А я в роман всегда бросалась, как в омут, с головой. Когда он приезжал в Москву, готовила котлеты, заранее прятала сумку с едой на лестнице, говорила мужу: «Что-то голова болит, пойду, погуляю на воздухе», а сама бежала к любимому в гостиницу. Роман закончился после того, как я нанесла ответный визит в Тбилиси. Я должна была все время сидеть в номере и ждать, пока он закончит кутить с друзьями в ресторане и зайдет. Он устроил дикую сцену, когда однажды не застал меня на месте… Как сочетались мои романы с супружеской жизнью? Муж очень любил меня и поэтому, наверное, прощал мои шалости. А потом… я не знаю, как это объяснить. Почему-то мои романы кончались требованием выйти замуж. Я отвечала: «У меня уже есть муж».
В 1953 году Лидия Смирнова познакомилась в Кисловодске с режиссером Михаилом Калатозовым и в очередной раз влюбилась. Калатозов предложил Смирновой сняться в главной роли в его картине «Верные друзья». Но через несколько дней после начала съемок Смирнова отказалась сниматься, и в этой роли снялась Лилия Гриценко. Отказ Смирновой не сказался на ее отношениях с Калатозовым, и они продолжали встречаться.
Далее в жизни актрисы появился еще один мужчина – режиссер Константин Воинов. В 1955 году он предложил Смирновой сыграть главную роль в его фильме «Сестры», и в жизни Смирновой в который раз завязался новый роман, который продолжался почти 40 лет. Что не помешало Лидии Смирновой завязать еще один с режиссером Театра-студии киноактера Львом Рудником. По словам Смирновой, это был самый бурный из ее романов. Слухи о нем распространились далеко за пределами театра, и Комитет партийного контроля принял решение исключить Рудника из рядов КПСС за моральное разложение.
«Я очень любила Воинова… Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришёл с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти. Потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр – там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз – рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов – выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут», – вспоминала Смирнова.
Муж актрисы – Владимир Рапопорт – скончался 17 июня 1975 года.
После смерти мужа Смирнова продолжала встречаться с Воиновым, однако вместе жить они не стали. В 1994 году они вместе снялись в картине Александра Александрова «Приют комедиантов» и это была последняя работа Воинова в кино – 30 октября 1995 года он скончался.
Фильмография Лидии Смирновой:
1938 — Новая Москва — девушка (нет в титрах)
1940 — Моя любовь — Шурочка
1941 — Два командира — Лида, стажёрка на метеостанции
1941 — Мы ждём вас с победой — колхозница
1941 — Случай в вулкане — Наташа, радистка
1942 — Парень из нашего города — Варя Бурмина (Луконина)
1943 — Она защищает Родину — Фенька, партизанка
1943 — Пропавший без вести — радистка (нет в титрах)
1944 — Морской батальон — Варя Маркина, дочь
1946 — Сыновья — Илга, жена Яниса
1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Женя Буслаева
1947 — Новый дом — Мария Степановна Чередникова
1949 — У них есть Родина — воспитательница детского дома Смайда
1950 — Донецкие шахтёры — Вера Николаевна, жена Трофименко
1953 — Серебристая пыль — Флосси
1954 — Об этом забывать нельзя — Анна Дашенко
1956 — Крутые горки — Марья
1957 — Сёстры — Нонна Павловна
1957 — Телеграмма — Анастасия Семёновна Николаева
1958 — Трое вышли из леса — Юлия Павловна Титова
1960 — Яша Топорков — Тася
1960 — Мичман Панин — жена боцмана Григорьева
1960 — Твои друзья — Ирина
1960 — Секретарь обкома — Софья Павловна, жена Денисова
1961 — Разноцветные камешки — Надежда Борисовна
1962 — Тишина — Серафима Игнатьевна Быкова
1962 — Остров Ольховый — Катерина Ивановна
1963 — Именем революции — Елизавета Алексеевна
1963 — Это случилось в милиции — Зубарева, жена профессора
1964 — Добро пожаловать, или По?