Актриса мария пастухова личная жизнь
Культовый советский актер, лауреат Сталинской премии первой степени Николай Афанасьевич Крючков более всего запомнился зрителям по романтической комедии «У самого синего моря», героико-революционной драме «Сорок первый», а также кинокомедии «Свинарка и пастух» и десяткам других ярких работ.
Народный артист СССР официально был женат четырежды, но его личную жизнь, едва ли, можно назвать счастливой, разве что, с четвертой супругой – ассистентом режиссера Лидией он обрел долгожданный семейный покой и уют. У Николая Афанасьевича родилось трое наследников, но с одним из сыновей он всегда находился в сложных отношениях, и в итоге они перестали общаться совсем.
Фото: stuki-druki.com Николай Крючков и Мария Пастухова
В этой статье мы расскажем вам о первой избраннице легендарного артиста – звезде драмы «Рассказы о Ленине», актрисе Марии Пастуховой, поведаем историю их любви, а также попробуем разобраться в том, почему не сложились отношения отечественных кинозвезд, и как жили экс-супруги после своего непростого расставания.
Николай Крючков и Мария Пастухова до знакомства
Будущий актер появился на свет в Москве, в 1910-м году, 24-го декабря (или шестого января 1911-го года по новому стилю), в простой рабочей семье. Маленький Коля родился семимесячным и очень слабеньким, было серьезное опасение, что мальчик не выживет, но мама сумела выходить сынишку. Помимо Николая, у его родителей было еще шестеро детей, но до зрелых лет дожил лишь он один, с рождения привыкший цепляться за жизнь.
Глава семейства Крючковых трудился грузчиком на «Трехгорной мануфактуре», его супруга, преимущественно занимавшаяся детьми и домашним хозяйством, параллельно подрабатывала ткачихой на том же самом предприятии, где и её супруг. Семья жила скромно, а после революции и первой мировой войны, отец, сильно подорвавший свое здоровье, скоропостижно скончался. После этого для Крючковых наступили совсем сложные времена. Детство для девятилетнего Коли закончилось, мальчик вынужден был пойти работать, чтобы хоть как-то помогать своей большой семье.
Фото: 24smi.org Николай Крючков в молодости
Параллельно учебе в школе, будущий актер работал на той же фабрике, что и его родители, а в возрасте четырнадцати лет он пошел учиться в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где осваивал специальность гравёра-накатчика. В это же время молодой человек начинает выступать в художественной самодеятельности, удивляя трудовой коллектив своим артистизмом и многогранностью талантов: он великолепно пел, играл на баяне и даже танцевал чечетку.
На талантливого юного гравера-накатчика вскоре обратило внимание начальство, которое и поспособствовало тому, чтобы молодой специалист в 1928-м году попал в школу-студию актерского мастерства, функционировавшую при театре рабочей молодежи. Первое время парнишке приходилось старательно совмещать работу на мануфактуре с игрой на театральной сцене, но уже тогда он отчетливо понимал, что трудиться по профессии в будущем не будет.
В 1931-м году юный актер пришел на киностудию «Межрабпомфильм», где годом позже снялся в эпизодической роли в драматической ленты «Горизонт», но его имя тогда даже не было указано в трах. Как-то на репетицию труппы столичного театра рабочей молодежи заглянул режиссер Борис Барнет. Кинематографист из всех молодых актеров выделил только Николая и вскоре решил пригласить его на съемки своей комедийной ленты «Окраина». Данная работа была тепло принята зрителями, получила приз второго Венецианского кинофестиваля, и стала для Крючкова пропуском в мир большого кино. А вскоре съемки очередного фильма подарили актеру судьбоносную встречу с его будущей первой супругой – актрисой Марией Пастуховой.
Фото: globalsib.com Мария Пастухова в юности
Мария Фоминична родилась в небольшом украинском городке Мелитополь, что в Запорожской области, в 1918-м году, 22-го июля. О семье актрисы практически нет никакой информации, известно лишь, что к кинематографу её родные не имели никакого отношения. Родители Пастуховой были коренными москвичами, но еще до революции главу семейства направили работать на Украину в должности архитектора. В детстве будущая актриса все ждала, что её семья вновь вернется в Москву, о которой ей так много рассказывали родители, но этого так и не произошло.
Маша росла творческой девочкой, с детства занималась самодеятельностью и серьезно увлеклась театром еще в школьные годы. Тем не менее, она в юности мечтала поступить в медицинский институт и стать врачом. После окончания школы Мария отправилась в столицу, чтобы осуществить свою мечту и стать медиком. Она остановилась у своих родственников. Но в первый же день пребывания в Москве в жизни девушки произошло событие, которое круто изменило всю её дальнейшую судьбу.
Когда Маше показывали город, к очаровательной юной блондинке подошел некий молодой человек и поинтересовался, не актриса ли она случайно. После этого родственница, которая была в этот момент с ней, тоже отметила, что Мария похожа на известную актрису Любовь Орлову. Девушка вначале посмеялась, а потом решила, что это, возможно, был знак, и вместо мединститута подала документы в престижный театральный вуз – ГИТИС, студенткой которого вскоре стала. Она обучалась на курсе Михаила Тарханова и была одной из лучших студентов на потоке.
Фото: stuki-druki.com Мария Пастухова
Николай Крючков и Мария Пастухова: история любви
Актеры впервые встретились на съемочной площадке. По некоторым данным, они познакомились в 1939-м году во время совместной работы над комедийной мелодрамой «Трактористы», где Николай исполнял главную роль, а юная Маша снималась в массовке и даже не попала в титры фильма. В то время Крючков уже успел сняться в нескольких звездных картинах, был настоящей знаменитостью и любимцем публики, а вот Пастухова еще училась в театральном институте, и была никому неизвестной начинающей актрисой. Тем не менее, Николай обратил внимание именно на эту скромную голубоглазую блондинку.
Между актерами завязались романтические отношения. Мужчина был почти на восемь лет старше своей избранницы, но такая разница в возрасте вовсе не смущала пару. В 1943-м году они вместе снялись в драматической киноповести «Во имя Родины», где у обоих были ключевые роли. Этот фильм стал первой крупной работой Марии, и принес ей известность. К этому времени актеры уже были официально женаты. В том же году супруги также вместе сыграли еще в одной картине – военной драме «Фронт».
У знаменитой пары родился общий сын, которому родители дали имя Борис, но, несмотря на появление наследника, их брак быстро дал трещину. В 1944-м году на экраны вышла очередная совместная работа актеров – драматическая лента «Малахов курган». Супруги практически не расставались ни дома, ни на работе, однако, это вовсе не сближало их, а, скорее, даже наоборот. Николай пребывал на пике своей популярности, он был востребован и обласкан публикой. Актер начал регулярно употреблять горячительные напитки, а еще мужчина охотно отвечал взаимностью на знаки внимания, оказываемые его многочисленными поклонницами и коллегами.
Фото: muzh-zhena Николай Крючков и Мария Пастухова
Мария хоть и любила супруга, но долго терпеть его измены не стала. Их брак просуществовал всего несколько лет, а после, несмотря на наличие совместного маленького ребенка, Мария приняла предложение работы от Брестского русского театра, забрала сынишку и уехала, оставив мужа в Москве. Фактически, это и был крах брака актеров, но официально они оформили развод лишь спустя некоторое время.
Николай Крючков и Мария Пастухова: после расставания
Еще будучи женатым на Пастуховой, Крючков закрутил роман с другой молоденькой актрисой – Аллой Парфаньяк. Они познакомились на съемках комедийной ленты «Небесный тихоход», которая для девушки была дебютной экранной работой. Их отношения развивались стремительно, и вскоре после того, как Николай развелся, он сделал предложение своей новой избраннице.
В этом браке родился сын Николай Крючков-младший, но в 1957-м году супруги развелись. К слову, с сыном Николаем у актера складывались весьма непростые отношения, для ребенка развод родителей стал таким сильным потрясением, что мальчик некоторое время даже заикался. Позже с отцом Коля общаться не пожелал, а в какой-то момент, и вовсе, связь между родственниками окончательно прервалась.. навсегда.
Фото: 24smi.org Николай Крючков и Алла Парфаньяк
В 1959-м году на съемках картины «Домой» актер познакомился с известной лыжницей и заслуженным мастером спорта СССР – Зоей Кочановской. После непродолжительного романа Николай сделал девушке предложение, на которое Зоя ответила согласием, однако, этот брак продлился всего лишь три месяца и закончился страшной трагедией. Третья супруга актера погибла под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел в Ленинграде, на глазах у самого Крючкова. Этот инцидент обернулся для мужчины затяжной глубокой депрессией, проблемами с алкоголем, а также душевными терзаниями серьезно подорвавшими его физическое здоровье.
Через два года после трагедии Николай Афанасьевич женился в четвертый раз. Его избранницей стала помощник режиссера по имени Лидия. Девушка была намного моложе актера, но это обстоятельство не помешало им создать по-настоящему крепкий и счастливый брак. Супруга подарила Крючкову дочь Эльвиру. Наследница Народного артиста СССР не захотела идти по стопам своего родителя, и выбрала для себя профессию переводчика. Она состояла в браке с хоккеистом Борисом Александровым, от которого родила дочь Екатерину. Культового киноактера не стало в 1994-м году, тринадцатого апреля, он умер на 84-м году жизни.
Что касается Марии Пастуховой, то актриса после тяжелого развода с первым мужем, надолго ушла из кино, решив сосредоточиться на работе в театре. В 1950-м году женщина была удостоена Сталинской премии второй степени за великолепное исполнение роли Паши Сумской в постановке «Степь широкая» Н.Винникова. На сцене родного театра актриса выкладывалась по полной программе, так, что удалившись за кулисы после очередного спектакля, порой теряла сознание от усталости и нервного перенапряжения.
Фото: 24smi.org Николай Крючков в старости
Изначально Мария думала, что всю оставшуюся жизнь посвятит лишь работе и воспитанию единственного сына, а свою личную судьбу устраивать не будет – столь сильной была боль от предательства первого мужа. Но шло время, и вскоре актриса познакомилась с писателем и драматургом Борисом Войтеховским. Мужчина красиво ухаживал за ней и сердце Марии растаяло. Правда, доподлинно неизвестно, были ли их отношения официально оформлены, или же влюбленные жили в гражданском браке.
В середине 50-х годов актриса снова вернулась в большое кино, сыграв Надежду Крупскую в картине «Пролог». Позже Пастухова еще пять раз воплощала на экране этот образ, из-за чего стала прочно ассоциироваться у зрителей именно с супругой первого председателя Совнаркома СССР Владимира Ленина.
Фото: stuki-druki.com Мария Пастухова в старости
В общей сложности, Мария Фоминична сыграла всего лишь в 26-ти картинах, но многие из них стали классикой отечественного кинематографа. В 1997-м году Пастухова была отмечена Премией мэрии Москвы за воплощение образа Шарлотты Эрдсли в постановке «Боже, храни короля!» по произведению Уильяма Моэма. Актрисы не стало 25-го октября 2003-го года, она скончалась на 86-м году жизни.
Источник
Мария Пастухова
Мария Фоминична Пастухова. Родилась 22 июля 1918 года в Мелитополе (ныне Запорожская область) – умерла 25 октября 2003 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1954). Народная артистка РСФСР (1976). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Первая жена актера Николая Крючкова.
Мария Пастухова родилась 22 июля 1918 года в Мелитополе (ныне Запорожская область).
В 1940 году окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского, курс М. М. Тарханова.
В 1940-1942 годах – актриса Брестского русского театра, среди ее работ: «Любовь Яровая» К. А. Тренёва – Любовь Яровая; «Мещане» М. Горького – Татьяна.
В 1942-1943 годах – актриса ЦОКС (Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов).
В 1944-1945 годах – на Тбилисской киностудии.
С 1945 года – актриса Центрального академического театра Советской (ныне Российской) армии.
Работы Марии Пастуховой в ЦАТСА:
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера – Луиза;
«На той стооне» А. А. Барянова – Николаева;
«Степь широкая» Н. Г. Винникова – Паша Сумская;
«Воевода» А. Н. Островского – Алёна;
«Закон Ликурга» Н. Г. Базилевского-Блюмкина – Роберта Олден;
«Мой друг» Н. Ф. Погодина – Ксения Ионовна;
«Юстина» Х. Вуолийоки – Юстина;
«Добряки» Л. Г. Зорина – Надежда;
«Океан» А. П. Штейна – Аня;
«Разбойник» К. Чапека – Фанка;
«Нашествие» Л. М. Леонова – Анна Петровна Таланова;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова – Мария Васильевна Войницкая;
«Надежда Милованова» В. Ф. Пановой – Надежда Фёдоровна Милованова;
«Снега пали…» Р. К. Феденёва – Катя;
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса – Ви Толбет;
«Последнее свидание» А. А. Галича – Соня Жердева;
«Молва» А. Д. Салынского – Марфа Бодрова;
«Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи и Р. Тарабузи – Матильда;
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына – Наннина;
«Дорога в Бородухино» В. Л. Кондратьева – Хозяйка в Бородухине;
«Деревья умирают стоя» А. Касоны – донья Эухения;
«Ужасные родители» Ж. Кокто – Ивонна;
«Боже, храни короля!» У. С. Моэма – Шарлотта Эрдсли.
В 1950 году ей была присуждена Сталинская премия второй степени за исполнение роли Паши Сумской в спектакле «Степь широкая» Н. Г. Винникова.
В 1997 году актриса была удостоена Премии мэрии Москвы за исполнение роли Шарлотты Эрдсли в спектакле «Боже, храни короля !» У. С. Моэма.
В кино начала сниматься с 1939 года, дебютировав в эпизоде фильма «Трактористы».
В 1943 году сыграла главную роль в военном фильме «Во имя Родины» по пьесе К.Симонова «Русские люди». Ее героиня – разведчица Валечка. По сюжету Капитан Сафонов (Николай Крючков), несмотря на глубокие чувства к девушке, посылает разведчицу (Мария Пастухова) с заданием в оккупированный немцами город. Замаскировавшемуся предателю удается донести немцам о месте переправы девушки, и она попадает в гитлеровский застенок. На помощь к разведчице Сафонов посылает старого опытного солдата Глобу (Михаил Жаров), которому удается усыпить бдительность врага и ценой собственной жизни спасти девушку.
Мария Пастухова в фильме “Во имя Родины”
В 1944 году сыграла главную роль – Марию Владимировну Первенцову – в драме «Малахов курган», повествующей о героической обороне Севастополя.
Мария Пастухова в фильме “Малахов курган”
Позже продолжила сниматься с середины 1950-х.
В 1979 году сыграла Пелагею в социальной драме «Прости-прощай» режиссёра Георгия Кузнецова. По сюжету из-за строительства электростанции дед Василий с женой Пелагеей должны оставить свой дом, где выросли дети, и переехать в город.
Мария Пастухова в фильме “Прости-прощай”
Позже были роли в лентах «Тропинины» (мать Алексея Тропинина), «За Ветлугой-рекой» (бабушка Рина), «Семь дней Надежды» (Надежда Бурыгина), «Свой крест» (мать Сергея).
Мария Пастухова в фильме “Свой крест”
Ушла из жизни 25 октября 2003 года в Москве. Похоронена на 128-м участке Химкинского кладбища.
Личная жизнь Марии Пастуховой:
Была замужем за актером Николаем Крючковым. Познакомились на съёмках фильма «Трактористы».
В браке родился сын Борис. Развелись в 1945 году.
Мария Пастухова и Николай Крючков
Фильмография Марии Пастуховой:
1939 – Трактористы – эпизод (нет в титрах)
1943 – Во имя Родины – Валечка (Валентина Николаевна Анощенко), разведчица
1944 – Малахов курган (Last Hill, The) – Мария Владимировна Первенцова
1956 – Сердце бьётся вновь… – дежурная медсестра (нет в титрах)
1956 – Пролог – Н.К.Крупская
1956 – Две жизни (короткометражный) – Даша, сестра Насти
1957 – Рассказы о Ленине – Надежда Константиновна Крупская
1957 – Лично известен (Անձամբ ճանաչում եմ) – Надежда Константиновна Крупская
1958 – Шли солдаты… – Надежда Константиновна Крупская
1962 – Рабочий день В.И. Ленина (фильм-спектакль) – Н.К. Крупская
1963, 1964 – Русский лес – Таиска, сестра Ивана Матвеевича
1964 – Метель – Прасковья Петровна
1965 – Чрезвычайное поручение (Արտակարգ հանձնարարություն) – Крупская
1968 – Щит и меч (Schild und Schwert) – военврач
1970 – Штрихи к портрету В. И. Ленина – Надежда Константиновна Крупская
1971 – Возвращение к жизни – дама из Тарту
1972 – Следствие ведут Знатоки. Несчастный случай. Дело N7- мать Каталина
1973 – Это сильнее меня – Наталья Фоминична, мама Алексея
1974 – Господин Пунтила и его слуга Матти (фильм-спектакль) – самогонщица
1975 – Барабанщица (фильм-спектакль) – мать Фёдора, военный хирург
1979 – Прости – прощай – Пелагея
1981 – Тропинины – Мария Кирилловна, мать Алексея Тропинина
1981 – Половодье
1985 – Последнее свидание (фильм-спектакль) – Соня, соседка Ермолаевых
1986 – Орфей спускается в ад (фильм-спектакль) – Ви
1986 – За Ветлугой-рекой – бабушка Рина
1988 – Филиал – Анна Ивановна, вахтёр
1988 – Семь дней Надежды – Надежда Бурыгина, ткачиха на пенсии
1989 – Свой крест – мать Сергея
1990 – Нелюдь
1996 – Здравствуй, племя молодое… (киноальманах)
Награды и звания Марии Пастуховой:
Заслуженная артистка РСФСР (8.04.1954);
Народная артистка РСФСР (16.6.1976);
Сталинская премия второй степени (1950) – за исполнение роли Паши Сумской в спектакле «Степь широкая» Н. Г. Винникова (1949);
премия мэрии Москвы (1997) – за исполнение роли Шарлотты Эрдсли в спектакле «Боже, храни короля !» У. С. Моэма;
орден Почёта (СССР) (1990);
медаль «Ветеран труда» (1984)
Источник
Кадр из фильма «Две жизни» («Сестры»), 1956 г.
Эта женщина была знаковой актрисой, которая привнесла в театр и в кино академизм и безупречность создаваемых образов.
Мария Пастухова была дружна со многими знаменитостями, включая Василия Сталина, ее мужьями были представители творческой элиты, а поклонники буквально не давали женщине прохода.
Сама же актриса признавалась, что жить не может без искусства, но для нее намного важнее простое и незамысловатое женское счастье.
Родилась Мария Пастухова 22 июля 1918 года в небольшом городке Запорожской области, куда в качестве архитектора был еще до революции направлен ее отец, коренной москвич.
Поэтому с самого детства девочка мечтала о том, что семья однажды вернется в столицу. Увы, этого не произошло, но сама Мария после школы отправилась покорять Москву, где у нее по линии отца остались родственники.
Хрупкая блондинка с кукольной внешностью хотела стать врачом, но случайная фраза, оброненная незнакомым молодым человеком, перечеркнула эти планы.
В первый день пребывания в столице Пастухова вместе со своей родственницей отправилась знакомиться с городом, и какой-то парень поинтересовался, не актриса ли она. Тогда и родственница заметила сходство девушки со звездой советского кинематографа Любовью Орловой.
Пастухова отшутилась, а потом подумала, что уж точно не глупее тех звезд, которые мелькают на киноэкране. И вместо мединститута подала документы в ГИТИС.
Ее типаж оказался востребованным, и Пастухова была зачислена на курс Тарханова. Через несколько лет блондинка с голубыми глазами получила небольшую роль в фильме «Трактористы» и буквально потеряла голову от красавца Николая Крючкова.
Актер к тому времени переживал расставание с первой супругой и благосклонно воспринял тот факт, что им увлеклась молодая актриса. Еще до того как картина, принесшая обоим популярность, вышла в прокат, Крючков и Пастухова официально оформили отношения.
Кадр из фильма «Семь дней Надежды», 1988 г.
Однако семейная жизнь не заладилась с самого начала, супруг много пил, отвечал взаимностью многочисленным поклонницам. В итоге Мария Пастухова не стала отказываться от распределения в Брестский русский театр, оставив супруга в Москве.
Этот брак окончательно распался в 1945 году, когда Крючков увлекся очередной молоденькой актрисой. Мария Пастухова, к тому времени ставшая звездой театра Советской Армии, познакомилась с писателем и драматургом Борисом Войтеховским, за которого вскоре вышла замуж.
На сцене любимого театра она выкладывалась полностью. Так, что за кулисами нередко теряла сознание от нервного перенапряжения. Зато ее роли в таких спектаклях как «Воевода», «Дама с камелиями», «Дядя Ваня» «Ужасные родители» были признаны эталоном актерского мастерства.
Мария Пастухова была не просто убедительна, она проживала на сцене жизни своих персонажей. То же самое было и в кино, хотя на счету у актрисы всего лишь два десятка фильмов.
Однако независимо от того, какая роль доставалась Пастуховой, исполняла она ее безупречно. Именно на съемочной площадке женщина воплотила свою давнюю мечту и на время превратилась во врача.
Правда, у зрителей она неизменно ассоциировалась с Надеждой Крупской – жену вождя мирового пролетариата ей пришлось играть в кино пять раз.
Кроме этого, Пастухова принимала участие в съемках фильмов «Малахов курган», «Русский лес», «Метель», «Следствие ведут знатоки», «Щит и меч».
Успех этой актрисы не был ошеломляющим, но ее по-настоящему ценили и любили не только зрители, но и коллеги. Народной артистки РСФСР и талантливой актрисы не стало 25 октября 2003 года.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник