Актриса матлюба алимова биография личная жизнь
Биография
Узбекистан – Россия – Узбекистан. Затем снова Россия, а потом – опять родной Узбекистан. В первый раз Матлюба Алимова приехала в Москву, движимая мечтой об актерстве. Во второй – чтобы как-то прожить. И всегда возвращалась назад. Любимица миллионов, одна из самых экзотически красивых артисток Советского Союза на пике популярности не знала отбоя от поклонников и ролей, а в итоге какое-то время вынуждена была перебиваться случайными заработками.
Детство и юность
12 августа 1954-го в Андижане, городе, подарившем миру поэта Мухаммада Юсуфа, хирурга Рената Акчурина, командира Валентина Комарова, на свет появилась девочка, которая позднее оказалась объектом восхищения советских граждан.
Матлюба Алимова в молодости
И хотя многие из них потом, ориентируясь на главные роли Матлюбы (Матлубэ), не сомневались, что она действительно цыганка, на самом деле ее отец Фархат узбекской национальности, а предками матери являлись и немцы, и поляки, и грузины, и русские. Вероятно, результатом смешения такого немалого количества кровей и стала необычная чувственная внешность актрисы.
Родители познакомились случайно – в башкирской столице Уфе во время прохождения срочной службы солдат Алимов страстно влюбился в белокурую красавицу. И увез к себе на родину – создавать семью и воспитывать детей. Но многочисленная родня воспротивилась «чужой», и вскоре, несмотря на трех дочерей (Матлюба – средняя из них), супруги развелись.
«Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было. Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа сейчас свободна от злобной памяти», – рассказывала актриса Татьяне Устиновой.
Интервью, где Алимова делилась неизвестными фактами своей биографии и редкими фотографиями с писательницей, произошло на телевизионной программе «Мой герой» в апреле 2017-го.
Матлюба Алимова в программе «Мой герой»
В молодые годы Матлюба и не догадывалась о собственной привлекательности – мальчишки то и дело обижали и подтрунивали над соседкой, а в школьном кабинете, когда шла перекличка, все оборачивались посмотреть, на месте Алимова или нет.
По личному комментарию, ощущение себя «гадким утенком» – это следствие детского сада, вернее, инцидента, когда ее до рыданий и внутренней ломки довели нравоучения суровой воспитательницы в присутствии остальных малышей. То, что что-то в ней изменилось, девушка осознала в 9-м классе, когда, вытянувшись за лето до роста 176 см, столкнулась в коридоре с двоечником и модником Сашкой Самойленко – парень чуть шею не сломал.
Матлюба Алимова
Узбекистан ее детства – цветущие вишни весной, красные маки, мята, разноцветье трав, солнце и неизменный гул от пчёл. И, конечно, тутовник – лакомство для ребят. С ранних лет Матлюба всегда могла придумать себе занятие самостоятельно – шила наряды для кукол, играя с водой, представляла, что это водопады, а добавив вокруг немного цветов, фантазировала о сказочном мире.
В среднем учебном заведении предпочтение отдавалось исключительно русскому и литературе, которые вела «прекрасная душа» – классный руководитель Василина Петровна.
Актриса Матлюба Алимова
Серьезное решение – поступать в столичный театральный институт – пришло неосознанно, как будто сверху направили на истинный путь. Плюс – доверие матери, не ставшей препятствовать дочери. В то время старшая сестра уже жила в Москве с семьей, и Матлюба остановилась у нее. Документы подавала в единственный вуз – ВГИК, выучив для вступительного экзамена монолог Земфиры из «Бахчисарайского фонтана».
К концу 1-го курса студентку Алимову отчислили – за профнепригодность. Но вскоре вернули обратно. А потом пришел обожаемый Алексей Баталов, кардинально перевернувший жизнь и работу в институте.
Фильмы
Дебют в кино пришелся на 1979-й. Алимовой доверили роль в пушкинских «Маленьких трагедиях», где ее партнерами значились признанные мэтры – Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий. Рассказывая о сотрудничестве с последним, Матлюба Фархатовна вспоминала:
«Он не фальшивит, открыт на всю катушку. Не было такого, чтобы он был как-то надут или нес себя – ни секунду, мне было с ним легко, как будто давно работаем вместе».
Матлюба Алимова в фильме «Цыган»
В том же году на экраны вышел «Цыган» и принес начинающей актрисе бешеную всесоюзную популярность. В том числе признание «своей» среди кочевого народа. Чтоб не разочаровать многомиллионную советскую аудиторию, режиссер даже решился на изменение финала – Будулай, как известно, вернулся.
Впрочем, в фильмографии артистки немало работ, где она перевоплощалась не только в цыганок – в «Василии Буслаеве» она византийская императрица, в «Изобретателе фараона» – египетская царица. Снималась Матлюба активно и много до лихих 90-х.
Матлюба Алимова в фильме «Василий Буслаев»
После развала страны Алимова уехала на родину и занялась реставрацией национальной старинной вышивки. Ее пропажу с телеэкранов некоторые СМИ и зрители связывали с алкоголизмом и нищенствованием, но эта информация далека от истины.
Когда это дело перестало приносить прибыль, а квартира на окраине Ташкента оказалась арестована в виду неуплаты коммунальных услуг, женщина снова подалась в Москву. От охватившего отчаяния помог найти путь московский священник. Вскоре Матлюба решилась на принятие православия. Но даже в минуты душевного надлома ей и в голову не приходила мысль поступиться своими принципами и согласиться на роль не по душе – такова «баталовская» выправка.
Матлюба Алимова в купальнике
В нулевых она вернулась к съемкам, сыграв в «Балладах о гусарах» и «Тарасе Бульбе», посещала кинофестивали. Например, в 2003-м на «Киношоке» от нее не могли оторвать взгляд не только на официальном приеме, но и на пляже, где она была в белоснежном купальнике.
Личная жизнь
Матлюба рано вышла замуж – когда только-только начала осваивать азы любимой профессии. Главный наставник Алексей Баталов никак не прокомментировал новость о замужестве студентки-отличницы, а просто смерил взглядом. Но девушку захлестнули сильные чувства, устоять перед которыми не смогла, к Мурату Ахметову.
Матлюба Алимова в 2018 году
За 3 года брака от них ничего не осталось. И виной тому – беспричинная ревность супруга, приведшая к разводу. В дальнейшем красавица получала немало предложений руки и сердца, но на вопросы о личной жизни отвечала лаконично:
«Моего первого опыта хватило, чтобы не захотеть замуж во второй раз».
Матлюба Алимова сейчас
Матлюба Фархатовна охотно принимает приглашения поговорить по душам с журналистами, приезжая специально для этого из Ташкента, например, с Юлией Меньшовой в «Наедине со всеми» или с Андреем Малаховым в «Сегодня вечером».
Матлюба Алимова в программе «Наедине со всеми»
Женщина также занимается дизайном, изредка соглашается на съемки в кино: к началу 2019-го последней работой значились «Мухаморы» 3-летней давности.
Фильмография
- 1979 – «Маленькие трагедии»
- 1979 – «Цыган»
- 1983 – «Василий Буслаев»
- 1983 – «Сказка о Звёздном мальчике»
- 1986 – «Возвращение Будулая»
- 1989 – «Маленький человек в большой войне»
- 1991 – «Дикое поле»
- 1992 – «Снайпер»
- 1992 – «Они»
- 1993 – «Красный поезд»
- 2005 – «Баллады о гусарах»
- 2009 – «Тарас Бульба»
- 2010 – «Подарок судьбы»
- 2010 – «Точка кипения»
- 2016 – «Мухаморы»
Источник
Матлюба Алимова
Матлюба Фархатовна Алимова (Матлубэ Ахметова). Родилась 12 августа 1954 года в Андижане (Узбекская ССР). Советская, узбекская и российская актриса. Исполнительница роли Насти в фильме «Цыган».
Матлюба (Матлубэ) Алимова родилась 12 августа 1954 года в узбекском городе Андижан.
Отец – Фархат Алимов, по национальности узбек.
Мать имеет русские, грузинские, немецкие и польские корни.
У нее есть две сестры.
Ее родители познакомились в Уфе, откуда родом мать. Отец же проходил там срочную службу. Когда он привез свою жену в Андижан, то родственники восприняли невестку в штыки из-за ее неузбекской национальности. Они не смирились с выбором и регулярно приводили отцу Матлюбы других невест. В итоге у отца все-таки появилась другая семья. Ее родители расстались.
Однако на отца девушка зла не держала. Она говорила: “Когда мама отправила папу к другой жене, мы, все три сестры, взяли сторону мамы. Но на отца никогда обиды не было. Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа свободна от злобной памяти”.
Узбекского языка она не знает. По ее словам, это из-за того, что в детстве ее очень часто обижали сверстники-узбеки.
После окончания школы с первого раза поступила во ВГИК. Изначально училась на курсе Бориса Бабочкина. Но после первого года обучения решением мастера курса Алимову в числе ещё семерых сокурсников выгнали за профнепригодность. Она вспоминала: “У меня был маленький платочек, я утирала им слёзы, выжимала и снова вытирала слезы. А вскоре Борис Андреевич скончался, и нас четверых, кто не перевёлся на другие факультеты, восстановили”. Ее новым мастером курса стал Алексей Баталов. И у него ранее профнепригодная Матлюба Алимова стала отличницей.
В 1978 году окончила актерский факультет ВГИКа, мастерская А. Баталова.
С 1978 года – актриса киностудии «Узбекфильм».
В кино дебютировала еще будучи студенткой – в 1975 году сыграла небольшую роль в фильме «Баллада о белогривой».
Первой заметной работой стала роль Лауры в «Маленьких трагедиях» режиссёра Михаила Швейцера. Партнёром Матлюбы стал Владимир Высоцкий. Она запомнила съемки на всю жизнь. Матлюба Алимова говорила: “У меня был трепет: главное, чтобы я своей игрой ничего в фильме не испортила. С Владимиром Семёновичем мне было легко. Мы с ним быстро перешли на “ты”, и это как-то получилось само собой”.
Матлюба Алимова в фильме “Маленькие трагедии”
В 1980 году сыграла свою первую главную роль – Малику – в мелодраме Зиновия Ройзмана «В стремнине бешеной реки».
Матлюба Алимова в фильме “В стремнине бешеной реки”
По-настоящему широкая известность и любовь зрителей пришли к ней после роли цыганки Насти в телеэпопее про Будулая – фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая».
После роли Насти в «Цыгане» она – узбечка – стала своей для цыган. Актриса вспоминала: “Когда я видела на улице цыган, сразу переходила на другую сторону улицы. Сказать, что они меня полюбили – ничего не сказать. Цыгане меня своей считали. Так и говорили: «Настя, ты наша». Надо хорошо знать эту нацию, чтобы понять: такие слова дорогого стоят. Цыгане чужаков не признают и своими просто так не называют”.
Матлюба Алимова в фильме “Цыган”
1980-е стали пиком карьеры актрисы. Она сыграла заметные (часто – главные) роли в лентах «Встреча у высоких снегов» (Зебо), «Василий Буслаев» (Ирина), «Жаркое лето в Кабуле» (Сухейль), «О том, чего не было» (Матлюба), «Восточный коридор, или Рэкет по…» (Линда), «Дикое поле» (Фатима).
Матлюба Алимова в фильме “Дикое поле”
Распад СССР и кризис отечественного кино сказался и на судьбе Матлюбы Алимовой. Работы на экране не стало. В 1990-е она занималась реставрацией бухарских и шахрисабских вышивок, чтобы заработать деньги.
В 2000-е исполнила несколько небольших ролей в фильмах и телесериалах. Снялась в картинах «Баллады о гусарах», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -1», «Тарас Бульба», «Подарок судьбы», «Судмедэксперты», «Мухаморы» и др.
Живет в Москве.
Матлюба Алимова. Мой герой
Рост Матлюбы Алимовой: 173 сантиметра.
Личная жизнь Матлюбы Алимовой:
Один раз была замужем. Детей нет.
Бывший муж – Мурат Ахметов, наполовину русский, наполовину казах. Познакомились во ВГИКе. Мурат был студентом режиссерского факультета. Как говорила Матлюба, она выходила замуж по большой взаимной любви. Однако брак не сложился. Муж был очень ревнив. Она вспоминала: “Чудовищно ревнив. Причем абсолютно без повода. Он постоянно во мне сомневался, цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить в какой-то мнимой измене. Самый невинный мужской взгляд в мою сторону приводил его в бешенство. А мне приходилось оправдываться. Мерзко, унизительно, несправедливо!”.
В итоге брак распался. О своем бывшем муже Матлюба вспоминает редко, даже не интересовалась его дальнейшей жизнью. “Мурат сильно постарался, чтобы испортить наши отношения. Я человек преданный, мягкий, и меня надо действительно очень жестоко обидеть, чтобы выпасть из моей жизни навсегда”, – говорила она.
Опыта, полученного в браке, ей хватило, чтобы не захотеть идти замуж во второй раз.
В последние годы она обратилась к вере – во многом из-за неудач в личной жизни. “Не было бы духовной жизни, я давно бы спилась или в петлю влезла”, – признавалась она.
В какой-то момент, когда у актрисы не было жилья, ее приютил настоятель московского храма Святых Ирины и Екатерины. “Отец Тихон, игумен Сретенского монастыря – ВГИКовец. Мой однокурсник Леонид Каюров учился в семинарии с Андреем Кураевым, он священник”, – делилась она.
Все предки Алимовой были мусульманами, но самой ей ислам не по душе. Матлюба Алимова поясняла: “Мне тесно там. Мне неинтересно, меня сжимает все, сдавливает”.
Фильмография Матлюбы Алимовой:
1975 – Баллада о белогривой
1976 – Седьмой джинн – эпизод (нет в титрах)
1979 – Цыган – Настя, цыганка
1979 – Маленькие трагедии – Лаура
1980 – В стремнине бешеной реки – Малика
1981 – И с вами снова я… – цыганка Таня
1981 – Встреча у высоких снегов – Зебо, жена Ураза
1982 – Сегодня и всегда (Имрӯз ва ҳамеша) – Парвина
1982 – Василий Буслаев – Ирина, императрица византийская
1983 – Сказка о Звёздном мальчике – ясновидящая и цыганка
1983 – Жаркое лето в Кабуле – Сухейль, молодой врач, выпускница мединститута
1984 – Фраги – разлученный со счастьем – эпизод
1985 – Возвращение Будулая – Настя (как Матлюба Ахметова)
1986 – О том, чего не было – Матлюба
1989 – Шакалы – Шабатаева
1989 – Маленький человек в большой войне – мать
1990 – Восточный коридор, или Рэкет по… – Линда
1991 – Дикое поле – Фатима
1992 – Снайпер – секретарша Саланте (в титрах – Матлюба Ахметова)
1992 – Они
1992 – Изобретатель фараона
1993 – Красный поезд (Qırmızı qatar)
2002 – Товарищ Бойкенджаев (Ўртоқ Бойкенжаев) – Умарова
2005-2007 – Баллады о гусарах – цыганка Зара
2007 – Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -1 – мать Луизы (нет в титрах)
2008 – Талгат Нигматулин. Притча о жизни и смерти (документальный)
2008 – Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный)
2009 – Тарас Бульба – служанка Эльжбеты, татарка
2009 – Подарок судьбы – цыганка
2010 – Точка кипения – 1-ая жена Бахтияра
2010 – Судмедэксперты – Стелла Гулиева
2016 – Мухаморы
Источник
За развитием отношений Клавдии и Будулая – Клары Лучко и Михая Волонтира – с придыханием следила вся страна. Ну как же: донская казачка влюбилась в цыгана! На страстном мелодраматическом фоне могли затеряться даже звезды советского экрана – Майя Булгакова, Нина Русланова, Иван Рыжов, Владимир Заманский. Не говоря уж о начинающих актерах…
Однако талант режиссера Александра Бланка (за 25 лет он и снял-то всего 9 фильмов, среди которых самые яркие – два мини-сериала о судьбе Будулая) дал в полной мере раскрыться всем участникам киноэпопеи. Яркой красавице с выразительными серо-зелеными глазами и точеной фигурой Матлюбе Алимовой – исполнительнице роли цыганки Насти – особенно. Природные внешние данные и уроки учителя Алексея Баталова во ВГИКе добавили ей сразу столько очков, что цыгане всего Советского Союза признали актрису своей. Издалека увидев Матлюбу, тут же подходили, заговаривали на цыганском языке. И очень удивлялись, что она не понимает. А Алимова даже узбекского не знает, хотя по папе – узбечка, родилась и выросла в Андижане.
«Ну, ты хоть переспала с Высоцким?»
Справедливости ради, «Цыган» не был первой работой Матлюбы Алимовой. После окончания института выпускницу сначала пригласил в «Маленькие трагедии» Михаил Швейцер – в трехсерийном фильме к большому юбилею Пушкина снимался весь цвет отечественного кинематографа, последнюю роль сыграл Владимир Высоцкий. И такие страсти у Лауры и дона Гуана кипели на площадке, что странно было бы не заподозрить коллег в служебном романе. Матлюба называла Высоцкого на «ты», хотя для большинства он был исключительно «Владимиром Семеновичем». А уж когда актер пригласил дебютантку на свой концерт и заехал за ней на «Мерседесе», сомнений просто ни у кого не осталось. Сама Матлюба о слухах узнала позже. И сильно разочаровала тех, кто, без стеснения спрашивал: «Ну, ты с ним хоть переспала?..» В работе они были на равных, никакого снобизма дебютантка в звезде не увидела. И для нее он так и остался большой планетой по имени Высоцкий. Теплой. И недосягаемой.
Матлюба Алимова в фильме «Маленькие трагедии» (1979)
Муж оказался ревнивцем, деспотом
Личная жизнь Матлюбы поначалу была такой же яркой, как начало ее карьеры в кино. Во ВГИКе она встретила Мурата Ахметова с режиссерского курса. Год длился конфетно-букетный период – парень едва ли не пылинки сдувал с любимой. Был нежным, заботливым. Лучшего мужа не найти, думала Матлюба. Но уже в день свадьбы засомневалась. И с большим трудом выдержала три года семейной жизни, в которой было и битье посуды, и вскрытие вен благоверным… Все общежитие ВГИКа следило за отношениями полуузбечки и полуказаха. Мурат оказался не просто чудовищным ревнивцем – в бетонном столбе мог увидеть соперника, но настоящим деспотом, который замучил жену беспричинными подозрениями и скандалами… «А я по натуре верная и преданная. До неприличия. Даже мысли дурной не допускала», – будто оправдывалась потом Матлюба.
Матлюба Алимова в фильме «В стремнине бешеной реки» (1980)
Первый – студенческий – брак оказался для нее и последним. Нет, разумеется, у эффектной женщины были еще отношения с мужчинами, и даже длительные. Но порог загса актриса больше не переступала. И детей ни от одного из партнеров так и не родила. Несколько абортов, сильное охлаждение на съемках сделали свое черное дело…
Да и с карьерой после саги о Будулае не заладилось. Два фильма по четыре серии, растянувшиеся на несколько лет, конечно, позволили Алимовой насладиться славой. Была она такая, что многим, как говорится, «…и не снилось».
А потом грянули 1990-е. И Матлюба просто исчезла с экранов. Изредка поступали невнятные предложения, что-то даже выходило в свет. Но… И картины между «Цыганом» и «Возвращением Будулая», и работы после – все меркло в тени цыганки. Долгое время зрители даже звали актрису Настей. Даром, что еще трижды Матлюбе пришлось сыграть в кино… цыганок. Ох уж эти режиссерские стереотипы!
Маленькая «однушка» и большая вера
Не зная узбекского, какое-то время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Потом бросила все – рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде вернуться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Да и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье при храме – в состоянии страшной депрессии актриса окрестилась. Православная вера и спасла от отчаянных поступков.
Вернувшись в Ташкент, Матлюба случайно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о кино никогда не оставляла. Однажды даже приехала на российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего более обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не случилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.
Когда-то у Матлюбы Алимовой была страстная любовь, всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня – только маленькая «однушка» в Ташкенте. И большая вера. Она очень хочет сниматься в хорошем кино. И… жить в России.
Матлюба Алимова. 2000 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман
Источник