Актриса нато шенгелая личная жизнь
Роскошная актриса, обладающая восточной красотой и природной грацией восхищала умы мужчин, режиссеры преклонялись перед ней, она играла лучших аристократок и наверно трудно было бы найти в нашем кинематографе еще одну такую Герцогиню…
Ариадна Шенгелая
Отец Ариадны Всеволод Эдуардович Шпринк потомок старинного немецкого рода. Еще при Петре I предки его приехали в Россию и освоились на этих землях. Всеволод Эдуардович был известным экономистом, он пытался уехать в столицу и там работать, но власти были категорически против. В 1937 году его арестовали, за самовольное проникновение в Москву и отправили в Магадан на долгие 26 лет. Мама Ариадны все же смогла приехать в столицу вместе с дочерью.
Первый раз красавица Ариадна Шпринк вышла замуж на втором курсе ВГИКа за Эльдара Шенгелая. Молодой человек учился на режиссерском факультете, его родители были знаменитыми грузинскими кинематографистами. В институте все завидовали Эльдару, девушку считали самой красивой и одаренной студенткой.
Эльдар Шенгелая
Вскоре супруги уезжают в Тбилиси, в 1958 году у них родилась дочь Нато. Ариадна пожив с мужем понимает, какой у него темпераментный и взрывной характер, в доме царит патриархат, актриса во всем подчиняется супругу. Единственной отдушиной Ариадне служит русский драматический театр имени Грибоедова.
Свою первую престижную награду актриса получает за роль Татьяны Лариной в фильме-опере «Евгений Онегин», она становиться лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля.
Ариадна Шенгелая
В 60-е годы режиссеры предлагали актрисе одну роль за другой, с ее участием выходят замечательные картины грузинской киностудии «Суд сумасшедших», «Увольнение на берег», «Белый караван», «Гранатовый браслет».
Ариадна Шенгелая
Пресса восторгается игрой молодой, талантливой актрисы, а поклонники ее боготворят за аристократическую красоту.
На экраны в 1966 году выходит фильм-драма «Выстрел», Ариадна блестяще сыграла графиню, она настолько тонко передала характер своей героини, что вскоре актрису будут называть не иначе как Графиней советского кинематографа.
В 1967 году у супругов родилась вторая дочь Катюша, как только дочка подросла, Ариадна снова начинает много сниматься, выходят картины «Не горюй!», «Угол падения», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Таланты и поклонники».
Ариадна Шенгелая
Но если в творческой жизни у актрисы все было благополучно, то в семье назревала давно буря. Супруги вместе прожили 22 года, и наверно у Ариадны просто не хватило терпение выносить тяжелый характер мужа. По обоюдному согласию они решили расстаться.
Эльдар долго не оставался в холостяках. Он женился на Нелли Новлинидзе, которая работала искусствоведом. У супругов родилась дочь Елена. Судьба у дочери была трагическая, она погибла в автокатастрофе.
кадр из фильма “Евгений Онегин”
Ариадна Всеволодовна всегда считалась скрытной женщиной и в свою личную жизнь никому не позволяла вмешиваться. О ее втором муже известно немного. Игорь Копченко был актером, но в кинематографе слыл мастером дубляжа. По своей натуре очень добрый и порядочный человек, прекрасно относился к Ариадне и ее дочерям.
О том, как Ариадна познакомилась со своим вторым мужем она никому не рассказывала, даже своим дочерям, предположительно известно, что могли встретиться и познакомиться в Тбилисском театре. Их семейную жизнь можно назвать счастливой, но очень короткой.
В 2003 году Игорь Петрович скончался от сердечного приступа. Через два месяца ему бы исполнилось 57 лет.
Ариадна Шенгелая, 81 год
После смерти Игоря, Ариадна перестала сниматься. Всю себя посвятила детям и внукам. А потом и правнукам.
В 2002 году актрисе предложили сняться в ленте «Бабий Яр» и она дала свое согласие, но потом передумала. Больше актриса не принимала приглашения на съемки, отказывалась от любых контактов с прессой, общается только со своими близкими.
Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
В детстве, когда я перебирала открытки с актёрами советского кино, мой взгляд надолго задерживался на открытке с её изображением. Ариадна Шенгелая: меня буквально завораживало и её экзотическое имя, и утончённая красота её лица.
Ариадна Шенгелая. Фото: pinterest
Девичья фамилия Ариадны Шенгелая — Шпринк. Говорят, по отцовской линии она происходит из старинного немецкого рода, осевшего в России ещё в XVI-XVII веках.
Дебютом в кино для актрисы стала роль в фильме “Екатерина Воронина”. Но впервые зрители заметили Ариадну и полюбили её, увидев в 1958 году фильме “Евгений Онегин”. Шенгелая сыграла Татьяну Ларину, а Светлана Немоляева — Ольгу.
Эту роль можно считать точкой отсчёта актёрского успеха Шенгелая. В 1964 году она сыграла главную роль в “Гранатовом браслете” и более чем органично смотрелась в ролях женщин прошлого века. Зрители восхищались её красотой и талантом. Но к тому моменту сердце очаровательной актрисы давно было занято.
Ариадна Шенгелая покоряла красотой. Фото: pinterest
Ещё в студенческие годы Ариадна вышла замуж за режиссёра Эльдара Шенгелая. Многие на курсе ему завидовали. Ещё бы: Ариадна была завидной невестой. Девушка была превосходно воспитана, красива, умна. Она взяла фамилию мужа и полностью окунулась в патриархальную жизнь Грузии: после окончания учёбы Ариадна и Эльдар уехали в Тбилиси. С 60-го года Шенгелая была актрисой киностудии “Грузия-фильм”.
Эльдар и Ариадна казались красивой и гармоничной парой. Они были молоды, привлекательны, заняты в одной профессии. И, хотя брак продлился больше 20 лет, лёгким и безусловно счастливым его назвать нельзя.
Эльдар и Ариадна Шенгелая. Фото: pinterest
К концу 60-х у пары было уже двое дочерей. В 1958 году родилась Нато, в 1967 — Катя. Справляться с бурным нравом и темпераментом мужа Ариадне становилось всё труднее. Долгое время она терпела и сохраняла семью: всё ради детей.
Подавая на развод, Шенгелая думала о своих дочерях. Но в итоге приняла единственно правильное решение. После расставания с Эльдаром актриса вернулась в Москву и жила на два города: часто летала в Тбилиси. В столице России Ариадна вышла замуж за актёра Игоря Копченко. С ним актриса познакомилась ещё в Грузии.
В Москве Шенгелая работала на киностудии Горького и активно снималась. Но главных ролей актрисе уже не предлагали.
А. Шенгелая. Фото: pinterest
В 90-е ролей стало ещё меньше: в то непростое десятилетие Шенгелая сыграла всего в 5 картинах. В последний раз она появилась на экране в 2002 году в фильме “Бабий Яр”. И с тех пор об Ариадне ничего не слышали даже самые преданные поклонники.
Актриса всегда вела закрытый образ жизни. Вот и в 2003 году мало кто знал, что она потеряла второго мужа. Шенгелая долго переживала, но потом актриса нашла отдушину в семье: она вернулась в Тбилиси и погрузилась в домашние заботы.
А. Шенгелая сейчас. Фото: pinterest
13 января 2020 года Ариадне Шенгелая исполняется 83 года. Она живёт в Тбилиси в окружении большой семьи. Сейчас актриса не изменяет своей философии: она не даёт интервью и много лет отказывается от любых предложений режиссёров, не выходит на театральные подмостки.
Актриса занималась преподаванием сценической речи. Но затем совсем ушла из публичной профессии. Сейчас её любимая роль — роль бабушки. Дочери Шенгелая иногда бывают в Москве и останавливаются в квартире матери.
Ариадна Шенгелая тогда и сейчас. Фото: pinterest
Даже в почтенном возрасте Ариадна Шенгелая — воплощение интеллигентности и красоты. А какие фильмы с этой актрисой запомнились вам больше всего?
Источник
Ариадна Шенгелая – актриса, чье имя было хорошо знакомо отечественным зрителям. В последние несколько десятилетий она перестала появляться на экранах и давать интервью, тогда как в советские времена многие режиссеры мечтали увидеть ее в своих картинах. Амплуа Ариадны Шенгелая – аристократичные красавицы, утонченные и статные. Поднявшись на вершину популярности, она предпочла уйти. Актриса осталась в памяти поклонников обворожительной и талантливой.
Ариадна Шенгелая в кинокартине “Гранатовый браслет”. Кадр из фильма
Восточные черты лица Ариадны всегда вызывали среди зрителей любопытство и споры о ее национальности. Она родилась в обыкновенной московской семье. Отец по происхождению был немцем, а мать – русской. Детские годы Шенгелая трудно назвать счастливыми, они совпали с Великой Отечественной войной. На семью обрушилось и другое несчастье – арест отца Ариадны. Причиной стала его национальная принадлежность. Мужчина провел в лагерях более 25 лет.
Окончив школу, Шенгелая потупила во ВГИК. Первые роли в кино девушка исполнила еще в студенческие годы. Постепенно пришла известность и зрительская симпатия, а также признание в профессии. Режиссеры начали все чаще приглашать Ариадну сняться в картинах. Актриса получила свои первые награды. Со временем количество лент, в которых она постоянно снималось, росло. Почти каждый год на экраны выходило по несколько фильмов, где Шенгелая принимала участие.
Ариадна Шенгелая в молодости. Фото взято из свободного источника
Не менее удачно складывалась и работа на театральной сцене. Актерская игра Ариадны восхищала публику, коллег по цеху, критиков. Она все чаще получала главные роли. Зрители ходили на ее спектакли, восхищались талантом.
В 90-е годы, когда многим актерам и режиссером пришлось столкнуться с трудностями, Шенгелая продолжала сниматься в кино, хотя и реже, чем раньше. А в 2000-х ее имя пропало с театральных афиш, она перестала появляться на экранах. С тех пор актриса занимается только семьей и домом, не общается с журналистами и не рассказывает о личной жизни. Во время празднования юбилея Шенгелая виновницу торжества представляли дочери. Они от имени матери общаются с почитателями ее таланта, которые до сих пор не забывают звезду отечественного театра и кино.
Ариадна Шенгелая и её первый супруг. Фото взято из свободного источника
Несмотря на то, что Ариадна предпочитает не распространяться о подробностях семейной жизни, публике известно, что у актрисы есть дети. В первый брак она вступила еще в студенческие годы. Ее мужем стал режиссер Эльдар Шенгелая. Девичья фамилия Ариадны – Шпринк.
Ариадна Шенгелая со старшей дочерью. Фото взято из свободного источника
Эльдар – человек вспыльчивый, как и все грузины. Поэтому актриса постаралась стать для него идеалом восточной супруги. Ариадна не оспаривала его положение главы семейства, вела себя спокойно, не проявляла характер. В браке родилось двое детей – дочери Нато и Катья. Впоследствии старшая Нато решила пойти по материнским стопам. Она снималась в кино. В ее фильмографии 12 картин. Сейчас обе дочери Шенгелая имеют собственных детей и внуков, так что знаменитая актриса может гордиться тем, что стала прабабушкой.
С Эльдаром Шенгелая Ариадна прожила 22 года. После такого продолжительного срока пара рассталась. Дочери рассказывали, что для семьи это был непростой период. Актриса переехала в Москву, а ее дети остались жить в грузинской столице. Ариадне пришлось разрываться между семьей и съемками.
Вторым супругом Шенгелая стал диктор Игорь Копченко. С ним Ариадна провела счастливые годы. Когда мужа не стало, актриса отказалась от театра и кино и посвятила себя дочерям и внукам. Она очень тяжело переживала смерть близкого человека.
Сейчас Ариадне Шенгелая исполнилось 83 года. Из той скудной информации, которая стала известна общественности, можно сделать вывод, что актриса решила оборвать карьеру ради заботы о молодом поколении семьи. Звездная бабушка обожает внуков и правнуков, и именно они стали смыслом ее жизни. Она окружена вниманием множества родственников. А в памяти поклонников имя Ариадны Шенгелая всегда будет ассоциироваться с красотой и талантом.
Невероятные подробности о жизни известной актрисы:
Источник
Биография
Хрупкая красавица, «графиня советского кинематографа» – так современники называли Ариадну Шенгелаю. Артистка, которой более всего удавались роли аристократических особ, была известна и любима миллионами зрителей, востребована в театре и кино, а после внезапно исчезла из поля зрения широкой аудитории, став затворницей.
Детство и юность
О ранних годах в биографии артистки известно мало. Девочка с поэтическим именем из древнегреческих мифов и легенд родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, ныне – столица Узбекистана, в семье Шпринк.
Актриса Ариадна Шенгелая
Отец Всеволод Эдуардович – обрусевший немец. Его предки переехали в Российскую империю еще во времена Петра Великого. Мать Анна Павловна Любимова – русская. Оба родителя жили в Москве. Там они познакомились, а на переезд в далекий Ташкент решились из-за набиравших обороты сталинских репрессий.
Неудивительно, что благодаря необычным имени и фамилии, яркой внешности и месту рождения поклонников творчества интересовал вопрос о национальности артистки. Младшая дочь Ариадны Всеволодовны отмечала, что на 80-летний юбилей мать
«поклонники с гордостью поздравляли как датчанку, грузинку, еврейку, гречанку, немку и как представителя русской нации».
Ариадна Шенгелая в молодости
В год рождения Ады родители решили вернуться в Москву, но отца из-за немецкого происхождения арестовали и приговорили к ссылке. Четверть века он провел в лагерях, реабилитирован лишь в 1955-м. Матери с девочкой удалось перебраться в столицу. Здесь она окончила среднюю школу и поступила во ВГИК им. С. А. Герасимова.
Училась в мастерской народного артиста СССР Владимира Белокурова, который за 30 лет работы в институте кинематографии вырастил многих актеров: Нину Гребешкову, Ию Арепину, Галину Логинову. В 1960-м актриса получила диплом и поступила в труппу Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Фильмы
В первом фильме Ариадна Всеволодовна снялась еще студенткой. Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Леднёвой. Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере. В фильмографии артистки впоследствии появятся свыше 40 картин.
Ариадна Шенгелая в фильме «Евгений Онегин»
Уже через год сыграла Татьяну в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым. За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.
Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!», и вновь главная роль. Партнершей на съемочной площадке стала великая Фаина Раневская. В 1963-м появился «Белый караван», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. Автором ленты выступил ее муж, снявший супругу в главной роли.
Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»
Одной из знаковых картин в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет». Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа. За утонченную манеру игры и аристократизм ее назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи.
На протяжении 1960-х ежегодно выходили до 3 кинолент с ее участием. Это время считается расцветом актерской деятельности Шенгелаи. Исключением стал только 1967 год, когда актриса ушла в декретный отпуск.
Ариадна Шенгелая в фильме «Барышня-крестьянка»
В следующие 20 лет также активно снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них «Барышня-крестьянка» по мотивам повестей Пушкина. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта. Последней ролью на экране стала Хана в ленте «Бабий Яр», повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году.
На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».
Личная жизнь
Первый раз актриса вышла замуж в молодости, на втором курсе ВГИКа. Ее избранник учился в том же вузе на режиссерском факультете. Он выходец из Грузии, сын известных родителей, народной артистки и деятеля искусств, Эльдар Шенгелая. Юноша отличался горячим нравом и вспыльчивым характером, но Ариадна стала истинной восточной женой – мягкой, заботливой, неконфликтной.
Ариадна Шенгелая и Эльдар Шенгелая
Сразу после окончания вуза молодая семья уехала в Тбилиси. В браке родились дети. Старшая Нато появилась в 1958 году. Девочку назвали в честь бабушки по отцовской линии – знаменитой актрисы Нато Вачнадзе, погибшей в авиакатастрофе. Катья родилась в 1967-м. Союз продержался 22 года. Причины, по которым пути творческой пары разошлись, неизвестны, но развод был болезненным. В интервью изданию Eg.ru младшая дочь Катья призналась:
«Мама с папой нелегко расходились. Подробности даже и вспоминать не хочется».
После расставания артистка вновь вернулась в Москву, жила на два города.
Ариадна Шенгелая и Игорь Копченко
Вторым мужем стал Игорь Копченко, диктор и актер дубляжа. Работал на «Культуре», считался «фирменным» голосом телеканала. В 2003 году Игорь Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, не дожив до 57 лет.
Ариадна Всеволодовна тяжело пережила утрату. Вскоре после этого исчезла из поля зрения режиссеров и зрителей, отказывалась от ролей, интервью и публичных выступлений. Фото артистки в преклонном возрасте практически невозможно найти – она осталась в воспоминаниях поклонников молодой и грациозной «графиней».
Ариадна Шенгелая сейчас
В 2017 году артистка отметила юбилей – 80 лет. Поздравления в этот день за нее принимали дочери. О личной жизни актрисы известно мало. После смерти супруга посвятила себя детям, внукам и правнукам. Сейчас живет в Тбилиси и проводит время в окружении семьи. Изредка родственники бывают в Москве, где у актрисы квартира, но Грузия осталась их родным домом.
Ариадна Шенгелая в старости
«У нас принято очень чтить родителей, и мы счастливы жить большой и дружной семьей, – отмечает Катья. – Наша мама в молодости была просто красавицей, настоящей звездой. Я всегда ею гордилась, но в принципе ее популярность не чувствовала, для меня она всегда просто мама».
На 2018 год новых сведений об артистке нет.
Фильмография
- 1958 — «Евгений Онегин»
- 1960 — «Евгения Гранде»
- 1960 — «Осторожно, бабушка!»
- 1963 — «Белый караван»
- 1964 — «Гранатовый браслет»
- 1966 — «Выстрел»
- 1970 — «Ференц Лист»
- 1985 — «Возвращение Будулая»
- 1995 — «Барышня-крестьянка»
- 2002 — «Бабий Яр»
Источник
Ìíîãî ìíîãî ëåò íàçàä, êîãäà ÿ ó÷èëñÿ â ñòàðøèõ êëàññàõ øêîëû, ê íàì â ñåâåðíûé ïðèèñê ïðèâåçëè ôèëüì «Åâãåíèé Îíåãèí». Ê ýòîìó âðåìåíè ÿ óæå ïðî÷èòàë ýòî áåññìåðòíîå ïðîèçâåäåíèå Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà, ïîýòîìó ñ óäîâîëüñòâèåì ïîøåë â íàø êëóá íà âå÷åðíèé ñåàíñ. È êàêîâî áûëî ìîå ðàçî÷àðîâàíèå, êîãäà îêàçàëîñü, ÷òî ýòî ôèëüì-îïåðà, è âñå èñïîëíèòåëè âìåñòî ñëîâ ïåëè ñâîè àðèè. Åäèíñòâåííî, ÷òî ìíå ïîíðàâèëîñü, òàê ýòà èñïîëíèòåëüíèöà ðîëè Òàòüÿíû Ëàðèíîé ñ êàêîé-òî ãðóçèíñêîé ôàìèëèåé è ñòðàííûì èìåíåì Àðèàäíà Øåíãåëàÿ.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ÿ ñíîâà óâèäåë ýòó àêòðèñó â ôèëüìå «Óâîëüíåíèå íà áåðåã», ãäå îíà èãðàëà ìîëîäåíüêóþ äåâóøêó, ïðèøåäøóþ íà ñâèäàíèå ñ ìàòðîñîì âîåííîãî êîðàáëÿ, ñ ãîðåì ïîòåðåé èçðÿäíîé ñóììû êàçåííûõ äåíåã. Êîíå÷íî, ýòî áûëà óæå äðóãàÿ Àðèàäíà. Âìåñòî âëþáëåííîé â Åâãåíèÿ Îíåãèíà áàðûøíè áûëà ìîëîäåíüêàÿ äåâóøêà â ïðîñòåíüêîì ëåòíåì ïëàòüå, íî âñå ðàâíî, îíà ìíå è òàêîì âèäå ãëÿíóëàñü.
Ïîòîì ïðîøëî î÷åíü ìíîãî ëåò, ïîêà ÿ íå óâèäåë å¸ â íåáîëüøîé ðîëè óæå âçðîñëîé æåíùèíû â ìíîãîñåðèéíîì òåëåâèçèîííîì ôèëüìå «ß, ñëåäîâàòåëü». Ðîëü ñîâñåì ìàëåíüêàÿ, íî âûãëÿäåëà Àðèàäíà çàìå÷àòåëüíî, à å¸ áîëüøå íðàâèëñÿ å¸ ãîëîñ. È âîò óæå ñîâñåì íåäàâíî, â Èíòåðíåòå, ÿ óâèäåë ñòàðûé ôèëüì, ïîñòàâëåííûé ïî ðàññêàçó À.Ñ.Ïóøêèíà «Âûñòðåë», ãäå èãðàëè ìîëîäûå Îëåã Òàáàêîâ, Ìèõàèë Êîçàêîâ, Þðèé ßêîâëåâ. Ðîëü æåíû ãðàôà, êîòîðîãî èãðàë ßêîâëåâ, ñûãðàëà Àðèàäíà Øåíãåëàÿ. Êàê âñåãäà, ïðåêðàñíî âûãëÿäåëà è ñûãðàëà ñâîþ ðîëü âåëèêîëåïíî. À íåäàâíî ìíå çàõîòåëîñü óçíàòü, æèâà ëè òàê ïîíðàâèâøàÿñÿ ìíå àêòðèñà, âåäü å¸ óæå äîëæíî áûòü íåìàëî ëåò. È âîò ÷òî ÿ âû÷èòàë â Èíòåðíåòå î íåé.
Àðèàäíà ðîäèëàñü â 1937 ãîäó. Ñòðàøíîå âðåìÿ äëÿ íàøåé ñòðàíû. Øïðèíê – òàêîâà åå äåâè÷üÿ ôàìèëèÿ. Îòåö äåâî÷êè áûë âûõîäöåì èç ñòàðèííîãî íåìåöêîãî ðîäà, îñåâøåãî â Ðîññèè åù¸ â XVI-XVII âåêàõ.
Îíà ïîÿâèëàñü íà ñâåò â Òàøêåíòå, òàê êàê ðîäèòåëè ïåðåáðàëèñü â ýòîò ãîðîä, ÷òîáû íå ïîïàñòü ïîä ìîëîò ðåïðåññèé. Íî, ê ñîæàëåíèþ, îòåö íå èçáåæàë àðåñòà. Ýòî ïðîèçîøëî ïî âîçâðàùåíèè â Ìîñêâó. Îáúÿâëåííûé âðàãîì íàðîäà, îí áîëüøå äâàäöàòè ëåò ïðîâåë â ìàãàäàíñêèõ ëàãåðÿõ. Ïîýòîìó æèçíü Àðèàäíû ïðîñòîé è ëåãêîé íå íàçîâåøü.
Îêîí÷èâ øêîëó, îíà ïîñòóïàåò âî ÂÃÈÊ (àêòåðñêàÿ ìàñòåðñêàÿ Áåëîêóðîâà). Êðàñèâàÿ, óìíàÿ è òàëàíòëèâàÿ – òàê ìîãëè ñêàçàòü ìíîãèå îêðóæàþùèå îá ýòîé äåâóøêå. Áóäó÷è ñòóäåíòêîé âòîðîãî êóðñà, âûõîäèò çàìóæ. Èçáðàííèêîì Àðèàäíû ñòàë íà÷èíàþùèé ðåæèññåð Ýëüäàð Øåíãåëàÿ. ×åðåç ãîä Àðèàäíà Øåíãåëàÿ äåáþòèðîâàëà â êàðòèíå “Åêàòåðèíà Âîðîíèíà”. Ñ ýòîãî ìîìåíòà íà÷àëîñü ñòðåìèòåëüíîå ðàçâèòèå åå êàðüåðû. Îêîí÷èâ èíñòèòóò, àêòðèñà âìåñòå ñ ñóïðóãîì ïåðååçæàåò â Òáèëèñè. Ìåñòîì åå ðàáîòû ñòàëà êèíîñòóäèÿ “Ãðóçèÿ-ôèëüì”.
Àêòðèñà, îáëàäàþùàÿ ÿðêîé è ïðèìåòíîé âíåøíîñòüþ, êîíå÷íî æå, áûëà çàìå÷åíà ðåæèññåðàìè.  ñâîåé äåáþòíîé ðîëè (ìû óæå íåìíîãî ãîâîðèëè î íåé âûøå) àêòðèñà ñíÿëàñü â 1957 ãîäó. Îíà ñûãðàëà ñòóäåíòêó ìåäèíñòèòóòà Èðèíó Ëåäíåâó, äî÷ü Ëåäíåâà (ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ìåëîäðàìà íàçûâàëàñü “Åêàòåðèíà Âîðîíèíà”). Áóäó÷è ñòóäåíòêîé, Àðèàäíà Âñåâîëîäîâíà èñïîëíèëà Òàòüÿíó Ëàðèíó (ôèëüì-îïåðà “Åâãåíèé Îíåãèí”). Ïîñëå ýòîãî þíàÿ àêòðèñà ñûãðàëà íåñêîëüêî ðîëåé âòîðîãî ïëàíà.
Íà÷àâ ðàáîòàòü íà êèíîñòóäèè “Ãðóçèÿ-ôèëüì”, àêòðèñà Àðèàäíà Øåíãåëàÿ ñòàëà ïîëó÷àòü ìíîæåñòâî ïðåäëîæåíèé îò ðåæèññåðîâ. Òàê ïðèòÿãàòåëüíà äëÿ íèõ áûëà åå âîñòî÷íàÿ âíåøíîñòü. Þíûå äåâóøêè, âñòóïèâøèå â ñàìîñòîÿòåëüíóþ æèçíü, îáëàäàþùèå ñèëüíûì õàðàêòåðîì, óìåþùèå äîáèòüñÿ öåëè è ïîíèìàþùèå, ÷òî õîðîøè äëÿ ýòîãî íå âñå ñðåäñòâà, – òàêèå ðîëè åé ïðåäëàãàëè â òîò ïåðèîä. Ñðåäè íèõ ìîæíî íàçâàòü ðîëü Ëåíû Òîïèëèíîé, âîçëþáëåííîé ðàáî÷åãî êîíäèòåðñêîé ôàáðèêè (ðåëèãèîçíàÿ äðàìà Ì. Åðøîâà “Ëþáëþ òåáÿ, æèçíü”).  òðàãèêîìåäèè “Îñòîðîæíî, áàáóøêà!” (ðåæèññåð – Íàäåæäà Êîøåâàðîâà) îíà ñûãðàëà íåìíîãî íàèâíóþ, íî ñåðüåçíóþ íå ïî âîçðàñòó ãëàâíóþ ãåðîèíþ Ëåíó.  ýòîì ôèëüìå ñíÿëàñü è íåñðàâíåííàÿ Ôàèíà Ðàíåâñêàÿ. Ñþæåò êàðòèíû çàêðó÷åí âîêðóã ñòðîèòåëüñòâà íîâîãî Äîìà êóëüòóðû, áþðîêðàòîâ, ïåíñèîíåðîâ, êîòîðûå íåðàâíîäóøíû ê òîìó, êàê îíè ïðîâîäÿò âðåìÿ, èõ îòïðûñêàõ, êîòîðûå ðåøàþò ëþáîâíûå è ëèäåðñêèå ïðîáëåìû.  1962 ãîäó îíà ñûãðàëà â ôèëüìå «Óâîëüíåíèå íà áåðåã», êîòîðûé î÷åíü ïîíðàâèëñÿ ñîâåòñêèì çðèòåëÿì, îñîáåííî ìîëîäåæè.  ýòîì ôèëüìå âïåðâûå ñûãðàë Ëåâ Ïðûãóíîâ, ñòàâøèé âïîñëåäñòâèè èçâåñòíûì èñïîëíèòåëåì ðîëè Âèòàëèÿ Áîíèâóðà, ãåðîÿ Ãðàæäàíñêîé âîéíû íà Äàëüíåì Âîñòîêå.
Î÷åíü ïëîäîòâîðíûìè â òâîð÷åñêîé áèîãðàôèè Àðèàäíû ñòàëè 50-60-å ãîäû. Ïîñòàíîâùèêè áûëè ïîêîðåíû åå âíóòðåííåé ìîùüþ, áîãîòâîðèëè åå, âîñõèùàëèñü òàëàíòîì. Ïîñòóïàëà ìàññà èíòåðåñíûõ ïðåäëîæåíèé. Êíÿãèíÿ Âåðà Íèêîëàåâíà èç ëþáîâíîé äðàìû “Ãðàíàòîâûé áðàñëåò” – ýòî ëó÷øàÿ ðîëü àêòðèñû, êîòîðàÿ ïîìîãëà â ïîëíîé ìåðå ðàñêðûòüñÿ åå ëèðè÷åñêîìó äàðîâàíèþ, íåçàóðÿäíîìó ïîýòè÷åñêîìó îáàÿíèþ. Íà÷èíàÿ ñ ýòîé êàðòèíû, àêòðèñà ñíÿëàñü â âåðåíèöå òèòóëîâàííûõ æåíñêèõ ðîëåé. Îíà ñíÿëàñü â ðîëè ãðàôèíè (äðàìà, ñíÿòàÿ ïî îäíîèìåííîé ïîâåñòè À. Ñ. Ïóøêèíà èç öèêëà “Ïîâåñòè Áåëêèíà”). Çäåñü ñûãðàëè òàêèå çíàìåíèòûå àêòåðû, êàê Ìèõàèë Êîçàêîâ, Þðèé ßêîâëåâ, Îëåã Òàáàêîâ. ß îá ýòîì ôèëüìå óæå ïèñàë.
 ôèëüìå Ã. Äàíåëèÿ “Íå ãîðþé!” Àðèàäíà Øåíãåëàÿ ïðåäñòàëà ïåðåä çðèòåëåì â ðîëè êíÿãèíè Âàõâàðè (ñòàòíîñòü, ôðàíöóçñêàÿ ëåãêîñòü è æèçíåðàäîñòíîñòü – ýòî åå îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû). Âïðî÷åì, â ýòîé êàðòèíå âåñü àêòåðñêèé ñîñòàâ áûë áëèñòàòåëüíûì.
Êíÿãèíÿ Êàðîëèíà Âèòãåíøòåéí – â òàêîé ðîëè ïðåäñòàåò àêòðèñà â èñòîðèêî-áèîãðàôè÷åñêîé êèíîêàðòèíå, êîòîðàÿ áûëà ïîñâÿùåíà òâîð÷åñòâó âåíãåðñêîãî êîìïîçèòîðà Ôåðåíöà Ëèñòà. Ñíèìàëàñü àêòðèñà è ó Ýëüäàðà Øåíãåëàÿ. Îíà ñûãðàëà ïðåêðàñíóþ Ìàðãàðèòó, æåíó Òðèôîíèÿ (òðàãèêîìè÷åñêàÿ ïðèò÷à “×óäàêè”). Çàòåì ïîñëåäîâàëà ðîëü, ñ÷èòàþùàÿñÿ îäíîé èç ëó÷øèõ â òâîð÷åñêîì áàãàæå àêòðèñû, ðîëü Êàññàíäðû, æåíû Äìèòðèÿ Êàíòåìèðà (êèíîëåíòà íàçûâàëàñü “Äìèòðèé Êàíòåìèð”).  ýòîì ôèëüìå Àðèàäíå Âñåâîëîäîâíå óäàëîñü ñ ëåãêîñòüþ âïèñàòüñÿ â åãî àêòåðñêèé àíñàìáëü. Áëàãîäàðÿ ñâîåé æåíñòâåííîñòè è ìÿãêîñòè îíà ïîìîãëà àêòåðó Ì. Âîëîíòèðó ïðåäñòàòü íå òîëüêî â îáðàçå âëàñòíîãî ìîëäàâñêîãî ãîñïîäàðÿ, íî è ëþáÿùåãî ìóæà è îòöà. Äðóãèå êèíîðàáîòû Àðèàäíà Øåíãåëàÿ íå ñ÷èòàëà çàçîðíûì ïîÿâëÿòüñÿ íà ýêðàíå è â ðîëÿõ âòîðîãî ïëàíà, ïðåâðàùàâøèõñÿ â åå èñïîëíåíèè â ñàìûå íàñòîÿùèå êèíîøåäåâðû. Êàê òóò íå âñïîìíèòü ñëîâîîõîòëèâóþ Ýììó Êîíñòàíòèíîâíó (êàðòèíà “Ïåðåä óæèíîì”), äîáðóþ Ìàðèþ (ñêàçêà Á. Ðû÷åâà “Ó÷åíèê ëåêàðÿ”), âëàñòíóþ Àííó Ôåäîðîâíó Ñàìáàðñêóþ (ôèëüì “Ãîëîâà Ãîðãîíû”), óðàâíîâåøåííóþ ìàòü Ñåðãåÿ (ñîöèàëüíàÿ äðàìà È. Ñåëåçíåâîé “Âîò òàêàÿ èñòîðèÿ…”), ýôôåêòíóþ Âåäóíüþ (ñîâìåñòíàÿ ðàáîòà Ãåííàäèÿ Âàñèëüåâà è ×æàí Øèó).
Ïîñëåäíÿÿ êèíîðîëü
Ïîêëîííèêè óâèäåëè òàëàíòëèâóþ àêòðèñó ïîñëå ïÿòèëåòíåãî ïåðåðûâà. Â øåñòüäåñÿò ïÿòü ëåò îíà ñûãðàëà áîãàòóþ è âëèÿòåëüíóþ æåíùèíó, êîòîðàÿ çàíèìàåòñÿ ìåæäóíàðîäíîé ïîëèòèêîé. Îíà ïðèåçæàåò íà ñâîþ Ðîäèíó, íà Óêðàèíó, ñ òåì, ÷òîáû ïîáûâàòü íà ìîãèëàõ áëèçêèõ ëþäåé è îòûñêàòü äåâóøêó, ñïàñøóþ åé æèçíü. “Áàáèé ßð” – òàê íàçûâàåòñÿ ýòîò ôèëüì – ðàññêàçûâàåò îá îäíîì èç óæàñíûõ ïðåñòóïëåíèé 20 âåêà.
 1965 ãîäó ÷èòàòåëè æóðíàëà “Ñîâåòñêèé ýêðàí” ïðèçíàëè Àðèàäíó Øåíãåëàÿ ëó÷øåé àêòðèñîé.  1959 ãîäó îíà ñòàëà ëàóðåàòîì Âñåñîþçíîãî êèíîôåñòèâàëÿ â íîìèíàöèè “Ïðåìèÿ äëÿ àêòåðîâ”.  1979 ãîäó åé áûëî ïðèñâîåíî çâàíèå Íàðîäíîé àðòèñòêè Ãðóçèíñêîé ÑÑÐ, à â 2000 ãîäó – çâàíèå Íàðîäíîé àðòèñòêè ÐÔ.
Ëè÷íàÿ æèçíü Àðèàäíû Øåíãåëàÿ
Áðàê àêòðèñû è ðåæèññåðà Ýëüäàðà Íèêîëàåâè÷à Øåíãåëàÿ ïðîñóùåñòâîâàë äâàäöàòü äâà ãîäà. Ó ñóïðóãîâ ðîäèëèñü äâå äî÷åðè – Íàòî è Êàòüÿ. Ïî âîñïîìèíàíèÿì áëèçêèõ, ñåìåéíàÿ æèçíü íå îáîøëàñü áåç ïðîÿâëåíèÿ êèïó÷åãî òåìïåðàìåíòà Ýëüäàðà Øåíãåëàÿ. Óêëàä ñåìåéíîé æèçíè ñóïðóãîâ áûë ïðàêòè÷åñêè ïàòðèàðõàëüíûì. Àêòðèñà åìó íå ïðîòèâèëàñü, à íàîáîðîò, ïðèíÿëà ãðóçèíñêèå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ æåíùèí â áûòó. Ïîñëå ðàçâîäà (à îí, ïî âîñïîìèíàíèÿì äî÷åðè Åêàòåðèíû, áûë íåïðîñòûì) Àðèàäíà Âñåâîëîäîâíà âåðíóëàñü â Ìîñêâó è ïðîäîëæèëà ðàáîòó íà êèíîñòóäèè èì. Ãîðüêîãî. Ïîäàâàÿ íà ðàçâîä, Øåíãåëàÿ äóìàëà î ñâîèõ äî÷åðÿõ. Íî â èòîãå ïðèíÿëà åäèíñòâåííî ïðàâèëüíîå ðåøåíèå.
Ïîñëå ðàññòàâàíèÿ ñ Ýëüäàðîì àêòðèñà âåðíóëàñü â Ìîñêâó è æèëà íà äâà ãîðîäà: ÷àñòî ëåòàëà â Òáèëèñè.  Ìîñêâå Øåíãåëàÿ ðàáîòàëà íà êèíîñòóäèè Ãîðüêîãî è àêòèâíî ñíèìàëàñü. Íî ãëàâíûõ ðîëåé àêòðèñå óæå íå ïðåäëàãàëè.  ñòîëèöå Ðîññèè Àðèàäíà âûøëà çàìóæ çà àêò¸ðà Èãîðÿ Êîï÷åíêî. Ñ íèì àêòðèñà ïîçíàêîìèëàñü åù¸ â Ãðóçèè. Îí çàìå÷àòåëüíî îòíîñèëñÿ ê äî÷åðÿì Àðèàäíû. Ñóïðóãîâ ìîæíî óâèäåòü âìåñòå â êàðòèíå “Ãîëîâà Ãîðãîíû”. Àðèàäíà Øåíãåëàÿ òÿæåëî ïåðåæèëà ñêîðîïîñòèæíóþ ñìåðòü ñóïðóãà. Åå ïðè÷èíîé ñòàë ñåðäå÷íûé ïðèñòóï. Èãîðþ Êîï÷åíêî ÷åðåç äâà ìåñÿöà äîëæíî áûëî èñïîëíèòüñÿ ïÿòüäåñÿò ñåìü ëåò.
Àêòðèñà âñåãäà âåëà çàêðûòûé îáðàç æèçíè. Î ñëó÷èâøåìñÿ îíà óìàë÷èâàëà â èíòåðâüþ, è ëèøü ïîçæå î áðàêå ðàññêàçàëà äî÷ü. Øåíãåëàÿ äîëãî ïåðåæèâàëà, íî ïîòîì àêòðèñà íàøëà îòäóøèíó â ñåìüå: îíà âåðíóëàñü â Òáèëèñè è ïîãðóçèëàñü â äîìàøíèå çàáîòû. Àêòðèñà çàíèìàëàñü ïðåïîäàâàíèåì ñöåíè÷åñêîé ðå÷è. Íî çàòåì ñîâñåì óøëà èç ïóáëè÷íîé ïðîôåññèè. Ñåé÷àñ å¸ ëþáèìàÿ ðîëü ðîëü áàáóøêè. Äî÷åðè Øåíãåëàÿ èíîãäà áûâàþò â Ìîñêâå è îñòàíàâëèâàþòñÿ â êâàðòèðå ìàòåðè.
13 ÿíâàðÿ 2020 ãîäà Àðèàäíå Øåíãåëàÿ èñïîëíèëîñü 83 ãîäà. Îíà æèâ¸ò â Òáèëèñè â îêðóæåíèè áîëüøîé ñåìüè. Ñåé÷àñ àêòðèñà íå èçìåíÿåò ñâîåé ôèëîñîôèè: îíà íå äà¸ò èíòåðâüþ è ìíîãî ëåò îòêàçûâàåòñÿ îò ëþáûõ ïðåäëîæåíèé ðåæèññ¸ðîâ, íå âûõîäèò íà òåàòðàëüíûå ïîäìîñòêè.
Источник