Актриса не виноватая я
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Светличная.
Светла́на Афана́сьевна Светли́чная (род. 15 мая 1940, Ленинакан, Армянская ССР) — советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1974).
Биография[править | править код]
Родилась 15 мая 1940 года в городе Ленинакан (ныне — Гюмри) Армянской ССР в русской семье. Отец — Афанасий Михайлович Светличный (из села Мирное Краснокутского района Харьковской области) — военный; в годы Великой Отечественной войны служил в контрразведке СМЕРШ, участвовал в спецоперациях, закончил службу в звании подполковника, имея множество правительственных наград[1]. Мать — Мария Фёдоровна Светличная (в девичестве Золотарёва)[2].
Семья Светличных часто переезжала. Светлана пошла в школу в Ахтырке Сумской области, окончила школу в Советске Калининградской области. В 1958 году отец Светланы ушёл в отставку, и семья поселилась в Мелитополе[3]. В этом же году, во многом благодаря настойчивости матери Марии Фёдоровны Светличной[4], Светлане удалось поступить во ВГИК, на курс Михаила Ромма.
В 1963 году, после окончания института, Светлана Светличная стала актрисой Театра-студии киноактёра.
В 1959 году дебютировала в кино: в фильме Михаила Калика «Колыбельная».
Первой яркой ролью стала роковая соблазнительница Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая. В этой роли Светличная с юмором воплотила абсолютно новый на тот момент типаж женщины — современной, стильной, сексуально раскрепощённой, кроме того, фильм содержал редкую для советского кино эротическую сцену.
Она блестяще вписалась в звёздный ансамбль фильма, и её феерической десятиминутной роли поистине хватило ей на всю жизнь, чтобы скрываться от глаз поклонников, которые не перевелись и по сию пору.
…если внимательно пересмотреть ее большие и малые роли до и после Гайдая, то в них за победительной женственностью, сражающей всех наповал, почти всегда скрывалась детская незащищенность от ударов жизни, которые не одолеть одной лишь красотой.
Актриса работала со многими известными советскими режиссёрами: Григорием Александровым в фильме «Скворец и Лира», Станиславом Ростоцким в «Герое нашего времени», Марленом Хуциевым в «Заставе Ильича», Юлием Файтом в фильме «Пока фронт в обороне», Татьяной Лиозновой в фильмах «Им покоряется небо» и «Семнадцать мгновений весны», Георгием Данелия в фильме «Тридцать три», Эдмондом Кеосаяном в фильмах «Стряпуха», «Новые приключения неуловимых», Станиславом Говорухиным в «Место встречи изменить нельзя».
В 1974 году за заслуги в области советского киноискусства Светлане Светличной было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР»[6].
Актриса продолжила кинокарьеру и в постсоветское время.
В апреле 2015 года на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине актриса была награждена призом «За преданность кинематографу»[7]. В «Театре киноактёра» сыграла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной в спектакле «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского. В 2015 году начинала репетировать роль жены Моцарта в спектакле Евгения Лавренчука, где партнёрами были Даниэль Ольбрыхский, Ольга Яковлева и Игорь Ясулович.
Семья[править | править код]
На творческом вечере.
Тула, 2012
В семье Афанасия Михайловича и Марии Фёдоровны Светличных было трое детей: старший брат Валерий Афанасьевич, средний ребёнок — Светлана и младший — Олег Афанасьевич (родился через 13 лет после Светланы, но в один день с ней — 15 мая 1953 года).
Старший брат — Валерий работал механиком на кораблях. На пенсии занимался ремонтом автомобилей[8]. Младший — Олег пошёл по стопам отца: стал военным; вышёл в отставку, живёт в Пензе, работает директором предприятия, производящим мебель и зеркала[8][9].
Светлана Светличная была замужем дважды:
- Первый муж (1961—1995) — Владимир Сергеевич Ивашов (1939—1995), актёр[8].
- Сын — Алексей Владимирович Ивашов (род. 1961)[2], работает стоматологом, женат.
- Внучка — Мария Алексеевна Ивашова — стоматолог.
- Правнук — Владимир Ивашов[10];
- Внучка — Мария Алексеевна Ивашова — стоматолог.
- Сын — Олег Владимирович Ивашов (1972—2006)[11][12] , похоронен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище[12].
- Сын — Алексей Владимирович Ивашов (род. 1961)[2], работает стоматологом, женат.
- Второй муж (1998) — бард, поэт, художник Сергей Иванович Смирнов-Сокольский (1959—2016), с которым актриса была в браке 27 дней[13][14].
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1959 | ф | Колыбельная | Натка |
1963 | ф | Им покоряется небо | Нина Колчина |
1963 | ф | Тётка с фиалками | Светлана |
1964 | ф | Пока фронт в обороне | Катя, связистка |
1964 | ф | Застава Ильича | Светлана |
1965 | ф | Чистые пруды | Катя-русалка |
1965 | ф | Тридцать три | Нина Светлова, диктор телевидения |
1965 | ф | Стряпуха | Павлина Хуторная |
1965 | ф | Герой нашего времени | девушка-контрабандистка |
1966 | ф | Не самый удачный день | Надежда Степанова, сестра Никиты |
1968 | ф | Бриллиантовая рука | Анна Сергеевна |
1968 | ф | Новые приключения неуловимых | дама в собольем палантине |
1968 | ф | Любить | северянка |
1969 | ф | Неподсуден | Вика, стюардесса |
1971 | ф | Держись за облака | советская разведчица |
1973 | мтф | Семнадцать мгновений весны | Габи |
1974 | ф | Скворец и Лира | Генриетта |
1974 | ф | Закрытие сезона | Зоя Моренко, исполнительница мото-аттракциона |
1975 | ф | Когда дрожит земля | Ирина |
1976 | ф | Ты — мне, я — тебе | Валюша, подруга Ивана Кашкина |
1977 | ф | Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика | участница «вокально-инструментального ансамбля» |
1978 | ф | Корень жизни | Сабина |
1978 | ф | Отец Сергий | барыня |
1979 | мтф | Место встречи изменить нельзя | Надя, сестра Ларисы Груздевой |
1979 | ф | Недопёсок Наполеон III | мама Веры Мериновой |
1981 | ф | Третье измерение | Ольга, жена Букреева |
1982 | кор | Мужской почерк | Она |
1983 | ф | Анна Павлова | Маша |
1985 | ф | День гнева | женщина с развалин |
1988 | ф | Охотники в прериях Мексики | крестьянка с семьёй, направляющаяся в район Маппими |
1991 | ф | И возвращается ветер… | камео |
1991 | кор | Предисловие | Имя персонажа не указано |
1994 | ф | Дом на камне | нищенка |
2004 | ф | Богиня: как я полюбила | мама-призрак |
2004 | ф | Дом у солёного озера | Зигрид, немецкая журналистка |
2007 | ф | Звезда империи | гадалка |
2007 | ф | Куратор | Мария Тарасовна, бывшая актриса |
2009 | с | Похищение богини | Афродита Попандос, европейский цирковой продюсер |
2010 | с | Гаражи (17 серия «Выпавшая девушка») | камео |
2012 | ф | Девушка и смерть | старая Нина |
2019 | ф | Беловодье. Тайна затерянной страны | камео |
Съёмки в видеоклипах[править | править код]
- 2010 — Танец перехода (режиссёр Сергей Воеводин)
- 2011 — Молчать (группа «Пилар»)
Политические взгляды[править | править код]
9 февраля 2011 года актриса заявила корреспонденту Радио «Свобода», что она не подписывала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“» и впервые слышит о своей подписи под ним. Она также добавила, что ей жаль Ходорковского, и назвала его «человеком с большой буквы»[15].
Награды и звания[править | править код]
- Почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР» (28 марта 1974 года) — за заслуги в области советского киноискусства[6]
- Золотая медаль имени А. С. Пушкина за монолог Татьяны Лариной (1999)
- Почётный приз за талант и народное признание на МКФ «Фестиваль фестивалей» (2006)
- Премия «Бриллиантовая шпилька» — «Блондинкой по заслугам» (2006)
- Приз зрительских симпатий на XI Бердянском Международном кинофестивале (2008)
- Премия журнала «Hello» «Самая стильная в России», в номинации «Икона стиля» (2009)
- Приз за вклад в комедию на Фестивале «Амурская осень» (2010)
- Премия от телеканала Fashion TV — Fashion People Awards 2011 — титул «Икона стиля» (2011)
- Почётный гражданин города Советска (2011)
- Приз «За преданность кинематографу» на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине (2015)
- Премия Fashion People Awards — «Икона стиля» (2015)
- Победитель VIII Международного кинофестиваля «От всей души» в Ульяновске, в номинации «Легенда российского киностиля» (2016)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кушнирский Я. Н. Светлана Светличная // Актёры советского кино / ред-сост. А. М. Сандлер. — Вып. 9. — М. : Искусство, 1973. — С. 240—251.
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Светланы Светличной
- В гостях у Светланы Светличной
- Интервью Светланы Светличной
- Светлана Светличная. Документальный фильм из цикла «Коллекция Петра Шепотинника» Производство Петра Шепотинника. 1998 г. Россия-Культура. 08.01.2020. 25 минут.
Источник
Светлана Светличная могла сыграть жену Штирлица, но прославилась благодаря роли женщины с «низкой социальной ответственностью» в «Бриллиантовой руке». 15 мая артистка отмечает 80-летие.
Роль прибавила ей лет
Светличная родилась в городе Ленинакан Армянской ССР в семье военного. В кино Светличная заявила о себе сразу. Ещё не закончив ВГИК, Светлана сыграла у Татьяны Лиозновой главную роль в кинодраме 1963 года «Им покоряется небо» Нину Колчину — жену летчика-испытателя Алексея Колчина (эту роль исполнил Николай Рыбников). Светлана Афанасьевна и по сей день благодарит в своих интервью Лиознову за то, что та поверила в неё, совсем ещё «девчонку», и дала возможность воплотить на экране такую сложную женскую судьбу: «До меня ведь многие актрисы пробовались, но режиссер почему-то на мне выбор остановила», — говорит она.
Светлана Светличная, «Им покоряется небо», 1963 г. Кадр из фильма
Как вспоминала Светличная, её для роли Нины «старили», а Рыбникова, наоборот, «омолаживали». В итоге получилась красивая пара. По этой картине Светлана защищала диплом во ВГИКе, и её мастер Михаил Ромм поставил оценку «отлично». По признанию Светличной, роль Нины ей «помогла самоутвердиться в профессии», хотя и далась ой как непросто, буквально перевернув всю душу: «Чтобы сыграть героиню после того, как она потеряла мужа, я неделю отказывала себе в обеде и ужине, лишь утром бутерброд с чаем. Так голодала целую неделю. Похудела на шесть килограммов».
Также для погружения в роль Светличная летала в настоящем реактивном самолетё — причем «убитом». Дело в том, что Лиознова хотела максимальной достоверности в кадре, поэтому потребовала, чтобы в фильме «снимался» настоящий МиГ-9 1946 года, который уже давно был снят с производства. Самолет искали в Китае, куда СССР в свое время отправлял МиГи. А потом вдруг летательный агрегат был найден совсем рядом, в подмосковном Монино. Состояние его было плачевным. Когда после ремонта МиГ-9 взял разгон на взлетной полосе, съемочная группа затаила дыхание от волнения. Самолёт взлетел на небольшую высоту и сразу сел. «Все на площадке были счастливы, будто мы ракету в космос запустили, — рассказывала в одном из интервью Светличная. — Между прочим, поднимая эту рухлядь в воздух, летчик-испытатель Игорь Кравцов рисковал ничуть не меньше, чем его коллеги при создании самолета. Увы, впоследствии, говорят, Кравцов тоже погиб во время испытаний».
После выхода в прокат картина «Им покоряется небо» была удостоена ряда международных призов. Но «лучшей рецензией своей жизни» Светличная считает слова вдовы летчика-испытателя: «Как могла такая юная девочка точно передать состояние, которое испытала я сама, когда муж не вернулся с аэродрома?»
Светлана Светличная, «Семнадцать мгновений весны» 1973 г. Кадр из фильма
Любовь со Штирлицем
Второй ролью, которую сыграла у Лиозновой Светличная, стала Габи Набель в «Семнадцати мгновениях весны» — стенографистка, квартирантка в доме фрау Заурих, работавшая за столиком в кафе «Элефант». Кстати, обеих этих героинь нет в романе Юлиана Семёнова. Став «мамой Штирлица», режиссёр захотела добавить образу разведчика «человечинки» и придумала двух женщин. Первой была пожилая немка фрау Заурих, с которой господин Бользен (Штирлиц) ведет философские беседы и играет в шахматы. Второй — молодая красавица Габи, явно влюбленная в главного героя. По оценке Лиозновой, сцена их медленного танца получилась «исключительной». Нет ни слова о чувствах, ни поцелуя, но происходящее — в рамках фильма «Семнадцать мгновениях весны», конечно же! — можно назвать едва ли не любовной сценой. Полные обожания глаза женщины, лёгкая улыбка мужчины, явно симпатизирующего своей партнерше по танцу, но вынужденного сдерживать себя…
Медленный танец Штирлица-Бользена с Габи получился действительно настолько «человечным», что Лиознова впоследствии стала ждать ударов именно по этой сцене: «Кто-то мог заявить, что Штирлиц вообще голубой или импотент. Я очень этого боялась». Она даже придумала ещё одну сцену, как Исаев спит на поляне, а Габи собирает цветы, а дальше он во сне по-русски говорит: «Мама». Но от этой ветви сюжета Татьяна Михайловна сама же и отказалась, чуть-чуть подумав: побоялась «уйти в дебри».
Как говорит в своих интервью Светличная, она предлагала режиссёру себя на две роли — Габи и жены Штирлица, но сыграла бы её с другой прической и макияжем. По её задумке, у обеих женщин должен был быть один типаж. Таким образом, становилось бы понятно, почему полковник Исаев положил глаз на немецкую стенографистку. «Идея Лиозновой понравилась, но я её поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно».
В интервью «АиФ» Светлана Афанасьевна сказала, что своему мужу актёру Владимиру Ивашову она призналась: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в „Семнадцати мгновениях весны“, мне надо влюбиться в Славу Тихонова». Кстати, муж меня в роли Габи очень любил и относился к профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь». И всё же надо сказать, что однажды, приехав со съёмок, актриса узнала, что муж оформил с ней развод без её ведома — Ивашов устал терпеть её влюбленности. Это шокировало Светлану Афанасьевну, и она разом изменила свой стиль поведения, умолив мужа не уходить от неё и уговорив обвенчаться.
Светлана Светличная и Владимир Ивашов. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман
«Теперь все мужики твои!»
Но вернемся к кино. В каких бы картинах и у каких бы режиссёров Светличная ни снималась — в фильмографии актрисы более 40 работ у Ростоцкого, Хуциева, Данелии, Говорухина и др., — для зрителя она в первую очередь ослепительная блондинка Анна Сергеевна из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Надо сказать, роль досталась Светличной по счастливому совпадению. Анну Сергеевну, соблазняющую героя Юрия Никулина в номере гостиницы «Атлантика», должна была играть Клара Лучко — в интернете, кстати, есть её пробы. Но после долгих раздумий Лучко сочла подобную киноработу несерьезной. Следующей режиссёр утвердил на эту роль Наталью Кустинскую, но она отказалась от съемок ради роли Женечки Земляникиной — младшего сержанта-связистки в картине «Женя, Женечка и „катюша“». Там её привлекал и сюжет, и партнерство с Олегом Далем. Однако, сняв несколько сцен, режиссёр Владимир Мотыль отстранил Кустинскую от роли, о чем рассказывал потом в интервью: «Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: „Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину“». Артистка осталась в картине только на общих планах. Впоследствии Кустинская во всех своих беседах с журналистами рассказывала, что роковую красотку в легендарной ленте «Бриллиантовая рука» должна была играть именно она.
Как бы то ни было, после отказа Кустинской Гайдай провёл пробы для трех актрис на роль — Светличной, популярной в то время эстонской актрисы Эвы Киви и Лилии Юдиной, звезды Малого театра, известной телезрителю по ролям Панночки в фильме «Майская ночь, или Утопленница» Александра Роу.
Светличная рассказывала в интервью, что для проб на неё надели яркую блузку и белые брюки, прикрепили шиньон. В павильоне её ожидали Леонид Гайдай, Андрей Миронов и Анатолий Папанов. «Вот тут у меня коленки и затряслись, — признавалась артистка потом. — Но я взяла себя в руки — не вздумай опростоволоситься, Светка! Всё получилось — и „хаза“, и „ксива“». Единственное, чего у неё не вышло — дать пощёчину Миронову. Гайдаю это не понравилось. И тем не менее Леонид Иович сказал: «Ладно, годится». И уже на следующий день костюмеры Мосфильма снимали мерки для знаменитого халатика.
Легендарную сцену с обнажением Светличная вспоминает в интервью так: «Я очень боялась этих съемок, думала, что сейчас сбежится весь Мосфильм. Слух-то прошел, что я буду с голой спиной стоять, а в то время это была почти порнография». Добавило волнений и то, что для постановки танца в номере Гайдай пригласил двух известных танцоров, которые должны были поставить соблазнительные «па» Анны Сергеевны и проконтролировать всё на съемках. Но Светличная сказала Юрию Никулину, который очень поддерживал её на съемках, что придумает и станцует всё сама, лишь бы было поменьше народу вокруг… Никулин долго уговаривал режиссёра, чтобы с площадки во время стриптиз-сцены ушли все, кроме тех, кто непосредственно осуществляет съемку.
Раздраженный Гайдай, устав бороться с Никулиным, согласился. Нонна Мордюкова, увидев потом отснятый материал, сказала: «Ну, Светка, теперь все мужики твои!»
Надо сказать, что сцену, которая сделала Светличную мечтой всех советских мужчин, едва не вырезали. В интервью «АиФ» жена Гайдая Нина Гребешкова и исполнительница роли жены Горбункова говорила: «Из Лёниных картин часто вырезали интересные куски. Поэтому в финале „Бриллиантовой руки“ он „приклеил“ атомный взрыв… Когда люди из приемной комиссии смотрели фильм, они записывали: бутылки в кадре — нельзя, пьяных не надо, проститутку (помните, „русо туристо облико морале“) — вырезать, а Светличная, которая раздевается, — это вообще караул. Так не может вести себя советская женщина. У нас в стране нет продажных девок. Кончилась картина — и вдруг… атомный взрыв. Романов, который главным был в Госкино, говорит: „А это что такое?“ — „Всё предыдущее было сказкой, это пародия. А это — жизнь. Американцы в Хиросиме. Такова наша современность“. — „Но это ни с чем не вяжется“. — „Это принципиально!“» — стоял на своём муж.
Леонид Иович приходит домой, рассказывает мне всё. Я в шоке: „Лёнь, зачем ты приклеил атомный взрыв? На черта он тебе?“ — „А он мне не нужен. Пусть они подумают: зачем он приклеил взрыв?“ На следующий день директор картины Ашкенази приезжает: „Они разрешили оставить в кадре бутылки. Но отрежьте взрыв“. — „Нет, взрыв показывает мою гражданскую позицию“. Следующий день: „Леонид Иович, разрешили оставить одну проститутку — иностранную. Уберите только нашу. Нельзя портить образ советских женщин. И взрыв вырежьте“. — „Нет!“»
Через пару дней таких «переговоров» режиссёра с цензорами-чиновниками Гайдай послал директора фильма в Госкино с новостью: «Скажите, что я скрепя сердце согласился отрезать взрыв». Оказалось, что это была Лёнина хитрость.
К сожалению, после выхода на экраны знаменитой картины режиссёры особо не звали Светличную на главные роли — слишком уж запоминающимся вышел образ в «Бриллиантовой руке», а фразу «Не виноватая я!» не цитировал разве что ленивый. Это, безусловно, огорчало актрису. Но не мешало наслаждаться своим новым образом. По признанию Светланы Светличной, после выхода «Бриллиантовой руки» у неё «снесло крышу» — где бы она ни появлялась на публике, тут же начинала «играть» Анну Сергеевну. Впрочем, и сегодня, стоит актрисе появиться в её любимом мини и шляпе с широкими полями, становится ясно: Светлана Афанасьевна — роковая женщина и по сей день.
Источник