Актриса нина попова личная жизнь ее дочь
Родилась 20 марта 1945 года.
Заслуженная артистка РСФСР (11.12.1984).
В 1966 году окончила Школу-студию МХАТ (руководитель курса А.М. Карев).
С этого же года – актриса Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Зоя “Метель” Л.М. Леонов (постановка Б.И. Равенских)
Нази “Дуэль” М. Байджиев (постановка Б.И. Равенских)
Таня Шелест “Город влюблённых” Н.Баринова, М.Колпаков, А.Копелевич (руководитель постановки Б.И.Равенских, режиссёр С.И. Аннапольская)
Ольга “Обломов” И.А. Гончаров (режиссёр О.Я. Ремез)
Груня “Разорванный рубль” С.Антонов, О.Ремез (постановка О.Я. Ремеза)
Капа “Аленький цветочек” С.Т. Аксаков (постановка Л.Л. Лукьянова, режиссёр С.К. Бубнов)
Беатриче Флора “Легенда о Паганини” В. Балашов (постановка Б.Н. Толмазов)
Ульяна “Всего три дня” Н. Анкилов (режиссёр В.А. Успенский)
Натали Пушкина “Последние дни” (Пушкин) М.А. Булгаков (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр В.Ч. Хмелевский)
Эльза Хольман “Третье поколение” Н. Мирошниченко (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр Б.С. Галкин)
Илона Алгрен “Каменное гнездо” Х. Вуолийоки (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр В.Ч. Хмелевский)
Гасилова Людмила “Милицейская история” В. Липатов, В. Абрамов (постановка Б.Н. Толмазова)
Племянница “Невольницы” (постановка А.Я. Говорухо)
Медсестра “Судьба человека” М.А.Шолохов (постановка Б.Н.Толмазова)
Переводчица “Мужчины, носите мужские шляпы…” А. Хмелик (постановка А.Я. Говорухо)
Мария “Ждем человека” Р. Солнцев (режиссёр С.А. Врагова)
Дина Федоровна “Пришел мужчина к женщине” С. Злотников (постановка И.Л. Райхельгауза)
Юлия Григорьевн Барвинская “Кафедра” Л. Врублевская (режиссёр-постановщик Л.С. Танюк)
Кэрол “Пропасть” (Последняя просьба) А. Лауринчюкас (постановка А.Я. Говорухо и В.А. Успенского)
Свирская “Я – женщина” В. Мережко (постановка Б.А. Морозова)
Мария “Иван и Мадонна” А. Кудрявцев (постановка Б.А. Морозова)
Поэт “День Победы среди войны” (постановка Б.А. Морозова)
Хестер “Джонни и Хес” (режиссёры-постановщики Г.Л. Бортников и Б. Ломкин)
Эбби “Любовь под вязами” Ю.О’Нил (режиссёр-постановщик Марк Леймоса (США)
Мать “Любовь на краю ночи” (Эвридика) Ж.Ануй (режиссёр Б.Гранатов, руководитель постановки Ю.И. Ерёмин)
Ольга “Па-де-труа” (режиссёр Е. Долгина)
Директор “Подонки” Я. Гловацкий (постановка Ю.И. Еремин)
Павла Петровна Бальзаминова “Где любезная моя?” (постановка Ю.И. Еремина)
Юлия Глебова “Новое московское преступление” В. Пьецух (сценарий и постановка Ю.И. Еремина)
Маргарита “Нельская башня” А. Дюма-сын (режиссёр-постановщик С. Таюшев)
Иокаста “Эдип” Софокл (постановка Ю.И. Еремина)
Ирина “Баловни судьбы” (режиссёр Е. Долгина)
Великая княгиня “Террористы” В. Набоков (постановка Ю.И. Ерёмина)
Анна “Роман тети Ани” С.А. Найдёнов (режисёр Г. Дубовская)
Миссури “Леди на день” (постановка Д. Астрахана)
Энид “Парящая лампочка” (режиссёр А. Огарев)
Этель “В тени виноградника” И. Зингер, В. Мухарьямов (режиссёр М.Д. Мокеев)
Миссис Бойл “Мышеловка” А. Кристи (режиссёр Н.М. Аракчеева)
Паула “Кошки-мышки” И. Эркень (постановка П.В. Курочкина)
Ольга Книппер-Чехова “Спектакль-посвящение. Камерный театр. 100 лет” (постановка Е.А. Писарева)
Королева Елизавета «Влюблённый Шекспир» Т. Стоппард (постановка Е.А. Писарева)
Актриса «Всё о нашем доме» (постановка Е.А. Писарева, режиссёр Н.М. Аракчеева)
Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной:
2009 – “Глазами клоуна” (Геннадий Бортников) – Партнерша (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2013 – “Театральный ералаш” (Вечер Нины Марушиной) – Подруга актрисы (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2014 – Партнёрша “Герой не нашего времени” (Геннадий Бортников) (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2014 – “Век Камерного театра” А. Садовская, П. Тихомиров – Воспоминания Алисы Коонен; Монолог Эбби из пьесы “Любовь под вязами” (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2015 – “День за днём” Нина Попова (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 – Кручинина «Странные люди» (режиссёр П.Е. Тихомиров)
(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
“За заслуги перед Отечеством” II степени (19.02.2001).
Благодарственное письмо Митрополита Курского и Рыльского (10.12.2016)
Знак отличия “За безупречное служение городу Москве” (21.08.2017)
Медаль “850-летия Москвы” (1997)
Медаль “Ветеран труда”
последнее обновление информации: 10.08.20
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник
Жена знаменитого актёра люто ненавидела его любовницу
15 августа исполнилось бы 75 лет народной артистке России Валерии ЗАКЛУННОЙ. Без малого год назад, 22 октября, актриса ушла из жизни. Но навсегда останется в памяти зрителей благодаря фильмам «Любовь земная», «Фронт за линией фронта», сериалу «Место встречи изменить нельзя»… Долгие годы ее партнером в Театре русской драмы им. Леси Украинки был Юрий МАЖУГА. В юбилейные дни он и другие друзья Валерии Гавриловны вспоминают замечательную артистку.
Первый брак Валерии Заклунной на четвертом курсе Школы-студии МХАТ с ныне известным мультипликатором Гарри Бардиным распался уже через месяц. Гарри Яковлевич отказывается говорить о бывшей супруге, но о причине их разрыва рассказала близкая подруга Валерии Гавриловны – актриса Нина Попова:
– Она рассталась с Бардиным потому, что хотела работать в родном Киеве, куда ее пригласил режиссер Вячеслав Лавров, а Гарри переезжать не хотел. Он был моложе ее на три года и еще учился на третьем курсе… Леру я знала много лет – со Школы-студии МХАТ. Подруга она исключительная, но дико горячая и ревнивая. Лера считалась любимицей нашего педагога – знаменитой Софьи Пилявской. И внешне походила на нее. Лера и пучок такой же делала, как Пилявская. Сохранила длинные волосы до конца жизни. Только Евгений Матвеев уговорил ее надеть короткий парик в фильме «Любовь земная»… Мы долго оставались наивными и чистыми девочками, даже не красились. Единственное – Лера рисовала тоненькие стрелочки на глазах, подчеркивала «роковой» разрез. Пилявская предостерегала: «Во время учебы романов не заводите!» – поэтому мальчиков мы игнорировали.
Гарри БАРДИН
Любовь земная
Остаться без мужского внимания яркая брюнетка с зелеными глазами не могла, и в 1966 году по возвращении в Киев Валерия второй раз вышла замуж – за актера Валерия Сивача. Брак продлился 18 лет. Был ли он счастливым? Трудно сказать наверняка, ведь Заклунная никак не могла забыть бурный роман с актером и режиссером Евгением Матвеевым.
Валерий СИВАЧ
– У Евгения Семеновича была семья, он женился на певице из Хора им. Пятницкого – Лидии Алексеевне, которая родила ему дочь и сына, – говорит актриса Инна Выходцева. – Но Заклунная поразила его в самое сердце. Такой случился роман, что он хотел оставить детей и супругу. Матвеев жил тогда на два дома – в Киеве и Москве. Я видела, как сильно они любили друг друга, когда снималось продолжение фильма «Любовь земная» – «Судьба», где у меня была небольшая роль. Ночевали они вместе в гостинице. Евгений Семенович сыграл роль председателя колхоза, который разрывается между женой и любовницей. И сам он метался между Заклунной и Лидией. Когда на 40-летие Победы наша делегация кинематографистов поехала по городам-героям, Евгений Семенович поставил одно непременное условие: «Заклунная должна быть обязательно». Начался тур с Одессы. Матвеев жил с Валерией в одном номере. Он вообще ни на один фестиваль без нее не хотел ехать. Евгений Семенович умолял ее выйти за него, но она не соглашалась. По-женски мы ее хорошо понимали. Не могла она быть уверенной в Матвееве: то у него роман с Жанной Прохоренко, то с Вией Артмане… Не так давно сын Вии рассказал, что его младшая сестра Кристиана вовсе не от Артура Димитерса, а от Матвеева. Вот и Заклунная хоть и не устояла перед ним, но понимала: мужик он ненадежный. Говорили, что поэтому она и родить не решилась – аборт от Матвеева сделала. Лида люто ненавидела Заклунную, у них в семье нельзя было даже произнести эту фамилию.
Роман Валерии ЗАКЛУННОЙ и Евгения МАТВЕЕВА начался в 1972 году на съёмках «Сибирячки» (кадр из фильма)
К другой измене Евгения Семеновича супруга Лидия отнеслась философски, видимо, в том случае не чувствовала серьезной опасности:
– Это было в Москве. Евгений Семенович даже уходил на какой-то период. Простила, потому что и сама ему изменила как-то по молодости.
Актриса Зинаида Кириенко вспоминает, что отношения с Матвеевым Заклунная скрыть не могла:
– У них были очень теплые отношения, и все об этом говорили. По-моему, роман у них завязался даже не в 1974-м на картине «Любовь земная», а в 72-м во время съемок «Сибирячки».
Кадр из фильма «Сибирячки». Фото: © РИА «Новости» (нажмите для увеличения)
Человек высокого ума
После развода со вторым мужем Заклунная в третий раз вышла замуж – за доктора философии Александра Мироненко.
– Я долгие годы играл с Валерией в киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки, – рассказал актер Юрий Мажуга. – В спектакле «Деревья умирают стоя» мы изображали любовь пожилой пары. Нас так и называли Заклунная – Мажуга. Я, кстати, пробовался на главную роль в «Сибирячке», но меня не утвердили, и она досталась Матвееву… Да, все кругом говорили, что он был в Леру влюблен. Помню, как Евгений пришел в театр на наш спектакль «Старомодная комедия», но Валерия уже отдала сердце Саше Мироненко. Признавалась часто: «Саша – моя отрада, человек высокого ума». Когда он два года назад умер, Валерия заказала памятник. Предвидя кончину, поместила на памятнике и свою фамилию. Я, когда узнал, ее отругал, но она объяснила: «Умру, некому будет позаботиться о похоронах». Это была ее личная трагедия.
Юрий МАЖУГА
15 августа 2016 года, в свой последний день рождения, она пришла к нам на дачу и принесла цветы. Мы посидели и поговорили, что будем играть в новом сезоне. Валерия не переживала, что ее больше не снимали. Понимала, что так завораживающе выглядеть, как раньше, уже не может. Ни разу не слышал от нее жалоб. Когда ей исполнилось 75, она хотела закончить и театральную карьеру. Но я отговорил, объяснил, что надо только найти интересную роль. После смерти Валерии я пришел к выводу, что с уходом такой прекрасной партнерши мне надо заканчивать театральную карьеру.
Источник
Родилась 20 марта 1945 года.
Заслуженная артистка РСФСР (11.12.1984).
В 1966 году окончила Школу-студию МХАТ (руководитель курса А.М. Карев).
С этого же года – актриса Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Зоя “Метель” Л.М. Леонов (постановка Б.И. Равенских)
Нази “Дуэль” М. Байджиев (постановка Б.И. Равенских)
Таня Шелест “Город влюблённых” Н.Баринова, М.Колпаков, А.Копелевич (руководитель постановки Б.И.Равенских, режиссёр С.И. Аннапольская)
Ольга “Обломов” И.А. Гончаров (режиссёр О.Я. Ремез)
Груня “Разорванный рубль” С.Антонов, О.Ремез (постановка О.Я. Ремеза)
Капа “Аленький цветочек” С.Т. Аксаков (постановка Л.Л. Лукьянова, режиссёр С.К. Бубнов)
Беатриче Флора “Легенда о Паганини” В. Балашов (постановка Б.Н. Толмазов)
Ульяна “Всего три дня” Н. Анкилов (режиссёр В.А. Успенский)
Натали Пушкина “Последние дни” (Пушкин) М.А. Булгаков (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр В.Ч. Хмелевский)
Эльза Хольман “Третье поколение” Н. Мирошниченко (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр Б.С. Галкин)
Илона Алгрен “Каменное гнездо” Х. Вуолийоки (постановка Б.Н. Толмазова, режиссёр В.Ч. Хмелевский)
Гасилова Людмила “Милицейская история” В. Липатов, В. Абрамов (постановка Б.Н. Толмазова)
Племянница “Невольницы” (постановка А.Я. Говорухо)
Медсестра “Судьба человека” М.А.Шолохов (постановка Б.Н.Толмазова)
Переводчица “Мужчины, носите мужские шляпы…” А. Хмелик (постановка А.Я. Говорухо)
Мария “Ждем человека” Р. Солнцев (режиссёр С.А. Врагова)
Дина Федоровна “Пришел мужчина к женщине” С. Злотников (постановка И.Л. Райхельгауза)
Юлия Григорьевн Барвинская “Кафедра” Л. Врублевская (режиссёр-постановщик Л.С. Танюк)
Кэрол “Пропасть” (Последняя просьба) А. Лауринчюкас (постановка А.Я. Говорухо и В.А. Успенского)
Свирская “Я – женщина” В. Мережко (постановка Б.А. Морозова)
Мария “Иван и Мадонна” А. Кудрявцев (постановка Б.А. Морозова)
Поэт “День Победы среди войны” (постановка Б.А. Морозова)
Хестер “Джонни и Хес” (режиссёры-постановщики Г.Л. Бортников и Б. Ломкин)
Эбби “Любовь под вязами” Ю.О’Нил (режиссёр-постановщик Марк Леймоса (США)
Мать “Любовь на краю ночи” (Эвридика) Ж.Ануй (режиссёр Б.Гранатов, руководитель постановки Ю.И. Ерёмин)
Ольга “Па-де-труа” (режиссёр Е. Долгина)
Директор “Подонки” Я. Гловацкий (постановка Ю.И. Еремин)
Павла Петровна Бальзаминова “Где любезная моя?” (постановка Ю.И. Еремина)
Юлия Глебова “Новое московское преступление” В. Пьецух (сценарий и постановка Ю.И. Еремина)
Маргарита “Нельская башня” А. Дюма-сын (режиссёр-постановщик С. Таюшев)
Иокаста “Эдип” Софокл (постановка Ю.И. Еремина)
Ирина “Баловни судьбы” (режиссёр Е. Долгина)
Великая княгиня “Террористы” В. Набоков (постановка Ю.И. Ерёмина)
Анна “Роман тети Ани” С.А. Найдёнов (режисёр Г. Дубовская)
Миссури “Леди на день” (постановка Д. Астрахана)
Энид “Парящая лампочка” (режиссёр А. Огарев)
Этель “В тени виноградника” И. Зингер, В. Мухарьямов (режиссёр М.Д. Мокеев)
Миссис Бойл “Мышеловка” А. Кристи (режиссёр Н.М. Аракчеева)
Паула “Кошки-мышки” И. Эркень (постановка П.В. Курочкина)
Ольга Книппер-Чехова “Спектакль-посвящение. Камерный театр. 100 лет” (постановка Е.А. Писарева)
Королева Елизавета «Влюблённый Шекспир» Т. Стоппард (постановка Е.А. Писарева)
Актриса «Всё о нашем доме» (постановка Е.А. Писарева, режиссёр Н.М. Аракчеева)
Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной:
2009 – “Глазами клоуна” (Геннадий Бортников) – Партнерша (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2013 – “Театральный ералаш” (Вечер Нины Марушиной) – Подруга актрисы (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2014 – Партнёрша “Герой не нашего времени” (Геннадий Бортников) (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2014 – “Век Камерного театра” А. Садовская, П. Тихомиров – Воспоминания Алисы Коонен; Монолог Эбби из пьесы “Любовь под вязами” (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2015 – “День за днём” Нина Попова (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 – Кручинина «Странные люди» (режиссёр П.Е. Тихомиров)
(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
“За заслуги перед Отечеством” II степени (19.02.2001).
Благодарственное письмо Митрополита Курского и Рыльского (10.12.2016)
Знак отличия “За безупречное служение городу Москве” (21.08.2017)
Медаль “850-летия Москвы” (1997)
Медаль “Ветеран труда”
последнее обновление информации: 10.08.20
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник
Михаил Анчаров для многих был знаковой фигурой на протяжении трех десятилетий. Он первым стал писать авторские песни, а Владимир Высоцкий называл его своим учителем. Он поставил первый советский телесериал, а песни из этого фильма давно стали народными. Он писал фантастику, которой зачитывались подростки предперестроечной эпохи. Он писал картины в особой манере, которую изучали в свое время в художественном училище имени Сурикова. Его творческую судьбу просто невозможно вместить в одно определение.
Михаил Леонидович Анчаров принадлежит к поколению, юность которого совпала с годами войны. Он родился в Москве 28 марта 1923 года. Параллельно с общеобразовательной учился некоторое время в музыкальной школе, потом – детской изостудии при ВЦСПС. Читал много, особенно поэзию, а учился, как вспоминали его одноклассники, плоховато – математику, физику не воспринимал совсем, а сочинения по литературе писал на один лист, не больше. Свою первую песню “Не шуми, океан, не пугай…”, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, он написал в тринадцать лет – в 1937 году. Песня была на стихи А. Грина, автора «Алых парусов». Миша даже исполнил её для литературной наследницы писателя – Клавдии Борисовны Суриковой. Клавдия Борисовна была мамой одноклассницы Миши Анчарова Наташи Суриковой. С Наташей они играли в школьном драмкружке. Их отношения обсуждала вся школа. А через год после её окончания они поженились. Это было уже в трагическом 41-ом, когда фашисты рвались к Москве. М. Анчаров тогда оставил архитектурный институт, куда поступил после школы, попросился добровольцем на фронт, но получил от военкомата направление в Военный институт иностранных языков Красной Армии. И еще он уже тогда писал песни – на стихи В. Инбер, Б. Корнилова и современных других поэтов.
Война разбросала молодоженов. Мама Анчарова, его младший брат Илья, жена Наташа с Клавдией Борисовной уехали на Алтай. А военный инъяз, в котором учился сам Михаил перевели в Узбекистан, в Фергану, потом в город Ставрополь-на-Волге – так назывался тогда нынешний Тольятти. М. Анчаров учился на восточном факультете, изучал китайский и японский языки и служил в ГРУ – Главном Разведывательном Управлении. Он неоднократно участвовал в секретных разведывательных операциях. Наиболее известное “военное приключение” Анчарова – в 1945 он входил в группу десантников, захвативших последнего императора Манчжурии Пу И. А параллельно появляются и его «менестрельные» песни. Так называл их сам Анчаров. Понятие бардовской песни тогда еще не существовало. Нынешние эксперты и знатоки утверждают, что Анчаров был первым бардом в стране. Почти всю войну он не расставался с семиструнной гитарой. Пел и сочинял песни, когда это было возможно. Они были глубоко личные, но переходили, что называется, из уст в уста. И Анчаров очень удивился, когда узнал, что его песни – так же под гитару – поют солдаты на разных фронтах.
После войны Михаил еще два года служит кадровым офицером разведки. А потом вдруг страстно увлекается рисованием. По его словам, после Победы он уже просто не мог оторваться от мольберта и мечтал стать художником. Но как? Он ведь кадровый офицер! К тому же разведчик. Кто его отпустит из армии? Нужны веские основания. А в качестве оснований у Анчаров было только одно – написанные маслом пейзажи и портреты сослуживцев-разведчиков, картины, которые и показывать-то никому нельзя. Однако упрямый Анчаров написал рапорт. И вот молоденький лейтенант предстал перед высокими военными чинами – боевыми офицерами-фронтовиками. Дальше цитата из воспоминаний Михаила Анчарова: «Посмотрели, посовещались. А что! – говорят – ети ж твою… ничего! Вроде бы получается у него. И отпустили. Валяй, говорят, рисуй дальше. И живопись стала для меня целой эпохой жизни…»
Так в 1947 году Михаил Анчаров уходит из армии, чтобы стать художником. Вначале он учится во ВГИКе на художественном отделении, но потом как-то знакомится с Татьяной Сельвинской, дочерью известного поэта Ильи Сельвинского. Татьяна была студенткой Московского художественного института им. Сурикова. Увлечение Анчарова было настолько сильным, что вначале он переводится в тот же институт, чтобы быть ближе к Татьяне, а потом и живет с Татьяной гражданским браком, оставив свою первую жену.
Михаил заканчивает художественный институт в 1954 году. Ему уже за 30. Он уже член партии. Вполне профессиональный художник. Год как женат на весьма очаровательной экстравагантной восемнадцатилетней Джое Афиногеновой, дочери знаменитого до войны драматурга Александра Афиногенова и американской танцовщицы.
Живет в роскошной 4-х комнатной квартире в Лаврушинском переулке, в так называемом «писательском доме». Но неугомонному в своих творческих поисках Анчарову этого было мало.
Он поступает на курсы сценаристов и начинает писать сценарии для кино. В 1957 году, когда Анчаров уже работал референтом- сценаристом в Управлении по производству фильмов, его пьесу «Солнечный круг» рекомендуют для постановки на ереванской студии «Арменфильм». Но фильм не пустили в производство – режиссер на корню переделал сценарий. Так что автор просто отказался с ним дальше работать. Анчарова увольняют – и начинается новый этап его творческого пути.
Он живет на случайные заработки, поет свои песни на квартирах друзей, знакомится с В. Высоцким, дружит с А. Галичем, пишет картины – и вообще ведет достаточно богемный и неустроенный в бытовом отношении образ жизни. Это было время хрущевской оттепели, на которое, как утверждают критики, приходится творческий взлет Михаила Анчарова.
Шестидесятые годы прошлого века были для М. Анчарова по- своему переломными. С одной стороны – это было время успеха его публичных выступлений со своими песнями, первых любительских записей их на магнитофон, записей, которые переписывали потом друг у друга, слушали по всей стране и перепевали, иногда не зная даже имени автора. Это было время зарождения массовой бардовской песни, и Михаила Анчарова сразу признали мэтром. Есть даже версия, что Александр Галич начал писать именно под влиянием Анчарова.
С другой стороны – для Анчарова это было время семейных и бытовых невзгод. Его жена Джоя ушла к другому. Ему негде жить. Иногда он даже срывался в пьянство. Ходили слухи, что он вообще уехал на время из Москвы с геологами на Крайний Север. А потом… «Когда однажды он очнулся и увидел, что выброшен на грязный заплеванный пол пустой комнаты своей бывшей квартиры – без дома, без семьи, без денег, без работы, без перспектив, без положения, без сил, без желания работать, – и только тогда стало ясно – сейчас или никогда. Надо писать. Созрело». Эта цитата из повести Михаила Анчарова «Синий апрель» вполне подходит к описанию его тогдашнего состояния.
И Анчаров взялся за прозу…
В конце шестидесятых в периодических толстых журналах «Смена», «Москва», «Юность», в крупных еженедельных газетах появляются его рассказы, повести, критические статьи. Причем, иногда эти публикации сопровождаются авторскими иллюстрациями. Ведь Анчаров по-прежнему не бросает кисти и краски, и, конечно, поет по «квартирникам» новые песни. В литературе он пробует себя в разных жанрах. Так, в ежегодном альманахе “Фантастика-65” опубликована его фантастическая повесть “Сода-солнце”. На сцене Московского театра имени Ермоловой ставят авторскую пьесу по его повести «Теория невероятности». На «Беларусфильме» в 1966 году снимают кинокартину «Иду искать» по сценарию М. Анчарова и А. Аграновского.
В том же 1966 году Михаил Анчаров становится членом Союза писателей. СССР. Издательства выпускают его авторские книги. Появляются переводы на другие языки. Обустраивается и быт Михаила Анчарова. В 69-ом он женится на молодой актрисе Нине Поповой. Они переезжают в собственную кооперативную квартиру, где в одном многоэтажном доме живут А. Арканов, Караченцев, В. Толкунова, Ю. Саульский, И. Катаев и множество других творческих линочстей. Нина Попова сыграла роль Женьки в первом советском телевизионном сериале «День за днем»», для которого был написан самый популярный, наверное, шлягер М.Анчарова «Стою на полустаночке».
Михаил Анчаров был автором сценария этого 17-серийного фильма, который рассказывал о дружной жизни двух семей в коммунальной квартире. Это была первая подобная работа Центрального Телевидения СССР. И очередной творческий экперимент Михаила Анчарова. Фильм вышел на экраны в самом начале 70-х. Позднее Анчаров говорил в одном из интервью: «Пытались установить, в чем же секрет… Секрет был довольно прост. Я хотел показать современников, отказавшись от изображения опостылевших всем эпохальных событий и не менее опостылевших стопроцентных героев и обратиться к будням, в которых всё, как ни крути, эпохально, ибо эпоха из будней и состоит. Наверное, такой взгляд на вещи отвечал тогда настроению многих людей, че-ло-ве-ков, которых потихоньку и беспощадно – и методично!- забывали…» В истории это время потом назвали эпохой застоя…
Сегодня критики и мемуаристы говорят, что Михаил Анчаров всегда был вне политики, вне официальной тусовки. Его интересовало творчество, искусство во всех проявлениях. При этом сохранял некий юношеский задор и светлую веру в идеалы, сформировавшиеся у поколения «шестидесятников». Не зря же в 80-е годы его повести и рассказы выходили в журналах «Студенческий меридиан», «Собеседник», статьи печатала «Комсомольская правда». Молодые читатели этих столичных изданий, не знакомые в биографией Анчаров, считали его сверстником.
А ему было уже далеко за 50. В 1981 году четвертая официальная жена Ирина Биктеева подарила ему сына Артема. Анчаров по-прежнему что-то писал, но шальное перестроечное время словно отодвинуло писателя и мэтра бардовской песни на обочину жизни.
Михаил Леонидович Анчаров умер 11 июля 1990 года в возрасте 67 лет, был кремирован, а урна с прахом захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Закончить хотелось бы цитатой из воспоминаний Юрия Ревича, который хорошо знал Анчарова: «Если попытаться кратко выразить суть явления отечественной культурной жизни под названием “Анчаров”, то это можно было бы сделать, на мой взгляд, так: Михаил Леонидович Анчаров есть несостоявшийся великий человек. В определении “несостоявшийся” нет обидного или горького подтекста – просто он не стремился стать великим.»
Михаил Анчаров. Большая апрельская баллада.
Источник