Актриса нина тер осипян личная жизнь

Родилась 5 (18) апреля 1909 года в Баку.
В 1918 году переехала в Саратов, затем в 1920 году в Москву.
В 1925 году была принята в труппу Театра Революции (ныне театр имени В.В. Маяковского). Член ВКП(б) с 1940 года.
Блистательная комедийная артистка, игравшая в кино, в основном, женщин “восточного типа”.
Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (1972).
Ушла из жизни 24 июля 2002 года. Похоронена на Армянском кладбище Москвы.
Софья Валентиновна («Человек с портфелем» A. M. Файко)
Лиза («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина)
Простакова («Недоросль» Д. И. Фонвизина)
Дуся («Таня» А. Н. Арбузова)
Анарда («Собака на сене» Лопе де Веги)
Мигачева («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского)
Кукушкина («Доходное место» А. Н. Островского)
Мадам Фикэ («Наследство Рабурдена» Э. Золя)
Кормилица («Ромео и Джульетта» У. Шекспира)
Мадам Ренессанс («Клоп» В. В. Маяковского)
Констанция Львовна («Обыкновенный человек» Л. М. Леонова)
Свекровь («Кавказский меловой круг» Б. Брехта)
Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С. А. Найденова)
Наталья Дмитриевна («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому)
Нехама («Закат» И. Э. Бабеля)
Анна Матвеевна («Шутка мецената» по А. Т. Аверченко)
«Фронт», «Гроза», «Легенда о любви»
Награждена орденами «Знак Почета» и Почета (3.02.1998).
последнее обновление информации: 24.07.18
Мы привыкли, что юмористы и клоуны – это чаще всего мужчины. Поэтому, встречаясь с комиком-женщиной, невольно восхищаешься этим смелым человеком. Я считаю, что быть комедийной актрисой – настоящий подвиг. Правда. Не бояться быть смешной, некрасивой, нелепой согласиться далеко не каждая. Ведь нормальная человеческая потребность у женщины – нравиться! Нравиться мужчине, нравиться другим женщинам, принимать комплименты… А тут – на тебе: все хохочут и показывают на улице пальцем. Тем не менее комедийных актрис и любят больше. Фаина Раневская, Рина Зеленая, Татьяна Пельтцер, Тамара Носова, Ирина Мурзаева, Наталья Крачковская доказали, что быть смешной – не страшно. Быть смешной благородно и даже красиво.
В этой плеяде искрометных, острохарактерных актрис я хочу упомянуть Нину Мамиконовну Тер-Осипян. Актрису больше театральную, нежели кинематографическую. Она служит театру имени Маяковского почти 75 лет… Вот так называешь порой какую-нибудь цифру и уже думаешь о чем-то другом. Но если заострить внимание – 75 лет! На одном месте! В одном театре! Когда на твоих глазах проходит целая жизнь коллектива, уходят и рождаются звезды! Когда, наконец, рядом уже никого из твоих ровесников не осталось, и ты становишься старейшиной, ветераном! Вот что такое 75 лет в театре! Мы говорим: Мейерхольд, Чехов, Ермолова, Бабанова, Охлопков – а Нина Мамиконовна всех их видела, со многими из них общалась, работала.
“Мы приехали в Москву из Баку в 1919 году, – рассказывает актриса. – В школе я начала посещать драмкружок, с этого и пошло. Так как у моего дяди – члена ЦИК – был служебный пропуск в Малый театр, в ложе у сцены в бельэтаже, я каждый вечер туда забиралась. До сих пор помню прощание Ермоловой с публикой. В первом ряду сидел Станиславский (я сейчас знаю, что это был Станиславский, а тогда это был седой мужчина с черными бровями). Ее вывели на сцену Остужев и Пров Садовский. Станиславский первый встал, весь зал встал и плакал. И партнеры плакали – какая эта трагедия для актеров, когда уходит такая актриса. Я видела Михаила Чехова во всех его ролях, начиная с Эрика XIV-го, в “Ревизоре”, в “Двенадцатой ночи”, “Гамлета” я раз 50 смотрела.
Весной я кончила восьмой класс и пошла в театр Вахтангова. Но не прошла по конкурсу и попробовала свои силы в Театре революции. Приняли…”
Так Нина Тер-Осипян пришла в театр. Уже на третьем году обучения судьба сводит начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. Тот репетирует “Доходное место”. Спектакль везут в Среднюю Азию, и Тер-Осипян играет в нем Кукушкину. Затем в театр пришла группа Дикого из МХАТа. Такие мастера как Ольга Ивановна Пыжова, Алексей Дмитриевич Попов, Алексей Денисович Дикий имели также колоссальное влияние на молодежь. В начале 30-х годов Попов поставил на сцене театра революции “Ромео и Джульетту”. Критики после премьеры писали, что “театр по-новому вскрыл перед зрителем бессмертные и неувядающие образы этой трагедии. Настоящими шекспировскими сочными мазками нарисована в пьесе Кормилица в исполнении Нины Тер-Осипян, которая играет жизненно и правдиво”. А каким шумным успехом сопровождалась постановка пьесы Арбузова “Таня”, которая в 50-е годы буквально гремела в Москве! Это был самый популярный спектакль Театра революции.
Ей довелось работать с великими мастерами театра – Абдуловым, Штраухом, Астанговым, Свердлиным. И от каждого актриса старалась взять что-то талантливое и полезное для мастерства. Это Нина Мамиконовна практиковала еще с театральной “школы юниоров”.
“У нас в школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, и все. Остальное – бокс, фехтование, биомеханика. Поэтому по актерской линии приходилось только наблюдать. Наблюдать за актерами, с которыми работаешь, за людьми на улице. А в школе основной упор был на тело. Миленький мой, когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили! Фехтование, техника речи. Было увлекательно. А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала – а это все биомеханика. Это нужная вещь. Вопрос движения, ракурсов – это оттуда идет. Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, плаваю, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу. Надо соблюдать режим…”
Нина Тер-Осипян жила с мамой в семье дяди. Саак Мирзоевич Тер-Габриэлян был Председателем Совнаркома Армении, а затем перебрался в Москву, где занимал должность Постоянного представителя Армянской республики в столице. Он был преданным революции и партии человеком, дружил с Кировым и Орджоникидзе. Эти, а также многие другие известные личности часто бывали в доме Тер-Габриэляна, и Нина Мамиконовна с трепетом и волнением слушала их беседы, споры и обсуждения. Но однажды этому настал конец. Саака Мирзоевича арестовали, при обыске избили бюстом Ленина, а потом без суда и следствия расстреляли. Как известно, погибли и Киров, и Орджоникидзе. Нину Тер-Осипян вызывали в комитет комсомола, собирались исключить из своих рядов, требовали отречься от родственников. Но, волею судеб, ни ее, ни ее маму не тронули. Может быть, повлияло письмо Сталину, которое наивная Нина опустила в ящичек у Троицких ворот – ведь когда-то и он был близким другом дяди, а бабушка нежно мыла голову будущему вождю и убийце. Надо ли говорить, какие потрясения, унижения и страхи пришлось пережить семье?
А вскоре – война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где продолжалась активная работа над постановками новых пьес. Но Тер-Осипян заболела амебной дезинтерией и была отправлена на лечение и дальнейшее проживание в Москву. Здесь она вновь вышла на сцену в Театре драмы. Это был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Здесь Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а Театр революции, когда вернулся, слился с театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.
К концу войны в театр пришел Николай Охлопков. С ним Нине Мамиконовне не очень везло на роли. Он уделял много внимания актерам своего бывшего Реалистического театра, хотя актеров вообще очень любил и нежно к ним относился. Он, если можно так сказать, вырастил и Немоляеву, и Лазарева, и Мизери, и Марцевича, и Козыреву. Ставил интересные спектакли, с выдумкой. Любил актеров и Алексей Дмитриевич Попов, у которого Тер-Осипян работала прежде и уважала больше всех. Он знал ее стеснительный характер и все замечания делал на ухо. Ценил, так сказать, не только актерскую, но и человеческую индивидуальность. Чего Нина Мамиконовна не может сказать о своем нынешнем руководителе Андрее Гончарове. Как известно, этот режиссер славится своим чрезвычайным темпераментом, и кричать так, как кричит он, пожалуй, не может никто другой. Скромной и стеснительной Нине Мамиконовне стало очень тяжело в данной ситуации. Хотя и с Гончаровым она сыграла замечательные спектакли “Дети Ванюшина” и “Закат”. Кстати, “Дети Ванюшина” получили огромную популярность благодаря участию в постановке неповторимого Евгения Леонова. Он не только дал пьесе особое звучание, но и смягчил всю напряженность на репетициях. Впоследствии он не сработался с Гончаровым и ушел в Театр Ленинского комсомола.
А сейчас Нина Тер-Осипян нашла, наконец, новую любовь в лице режиссера Татьяны Ахрамковой. В театре Маяковского Ахрамкова работает уже несколько лет и неизменно приглашает в свои новые постановки старейшую актрису труппы, причем каждый раз Татьяна извлекает из Нины Мамиконовны какие-то новые искры, новые возможности, черточки и даже трюки. В последнем спектакле Ахрамковой “Дон Жуан” Тер-Осипян танцует испанский танец.
Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось как-то сразу. Ну куда денешься – героини ей не светили. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа – подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась, стеснительность свою поборола и даже перестала бояться ошибаться. Фраза “на ошибках учатся” вошла в ее жизнь отнюдь не сразу.
Остается поговорить о работе Нины Мамиконовны в кино.
К сожалению, разговор получится небольшой. Ибо, как известно, кинематограф бездарно использовал творчество многих блистательных театральных актеров. Тер-Осипян сыграла роль Ашуры в фильме “Горянка”, тетю Пашу в “Женщине издалека”, тетю Ашхен во “Взрослом сыне”, бабушку в ленте “Бабушкин внук” – кто сейчас вспомнит, что это за фильмы? Были эпизоды в картинах “Синегория”, “Сицилианская защита”, “Ищите женщину”, “Кувырок через голову”. Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в “Пяти вечерах” Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в ее жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал ее во всех своих российских фильмах. И был Георгий Данелия, у которого Нина Мамиконовна, по признанию, готова играть палку, безмолвно стоящую в углу. В двух фильмах у него сыграла Тер-Осипян: “Паспорт” и “Настя”.
“Чем сложен эпизод? Он крупица, и его или можно сделать хорошо, или получится пустой номер. И когда ты попадаешь в яблочко, вот тогда радость – ради чего ты живешь. А когда сидишь, ничего не делаешь, а время проходит… а сейчас у меня оно и вовсе летит… Хотя я, как всем говорю, борюсь с паспортом всячески, не поддаюсь. В этом тоже какая-то радость есть. И когда задумаешься об этом, 500 метров отплаваешь и уже бежишь дальше.”
В этом году Нине Мамиконовне Тер-Осипян исполнилось 90 лет. Единственное, из-за чего переживает актриса – тишина в театре. Никто ни с кем не дружит, не собирается в компании, приходят только на репетиции и спектакли. А раньше и на дачи выезжали, и на шашлыки ходили, выпивали, смеялись, шутили. Приглашали к себе и Мейерхольд, и Охлопков. Сегодня же пытается собрать всех у себя сама Тер-Осипян, но и это не удается. Все куда-то бегут, пытаются заработать лишнюю копейку, и это понятно. Государство не заботится о том, чтобы человеку хватало его зарплаты и не приходилось больше ни о чем думать. Каждому приходиться заботиться о себе самому.
Ну и, конечно, актрисе не хватает работы. Два спектакля в месяц – это ничтожно мало. Хотя и лучше, чем совсем ничего, но все же…
Наверное, самая последняя роль Тер-Осипян в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи» (2000), где она произносит великолепную фразу «отдайте икру правительству — оно всегда знало, что с ней надо делать!»
Сергей ВОВИН
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник
24 июля скончалась Нина Тер-Осипян (1909-2002), четко представляющая свое место в искусстве и до самого конца сохранившая жажду жизни в ситуациях, когда менялись декорации и всё, по мнению актрисы, безнадежно мельчало.
Тер-Осипян жила долго, почти сто лет, застав в молодости людей титанического склада.
Дядя Нины Саак Тер-Габриэлян входил в состав несчастной Бакинской коммуны, 26 комиссаров которой были уничтожены интервентами. 27-ой бакинский комиссар – дядя Нины – выжил, дослужился до поста председателя СНК Армянской ССР. В детстве Нина запросто общалась с гостями дома Кировым и Орджоникидзе.
Она попала в детскую студию при Театре Революции Мейерхольда. Молодая, бойкая актриса впитала его систему биомеханики, вспоминая, что в основном учили фехтованию, боксу и умению правильно падать, опуская теоретические занятия. Приходилось добирать, смотря на игру Ермоловой, Михаила Чехова, общаясь со Станиславским.
С самых первых шагов на сцене мудрая Тер-Осипян поняла свое на ней место, говоря:
«Характерная актриса, армянка, старуха… А на другое я и не рвалась. На героиню, безусловно, не тянула».
“СОВЕСТЬ”
Тер-Осипян не бегала, не искала теплых мест, пережив реорганизацию Театра Революции в театр имени Маяковского. Шутка ли, прослужить на одном месте почти 80 лет.
В 1937 Тер-Габриэляна арестовали. Во время следствия он толи выбросился с четвертого этажа, толи его выбросили.
В обращении в ЦК КП Армении Сталин писал:
«Трудно представить, что Тер-Габриэлян выбросился в окно, это совершенно не совместимо с его боязливой и расчетливой натурой. Скорее всего — его выбросили и заткнули ему глотку, чтобы он не мог разоблачить врагов Советской власти…»
Когда кто-то из ретивых исполнителей попробовал провести в жизнь тезис: «Племянница за дядю отвечает», Тер-Осипян написала Сталину письмо, памятуя, что тот некогда был дядиным другом. От нее отстали.
“БАБУШКИН ВНУК”
Первый раз в кино Нина засветилась в 1946, сыграв учительницу в проходном детском фильме «Синегория». В то время у нее было много работы в театре, а кино, что кино…
Тер-Осипян говорила:
«Кино – это деньги и популярность. Качество фильма определяет, в основном, монтаж. В актерском деле нет целой линии, только кусочки. А в театре – зал, живое общение со зрителем».
Однако, в 1967 в Маяковку пришел главреж Андрей Гончаров, отношения с которым у Нины не сложились. Хотя в 1972 она получила звание Народной, работы театре не прибавилось. Тогда актриса начала делать забеги на территорию кинематографа и неожиданно в возрасте 65+ оказалась востребована.
“ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ”
Сыграв колоритную дворничиху Фатиму в детективе «Совесть» (1974) Тер-Осипян открыла галерею кавказских непосредственных бабушек: «Пять вечеров», «Каникулы Кроша», очень неплохой проблемный фильм про тогдашних школьников «Бабушкин внук», «Ищите женщину». Особняком стояли фильмы Данелии «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Настя».
“ПАСПОРТ”
В последние годы Тер-Осипян были полны жалобами на коллег, причем не в плане «Не ценят, не уважают», а в плане «Какие они скучные!». Естественно, после Мейерхольда, Станиславского, Михаила Чехова племя младое казалось ей слабоватым. Помня спектакль с участием Бабановой, она так и не смогла досмотреть фильм «Собака на сене», с участием Маргариты Тереховой.
Тем не менее, в штате театра Нина состояла до самого конца.
Ушла в 94 года, оставив по себе благодарную память.
Источник
Тер-Осипян Нина Мамиконовна
(18.04.1909 – 24.07.2002)
Награждена орденами «Знак Почета» и Почета (3.02.1998).
Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (1972).
«В борьбе с паспортом я проплываю стометровочку…»
Мы привыкли, что юмористы и клоуны – это чаще всего мужчины. Поэтому, встречаясь с комиком-женщиной, невольно восхищаешься этим смелым человеком. Я считаю, что быть комедийной актрисой – настоящий подвиг. Правда. Не бояться быть смешной, некрасивой, нелепой согласиться далеко не каждая. Ведь нормальная человеческая потребность у женщины – нравиться! Нравиться мужчине, нравиться другим женщинам, принимать комплименты…
А тут – на тебе: все хохочут и показывают на улице пальцем. Тем не менее комедийных актрис и любят больше. Фаина Раневская, Рина Зеленая, Татьяна Пельтцер, Тамара Носова, Ирина Мурзаева, Наталья Крачковская доказали, что быть смешной – не страшно. Быть смешной благородно и даже красиво.
В этой плеяде искрометных, острохарактерных актрис я хочу упомянуть Нину Мамиконовну Тер-Осипян. Актрису больше театральную, нежели кинематографическую.

“Синегория” (1946)
Она служит театру имени Маяковского почти 75 лет… Вот так называешь порой какую-нибудь цифру и уже думаешь о чем-то другом.
Но если заострить внимание – 75 лет! На одном месте! В одном театре! Когда на твоих глазах проходит целая жизнь коллектива, уходят и рождаются звезды! Когда, наконец, рядом уже никого из твоих ровесников не осталось, и ты становишься старейшиной, ветераном! Вот что такое 75 лет в театре! Мы говорим: Мейерхольд, Чехов, Ермолова, Бабанова, Охлопков – а Нина Мамиконовна всех их видела, со многими из них общалась, работала.

“Совесть” (1974)
“Мы приехали в Москву из Баку в 1919 году, – рассказывает актриса. – В школе я начала посещать драмкружок, с этого и пошло. Так как у моего дяди – члена ЦИК – был служебный пропуск в Малый театр, в ложе у сцены в бельэтаже, я каждый вечер туда забиралась. До сих пор помню прощание Ермоловой с публикой. В первом ряду сидел Станиславский (я сейчас знаю, что это был Станиславский, а тогда это был седой мужчина с черными бровями). Ее вывели на сцену Остужев и Пров Садовский. Станиславский первый встал, весь зал встал и плакал. И партнеры плакали – какая эта трагедия для актеров, когда уходит такая актриса. Я видела Михаила Чехова во всех его ролях, начиная с Эрика XIV-го, в “Ревизоре”, в “Двенадцатой ночи”, “Гамлета” я раз 50 смотрела.

“Совесть”
Весной я кончила восьмой класс и пошла в театр Вахтангова. Но не прошла по конкурсу и попробовала свои силы в Театре революции. Приняли…”
Так Нина Тер-Осипян пришла в театр. Уже на третьем году обучения судьба сводит начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. Тот репетирует “Доходное место”. Спектакль везут в Среднюю Азию, и Тер-Осипян играет в нем Кукушкину. Затем в театр пришла группа Дикого из МХАТа. Такие мастера как Ольга Ивановна Пыжова, Алексей Дмитриевич Попов, Алексей Денисович Дикий имели также колоссальное влияние на молодежь.

“Бабушкин внук” (1979)
В начале 30-х годов Попов поставил на сцене театра революции “Ромео и Джульетту”. Критики после премьеры писали, что “театр по-новому вскрыл перед зрителем бессмертные и неувядающие образы этой трагедии. Настоящими шекспировскими сочными мазками нарисована в пьесе Кормилица в исполнении Нины Тер-Осипян, которая играет жизненно и правдиво”. А каким шумным успехом сопровождалась постановка пьесы Арбузова “Таня”, которая в 50-е годы буквально гремела в Москве! Это был самый популярный спектакль Театра революции.

“Бабушкин внук”
Ей довелось работать с великими мастерами театра – Абдуловым, Штраухом, Астанговым, Свердлиным. И от каждого актриса старалась взять что-то талантливое и полезное для мастерства. Это Нина Мамиконовна практиковала еще с театральной “школы юниоров”.
“У нас в школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, и все. Остальное – бокс, фехтование, биомеханика. Поэтому по актерской линии приходилось только наблюдать. Наблюдать за актерами, с которыми работаешь, за людьми на улице. А в школе основной упор был на тело. Миленький мой, когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили!

“Взрослый сын” (1979)
Фехтование, техника речи. Было увлекательно. А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала – а это все биомеханика. Это нужная вещь. Вопрос движения, ракурсов – это оттуда идет. Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, плаваю, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу. Надо соблюдать режим…”

“Паспорт” (1990)
Нина Тер-Осипян жила с мамой в семье дяди. Саак Мирзоевич Тер-Габриэлян был Председателем Совнаркома Армении, а затем перебрался в Москву, где занимал должность Постоянного представителя Армянской республики в столице. Он был преданным революции и партии человеком, дружил
с Кировым и Орджоникидзе. Эти, а также многие другие известные личности часто бывали в доме Тер-Габриэляна, и Нина Мамиконовна с трепетом и волнением слушала их беседы, споры и обсуждения.
Но однажды этому настал конец. Саака Мирзоевича арестовали, при обыске избили бюстом Ленина, а потом без суда и следствия расстреляли.

“Настя” (1993)
Как известно, погибли и Киров, и Орджоникидзе. Нину Тер-Осипян вызывали в комитет комсомола, собирались исключить из своих рядов, требовали отречься от родственников. Но, волею судеб, ни ее, ни ее маму не тронули. Может быть, повлияло письмо Сталину, которое наивная Нина опустила в ящичек у Троицких ворот – ведь когда-то и он был близким другом дяди,

“Сицилианская
защита” (1980)
а бабушка нежно мыла голову будущему вождю и убийце. Надо ли говорить, какие потрясения, унижения и страхи пришлось пережить семье?
А вскоре – война. Театр был эвакуирован в Ташкент, где продолжалась активная работа над постановками новых пьес. Но Тер-Осипян заболела амебной дезинтерией и была отправлена на лечение и дальнейшее проживание в Москву. Здесь она вновь вышла на сцену в Театре драмы.
Это был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Здесь Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а Театр революции, когда вернулся, слился с театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.

“Каникулы Кроша”
(1980)
К концу войны в театр пришел Николай Охлопков. С ним Нине Мамиконовне не очень везло на роли. Он уделял много внимания актерам своего бывшего Реалистического театра, хотя актеров вообще очень любил и нежно к ним относился.
Он, если можно так сказать, вырастил и Немоляеву, и Лазарева, и Мизери, и Марцевича, и Козыреву. Ставил интересные спектакли, с выдумкой. Любил актеров и Алексей Дмитриевич Попов, у которого Тер-Осипян работала прежде и уважала больше всех.

“Куда исчез
Фоменко?” (1981)
Он знал ее стеснительный характер и все замечания делал на ухо. Ценил, так сказать, не только актерскую, но и человеческую индивидуальность. Чего Нина Мамиконовна не может сказать о своем нынешнем руководителе Андрее Гончарове. Как известно, этот режиссер славится своим чрезвычайным темпераментом, и кричать так, как кричит он, пожалуй, не может никто другой.
Скромной и стеснительной Нине Мамиконовне стало очень тяжело в данной ситуации. Хотя и с Гончаровым она сыграла замечательные спектакли “Дети Ванюшина” и “Закат”. Кстати, “Дети Ванюшина” получили огромную популярность благодаря участию в постановке неповторимого Евгения Леонова.

“Ищите женщину” (1982)
Он не только дал пьесе особое звучание, но и смягчил всю напряженность на репетициях. Впоследствии он не сработался с Гончаровым и ушел в Театр Ленинского комсомола.
А сейчас Нина Тер-Осипян нашла, наконец, новую любовь в лице режиссера Татьяны Ахрамковой. В театре Маяковского Ахрамкова работает уже несколько лет и неизменно приглашает в свои новые постановки старейшую актрису труппы, причем каждый

“Не сошлись харак-
терами” (1989)
раз Татьяна извлекает из Нины Мамиконовны какие-то новые искры, новые возможности, черточки и даже трюки. В последнем спектакле Ахрамковой “Дон Жуан” Тер-Осипян танцует испанский танец.
Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось как-то сразу. Ну куда денешься – героини ей не светили. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа – подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась, стеснительность свою поборола и даже перестала бояться ошибаться. Фраза “на ошибках учатся” вошла в ее жизнь отнюдь не сразу.

“Террористка” (1991)
Остается поговорить о работе Нины Мамиконовны в кино.
К сожалению, разговор получится небольшой. Ибо, как известно, кинематограф бездарно использовал творчество многих блистательных театральных актеров. Тер-Осипян сыграла роль Ашуры в фильме “Горянка”, тетю Пашу в “Женщине издалека”, тетю Ашхен во “Взрослом сыне”, бабушку в ленте “Бабушкин внук” – кто сейчас вспомнит, что это за фильмы? Были эпизоды в картинах “Синегория”, “Сицилианская защита”, “Ищите женщину”, “Кувырок через голову”.

“Визит” (1981)
Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в “Пяти вечерах” Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в ее жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал ее во всех своих российских фильмах. И был Георгий Данелия, у которого Нина Мамиконовна, по признанию, готова играть палку, безмолвно стоящую в углу. В двух фильмах у него сыграла Тер-Осипян: “Паспорт” и “Настя”.
“Чем сложен эпизод? Он крупица, и его или можно сделать хорошо, или получится пустой номер. И когда ты попадаешь в яблочко, вот тогда радость – ради чего ты живешь. А когда сидишь, ничего не делаешь, а время проходит… а сейчас у меня оно и вовсе летит… Хотя я, как всем говорю, борюсь с паспортом всячески, не поддаюсь. В этом тоже какая-то радость есть. И когда задумаешься об этом, 500 метров отплаваешь и уже бежишь дальше.”
В этом году Нине Мамиконовне Тер-Осипян исполнилось 90 лет. Единственное, из-за чего переживает актриса – тишина в театре. Никто ни с кем не дружит, не собирается в компании, приходят только на репетиции и спектакли. А раньше и на дачи выезжали, и на шашлыки ходили, выпивали, смеялись, шутили. Приглашали к себе и Мейерхольд, и Охлопков. Сегодня же пытается собрать всех у себя сама Тер-Осипян, но и это не удается. Все куда-то бегут, пытаются заработать лишнюю копейку, и это понятно. Государство не заботится о том, чтобы человеку хватало его зарплаты и не приходилось больше ни о чем думать. Каждому приходиться заботиться о себе самому.

“Старые клячи” (2000)
Ну и, конечно, актрисе не хватает работы. Два спектакля в месяц – это ничтожно мало. Хотя и лучше, чем совсем ничего, но все же…
Наверное, самая последняя роль Тер-Осипян в фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи» (2000), где она произносит великолепную фразу «отдайте икру правительству — оно всегда знало, что с ней надо делать!»
автор статьи Сергей ВОВИН
2000 год
Комедийное дарование актрисы, конечно, было использовано гораздо меньше, чем могло бы быть, но то, что сделано, останется навсегда и в кино, и в истории Театра им. Маяковского, чей путь неразрывно связан с тонким удивительным искусством Нины Тер-Осипян, скромным человеком, отдавшим свою жизнь одному театру сразу и навсегда.
Блистательная комедийная артистка Нина Мамиконовна Тер-Осипян ушла из жизни 24 июля 2002 года. Похоронена на Армянском кладбище Москвы (напротив Ваганьковского кладбища).
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
Источник