Актриса соколова биография личная жизнь

Актриса соколова биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2021; проверки требуют 30 правок.

Любо́вь Серге́евна Соколо́ва (31 июля 1921, Иваново-Вознесенск, Иваново-Вознесенская губерния – 6 июня 2001, Москва) – советская и российская актриса, народная артистка СССР (1990)[3].

Сыграла порядка четырёхсот ролей, став одной из самых снимаемых актрис. Часто исполняла роли матерей, за что её прозвали «всесоюзной киномамой»[4].

Биография[править | править код]

Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенск Иваново-Вознесенской губернии РСФСР (ныне Иваново Ивановской области России) в крестьянской семье[5]. Отец Сергей Максимович трудился столяром-краснодеревщиком, мать Прасковья Фёдоровна работала продавцом в магазине, затем получила должность директора универмага; двое братьев умерли в раннем возрасте[6][7].

Любовь училась в Ивановской школе-десятилетке №56, выступала в школьной самодеятельности. В 1939 году окончила школу и по совету учителя литературы поехала в Ленинград[8]. В 1940-1941 годах училась на литературном факультете Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Зимой 1940 года узнала о том, что при киностудии «Ленфильм» открылась киноактёрская мастерская под руководством Сергея Герасимова и в числе 22 студентов была принята в школу. Тогда же впервые снялась в кино в массовке фильма «Маскарад»[6].

Во время Великой Отечественной войны работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов, ухаживала за больными и ранеными на эвакуационном пункте. Пережила блокаду Ленинграда, во время которой погибли все её близкие, включая первого мужа Георгия Араповского[8]. В конце концов ей удалось покинуть город по Дороге жизни[5]. Вернувшись в Иваново, долгое время лечилась от дистрофии и голодной апатии, затем уехала в Москву для учёбы во ВГИКе[9].

В 1943 году поступила на второй курс актёрского отделения в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Подрабатывала носильщиком на вокзале. В 1946 году по окончании института была принята в Театр-студию киноактёра, где она не только играла, но и жила, спала в гримёрке[9].

В 1948 году исполнила роль простой деревенской женщины Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке». Дебют молодой актрисы не прошёл незамеченным, однако начался период малокартинья, и ролей ей не давали. В 1951 году она была вынуждена согласиться на предложение поехать в Потсдам для работы в Драматическом театре Группы советских войск в Германии[8]. Вернувшись в 1956 году, смогла купить себе однокомнатную квартиру в Актёрском доме, продолжила сниматься и играть в театре.

У неё появились многочисленные поклонники, одно за другим следовали новые предложения: «Тихий Дон», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Преступление и наказание», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Всего актриса снялась в 389 фильмах[6]. После того, как у неё родился сын Николай, сама поставила условие режиссёрам, что будет сниматься только в небольших ролях, чтобы иметь возможность ухаживать за сыном и вести домашнее хозяйство. На роли её брали без кинопроб, свои театральные роли Соколова не любила[9].

Осенью 1994 года машина, на которой её и Майю Булгакову везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевну выписали через несколько недель, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание[9].

Любовь Соколова скончалась на 80-м году жизни 6 июня 2001 года в Москве от сердечного приступа[10].

Похоронена на Кунцевском кладбище (10 участок) рядом с сыном[11].

Семья[править | править код]

  • Первый муж (с 1941 года) – актёр Георгий Иванович Араповский, умер во время блокады Ленинграда на руках актрисы[5].
  • Второй муж – Георгий Николаевич Данелия (1930-2019), режиссёр, народный артист СССР (1989). Прожили в гражданском браке около 26 лет. Покинул семью незадолго до смерти сына.
    • Сын – Николай Данелия-Соколов (1959-1985), режиссёр, поэт. Погиб в возрасте 26 лет в своей квартире при невыясненных обстоятельствах.
      • Внучка – Маргарита Данелия, юрист, предприниматель, вместе с мужем владеет бизнесом по производству тортов «Венский цех»[12][13]. После гибели сына и ухода мужа Маргарита стала самым близким человеком для Любови Соколовой[6].

Жила в Москве на улице Черняховского, д. 5, и на Чистопрудном бульваре, дом 23 [14].

Работы в театре[править | править код]

Театр-студия киноактёра (1946-1951, 1951-2001)

  • «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва (1947), реж. Н. С. Плотников – Женя Шабунина

Драматический театр Группы советских войск в Германии (Потсдам) (1951-1956)

  • «Доходное место» А. Н. Островского – Поленька
  • «Последние» М. Горького – Любовь
  • «Егор Булычов и другие» М. Горького – Шура
  • «Парень из нашего города» К. М. Симонова – Варя
  • «Светит, да не греет» А. Н. Островского
  • «Софья Ковалевская» братьев Тур
  • «Лётчики» Л. Д. Аграновича и С. Д. Листова

Фильмография[править | править код]

  • 1941 – Маскарад – участница бала
  • 1941 – Фронтовые подруги – дружинница
  • 1947 – Поезд идёт на восток – пассажирка в вагоне-ресторане
  • 1948 – Повесть о настоящем человеке – Варвара, колхозница
  • 1949 – У них есть Родина – советская пленная
  • 1950 – Далеко от Москвы – Ольга Фёдоровна
  • 1956 – Это начиналось так… – Роза
  • 1956 – Две жизни (короткометражный) – Груня
  • 1957 – Коля дома один (короткометражный) – мать
  • 1957 – Летят журавли – солдатка
  • 1957 – Семья Ульяновых – Аня Ульянова
  • 1958 – Ночной гость – Екатерина
  • 1958 – Тихий Дон – жена Штокмана
  • 1958 – Тревожная ночь – Мария
  • 1959 – Фома Гордеев – Наталья
  • 1959 – Баллада о солдате – женщина на рынке
  • 1959 – Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») – Анисья
  • 1960 – Своя голова на плечах – эпизод
  • 1960 – Серёжа – Полина Чумаченко, мать Васьки
  • 1961 – В трудный час – колхозница
  • 1961 – Академик из Аскании – Наталья Константиновна, жена академика Иванова
  • 1962 – Путь к причалу – Мария
  • 1962 – Вступление – мать Вали и Люси
  • 1962 – Перекрёсток – эпизод
  • 1963 – Русский лес – Агафья
  • 1963 – Синяя тетрадь – Надежда Емельянова
  • 1963 – Человек, который сомневается – женщина на суде
  • 1963 – Я шагаю по Москве – мать Коли
  • 1963 – Живые и мёртвые – фельдшер
  • 1964 – Валера – Ефросинья Васильевна, мать Валеры
  • 1964 – Три сестры – Ольга
  • 1964 – Мать и мачеха – Прасковья Павловна Лихачёва, приёмная мать
  • 1965 – Рабочий посёлок – Капустина
  • 1965 – Тридцать три – Люба, жена Травкина
  • 1966 – Берегись автомобиля – судья
  • 1966 – Маленький беглец – лейтенант милиции
  • 1966 – Я солдат, мама – мать сержанта
  • 1966 – История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – Мария, мать Мишаньки
  • 1967 – Прямая линия – Худякова, сотрудница НИИ
  • 1967 – Татьянин день – мать Тани
  • 1967 – Четыре страницы одной молодой жизни – мать Саши Агафонова
  • 1968 – Доживём до понедельника – Левикова, мама ученика Вовы
  • 1968 – И снова май! – мать
  • 1968 – Капа (короткометражный) – Капа
  • 1969 – Гори, гори, моя звезда (короткометражный) – жена Феди
  • 1969 – День и вся жизнь – женщина на повозке
  • 1969 – Преступление и наказание – Елизавета
  • 1969 – Только три ночи – мать Кати
  • 1969 – Странные люди (киноальманах) (новелла «Роковой выстрел») – Алёна, жена Броньки Пупкова
  • 1970 – Счастье Анны – немая жена Прохора
  • 1970 – Денёк без тормозов (короткометражный)
  • 1970 – В лазоревой степи (киноальманах) (новелла «Червоточина») – мать
  • 1970 – Белорусский вокзал – Люба Приходько, жена Ивана
  • 1970 – День да ночь – Анна Васильевна
  • 1970 – Море в огне – работница оружейного завода
  • 1970 – Расплата – Евгения Васильевна Платова
  • 1970 – Сохранившие огонь – Мария, жена Клявина
  • 1971 – Телеграмма – Аграфена Владимировна
  • 1971 – Дорога на Рюбецаль – Софья Михайловна
  • 1971 – Месяц август – Антонина
  • 1971 – Второе дыхание – Ольга Владимировна
  • 1971 – Джентльмены удачи – заведующая детсадом
  • 1971 – Конец Любавиных – мать Любавина
  • 1972 – Командир счастливой «Щуки» – тётя Дуся
  • 1972 – Меченый атом – Клавдия Ивановна Шкаликова
  • 1972 – Опасное путешествие (короткометражный) – эпизод
  • 1972 – Печки-лавочки – проводница
  • 1972 – Приваловские миллионы – Мария Степановна
  • 1972 – Сапожки (короткометражный) – Клавдия
  • 1973 – Двое в пути – почтальон
  • 1973 – Друзья мои… (киноальманах) (новелла «Старый учитель» – Мася, жена сельского учителя, новелла «Тихоход» – дежурная по железнодорожному переезду)
  • 1973 – И на Тихом океане… – Прасковья
  • 1973 – Дверь без замка – Степанида
  • 1973 – Последний подвиг Камо – член приёмной комиссии
  • 1974 – Любовь земная – член райкома
  • 1974 – Москва, любовь моя – костюмерша
  • 1974 – Небо со мной – вдова
  • 1974 – Повесть о человеческом сердце – Любовь, секретарь Бурцева
  • 1974 – Помни имя своё – почтальон
  • 1974 – Сержант милиции – мать Николая Захарова
  • 1974 – Фитиль (киножурнал) (сюжет № 149 «С Новым годом») – покупательница ёлки
  • 1975 – Алмазы для Марии – Дарья Степановна, мать Марии
  • 1975 – Единственная… – Анна Прокофьевна
  • 1975 – Соколово – учительница из Бузулук
  • 1975 – Ирония судьбы, или С лёгким паром! – мама Нади Шевелёвой, жительницы Ленинграда
  • 1975 – Когда наступает сентябрь – вахтёр на фабрике
  • 1975 – Мои дорогие – Антонида Петровна
  • 1975 – От зари до зари – Пелагея Ивановна
  • 1975 – Роса – бабушка Екатерина Ивановна
  • 1976 – Два капитана – тётя Даша
  • 1976 – Додумался, поздравляю! – классный руководитель
  • 1976 – Преступление – судья
  • 1976 – Приключения Нуки – бабушка Ирочки
  • 1976 – Тимур и его команда – соседка
  • 1976 – Мастер – тётя Дуся
  • 1977 – А у нас была тишина… – Анна Харитоновна
  • 1977 – Белый Бим Чёрное ухо – стрелочница
  • 1977 – Девочка, хочешь сниматься в кино? – мать Веры, бывшая партизанка-санитарка на войне
  • 1977 – Исчезновение – Самаркина, мама Родиона
  • 1978 – Люди на земле – Галина Корбут
  • 1978 – Дети как дети – Елизавета Петровна, бабушка Оли
  • 1978 – Молодая жена – Егоровна
  • 1978 – Пока безумствует мечта – мать Отвёрткина
  • 1978 – Последний шанс – Варвара Яковлевна Тимохова
  • 1978 – Срочный вызов – Ольга Григорьевна Колобашкина
  • 1978 – Близкая даль – Евдокия Сафроновна, свекровь Анны
  • 1979 – Моя Анфиса – Любовь Сергеевна Киселёва
  • 1979 – Несколько дней из жизни И. И. Обломова – провожающая Штольца в Москву
  • 1979 – Опасные друзья – мать Юрия
  • 1979 – Сцены из семейной жизни – тётя Тоня, заведующая ателье
  • 1979 – Удивительные приключения Дениса Кораблёва – билетёрша в цирке
  • 1979 – Цыган – Макарьевна
  • 1980 – Вам и не снилось… – почтальон
  • 1980 – Дом у кольцевой дороги – Елена Константиновна, мать Коли Никифорова
  • 1980 – Мелодия на два голоса – мать Кирилла
  • 1980 – Не стреляйте в белых лебедей – работница зоопарка
  • 1980 – Что там, за поворотом? – Анна Захаровна Багрова
  • 1980 – Ночное происшествие – повар
  • 1980 – Полёт с космонавтом – доярка
  • 1980 – Последний побег – Мария Петровна, жена Кустова
  • 1980 – Тайное голосование – Степанида, колхозница
  • 1980-1981 – Долгая дорога в дюнах – Анисья
  • 1981 – Сашка – врач
  • 1981 – Хочу, чтоб он пришёл – Марья Дмитриевна
  • 1981 – Шофёр на один рейс – Варвара Семёновна
  • 1982 – Возвращение резидента – Наталья Сергеевна
  • 1982 – Детский мир – Антонина Васильевна
  • 1982 – Надежда и опора – Ульяна Порфирьевна
  • 1982 – Оставить след – Полина Петровна
  • 1982 – Путешествие будет приятным – Елизавета Георгиевна
  • 1983 – Моментальный снимок (короткометражный)
  • 1983 – Витя Глушаков – друг апачей – тётка в очереди
  • 1983 – Карантин – вахтёр тётя Катя
  • 1983 – Признать виновным – Марья Васильевна, бабушка Виктора Владимирова
  • 1983 – Хозяйка детского дома – Мария Тимофеевна
  • 1983 – Я тебя никогда не забуду – Агриппина Ивановна, мать Фёдора
  • 1983 – Возвращение с орбиты – Софья Петровна / тёща Павла Кузнецова
  • 1983 – И жизнь, и слёзы, и любовь – Полина Ивановна
  • 1984 – Нам не дано предугадать – Зина
  • 1984 – Похищение – бабушка
  • 1984 – Репортаж с линии огня – мать Меркулова
  • 1984 – Сильная личность из 2 «А» – Любовь Сергеевна, бабушка Димы Кругликова
  • 1984 – Тихие воды глубоки – Дарья
  • 1984 – Фитиль (киножурнал) (сюжет № 264 «Точная примета») – прохожая
  • 1985 – Внимание! Всем постам… – тётя Маша, мама Воронова
  • 1985 – Город невест – Клавдия Петровна
  • 1985 – Не ходите, девки, замуж – Прасковья Ильинична
  • 1985 – Самая обаятельная и привлекательная – мать Нади Клюевой
  • 1985 – Осенние утренники – Прасковья Лихолетова
  • 1985 – Говорит Москва – Орлова
  • 1986 – Верую в любовь – Анна Михайловна
  • 1986 – Мужские тревоги – Марья Фёдоровна
  • 1986 – Земля моего детства – баба Феня
  • 1986 – Очная ставка – Полина Григорьевна
  • 1986 – Певучая Россия – мать Пятницкого
  • 1987 – Жизнь Клима Самгина – Анфимьевна
  • 1987 – Возвращение – Петровна
  • 1987 – Наездники (киноальманах) (фильм «Наездники») – почтальон
  • 1987 – Спасите наши души! – бабка Дарья
  • 1987 – Ссуда на брак – Степанида
  • 1988 – Запретная зона – Александра
  • 1989 – Авария – дочь мента – Юлия Николаевна, учительница истории
  • 1989 – Во бору брусника – Ксения, жена Егорова
  • 1989 – Женщины, которым повезло – мать Дуси Королёвой
  • 1990 – Автостоп – медсестра
  • 1990 – Бабник – Марья Григорьевна
  • 1990 – Место убийцы вакантно… – Мария Ильинична, мать Кирпичникова
  • 1990 – Мальчики – торговка на рынке
  • 1990 – Наутилус – эпизод
  • 1991 – Затерянный в Сибири – тётя Клава
  • 1991 – Кровь за кровь – Гриднёва
  • 1991 – Миф о Леониде – эпизод
  • 1991 – Пока гром не грянет – Олимпиада Васильевна
  • 1992 – Ваш выход, девочки – мать
  • 1992 – Риск без контракта – мать Марины
  • 1992 – Фиктивный брак
  • 1992 – Хэлп ми – бабушка
  • 1993 – Бравые парни – жена Грибоедова
  • 1993 – Бездна, круг седьмой – мать Коли
  • 1993 – Завещание Сталина – Полина
  • 1993 – Несравненная – Марья Тихоновна, мать Вяльцевой
  • 1993 – Я сама – Валентина Никифоровна, медсестра
  • 1994 – Курочка Ряба – Мария
  • 1995 – Бульварный роман – Мария Егоровна
  • 1995 – Маша и звери – бабушка
  • 1997 – На заре туманной юности – Мироновна
  • 1998 – Не послать ли нам гонца? – бабка с глушителем
  • 1998 – Стрингер – бабушка
  • 1998 – Сочинение ко Дню победы – Аня, ветеран
  • 2001 – Семейные тайны – консьержка
  • 2001 – Игры в подкидного
  • 2001 – На полпути в Париж – Груня
  • 2001 – Сыщик с плохим характером
  • 2001 – Вальс на прощание – старушка
Читайте также:  Оксана билозир биография личная жизнь дети

Озвучивание ролей[править | править код]

  • 1973 – Дом для Серафима – Елена Васильевна (роль Е. Тодорашко)

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  • 1981 – Мама для мамонтёнка – Бегемотиха (в титрах не указана)
  • 1984 – Охотник до сказок – старуха
  • 1986 – Воспоминание
  • 1986 – Пропал Петя-петушок – Курочка

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1997 – Майя Булгакова (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2006 – Любовь Соколова (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2014 – Любовь Соколова. Без грима (документальный)

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1969)[15]
  • Народная артистка РСФСР (1977) – за заслуги в области советского киноискусства[16]
  • Народная артистка СССР (1990)
  • Медаль «За отвагу»
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1967)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1984)
  • Медаль «Маршал Советского Союза Жуков» (1997)
  • Медаль «80 лет Вооружённых сил СССР» (1998)
  • ВКФ в Ленинграде (1983, Премия за лучшую женскую роль, фильм «Надежда и опора»)
  • МКФ актёров кино «Созвездие, учреждённый Гильдией актёров кино России (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»)
  • Приз Веры Холодной (2001, в номинации «Любовь поколений»)
  • Почётный кинематографист России (1995)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Сулькин М. Любовь Соколова // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1973. С.252-267.
Читайте также:  Мария бердинских биография личная жизнь

Ссылки[править | править код]

  • «Смерть известной актрисы Любови Соколовой» на NewsTube (видеоролик памяти актрисы)
  • Могила Любови Соколовой на Кунцевском кладбище

Источник

Биография Любови Соколовой

Любовь Соколова – великая советская актриса, которая снялась почти в четырех сотнях фильмов, где в чаще всего играла простых русских женщин с трудной судьбой. За доброту и искренность экранных образов ее называли «всесоюзной киномамой», заслуги Соколовой были отмечены высокими правительственными наградами и званиями. На долю актрисы выпало множество тяжких испытаний, но все их она пережила со стоическим мужеством и терпением, до конца своих дней оставаясь светлым и бесконечно добрым человеком.

На фото: Любовь Сергеевна Соколова

На фото: Любовь Сергеевна Соколова

Детство и юношеские годы

Будущая актриса родилась в Иваново-Вознесенске (с 1932 г. город Иваново) в простой советской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец, Сергей Максимович, был столяром-краснодеревщиком. Мама, Прасковья Федоровна, сначала трудилась обычным продавцом тканей, а после окончания торгового института заняла должность директора универмага.

Иваново-Вознесенск - родина Любови Соколовой

Иваново-Вознесенск – родина Любови Соколовой

Соколовы жили в старом деревянном доме с большим земельным участком, доставшимся матери в наследство от ее отца. Сад, огород и домашняя скотина были большим подспорьем для семьи, поэтому Люба и два ее младших брата с ранних лет были приучены к труду и помогали родителям по хозяйству.

Артистические способности девочки проявились еще в глубоком детстве. В садике маленькая Любаша охотно декламировала стихи и пела частушки, а дома устраивала концерты, нарядившись в мамино платье. В школьные годы девочка активно участвовала в самодеятельности, в старших классах посещала драмкружок.

Любовь Соколова в молодости

Любовь Соколова в молодости

Люба очень любила бывать в местном театре музкомедии, не пропускала ни одной премьеры. Работники тетра ее хорошо знали и даже иногда пускали в зал без билета. В благодарность 16-летняя Соколова выступила с монологом Онегина на юбилейном концерте, посвященном юбилею Пушкина.

В 1939 году девушка успешно окончила среднюю образовательную школу №56 и уехала в Ленинград, чтобы продолжить образование в педагогическом институте. На втором курсе она узнала, что режиссер Герасимов открывает актерскую школу при «Ленфильме». Любу не смутило огромное количество желающих (более тысячи претендентов), она уверенно прошла все отборочные туры и в числе 22 счастливчиков была принята на курс великого мастера. Среди одногруппников Соколовой оказался и Георгий Араповский, который вскоре стал ее законным супругом.

Блокадные годы и учеба во ВГИКе

Люба была одной из самых заметных студенток на курсе, впереди маячили большое будущее и самые радужные перспективы. Впервые на экране Любовь появилась в массовке драмы Сергея Герасимова «Маскарад» (1941), хотя ее дебютом должна была стать роль медсестры в картине «Фронтовые подруги». Но фривольное поведение сценариста фильма, классика советской литературы Сергея Михалкова, показалось Соколовой недопустимым, и она отказалась от столь лестного предложения.

Начавшаяся война стала трагическим периодом в жизни нашей героини, как и всего советского народа. Вместе со свекровью и мужем, которого не взяли на фронт по причине слабого зрения, Соколова осталась в блокадном Ленинграде и пережила все ужасы того кошмарного времени. Двадцатилетняя девушка работала слесарем на авиационном заводе, помогала раненым в госпитале, а по ночам тушила зажигательные бомбы.

В блокадном Ленинграде

В блокадном Ленинграде

На ее руках от голода умерли муж и его мать, а сама Соколова чудом осталась жива. Зимой 1942 года она, под бомбежками, по льду Ладожского озера, сумела выбраться из осажденного города, а попав на большую землю, еще на некоторое время задержалась на сборном пункте, помогая раненным и истощенным жителям блокадного Ленинграда.

Вернувшись в Иваново, Люба долго не могла прийти в себя – потеря любимого мужа и крайняя степень истощения серьезно подорвали ее моральные и физические силы. Вернуться к жизни ей помогло известие о том, что блокадникам предоставили льготы при поступлении в московские вузы. Соколова отправилась в столицу и добилась, чтобы ее приняли сразу на второй курс ВГИКа.

Здание ВГИКа

Здание ВГИКа

Став студенткой актерской мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, она с головой окунулась в учебу, а чтобы заработать на кусок хлеба, подрабатывала носильщиком на вокзале. Вместе с ней на курсе учились Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко и многие другие талантливые актеры, ставшие легендами советского кинематографа.

Театральные работы и первые шаги в кинематографе

В 1946 году Соколова окончила ВГИК с красным дипломом и была зачислена в труппу Театра-студии киноактеров, который стал для нее домом в прямом и переносном смысле этого слова. Своего жилья у актрисы не было, денег на съемную квартиру не хватало, поэтому вечером, после спектакля, она оставалась ночевать в гримерке, где соорудила кровать из связанных веревками стульев.

Любовь Соколова в спектакле «Доходное место»

Любовь Соколова в спектакле «Доходное место»

Пять лет (с 1951 по 1956) актриса провела в Германии, где в составе Театра Западной группы войск, организованного в Потсдаме, выступала перед военнослужащими советских гарнизонов. Об этом периоде своей жизни актриса вспоминать не любила, хотя сыграла в ГДР множество классических ролей, о которых всегда мечтала.

Сниматься в кино Соколова начала сразу же после окончания ВГИКа, в 1946 году. Маленький эпизод в картине «Поезд идет на восток» остался практически незамеченным, а вот роль колхозницы Варвары в военной драме «Повесть о настоящем человеке» (1948) стала для актрисы серьезной заявкой на успех.

Любовь Соколова в фильме «Повесть о настоящем человеке»

Любовь Соколова в фильме «Повесть о настоящем человеке»

К сожалению, в начале пятидесятых в советском кинематографе наступил период затишья. По приказу Сталина все деньги направлялись на восстановление народного хозяйства, а на кино выделялись сущие крохи. За 1949-50 гг. были сняты лишь девять картин, поэтому у начинающей, пусть даже и очень талантливой и перспективной актрисы шансов получить работу было немного.

Любовь Соколова. Без грима

Оказавшись не у дел и практически без средств к существованию, Соколова вынуждена была согласиться на работу в Германии. Ей удалось поправить свое материальное положение и даже приобрести однокомнатную квартиру в столице, однако время было потеряно, и, вернувшись, 35-летняя Люба попала в категорию возрастных актрис. Ей пришлось довольствоваться работами второго плана, к которым, стоит признать, она всегда относилась также ответственно и щепетильно, как и к ключевым ролям.

Встреча с Данелия и лучшие роли в кино

С середины 50-х Соколова стала довольно активно сниматься – спектр ее ролей не ограничивался одним амплуа и был достаточно широк. Она засветилась в таких громких лентах того периода, как «Тихий Дон» (жена Штокмана), «Ночной гость» (Екатерина), «Фома Гордеев» (Наталья), сыграла старшую сестру Ленина в биографическом фильме «Семья Ульяновых» и рыночную торговку в военной драме Григория Чухрая «Баллада о солдате».

Любовь Соколова в фильме «Ночной гость»

Любовь Соколова в фильме «Ночной гость»

В 1958 году она блистательно исполнила роль Анисьи в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Эта картина стала важным этапом в судьбе актрисы – на съемочной площадке «Мосфильма» она познакомилась с молодым ассистентом режиссера Георгием Данелия, который изменил ее жизнь. Темпераментному грузину удалось растопить ледяное сердце неприступной красавицы, которая шестнадцать лет хранила верность покойному супругу. Актриса расцвела, похорошела, ее жизнь снова наполнилась глубоким смыслом, а рождение сына стало выстраданной наградой за все пройденные испытания.

Читайте также:  А мельникова биография личная жизнь

Любовь Соколова в фильме «Хождение по мукам»

Любовь Соколова в фильме «Хождение по мукам»

Изменилось и творческое амплуа актрисы – Любовь Сергеевна все чаще стала играть матерей экранных персонажей, чем заслужила звание «всесоюзной киномамы».

Во всех своих ролях она представала в образе настоящей русской женщины – доброй, любящей, заботливой, всегда готовой прийти на помощь, пожалеть, посочувствовать и защитить от любых напастей.

Актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей – уж слишком много горя и испытаний свалилось на ее хрупкие плечи в реальной жизни. К тому же она свято верила в магическую силу кинематографа и с осторожностью относилась к ролям, которые могли бы негативно отразиться на ее жизни или судьбах близких людей. Лишь один раз Любовь Сергеевна сделала исключение и сыграла безутешную мать, потерявшую своего сына. По трагическому стечению обстоятельств, фильм «Исчезновение» стал пророческим: через несколько лет актрисе пришлось хоронить собственного сына, ушедшего из жизни совсем молодым.

Любовь Соколова и Евгений Леонов в фильме «Белорусский вокзал»

Любовь Соколова и Евгений Леонов в фильме «Белорусский вокзал»

В фильмах Данелия актрисе также доставались второстепенные роли, но Любовь Сергеевна не обижалась на мужа. Ей самой хотелось больше времени проводить дома, хлопоча по хозяйству и заботясь о любимом сыне, поэтому маленькие эпизоды, не требующие долгих отлучек, ее вполне устраивали. Самые любимые фильмы – «Сережа», где Соколова снималась вместе с сыном, и «Доживем до понедельника», в котором актриса сыграла мать непутевого двоечника Вовки, которую постоянно вызывает в школу герой Вячеслава Тихонова. Мальчишка оказался ровесником ее Коленьки и таким же шалуном и забавником. Актриса часто с улыбкой вспоминала, как он побаивался ее подзатыльников и трогательно просил «Вы не очень-то дуплите, ладно?»

Любовь Соколова в фильме «Доживем до понедельника»

Любовь Соколова в фильме «Доживем до понедельника»

За свою кинокарьеру Соколова снялась в 389 фильмах, что стало абсолютным мировым достижением и было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. За выдающийся вклад в развитие советского киноискусства актриса была удостоена званий Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и Народная артистка СССР. Среди ее наград немало медалей за трудовую доблесть и отвагу, проявленную во время войны.

Личная жизнь Любови Соколовой

Со своим первым мужем Георгием Араповским Люба познакомилась во время учебы в ленинградской киношколе. Георгий был видным 29-летним мужчиной – высоким, стройным, косая сажень в плечах, да еще из обеспеченной аристократической семьи. Не влюбиться в такого было невозможно, и весной 1941 года Соколова стала законной женой Араповского, перебравшись из студенческого общежития в его просторную квартиру на Фонтанке.

«Раскрывая тайны звезд»: Любовь Соколова

Безмятежное счастье Соколовой разрушила война – во время блокады Люба потеряла любимого супруга и всех его родственников, а сама чудом осталась жива. Она не раз вспоминала, как, находясь на грани жизни и смерти, уже полностью отчаявшись, она встретила на улице незнакомого старика, который сказал ей следующие слова: «Есть ты будешь мало, а жить долго, и тебя будут любить миллионы». Через несколько дней девушка пошла в церковь и обомлела. С иконы Николая Чудотворца на нее смотрело знакомое лицо того самого старца, который привиделся ей на пустынной заснеженной улице.

Любовь Соколова

Любовь Соколова

Люба действительно выжила и зимой 1942 года по Дороге Жизни сумела выбраться из осажденного города. Но страшные испытания, через которые ей пришлось пройти, оставили глубокий след в ее душе. Целых шестнадцать лет молодая красивая девушка не подпускала к себе мужчин и отвергала любые знаки внимания с их стороны. Снова пробудить в актрисе любовь и интерес к жизни удалось начинающему грузинскому режиссеру Георгию Данелия, который со всем своим кавказским темпераментом принялся ухаживать за неприступной, но так понравившейся ему женщиной.

Георгий Данелия и Любовь Соколова

Георгий Данелия и Любовь Соколова

Он был очень настойчив и обаятелен, шутил, осыпал цветами и подарками, и даже пошел на обман, прибавив себе десяток лишних лет (Данелия был на девять лет младше Любы). Сердце Соколовой оттаяло, и когда Данелия при всей съемочной группе встал на колено и попросил ее руки, актриса дала свое согласие. Георгий тут же перевез любимую женщину в свою московскую квартиру, где жил вместе с матерью, прославленным советским режиссером Мэри Аджапаридзе.

Любовь Сергеевна прожила с Данелия двадцать шесть лет, родила ему сына Николая (1959 г.р.), но так и не стала его официальной супругой. Георгий оказался еще тем ветреником, о его многочисленных романах знала вся Москва, к тому же режиссер любил выпить. Люба философски относилась к загулам мужа – с появлением Коленьки она полностью растворилась в ребенке и делала все, чтобы мальчик рос здоровым и счастливым. Со свекровью у нее было полное взаимопонимание – женщины старались не выносить сор из избы и, как могли, опекали своего любимого Гию.

Георгий Данелия с сыном Николаем

Георгий Данелия с сыном Николаем

В 1980 году Данелия попал в больницу с тяжелым инфарктом, который случился после перенесенного до этого перитонита. Режиссер пережил клиническую смерть, несколько дней находился в коме и чудом остался жив. Выходила его Люба, которая дни и ночи проводила у постели больного, и даже водила его на прием к целительнице Джуне. Окончательно оправившись от болезни, Георгий отплатил жене черной неблагодарностью и через несколько лет заявил, что уходит к другой женщине.

Сын Любови Соколовой Николай

Сын Любови Соколовой Николай

Сначала Соколова не восприняла его слова всерьез – у режиссера и до этого были любовные романы, об его многолетних отношениях с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой судачила вся Москва. Но в этот раз Данелия был настроен серьезно и действительно ушел к своей новой пассии, актрисе Галине Юрковой, которая вскоре стала его законной женой.

Любовь Сергеевна тяжело переживала расставание с мужем, но самая главная трагедия была еще впереди. В 1985 году при невыясненных обстоятельствах скончался сын Николай, которого она любила больше жизни. Юноша подавал большие надежды, окончил режиссерский факультет ВГИКа, писал стихи и сценарии. В последнее время увлекся баптизмом, что, возможно, и привело его к неожиданной смерти.

У Николая осталась жена и дочь Маргарита, которые стали для безутешной матери смыслом ее существования. Пережить страшную трагедию ей также помогла работа – актриса снималась до последних дней жизни, играла в театре и выступала перед публикой с творческими вечерами.

Любовь Сергеевна Соколова с внучкой и правнучкой

Любовь Сергеевна Соколова с внучкой и правнучкой

Осенью 1994 года, по дороге на одну из таких встреч со зрителями Соколова попала в автомобильную аварию – водитель не справился с управлением, и машина на огромной скорости врезалась в бетонное ограждение. Любовь Сергеевна с тяжелейшими травмами была доставлена в больницу, но выжила, а вот ее близкая подруга, актриса Майя Булгакова, и водитель скончались на месте.

Смерть

Это трагическое происшествие серьезно подорвало здоровье и так уже немолодой женщины. Но оставаться в четырех стенах было совсем невыносимо, поэтому актриса продолжала работать, чтобы хоть как-то отвлечься от своих горестных переживаний. Ее последней работой в кино стала роль бабушки главного героя в детском детективе «Сыщик с плохим характером». Любовь Сергеевна скончалась от обширного инфаркта сразу же после окончания съемок, озвучивала ее персонажа еще одна близкая подруга, актриса Любовь Омельченко.

Любовь Сергеевна Соколова в последние годы жизни

Любовь Сергеевна Соколова в последние годы жизни

6 июня 2001 года Соколова почувствовала себя плохо, хотя накануне выступала в сборном концерте на сцене Театра Красной армии и выглядела вполне здоровой. Соседи вызвали «Скорую», но к приезду врачей актриса была уже мертва.

Могила Любови Соколовой на Кунцевском кладбище

Могила Любови Соколовой на Кунцевском кладбище

Всеми любимую «киномаму» похоронили на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына, на панихиду пришли тысячи людей, чтобы отдать дань талантливой актрисе и великой русской женщине, на долю которой выпали такие тяжкие испытания.

Источник