Актриса светлана крючкова личная жизнь
Биография Светланы Крючковой
Светлана Николаевна Крючкова – российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР, режиссер и телеведущая, основательница театра-студии имени Светланы Крючковой, двукратный лауреат премии «Ника».
Ее жизнь неразрывно связана с цифрой 3: три раза она поступала в театральный вуз, три раза выходила замуж и три раза находилась на тонком волоске между жизнью и смертью. Она стойко перенесла моменты нищеты и забвения, трагическую потерю близких, оставаясь сильной и позитивной, по-детски озорной и необычайно творческой личностью.
Послевоенное детство Светланы Крючковой
Родители Светланы Николаевны познакомились во время войны. Ее мама происходила из северного народа – поморов; была доброй, но очень сдержанной натурой, работала в статистическом управлении Кишинева, любила играть на гитаре и петь. Отец, Николай Крючков, родившийся в глухой деревушке в Гомельской области, напротив, был человеком агрессивным и жестким – обязывала профессия. Он прошел Финскую войну, работал следователем НКВД, во время Великой Отечественной был майором в отряде СМЕРШ, а уволился со службы только в период разоблачения культа Сталина.
Актриса вспоминала отца с дрожью в голосе: он воспитывал детей согласно военной дисциплине, мог разбудить Светлану, ее старших сестру Майю и брата Владимира посреди ночи, чтобы те ответили выученные уроки.
В те сложные послевоенные годы семья жила в центре Кишинева, в одноэтажном доме без всяких удобств. Двор был большим и интернациональным: русские, украинцы, евреи, молдаване, – жители собирали общий стол на улице, ходили в гости без приглашения (как впоследствии признавалась Светлана Николаевна, для многих образов она заимствовала характеры бывших соседей). Во время таких посиделок с детства мечтавшая стать артисткой Светлана рассказывала собравшимся стихи, пела вместе с мамой.
Эту мечту попытался пресечь суровый отец: «Станешь артисткой – прокляну!», однако мать поддержала Светлану, и в 1967 году девушка, нарушив запрет, отправилась покорять столичную «Щепку». Хотя конкурс на каждое место составлял 240 человек, Крючкова сумела дойти до финального этапа, однако проиграла девушке, которая в итоге так и не стала профессиональной актрисой.
Расстроенная Светлана вернулась в Кишинев, где устроилась на работу в Центральное статистическое управление, а следующим летом предприняла еще одну попытку – и снова мимо, абитуриентку опять отсеяли на заключительном этапе.
На этот раз Светлана отказалась возвращаться домой: первое время жила у знакомых, потом приходилось скитаться по вокзалам, голодать и экономить на всем. Волей случая ей удалось устроиться слесарем-сборщиком на завод ЗИЛа; ночевала она там же, в подсобном помещении. И все-таки физические нагрузки и нечеловеческие бытовые условия оказались непосильными для молодой Крючковой, и девушка второй раз вернулась домой, под строгий надзор отца, который заставил ее устроиться старшим препаратором в Кишиневский сельскохозяйственный институт.
В 1969 году Светлана решила снова попытать счастья, на этот раз умерив амбиции до одного из театральных вузов Самары. Путь лежал через Москву, и девушка, обладая запасом времени, заглянула в школу-студию МХАТ, где как раз проходил набор абитуриентов. В этот раз приемная комиссия по достоинству оценила способности Светланы Крючковой, и девушка поступила на курс Василия Маркова, заслуженного педагога и актера, знаменитого ролью Феликса Дзержинского.
Первая роль Светланы Крючковой
В 1972 году Светлана Крючкова, студентка 4 курса МХАТа, вытянула в лотерее судьбы счастливый билет – ее утвердили на одну из ведущих ролей в мини-сериале Алексея Корнеева «Большая перемена». На прослушивании девушка так глубоко вошла в роль, что во время сцены ссоры с героем Александра Збруева прокусила актеру палец.
Светлана Крючкова – «Мы выбираем, нас выбирают» (х/ф «Большая перемена»)
После столь эффектной демонстрации мастерства актрисе досталась роль наивной простушки Нелли Леднёвой, ученицы вечерней школы, по сюжету влюбившейся в нового учителя, персонажа Михаила Кононова. Во время съемок девушка отлично сыгралась с Евгением Леоновым, который исполнил роль отца Нелли, по обстоятельствам обучающегося в том же классе «вечерки».
В 1973 году актриса окончила школу-студию МХАТ и стала постоянным членом труппы Московского Художественного театра. На этой сцене она появилась сначала в постановке пьесы Булгакова «Последние дни» вместе с Анатолием Кторовым и Виктором Станицыным в образе Александрины Гончаровой, а затем – в «Синей птице» Мориса Метерлинка, поставленной великими Станиславским и Немирович-Данченко.
В 1975 году режиссеры предлагали Крючковой роли буквально одну за другой: крановщица Шурочка в «Премии» Сергея Микаэляна, Надежда Васильевна в ленте «Пошехонская старина» (дипломная работе выпускников режиссерского факультета ВГИКа Натальи Бондарчук и Николая Бурляева) и, наконец, Зинуля, супруга героя Евгения Жарикова в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!». Высокие оценки критиков получила вышедшая в том же году драма Виталия Мельникова «Старший сын», где Светлана сыграла роковую женщину Наталью, соседку семейства Сарафановых.
На съемках последней картины актриса закрутила роман с оператором Юрием Векслером и вскоре перебралась к нему в Ленинград, где продолжила творческий путь на сцене БДТ имени Товстоногова. Голубое здание на набережной Фонтанки встретило ее предложением роли школьницы в пьесе «Фантазии Фарятьева». «Разве я похожа на школьницу?», – удивленно спросила Светлана у постановщика Сергея Юрского. «Нет, – ответил тот, – но нам такая актриса и нужна!».
Несмотря на плотный график, актриса успешно совмещала театральную деятельность и съемки в кино. Спектакли с участием Светланы Крючковой собирали полный зал: шекспировский «Король Генрих IV», шолоховский «Тихий Дон», «Волки и овцы» по пьесе Островского, «Жестокие игры» Арбузова, – актриса мастерски переносила зрителей в любую эпоху.
Расцвет карьеры Светланы Крючковой
В конце 70-х Крючкова снялась в ряде успешных кинолент: это и второплановая роль в фильме «Беда» с Лидией Федосеевой-Шукшиной, и две главные– в комедии «Женитьба» и драме «Безымянная звезда», сблизившие Светлану с Алексеем Петренко и Игорем Костолевским. Образ экстравагантной мадемуазель Куку из «Безымянной звезды» был придуман оператором Григорием Рербергом специально для Крючковой.
В 1980 году Игорь Масленников представил вскоре ставший культовым сериал о похождениях легендарного сыщика Шерлока Холмса. Светлана Крючкова появилась на экранах в эпизоде «Король шантажа» в образе горничной Агаты. Год спустя зрители, с нетерпением ждавшие продолжения, увидели Светлану уже в роли Элизы Бэрримор – значимой фигуры в новой части приключений героев Василия Ливанова и Виталия Соломина.
В 1981 году Светлана Крючкова снялась в сатирической комедии Никиты Михалкова «Родня» вместе с Нонной Мордюковой и Андреем Петровым. Два года спустя она предстала перед зрителями в трогательном фильме «Чучело» с маленькой Кристиной Орбакайте в главной роли, доказав, что даже второстепенный образ при правильном подходе может стать запоминающимся.
В 1983 году актрисе было присуждено звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1986 году вышли фильм «Курьер» и сериал «Жизнь Клима Самгина», пополнившие список ролей Светланы Крючковой образами секретарши Зинаиды Павловны и Любы Сомовой и подарившие ей множество ярких впечатлений от сотрудничества с мэтрами отечественного кинематографа: Олегом Басилашвили, Инной Чуриковой и другими.
Параллельно Светлана Крючкова продолжала театральную карьеру в БДТ, участвуя в спектаклях по пьесам Островского («На всякого мудреца довольно простоты») и Горького («На дне»).
1990 год принес Светлане новый опыт – она сыграла Екатерину II в новом фильме Мельникова «Царская охота». Фаворита императрицы, князя Голицына, сыграл Олег Табаков, а центральной фигурой повествования стала героиня Анны Самохиной, княжна Тараканова. В 1991 Светлана стала Народной артисткой России и была награждена премией «Ника» за лучшую роль второго плана в фильмах «Оно» и «Спальный вагон».
В 90-е Светлана Крючкова сотрудничала со многими выдающимися режиссерами: Никитой Михалковым («Утомленные солнцем», 1994), Дмитрием Астраханом («Из ада в ад», 1997), Вячеславом Сорокиным («Тоталитарный роман», 1998), а также продолжала блистать на сцене театра Товстоногова (пьесы «Вишневый сад», «Мамаша Кураж и ее дети»).
В новом тысячелетии Светлана еще раз напомнила зрителям о себе в тандеме с Людмилой Гурченко, Ириной Купченко и Лией Ахеджаковой в новом фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи», повествующем о жизни четырех закадычных подруг в постсоветских реалиях.
В 2001 году Крючкова открыла собственный театр-студию, где проявила себя как талантливого режиссера. В этом качестве она представила зрителям три спектакля: «Домой!..», «Блаженный остров» и «Лиситрата».
В 2005 году Светлана стала регулярно появляться на «Пятом канале» в качестве ведущей образовательного шоу «К доске». Передача выходила в эфир 4 года, пока в ноябре 2009 руководство канала не сняло викторину с эфира.
После дебюта на телевидении основное место в фильмографии Светланы Крючковой заняли сериалы, среди которых стоит отдельно выделить проект Сергея Урсуляка «Ликвидация». Звездой многосерийного фильма о тяжелой работе сотрудников уголовного розыска послевоенной Одессы стали Владимир Машков и Ксения Раппопорт, а Светлана Крючкова в лице тети Пёси привнесла в «Ликвидацию» неповторимый одесский колорит, основываясь на воспоминаниях о персонажах из родного двора.
Светлана Крючкова в роли тети Песи (сериал «Ликвидация»)
В 2009 году она сыграла бабушку Саши Савельева в экранизации романа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Критики приняли картину Сергея Снежкина без особого восторга, но выделили роль Светланы Крючковой, отметив ее мастерское перевоплощение в деспотичную, крикливую и властную пожилую женщину.
Личная жизнь Светланы Крючковой
В первый брак Крючкова вступила рано, будучи студенткой третьего курса. Родители девушки дали добро, правда, отец поставил условие: «Оставляешь девичью фамилию!». Светлана слово сдержала и уже совсем скоро состоялась свадьба. Супруг, начинающий актер и поэт Михаил Стародуб, часто позволял себе оскорблять жену: «Ты страшна как печка и бездарна», – постоянно заявлял он. Несмотря на это, их союз продержался целых четыре года, оставив у Светланы лишь положительные воспоминания: «Он научил меня, сочинять стихи, играть на гитаре. С его помощью я попала в «Большую перемену», изначально он приглашался в фильм [на роль Григория Ганжи], а попала я!».
Со вторым супругом актриса познакомилась на пробах картины «Старший сын» и почти сразу влюбилась. Кинооператор Юрий Векслер был старше на 10 лет и жил в Ленинграде, но это не остановило Светлану. Она переехала в город на Неве, бросив родной МХАТ, и очень скоро забеременела первенцем. Беременность совпала с инфарктом мужа, и актрисе приходилось разрываться между больницей и некстати затеянным ремонтом в квартире. Из-за стресса актриса сама загремела на больничную койку с угрозой выкидыша. В августе 1981 года на свет появился старший сын Митя; тяжелые роды подорвали здоровье Светланы. Все эти трудности не сломили актрису – в 1983 она вновь появилась на съемочной площадке. В 1989 году супруги развелись после 14 лет совместной жизни, как говорила Светлана: «Не сошлись характерами».
Третьим мужем Крючковой стал Александр Молодцов, сотрудник ресторана, куда актриса в компании сынишки и Ларисы Гузеевой наведалась на чашечку кофе. Пока дамы обсуждали животрепещущие темы, заскучавший Митя начал рассматривать интерьеры заведения. К нему подошел молодой человек и устроил малышу экскурсию. Дмитрий познакомил маму со своим спутником: «Мама, это дядя Саша!». Через несколько месяцев Светлана и «дядя Саша» поженились. В 1990 году на свет появился Александр Александрович Крючков – младший сын Светланы.
Дети Светланы Крючковой также избрали творческие профессии: Дмитрий стал переводчиком, переехал во Францию и женился на художнице. Александр учился в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Мусоргского на отделении народных инструментов. Светлана Николаевна отзывалась о сыновьях с теплотой в голосе: «Не смогла воспитать в сыновьях приспособленчества, хитрости, изворотливости. Про себя они думают в последнюю очередь».
Светлана Крючкова сейчас
В апреле 2016 года в репертуаре БДТ появился спектакль-бенефис Светланы Крючковой «Игрок», приуроченный к 40-летию работы актрисы в театре.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Биография
Светлана Крючкова — советская и российская артистка театра и кино, которая сумела с первых дней своей актерской карьеры громко заявить о себе. Талант исполнительницы уникален — ей подвластны образы в любых амплуа. Большой багаж ярких ролей обеспечил ей любовь зрителей, которые и сегодня относятся к артистке как к родной душе.
Детство и юность
Народная артистка РСФСР Светлана Николаевна Крючкова родилась в Кишиневе в семье контрразведчика, майора Смерша. Мать работала там же, в отделе кадров. Стать актрисой дочь офицера никогда не мечтала. Она грезила о романтической профессии геолога или думала посвятить свою жизнь книгам, став филологом.
Светлана Крючкова в молодости
Будущая актриса была рыжеволосой, и ее дразнили дети во дворе. Она чувствовала себя невыносимо одинокой, но при этом никогда не стеснялась публично читать стихи, а потом и петь. Света пришла в школьный ансамбль и даже стала солисткой.
Окончив школу в Кишиневе, Крючкова приехала в Москву штурмовать театральный вуз. В первый год девушка поступала в Щепкинское училище, где «срезалась» в финале вступительных. На второй год неудача постигла ее на экзаменах в Щукинское. А в Школе-студии МХАТ присмотрелись к абитуриентке и дали ей шанс стать артисткой. Здесь Света попала на курс Василия Маркова.
Личная жизнь
Первым мужем Светланы был поэт и актер Михаил Стародуб. Они учились вместе в Школе-студии МХАТ и познакомились еще в молодости на одной из шумных студенческих вечеринок в общежитии, где жила Светлана. Молодожены мечтали о крепкой семье, детях и счастливой старости вдвоем. Но личная жизнь артистов не сложилась, брак этот не просуществовал и года.
Светлана Крючкова со вторым мужем Юрием Векслером и сыном
Муж называл Светлану бездарной актрисой, к тому же «страшной, как печка». Последней каплей стала ревность супруга, причем профессиональная. Стародуб пробовался на роль главного героя фильма «Большая перемена» Григория Ганжи, но его не взяли.
Второй раз актриса вышла замуж за знаменитого советского кинооператора Юрия Векслера, еврея по национальности. Они вместе работали на съемочной площадке фильма «Старший сын». Как призналась Крючкова в интервью, это была любовь с первого взгляда. По ее словам, Юра сыграл огромную роль в ее духовном и творческом становлении. Влюбившись, решительная женщина бросила Москву, МХАТ и переехала к любимому в Ленинград.
Шесть лет они жили в гражданском браке, пока Светлана не забеременела. На 5-м месяце Светлана едва не потеряла мужа: у Векслера случился инфаркт, мужчине самому понадобилась помощь. Крючковой удалось, по мнению медиков, невозможное: она сумела родить здорового малыша и выходить супруга.
Светлана Крючкова с сыном
Сына назвали Дмитрием, сегодня он живет во Франции. Мужчина женат на француженке Шерифе Лиз Маргарет, и они уже сделали Крючкову дважды бабушкой. В 2010 году родился внук Антон, а в 2016-м — внучка Полина.
Векслер и Крючкова прожили вместе 14 лет, но из-за постоянных претензий супруга Светлана не выдержала и согласилась на развод. Юрий не прожил и полутора лет после расставания с женой. К моменту его ухода из жизни у Светланы уже был другой мужчина, но актриса не смогла сдержать своих эмоций по поводу безвременной утраты.
С третьим мужем Александром Молодцовым артистка познакомилась в баре, куда пришла вместе со своей подругой Ларисой Гузеевой. Мужчина оказался моложе ее на 12 лет. Светлана счастлива со своим избранником до сих пор. Александр Молодцов сегодня художник-декоратор. В мае 1990-го актриса родила ему сына, которого назвали Александром.
В 2015 году новость о проблемах актрисы со здоровьем сразила поклонников. У Светланы Николаевны врачи диагностировали рак легких. Оказалось, что опухоль находится на 4-й стадии развития. Позднее актриса в эфире передачи «Судьба человека» призналась, что обратиться к медикам ее заставило странное поведение кота. Домашний питомец ложился на больное место, страшно рычал и рвал когтями.
Эта новость стала шоком не только для поклонников, но и для самой актрисы и всех ее близких. Она решила обратиться в клинику Германии. Огромную помощь оказали ее коллеги Никита Михалков и Евгений Миронов — они оплатили дорогостоящий курс.
После продолжительного лечения за границей состояние здоровья Крючковой улучшилось. В ноябре 2017 года она присутствовала на концерте, посвященном режиссеру Эльдару Рязанову и его творчеству. Событие состоялось в Московской филармонии. Тогда певица Зара выложила в «Инстаграм» фото из гримерной, на котором она запечатлена со Светланой Крючковой.
Светлана Крючкова в роли Мадам Розы
Болезнь повлияла на внешний вид исполнительницы, одно время при росте 170 см она выглядела похудевшей. Сегодня вес Крючковой приближается к отметке 90 кг.
Театр и фильмы
На 4-м курсе Светлана получила первую роль в кино, сразу сделавшую ее звездой. Молодая актриса сыграла Нелли Ледневу в фильме «Большая перемена» Алексея Коренева.
Завершение съемок «Большой перемены» совпало с окончанием Школы-студии МХАТ. Звездную выпускницу пригласили сразу 5 театров Москвы. Но театральная биография Крючковой, конечно же, началась с МХАТа. На прославленную сцену актриса выходила в течение двух сезонов.
Светлана Крючкова и её роли
Московскую театральную жизнь Светланы перевернула любовь. Актриса бросила все и уехала в Ленинград к будущему знаменитому советскому кинооператору, лауреату государственной премии СССР Юрию Векслеру.
В Ленинграде Светлана вскоре родила сына и поступила на службу в Большой драматический театр, где играет до сих пор. Первой работой, которую Георгий Товстоногов предложил Крючковой, была роль школьницы Любы в спектакле «Фантазии Фарятьева».
Крючкова играла Аксинью в «Тихом Доне» Шолохова, Василису в драме Горького «На дне», Раневскую в «Вишневом саде» Чехова и множество других серьезных драматических ролей.
Светлана Крючкова в фильме «Безымянная звезда»
Светлана Крючкова — актриса вне амплуа. Ее таланту по силам роль любой драматической сложности и психологической глубины. После романтичной Нелли Ледневой в «Большой перемене» она перевоплотилась в незадачливую Агафью Тихоновну в «Женитьбе», а затем в загадочную Эльзу Бэрримор в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
В паре с великой Нонной Мордюковой Светлана Крючкова сыграла тонкую трагикомедию «Родня». Сценарий специально для Мордюковой написал Виктор Мережко, а режиссером выступил Никита Михалков.
В 1994 году Светлане вновь посчастливилось поработать с Михалковым: она снялась в его знаменитой картине «Утомленные солнцем». Ее работа была высоко оценена, и в 1995-м актриса получила приз на кинофестивале «Созвездие» за лучшую женскую эпизодическую роль.
Светлана Крючкова в фильме «Большая перемена»
Дважды Крючкова играла императрицу Екатерину Вторую. Специально для этой роли актриса научилась говорить по-русски с немецким акцентом. Одним из самых характерных образов знаменитости стала роль супруги генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева Виктории Петровны.
Крючкова также воплотила психологически тяжелый и многослойный характер бабушки Саши Савельева Нины Антоновны в фильме «Похороните меня за плинтусом» по роману Павла Санаева.
Яркой страницей в фильмографии артистки зрители считают сериал «Ликвидация». Светлана исполнила роль еврейской мамы, тети Песи. Картина создавалась в Одессе, сцены с Крючковой снимались в одном из городских дворов, атмосфера которого напомнила исполнительнице ее далекое детство.
Светлана Крючкова сейчас
Сейчас артистка активно работает: выступает с музыкальными и поэтическими концертами в бард-клубе «Гнездо глухаря», ездит на гастроли, играет в любимом БДТ в Петербурге. Часто ее партнером по сцене становится младший сын. С новой концертной программой «Разное счастье нам выпадает…» в 2020 году она собиралась посетить множество городов России и стран СНГ.
Фильмография
- 1972 – «Большая перемена»
- 1975 – «Не может быть!»
- 1977 – «Женитьба»
- 1980 – «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
- 1983 – «Чучело»
- 1984 – «Ольга и Константин»
- 1986 – «Курьер»
- 1989 – «Оно»
- 1990 – «Царская охота»
- 1994 – «Утомленные солнцем»
- 2000 – «Старые клячи»
- 2005 – «Брежнев»
- 2007 – «Ликвидация»
- 2008 – «Похороните меня за плинтусом»
- 2013 – «Шерлок Холмс»
Спектакли
- 1976 — «Фантазии Фарятьева»
- 1977 — «Тихий Дон»
- 1980 — «Волки и овцы»
- 1983 — «Сестры»
- 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1987 — «На дне»
- 1993 —«Вишневый сад»
- 1997 —«Мамаша Кураж и ее дети»
- 2015 — «Игрок»
Источник