Актриса валентина кибардина ее личная жизнь

Актриса валентина кибардина ее личная жизнь thumbnail

Кадр из фильма «Возвращение Максима», 1937 г.

Искусная театралка, оптимистка по жизни, жена морского офицера и киноактриса – такой личностью запомнилась Валентина Кибардина, сыгравшая за свою жизнь множество интересных главных и второстепенных ролей.

Родилась она в 1907 году в Белоруссии, в семье архитектора. Несмотря на заурядную внешность и несколько заниженную самооценку, после окончания школы будущая звезда театра отправилась за своей мечтой стать актрисой в Ленинград, где после успешной сдачи вступительных экзаменов была принята в студию при Ленинградском драматическом театре.

Путь на сцену

В то время со студентами занимался талантливый театральный педагог и мастер художественного слова Юрий Юрьев. Под его руководством воспиталась и Валентина Кибардина.

Ей довелось попробовать себя в разных жанрах, из которых она твердо определилась, что драматические и трагические роли – это не ее призвание.

В силу легкого характера и экспрессивности студентка очень полюбила комические роли, где можно быть собой, импровизировать и наслаждаться актерской игрой.

По окончании учебы Валентину приняли в Ленинградский государственный народный дом, который впоследствии преобразовали в знаменитый Красный театр.

Среди первых ролей актрисы на большой сцене стали образы Берты в спектакле «Миллион франков», Кати в постановке «Чертова свадьба», Мари в произведении «Фронт».

Из этих и некоторых других работ зрители, критики и профессиональные театралы увидели в Кибардиной большой талант к исполнению комедийных, бытовых и характерных ролей.

Работы в кино

Достигнув определенного успеха в театре, артистка решила не останавливаться и идти дальше к своей мечте, направив свои стремления к советскому кинематографу. Дебютной киноролью ее стал образ революционерки Наташи в трилогии о Максиме.

Эта работа далась актрисе довольно сложно, поскольку, будучи эмоциональной, энергичной и страстной натурой, она должна была играть героиню сдержанную и суровую, всецело посвятившую себя революции и общественной деятельности.

После своего кинодебюта Кибардина стала достаточно известной киноактрисой. Тем не менее шквал предложений на новые кинороли после этого не последовал.

Она исполнила образ Пелагеи в «Мещанах», Лидочки в «Свадьбе Кречинского», Веры Филипповны в киноленте «Сердце не камень», члена комиссии в «Волга, Волга» и еще множество других героинь советских фильмов.

В каждую свою роль артистка вкладывала собственную индивидуальность, что делало ее персонажей особенно яркими и запоминающимися.

В то же время, многие кинокритики сходились во мнении, что образы, сыгранные актрисой несколько «картонные», лишенные лиричности и чувственности. Возможно, именно этим объяснялась малая востребованность даже после успешного старта.

В 1951 году за профессиональные успехи Кабардину наградили званием народной артистки РСФСР и Сталинской премией третьей степени. В дальнейшем она также была удостоена разных наград и медалей в своей театральной деятельности.

Последние годы

Несмотря на собственные достижения в кино, Валентина все же отдавала предпочтение любимой работе в театре, где она была ведущей характерной артисткой.

Ее положение несколько пошатнулось, а карьера пошла на спад после того, как БДТ возглавил Георгий Товстоногов, с которым актриса не смогла найти общий язык.

Снижение количества предлагаемых ролей в театре и в кино заставило Кибардину оставить актерскую профессию и посвятить себя домашним делам. Среди запомнившихся ее работ сценические образы Варвары Михайловны в «Дачниках», Энн в «Джо Келлер и его сыновьях», Татьяны в театральной постановке «Враги» и другие.

После ухода из театра Валентина Кабардина предпочла жить в Ленинграде. В 1988 году талантливой актрисы не стало.

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Родилась 17 (30) мая 1907 года в Витебске.

Советская актриса театра и кино.

В 1929 году окончила студию Ю.М.Юрьева при Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина и стала актрисой Ленинградского театра Народного дома (с 1930 года – Красный театр).
В 1935-1936 годах — актриса Московского театра-студии под руководством Рубена Симонова, а с 1936 года стала актрисой БДТ.

Легендарной стала роль Наташи, подруги революционера Максима, сыгранная Валентиной Кибардиной в кинотрилогии о Максиме режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. К сожалению, позднее Кибардина, занятая в лучших спектаклях БДТ, редко снималась в кино.

Заслуженная артистка РСФСР (1939).
Народная артистка РСФСР (1951).

Ушла из жизни в Ленинграде 5 октября 1988 года.
Похоронена на Серафимовском кладбище Ленинграда.

«Баня» В. В. Маяковского
«Пьяный круг» Д. Дэля
«Чёртова свадьба» В. А. Каверина
«Мещане» М. Горького — Поля
«Волки и овцы» А. Н. Островского — Евлампия Николаевна Купавина
«Дон Карлос» Ф. Шиллера — Королева

Большой драматический театр
«Дачники» М. Горького — Варвара Михайловна
«Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Лидия Петровна Муромская
«Джо Келлер и его сыновья» А. Миллера — Энн
1948 — «Враги» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская — Татьяна
1950 — «Разлом» Б. А. Лавренёва; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне — Татьяна
1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов — Павла Петровна Панова
1952 — «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская — Елизавета
«Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Настасья Ивановна Фурначёва

Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Татьяны Евгеньевны Берсеневой в спектакле «Разлом» Б. А. Лавренёва

последнее обновление информации: 12.11.19

Известная советская актриса, народная артистка РСФСР В.Т. Кибардина родилась 17 (30) мая 1907 года в Витебске. С самого детства, с ранних лет девочка мечтала стать актрисой. Она очень радовалась, когда старшие уходили из дому. Тогда можно было свободно отдаться своему любимому занятию: декламировать стихи, басни, разыгрывать сцены. Она становилась перед зеркалом и читала стихи Пушкина. Платья, потихоньку взятые из гардероба матери, служили пышным одеянием принцессы; заткнутое за пояс полотенце – величественным шлейфом… Остальное дополняла фантазия.

Читайте также:  Актриса ксения раппопорт личная жизнь фото

Но, к сожалению, красотой в детстве маленькая Валя не блистала. “Чтоб стать артисткой, надо быть красавицей. Тебя-то уж точно на сцену не возьмут”, – иронизировал отец над юной Валентиной, измучившей родных бесконечными домашними концертами. Но обидные слова не возымели действия. Сказочный, волшебный мир театра, живущий в воображении девочки, оказался прочнее прозаической иронии отца. А первое публичное признание – в 13 лет она успешно и ярко сыграла роль старой тетушки в школьном спектакле – еще более укрепило мечту о сцене. Режиссер спектакля, старый актер-комик, подметил у девочки незаурядное дарование и посоветовал девочке учиться на актрису в Ленинграде. Окончив школу, в 1924 году она уехала из родного Витебска в Ленинград и поступила в Студию Ю.М. Юрьева при Академическом театре драмы.

На испытаниях в студии Академического театра Кибардиной предложили прочесть какое-нибудь стихотворение или отрывок из пьесы. Робко смотрела она на членов приемной комиссии – больших артистов, искусство которых казалось ей недостижимым. Перебрав в памяти весь свой “репертуар”, Валя остановилась на монологе Липочки из комедии Островского “Свои люди – сочтемся” и на басне Крылова “Слон и Моська”. Испытание было пройдено успешно. Сбылось заветное желание, прославленные мастера старейшего театра приняли Кибардину в свою семью, – все предвещало счастливую актерскую судьбу. Опытный, талантливый педагог Ю.М. Юрьев, присмотревшись к студентке, стал поручать ей сложные отрывки из пьес Шекспира. И вот тут начались трудности. Трагические персонажи казались Кибардиной монументами с какими-то непостижимыми, сверхчеловеческими страстями. К тому же кощунственной представлялась сама мысль “опустить” столь высоких героинь до себя, своей совсем не героической внешности, о которой дома твердил ей отец, а в студии – старик гример. Куда естественнее и органичнее проявлялась актриса в пробах на характерные, бытовые роли. Здесь не мешала внешность, жизненные поступки героинь помогали свободному течению фантазии, подсказывали путь к образу. В дипломном спектакле “Учитель Бубус” (1929) она сыграла роль девочки-дикарки.

После окончания Студии при Ленинградском театре драмы В.Т. Кибардина была принята в труппу ленинградского Театра Народного дома (с 1930 года Красный театр). Первыми, наиболее удачными ее работами оказались именно бытовые, характерные роли. Она с энтузиазмом играла в современном репертуаре – “Бане” В.Маяковского, “Пьяном круге” Д.Дэля, “Чертовой свадьбе” В.Каверина. Веселая и жизнерадостная трактористка Катька из каверинской пьесы в исполнении молодой актрисы особенно пришлась по душе зрителям. Комедийный жанр казался Кибардиной особенно привлекательным. Работа над такими ролями приносила истинное наслаждение.

А вскоре ей представилась возможность испытать свое комедийное дарование на более трудном, отрицательном материале. В 1934 году кинорежиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг предложили театральной актрисе роль “пустой и смешной девицы” Марии Ивановны в одном из эпизодов в кинофильме “Большевик” (так тогда назывался фильм “Юность Максима”). Кибардина вспоминала об этом персонаже: “Она делала какие-то глупости, пела какие-то песенки и вообще была очень мила и забавна. Я находила вполне естественным, что эту роль дали мне, ибо никогда не ощущала себя “героиней”. У меня была уже установившаяся репутация комедийной актрисы в течение всего моего недолгого театрального пути – в студии Госдрамы, в Красном театре, в студии Рубена Симонова”.

И вдруг, через несколько месяцев после начала работы над картиной, режиссеры сообщили Кибардиной, что ей дается гораздо более сложная и большая роль Наташи, умной и смелой женщины, бесповоротно посвятившей себя делу революции. Сначала актрисе было очень трудно привыкнуть к этой мысли. Ей казалось, что у нее ничего не выйдет. Но Г.Козинцев и Л.Трауберг окружили актрису огромным вниманием и помощью, подолгу упорно репетировали каждую сцену. В процессе этих репетиций и съемок образ Наташи обрастал новыми черточками, приобретал все большую реальность, обогащался новыми красками. Актриса долго не доверяла себе. По ее словам, она впервые по-настоящему почувствовала Наташу только тогда, когда увидела ее на экране в готовом фильме. Именно в этой роли впервые раскрылась по-настоящему актерская индивидуальность Кибардиной.

Подруга и соратница главного героя фильма, веселого, простоватого и смекалистого Максима, под куплеты незатейливой песенки про то, что “крутится, вертится шар голубой” побеждающего врагов революции, Наташа Кибардиной по роду своей конспиративно-подпольной деятельности искусно превращалась то в строгую учительницу, то в светскую даму с визиткой князя Святополк-Мирского в сумочке. Она обводила вокруг пальца ненавистных врагов революции, и помогала Максиму пройти путь от простого рабочего до сознательного революционного деятеля. Молодость, жизнелюбие, светлый, открытый, гармоничный внутренний мир роднит героев Кибардиной и Чиркова. И несмотря на то, что в фильме почти не говорится о любви, зритель видит ее, верит в глубину чувств героев. Наташа любит Максима по-особому, не разделяя дело и личную жизнь. И Максим, и революция для нее – единое целое. Современные исследователи творчества Г. Козинцева и Л.Трауберга, анализируя трилогию, не раз бросали упрек в адрес актрисы – отсутствие лиричности. Действительно, Валентина Кибардина не лирическая актриса, но и сухой, рациональной ее тоже нельзя было назвать. В Наташе, как и в последующих сыгранных ею ролях, она выносит на первый план работу страстной и напряженной мысли.

Читайте также:  Актриса аделаида кейн личная жизнь

После “Юности Максима”, всячески обласканной “наверху” и имевшей огромный зрительский успех, последовало продолжение. Работать над второй серией картины, над “Возвращением Максима” (1937), актрисе было намного легче. Кибардина уже хорошо знала Наташу и могла более сознательно и уверенно строить ее образ. Она мало изменилась внешне: те же внимательные глаза, та же улыбка, тихий спокойный голос. Правда, актрисе и её Наташе перевоплощаться здесь было уже не в кого: юность кончилась вместе с героическим периодом первой русской революции, и вчерашняя отважная подпольщица и лицедейка предстала перед зрителем в строгом образе редактора “Правды” и руководителя райсовета. Теперь Наташа выросла в руководителя, блестящего организатора, который умеет расставлять силы на отдельных участках работы, умеет находить выход из затруднительного положения. Во второй серии трилогии Кибардина удачно сочетает в создаваемом ею образе строгую суровость крупного партийного работника с нежностью любящей женщины, сохраняя мягкость и скромность Наташи. Именно такой рисуется Наташа: сдержанной, спокойной, обладающей темпераментом бойца, твердо идущей по намеченному пути, умеющей повести за собой других. Здесь дается подготовка для третьей серии, в которой Наташа выступает руководителем масс.

Над третьей частью трилогии – “Выборгской стороной” (1938) – актриса работала с еще большим увлечением. Впервые картину снимали последовательно, эпизод за эпизодом. В этой, последней, части трилогии Наташа – представитель новой власти. Она вся в деле, отдается ему беззаветно, но без экзальтации, спокойно и сосредоточенно. Одна из лучших сцен фильма “Выборгская сторона” – суд над погромщиками и Евдокией, которая по недомыслию оказалась участницей контрреволюционного заговора. Председатель суда – Наташа. Кибардину упрекали в излишней деловитости, с какой она ведет заседание и объявляет решение. Но представьте себе иной ракурс сцены, в центре которой была бы Наташа, и тогда сразу же изменился бы смысл, ненужной стала бы Евдокия. В фильме вообще очень мало кадров, в которых Наташа занимала бы центральное место. Наташа много сделала для революции, но актриса сознательно не выделяет свою героиню из общего дела. Она – лишь одна из многих, хотя это и не значит, что ее героиня не индивидуализирована. Но Наташа у Кибардиной не просто живой и реальный характер, это уже определенный тип человека, в котором неразделимы общественная и личная жизнь. Для Кибардиной образ Наташи стал этапным. Это была крупная удача талантливой артистки, сумевшей передать образ женщины-революционерки, коммунистки с большой искренностью и простотой. Успех пришел к актрисе в кино, но позже именно театральная сцена завладела ею полностью.

Не случайно одной из лучших театральных работ Кибардиной стала Варвара Михайловна из “Дачников” Горького в спектакле Ленинградского Большого драматического театра (актриса перешла в этот театр в 1936 году). Ее Варвара Михайловна знала цену каждому, любила людей достойных и презирала обывателей. Но больше всего она ненавидела себя. Так до Кибардиной еще никто не играл Басову. Актриса не боялась “разоблачать” героиню, потому что наделяла ее умом и верой в свои силы. Ну а что касается кино, то оно в эти годы осталось в стороне. После съемок в героической трилогии о Максиме Кибардину долго не приглашали в кино. Только спустя десять лет она появилась в эпизодической роли в милом приключенческом фильме Ильи Фрэза “Первоклассница”.

Роли абстрактные и умозрительные всегда вызывали сопротивление актерской индивидуальности Кибардиной. Красноречивый пример – Эва Мийлас в фильме 1947 года “Жизнь в цитадели”, поставленном по одноименной пьесе известного эстонского писателя А.Якобсона. Она играла жену профессора Мийласа, который ограждает себя от жизни, пытаясь превратить свой дом в некую цитадель. Кибардиной было явно тесно в такой неубедительной крепости, она старалась найти в Эве живые, реальные черты, но смогла их только приоткрыть. Пожалуй, самая трудная и сложная для актрисы роль – Татьяна во “Врагах” Горького. Она сыграла ее в 1948 году, а в 1953 году на экраны вышел фильм-спектакль. Для Кибардиной Татьяна – первая и последняя надломленная героиня, потерпевшая жизненное поражение. У всех Татьян, созданных до и после Кибардиной, было чувство собственного достоинства, незаурядности, власти над людьми. Кибардина более сурово обошлась со своей героиней, открыто и прямо заявив ее поражение. Ее Татьяна не столь тонка, изощренно иронична. Она проще, обыденнее и… чище.

Сродни горьковской Татьяне и Татьяна Б.Лавренева (фильм-спектакль Большого драматического театра “Разлом”, 1952). Здесь Кибардина монументальна, внушительна, основательна. Движения ее размеренны, спокойны, говорит она степенно, не торопясь. Но за внешней монументальностью актриса раскрывала мир страстный и клокочущий. Кибардина не упускала даже малейшей возможности трезво и сурово отнестись к своим героиням. Она вообще ничего не прятала от зрителя, была всегда откровенна с ним. Ее Панова из “Любови Яровой” (1953) К.Тренева тоже ходит без маски. Хищница, пышущая злобой на революцию, отнявшую у нее мужа, состояние, положение, Панова играет “ва-банк”, она понимает обреченность свою и своего класса. Она мстит при любой возможности, мелко и крупно. И совсем другая – горьковская Глафира в фильме-спектакле “Достигаев и другие” (1959). Глафира – одна из самых немногословных ролей актрисы. Она больше молчит, но в этом безмолвии таится громадная сила, от которой, если уж вырвется, не жди пощады. Можно с уверенностью сказать, что героинь Кибардиной многое роднит с Наташей из трилогии о Максиме. И если даже забудутся все остальные образы актрисы, ее Наташа останется еще надолго в нашей памяти.

Читайте также:  Актриса нато шенгелая личная жизнь

В 1951 году Валентине Кибардиной было присвоено звание народной артистки РСФСР. В том же году за театральные работы ей была присуждена Государственная (Сталинская) премия. В 1960-е годы Кибардина, занятая в лучших спектаклях БДТ, находила редкую возможности сняться в кино: она сыграла лишь Марию Васильевну в фильме Никиты Курихина “Барьер неизвестности” (1962) и мать Вероники в “Письмах к живым” (1964). Фильм “Не забудь… станция Луговая” (1966), где Кибардина сыграла мать Люси, стал последним в её кинокарьере. В 1966 году она ушла из театра, где прослужила 30 лет (1936-1966) и из профессии.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Источник

KibardinaКибардина Валентина Тихоновна
Народная артистка РСФСР (1951)
Лауреат Сталинской премии (1951) за роль Татьяны Берсеневой в спектакле «Разлом»
Родилась 17 (30) мая 1907 года.
Умерла 5 октября 1988 года.

Валентина Кибардина родилась в Витебске. Её отец Тихон Васильевич Кибардин был архитектором (умер в 1933 году). Мать Елизавета Борисовна Толстая – домашняя хозяйка (умерла в 1921 году).

В 1924 году, закончив школу, Валентина уехала в Ленинград и поступила в студию при Ленинградском академическом драматическом театре (бывшем Александринском) под руководством известного актёра и педагога Юрия Михайловича Юрьева. По её окончании в 1929 году была принята в театр Ленинградского государственного народного дома, через год объединённого с Ленинградским Красным театром, в котором прослужила до 1933 года. Здесь сыграла свои первые заметные роли: Берту в «Миллионе франков», Катю в «Чёртовой свадьбе», Мари во «Фронте» и другие роли, в которых заявила о себе, как об интересной характерно-комедийной артистке.

В 1933 году Валентина Кибардина была утверждена на одну из главных ролей – революционерки Наташи в картину «Юность Максима» режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, где должна была сниматься в дуэте с мейерхольдовцем Эрастом Гариным. Однако Гарин предпочёл съёмкам гастрольную поездку с ГосТиМом, и его место вскоре занял Борис Чирков, прославившийся ролью Максима на всю страну. Надо сказать, что Кибардина не затерялась на фоне главного героя, хотя ей было отведено гораздо меньше экранного времени. Её Наташа получилась немного сдержанной и суровой, но, всё же, не лишённой характерных ноток, весёлости и молодого задора.

Фильм «Юность Максима» имел большой зрительский успех, и через несколько лет последовали два его продолжения – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», в которых героиня Кибардиной была уже в составе руководящей партийной ячейки. В связи с этим её актёрская задача несколько усложнилась, так как актрисе пришлось соблюдать баланс между сухой сдержанностью и проскальзывающей эмоциональностью.

Работа в трилогии о Максиме дала Кибардиной определённую известность, но не вывела в число востребованных в кино актрис. Её настоящим призванием по-прежнему оставался театр. В сезон 1935/1936 годов она играла в Театре-студии под руководством Рубена Симонова в Москве, а в 1936 году вошла в труппу Ленинградского Большого драматического театра, где на протяжении многих лет оставалась одной из его прим. На этой сцене наиболее ярко проявился её характерно-комедийный талант, подкреплённый целым рядом запоминающихся образов. Здесь ей были сыграны: Пелагея в «Мещанах», Наталка в «Кубанцах», Лидочка в «Свадьбе Кречинского», Вера Филипповна в «Сердце не камень», Ольга в «Так и будет», Джесси в «Русском вопросе», донья Анна в «Девушке с кувшином», Варвара в «Дачниках», Татьяна Берсенева в «Разломе» (за эту роль Кибардина была удостоена Сталинской премии III степени), Панова в «Любови Яровой», Елизавета в «Достигаеве и других», Фурначёва в «Смерти Пазухина» и многие другие. Актрисе были свойственны сочные актёрские краски, экспрессивность, энергичность, лирические интонации.

После прихода в БДТ в 1956 году Георгия Александровича Товстоногова положение Валентины Кибардиной как ведущей характерной артистки несколько пошатнулось. Их творческое сотрудничество не складывалось, актриса была мало востребована. Она пыталась заполнять паузы в работе съёмками в кино, соглашалась на небольшие роли, которые, по сути, мало что ей давали в творческом плане. Неудовлетворённая своим положением в БДТ, Кибардина в 1966 году его покинула. Будучи уже немолода, она не стала искать прибежища в других театрах, предпочтя уйти из актёрской профессии.

Валентина Тихоновна была замужем за морским офицером Львом Моисеевичем Аврутисом (1913–2001). Похоронены они рядом друг с другом на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Фильмы и роли:

1934: «Юность Максима» (Наташа); 1937: «Возвращение Максима» (Наташа); 1938: «Выборгская сторона» (Наташа); 1948: «Первоклассница» (учительница); 1952: «Разлом» (Татьяна); 1953: «Враги» (Татьяна Бардина), «Любовь Яровая» (Панова); 1959: «Достигаев и другие» (Глафира); 1961: «Барьер неизвестности» (Мария Васильевна); 1964: «Письма к живым» (мать Вероники); 1966: «Не забудь…станция Луговая» (Анна Петровна Кудрявцева, мать Люси).

Источник