Актриса валентина сперанская личная жизнь

Творческая судьба самой обаятельной «всесоюзной бабушки» Валентины Сперантовой сложилась удачно, хотя в кино у нее нет ни одной ведущей роли. Однако, она настолько блистательно сыграла в картинах «Большая перемена» и «Три дня в Москве», что зрители полюбили актрису на всю жизнь.
Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», Герда
Валентина родилась в большой семье, отец работал секретарём в местном уезде, а мама занималась воспитанием девятерых детишек. Когда девочке исполнилось десять лет, умер отец, и все заботы легли на хрупкие плечи матери. В семье всегда царила дружественная обстановка, и, хотя время было неспокойное, дети росли в ласке и доброте.
Валюша хоть и была ещё сама маленькая, заботу о братьях и сестрах взяла на себя. Организовывала во дворе концерты, сама рисовала декорации, шила костюмы. Однажды к ним в городок Зарайск приехал театр, для спектакля нужен был ребенок. Валина тетя предложила взять её, девочка замечательно сыграла, и начала грезить о сцене. Школьные годы у юной актрисы проходили весело, ребята с которыми она училась, часто шли у нее на поводу. Валя сплотила возле себя единомышленников, они создали драматический кружок. Девушку заметили и пригласили в театр на роль Золушки. После этой удачи – судьба Сперантовой была решена.
Валентина Сперантова
Однажды их провинциальный городок посетил московский артист, талантливая девушка произвела на него впечатление. Посоветовал поехать в столицу, и поступить в театральный институт. Оставив свой адрес, пообещал помочь. Окончив обучение, Валя приехала в Москву, нашла знакомого артиста, но тот не смог оказать обещанную помощь.
Разочарованная Сперантова хотела вернуться домой. Девушку сразил тиф, несколько месяцев она боролась с болезнью, а когда вылечилась, домой возвращаться передумала. Но и в театральный ВУЗ документы не подала, поступила в художественное училище.
Почти полгода Валя старалась постичь азы живописи, но понимала, ее призвание – театр. Забрав документы, Сперантова поступает в студию «Молодые мастера» (позже переименовали на ГИТИС). После учебы, юная актриса начала искать работу, девушка не могла похвастаться высоким ростом, статью, красивыми чертами лица. Поступив служить в Госцентюз (1925), коллеги посмеивались за ее спиной, она им казалась серой маленькой мышкой. Однако, режиссер театра – Юрий Бонди, сразу разглядел у девушки редкий талант, и ввел во все спектакли, где нужно было играть детей.
Валентина Сперантова в спектакле «Том Кенти», Том Кенти
У Валентины Сперантовой определилось амплуа «вечного мальчика». Она играла Джо Гарнера в «Томе Сойере», Сережу в «Самолете», Ши Тао в «Желтой собаке». Юрий Михайлович мечтал поставить спектакль именно под актрису, но, к сожалению, умер. Новый руководитель относился к работе «спустя рукава», и для Валентины интересных ролей не находилось. Только в 28-м году, Рошал покинул театр, и Сперантова получила главную роль Егорки в пьесе «Черный Яр». И опять актриса была «на коне», зрители шли на ее спектакли, играла Валентина просто фантастически. Был интересный случай: в театр заглянул Бернард Шоу, восхищаясь игрой актера, он позже удивился, узнав, что перед ним не мальчик, а тридцатилетняя женщина. Великий ирландский драматург стал перед актрисой на одно колено и поцеловал руку.
Валентина Сперантова в спектакле “Чёрный Яр” (фото РАМТограф)
Личная жизнь у Валентины сложилась не такая успешная, как творческая. Николай Гусельников был далек от искусства, но девушка в него влюбилась, вскоре молодые поженились. У супругов родилась дочь Оксана. Мужа направили строить ДнепроГЭС, потом молодой специалист поехал в Казахстан, а Валя из Москвы уезжать не хотела. Николай звал жену в Караганду, она же не мыслила себя без театра, молодые начали ссориться. Гусельников решил проучить жену, и завел роман на стороне, Валя понимала, семья распалась – подала на развод.
Валентина Сперантова с дочкой Оксаной
Одной воспитывать дочку было трудно, молодая женщина уже и не думала, что сможет второй раз выйти замуж. И тут судьба преподнесла ей сюрприз. Валя познакомилась с Михаилом Никоновым, мужчина когда-то занимал пост директора театра Мейерхольда. С Михаилом актриса обрела долгожданное счастье, родила дочку Наташу. Супруг обожал девочек, никогда не обделял вниманием падчерицу.
В 41-м беда обрушилась не только на их семью, но и на весь советский народ. Валя вместе с мужем записалась в фронтовой театр, детей отправила к родственникам, под Пермь. В 44-м актриса ушла из ВТО и устроилась в ГЦДТ (детский театр). Война окончилась, вся семья собралась вместе, а когда Валентине Александровне исполнилось 40 лет им дали трехкомнатную шикарную квартиру. К ним любили приходить артисты, поэты, близкие люди, гостей встречали гостеприимно, в уютной и задушевной обстановке быстро проходило время.
Как ни молодилась Валентина Сперантова, а годы брали свое. И в 51 год, она почувствовала – пора менять амплуа. Все началось, после спектакля «Чиполлино». Пьеса с треском провалилась, вернее ее игра. Зритель, конечно, по-прежнему считал актрису талантливой, вот только зрелая женщина совсем не напоминала «озорника-мальчишку». Валентина Александровна была в отчаянии, хотела даже бросить театр, но опять судьба пришла ей на помощь. Режиссер Мария Кнебель предложила Сперантовой перейти на роли зрелых женщин и бабушек. Изначально идея актрисе совсем не понравилась, но постепенно, она привыкала, дарила своим героям неповторимый шарм и «изюминку».
Актриса и не мечтала уже играть детей, но она ошиблась и в этот раз. Конечно, тело ее старело, но вот голос оставался такой же мягкий, молодой, озорной. Ее начали приглашать озвучивать мультипликационных персонажей: Иванушку в сказке «Конёк-Горбунок», Мальчиша-Кибальчиша, доброго мальчика из «Золотой антилопы», Нильса из «Заколдованного мальчика», пионера рассказчика из «Дяди Степы – милиционера» и др.
Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева», бабушка
Кинематограф тоже не обделил замечательную актрису ролями, в канун пятидесятилетия она сыграла главную роль в картине «Алёша Птицин вырабатывает характер» – бабушку Симу. Фильм не был столь выдающимся, но у актрисы ее героиня получилась яркая, с характером. Режиссеры начали предлагать одну роль за другой и в ближайшие 25 лет Валентина Сперантова стала любимой «всесоюзной бабушкой». Даже если актриса играла эпизод, зритель был рад видеть свою любимицу на экране. Все ее персонажи отличались добрым нравом, веселым и отзывчивым характером.
Настоящая популярность пришла с фильмом «Большая перемена» (1972), тетя Глаша настолько понравилась зрителю, что актрисе начали приходить письма из всего Советского Союза. Через два года она бесподобно сыграла бабушку милиционера Ивана Федотова в киноленте «Три дня в Москве». В этом же году Сперантова играет в картине «Страница жизни». За роль учительницы ее удостоили золотой медалью, а также ценными подарками – дубленкой и кованным подсвечником. Медаль она получила, а вот презенты накануне украли. Актриса отшутилась: «Медаль же не украли? Ну вот и замечательно!»
Людмила Касаткина и Валентина Сперантова в фильме “Большая перемена”
Всего в послужном списке Валентины Александровны 25 картин, больше ста спектаклей. Актриса немного преподавала в театральном училище. В 1950 году она получила звание «Народной», не раз актрису награждали орденами и медалями за заслуги перед Родиной. Свою последнюю роль Морозихи в картине «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» актриса сыграла, уже будучи больной.
В конце 60-х умер Михаил Никонов, Валентина Сперантова тяжело перенесла это горе. Супруги прожили в мире и согласии тридцать лет, всю жизнь он оберегал и поддерживал жену. В 77-м году женщина стала себя плохо чувствовать, начались проблемы с сердцем. Перед новогодними праздниками её положили в больницу, там же встретила Новый 1978 Год.
К сожалению, сердце не выдержало и 7 января она скончалась. Похоронили Валентину Сперантову возле мужа, Михаила Семеновича, на Новодевичьем кладбище в Москве. Дочек актрисы, Оксаны и Наташи, тоже уже нет в живых.
Валентина Сперантова
Валентина Александровна прожила большую, насыщенную жизнь, никогда не зная простоев в творчестве. Самое главное для артиста, найти свою нишу в театре и кино, и это у актрисы осуществить получилось. Её персонажи до сих пор живут на экранах, а все радио и телепередачи находятся в золотом фонде коллекции России.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, , Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
Актриса Валентина Сперантова практически никогда не получала главных ролей в кино. Однако каждая ее героиня, пусть и эпизодическая, была уникальна. Именно поэтому Валентина Александровна вполне заслуженно носила звание «всесоюзная бабушка». Как же складывалась судьба актрисы за кадром?
Родители актрисы
Родилась Сперантова Валентина Александровна в обычной многодетной семье зимой 1904 г. Отец семейства Сперантовых работал секретарем в уездном Съезде, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала девятерых детей.
Покормить столь большую семью было делом непростым, а после того, как Александр Сперантов умер в 1914 г., все эти заботы легли на плечи матери будущей актрисы. Однако этой героической женщине удалось создать в семье удивительно дружную атмосферу и, несмотря на тяжелые годы, дети росли счастливыми и добрыми.
Актриса Сперантова Валентина: биография ранних лет
После смерти отца все заботы о младших братьях и сестрах легли на Валюшу. Чтобы как-то развлечь их, девочка организовывала домашние представления во дворе. Она не только принимала участие в этих постановках, но и сама оформляла декорации (благо, у Валентины Сперантовой был талант к рисованию), а также перешивала старую одежду на костюмы для спектаклей.
На взрослую сцену талантливая девочка тоже попала очень рано. Дело в том, что в их родном городке Зарайске был небольшой любительский театр под руководством известного скульптора Анны Голубкиной. Среди актрис, игравших там, была и тетка Валентины, по материнской линии.
Однажды для постановки понадобился ребенок, и добрая тетя пригласила совсем юную Валю. Девочка прекрасно справилась с ролью и после этого начала грезить о карьере актрисы.
Учеба в гимназии и выбор профессии
Когда немного подросла, то попала в гимназию Валентина Сперантова. Дети, с которыми она училась, часто шли у бойкой девочки на поводу. Пользуясь этой властью, юная Валечка организовала собственный драмкружок.
Участвующие в нем гимназисты своими силами поставили водевиль «Танцующий кавалер», в котором девушке досталась самая неприглядная роль – дряхлого старика. Но Сперантова так блестяще исполнила ее, что была приглашена на роль Золушки в постановку Зарайского драматического театра.
После этого выдающегося случая стало ясно, что Валентине на роду написано стать актрисой.
Через тернии к сцене
Когда девочке исполнилось 14 лет, в Зарайск приехал какой-то московский артист. Увидев игру юной Вали, он предложил ей свою помощь в трудоустройстве в столице и оставил свои координаты.
Закончив учебу, решила воспользоваться предложением столичного гостя Сперантова Валентина. Актриса приехала в Москву и пришла по данному ей адресу, но оказалось, что ее знакомый сейчас не может ей ничем помочь.
Разочарованная девушка хотела было уехать домой, но неожиданно заразилась тифом и была вынуждена несколько месяцев лежать в столичной больнице. За это время она о многом поразмыслила и твердо решила отказаться от карьеры артистки.
Выздоровев, Сперантова подала документы в художественное училище ВХУТЕМАС и была успешно принята на первый курс. Почти 6 месяцев она старательно осваивала азы живописи и графики, но позже осознала, что не может без театра. Поэтому девушка ушла из училища и успешно сдала экзамены в театральную студию «Молодые мастера», на основе которой позже появился ГИТИС.
Проучившись в этом учебном заведении положенное количество лет, в 1925 г. Валентина Сперантова успешно сдала выпускные экзамены и занялась поиском работы.
Крохотная, с обычными чертами лица, актриса ничем особым не выделялась среди окружающих. Поэтому когда она пошла пробоваться на работу в Первый Государственный педагогический театр, ее соперницы лишь посмеивались над ней, полагая, что шансов у девушки нет. Однако когда игру молодой артистки увидел главный режиссер театра – Юрий Бонди, он понял, что Сперантова Валентина – актриса редкого дарования. Поэтому он не только моментально зачислил ее в труппу, но и поручил много интересных ролей.
«Вечный» мальчик
Бойкая молодая актриса благодаря своему росту и звонкому голосу прекрасно подходила на роли детей. Это и стало ее амплуа.
Поначалу ей доставались лишь второстепенные герои (Джо Гарнер в «Томе Сойере» и Нинка-Хромушка в «Кольке Ступине»). Но достаточно скоро уникальная способность Сперантовой создавать на сцене невероятно реалистичные персонажи была оценена зрителями и главным режиссером театра. Он мечтал дать актрисе главную роль в новой постановке, но судьба распорядилась иначе, Юрий Бонди скоропостижно скончался, так и не осуществив задуманного.
Пришедший на смену Бонди Григорий Рошаль относился к работе театра чрезмерно формально, поэтому при нем артистка практически не получала новых и интересных ролей.
К счастью для Сперантовой, в 1928 г. Рошаль покинул пост главного режиссера и актриса наконец-то получила главную роль мальчика Егорки в пьесе «Черный Яр». Ее игра была просто фантастической и практически вся Москва ходила на спектакли, в которых блистала Валентина Сперантова. Самые известные из них – это «Бежин луг» (Степок), «Том Кенти» (Том) и «Дом №5» (Ганька).
Однажды на пьесу со Сперантовой пришел известнейший ирландский драматург Бернард Шоу. Он был настолько восхищен игрой актрисы, что не сразу понял, что перед ним не мальчишка, а тридцатилетняя женщина. Однако узнав об этом, великий писатель стал перед ней на колени и поцеловал ей руку.
Первое замужество
В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.
Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.
Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.
Сперантова Валентина (актриса): семья вторая
Однако судьба оказалась милостива к артистке, и в конце 30-х она снова вышла замуж. На этот раз ее избранник был из театральной среды и прекрасно понимал устремления жены. Новым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, ранее занимавший пост директора театра Мейерхольда.
В новом браке Валентина Сперантова родила малышку Наташу. Никонов самозабвенно заботился и о родной дочери, и о падчерице. Наконец-то актриса начала чувствовать себя по-настоящему счастливой, но внезапно грянула Великая Отечественная война.
В эти страшные для всего мира годы артистка оставила детский театр и вместе с супругом устроилась в фронтовой театр ВТО. Дочерей же она отправила в эвакуацию под Пермь.
Ближе к концу войны, в 1944 г., оставила работу в фронтовом и устроилась в Государственный центральный детский театр Сперантова Валентина.
Актриса (семья, дети – все к тому времени вернулось на круги своя) еще почти 11 лет играла детские роли, несмотря на то что ей уже перевалило за 40 лет.
В те же годы счастливому семейству улыбнулась удача – им выделили шикарную трехкомнатную квартиру с отдельным выходом, что было настоящей роскошью. Сперантова с мужем устраивали там приемы для друзей и родственников. Обстановка в квартире была небогатой, но невероятно уютной, ведь дизайном занималась сама актриса, а вкус у нее был отличный.
Провальный Чиполлино и новое амплуа
Как бы ни молодилась Валентина Александровна, но годы брали свое, и в 1955 г. в спектакле «Приключения Чиполлино» она с треском провалилась. Нет, она как всегда отлично сыграла свою роль, юным зрителям понравилось ее исполнение. Вот только они заметили, что перед ними взрослая женщина, а не юный мальчишка-проказник.
Это был настоящий удар для Валентины Сперантовой, и она начала подумывать о том, чтобы уйти из профессии, хотя жизни без любимой работы просто не представляла.
Но на помощь отчаявшейся женщине пришла Мария Кнебель, которая помогла ей «повзрослеть» – переквалифицироваться на возрастные роли.
Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.
Сперантова – актриса озвучки
Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».
Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.
Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.
Первые роли в кино
Однако работа на «Союзмультфильме» – это был еще не последний подарок судьбы Валентине Сперантовой. В преддверии пятидесятилетнего юбилея стареющую актрису пригласили сняться в кино.
Первая картина с ее участием – комедия «Алеша Птицын вырабатывает характер», в которой она сыграла главную роль – Сашину бабушку Симу. Несмотря на то что кинокартина была довольно посредственной, Сперантова отлично вжилась роль и умудрилась обратить на себя внимание многих советских режиссеров, предложения сниматься посыпались на нее, как из рога изобилия. Теперь на ближайшие 25 лет она превратилась в любимую кинобабушку всего СССР.
«Всесоюзная бабушка»
Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.
Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.
Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.
Последние годы актрисы
Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.
В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.
Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.
Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.
Похоронена была Валентина Александровна рядом с супругом – на Новодевичьем кладбище (шестой участок).
Источник