Актриса вера марецкая личная жизнь биография
Вера Марецкая – биография
Судьба Веры Марецкой сложилась очень удачно – она имела успех в кино и театре, имела деньги и многочисленные награды. К сожалению, ее авторитета не хватило, чтобы вступиться за своих родных, им довелось столкнуться с произволом властей и пройти через многие испытания. Марецкая пользовалась большой любовью зрителей, картины, в которых она снималась много лет назад, до сих пор с интересом смотрят уже новые поколения телезрителей, и каждый находит в них что-то важное для себя.
Первая слава и узнаваемость пришли к актрисе Вере Марецкой после выхода картины «Закройщик из Торжка», в которой она сыграла простую девушку Катю.
Детство и юность
Родилась Вера Марецкая 31 июля 1906 года в Барвихе под Москвой. Ее родители были выходцами из крестьян, но достаточно зажиточными как для того времени. Отец Петр Марецкий был буфетчиком Введенского народного дома, потом перешел на такую же должность в цирк Никитиных. После Октябрьской революции служил в буфете Государственного цирка. Мама Мария Марецкая была домохозяйкой, растила детей. Кроме Веры в семье росли сыновья Дмитрий и Григорий и дочь Татьяна.
Молодая Вера Марецкая
Родители были не очень богатыми людьми, но приличное воспитание всем детям дать смогли. Сыновья учились в Институте красной профессуры и стали журналистами. Дочь Татьяна выучилась на педагога. Вера отлично знала французский и немецкий языки. В 30-х годах братьев Марецкой арестовали и расстреляли как последователей Бухарина. Татьяну исключили из рядов КПСС, она отсидела в тюрьме несколько лет, а потом не имела права жить в столице.
Любовь к искусству проснулась в Вере благодаря отцу. Так как он работал буфетчиком в цирке, дети часто приходили ему помочь. Но работали они только в антракте, а все остальное время могли спокойно наблюдать из-за кулис за происходящим на арене. Вера уже в то время начала мечтать о сцене, однако родители настаивали на получении серьезного образования. Девушка не ослушалась своих родных, поступила на философский факультет Московского университета.
Однако проучилась она там всего год. Творческое начало взяло верх, и она попытала счастья в трех актерских студиях. После вступительных экзаменов, Вера нашла себя в списках поступивших сразу в два из них, и уже сама стояла перед выбором, куда пойти учиться. Она выбрала школу-студию Вахтанговского театра.
Фильмы
Театральная биография Веры Марецкой началась сразу после получения диплома вуза. Юрий Завадский, который тогда еще служил актером в театре Вахтангова, решил основать свой театр. И к моменту выпуска Веры из вуза в 1924 году его театральная студия как раз начала работать. Завадский позвал Марецкую к себе, и она с радостью согласилась. Буквально сразу ей начали доверять сложные возрастные роли. Несмотря на сложность, начинающая актриса легко перевоплощалась в добропорядочных матрон или комедийных старушек.
Театральная сцена принесла актрисе первую узнаваемость, у нее появился свой зритель, который ходил «на Марецкую». Многочисленные поклонники пытались раздобыть фотографию актрисы, чтобы пополнить ею свои коллекции. Но настоящая слава ждала Веру впереди.
Вера Марецкая в филььме «Закройщик из Торжка»
1925 год стал годом дебюта Марецкой в кино, ей тогда только исполнилось 19. Режиссер Яков Протазанов пригласил молодую актрису на съемки драмы «Его призыв», в которой она сыграла малозаметную роль. Буквально сразу за этим фильмом она снова стала работать с Протазановым в его новой ленте «Закройщик из Торжка». На этот раз роль девушки Кати принесла Вере первую известность и любовь зрительской аудитории. После этого фильма актрису буквально засыпали предложениями.
С каждым годом копилка ее работ становилась все полнее. На протяжении трех лет она снялась в четырех картинах, которые принесли ей настоящую славу – «Земля в плену», «Стыдно сказать», «Живой труп», «Дом на Трубной».
Яркую роль Марецкая сыграла в 1935 году в ленте «Любовь и ненависть». Сюжет развивается вокруг событий 1919 года, когда героиня Марецкой – шахтерка Вера, подняла женщин на бой с белогвардейцами. Картина показывала, как постепенно женщина вырабатывает характер и силу воли, и перестает быть «слабым полом». С этого времени такая тенденция прослеживалась практически во всех лентах с участием Марецкой.
Время было такое, когда нужно было прославлять коммунизм, воспевать коммунистическую пропаганду, а иначе фильмам была уготована жизнь на полке. И это в лучшем случае. Но Марецкая сталась по мере возможности «оживить» свои персонажи, чтобы они проявляли естественные чувства, свои радости и печали. Особенно удачными в этом плане получились картины «Член правительства» и «Поколение победителей».
При всей своей занятости в кинематографе, Вера не бросала службу в театре. Она умудрялась успевать везде.
Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»
В 1942-м Марецкая получила Сталинскую премию за постановку «Надежда Дурова», в которой она сыграла главную героиню. Второй раз аналогичную награду актриса получила после выхода картины «Она защищает Родину», в которой перевоплотилась в Прасковью Лукьянову. Достаточно часто актрису приглашали на роли второго плана или вообще на эпизоды. Но это совсем не означало, что Марецкая играла их спустя рукава. Напротив, даже самую незначительную роль она обыгрывала так, что зрители помнили именно ее. Лучшим доказательством тому стала комедия «Свадьба».
Настоящий звездный час наступил в карьере актрисы Веры Марецкой после съемок в картине «Сельская учительница». Она сыграла главную роль, которая запала в душу зрителям и вызвала положительные отклики кинокритиков.
Сама Марецкая говорила впоследствии, что в первую очередь фильм получился успешным благодаря сценаристу Марии Смирновой. Именно она смогла написать такой образ – русская женщина, скромная и чистая, готовая жертвовать собой и терпеть неудобства, жить с верой и любовью к своему делу.
Вера Марецкая в фильме «Легкая жизнь»
За этот образ Марецкая снова получила Сталинскую премию. Потом фильмография актрисы продолжала пополняться дальше, лучшими фильмами последних лет стали «Ночной звонок», «Мать», «Легкая жизнь». В этих лентах она сыграла свои последние роли, причем во всех из них ей достались ключевые образы.
Марецкая перестала сниматься в кино, но театр не бросила. Она перешла в театр им.Моссовета, в котором выходила на сцену несмотря на смертельную болезнь.
Личная жизнь
У артистов часто случается так, что их личная жизнь тесно переплетается с профессиональной деятельностью. Так вышло и с Верой Марецкой. Первый раз она вышла замуж за Юрия Завадского, в театре которого она и состоялась, как актриса. Он многому ее научил и постоянно поддерживал во всем. В этом браке у Веры родился сын Евгений.
Вера Марецкая с Юрием Завадским
Когда сыну исполнилось 4 года, супруги расстались, однако они продолжали общаться на протяжении долгих лет. Вера всегда считала Завадского своей опорой и надеждой, и старалась сохранить с ним хорошие отношения.
Вера Марецкая с детьми
Второй раз актриса попытала счастья с актером Георгием Троицким. Этот брак снова принес ей счастье материнства – у супругов родилась дочь Мария. Мария продолжила семейную династию и стала актрисой театра и кино Из Георгия не получилось известного артиста, зато он стал очень хорошим папой для двоих детей. Вера могла спокойно работать, зная, что дети всегда присмотрены. Но и этот брак не принес ей женского счастья. Его оборвала война – Георгий погиб в 1943 году. Больше Марецкая замуж не выходила.
Смерть
После смерти мужа Вера с головой погрузилась в работу. Она пропустила тот момент, когда у нее начались постоянные головные боли. Марецкая долго терпела и не шла в больницу. Согласилась на обследование только по настоянию коллег, и диагноз ее просто убил. Доктора обнаружили у нее онкологию. Актриса держалась только благодаря сеансам химиотерапии, преодолевала боль и продолжала работать в театре.
Могила Веры Марецкой
Ее сердце остановилось 17 августа 1978 года. Причина – рак головного мозга, который мучил ее на протяжении нескольких лет. Местом упокоения великой актрисы стало Новодевичье кладбище столицы. Ее могила всегда в цветах, их несут благодарные поклонники.
Избранная фильмография
- 1925 – Его призыв
- 1925 – Закройщик из Торжка
- 1928 – Дом на Трубной
- 1929 – Простые сердца
- 1930 – Стыдно сказать
- 1936 – Зори Парижа
- 1939 – Член правительства
- 1941 – Дело Артамоновых
- 1943 – Она защищает Родину
- 1955 – Мать
- 1956 – Полюшко-поле
- 1964 – Лёгкая жизнь
- 1975 – Странная миссис Сэвидж
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Ве́ра Петро́вна Маре́цкая (18 (31) июля 1906, Барвиха – 17 августа 1978, Москва) – советская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда (1976), народная артистка СССР (1949)[4], лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951)[5]. Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1976). Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета»[6].
Биография[править | править код]
Вера Марецкая родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне – Одинцовский район Московской области) в зажиточной по тем временам мещанской семье выходцев из крестьян[7]. Отец Пётр Григорьевич служил в буфете во Введенском народном доме, затем держал буфет при цирке Никитиных, после революции служил буфетчиком в Государственном цирке. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой. Помимо Веры в семье было ещё трое детей: дочь Татьяна и два сына, Дмитрий и Григорий[7].
С детства Вера участвовала в домашних спектаклях. Родители настояли на том, чтобы их дочь по окончании школы поступила на философский факультет Московского университета, где Марецкая проучилась год. Затем втайне от родителей подала документы в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова (ныне – Театральный институт имени Бориса Щукина). После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году студентами занимался Юрий Завадский[6].
В 1924 году Марецкая окончила студию[5]. В том же году она стала женой Завадского. Вместе они участвовали в создании Театра-студии Юрия Завадского, в котором Марецкая служила до 1936 года как прима. У театра не было постоянного помещения, представления проходили в подвалах[5][6].
Марецкая так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные хара́ктерные роли, с которыми она отлично справлялась – например, мадам Соковнина из спектакля «Простая вещь» (1927) Бориса Лавренёва. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.
Но настоящая слава к ней пришла после съёмок в кино. В 1924 году она дебютировала в эпизоде в мелодраме Ивана Худолеева «Простые сердца». Через год она снялась у Якова Протазанова в драме «Его призыв» в роли девушки Вари. В том же году режиссёр пригласил её на главную роль домработницы Кати в своей знаменитой комедии «Закройщик из Торжка»[7]. После этого актрисе стали поступать самые разные предложения. В 1928 году она исполнила схожую роль домработницы Параши в кинокомедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».
В 1936 году началась кампания по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города[7]. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил Академический театр драмы им. М. Горького[5]. Там Марецкая заявила о себе в роли Любови Яровой в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва.
В 1937 году были арестованы и расстреляны оба брата Марецкой – журналисты (один работал в «Правде», другой был зам. редактора «Комсомольской правды») и соратники Николая Бухарина[6][8][9]. Заботы по воспитаниию племянника Вера Марецкая взяла на себя. Это не помешало ей сыграть главную и самую известную свою роль в фильме «Член правительства»[6].
«Член правительства»[править | править код]
В 1939 году кинорежиссёры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц поставили на киностудии Ленфильм драму «Член правительства», вышедшую на экран в 1940 году[10]. Вера Марецкая сыграла героиню картины Александру Соколову. Спустя много лет, в 1983 году, в интервью корреспонденту журнала «Огонёк», кинорежиссёр А. Г. Зархи рассказал:
Эта картина повествует о бывшей батрачке, русской крестьянке Александре Соколовой. Ей вверяют руководство над колхозом, но многие, в том числе и её супруг, не верят в способность женщины руководить хозяйством артели. Она не отступает от трудностей коллективизации, борется с лодырями, оказывает поддержку лучшим труженикам, посылает молодёжь учиться. И наступает день, когда бывшую батрачку избирают депутатом Верховного Совета[12].
В журнале «Советский экран» за 1957 года говорилось: «Создание образа Александры Соколовой справедливо называли в своё время огромной творческой победой талантливой актрисы Веры Марецкой. Она безыскусственна и убедительна с самого начала фильма, когда конный милиционер ведёт в районный центр “нарушительницу порядка”. Она до слёз волнует в финале, выступая с трибуны как депутат Верховного Совета»[13].
Предвоенные и военные годы[править | править код]
В 1940 году Юрий Завадский был приглашён главным режиссёром в Театр имени Моссовета, куда вместе с ним перешла и Марецкая в статусе ведущей актрисы. В этом театре она играла до конца жизни и, по словам коллег, имела большое влияние на Завадского и решала многие вопросы, за что получила прозвище «хозяйка театра»[6].
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году она сыграла одну из лучших своих киноролей в фильме «Она защищает Родину». Во время съёмок пришло известие о гибели её второго мужа Юрия (Георгия) Троицкого (или Троши, как она звала его), что стало для неё страшным ударом; замуж она больше не выходила[6][7].
С 1940-х годов работала на радио: начинала играть радиоспектакли с Осипом Абдуловым, но больше всего прославился её дуэт с Ростиславом Пляттом. Кроме того, в её исполнении было записано множество стихов русских поэтов[7].
«Она защищает Родину»[править | править код]
Кинорежиссёр Ф. М. Эрмлер в 1943 году поставил на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате (ЦОКС) драму «Она защищает Родину», вышедший на экраны в мае того же года[14][15]. Актриса снялась в роли героини Прасковьи Ивановны Лукьяновой, которая организовала партизанский отряд и стала беспощадно мстить врагу.
Кадр из кинофильма «Она защищает Родину», когда немцы собираются казнить героиню В. П. Марецкой (по фильму Прасковья Лукьянова, товарищ «П»). 1943.
Когда съёмки картины подходили к концу, в киностудию на имя Марецкой пришла похоронка на её второго мужа. По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, он сразу же разбудил Ф. М. Эрмлера и проинформировал его о несчастье. Кинорежиссёру, между тем, предстояло снять последний эпизод в павильоне, и тогда он обратился к Тихонову с предложением отдать ему телеграмму и предупредить дежурного, «чтобы он никому не говорил о ней». М. В. Тихонов пришёл в павильон, где передал Ф. М. Эрмлеру телеграмму. Далее Тихонов сообщал: «Я быстро ушёл. А Эрмлер, как он потом мне рассказывал, пошёл к начальнику телеграфа, чтобы уговорить его наклеить другую ленту с указанием нового дня и часа приёма телеграммы. В ночную смену кинолаборатория проявила и напечатала позитив этой съёмки. После просмотра на экране Эрмлер пошёл в гостиницу к Вере Петровне, чтобы передать ей телеграмму и постараться её как-то поддержать морально. Вера Петровна заперлась на несколько дней в номере и одна переживала своё горе»[16]. Сама Вера Марецкая рассказывала:
На просмотр фильма в студию шла, как на праздник, как на великий экзамен, и очень волновалась. Но после просмотра люди смотрели мимо меня, никто не говорил со мною, товарищи опускали глаза, когда я взглядывала в их сторону. Как странно наше искусство, думала я тогда про себя, очевидно, я плохо сыграла, а у меня самой было ощущение такой правды в том, что я сделала. И только на другой день я узнала причину молчания моих товарищей. Накануне было получено известие о гибели моего мужа на фронте, и друзья не показали его мне в день сдачи фильма[17]. |
Начальник управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александров в своей докладной записке от 11 мая 1943 года секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву заключал, что авторы кинокартины смогли «показать советских людей, всеми силами своей души ненавидящих немецких захватчиков». Отметил он и недостатки киноленты. Свою докладную записку Г. Ф. Александров заканчивал словами: «В целом фильм будет полезным. Картину целесообразно выпустить на экран»[18].
По воспоминаниям М. В. Тихонова, кинофильм «Она защищает Родину», «имел потрясающий успех и на фронте, и в партизанских краях, и в тылу»[19]. Газета «Стар» писала: «С Прасковьей Лукьяновой на горизонте европейской истории и культуры появился образ, не имеющий прецедентов ни в западной литературе, ни в кино»[20]. Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков дал следующую оценку: «Артистке В. Марецкой удалось создать сильный образ простой русской женщины, патриотки, горячо любящей свою Родину и беспощадной в священной мести к врагам»[21]. В 1946 году картина получила Сталинскую премию II степени[15].
«Сельская учительница»[править | править код]
В 1947 году на экраны вышла драма «Сельская учительница», поставленная кинорежиссёром М. С. Донским по сценарию М. Н. Смирновой[22][23]. Марецкая выступила в роли героини фильма – учительницы Варвары Васильевны Мартыновой, которая стала её лучшей киноролью[24]. Она сыграла в фильме жизнь своей героини, начиная от юной девушки и заканчивая пожилой женщиной; при этом актрисе удалось сохранить жизненную и психологическую достоверность в течение всей картины[24][20]. Марецкая не стала надевать парик, ограничившись лишь тем, что покрасила волосы и изменила причёску[20].
Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков считал кинокартину «Сельская учительница» «одним из лучших фильмов о советской интеллигенции, созданным в послевоенное время»[23]. Он писал:
Большой успех фильма обусловлен помимо хороших качеств сценария и мастерства режиссёра прекрасной игрой В. Марецкой, создавшей глубоко волнующий, романтически окрашенный образ сельской учительницы. В. Марецкая – одна из способных актрис нашего кино. Она сыграла много ролей в различных кинокартинах, но исполнение этой роли, без сомнения, является наиболее удачным. Восхищает искусство В. Марецкой, с равным правдоподобием изображающей и молодую девушку, и взрослую женщину, и стареющего человека. Но главная заслуга актрисы состоит в том, что она с необычайно выразительностью передала богатый внутренний мир своей героини, её духовный рост, развитие её характера. Особенность этого образа состоит в том, что он показан в развитии его богатого внутреннего мира, в преодолении трудностей, в борьбе за свои идеалы[25]. |
За кинокартину «Сельская учительница» Совет Министров СССР в 1948 году присудил Вере Марецкой Сталинскую премию I степени в размере 100 тысяч рублей[26].
Последующие годы[править | править код]
В 65 лет врачи Вере Петровне вынесли приговор[27] – рак груди. Через три года метастазы пошли в головной мозг. Вера Петровна воспринимала болезнь как досадное недоразумение, она продолжала выходить на сцену даже с опухолью мозга. В театре знали, что прима тяжело больна.
Могила В. П. Марецкой на Новодевичьем кладбище
Последней ролью была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем последовала вторая операция, после которой актриса ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.
Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа 1978 года на 73-м году жизни. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[28].
Семья[править | править код]
Ещё совсем юной девушкой, в 1924 году вышла замуж за Юрия Александровича Завадского (1894-1977), родила сына Евгения (1926-2006; впоследствии – режиссёр Театра имени Моссовета), но потом муж ушёл к Галине Сергеевне Улановой, оставив её с сыном на руках[27].
В 1940 году вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Петровича Троицкого (1903-1943) и родила дочь Машу. Муж ушёл добровольцем на фронт – призван Алма-Атинским ГВК, имел звание лейтенанта, был командиром взвода 69-й стрелковой дивизии, сапёром, погиб 2 марта 1943 года[29]. Дочь – киновед-переводчик Мария Георгиевна Троицкая, жила в Лос-Анджелесе (США).
В настоящее время проживает в Эстонии. «Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалёвым, купили ещё в 1973 году» , – рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Георгиевна Марецкая.[27]
Братья актрисы Дмитрий и Григорий были расстреляны в 1937 году как соратники Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии в 1941 году и два года провела в лагере, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).
Внук Павел живёт в Германии, он музыкант[27].
Роман с Ростиславом Пляттом[править | править код]
Ростислав Плятт учился актёрскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник – ученик. Плятт крепко влюбился в молодую жену Завадского – Веру Марецкую. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актёра к жене Мастера оказалась сильнее.
Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актёрским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали – настолько велик был масштаб и репутация обоих.
После смерти Завадского в 1977 году, Плятт всё-таки ушёл из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Однако Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара да и тяжело больна для семейных отношений. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».
До конца своей жизни, а это произошло в 1989 году, Плятт сохранил в своём сердце тёплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к её ролям в театре и главной роли в его собственной жизни[30].
Теплоход «Вера Марецкая»[править | править код]
30 декабря 1983 года был спущен на воду теплоход «Вера Марецкая» (заводской строительный номер 154), проект 584.1 производила приемная комиссия, назначенная приказом Торгпредства СССР в НРБ № 015-2/916 от 15.12.1983 года[31].
Театральные работы[править | править код]
Фильмография[править | править код]
Озвучивание[править | править код]
- 1951 – Ночь перед Рождеством (мультфильм) – Солоха
- 1965 – Время, которое всегда с нами (документальный) – читает текст за А. М. Коллонтай
- 1966 – Друг Горького – Андреева (документальный)
Участие в фильмах[править | править код]
- 1969 – Судьбы книг – судьбы людей (документальный)
- 1972 – Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2003 – Вера Марецкая (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2005 – Вера Марецкая (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
Звания и награды[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (1976)
- Заслуженная артистка РСФСР (1935)
- Народная артистка РСФСР (1943)
- Народная артистка СССР (1949)
- Сталинская премия второй степени (1942) – за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова
- Сталинская премия второй степени (1946) – за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943)
- Сталинская премия первой степени (1948) – за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947)
- Сталинская премия второй степени (1951) – за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
- Орден «Знак Почёта» (1940)
- Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960)
- Два ордена Ленина (1967, 1976)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «За оборону Москвы»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «Ветеран труда»
Память[править | править код]
- В Москве, на доме, в котором с 1968 по 1978 год жила В. П. Марецкая (Глинищевский пер., 5/7), в 1981 году установлена мемориальная доска (скульптор – А. М. Ненашева, архитектор – С. И. Смирнов)[32].
Литература[править | править код]
- Дунина С. Т. Народная артистка СССР Вера Петровна. – Москва: Госкиноиздат, 1953. – 69, [2] с., [16] л. ил. – (Мастера советского кино)
- Бояджиев Г. Н. В. П. Марецкая: творческий путь актрисы. – Москва: Искусство, 1954. – 240 с., 19 л. ил.
- Образцова А. Г. Театр имени Моссовета: очерк творческого пути. – Москва: Искусство, 1959. – 233, [2] с.: [16] л. ил.
- «Актёры советского кино», в. 1. – М., 1964
- Г. Н. Бояждиев. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. – М., 1969
- Пименов В. Ф. Жизнь и сцена: Очерки о деятелях советского театра. – 2-е изд., доп. – М.: Искусство, 1975. – 326 с.
- Пименов В. Ф. Актрисы. – М., 1976
- Якубович О. В. Вера Марецкая: народная артистка СССР: [очерк жизни и творчества]. – Москва: Союз кинематографистов СССР. Бюро пропаганды советского киноискусства, 1984. – [64] с.
- Воспоминания о Вере Марецкой: сборник / сост. О. В. Васильева. – М., 1985. – 236 с.
- Плятт Р. Я. Без эпилога / Ред. Б. М. Поюровский. – М.: Искусство, 1991. – С. 21-31. – 174 с.
- Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. – М.: ЭКСМО, 2006. – 510 с.: [16] л. фот. – (Юбилеи). – ISBN 5-699-17113-4
Примечания[править | править код]
- ↑ Vera Mareckaja // filmportal.de – 2005.
- ↑ Bibliothèque nationale de France Vera Mareckaâ // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных – 2011.
- ↑ 1 2 Каталог Немецкой национальной библиотеки (нем.)
- ↑ Большая российская энциклопедия.
- ↑ 1 2 3 4 Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 253-254. – 832 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Леонид Филатов. Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. – М.: Эксмо, 2006. – С. 10, 88, 138, 160-167, 258, 500. – 512 с. – ISBN 5-699-17113-4.
- ↑ Марецкий Григорий Петрович (1900). Открытый список.
- ↑ Марецкий Дмитрий Петрович (1901). Открытый список.
- ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. – С. 16.
- ↑ В первую очередь быть гражданином // Огонёк. – М., 1983. – № 9. – С. 28.
- ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. – С. 16-17.
- ↑ Член правительства // Советский экран. – М., 1957. – № 19. – С. 12.
- ↑ Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. – 2-е изд.. – Госкиноиздат, 1950. – С. 50.
- ↑ 1 2 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. – С. 321.
- ↑ Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материн, 2005. – С. 335.
- ↑ Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материн, 2005. – С. 232.
- ↑ Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материн, 2005. – С. 352.
- ↑ Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материн, 2005. – С. 335-336.
- ↑ 1 2 3 Шерель А. то Вы знаете о Марецкой? // Газета «Ангарские огни». – 1972. – № 31. – С. 4.
- ↑ Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. – 2-е изд.. – Госкиноиздат, 1950. – С. 52.
- ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. – С. 396.
- ↑ 1 2 Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. – М.: Изд-во “Знание”, 1952. – С. 20.
- ↑ 1 2 Сельская учительница // Журнал «Новые фильмы». – март 1982 г.. – С. 9-10.
- ↑ Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. – М.: Изд-во “Знание”, 1952. – С. 21.
- ↑ О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и кинематографии за 1947 год // Газета «Большевик». – Советск, 7 апреля 1948. – № 41 (65). – С. 2.
- ↑ 1 2 3 4 Личная жизнь Веры Марецкой и её дочери. damaglamura.com. Дата обращения: 9 июля 2020.
- ↑ Марецкая Вера Петровна (1906-1978). Могилы знаменитостей.
- ↑ Троицкий Георгий Петрович. Память народа.
- ↑ admin. Марецкая и Плятт роман. Дата обращения: 12 июля 2020.
- ↑ 1983 год, декабрь. Теплоход «Вера Марецкая». nvrsk-kostomarovo.ru. Дата обращения: 12 июля 2020.
- ↑ Мемориальные доски Москвы: справочное издание / Департамент культурного наследия города Москвы. ― М., 2018. ― С. 176. – 512 с.: ил.
Ссылки[править | править код]
Источник