Актриса зуева анастасия платоновна личная жизнь
Биография
Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.
Детство и юность
О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым браком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.
Актриса Анастасия Зуева
Родственники обращались с девочками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время девушка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.
Анастасия Зуева в молодости
В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.
«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.
Театр
Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой смерти.
Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»
Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.
Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.
Фильмы
В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.
Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»
С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.
Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»
Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.
Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.
Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.
Личная жизнь
Артистка была замужем два раза. В первом браке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого характера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий характер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.
Анастасия Зуева
Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Брак длился вплоть до смерти супруга в 1953 году.
Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский
Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.
Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Смерть
Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.
Могила Анастасии Зуевой
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.
Фильмография
- 1946 — «Первая перчатка»
- 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
- 1960 — «Поднятая целина»
- 1960 — «Воскресение»
- 1964 — «Живёт такой парень»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2018; проверки требуют 25 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зуева; Зуева, Анастасия.
Анастаси́я Плато́новна Зу́ева (5 (17) декабря 1896 — 23 марта 1986) — русская и советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Народная артистка СССР (1957).
Биография[править | править код]
Родилась 5 (17) декабря 1896 года в селе Спасское (ныне — в Новомосковском районе Тульской области, Россия) в зажиточной крестьянской семье.
Некоторое время училась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но решила стать актрисой.
В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного (с 1916 — 2-я студия МХТ).
В 1916 году была принята во 2-ю студию МХАТ, в 1924 году — в труппу МХАТ им. Горького.
Могила Зуевой на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем — Матрёну в инсценировке романа Л. Н. Толстого «Воскресение». М. Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка — помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра М. А. Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года до конца жизни.
В кино актриса впервые снялась в 1932 году в фильме «Просперити». Затем были небольшие роли в картинах «Светлый путь», «Пир в Жирмунке», «Родные поля», «Первая перчатка», «Донецкие шахтёры», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Известна ролями сказительницы в советских фильмах-сказках режиссёра А. А. Роу.
Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Актриса оставила мемуары.
Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище[1].
Личная жизнь[править | править код]
- Первый муж (c 1917—?) — Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор
- Сын — Константин Иванович Евсеев (1918—1986). Назван в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, окончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
- Внучка — Елена Константиновна Симакова, окончила МГИМО
- Правнук — Владимир Александрович Симаков, окончил Финансовую Академию
- Внук — Виктор Константинович Евсеев, окончил МГИМО
- Правнучка — Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, окончила МИТХТ им. М. В. Ломоносова (кафедра Н. А. Преображенского)
- Внук – Дернов Игорь Константинович. Жил в г. Омске (23 мая 1957 г. – 12 декабря 2003 г.).
- Внучка — Елена Константиновна Симакова, окончила МГИМО
- Сын — Константин Иванович Евсеев (1918—1986). Назван в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, окончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
- Второй муж (с начала 1930-х годов) — Виктор Александрович Оранский (1899—1953), композитор.
Квартира актрисы в Камергерском переулке, напротив МХАТа, на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы — здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников — будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома. По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Всеволод Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Анастасия Платоновна простодушно спросила — «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил — «потом, Настя, потом…». Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Б. Л. Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы.
Анастасии Платоновне Зуевой.
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.
Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.
Он опрокинул все расчёты
И молодеет с каждым днём,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.
Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.
Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено Замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.
Вы — подлинность, вы — обаянье
Вы вдохновение само.
Об этом всём на расстояньи
Пусть скажет вам моё письмо.
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1933)
- Народная артистка РСФСР (1938)
- Народная артистка СССР (1957)
- Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»
- Два ордена Ленина (26.10.1948, 27.02.1967)
- Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976)
- Орден «Знак Почёта» (03.05.1937)
- Орден Дружбы народов (12.01.1982)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Творчество[править | править код]
Роли[править | править код]
2-я студия МХТ
- 1916 — «Зелёное кольцо» З. Н. Гиппиус — Варя
- 1916 — «История лейтенанта Ергунова» И. С. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) — мадам Фритче
- «Младость» Л. Н. Андреева
- «Сказка об Иване-дураке» М. А. Чехова по Л. Н. Толстому
МХАТ им. Горького
Фильмография[править | править код]
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1950 — Сказка о рыбаке и рыбке — Старуха
- 1951 — Высокая горка — Сойка
- 1952 — Снегурочка — Бобылиха
- 1953 — Волшебная птица — боярыня
- 1953 — Волшебный магазин — матрёшка
- 1953 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — читает текст
- 1959 — Приключения Буратино — черепаха Тортила (в титрах не указана)
- 1984 — Сказка о царе Салтане — Cватья баба Бабариха
Озвучивание фильмов[править | править код]
- 1936 — Бесприданница
- 1981 — Крепыш
Участие в фильмах[править | править код]
- 1972 — Любимые роли. А.П.Зуева в пьесах А.Н.Островского (документальный)
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Память[править | править код]
В декабре 2016 года горельеф с изображением Анастасии Зуевой в образе «сказительницы» был открыт в подмосковной Дубне[2].
Литература[править | править код]
- Капков С.В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было?. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. — С. 352. — (Лица и лицедеи). — ISBN 978-5-699-52042-8. . Глава «Бабушка в окошке» Анастасия Зуева с.7-27, Фильмография с.341.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Анастасия Зуева — Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
- Зуева Анастасия Платоновна — animator.ru
Источник
Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.
А я буду артисткой!
Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина – деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.
В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.
В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер – театру МХАТ.
После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.
Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.
Анастасия Зуева: женщина-парадокс
Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.
На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.
Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.
В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.
К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.
Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.
Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой
За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.
Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.
Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.
См.также:
Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника
За кадром фильма «Садко»: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки
Наталья Седых – Настенька из советских сказок
Как снимали “Морозко”
Судьба актрисы
Источник
В советские годы эту милую пожилую женщину знали и любили все дети. Если она появлялась на экране, значит, малышей ожидала сказка. Вот только жизнь самой Анастасии Зуевой на сказку была мало похожа. Личная жизнь актрисы сложилась трагически – оба брака Зуевой не только оказались неудачными, но и принесли ей немало горя.
В первый раз Анастасия Платоновна вышла замуж в 1917 году. Ее мужем стал начальник Северных железных дорог Российской империи Иван Евсеев. Поначалу все складывалось хорошо, и через год после свадьбы у супругов родился сын, которого назвали в честь великого Станиславского – Константином. Станиславского Зуева буквально боготворила.
Однако рождение наследника не принесло в семью счастья. Евсеев начал выпивать, ходить налево, скандалить и требовать от жены, чтобы она ушла из театра. Актриса долго терпела выходки мужа, но когда он решился поднять на нее руку, собрала нехитрые пожитки и ушла. Четырехлетнего сынишку муж Зуевой не отдал.
Разлука с сыном стала кровоточащей раной на сердце актрисы. Каждый раз ей приходилось терпеть унижения, умоляя Евсеева о встрече с сыном…
Вторая попытка наладить личную жизнь была предпринята актрисой в 1932 году. Дело было на съемках фильма «Просперити». Именно тогда Зуева встретила композитора Оранского и поняла, что влюбилась. Скоро она вышла за него замуж. На тот момент Анастасии Зуевой было 36 лет. Детей паре Господь не дал и Зуева переживала. Чувство материнства в ней было не реализовано в полной мере.
Как-то раз у гостиницы «Москва» актриса увидела совсем еще молоденькую девушку, которая неприкаянно бродила туда-сюда. По ее виду можно было понять, что идти ей некуда. Сердобольная актриса разговорилась с незнакомкой и, выяснив, что та является круглой сиротой, пригласила пожить к себе. Это стало роковой ошибкой актрисы. Неблагодарная барышня не только поселилась в ее доме на длительный срок, но и увела мужа…
После такого подлого удара в спину Анастасия Зуева перестала верить в любовь и закрыла свое сердце на замок. Навсегда…
За ней пытались ухаживать многие мужчины, в том числе, влиятельные и известные. Один японский миллионер, после гастролей Зуевой в Японии, готов был на многое, чтобы растопить ее сердце, ей посвящал стихи Борис Пастернак, но, увы, актриса больше не верила мужчинам.
Бросивший Зуеву муж потом все же появился в ее жизни. Во время Великой Отечественной войны он пришел к актрисе, причем не один, а с дочкой, которую ему родила та самая неблагодарная барышня. Как выяснилось, она бросила малышку и наставила рога Оранскому, найдя себе нового возлюбленного. Оранский, так подло предавший Зуеву, не нашел ничего лучше как пойти к ней и просить помощи. И как оказалось, он не ошибся – великодушная Зуева простила его и приняла. Правда, жили они не как муж с женой, а как соседи. Анастасия Платоновна была брезглива, и к тому же чувство собственного достоинства не позволяло ей снова впустить в свою жизнь предавшего ее человека.
Барышня, бросившая Оранского, снова появилась в их жизни после войны. Она забрала свою дочь и подала на алименты, который Оранский платил вплоть до своей смерти.
Мало кто знает, но Анастасия Зуева многим помогла во времена сталинских репрессий. Эта добрая женщина с большим сердцем многих спасла от неминуемой расправы. Несмотря на то, что саму ее часто предавали, она до конца своих дней оставалась человечной и милосердной.
Когда Зуевой не стало, по повелению Патриарха об упокоении ее души молились во всех храмах СССР.
Источник