Альбина хакимова биография семья фото

Альбина хакимова биография семья фото thumbnail

Биография

«Для меня музыка — это жизнь», — говорит композитор и певец Ризван Хакимов, который главным делом избрал популяризацию башкирской и татарской национальной песни. Его творчество пользуется известностью на родной земле, где он давно стал любимым артистом и был признан заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан. А еще Хакимов основал группу «Нафиса», которая дала дорогу в жизнь многим талантливым исполнителям.

Детство и юность

Ризван Галимьянович Хакимов родился 26 декабря 1953 года в небольшом селе Исмаилово Дюртюлинского района Башкирской ССР, где большая часть населения по национальности принадлежала к башкирам и татарам.

Ризван Хакимов и Элвин Грей

Родители уже в детстве разглядели в сыне творческие способности. Тот любил петь и играть на инструментах, до 10-го класса учился в музыкальной школе и выступал в оркестре. Творческая биография была поставлена на паузу в годы армейской службы. Юноша отдавал долг родине в воинской части города Куйбышева, где тосковал вдали от семьи и начал писать первые песни.

Вернувшись на родину, молодой человек сначала окончил автотранспортный техникум, а затем решил получить высшее образование и поступил на филологический факультет Башкирского государственного университета.

К тому времени он был уже семейным человеком. Хакимов учился на татарском отделении, где познакомился с Флоридом Илембетовым и Рамилем Чурагуловым, из которых вышли поэты национального уровня. Товарищи писали стихи, а Ризван музыку, и эта дружба переросла в крепкий творческий союз.

Личная жизнь

Личную жизнь музыкант устроил еще в молодости. С будущей женой Нафисой Хакимовой он встретился в 1976 году в Дюртюлинском районе, куда девушка попала по распределению после окончания училища. Выпускница учила детей играть на баяне в местной музыкальной школе, а Ризван на тот момент заведовал сельским клубом. Спустя 2 года влюбленные сыграли свадьбу.

У пары родились дочери Эльнара и Альбина. И если старшая выучилась на экономиста, то младшая решила пойти по стопам родителей и получила образование в институте искусств. Супруги с детьми переехали жить в Уфу, где не сразу удалось крепко встать на ноги.

Душа Хакимова стремилась к творчеству, но жизнь ставила перед мужчиной куда более прозаические задачи. Чтобы получить государственное жилье, тот сменил не одну работу и даже трудился слесарем.

Ризван Хакимов и жена Нафиса ХакимоваРизван Хакимов и жена Нафиса Хакимова / «ВКонтакте»

Со временем в семье появился достаток, и Ризван смог заняться музыкой, однако 29 июля 2002 года случилось горе: семья попала в ДТП. В результате аварии Нафиса скончалась, а ее муж попал в больницу с тяжелейшими травмами.

Ему пришлось заново учиться ходить, не говоря уже о превозмогании душевной боли от потери любимой женщины. В ее честь Хакимов назвал основанный им театр эстрадной песни. Памяти любимой Ризван Галимьянович посвятил альбом «Хәлләрең ничек дип сорама». Он продолжил жить Уфе, где рядом с ним находятся дочери и четверо внуков.

Музыка

Заниматься музыкой Ризван начал в творческом тандеме с супругой, которая отличалась композиторским и исполнительским талантами. Хотя Хакимов не имел специального образования, кроме музыкальной школы, он также оказался одаренным сочинителем. На написанную им музыку идеально ложились строки башкирских национальных поэтов Гульфии Юнусовой, Якуба Кулмыя, Абдулхака Игебая, в союзе с которыми он создал первые популярные композиции.

Вместе с женой Ризван основал ансамбль «Могжиза», который стал пользоваться популярностью в Башкортостане. Вокруг Хакимовых собирались молодые талантливые исполнители, которые мечтали петь красивые песни на родном языке. Музыканты записывали альбомы, выступали с концертами и делились репертуаром с коллегами.

Ризван Хакимов и дочь Альбина ХакимоваРизван Хакимов и дочь Альбина Хакимова / «ВКонтакте»

После смерти супруги Ризван Галимьянович занялся проектом самостоятельно и дал ему название «Нафиса». Он помогал раскрыться начинающим артистам и параллельно пополнял собственную дискографию, став одним из любимых артистов башкирской публики. «Елама, ярсыма», «Агым су», «Безнен гомер» и другие проникновенные композиции являются сердцем его репертуара. Публика тепло встречала певца, когда он выходил на сцену один или в дуэте с другими музыкантами Эльвиной Хайруллиной, Альбиной Хакимовой, Розой Жәүләтовой.

Ризван Хакимов сейчас

В 2020 году Хакимов продолжает заниматься музыкой. Сейчас его песни поют на концертах многие башкирские и татарские популярные исполнители. Композитор уверен: в мире искусства не должно быть денег, а потому не воюет за авторские права и не судится с певцами, которые берут его композиции в свой репертуар без разрешения.

Он продолжает работать с ансамблем «Нафиса», из которого вышли такие звезды, как Элвин Грей. Бок о бок с отцом трудится в коллективе и дочь Альбина Хакимова, ставшая известной певицей. В эпоху «Инстаграма» Ризван Галимьянович не стремится к общению в социальных сетях, однако его фото появляются в аккаунтах дочери, которая ведет страницу во «ВКонтакте» и канал на «Ютьюбе», где выкладывает свежие треки и клипы.

Дискография

  • «Авылым каеннары»
  • «Безнен гомер»
  • «Гомер буйлар борам»
  • «Жинел чакларны уйла»
  • «Моннар кайтсын авылга»
  • «Сою кабатланмый»
  • «Сэгэт теле»
  • «Уф, сагындым иркэм»
  • «Ялгызлыктан өшөмәсен»
  • «Хәлләрең ничек дип сорама»
  • «Елама, ярсыма»
  • «Агым су»

Источник

КАК НА РУСИ С БЕРЕЗОЙ ОБЩАЛИСЬ
Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине.
«Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает, другое дело – крик утишает, третье дело – больных исцеляет, четвертое дело – чистоту соблюдает». Ответ на эту загадку – береза — самое простое и самое удивительное дерево, хозяйка леса.
Слово «береза» древнее, когда то оно было прилагательным и значило «светлый». Береза любимый образ народного творчества, символ лета, России, Родины. Любимое дерево называлось самыми ласковыми именами – и стройная, и кудрявая, и душистая, и веселая, и родная… Часто это образ молодой девушка в зеленой косынке, то она хранительница кладов, то заколдованная красавица, но всегда мудрая, сильная, побеждающая в поединке со злыми силами.
В Великий четверг на Страстной неделе березовым листом красили яйца. Получаются они при этом желтого или золотистого цвета. Отвар готовится из сухих листьев березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, после кипения варить 10 минут, вынуть и остудить. Считалось, что эти яйца помогают от худосочий и слабоумия.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а березой. Плели венки из свежих веток, пили березовый сок. Считалось, что сок березы очищает кровь, изгоняет из тела болезни, накопившиеся за суровую зиму.
Девушки любят плести венки из березы. Они верят, что так они свяжут – совьют свои мысли – думы с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки, они желают своей матушке здоровья и благополучия. Береза воспринимается как живое существо, сильное и могущественное, способное исполнить желание, а в Семик ее сила многократно возрастает.На Троицин день был еще такой обычай. Пастухи плели из березы венки, один из которых одевали корове на рога, а второй отдавали вечером хозяйке. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы молока было больше. А второй берегли на случай болезни коровы и тогда добавляли в корм.Много – много поверий и обычаев связано с березой, ее силой и светом. Например, такой, 4 августа – Марья – суровица, росная оконница. В этот день обметают березовым веником окна, паутину сметают, озаряют Марьиным светом свое житье – бытье, свет ее в этот день самый сильный. Или такой, 4 ноября – Казанская, зимотворная. Если девушка считала, что лицом не вышла, бежала она ранным – ранешенько в березовую рощу, искала березовый лист, в иней обернутый, и смотрелась в него как в серебряное зеркальце. В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. Великая сила – вера в чудо!Интересно, что в берестяной посуде вода не замерзает, а ветки березы, помещенные в камеру с температурой близкой к абсолютному нулю (-273С), остаются живыми. Несмотря на хрупкий вид, береза – морозоустойчивое дерево. Ее листочки, имеющие форму сердца, остаются на ветках не один зимний месяц.
Всего на Земле насчитывается около 120 видов березы, около 60 встречаются в Росси. Не все березы белые. Встречаются желтые, розовые, фиолетовые и даже черные. Есть железная береза (береза Шмидта), которая растет на Дальнем Востоке и на Камчатке. Ее древесина тяжелая и твердая, тонет в воде, спилить ее нельзя, можно только срубить, меняя топоры. Это самая древняя береза, живет она до 400 лет и еще 20 лет после гибели ее древесина не разлагается. Карельская береза имеет узорчатую древесину, которую называют «растительным мрамором».
Есть береза вишневая. Ее кора похожа на вишневую. Эта береза тоже долгожительница живет до 300 лет, имеет более ценную древесину похожую на красное дерево и сладкий запах эфирного масла, которое готовят из коры, потому ее еще называют сладкой березой. Из коры делают чай. Есть береза каменная, бумажная, шерстистая, ребристая…
Уже в травниках 16 века можно найти указания, как применять березовые почки, листья, кору и сок. У березы лечит буквально все: почки, листья и молодые и зрелые, веточки с молодой корой, деготь из бересты. Лечебными свойствами обладают даже тонкие пленочки, которые вырастают поверх бересты, распаренные в очень горячей воде, их прикладывают к ранам и ожогам. Многие болезни лечит гриб, растущий на березе – чага.
И еще один березовый гриб – шульта. Это особое образование в коре березы, о котором травники говорят, что оно способно продлевать молодость, что напиток из нее спасает от переутомления, улучшает умственные способности, более того, увеличивает продолжительность жизни. Охотники с трудом находят его, потому что это довольно редкое явление.
Березовый веник в бане! Об этом столько сказано, столько написано! Ничего лучше этого волшебного средства просто нет! Подарок великой Матери – Природы нам, неразумным деткам.
Отдельно хочется сказать о березовом соке. Совсем не обязательно делать надрезы на коре березы. Можно срезать верхушку одной из веток, надеть на срез бутылку, привязать ее и склонить ветку так чтобы горлышко оказалось вверху. Сока будет достаточно, причем с минимальным ущербом для дерева. Потом ветку можно забинтовать полиэтиленовой пленкой полностью остановив потерю сока.
С астрологической точки зрения березой управляют Луна, усиливающая интуицию, Венера, приносящая любовь и Юпитер, приносящий удачу и счастье.
Береза гасит ссоры, избавляет от тоски, тонизирует, защищает, улучшает настроение, приближает желаемое, очищает и гармонизирует окружающее пространство, восстанавливает энергетическое равновесие и способность быстро реагировать, убирает последствия негативных разговоров. Энергия березы – это энергия открытий.
Береза придает смелость и вдохновляет на новые начинания. Прогуляемся по березовому лесу, посидим под березой, с любовью и почтением к дереву сломим несколько веток. Обметем вокруг себя березовым веничком, избавимся от застойных эмоций, впустим в себя новую жизнь! Делать это желательно каждый день, пока не почувствуешь себя очищенным, способным двигаться дальше.
Пусть гибкие березовые веточки и листики – сердечки помогут нам оставить позади все, что нас беспокоило и сдерживало! Смелее вперед с ветрами перемен по пути сердца!
Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
С березой связана славянская руна – Берегиня – Береза, Судьба, Мать, Земля. Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы. О происхождении и природных свойствах березы повествуют предания и поверья, зачастую связанные с библейскими персонажами. В народных легендах береза выступает как благословенное дерево, так как она укрыла от преследований черта св. Пятницу, а также она укрыла Богородицу и Иисуса от непогоды: потому и пользуется покровительством всех троих. Или же, напротив, береза считалась пpоклятым Богом деpевом, пpyтьями котоpого хлестали Хpиста. В восточном Полесье существует предание о человеческом происхождении этого дерева: березы – это дочери первого человека – Адама – которые своими косами вросли в землю, а сок березы – это их слезы. Белый цвет ствола дерева объясняется в поверьях тем, что береза, когда Иуда захотел на ней повеситься, побелела от испуга, но не приняла пpедателя..
В славянских балладах, легендах, сказках повествуется о том, что погубленная девушка превращается в березу. В белорусской песне поется о березе, выросшей на могиле невесты, которую отравила мать жениха.
В традиционной культуре береза символизирует женское начало. Во многих поверьях, обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу. Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Считалось, что дерево не «обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника. Во многих российских губерниях на Семник шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда “семик”) ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть “пpовожали беpезкy”, “хоpонили” ее). Девyшки “кyмились” с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья. Этот обряд дожил до начала XX в. а может, где-то и возрождается в наши дни.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Писал Сергей Есенин. Была такая примета: девушка, первой севшая на Троицу в тени заветной березки, первой среди подруг и замуж выйдет. Также полагали: если сесть в тень Троицкой березки и загадать желание, оно обязательно исполнится.
В мифологических представлениях славян период Троицы и Семика относился к тем календарным промежуткам, когда предки временно покидали «тот свет» и появлялись в мире живых. Местом их пребывания на земле была свежая зелень берез. Поэтому для душ «родителей» из леса приносили березы и устанавливали их около домов. В эти дни ходили на кладбище, сюда приносили березовые ветки, венки, веники. Основным ритуальным действом было «опахивание» могил. Их обметали березовыми ветками, после чего веточки втыкали в могильную землю Троицкая неделя называлась также «Русальной»: по поверьям, только на этой неделе на земле появлялись русалки. Береза считалась излюбленным местопребыванием русалок. В русальных песнях они представляются сидящими на зеленеющей или кривой березе. Так, на Смоленщине пели:
У варот бяреза
Зилина стыяла
Ветьтикым махала;
На той на бярезе
Русалка сядела…
Представляли, что русалки живут на плакучих березах, качаются на их ветвях или сидят под деревом. Специально для качания русалок на березах сплетали ветви.
Таким, образом, использование березы в Троицких обрядах обусловливалось представлениями об образе этого дерева как воплощения плодородия, как объекте, соединяющем мир живых и мир мертвых и мифологических существ.
На Троицкой неделе девушки совершали гадания, большинство из которых было связано с березой. Так, например, на ночь сплетали ветки березы с травой в косу, а наутро смотрели: если коса расплелась, то быть в этом году замужем, если же нет – остаться в девушках. Бросали также сплетенные венки на березу: в зависимости от того, зацепится венок на деревце или упадет на землю, судили – выйдет девушка замуж в ближайшем свадебном сезоне или нет. Венки из березовых веток, которые носили на голове всю неделю, кидали в реку: утонет венок – к смерти, прибьется к своему берегу – ждет продолжение девичества, к чужому берегу уплывет – непременно быть замужем.
Береза в народных представлениях наделялась защитными свойствами. Ветки беpезы, особенно использованные в тpоицких и дpyгих календаpных обpядах y славян считались надежным обеpегом. Заткнyтые под кpышей дома, они надежно обеpегали от молнии, гpома и гpада; воткнyтые посpеди посевов в поле огpаждают от гpызyнов и птиц; бpошенные на огоpодных гpядках – охpаняют капyстy от гyсениц. С помощью беpезовых веток пытались обеpечься от нечистой силы, особенно “ходячих покойников”. Hаканyне Ивана Kyпалы беpезовые ветки, воткнyтые в стены хлева не давали ведьмам доить молоко с чyжих коpов, и навpедить им вообще. Накануне Ивана Купалы на рога коровам надевали венки из березовых веток, чтобы скотина была здоровой и приносила здоровое потомство.
У западных славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постели pоженицы или колыбели новоpожденного.
Одновременно с этим, беpеза часто yпоминается как атpибyт нечистой силы в демонологических повеpьях и былинах. Ведьма могла надоить молоко с беpезовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на беpезовой палке. Белые кони, подаpенные человекy чеpтом, пpевpащались в кpивые беpезы, а поданый чеpтом хлеб в беpезовyю коpy; женщинy, в котоpyю “вселился” бес во вpемя пpистyпа “бpосало” на беpезy.. Недавно при раскопках вблизи Новгорода археологи нашли письма, написанные на бересте нашими пращурами почти десять веков назад. А ведь береста – это кора березовая. Подобные же послания, «прошения» к лешему, водяному писали на бересте древние славяне и прикалывали к дереву. Они молили не обделить охотника дичью, вернуть заблудившуюся скотину, охранить в лесу или на реке.
Противоречивое отношение к березе отражается и в народных поверьях.
В одних местах считали, что береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает, и ее специально сажали с рождением ребенка.
В других, напротив, боялись сажать березу рядом с домом, мотивируя это тем, что береза много «плачет» и тем, что в нее опять же бьет молния. В Полесье считалось, что близко к домy посаженная беpеза вызывает женские болезни y ее обитательниц; что наpосты обpазyются на беpезе от “женских пpоклятий”.
На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. Вместе с тем, иногда и во многих местах беpезy специально сажали около дома для благополyчия семьи. Установленная с пеpеднем yглy пpи стpоительстве дома ветка беpезы была символом здоpовья хозяина и семьи. Беpезовые ветки втыкались в поле, чтоб полyчит хоpоший ypожай льна и злаков. Беpезовое полено закапывали под
поpогом новой конюшни, “чтобы велись кони”. Из веток в древности плели колыбели, что бы защитить ребенка от хвори. Если красную ленту завязать на ствол березы, то это убережет от дурного глаза.
И все-таки чаще береза использовалась как оберег от злых сил..
Обращались к березе за помощью и при болезни. Стегни захворавшего березовым прутом – поможет лучше лекаря. А если вылить под дерево воду после купания больного дитяти и сказать нужный заговор – болезнь перейдет на березу. Надо только не забыть сказать заговор против болезни, вроде этого, от грудной жабы: «Брошу жабу под Березов куст, чтобы не болело, чтоб не щемило»
Обращались к березе с просьбой об исцелении, над больным также скручивали
ветви дерева, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит от человека.
В Мазовии стpадающий маляpией должен был потpясти беpезy с пpиговоpом “Тpяси меня, как я тебя, а потом пеpестань.”
Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю и скот, но и молодоженов. Славяне проносили детей, через расщепленный ствол березы, чтобы избавить ребенка от болезни (береза забирает ее на себя).
Береза – дерево «счастливое», оберегающее от зла. Про нее говорили: «Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет».
Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны.
Особенно целебными считали почки, ветки, листья, кору, сок березы, наросты на стволе. Освященными в церкви в календарные праздники ветками хлестали больного, чтобы сообщить ему силу растения. Из почек, листьев и наростов изготавливали отвары от разных болезней. Березовый сок издавна считался омолаживающим и очищающим средством. Весной, особенно в праздничные дни, девушки и женщины пили сок и умывались им для красоты и здоровья.
Применялась береза в народной магии как приворотное зелье. Срезали березовый прутик, растущий на восток, обрывали с него листочки; прутик клали на порог, через который должен перешагнуть тот человек, о котором думают, а листочки, высушенные и истолченные в порошок, клали близко к сердцу. Когда приходил тот человек, о котором думали, порошок подмешивали в какое-либо питье и давали выпить. Делали это незаметным образом. В Полесье, чтобы приворожить парня, девушка брала ветку березы, сросшейся с дубом, незаметно обходила с нею парня или поила его отваром коры этой березы.
Береза играла немалую роль и в обрядах жизненного цикла. В брачной обрядности она использовалась в качестве свадебного атрибута – украшенного деревца, являвшегося символом и каждой конкретной невесты, и девичьего круга в целом. На Русском Севере береза была обязательным атрибутом при подготовке бани невесты: ветки деревца втыкали в потолок и стены бани, дорогу к ней «торили» убанченными веточками, украшенный березовый веник укрепляли на верху бани. Для осуществления предсвадебного омовения невесты старались выбрать березовые дрова.
Ее ветки втыкали в свадебный каравай, чтобы в доме все были здоровы.
В восточнославянской похоронной традиции березу использовали непосредственно при подготовке «места» для покойника: гроб чаще всего застилали березовыми листьями или вениками, ими же набивали подушку, которую клали умершему под голову. Березу сажали также на могиле.
Посредническая роль березы в мифологической картине мирового пространства объясняет противоречивые представления о ней в народных поверьях. В любом случае многочисленные описания обрядов и действий с березой свидетельствует о глубоком почитании этого дерева.

Читайте также:  Муж юлии михалковой из пельменей

Источник