Александр борисович покровский биография личная жизнь

Александр борисович покровский биография личная жизнь thumbnail

Покровский Александр Борисович,  пианист, правнук  чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

-Где и когда вы родились?

-Родился в 1944 году, 23 мая, в  Москве,  около Арбата,  в знаменитом родильном доме  Грауэрмана.

-Где  учились и чем занимаетесь?

-У меня – одна  профессия, я – музыкант.

Много лет после окончания Московской консерватории работаю  концертмейстером на вокальном отделении консерватории, занимаюсь  с вокалистами.

-Вы – потомок Яковлева и, обладая образованием, пониманием искусства,   наверняка, как  все яковлевские  потомки,  упорно  делаете  что-то  свое…

-На старости лет стал немножко композитором: написал недавно обработку двенадцати  еврейских народных песен. Совершенно неожиданно для себя.

Никогда этим раньше не занимался.

Сочинял  что-то, но  не записывал то, что обрабатывал.

А тут взял и записал.

У еврейских народных песен  есть такие восточные мотивчики. Немножко где-то схожие с грузинскими, армянскими,  но очень самобытные.

Еврейский фольклор составляет  музыкальную основу русской музыки. Очень многие русские композиторы,  русские гении его использовали в своих произведениях.

У Мусоргского  в «Картинках с выставки» есть пьеса  «Два еврея».

Есть известная  фраза:  «От «Шинели» Гоголя пошла вся русская литература».

Вот так же  от этой пьески  пошла  вся  русская  музыка.

У Римского-Корсакова,  Балакирева  еврейские песенки есть. У Шостаковича – целый вокальный  цикл еврейских народных песен, у Прокофьева есть увертюра на еврейские темы.

Гении русской музыки часто обращались к еврейскому творчеству, иногда просто впрямую, а  иногда  – не объявляя,  что за музыка, использовали еврейские народные мелодии.

-Собираетесь работать в композиции дальше?

-Такие вещи трудно планировать.  Все случайно, спонтанно происходит. Была потребность – я написал. А когда нет потребности – зачем это нужно?

-Расскажите о своих родителях.

-Папа – оперный режиссер,  начинал работать в Горьком, с 1943 года стал работать в Москве, в Большом театре. А примерно в моем нынешнем возрасте,  когда ему было около 66 лет, создал Камерный оперный театр.

Мама – режиссер драматического театра. Оба учились в ГИТИСе, там познакомились и поженились. Она много лет трудилась  в Центральном детском театре, который находится  рядом с Большим –  сейчас он, кажется, называется  «молодежным».

С мамой я  жил  вместе  с момента  рождения.  Она умерла года три назад. Это было постоянное общение.

Когда мне было лет 14, родители развелись.

С папой общался меньше, но общаюсь до сих пор. Очень в хороших отношениях и с его женой – Ириной Ивановной Масленниковой, бывшей знаменитой оперной певицей.

Мы до сих пор общаемся, может быть, не так часто, но все же довольно часто.

Содержание бесед зависит от момента. Отец расспрашивает о здоровье, говорит о том, как себя чувствует. Всегда интересуется,  как  у меня идут  дела на работе,  как играю, с кем играю, кому играю.

Очень обрадовался,  когда я  сказал  ему об обработках  еврейских песен – для него это тоже было неожиданно.

«А я никогда не сочинял,  ничего не написал», – сказал отец.

Он сам – интересный пианист, кстати. Очень хорошо овладел инструментом.

Из-за него я и стал  учиться музыке. Я был послушный ребенок, а  он сказал: «Вот поучишься, будешь через год играть как я, а через два года будешь играть как Кирилл Петрович Кондрашин». Это был такой его друг, известнейший дирижер.

Он  преувеличил, разумеется, через два года я не стал играть как Кирилл Петрович.

Но музыкой я увлекся.

-Расскажите об учебе.

-В Московской консерватории  я  учился у замечательнейшего педагога, дай бог ему здоровья,  Виктора  Карповича Мержанова.

Он – очень интеллигентный человек, я ему  многим обязан.

Среди тех, с кем я учился, Владимир Мартынов –  очень хороший пианист и  композитор; Евгений Могилевский, замечательный  пианист.

Многие из моих  коллег сейчас уехали за рубеж.

-Почему вы не уехали?

-Не было потребности. Потом, никто меня туда особенно и не тянул.  Иногда звали, но…В общем, не уехал.

-А почему  уехали  они?

-Думаю, из-за ощущения, что здесь  они  никому  не  нужны.

Но сейчас я думаю, что и там они  никому особенно не нужны.

Наверное,  они считали, там можно больше заработать,  а здесь  – довольно сложно устроиться.

Отчасти это так.

Валерий Афанасьев, великолепнейший  пианист,  я с ним учился  в училище при консерватории: когда он играл здесь – приходило  ползала.

А  за рубежом он стал очень популярным пианистом.

-С чем  связана недооценка классической музыки?

-В России очень многое зависит от того, как к искусству относится  руководство, члены правительства, например.

В СССР в какой–то момент популярность оперного искусства была очень высокой.  Лемешев, Козловский, Михайлов, Рейзин были знамениты. Была масса популярных оперных певцов. А почему? Сталин ходил в Большой театр,  интересовался оперой!   

Среди  элиты посещение театра было не то что модно,  но обязательно.

Сейчас спроси у любого: «Когда ты был в Большом театре?» ответ:  «Никогда не был».

Спросите: «А хотите там побывать?» Ответ будет:  «А зачем? Что там делать-то?»

Кто-нибудь из Правительства бывает  в  Большом театре?

Брежнев был  один раз: когда Архипову выставили на Ленинскую премию,  каким-то образом его удалось заманить.

Сталин был знаком с пианистами, приглашал Эмиля Гилельса на правительственные встречи. Когда Прокофьев первый раз из-за рубежа приехал в Советский Союз, Сталин побывал на его концерте и сказал фразу: «Наш Прокофьев». После чего Прокофьев решил вернуться в Россию. Он в начале двадцатых годов уехал и жил в Америке,  как, кстати, и  Рахманинов. Только Прокофьев решил вернуться, а Рахманинов – остался.

-А кто по национальности Рахманинов?

-Он – русский. А  его фамилия – от татарского корня.

-В книгах  есть сведения: Сталин  в  детстве  пел  в  церковном  хоре,  обладал  хорошим  музыкальным  слухом, в юности писал стихи, которые  еще до революции  1917 года  вошли  в  грузинский  букварь.

-Он был поклонником классики. Не только музыки, но и литературы, русской в частности – в своих выступлениях часто цитировал Гоголя, Пушкина.

Моду на классику  определяет правительственный круг. Остальные стремятся   подражать, и от этого очень  сильно  зависит отношение к культуре,  искусству.

-Не кажется ли вам, что  классическая  музыка сейчас в сложном положении потому, что процветает попса, которая собирает огромные залы поклонников,  готовых платить за билет по триста долларов?

А  классика  массу  не  интересует.

-Деньги  тоже влияют, но при советской власти богатых людей было вообще  мало.

-Легкая музыка собирает больше зрителей, потому у нее  больше спонсоров.

-Легкая музыка существовала и прежде. Но  вот  кто был более популярен: Лемешев и Козловский или Утесов и  Шульженко?

Лемешев и Козловский были не менее популярны!

-Какие композиторы  вам интересны?

-Из классиков мне сейчас больше нравится старинная музыка – Гендель, Бах…

Из новых композиторов – Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Денисов,  Щедрин здравствующий, они написали очень интересную музыку, которая часто исполняется.

Сейчас мне кажется,  мы многих новых просто не знаем.

Я иногда случайно бываю на концертах выпускников консерватории, композиторов – они  пишут интересную музыку.

Насчет  самостоятельности их  языка,  течения мне трудно сказать,   я  не  знаю.

Но вообще мне кажется,  будет  возврат к классическим приемам.

Хотя тяготение к новизне, эксперименту в композиции  было всегда.

Первым стал отходить от строгого стиля  Иоганн Себастьян Бах.

У Моцарта и Бетховена были произведения, которые не очень воспринимались слушателями из-за перегруженности эмоциями,  диссонансами.

Композиторы-романтики вообще стали заниматься только собой. У Листа были попытки уйти от тональной музыки. Вагнеру это почти удалось сделать. Скрябин дошел до гармонии двух аккордов   по шесть звуков каждый.

Поиски своего языка и уход от тональности у Шенберга, Веберна привели к появлению  пуантализма:  мелодия разрушается  и  музыка повисает.

Были такие приемы музыкальные,  они все время были.

Может быть, и плохо, что сейчас их нет, поскольку это трудно – изобретать  что-то новенькое. А композиторы все время  в поисках.

Единственный композитор, который не занимался поисками в музыке, а, наоборот, считал, что ничего нельзя менять, это был Конфуций.

-Разве Конфуций  был композитором? Не философом?

-Да, он к тому же был еще и композитором, и очень большим консерватором. Считал, что новое – это грех, это нехорошо, усложняет жизнь.

Такой был человек, очень интересный.

У китайцев вообще все в музыке интересно. Своеобразные инструменты, а мелодии  и  ритмы «приковываются»  к  определенным  инструментам.

-Но Конфуций жил тысячи лет назад, а классическая музыка появилась в четырнадцатом веке.

-Это в Европе!..   

В Европе тысячу лет назад вообще ничего не было. А Китай – страна с шеститысячелетней  историей. …Статуйке вот этой – три тысячи лет!

У них, в Китае, совсем другое измерение.

-Может,  тогда  музыка в результате и придет к тому, что сейчас транслируют  китайские   композиторы?

-Может быть. (Улыбается). Наверное,  мы  их  просто не понимаем. У них – другие законы в музыке.

-Расскажите  о  себе, своей  семье.

-Моя жена – Фомина Нина Викторовна,  была солисткой Большого театра. Познакомились мы в консерватории: я – концертмейстер, а она – студентка вокального факультета.

Окончив консерваторию, она стала работать в Большом театре солисткой оперы. Мы с нею объездили почти весь Советский Союз: Брест, Архангельск, Магадан, Сахалин, Сибирь…очень много гастролировали.

Она долго пела в Большом театре, исполняла  такие роли, как Аида, Тоска, Екатерина Измайлова…

Сейчас  преподает вокал в Еврейской академии.

-Есть такая академия?

-Есть. Кроме вокального отделения там имеются инструментальное отделение,  другие факультеты – медицинский, юридический…

«Еврейская академия» – не официальное название. Официально называется так:  «Государственная классическая академия имени Маймонида».

Преподаватели там тоже отнюдь не только евреи: например, моя жена – русская абсолютно.

-Почему братья-евреи  так бережно и внимательно относятся к этническому компоненту?

-Умные потому что.

-А почему умному человеку необходимо заботиться о своей этнической составляющей, культивировать ее, сохранять?

-Потому что в этом – залог развития. Своя  культура не только сохраняется, но и распространяется. В этом – залог выживания нации.

-Чем объяснить то, что некоторые нации исчезают с карты?

-По-моему, лучше всего это объяснял Гумилев:  как человек,  растение,  нация зарождается, взрослеет, создает свою цивилизацию и потом уходит с исторической сцены.

-Вы  с  какой нацией себя идентифицируете?

-С русской.

Немножко я – чуваш. Но, к сожалению, я из-за своей необразованности плохо знаю чувашскую культуру, а с русской культурой  знаком с детства, и она,  особенно литература, является основой моей жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ 

Источник

Биография

Массовую известность писатель Александр Покровский получил, когда в 2004 году его рассказ «72 метра» экранизировал режиссер Владимир Хотиненко. Бывший военнослужащий, подводник, Покровский выбрал для своего творчества узкую сферу, в которой сочетается его любовь к морю и литературе.

Детство и юность

Родиной Александра Михайловича Покровского стал Баку. Отец был ленинградцем, а мать бакинкой. Они познакомились в Северной столице, когда девушка училась в институте кинематографии, и переехали в столицу Азербайджана, где отец устроился на работу электриком. В 1952 году на свет появился их сын. В то время вся молодежь Баку мечтала служить во флоте, и мальчик не стал исключением.

Александр Покровский в детствеАлександр Покровский в детстве

Как и все дети советского периода, маленький Саша поступил в общеобразовательную школу. Он закончил ее в 1970 году. Образование продолжил в Каспийском военно-морском училище им. С. М. Кирова. Юноша стал выпускником со специальностью «радиохимик» в 1975 году.

Получив распределение на Северный флот, Покровский отправился на службу и в 1976 году получил должность начальника химической части подлодки 31 дивизии. Будущий писатель обрел бесценный опыт, прожив в поселке Гаджиево, походив на ракетных атомных подлодках и став участником 12 боевых операций.

Александр Покровский в молодостиАлександр Покровский в молодости

В 1985 году офицера направили в Северодвинск, а спустя год в Ленинград, где в 1991-м Покровский уволился в запас, будучи в звании капитана второго ранга. После неприятных событий, происходивших в стране в 90-е годы, Покровский не возвращался в Баку. Больших усилий ему стоило вывезти семью из родного города. Сейчас он не узнает места, которые в детстве считал любимыми.

Любопытно, что в юности Покровский не блистал знанием орфографии, и сложно было представить, что он изберет для себя литературу как профессию. Даже в заявлении на поступление в училище он допустил ошибки.

Литература

Казалось бы, кто мог предсказать писательское будущее Покровскому. Его биография была связана только с морем, соответствующего образования подводник не имел и раньше не увлекался творчеством. Сегодня он – автор произведений «Марлезонский балет», «Бегемот», «72 метра» и других.

Моряк Александр ПокровскийМоряк Александр Покровский

В своих книгах Покровский использует новые слова, и критики комментируют их, называя «флотским языком», изобретенным автором. Покровский вспоминает в интервью, что его дебютный рассказ под названием «Найда» был написан еще в 1983 году.

Вместе с другими литературными опытами он оказался в издательстве «Советский писатель» только в 1989 году. 1993 стал идеальным моментом для выпуска «Марлезонского балета». За ним в 1994 последовала книга «Расстрелять…». Она и «Расстрелять-2» принесли писателю известность.

Писатель Александр ПокровскийПисатель Александр Покровский

Читатели и критики описывали его произведения как литературу, в которой чувствуется легкий и приятный слог. Александр Покровский снискал славу увлекающего рассказчика, и его романы получили признание публики. Библиография автора состоит более чем из 40 книг. Их выпускают массовыми тиражами и переиздают.

Сам писатель говорил, что с 1983 по 1993 годы писал «в стол», надеясь, что когда-нибудь его творчество увидит свет. Первыми читателями становились жена и близкие друзья. Покровский утверждает, что получает удовольствие от самого рабочего процесса и редактуры. Когда возникают творческие паузы, писатель обращается к классике.

Книги Александра ПокровскогоКниги Александра Покровского

Вдохновение приходит к писателю непредсказуемо и зачастую под впечатлением от творчества Николая Васильевича Гоголя. Произведение рождается в творческих муках или вылетает из-под пера быстро, как это произошло с рассказом «На заборе».

Жизнь моряков стала лейтмотивом всего творчества Покровского. Книги писателя насыщены комическими ситуациями и драматическими перипетиями, как, например, в рассказе «Гена янычар». Книги автора представляют собой сборники, в которых превалируют рассказы. Популярным оказался «72 метра». В основу легла история о подводниках, пытавшихся выжить в заточении в стенах затопленной субмарины. Экранизацию произведения создал кинопостановщик Владимир Хотиненко.

Александр Покровский раздает автографыАлександр Покровский раздает автографы

Автора знают по книгам «…Расстрелять» и «Расстрелять- 2», которые включают в себя рассказы, созданные им во время службы во флоте. Они пропитаны лирикой и остроумием, свойственными писателю.

В 2006 год вышел сборник под названием «Бортовой журнал», рассказы из которого описывают современность. Сарказм и юмор здесь переплетаются с анализом происходящего в России. Стиль Покровского отличают вдумчивость, проникновенность, искренность и достоверность.

Александр ПокровскийАлександр Покровский

В 2007 году вышла книга «Люди в войсках», содержащая отрывки и наброски наблюдений о российской армейской школе. В ней описаны рассуждения о горьком и насущном, светлая надежда на лучшее и масса интересных ситуаций. В 2010 году Покровский выпустил сборник «Арабески», вобравший в себя произведения, в центре которых находится остроумный наблюдатель.

Бывший офицер-подводник, писатель-маринист, как его называют поклонники, Покровский по слогу напоминает Виктора Конецкого и Михаила Зощенко, описывавших абсурдность человеческих отношений и жизни в целом.

Личная жизнь

О семье Александра Михайловича Покровского поклонникам практически ничего не известно. Он ведет скромную жизнь и не любит медийность. Писатель часто дает интервью, а его фото появляются на страницах литературных газет, но он не привык к публичности и предпочитает оставлять семейную жизнь за кадром.

Александр Покровский на фоне корабляАлександр Покровский на фоне корабля

У писателя нет аккаунтов в «Инстаграме» или «Твиттере». Зато есть профиль в «Фейсбуке», где он общается с поклонниками и выкладывает посты от своего имени.

Александр Покровский сейчас

Сегодня Александр Михайлович Покровский живет с семьей в Ленинграде. Он продолжает творить, и его произведения все также публикуются на радость читательской аудитории. По рассказам писателя снято два сериала: «Робинзон» и «Горюнов».

Александр Покровский в 2018 годуАлександр Покровский в 2018 году

Покровский имеет четкую общественно-политическую позицию и не стесняется ее высказывать. Он охотно общается с журналистами, рассказывая о собственном творчестве и взглядах на жизнь.

Библиография

  • 1983-1994 – «Расстрелять»
  • 2000 – «72 метра»
  • 2001 – «Каюта»
  • 2002 – «КОТ»
  • 2004 – «Люди, лодки, море»
  • 2005 – «Бегемот»
  • 2006 – «Бортовой журнал»
  • 2007 – «Люди в войсках»
  • 2008 – «Расстрелять-2»
  • 2009 – «Мертвые уши. Конспект поэмы»
  • 2010 – «Арабески»
  • 2017 – «Ахиллес – сын Таргитая»

Цитаты

«Я вчера в первый раз в жизни подумал, осмотрелся, взглянул на жизнь трезво и ужаснулся»

«Боже мой, сколько не сделано… сколько не сделано… а сколько еще предстоит не сделать…»

«Что отличает военного от остальных двуногих? Многое отличает! Но прежде всего, я думаю, – умение петь в любое время и в любом месте».

«На флоте любое начинание всегда делится на четыре стадии: первая — запугивание; вторая — запутывание; третья — наказание невиновных; четвертая — награждение непричастных».

Источник

Режиссера Бориса Покровского похоронили на Новодевичьем кладбище.

В Московском Камерном музыкальном театре прошла траурная церемония прощания с выдающимся оперным режиссером, народным артистом СССР Борисом ПОКРОВСКИМ. Он скончался на 98-м году жизни. За свою творческую жизнь Борис Александрович поставил более 180 спектаклей, в том числе около 40 в Большом театре.
Свой последний театр – камерный музыкальный, на сцене которого и шло прощание, Покровский создал в январе 1972 года.

О творческих заслугах Бориса Покровского всем известно. Мало кому из режиссеров его поколения удалось реализовать столько грандиозных проектов. А вот о личной жизни Бориса Александровича и его близких мало кто знает.

Михаил Ефремов простился с дедом

Прямые наследники

Покровский родился в Москве. Его отец был педагогом, дед – священником. Сам Борис Александрович в детстве прислуживал в церкви. Окончил ГИТИС. Трудовую деятельность начинал в Горьком. В Москву – в Большой театр вернулся в 1943 году.
Его первой женой стала актриса и режиссер РАМТ Анна Некрасова (она ушла из жизни в 2003 году). В браке с ней родилось двое детей: дочь Алла и сын Саша. Сегодня Александр Борисович – концертмейстер Московской консерватории. Алла выбрала актерскую стезю, вышла замуж за Олега Ефремова, с которым прожила шестнадцать лет, родила сына Михаила, ставшего продолжателем актерской династии. Сейчас она профессор Школы-студии МХАТ.
Второй супругой Бориса Покровского до последнего была известная оперная дива Ирина Масленникова. Своих детей режиссер с ней не нажил, зато он удочерил ребенка жены от первого брака с известным русским тенором Сергеем Лемешевым. После создания собственного музыкального театра, Борис Александрович взял приемную дочь в труппу. Мария Сергеевна Лемешева до сих пор ходит там в примах. Именно на нее ориентировался почти весь репертуар.

Михаил ЕФРЕМОВ, Алла ПОКРОВСКАЯ, Александр ПОКРОВСКИЙ

Михаил ЕФРЕМОВ, Алла ПОКРОВСКАЯ, Александр ПОКРОВСКИЙ

«Мордва» Олега Ефремова

Как рассказала Алла Покровская, ее сыну – Михаилу Ефремову досталось интересное генетическое наследие. Предки по линии ее деда – сплошные русские купцы и священники. А вот у бабушки – Лидии Некрасовой были чувашские корни (ее отец – Иван Яковлевич Яковлев – известный чувашский просветитель, создатель алфавита, букварей и прочих учебников). Во время недавнего пребывания в Чебоксарах Михаил Ефремов детально интересовался своей родословной. Ознакомился он и с исследованиями специалистов, утверждающих, будто у чувашей, как этнической группы, есть какие-то отличительные особенности, связанные с чертами характера. Якобы их кровь – бурная! Может, именно наследственным темпераментом объясняется то, что у Михаила Олеговича пятеро детей от разных браков: двое сыновей и три дочери.  
Алла Покровская вспоминает:
– Мы в семье часто смеялись на тему: кем по национальности является Олег Ефремов? Известно, что его прадед – Иван Абрамович был православным крестьянином. Но Абрам – еврейское имя. С другой стороны, Ефремовы – родом из Мордовии. Мы его иногда, в шутку, называли по Островскому «мордва некрещеная», – в отличие от нас, «православных чувашей». 

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ

В последний путь

Проводить в последний путь великого режиссера пришли многие – родные и друзья, композиторы, артисты, певцы, рядовые поклонники из числа благодарных зрителей. Гражданская панихида состоялась в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре, причем желающих проститься с мэтром оказалось столько, что организаторы даже испугались – сможет ли здание вместить такое количество людей. Открыла церемонию первый заместитель мэра Юрия Лужкова в столичном правительстве Людмила Швецова, назвавшая Покровского «легендой и учителем». Отпевание прошло в храме Богоявления Господня. Последнее пристанище Борис Александрович обрел на Новодевичьем кладбище. 

Михаил Ефремов простился с дедом


Тамара СИНЯВСКАЯ

Тамара СИНЯВСКАЯ


Людмила МАКСАКОВА

Людмила МАКСАКОВА


Владимир ЗЕЛЬДИН

Владимир ЗЕЛЬДИН


Лев ЛЕЩЕНКО

Лев ЛЕЩЕНКО


Наталья ТЕНЯКОВА

Наталья ТЕНЯКОВА


Александр СОКОЛОВ

Александр СОКОЛОВ


Владимир ДАШКЕВИЧ

Владимир ДАШКЕВИЧ


Зураб СОТКИЛАВА

Зураб СОТКИЛАВА


Борис АКИМОВ

Борис АКИМОВ


Михаил Ефремов простился с дедом

Оставить комментарий

Источник