Александр демьяненко биография личная жизнь

Алекса́ндр Серге́евич Демья́ненко (30 мая 1937[1][2], Свердловск – 22 августа 1999[1][2], Санкт-Петербург[3]) – советский и российский актёр театра, кино и телевидения, мастер дубляжа.
Наиболее известен как исполнитель главной роли Шурика в кинокомедиях Леонида Гайдая – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.
Народный артист РСФСР (1991)[4].
Биография[править | править код]
Юность и поступление в ГИТИС[править | править код]
Родился 30 мая 1937 года в Свердловске. В 1954 году, по окончании свердловской школы № 37 с углублённым изучением немецкого языка, попытался поступить в МХАТ (приёмная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог.
Тогда он успешно поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, поняв, что данная профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями отправился в Москву, где поступил в ГИТИС.
Родители получили от сына телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». ГИТИС он окончил в 1959 году.
Студентом он был не самым лучшим. Учился он хорошо, но пропускал много занятий. Ему всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех.
Уже на 2-м курсе ГИТИСа (мастерская Григория Конского) режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили его на роль Мити в фильм «Ветер» – оптимистическую драму, завершившую «комсомольскую» трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Эта его работа как начинающего актёра привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рождён новый тип героя – скромный интеллигентный юноша, совершающий подвиг.
В 1959 году он был приглашён в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где он проработал 3 года, но актёра всё больше затягивало кино. Вскоре он покинул Москву и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где жил и работал на киностудии «Ленфильм» до своей смерти.
Переезд в Ленинград[править | править код]
С 1962 года он покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Во-первых, он уже начал участвовать в съёмках на «Ленфильме», а во-вторых, в Москве ему было негде жить, а в Ленинграде давали квартиру. К тому же актёру просто не нравилась Москва. Приехав в Ленинград ещё в 1961 году, он остался здесь до конца жизни. Его много раз звали в московские театры, но он уже не хотел возвращаться в Москву.
Роли в кино[править | править код]
В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к нему внимание и зрителей, и режиссёров – в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. В 1959 году актёр сыграл эпизодическую роль фотографа в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» (в титрах не значится). Также у режиссёров Алова и Наумова актёр снялся в фильме «Мир входящему» (1961), благодаря которой его узнали за рубежом – лента была отмечена несколькими премиями на кинофестивале в Венеции.
На «Ленфильме» он снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник» – следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, актёр завоевывал популярность среди зрителей.
На Свердловской киностудии он снялся в фильме «Угрюм-река» в роли приказчика Ильи Сохатых.
Комедии Леонида Гайдая[править | править код]
В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съёмкам комедии. Сценарий назывался «Несерьёзные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие. В итоге подошёл работавший в Ленинграде Демьяненко. Он был жгучим брюнетом, а в фильме его решили сделать блондином. Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее:[5]
Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время не было таких замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось.
А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала:[6]
Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел.
Роль Шурика принесла актёру успех. Гайдай через 2 года снял продолжение приключений полюбившегося зрителям героя – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию».
Роли на телевидении[править | править код]
Режиссёры вскоре перестали предлагать актёру интересные роли. От этого его спасло телевидение, где он выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Жоржа Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра[источник не указан 2057 дней], – в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы.
В 1968 году на ленинградском телевидении он попробовал себя в качестве кинорежиссёра, поставив короткометражный фильм «Святая ложь».
В середине 1990-х годов снимался в первом российском ситкоме «Клубничка».
Озвучивание[править | править код]
Он был одним из ведущих актёров дубляжа – его голосом говорил Донатас Банионис, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт, Арнольд Шварценеггер, Орландо Блум, Тони Кёртис, Калью Комиссаров и многие другие[7].
Роли в театре[править | править код]
В театре он больше выступал в антрепризах. С 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии имени Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене – спектакль «Дон Педро» (реж.: Т. Казакова) играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным, также работал в «Приюте комедианта» и Московском академическом театре им. Вл. Маяковского.
В середине 1990-х у Театра комедии имени Н. П. Акимова сменился главный режиссёр – пришла Татьяна Казакова, у которой были свои планы, и актёр в них не входил. Тогда он перешёл в петербургский театр «Приют комедианта», где сразу сыграл в двух спектаклях, ставших событием в театральной жизни Санкт-Петербурга[8].
В 1991 году был удостоен звания народного артиста РСФСР[4].
Смерть[править | править код]
Летом 1999 года стояла сильная жара. Актёр по настоянию врачей готовился к операции коронарного шунтирования, оттягивать которую было уже нельзя[источник не указан 108 дней]. Операцию назначили на 1 сентября 1999 года, когда все врачи планировали вернуться из отпусков, и жара должна была прекратиться, но он не дожил до неё 10 дней[9].
Скончался на 63-м году жизни 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге в больнице. Диагноз – отёк лёгких, вызванный коронарной болезнью сердца.
Похоронен на Серафимовском кладбище (13 участок) в Санкт-Петербурге.
Надгробия А. С. Демьяненко и его супруги на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Семья[править | править код]
- Отец – Сергей Петрович Демьяненко (20.03.1909, Екатеринбург[10]-2000, Екатеринбург) – окончил ГИТИС, актёр, режиссёр оперного класса Свердловской консерватории, преподавал актёрское мастерство и занимался организацией городских массовых праздников; после рождения сына ушёл из семьи и женился на поклоннице, которая родила ему сына и дочь, а через два года вернулся к жене, которая после этого родила двух дочерей[10][11][12].
- Мать – Галина Васильевна Демьяненко (Белькова) (1914[10] – ?) – работала бухгалтером.
- Единокровный брат[10] – Владимир Сергеевич Демьяненко (род. 1941) – пианист, музыкальный работник, народный артист РСФСР, возглавлял Свердловскую филармонию[10][13].
- Сёстры – Надежда, Наталья, Татьяна.[источник не указан 54 дня]
Личная жизнь[править | править код]
- Первая жена – Марина Даниловна Склярова (1 апреля 1938 – 18 декабря 2017)[14]. Училась с ним в драмкружке, театровед, сценаристка, сотрудничала с Ленинградским телевидением, публиковалась в периодических изданиях. В 1990-е годы работала как составитель и переводчик над публикациями трудов и личных архивов богословов и иерархов Русской Православной Церкви, вышедших в четырёх томах под названием «Сосуд избранный», печаталась в православной периодике, написала несколько сборников сказок и стихов, получила награды Русской Православной Церкви, в 2004 году издала сборник своих стихов «Страсти по Петербургу»[14][15]. Сделала несколько абортов[16].
- Вторая жена – Людмила Акимовна Демьяненко (5 января 1940 – 20 июня 2005)[17]. Познакомилась с Демьяненко, будучи ассистентом режиссёра дубляжа на киностудии «Ленфильм», где Демьяненко работал на дубляже[18]. Впоследствии была режиссёром дубляжа на «Ленфильме», в 1994-2005 годах – в компании «Нева-1» (с 2002 года – «Невафильм»)[19][20].
- Падчерица – актриса Анжелика Неволина (род. 2 апреля 1962).
- Зять – актёр Алексей Зубарев (род. 30 марта 1954)[21].
В Ленинграде/Санкт-Петербурге жил на Омской улице, в доме № 10 (кв.17); Бронницкой улице, в доме № 33; на улице Тамбасова, в доме № 30, корп. 2; на улице Маяковского, в доме № 15.[источник не указан 54 дня]
Награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (26 ноября 1965) – за заслуги в области советского киноискусства[22]
- Народный артист РСФСР (1991)[4]
Память[править | править код]
Скульптура “Студенты” в Краснодаре, напротив КубГТУ
- Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 года одной из новых улиц микрорайона Левашово присвоено имя актёра[23].
- Памятники Шурику и Лиде установлены на центральной аллее Краснодара и возле Рязанского государственного университета.
Фильмография[править | править код]
Съёмки в кино[править | править код]
|
|
Дубляж советских фильмов[править | править код]
Дубляж мультипликационных фильмов[править | править код]
Дубляж иностранных фильмов[править | править код]
Съёмки в клипах[править | править код]
Программы и фильмы об Александре Демьяненко[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Aleksandr Demjanenko // filmportal.de – 2005.
- ↑ 1 2 3 4 Bibliothèque nationale de France Aleksandr Demianenko // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных – 2011.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #128925736 // Общий нормативный контроль (GND) – 2012-2016.
- ↑ 1 2 3 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 г. «О присвоении почётного звания “Народный артист РСФСР” Демьяненко А. С.»
- ↑ СВ-шоу. Александр Демьяненко на YouTube, начиная с 5:40
- ↑ Александрова А. «Заложник экрана» // Харьковские известия от 20 августа 2014 года
- ↑ СВ-шоу. Александр Демьяненко на YouTube, начиная с 9:24
- ↑ Интервью с Александром Демьяненко «Не слишком радостные приключения Шурика» Дмитрий Савельев
- ↑ Александр Демьяненко: до и после Шурика // Правда.ру, 11.06.2003
- ↑ 1 2 3 4 5 Свечков Д. Александр Демьяненко мог стать не «Шуриком», а юристом в родном Свердловске // Комсомольская правда, 29.05.2015
- ↑ Музыка Л. Александр Демьяненко: «С Вициным, Никулиным и Моргуновым у меня контакта не получалось» // Факты и комментарии, 06.09.2014
- ↑ Капков С. В. Он все-таки простил Шурика: заложник успеха Александр Демьяненко // ТАСС, 30.06.2017
- ↑ Юбилей 75 лет Владимира Демьяненко. Фильм. – YouTube
- ↑ 1 2 [https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/44644/bio/ Марина Склярова]// Кино-театр.ру
- ↑ Мельман Д. Последний приют комедианта // «Московский комсомолец» № 24476, 28.05.2007
- ↑ Первая жена Александра Демьяненко: Порой не хватает даже на хлеб // Собеседник. 20.07.2014. № 27 ’14}}
- ↑ [https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/ros/298164/bio/ Людмила Демьяненко] // Кино-театр.ру
- ↑ Александр Демьяненко помог падчерице помириться с родным отцом. Собеседник (30 мая 2017).
- ↑ 1 2 Елена Ливси. Жена актера Александра Демьяненко научила петербургских актеров говорить по-голливудски. KP.RU. «Комсомольская правда» (5 декабря 2012). Дата обращения: 14 января 2020.
- ↑ На что живут и где зарабатывают актёры в Петербурге. Online812 (23 июня 2017).
- ↑ [https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/8307/bio/ Александр Зубарев] // Кино-театр.ру
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 ноября 1965 года «О присвоении почётных званий РСФСР работникам кинематографии»
- ↑ Новые улицы Кургана
- ↑ 1 2 3 4 5 “Я не Шурик!” – Александр Демьяненко и 3 непривычные ипостаси – ShowbizDaily.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 Публикации ЦГАЛИ СПб
- ↑ 1 2 3 4 Не Шурик
- ↑ «Александр Демьяненко. Шурик против Шурика». Документальный фильм
- ↑ Операция Шурик: как Демьяненко завоевал любовь зрителей
- ↑ Чтобы помнили. Фильм 69. Александр Демьяненко. – YouTube
Литература[править | править код]
- Капков С.В. Короли комедии. – М.: Алгоритм, 2003. – 400 с. – ISBN 5-9265-0095-8.. Содержание: Сергей Антимонов, Рина Зелёная, Сергей Филиппов, Людмила Шагалова, Михаил Пуговкин, Тамара Носова, Гликерия Богданова-Чеснокова, Александр Демьяненко, Светлана Харитонова, Савелий Крамаров, Михаил Светин, Инна Ульянова, Александр Пятков.
Ссылки[править | править код]
- Об Александре Демьяненко на сайте Леонида Гайдая: фильмы, крылатые фразы
- Голос за кадром Сайт об озвучке
- Один день с Александром Демьяненко. Эссе Валерия Розанова.
- Биография актёра. (недоступная ссылка)
Источник
Александр Демьяненко – биография
Имя Александра Демьяненко очень хорошо известно зрителям старшего поколения. Молодое поколение почти не помнит, как звали актера, но стоит сказать «Шурик», и тут же становится ясно, о ком идет речь. Этот персонаж стал его наградой, и одновременно наказанием, потому что для актера нет ничего хуже, чем оставаться в тени своего образа. Именно так и произошло с Александром Демьяненко – на него обрушилась невероятная слава и любовь зрителей, но иногда она настолько утомляла, что его привычная жизнь стала напоминать кошмар. Когда он появлялся где-нибудь на улице, каждый старался к нему подойти, заговорить, взять автограф, и даже предложить «сообразить на троих». Это было просто невыносимо, потому что у Александра был довольно замкнутый характер, и такое панибратство ему совершенно не импонировало.
Александр Демьяненко прославился после выхода культовых комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию».
Детство и юность
Родился Александр Демьяненко 30 мая 1937 года в городе Свердловск. Отца звали Сергей Петрович, он служил артистом в местном Оперном театре и учил студентов консерватории театральному мастерству. Мама Галина Васильевна работала бухгалтером. Саша был совсем крохой, когда отец их бросил, и создал семью с другой женщиной. В том браке родились двое деток – мальчик Владимир и девочка Надя, но и они не сделали этот брак крепким и счастливым. Сергей бросил вторую семью, выпросил прощения у первой жены, и вернулся. После его возвращения семья пополнилась еще двумя девочками – Саша стал старшим братом для сестричек Тани и Наташи.
Александр Демьяненко в молодости
Несмотря на такие немужские поступки отца, Саша все равно был сильно к нему привязан, и именно благодаря Сергею Петровичу мальчик впервые соприкоснулся с искусством, и полюбил его. Демьяненко-старший в свое время окончил ГИТИС, выступал с агитационной труппой «Синяя блуза». Практически ежедневно после школьных занятий Саша отправлялся на работу к отцу, и часами наблюдал за всем, что происходило в оперном театре. Мальчику так нравилось все, что он видел на сцене, что он даже не заметил, как сам захотел стать актером. Его больше не интересовало ничего – только театр. Отец прожил в семье не очень долго, он был человеком влюбчивым и увлекающимся, поэтому снова бросил семью, и завел отношения еще с одной женщиной. Но Саша все равно любил папу, и считал его неоспоримым авторитетом. Когда дети Сергея Петровича от разных браков подросли, то у них сложились по-настоящему родственные отношения.
Александр Демьяненко получил среднее образование в одной из свердловских школ, в которой углубленно изучался немецкий язык. Аттестат об окончании школы парень получил в 1954-м, и начал строить планы о поступлении в вуз. Ему повезло, в тот год в их городе начала работу приемная комиссия МХАТа, которая прибыла в Свердловск в поисках молодых дарований.
Демьяненко понял, что это сама судьба дает ему шанс воплотить в реальность детскую мечту и пошел на экзамены. Волнение было жутким, Саша никак не мог с ним справиться, и конечно же провалился.
После этого недолго думая, Александр Демьяненко начинает штурм юридического института, и в этом же году становится студентом первого курса. Молодой человек учился достаточно прилично, но после первого года обучения к нему пришла мысль, что это не его призвание. Он не хотел тратить впустую время, изучать нужные, но совершенно ему не интересные науки, потому что эта профессия ему была совершенно не по душе. Демьяненко забирает документы из института, и уезжает в Москву, чтобы сделать вторую попытку, и заняться любимым делом.
Столица не отвергла парня из провинции. Демьяненко пробовался одновременно в два театральных института, и ходил на экзамены в ГИТИС и в «Щуку». На этот раз удача была на стороне скромного абитуриента, и он сумел пройти в оба. С выбором он долго не мучился, и остановился на ГИТИСе, в котором когда-то учился его отец. И вскоре в Свердловск полетела телеграмма с радостным известием для родителей – их сын стал студентом театрального вуза.
Диплом о высшем образовании Александру выдали в 1959-м, а до этого счастливого момента были напряженные годы учебы. Он был несомненно талантлив, но иногда бездумные выходки его эксцентричного характера ставили в тупик всех преподавателей. Саша мог запросто бросить учебу прямо посреди семестра, и рвануть на родину в Свердловск, проведать родных. Руководителем Демьяненко в вузе был Иосиф Раевский, который уговаривал парня посещать хотя бы уроки актерского мастерства. Другие преподаватели хоть и сердились на незадачливого студента, но в списки на отчисление его не подавали.
Фильмы
Свою кинематографическую биографию Александр Демьяненко начал еще на втором курсе театрального института. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов доверили молодому актеру сыграть Митю в картине «Ветер». Эта картина завершила комсомольскую тему, которую освещали две предыдущие ленты «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». В этой ленте Александр Демьяненко впервые предстал перед зрителями, и им очень понравился этот скромный и интеллигентный паренек, готовый ради идеи на настоящий подвиг. Этот типаж навсегда закрепился за артистом с тех самых пор.
После получения диплома Александр оказался в труппе Московского театра им.Маяковского, на сцену которого выходил на протяжении трех лет. Но родным этот театр так и не стал, Демьяненко больше предпочитал работу в кинематографе.
Те же режиссеры Алов и Наумов выпустили в 1961-м еще одну картину под названием «Мир входящему», в которой опять был задействован Александр Демьяненко. Его персонаж – лейтенант Ивлев, только что закончивший военное училище. Сюжет переносит зрителя в последние дни военных действий, перед лейтенантом поставлена задача сопровождать беременную немку до госпиталя. Фильм понравился не только советским зрителям, его с большим интересом смотрели за рубежом. Лента получила многочисленные призы, причем на самых знаменитых фестивалях – Брюссельском и Венецианском.
Буквально сразу вышли еще два фильма с участием Демьяненко, которые сделали его узнаваемым. Первой была комедийная лента «Карьера Димы Горина», где он стал кассиром, а вторая называлась «Взрослые дети», в которой Демьяненко и молодая актриса Лилия Алешникова стали молодыми супругами, проживающими на одной жилплощали с родителями.
В 1962-м Демьяненко решил уходить из театра им.Маяковского и уехать в Ленинград. У него была сильнейшая мотивация так поступить. Во-первых, он получил в Ленинграде свою первую квартиру, и во-вторых, его звали на киностудию «Ленфильм», где вышли несколько картин с его участием.
Александр продолжает активно сниматься, и очень скоро на суд зрителей была представлена новая работа с его участием – фильм «Порожний рейс», снятый режиссером Владимиром Венгеровым. Демьяненко сыграл смелого журналиста Сироткина, который пытается распутать целый клубок финансовых махинаций. Картина прошла с большим успехом, популярность Демьяненко растет с каждым новым проектом.
Таким же успешным стал и следующий фильм с участием Александра. Картина носила название «Государственный преступник», снял ее режиссер Николай Розанцев. Александру Демьяненко доверили роль молодого, но очень проницательного следователя Поликанова, который ведет только особо важные дела. На этот раз он занимался военным преступником.
Этот период в творчестве актера можно уверенно назвать временем стремительного роста. Его начали узнавать даже простые прохожие, типографии выпустили фото артиста, которые можно было купить в любом киоске «Союзпечать». Никто даже не предполагал, что пройдет совсем немного времени, и эта слава станет просто оглушительной, поначалу радующей, а потом даже мешающей нормально жить.
Впереди была судьбоносная встреча с режиссером Гайдаем, которая откроет новую страницу творчества Александра Демьяненко. Чтобы посмотреть на артиста и понять, подходит он ему или нет, Леонид Гайдай отправился в Ленинград, куда к тому времени переехал Демьяненко. Перед этим режиссер проводил пробы в Москве, и не утвердил ни одного из сорока претендентов на главную роль в картине «Несерьезные истории». Ему нужен был простой, незадачливый юноша, такой себе растяпа с интеллигентной внешностью, который постоянно во что-то вляпывается.
При первом же знакомстве режиссера и актера, Гайдай понял, что нашел то, что так долго искал и не видел у предыдущих претендентов. Он увидел человека точь-в-точь похожего на главного героя Владика, который мог оставаться самим собой, ведь именно таким Гайдай и видел этого персонажа своей ленты. Во время съемочного процесса было решено переименовать героя, и с легкой руки режиссера Владик стал Шуриком. Единственное, что не соответствовало образу, это цвет волос, которые у Демьяненко были черного цвета, а его герой был блондином. Тут уж пришлось потрудиться стилистам, которые всеми возможными способами пытались сделать из него блонда. Они так старались, что кожа на голове актера покрылась волдырями. По воспоминаниям вдовы Демьяненко, Людмилы Акимовны, краски для волос в те годы были очень агрессивными, и все боялись, что от такой интенсивности актер может даже облысеть.
После проката картины «Операция «Ы», популярность Демьяненко взлетела до небес. Никто даже не пытался обращаться к нему по имени, он стал просто Шуриком. Артисту даже не пришлось играть, он будто проживал в картине отрывок своей собственной жизни. Ему не нужно было использовать актерское мастерство или другие штучки, чтобы вжиться в образ, он был самим собой. В одном из интервью Александр сказал журналистам, что ему не нужно было перевоплощаться, а на съемочную площадку он приходил, как домой.
По мнению многих критиков персонаж Шурик был собирательным образом, в котором просматриваются черты характера режиссера и актера Демьяненко. Они в реальной жизни были такими же, как этот обаятельный юноша – замкнутыми неразговорчивыми очкариками, которые шутили, а сами оставались серьезными.
На имя режиссера Гайдая стали приходить мешки писем, в которых была только одна просьба – снимать продолжение приключений полюбившегося Шурика. Леонид Гайдай решил не разочаровывать поклонников его творчества, и через два года выпустил новую картину под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». И снова зрители могли наслаждаться невероятными приключениями их любимого персонажа.
В 1973-м на экраны вышла еще одна лента, которая пришлась по душе миллионам зрителей. Это была комедийная история «Иван Васильевич меняет профессию». И тут нашлась роль для Александра Демьяненко. Это был не полюбившийся Шурик, но зрители приняли картину с восторгом. Лента стала настоящим шедевром, и заняла свое достойное место среди золотого фонда кино.
И вот в это самое время, когда, казалось бы, актер находится в зените славы, его обожают поклонники и хвалят режиссеры, у него начинается полоса невезения. Демьяненко ассоциируют исключительно с Шуриком, режиссеры в большом затруднении, ведь из-за прилепившегося к нему образа, его уже не воспринимают в другом амплуа. Ему все труднее стало найти подходящий образ, он стал настоящим заложником звездной роли.
Александру Демьяненко было немного обидно, что его драматических персонажей из картин «Мир входящему», «Мой добрый папа», «Угрюм-река» уже почти никто не помнит, а комедийный персонаж так врезался в память миллионам поклонников.
Демьяненко страдал от публичности, которая пришла вслед за громкой славой после фильмов Гайдая. К нему могли запросто подойти посреди улицы, хлопнуть по спине или плечу, назвать Шуриком, и пригласить на рюмашку. Актера часто звали на вечера встреч со зрителями, и он отвечал согласием, потому что за них платили. Он считал, что каждый человек имеет право на свою жизнь, и пускать в нее посторонних не было совершенно никакого желания.
Режиссеры так и не определились, какой типаж героя можно предложить Александру, поэтому у него практически не было работы. Но, несмотря на то, что новых картин не было, его все равно донимали поклонники. Ходить по улицам ставало все невозможнее, и это очень огорчало артиста. В отсутствии работы, Демьяненко занялся озвучиванием зарубежных картин. Его голосом говорили многие звезды иностранного кино и даже мультяшные герои.
Иногда поступали предложения от режиссеров сыграть роль второго плана или засветиться в небольшом эпизоде настоящего кино. И Александр с радостью согласился стать приказчиком Иваном Сохатых в ленте «Угрюм-река» или Шестаковым в картине «Зеленый фургон».
За всю свою творческую биографию актер снялся более чем в семидесяти картинах.
Театр
Когда Демьяненко ушел из «Ленфильма», то стал актером Театра комедий им.Акимова. В середине 90-х он перешел в Санкт-Петербургский театр «Приют комедиантов», в котором играл в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». Его персонажи были совершенно не похожи друг на друга, но Александр очень органично смотрелся в каждом из них, что лишний раз подтверждает наличие настоящего драматического таланта, который так и не был до конца раскрыт. Зал в театре «Приют комедиантов» вмещает небольшое количество зрителей, поэтому постановку видело очень мало зрителей, и его работа не получила должной оценки.
В 1991-м Александру Демьяненко присвоили звание Народного артиста РСФСР, и эта награда стала завершением его творческой карьеры. Артист по-прежнему был задействован в театре и продолжал дублировать и озвучивать картины, но ощущал неизбежность скорого заката – и карьеры, и самой жизни.
Личная жизнь
Первую супругу Александра Демьяненко звали Марина Склярова. Их семейный союз существовал 16 лет. Они были знакомы еще со свердловского драмкружка, жили счастливо, вместе проводили много времени. Брак был бездетным. Марина была очень энергичная, во время тотального дефицита могла наполнить домашний холодильник разными вкусностями. Женщине приходилось крутиться самой, потому что муж в бытовых вопросах не разбирался.
Фото: Александр Демьяне