Александр горбань биография
Александр Николаевич Горбань (1960—2015) — советский и российский театральный режиссёр, отец актрисы Марии Горбань.
Образование[править | править код]
- В 1982 г. окончил Киевский институт театрального искусства по специальности «актёр театра и кино»;
- B 1986 г. окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
Работал[править | править код]
- Актёром в ТЮЗе г. Сумы и Театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле;
- С 1988 режиссёр Всероссийских Творческих мастерских при СТД РФ. Поставил спектакли: «Мириам» О. Юрьева, «Щ-854» по А. Солженицыну, «Под Вифлеемской звездой» Ю. Волкова;
- С 1990 режиссёр театра «Сатирикон», где поставил спектакли «Багдадский вор» Д. Тухманова и Ю. Энтина, «Голый король» Е. Шварца, «Мнимый больной» Ж. Б. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Шоу-Сатирикон»;
- С 1995 режиссёр театра им. Е. Вахтангова. Постановки: «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера, «Али-Баба и сорок разбойников» М. Воронцова и В. Шалевича, «За двумя зайцами…» М. Старицкого, «Левша» по Н. Лескову.
Постановки в театрах России[править | править код]
- В театре «Московская оперетта» поставил спектакли «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.
- В Театре имени К. С. Станиславского — «Иван Васильевич…» М. Булгакова.
- В Театре имени Р. Симонова — «На всю катушку» Дж. Гэя, «Комедианты» Э. де Филиппо, «Четыре близнеца» П. Панчева, «Шерше ля фам» Д. Пуаре, «Демгородок» Ю. Полякова, «Голый король».
- В Тюменском драматическом театре: «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Контрабас» П. Зюскинда, «Revizor» Н. В. Гоголя, «Моц-Арт» В. Стольникова, «Собачье сердце» по М. В. Булгакову, «За двумя зайцами» М. П. Старицкого.
- В Курганском драматическом театре: «Женитьба!» Н. В. Гоголя, «Хоп-хэй-хоп!» Р. Куни, «Ё-моё!» А. Коровкина, «Призрак на цыпочках» Р. Розмари, «Ах, театр, театр, театр!» М. Фрейна, «Даёшь, Сингапур!» А. Галина, «Ревизор».
- В Сургутском музыкально-драматическом театре: «Я люблю тебя, бабушка» и «Наследники Тарн» В. Стольникова.
- В Томском драматическом театре: «Ревю-Zero» по Н. Гоголю.
- В Краснодарском театре драмы: «Ревизор» Н. Гоголя.
- В Архангельском драматическом театре: «За двумя зайцами» М. П. Старицкого.
Источники[править | править код]
- Александр Горбань («Золотая маска»). goldenmask.ru (2013). Дата обращения: 27 июня 2015.
- Александр Горбань (Театр им. Евг. Вахтангова). vakhtangov.ru. Дата обращения: 27 июня 2015.
- Гумирова Э. О театральном «киллерстве» и искренности на сцене (недоступная ссылка). tumentoday.ru (18 апреля 2008). Дата обращения: 27 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Ермолицкая Т. Александр Горбань: «Если бы Гоголь воскрес и увидел, что происходит в России, он попросил бы закопать его снова» (Н. Гоголь “РевюZERO”) (недоступная ссылка). Вечерний Томск, с. 7. dramatomsk.ru (15 апреля 2006). Дата обращения: 22 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Кичин В. Моя прекрасная Аделина. В Московской оперетте играют «Фанфана-Тюльпана». Российская газета (Фед. вып., № 5827. rg.ru (9 июля 2012). Дата обращения: 27 июня 2015.
- Ляхова Е. Александр Горбань: «Мы будем сочинять спектакль, как Пушкин сочинял роман» (недоступная ссылка). rnd.urpur.ru (11 февраля 2014). Дата обращения: 27 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Опереттомюзикл «Фанфан-Тюльпан» покажут на фестивале «Черешневый лес» в Москве. tvkultura.ru (27 апреля 2012). Дата обращения: 27 июня 2015.
- Режиссёр Александр Горбань погиб под колесами поезда в Подмосковье. vesti.ru (26 июня 2015). Дата обращения: 27 июня 2015.
- Седых М. Обед с Дантесом. Итоги, № 8 (610). itogi.ru (2008). Дата обращения: 22 июня 2015.
- Помаркова Е. Театр драмы поставил на zero // Аргументы и факты. Томск : газета. — 2006. — № 18 (262) апреля.
- Смирнова М. Александр Горбань: «Современный „Ревизор“ должен привлекать молодёжь» // Томская неделя : газета. — 2006. — № 20 апреля..
Источник
Обстоятельства смерти не выяснены. Прощание с художником отменено
Жуткая новость с утра пятницы — под электричку в Подмосковье попал известный театральный режиссер Александр Горбань. Погиб. Друзей и всех, кто знал Сашу, на прощание не позвали — прощания не будет. Его кремируют, а прах собираются развеять над Подолом в Киеве — как будто согласно его завещанию. Но сила любви к жизни и театру Саши Горбаня не допускает мысли о каком-то завещании.
О внезапной гибели Горбаня я узнаю от старейшего актера Вахтанговского театра Евгения Федорова — он звонит в пятницу утром и срывающимся голосом сообщает: «Саша умер. Попал под электричку». Театр на гастролях, наверное, поэтому никто не знает о случившемся. Даже в соцсетях тихо — лето? Всех волнует только политика? А между тем Александра Горбаня отлично знала театральная Москва и провинция. В том же Вахтанговском помнят его шумную комедию «За двумя зайцами» — много лет шла на аншлагах. А в театре Оперетты сколько спектаклей. А в Сатириконе — только том, раннем, молодом и прекрасном, как юность…
Он вообще мастер делать комедии: начинал в Сатириконе, когда еще у театра не было такого громкого имени. Его энергичные, похожие на бешеный фонтан спектакли, сыграли свою роль в формировании репутации молодежного театра. Горбань … веселый, длинный, шумный и немного глуховатый. Последнее — следствие школьных опытов по химии: мальчишкой он что-то с чем-то смешивал, химичил и – в результате взрыв — контузия. Азартный, заводной, молодой, красивый, душа компании . Его помнят все, кто так или иначе был связан с фестивалем актерской песни имени Андрея Миронова — Саша Горбань делал феерические гала-концерты и они были визитной карточкой фестиваля многие годы.
Что же случилось? Что произошло и в какой точно день? Звоню художнику Анатолию Исаенко, с которым Горбань сделал много спектаклей.
— Я сам в шоке, — говорит мне Анатолий. — Не могу понять что произошло, слишком много вопросов. Последний раз, а это было 20 июня, он позвонил мне — мы договаривались идти в театр Сатиры, где он должен был ставить последнюю пьесу Юрия Полякова. Накануне я ему показал прирезку макета, ему понравилось, хотели договориться о встрече. И вот он мне позвонил 20-го, и я почувствовал, что он как-то странно разговаривает.
— Может выпил?
— Нет, он давно не пил — это я знаю совершенно точно. Но говорил как-то странно. Я сказал ему: «Давай попозже», подумал что придет в себя. Было еще у меня на телефоне два его звонка, а когда я ему перезвонил, он не взял трубку.
Исаенко звонил два дня — без ответа. В театре Сатиры, где ждали режиссера, тоже он не появлялся и о нем ничего не знали. И вдруг звонок дочери Маши, она — актриса, звезда молодежных сериалов. Продолжает Анатолий Исаенко:
– Маша позвонила, рыдала, я понял из ее слов, что Саша во вторник, пошел на рынок и попал под электричку. Подробности они не знают, так как с матерью находились на даче. Еще я узнал, что он еще какое-то время жил в реанимации, но под утро умер. Его долго не могли идентифицировать — документов не было, только сбербанковская карточка с собой была. Видимо, по ней и нашли. Но Маша сказала, что никакого прощания не будет, что его кремируют, а прах развеют над Подолом. Для меня, да и для всех, кто работал и дружил с Сашкой — это непонятно, странно. Якобы на его день рождения — а 29 сентября ему бы исполнилось 55 — всех соберут. Ничего не понимаю.
Еще «МК» стало известно, что племянник Горбаня — Алексей — был у следователя, узнал, что в три часа дня во вторник Сашу доставили в местную больницу, а в шесть он умер — отказало сердце. Следствие идет.
Много непонятного в этой трагической истории. Молодой, полный сил художник. Его последняя работа — комедия «Ревизор» — в Центре драматургии и режиссуры на Соколе стала большой удачей. Много планов было и вот, и вдруг… Конечно, право семьи принимать любые решения, тем более, что это неожиданный удар, от которого может помутиться разум, но все-таки жаль, что никто не смог сказать Саше Горбаню последнее «прости».
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Горбань.
Александр Николаевич Горбань (1960—2015) — российский театральный режиссёр, отец актрисы Марии Горбань.
Образование
- В 1982 г. окончил Киевский институт театрального искусства по специальности «актёр театра и кино»;
- B 1986 г. окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
Работал
- Актёром в ТЮЗе г. Сумы и Театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле;
- С 1988 режиссёр Всероссийских Творческих мастерских при СТД РФ. Поставил спектакли: «Мириам» О. Юрьева, «Щ-854» по А. Солженицыну, «Под Вифлеемской звездой» Ю. Волкова;
- С 1990 режиссёр театра «Сатирикон», где поставил спектакли «Багдадский вор» Д. Тухманова и Ю. Энтина, «Голый король» Е. Шварца, «Мнимый больной» Ж.Б. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Шоу-Сатирикон»;
- С 1995 режиссёр театра им. Е. Вахтангова. Постановки: «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Али-Баба и сорок разбойников» М. Воронцова и В. Шалевича, «За двумя зайцами…» М. Старицкого, «Левша» по Н. Лескову.
Постановки в различных театрах России
- В театре «Московская оперетта» поставил спектакли «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу;
- В Театре им. К.С. Станиславского – «Иван Васильевич…» М. Булгакова,
- В Театре им. Р. Симонова – «На всю катушку» Дж. Гэя, «Комедианты» Э. де Филиппо, «Четыре близнеца» П. Панчева, «Шерше ля фам» Д. Пуаре, «Демгородок» Ю. Полякова, «Голый король».
- В Тюменском драматическом театре: «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Контрабас» П. Зюскинда, «Revizor» Н.В. Гоголя, «Моц-Арт» В. Стольникова, «Собачье сердце» по М.В. Булгакову, «За двумя зайцами» М.П. Старицкого;
- В Курганском драматическом театре: «Женитьба!» Н.В. Гоголя, «Хоп-хэй-хоп!» Р. Куни, «Ё-моё!» А. Коровкина, «Призрак на цыпочках» Р. Розмари, «Ах, театр, театр, театр!» М. Фрейна, «Даешь, Сингапур!» А. Галина, «Ревизор»
- В Сургутском музыкально-драматическом театре: «Я люблю тебя, бабушка» и «Наследники Тарн» В. Стольникова;
- В Томском драматическом театре: «Ревю-Zero» по Н. Гоголю;
- В Краснодарском театре драмы: «Ревизор» Н. Гоголя;
- В Архангельском драматическом театре: «За двумя зайцами» М.П. Старицкого.
Источники
- Александр Горбань («Золотая маска»). goldenmask.ru (2013). Дата обращения 27 июня 2015.
- Александр Горбань (Театр им. Евг. Вахтангова). vakhtangov.ru. Дата обращения 27 июня 2015.
- Гумирова Э. О театральном «киллерстве» и искренности на сцене (недоступная ссылка). tumentoday.ru (18 апреля 2008). Дата обращения 27 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Ермолицкая Т. Александр Горбань: «Если бы Гоголь воскрес и увидел, что происходит в России, он попросил бы закопать его снова» (Н. Гоголь ”РевюZERO”) (недоступная ссылка). Вечерний Томск, с. 7. dramatomsk.ru (15 апреля 2006). Дата обращения 22 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Кичин В. Моя прекрасная Аделина. В Московской оперетте играют «Фанфана-Тюльпана». Российская газета (Фед. вып., № 5827. rg.ru (9 июля 2012). Дата обращения 27 июня 2015.
- Ляхова Е. Александр Горбань: «Мы будем сочинять спектакль, как Пушкин сочинял роман». rnd.urpur.ru (11 февраля 2014). Дата обращения 27 июня 2015.
- Опереттомюзикл «Фанфан-Тюльпан» покажут на фестивале «Черешневый лес» в Москве. tvkultura.ru (27 апреля 2012). Дата обращения 27 июня 2015.
- Режиссёр Александр Горбань погиб под колесами поезда в Подмосковье. vesti.ru (26 июня 2015). Дата обращения 27 июня 2015.
- Седых М. Обед с Дантесом. Итоги, № 8 (610). itogi.ru (2008). Дата обращения 22 июня 2015.
- Помаркова Е. Театр драмы поставил на zero // Аргументы и факты. Томск : газета. — 2006. — № 18 (262) апреля.
- Смирнова М. Александр Горбань: «Современный „Ревизор“ должен привлекать молодёжь» // Томская неделя : газета. — 2006. — № 20 апреля..
Эта страница в последний раз была отредактирована 20 января 2020 в 20:01.
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Горбань.
Александр Николаевич Горбань (1960—2015) — российский театральный режиссёр, отец актрисы Марии Горбань.
Образование
- В 1982 г. окончил Киевский институт театрального искусства по специальности «актёр театра и кино»;
- B 1986 г. окончил режиссёрский факультет ГИТИСа.
Работал
- Актёром в ТЮЗе г. Сумы и Театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле;
- С 1988 режиссёр Всероссийских Творческих мастерских при СТД РФ. Поставил спектакли: «Мириам» О. Юрьева, «Щ-854» по А. Солженицыну, «Под Вифлеемской звездой» Ю. Волкова;
- С 1990 режиссёр театра «Сатирикон», где поставил спектакли «Багдадский вор» Д. Тухманова и Ю. Энтина, «Голый король» Е. Шварца, «Мнимый больной» Ж.Б. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Шоу-Сатирикон»;
- С 1995 режиссёр театра им. Е. Вахтангова. Постановки: «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Али-Баба и сорок разбойников» М. Воронцова и В. Шалевича, «За двумя зайцами…» М. Старицкого, «Левша» по Н. Лескову.
Постановки в различных театрах России
- В театре «Московская оперетта» поставил спектакли «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу;
- В Театре им. К.С. Станиславского – «Иван Васильевич…» М. Булгакова,
- В Театре им. Р. Симонова – «На всю катушку» Дж. Гэя, «Комедианты» Э. де Филиппо, «Четыре близнеца» П. Панчева, «Шерше ля фам» Д. Пуаре, «Демгородок» Ю. Полякова, «Голый король».
- В Тюменском драматическом театре: «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Контрабас» П. Зюскинда, «Revizor» Н.В. Гоголя, «Моц-Арт» В. Стольникова, «Собачье сердце» по М.В. Булгакову, «За двумя зайцами» М.П. Старицкого;
- В Курганском драматическом театре: «Женитьба!» Н.В. Гоголя, «Хоп-хэй-хоп!» Р. Куни, «Ё-моё!» А. Коровкина, «Призрак на цыпочках» Р. Розмари, «Ах, театр, театр, театр!» М. Фрейна, «Даешь, Сингапур!» А. Галина, «Ревизор»
- В Сургутском музыкально-драматическом театре: «Я люблю тебя, бабушка» и «Наследники Тарн» В. Стольникова;
- В Томском драматическом театре: «Ревю-Zero» по Н. Гоголю;
- В Краснодарском театре драмы: «Ревизор» Н. Гоголя;
- В Архангельском драматическом театре: «За двумя зайцами» М.П. Старицкого.
Источники
- Александр Горбань («Золотая маска»). goldenmask.ru (2013). Проверено 27 июня 2015.
- Александр Горбань (Театр им. Евг. Вахтангова). vakhtangov.ru. Проверено 27 июня 2015.
- Гумирова Э. О театральном «киллерстве» и искренности на сцене (недоступная ссылка — история). tumentoday.ru (18 апреля 2008). Проверено 27 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Ермолицкая Т. Александр Горбань: «Если бы Гоголь воскрес и увидел, что происходит в России, он попросил бы закопать его снова» (Н. Гоголь “РевюZERO”). Вечерний Томск, с. 7 (недоступная ссылка — история). dramatomsk.ru (15 апреля 2006). Проверено 22 июня 2015. Архивировано 27 июня 2015 года.
- Кичин В. Моя прекрасная Аделина. В Московской оперетте играют «Фанфана-Тюльпана». Российская газета (Фед. вып., № 5827. rg.ru (9 июля 2012). Проверено 27 июня 2015.
- Ляхова Е. Александр Горбань: «Мы будем сочинять спектакль, как Пушкин сочинял роман». rnd.urpur.ru (11 февраля 2014). Проверено 27 июня 2015.
- Опереттомюзикл «Фанфан-Тюльпан» покажут на фестивале «Черешневый лес» в Москве. tvkultura.ru (27 апреля 2012). Проверено 27 июня 2015.
- Режиссёр Александр Горбань погиб под колесами поезда в Подмосковье. vesti.ru (26 июня 2015). Проверено 27 июня 2015.
- Седых М. Обед с Дантесом. Итоги, № 8 (610). itogi.ru (2008). Проверено 22 июня 2015.
- Помаркова Е. Театр драмы поставил на zero // Аргументы и факты. Томск : газета. — 2006. — № 18 (262) апреля.
- Смирнова М. Александр Горбань: «Современный „Ревизор“ должен привлекать молодёжь» // Томская неделя : газета. — 2006. — № 20 апреля..
Источник
Профессор, доктор физико-математических наук
Родился в1952 году в Омске (отец – историк и писатель, мать – преподаватель литературы).
Обучался в Новосибирской физматшколе, в 1967 году поступил на физический факультет Новосибирского университета.
В 1968 году организовал студенческое выступление против политических процессов, был исключен из университета, после чего окончил профтехучилище, работал токарем, освоил различные профессии – от металлообработки до работы актера.
В 1972 году окончил математический факультет Омского педагогического института.
В 1980 году присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук по специальности «Дифференциальные уравнения и математическая физика»;
В 1991 году присуждена ученая степень доктора физико-математических наук по специальности «Биофизика».
В 1993 году присвоено ученое звание профессора по специальности «Применение вычислительной техники и математического моделирования в научных исследованиях».
В течение шести лет работал заместителем директора по науке Института вычислительной математики СО РАН; автор и соавтор более 200 научных работ, в том числе 14 монографий. Среди его учеников 6 докторов и более 20 кандидатов наук.
Александр Горбань создал несколько новых научных направлений, развивающихся в институтах РАН и за рубежом. Его школа получила всемирную известность своими исследованиями в области физической, химической и биологической кинетики, теории динамических систем и обучаемых нейронных сетей. Является создателем и заведующим первой в России кафедры НейроЭВМ в Красноярском государственном техническом университете.
В разные годы работал по приглашениям в Клеевском (Clay) математическом институте (Бостон, США), Курантовском (Courant) математическом институте (Нью-Йорк, США), Институте высших научных исследований (IHES, Париж, Франция), Цюрихском федеральном политехникуме (ETH, Цюрих, Швейцария).
В настоящее время возглавляет кафедру прикладной математики в Лестерском университете (Лестер, Великобритания). Одновременно заведует отделом в Институте вычислительного моделирования СО РАН (Красноярск).
Александр Николаевич, как западные коллеги относятся к представителям российской науки?
Зарубежные коллеги отличаются высокой степенью дружелюбия и внимательности, взаимопомощи всегда и во всем.
Причем делают это искренне?
Я понимаю подоплеку Вашего вопроса, и она меня не очень радует. Я встречал много абсолютно дурацких комментариев на тему, что «они вежливые, но неискренние». Искренность – когда человек предлагает помощь, и готов помочь на самом деле. В этом смысле их поступки точно соответствуют декларации. А чтобы тебя любили как родного – это уж, извините…
Чем вы сегодня занимаетесь за рубежом?
За рубежом я работаю, и это мое основное состояние. Преподаю, делаю все, чтобы соответствовать существующим стандартам преподавательской, научной, учебной, административной работы. Проще всего с наукой, на втором месте обучение, на третьем – сложная организационная система, которая в Англии принципиально отличается не только от нашей, но и от любой европейской.
Опыт, который я приобрел в Швейцарии, здесь мне мало чем помогает. Система настолько другая, что трудно себе представить. Например, административные обязанности распределены по всему факультету и каждый год меняются. Это входит в служебные обязанности. На мне сейчас организация двух семинаров, плюс организация лестерской городской олимпиады по математике среди школьников и прочее. Начальников в нашем понимании нет. Например, я заведую кафедрой прикладной математики, но при этом никому не начальник. Просто я должен делать так, чтобы все работало.
Что можете сказать о зарубежных студентах?
Студенты приятные, умненькие, по российским стандартам очень плохо образованные. Слабая средняя школа в части математики, правда, английский язык они знают лучше меня (смеется). Особенно хороши студенты, приезжающие по международному обмену – французы, итальянцы, немцы. Они знают, чего хотят, и учатся. Местные студенты более расхлябаны, что совершенно естественно. Если не ждать, чтобы все они были математиками, то в целом впечатление хорошее.
На ваш взгляд, какие черты наиболее характерны для наших ученых?
Сложный вопрос. Во-первых, они сильны, очень сильны; но я считаю что мы, российские ученые, способны упиваться собственной гениальностью, забывая о тщательной проработке деталей и точном размещении своей работы в мировом научном сообществе, что не менее важно, чем гениальность. Зачастую я вижу, что человек при очень красивой идее раз от разу не додумывает каких-то деталей.
Второе – даже когда идеи более проработаны, они не размещены внутри существующего потока работ, и остаются изолированными островками человеческого ума. Работа либо принимается в общий поток, либо обтекается и забывается, и как раз понимание общего потока и умение быть принятым в него у нас почти не развито.
В чем же основная причина такой обособленности?
Это результат длительной изоляции, «железного занавеса», специфических культурных традиций, когда более ценится блестящая идея, в то время как способность ее преподнести считается чем-то более мелким и не очень достойным великого ученого.
Возможно, это зависит от недостаточного финансирования?
Финансирование по большому счету здесь ни при чем. Возможно, слабая проработка связана с необходимостью бегать по урокам и лекциям, отрывая время от науки, но западный ученый загружен не меньше. Пять лекций в неделю, которые я читаю, требуют выкладываться в три раза больше, чем десять лекций здесь. Там другой уровень проработанности, лекция должна быть лучше подготовлена, очень точно соотнесена с модулями предыдущих курсов, я должен подготовить письменное задание, проверить его и откомментировать, опубликовать решения в Интернете. Кроме того, лекцию должна сопровождать презентация, желательно компьютерная.
Конечно, техническая оснащенность…
Да какая там техническая оснащенность! Сейчас в России такие же возможности, как везде, просто ими не пользуются. У нас верх техники – картинки на «прозрачках» и лекции – мелом по доске. Там по традиции «прозрачками» пользуются в крайнем случае. Мела практически нет, вместо него фломастер и белая доска.
Может ли западный ученый заработать на жизнь, занимаясь только наукой?
Нет, причем это не зависит от страны. Научных ставок в мире практически нет. Для этого существует преподавание. Если зарабатывать там, а тратить в России, это довольно много, однако материальные условия не надо преувеличивать. С другой стороны, там жизнь стабильнее, аккуратнее, лучше организована, а главное, дает возможность помогать своим детям.
Возможно, именно это способствует оттоку кадров, пресловутой «утечке мозгов»…
Сейчас отток не так уж и велик, поскольку принимать армию научных работников из России некуда. Кроме того, найти работу на Западе не так просто. Ее находят наиболее активные и уезжают, потому что наука живет там, а не здесь. Национальной науки как феномена давно нет, есть мировая наука как общая река, и ты либо в ней, либо нет. Счастливый идиот, сидящий на берегу с сознанием, что он самый умный – это не ученый, поскольку не быть в мировой науке для ученого значит не быть вообще.
Так, за три года, проведенные за рубежом, я познакомился с ведущими специалистами в своей области, меня узнали, стали читать работы, чего навряд ли можно было достичь, работая только в Красноярске.
И поэтому не планируете возвращаться?
Я вообще ничего не знаю про будущее. Знаете, сейчас Китай возвращает своих профессоров из Америки, выдавая им американскую зарплату и создавая лаборатории такого же уровня оснащенности. Наше правительство пока не имеет никакой стратегии, хотя и много о ней говорит.
Вы не думали о том, чтобы податься в России в большую политику?
Во-первых – нет. Во-вторых, я работал в области политического консалтинга, но все равно я не политик, а технарь. Скажем, есть те, кто унитазы ремонтирует, а есть те, кто в них… ну, в общем, пользуется ими. Так вот, политики делают второе.
Мой папа, много сидевший историк и писатель, говорил: «Сашенька, политика – это разбой на большой дороге». Это некое принципиальное свойство политики – на грани полной безнравственности, поскольку профессиональная работа с такими вещами, как власть и влияние, предполагает некую профессиональную же атрофию нравственности. И это проблема не страны и времени, а всего феномена политики. Цивилизации менялись, а проблема оставалась.
Можно что-то прокричать из подворотни, оставаясь при этом весь в белых одеждах, правитель же должен порой совершать странные и страшные вещи, и не потому что он подлец. На нем лежит ответственность за власть, которую он взял. Это бездна, в которую я не хочу, а наблюдая, что в России эта бездна частично заполнена дерьмом, не хочу вдвойне.
Однако в молодости вы были не чужды политических веяний…
Это было не занятие политикой, а выступление против политического процесса путем надписей на стене. Если говорить высокопарно, власть над духом не властна, и всегда должен быть кто-то, кто встанет и скажет, что у власти есть свои пределы. Так получилось, что в этом месте в этот момент оказался я, правда, не один. За что и получил, хотя и не по полной программе. Исключили из комсомола, университета, по полной было бы посадить на шесть лет. Поскольку мне в этот момент было пятнадцать лет (всем остальным от 19 до 21), прокуратура отказалась возбуждать дело.
Вам было 15 лет на первом курсе?
Да, потому что окончил десятилетку за восемь лет, но суть не в этом. Конечно, могли возбудить какое-то странное дело с организатором – 15-летним подростком, но не стали. Правда, когда следствие закончилось, мне было почти восемнадцать. Но не захотели – и слава богу. Спасибо, что последовали закону и проявили гуманность.
Кстати, наблюдая за разными людьми, я выяснил, что самыми отъявленными негодяями были комсомольские активисты. Следователь КГБ, который вел дело, был очень рад, что дело перешло в общественную организацию, и был потрясен поведением руководителей этой организации. Он сам ходил к университетским профессорам и просил за меня поручиться, но профессора – сидевшие! – отказались. Нет, он не святой, просто у него была государственная точка зрения, поскольку ходил слух, что мальчик очень способный, опора русской физики, таких надо беречь и лелеять.
И как же дальнейшем сложилась ваша жизнь и карьера с таким пятном?
После я пошел в омское профтехучилище, работал токарем, рабочий коллектив рекомендовал меня к восстановлению в университете. Университет отказал, написав оскорбительный ответ в горком комсомола. Самое смешное, директор ПТУ Владимир Кузьмич Арзамасцев стал в этот момент первым секретарем горкома комсомола, и письмо пришло на него. Он собрал пленум, который решил меня рекомендовать меня в местный пединститут.
После института встал вопрос об аспирантуре, и снова мне не дали рекомендации, омское КГБ было против, хотя и не очень активно. Когда в начале 70-х меня хотел взять один оборонный институт, но безуспешно, мои ученики шутили, что была конференция по мирному использованию Горбаня. О мирном использовании не договорились, зато договорились о нераспространении.
В общем, жизнь чинила препятствия?..
Да не было, по большому счету, никаких препятствий. Когда тебя сажают в тюрьму или ссылают, как Сахарова, это препятствие, но я все же оппозиционер не такого масштаба. Все проблемы я рассматриваю как жизнь. Ну, не смог я восстановиться в НГУ. Если бы я помешался и хотел бы учиться только в Новосибирске или только в столичном вузе, я бы обыкновенно пролетел, но при достаточной гибкости просто выбирал то, что мог выбрать. И люди мне всегда помогали, начиная с того капитана КГБ, который, в отличие университетского проректора, предлагавшего мне быть стукачом, ничего от меня не хотел. Вероятно, у него был достаточный опыт, чтобы понимать, кому можно предлагать, а кому нельзя.
В Омске меня поддержал Владимир Борисович Меламед, ученик выдающегося математика Марка Красносельского. Когда мне нужно было защищать кандидатскую, два замечательных математика – Ольга Александровна Ладыженская и тот же Красносельский нашли провинциальный совет, где никто обо мне не слышал, и помогли защититься. Пусть несколько лет из обучения я упустил, зато когда защищал докторскую в Институте биофизики СО РАН, люди пришли послушать и стояли в проходах. Это было не поздно и не рано, мне еще не было сорока.
Что означает существующее сегодня понятие «школа Горбаня»?
Не знаю. Я всегда работал с учениками, первый свой спецкурс прочитал, когда мне было 13 лет. В первую же осень, когда поступил в Омский пединститут, набрал способных детей из всех школ города и устроил воскресную физматшколу. Они выиграли все призовые места во всех областных олимпиадах, что-то выиграли на всесоюзной, один из них даже вошел в международную сборную.
И так было всегда. Я своих учеников очень люблю, они заставляют меня думать. Сейчас есть очень славные имена среди тех, кто работает в России и за границей. Однако школы как самовоспроизводства стиля мышления не получилось, жестокой школы воспроизводства, как школа Ландау, я не устроил. Просто есть большая группа людей в разных областях – от математики до театра, считающих меня своим учителем, как, например, поэт Сережа Денисенко, завлит омского ТЮЗа. С возрастом я больше становлюсь не учителем, а опекуном – пестую их, помогаю, объясняю, ставлю задачи.
Вы имели отношение и к театру?!
Я был профессиональным актером. Сначала Омский театр поэзии был любительский, затем стал профессиональным. Я играл, ставил спектакли, был ассистентом режиссера. Моя любимая роль – Ильин в пьесе Володина «Пять вечеров».
Можете сформулировать лозунг вашей жизни?
Сейчас бы я сказал: «Делай, что должен, и пусть будет, что будет», поскольку есть некоторые вещи, которые ты не можешь изменить. Я стараюсь этому следовать, хотя не всегда удается смириться с неизбежным. Как, например, смириться с фактом собственной смерти? Вы еще молоды и не понимаете. Как говорит Кастанеда, «спроси совета у смерти». Смысл в том, чтобы измерять свои дела, желания, поступки жизнью и смертью. И это позволяет быть оптимистом, не позволяя мелочам тебя травмировать.
Другое выражение, которое я люблю цитировать, это молитва управленца: «Господи, дай мне силы совершить то, что я могу совершить, дай мне перенести то, что не могу изменить, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Я не могу сказать, что доволен своей жизнью, как нельзя сказать, доволен ли ты своей женщиной. Она моя, и она просто есть.
Беседовала Надежда Новикова
Источник