Александр кутиков биография личная жизнь

Александр кутиков биография личная жизнь thumbnail

Биография

Мэтр российского рока Александр Кутиков за годы творческой карьеры являлся членом ряда известных в Советском Союзе творческих коллективов. Признание к певцу, композитору и бас-гитаристу пришло после того, как он присоединился к группе «Машина времени». В состав команды, созданной Андреем Макаревичем, музыкант входит и сейчас.

Детство и юность

Биография Александра Викторовича Кутикова началась в апреле 1952 года. Будущий музыкант родился в семье представителей русско-еврейской национальности, проживавшей на территории Советского Союза.

Предки мальчика были довольно примечательными личностями. Дед, Наум Моисеевич – активный участник Октябрьской революции, общался с политиком Александром Поскребышевым, работал в военном министерстве и управлял делами народного комитета авиапромышленности в годы Великой Отечественной войны.

Александр Кутиков в детстве

Отец Виктор Петухов профессионально занимался спортом. Являясь игроком куйбышевского футбольного клуба «Крылья Советов», он заработал немало призов.

Мать Софья Наумовна была артисткой, ездившей на гастроли по стране с ансамблем цыганской песни и пляски, поэтому у нее не хватало времени на мужа и двух несовершеннолетних детей.

Родители развелись, когда Александр и его сестра Наталья были маленькими. По настоянию представителей старшего поколения младшие Петуховы отказались от фамилии отца и стали полноправными членами семьи Кутиковых, жившей в достатке и имевшей собственную квартиру в Москве на Патриарших прудах.

Когда детям пришло время идти в школу, из-за конфликта между бабушкой и дедушкой Софье Наумовне с сыном и дочерью пришлось переехать в коммунальную квартиру. Пока мать зарабатывала деньги, за ребятами присматривали соседи.

В детстве у Саши проявились творческие способности, реализовать их удалось в игре на духовых инструментах: сакгорне, трубе и саксофоне. Потом пришел интерес к гитаре, боксу, футболу, хоккею и другим популярным молодежным хобби, помогавшим обрести твердый характер и обустроить будущую жизнь.

Родственники не мешали подростку выбирать профессию, но сильно расстроились, когда выход из рядов комсомола закрыл дорогу в высшие учебные заведения. Александр попробовал получить образование в военно-механическом техникуме при министерстве обороны, но интерес к искусству этому помешал.

Кутиков, поглощенный «битломанией», решил стать рок-музыкантом. Он работал звукооператором на радио до тех пор, пока Сергей Кавагоэ не пригласил его в группу «Машина времени», созданную студентом московского архитектурного института Андреем Макаревичем в 1969 году.

Музыка

В начале 1970-х Кутиков начал творческую карьеру в качестве бас-гитариста молодого московского рок-коллектива. По словам коллег, сын артистки цыганского ансамбля вывел «Машину времени» в число лидеров советского рока, написав песни «Солдат» и «Продавец счастья», а также организовав концерт на сцене дома культуры «Энергетик».

Тот факт, что недавно пришедший молодой человек постепенно становился лидером, не устроил клавишника и ударника Сергея Кавагоэ, и он, спровоцировав конфликт, устранил потенциального конкурента.

Александр, получивший определенную известность в музыкальных кругах, присоединился к группе «Високосное лето» и продолжил путь к славе в компании Александра Ситковецкого и Криса Кельми.

Тогда же, опасаясь привлечения к ответственности за тунеядство, уроженец столицы устроился работать в тульскую филармонию, где приобрел ценный опыт, способствовавший дальнейшему профессиональному росту.

В конце 1970-х Макаревич, распустивший первый состав «Машины времени», искал новых единомышленников. Кутиков с барабанщиком Валерием Ефремовым и клавишником Петром Подгородецким помог гитаристу и вокалисту возродить московский коллектив.

Заняв прежнее место басиста, Александр стал штатным композитором команды. Благодаря ему появились хиты «Поворот», «Знаки на песке», «За тех, кто в море», «Он играет на похоронах и танцах» и десятки других.

Александр Кутиков в молодости в группе «Машина времени»

В совершенстве освоив профессию звукорежиссера, в свободное от репетиций и концертов время Кутиков работал на Гостелерадио. Он помог группам «Високосный год», «Воскресение», «Лицей», «Секрет» и «Браво» записать и выпустить дебютные пластинки, тем самым подарив молодым музыкантам путевку на творческий олимп.

В 1980-х басист «Машины времени», больше не покидавший группу, представил публике сольные проекты «Кто со мной?» и «Дай помечтать». Позже появились альбомы «Танцы на крыше» (1990 г.) и «Лавка чудес» (1996 г.) В последнем были собраны песни распавшейся группы «Високосное лето» 1972–1979 годов.

В интервью музыкант говорил, что желание создавать индивидуальные проекты возникло в связи с тем, что Андрей Макаревич не успевал писать стихи на готовые мелодии, так что пришлось обращаться к Карену Кавалеряну, Александру Зайцеву, Маргарите Пушкиной и другим. Инструменталисты московской команды также не спешили воплощать в жизнь идеи композитора и басиста, поэтому к работе над альбомом «Демоны любви» 2009 года пришлось привлекать Павла Титовца, Николая Горенко, Александра Лёвочкина и Дмитрия Кричевского из группы «Нюанс».

В 2010-х Кутиков, поладивший с этими любителями экспериментов в области арт- и фанк-рока, заменил в команде ведущего гитариста и вокалиста. На тематическом фестивале «Феникс» в Дагестане новый состав исполнил композиции «Больше, чем сон», «Зодиак», «Завтра, как всегда, придет» и «Наливай».

В 2016-м Александр, отныне работавший на два фронта, представил слушателям пластинку «Бесконечномгновенно». Тогда же появился новый релиз «Машины времени» с коротким говорящим названием «ВЫ».

Личная жизнь

В личной жизни Кутикова, в молодости обладавшего определенной харизмой, был ряд подруг и любовниц. Известно, что музыкант трижды добровольно вступал в законный брак.

Первая жена Людмила Георгиевна в середине 1970-х подарила басисту «Машины времени» дочь Валерию. Дальнейшие отношения по неизвестным причинам не сложились, и родители несовершеннолетней девочки развелись.

Читайте также:  Актриса светлана коркошко биография личная жизнь

Не имея недостатка в кандидатках на место супруги, Александр сыграл свадьбу с солисткой ансамбля народного танца Екатериной Борисовной Успенской. Из-за гастролей и репетиций пара редко проводила время вместе, мирное расставание без взаимных упреков не удивило друзей и коллег.

Александр Кутиков с женой

Третий брак с дочерью кинооператора Игоря Бганцева Ириной, работавшей художником и ландшафтным дизайнером, оказался прочным и счастливым. Женщина, окончившая два института и японскую школу согэцу, в 1989 году родила девочку, ставшую любимицей отца.

Екатерина Кутикова, росшая в шумной творческой атмосфере, не пошла по стопам родителей. Но оставаться вдали от искусства выпускница юридического факультета международного коммерческого вуза не смогла. Девушка, увлекающаяся музыкой и фотографией, стала автором обложки пластинки «Демоны любви».

Александр Кутиков сейчас

В 2020 году дискографию Александра Кутикова пополнил студийный альбом «В метре» группы «Машина времени». Официальный релиз пластинки состоялся 6 ноября.

Александр Кутиков и Андрей Макаревич

После презентации, прошедшей в узком кругу из-за ограничений на массовые мероприятия, в профиле в «Инстаграме» и на официальном сайте команды появились фотоанонсы, а также расписание концертов на 2021 год.

Дискография

  • 1990 — «Танцы на крыше»
  • 1996 — «Лавка Чудес»
  • 2002 — «Happy Birthday! Избранное»
  • 2002 — «Best. Машина времени»
  • 2009 — «Демоны Любви»
  • 2014 — «Александр Кутиков и Нюанс: Первые записи»
  • 2016 — «Бесконечномгновенно»

Источник


Эксперт
+ Путешественик

8229

21 подписчик

Спросить

14 января 2019

Александр Кутиков – известный музыкант, исполнитель, композитор. Артист почти сорок лет остается бессменным участником группы «Машина времени». На каждом выступлении коллектива звучат как новые песни, так и хиты, созданные им более трех десятилетий назад.

Александр появился на свет в 1952 году. Ранние годы его жизни прошли в центре столицы на Патриарших прудах. Отец – известный футболист, выступал в командах спортивных клубов «Спартак» и «Крылья Советов», вскоре покинул семью. Мать много времени проводила на гастролях в составе ансамбля цыган. Бабушка – математик, выпускница МГУ, работала главным бухгалтером. Дядя и дед занимали руководящие посты, один возглавлял Комитет Верховного Совета, второй руководил авиазаводом.

Когда мальчику исполнилось семь, бабушка и дед расстались, и семье из огромной квартиры, где у каждого была своя комната, пришлось переехать. Саша с мамой оказались в коммуналке, где кроме них проживало еще одиннадцать соседей. В доме Кутиковых очень любили гостей, частыми посетителями здесь были знаменитые спортсмены и артисты.

Переезд не помешал Саше хорошо осваивать школьную программу и заниматься музыкой. Мальчик полюбил классику, освоил трубу, альт и саксофон. Он участвовал в конкурсах и часто одерживал победы. В летнем пионерлагере ему доверили быть горнистом. Четырнадцатилетним подростком Кутиков взял в руки гитару. Параллельно юноша занимался спортом, выступал на городских соревнованиях по хоккею, футболу и боксу. В школе он возглавлял комсомольскую организацию, но, неожиданно для всех принял решение о выходе из Союза молодежи. После этого для него закрылись двери всех институтов.

Кутиков стал студентом Московского техникума радиомеханики, осваивал основы радиолокации. Но вскоре учебу забросил. Техникум находился в ведении оборонного министерства, а иметь какое-то отношение к военному ведомству юноша не желал. Однажды он хотел поступать на журфак, но и этой мечте было не суждено осуществиться.

 «Машина времени»

В девятнадцать лет судьба свела его с Андреем Макаревичем. Оказалось, что у них масса общих интересов и музыкальных пристрастий, особенно любовь к «Битлз». Их восхищал обоюдный интеллект и кругозор. Саша пришел в «Машину времени» и, по мнению лидера группы «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Александр много сделал для появления коллектива во дворце «Энергетик», в месте сосредоточения столичных фанатов рока. Репертуар группы пополнился жизнерадостными песнями «Продавец счастья» и «Солдат».

В результате ссоры с создателем «Машины времени» Сергеем Кавагоэ в 1974-м артист вышел из состава и начал сотрудничество с коллективом «Високосное лето». Причиной ухода, по словам музыканта, стало то, что за несколько месяцев работы он не вырос как артист. Кроме этого, музыканты «Машины» официально не работали, а это грозило наказанием за тунеядство. «Високосному лету» музыкант посвятил три года своей карьеры. Группа много гастролировала и участвовала в рок-фестивалях. Коллектив отличал высокий профессионализм и театрализация. В 1978-м на одном из престижных конкурсов за эти качества команда получила второй приз, уступил лидерство «Машине времени». Через год в коллективе начались разногласия, что привело к его распаду. После этого Александр вернулся в команду Макаревича и, начиная с 1979-го, остается бессменным членом команды «Машина времени». Зрители знают его как гитариста, солиста и автора песен. Ему принадлежат абсолютные шлягеры: «Поворот», «За тех, кто в море», «Скачки», «В добрый час» и другие.

Первым местом работы Александра стало Гостелерадио. Восемнадцатилетний парень занимался регулировкой радиоаппаратуры и был самым молодым звукооператором на выездных трансляциях и концертных записях звезд эстрады. Уже став именитым музыкантом, Кутиков продолжил деятельность в сфере звукорежиссуры. В 1987-м он основал собственную студию «Sintez Records», на которой происходила запись альбомов многих начинающих и уже популярных групп: «Воскресение», «Браво», «Лицей», «Секрет», «Рондо», «Дюна». Частыми гостями здесь были: Алла Пугачева, София Ротару, Гарик Сукачев, Ольга Кормухина, Виктор Салтыков, Игорь Николаев, Марина Хлебникова. Студия специализировалась на выпуске рок-музыки, здесь увидели свет все альбомы «Машины времени» и сольные проекты Кутикова.

Читайте также:  Певица слава биография личная жизнь дети фото

Композитор Кутиков свои первые композиции написал в 1987-м, музыка легла на строки Маргариты Пушкиной. Результаты годичного творчества на поэзию Карена Кавалеряна музыкант объединил в сольный диск «Танцы на крыше». В его создании участвовали друзья и коллеги Дмитрий Четвергов и Андрей Державин.

После большого перерыва Александр снова обратился к сольному творчеству в 2003-м. Это был совместный проект с арт-рок командой «Нюанс». Музыканты записали альбом «Демоны любви» и посетили несколько фестивалей. В 2014-м Кутиков и музыканты «Нюанса» совершил гастрольный тур по российским городам. Еще два года спустя увидел свет его третий альбом исполнителя «Бесконечномгновенно».

Александр трижды пробовал создать семью. Его первую жену звали Людмила, в браке с ней у музыканта родилась дочь Валерия. Новая избранница Екатерина танцевала в коллективе «Сувенир». Настоящее семейное счастье Кутиков смог обрести со своей третьей супругой Екатериной Бганцевой в 1983 году. Заслуженный деятель искусств России, она достигла больших творческих успехов и освоила профессии художника-постановщика и дизайнера. Дочь музыканта и художницы также назвали Екатериной. Она получила юридическое образование.

Творчество Александра Кутикова многогранно. Наряду с многолетней работой в группе «Машина времени» и собственными проектами, он создавал музыкальное сопровождение к кинофильмам и мультфильмам. Малыши нескольких поколений помнят его веселые песенки к мультсериалу «Обезьянки». Дважды исполнитель участвовал в рок-операх Александра Градского. В «Стадионе», посвященном чилийским событиям, ему досталась партия Ехидного, а в «Мастере и Маргарите» соседа Алозия.

Сегодня Александр живет в Новогорске, рядом с Москвой. Все свободное время посвящает путешествиям и катанию на горных лыжах. Как всегда, главным в его жизни остается творчество, хотя исполнитель давно нашел своих верных слушателей, благодарных ему за вклад в развитие отечественной культуры и просто за хорошую музыку.

Источник

О детстве на Патриарших, которые всегда были людными, о том, что нынешние местные жители там не родились, и о необходимости введения платного въезда в город.

Я родился…

В Москве, на Патриарших прудах, в доме в Малом Пионерском переулке. Причем мое первое впечатление о них, да и вообще о городе относится примерно к полугодовалому возрасту. Помню картинку — я сижу в коляске, надо мной изящные кроны деревьев, я поворачиваю голову и вижу людей, которые катаются на прудах на лодке. Потом я спросил маму и сестру о том, когда на Патриарших запретили плавать на лодке. Как раз в год моего рождения. Так я ретроспективно установил, что мое первое воспоминание о них относится к моменту, когда мне было полгода. Я, надо сказать, вообще многое помню из детства. Например, свои первые коньки-снегурки, на которых я катался в возрасте лет примерно четырех. На меня их надевала моя старшая сестра, она занималась конькобежным спортом…  ну и каток на Патриарших всегда был рядом.

В Малом Пионерском переулке всего три здания — третий, пятый и седьмой дома. В соседнем доме с нами жил ракетостроитель Челомей, а в нашем авиаконструктор Поликарпов. А в других домах были и коммуналки, где жили простые москвичи. В возрасте моих семи лет мы были вынуждены переселиться в комнату в коммуналку; я помню, что для меня, ребенка, эта перемена была некоторым шоком.

Мое первое жилье…

Было на Ленинградском шоссе, на «Речном вокзале». Это была однокомнатная квартира, которую я купил в кооперативном доме, где жили родители моей жены. Это было первое мое жилье, которое я приобрел сам; я очень любил эту квартиру. В ней появилась на свет наша дочь. Это всегда был наш семейный угол. Ну то есть посиделки на кухне с друзьями там случались, но не более того. Я вообще-то не «общественное животное».

Сейчас живу…

В ближайшем Подмосковье. Родившись «центровым» жителем, я сейчас стал жителем сельским, и с большим удовольствием. Надо сказать, что «селянином» я никогда не был — в загородном доме я стремлюсь создать городской по уровню комфорт. Усадебную, скажем так, обстановку. При этом сам дом не должен быть большим, он должен быть уютным.

Мой любимый район в Москве…

Ну Патриаршие, конечно. Это единственное место в городе, которое сохранило мистику старой московской жизни. И, обратите внимание, строительная истерия, которая охватила Москву, этот уголок особенно не затронула. Я туда приезжаю и неизменно испытываю душевный подъем. Энергетика, конечно, там просто фантастическая. Нигде в Москве такого нет. Недаром именно там разворачивается действие самого потрясающего романа Михаила Булгакова.

С удовольствием наблюдаю там множество молодых лиц, когда проезжаю по Малой Бронной и по Патриаршим. Не зря же это место стало средоточием ресторанов — надо думать, рестораторы чувствуют здешнюю энергетику и уют. А те местные жители, кому не нравятся нынешние Патриаршие с их многолюдностью — они там не родились, а туда приехали, купив там расселенное жилье. Они не понимают прелесть этого места. Патриаршие пруды и в моем детстве были и очень людным, и очень населенным пространством. Там всегда можно было встретить представителей интеллигенции, нарезавших за разговорами круги вокруг пруда. Там была летняя читальня, где можно было взять журналы, даже детские.

Читайте также:  Голубкина биография личная жизнь

А нелюбимый…

Есть для меня такое белое пятно на карте Москвы — это Бирюлево. Во-первых, мне совершенно непонятно, как туда приехать. И как там жить, непонятно тоже. Если честно, я вообще не люблю окраин — в них слишком много немосковского. Для меня Москва, если честно, это ее центр, а многие периферийные районы мне кажутся…  местами для спанья.

В Москве я люблю гулять…

До тех пор пока я не поселился за городом, я весь город исходил пешком. Обожал гулять, спокойно мог дойти ногами от ВДНХ до моих любимых Патриарших и часто так делал. Ориентируюсь до сих пор прекрасно, маршрутов могу предложить множество.

За последние десять лет в Москве поменялось…

Вот как раз многие маршруты, которыми я ходил, сейчас меняются до неузнаваемости. Я не критикую огульно — есть же примеры и удачных реконструкций районов, хороших перемен, интересных новых зданий. Но вот это чувство, когда ты идешь знакомым маршрутом и его не узнаешь… Уничтожено много домов, которые имели отношение не только к истории Москвы, но и к городской атмосфере, определяли дух и вид того или иного района. В этом смысле Петербургу даже повезло больше — там как-то не настолько смело вмешиваются в городские панорамы, сносят здания и их ансамбли.

Мне не нравится, что в Москве сокращаются парковочные места. Сейчас их часто ликвидируют около магазинов, ресторанов. Зачем это делается? Чтобы подрубить ноги бизнесу? Я всегда выступал за то, чтобы парковок было больше, но чтобы, по примеру Лондона, у нас был платный въезд в город.

А вот что мне действительно нравится в произошедших переменах, так это снос киосков, этого наследия сложных экономических времен, превращавшего город в базар.

Если бы я мог, я бы изменил в Москве…

Я бы сделал подземные парковки. Как на Манхэттене. Обратите внимание — небоскребы там почтенные, лет им много, но их делали сразу с подземными паркингами. И бизнесу выгодно, и владельцам зданий —парковка-то платная.

В Москве меня можно встретить…

На кухне. Мы в семье все хорошо готовим, поэтому в ресторанах я не ем. А с друзьями, конечно, бываю, но, если честно, я не очень озадачиваюсь тем, чтобы запоминать их названия. Я ходил по местам, когда они только появлялись — в «Шинок», в «Пушкинъ». Интересно. Вкусно. Но привычки ходить в рестораны нет.

Москва отличается от других столиц тем, что…

У каждого города есть своя душа. И сравнивать их так же бессмысленно, как и сравнивать человеческие души.

Москвичи отличаются от жителей других городов тем, что…

Ничем москвичи не отличаются от любого большого города. Москва — это большая деревня, куда съезжаются люди со всех концов страны. Как Лондон, Париж и Рим. Вам в любой стране скажут, мол, Рим — это не вся Италия, а Париж — не вся Франция. Но крупные мегаполисы создаются приезжими и разрастаются за их счет. В любом городе есть интеллигенция, и именно она определяет лицо города и его особенность. И в Москве она есть.

Если не Москва, то…

Испания. Там люди хорошие. И красиво. И недорого. Достаточно аргументов?

Наш альбом «В метре»…

Вышел и доступен на всех платформах. Сразу после выхода он занял первое место в русском iTunes, что для российского рок-н-ролла хороший результат; мы были обрадованы, не ожидали этого. Если вы послушаете альбом, думаю, найдете для себя что-то интересное; говорю вам это как продюсер. Мы, конечно, не рэп-исполнители, не Моргенштерны. Но, поверьте, кроме этих героев в России есть еще люди, способные писать стихи, сочинять музыку и играть на инструментах.

Живьем нас можно будет увидеть…

Мы надеемся на то, что в относительно ближайшем будущем ограничения, наложенные в связи с коронавирусом, будут сняты, а сама болезнь пойдет на спад. Как только это произойдет, немедленно приступим к концертам: мы люди неюные, но привыкли всю жизнь работать. А сейчас мы просто засиделись на одном месте. У нас было турне в год 50-летия «Машины Времени», концерты тура прошли очень хорошо, так что его организаторы нас просят не отменять, а переносить выступления. Онлайн их давать не хочется — нам в группе было с самого начала ясно, что это фикция: без живых эмоций, без обмена энергией такое шоу ничего не дает ни публике, ни музыкантам. Мы же пробовали подстроиться — давали концерт, где люди приезжали на паркинг и слушали нас по радио, не выходя из машин. А вместо аплодисментов сигналили. Это, если честно, было очень тяжело. Мы лучше подождем немного, чтобы встретиться со зрителем живьем.

Фото: из личного архива Александра Кутикова

Источник