Александр сергеевич пушкин рост

Anna_Livia все записи автора
Я всегда знала, что Пушкин был маленького роста, но никогда не задумывалась о том, какого именно. Ведь само понятие “маленький рост” – очень относительно. И вот, в работе Юрия Дружникова, кажется, содержится точный и вполне аргументированный ответ на этот вопрос.
Главный свидетель.
Как ни странно, именно этот свидетель указал рост поэта точней других,
ибо им оказался не кто иной, как сам Александр Сергеевич, на что до сих пор
не обратили внимания биографы. Сохранившийся в архиве документ относится к
29 ноября 1825 года и требует небольшого пояснения.
Через две недели на Сенатскую площадь Петербурга выйдут восставшие
полки, о чем Пушкину, пребывающему в ссылке, неведомо. Сидеть в Михайловской
дыре до смерти надоело. Едва услышав, что какой-то солдат, приехавший из
столицы, рассказывал о смерти Александра I, Пушкин для проверки слуха
посылает в Новоржев кучера Петра. Тот вернулся, подтвердив слух: присягу
принял новый царь Константин. Надежды рухнули — надежды возникли. Царь умер
— да здравствует царь! Первая мысль Пушкина о том, что проблемы его решатся
сами собой.
Пушкин решает отправиться в Петербург не по основной дороге, а по
окольной, переодевшись в мужицкий наряд и назвавшись Алексеем Хохловым,
крепостным своей соседки Осиповой. Архип уложил в дорожный чемодан одежду
барина. Но где взять документ для проезда через многочисленные заставы? И
поэт сочинил такой документ сам, то есть, говоря современным языком,
изготовил фальшивый паспорт. В нем-то и имеется единственное во всей
тысячетомной пушкинистике указание на действительный рост поэта. Назваться
он мог любым именем, изменил свой возраст, прибавив три года: поистрепавшись
от жизненных невзгод, он стал выглядеть значительно старше своих лет. А вот
рост изменить не мог. Рост был для полиции первой приметой в установлении
личности.
Билетъ
Сей данъ села Тригорскаго людямъ: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 вер.,
волосы темно-русыя, глаза голубыя, бороду бреетъ, летъ 29, да Архипу
Курочкину росту 2 ар. 3 1/2 в., волосы светло-русыя, брови густыя, глазом
кривъ, рябъ, летъ 45, в удостоверение, что они точно посланы отъ меня в
С.Петербургъ по собственнымъ моимъ надобностямъ и потому прошу господъ
командующих на заставах чинить им свободный пропускъ. Сего 1825 года, Ноября
29 дня, село Тригорское, что в Опоческом уезде.
Статская советница Прасковья Осипова.
Текст липового билета создан самим Пушкиным, который искусно подделал
писарский почерк, что доказано текстологом Львом Модзалевским. Подпись
Осиповой также подделана Пушкиным, для этого он иначе заточил перо; наконец,
поставлена его собственная, а не Осиповой печать. Цявловский считал, “что
даже ей, обычно посвящаемой поэтом в его дела, Пушкин не решился доверить
свой план”. Между тем, сочинив сию бумагу, поэт отправился в Тригорское.
Может, наоборот, собирался уговорить соседку написать ему такой документ по
образцу или просто хотел предупредить об отъезде? Ведь он назвал себя ее
дворовым.
Выехав, Пушкин продолжал думать об опасности предпринятого вояжа. И чем
больше думал, тем рискованней казался результат. Судя по воспоминаниям
Соболевского, Пушкин собирался приехать и спрятаться на квартире Рылеева,
который светской жизни не вел, и оказался бы в доме одного из основных
заговорщиков: Рылеева позднее повесили.
В Пушкине, как заметил Юлий Айхенвальд, всегда был “голос
осторожности”. Говорили, что поэт вернулся, так как дорогу перебежал заяц,
навстречу шел священник, а это дурные приметы. Но Пушкин вернулся, по мнению
Анненкова, не из-за плохих примет, хотя в них верил, а по осмотрительности,
логическому рассуждению и удивительной способности предвидеть опасности —
дару, который не раз его выручал. Отъехав немного, поэт велел поворачивать
назад. Возврат в Михайловское спас его: до восстания декабристов остались
считанные часы. Посадили бы в Петропавловскую крепость, подвергли
изнурительным допросам, и неизвестно, чем бы все кончилось.
Пушкин тихо вернулся и между 4 и 6 декабря 1825 года написал письмо
Плетневу, надеясь на хлопоты лояльных друзей: “Если брать, так брать — не
то, что и совести марать — ради Бога, не просить у царя позволения мне жить
в Опочке или в Риге; черт ли в них? а просить или о въезде в столицу, или о
чужих краях. В столицу хочется мне для вас, друзья мои,– хочется с вами еще
перед смертию поврать; но, конечно, благоразумнее бы отправиться за море.
Что мне в России делать?”.
Особенности русской арифметики.
Современному читателю рост 2 аршина 4 вершка ничего не говорит…
Персидское слово “арш” стало в татарском “аршин” и пришло в русский
язык в XVI веке, а до того на Руси мерили “локтем”. В аршине четыре пяди
(или четверти), как уточняет Владимир Даль, одна треть сажени. Великая вещь
русский “авось”! В обиходе аршин –это длина всей руки от плеча или…
вольный шаг человека. При таких-то измерениях пословицы гласят: “Аршин не
солжет” и “Мера делу вера”. Уж больше подходят “Семь аршин говядины да три
фунта лент” — поговорка о бессмыслице — и “Побоев на аршине не смеряешь”.
Петр Первый установил, что в аршине 28 английских дюймов, но шведский
профессор упрекнул его в неточности.
Вершок, в отличие от аршина, слово русское, появилось оно в виде
добавления к слову “аршин”. У Даля “вершок” найти трудно, он в статье
“Верх”, это “верх перста”, пальца. Смысл — в излишке чего-либо: скажем,
“насыпать зерно верхом”, не скупиться (поэтому вершок “с небольшим” в
мемуарах Льва Пушкина — нелепица). “Два верха” означало “два вершка” — уже
щедрость. Путаница в том, что в русском локте было 10 и две трети вершка, а
в татарском аршине 15 или 16 вершков. Даль говорит, что в аршине 16 вершков.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона имеются таблицы перевода
русских мер в иностранные метрические. Согласно таблицам, 1 русский аршин
равен 711,19 миллиметра, а 1 вершок — 44,449 миллиметра. Таблицам более ста
лет. Предполагая по наивности, что научный прогресс способствует более
точным знаниям, обращаюсь в современные энциклопедии. В третьем издании БСЭ
(1970) и в Советском энциклопедическом словаре (1990) “аршин” из татарского
превращен в тюркский и размеры неточно округлены: аршин 71,12 сантиметра, а
вершок (говорится, что он был равен длине фаланги указательного пальца) 4,45
сантиметра.
Таким образом, пришлось считать по таблицам прошлого века, которые
точнее советских. Рост Пушкина, который указал для полиции сам Александр Сергеевич, 160 сантиметров.
Читатель вправе поморщиться и сказать: “Ну, ладно! Великий Пушкин был
длиной тела 160 сантиметров. Какое, черт побери, отношение имеет это к
стихам, прозе да и вообще ко всему, связанному с поэтом? Что нам за дело до
его роста?”.
Хочется сразу ответить: никакого! Рост у поэта был маленький, но не
карликовый, особенно, если учесть, что люди тогда были пониже ростом. Однако
по сложившейся за два века традиции в Пушкине нам важно абсолютно все,
включая рецепт на лекарство, которым он лечил гонорею.
Какого же роста была Наталья Николаевна?.. По данным музея в Бродзянах, где имеется зарубка роста жены поэта на дверном проеме, росту в ней 175,5 сантиметра, и она была на 15,5 сантиметра выше Пушкина. А на каблуках – выше на голову. Понятно, почему ее вдохновляли мужчины высокого роста. Сначала император Николай, высоченная фигура которого высилась в толпе, и Пушкин мог лишь, стиснув зубы, наблюдать, как его жена танцует с царем и как тот за ней ухаживает. А Дантес, которого она полюбила и которого поэт возненавидел? Тоже был здоровенный красавец.
Источник здесь.
Источник
Наш Пушкин Александр Сергеевич тоже был росточка небольшого – 158 сантиметров.
Он никогда не входил в бальную залу рядом со своей красавицей женой – Наталией Николаевной. Держался чуть поодаль.
И понятно, почему. Дабы не давать повода для насмешливых взглядов и ядовитых шепотков. Великий поэт был только до плеча
своей прекрасной жены. Конфузился человек.
Вот и ростом не велик был, и не красавец…Но как же его обожали дамы. Недаром говорят, что женщина любит ушами.
А если мужчина талантливо красноречив, любвеобилен…Если имеет прекрасные выразительные глаза, в которых и огонь
и нежность. А какие посвящения – “Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…”
Его величество талант! И какая же красавица тут устоит, спрашивается? И небольшой рост не при чем. Сердцу не прикажешь!
Из множества дам, любивших поэта, мне почему-то в душу особенно запала Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
Вроде это было в то время, когда по величайшему повелению, Пушкина послали в южные степи на борьбу с саранчой.
Тоже придворные лизоблюды, нашли чем укротить непокорного поэта. Чтобы и не рыпался впредь.
И что Пушкин против той саранчи предпринимал, не помню. Может эпиграммы ядовитые посвящал и самой прожорливой саранче. И прожорливым бездействующим чиновникам, заодно… Может быть.
А вот то, что у него завязался страстный любовный роман с женой местного губернатора (вроде), графа Воронцова… Это помню.
Елизавета Ксаверьевна – дама такая утонченная, элегантная. Очаровательная дама.
Конечно, это была любовь. Все бросить к ногам любимого – свою честь, положение в обществе, свое семейное благополучие…
Да, и рост тут не имеет никакого значения. Такая любовь дается женщине один раз в жизни. И не каждой женщине.
Потом ссылка Пушкина закончилась и он уехал домой. Долго вспоминал свою любовь, томился ревностью и надеждой.
И такие прекрасные стихи писал в память о любимой. Я помню только одно, коротенькое:
“Дитя, не смею над тобой призносить благословенье.
Ты взором, мирною душой, Небесный ангел утешенья.
Да будут ясны дни твои, как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли, да будет жребий твой прекрасен”.
Это прекрасное стихотворение Пушкин посвятил их с Елизаветой Ксаверьевной дочери. Девочка родилась уже после отъезда
поэта. И назвали девочку Софией. И как сложилась судьба графини Софии Воронцовой – неизвестно.
И самой Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой…Она, по-моему, великая женщина. Только такая женщина может пожертвовать
не только репутацией, но и всей своей жизнью во имя Любви…
А что касается небольшого роста, как-то не думаю, что Пушкин особенно комплексовал по этому поводу.
Слишком велик был его творческий потенциал, чтобы терзаться напрасными самоуничижениями.
Хватало на его веку и любви, и славы, и семейного счастья.
Хотя хватало и зависти, и злословия, и козней недоброжелателей.
Но, дар поэта был слишком велик, чтобы обыватели оставили в покое чету Пушкиных – Гения и Красоту.
Жаль.
Говорят, что священнослужитель сказал об умирающем поэте – “Нельзя судить человека по его жизни. Все мы – грешники.
Посмотрим, как он умирать будет, вот тогда и сделаем вывод, что за человек был Александр Сергеевич Пушкин.”
Лицейский друг сердечный Данзас был у постели умирающего в последние минуты его жизни.
И Пушкин нашел в себе силы простить всех, кто был причастен к его травле. Простил убийцу Дантеса и просил друзей не мстить ему.
И просил прощения у всех, кого мог обидеть за свою такую короткую, такую прекрасную жизнь.
Великий человек и ушел, как подобает великим. С честью и с верой в душе.
Источник
На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд – почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827
В том же 1827 году (Александру Сергеевичу – 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:
Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827
Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.
Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:
Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.
Из воспоминаний Станислава Моравского – польского доктора, друга Адама Мицкевича :
Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.
Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.
Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них “улучшен”, но всё же вполне узнаваем – сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен – Тропинина и Кипренского.
Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940
Но существует один портрет, на котором Пушкин – такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд – и вот на нём Пушкин почти фотографичен.
Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827
Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: “француз (смесь обезианы с тигром)”. Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что “смесь обезьяны с тигром” – это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».
Источник
Дружников Юрий
Какого роста был Пушкин, или Александр Сергеевич почти по Фрейду
Юрий Дружников
Какого роста был Пушкин, или Александр Сергеевич почти по Фрейду
Назойливая опечатка
Никто специально о росте “центрального”, по выражению Ивана Тургенева, русского поэта еще не писал. “Пушкин был невысок”, “Поэт был маленького роста”, — встречаем то и дело в мемуарах его современников. Есть сравнения: “Перед конторкою, — увидел Пушкина первый раз Ксенофонт Полевой, — стоял человек, немного превышающий эту конторку, худощавый, с резкими морщинами на лице, с широкими бакенбардами, покрывавшими всю нижнюю часть его щек и подбородка, с тучею кудрявых волосов”. А какого именно роста он был? До нас дошли два указания современников, сделанные походя.
Первое оставил его младший брат Лев Сергеевич: “Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно”. Получается рост Пушкина… 22 сантиметра с небольшим.
Что-то тут, в издании “Пушкин в воспоминаниях современников” 1998 года, не так, хотя оно и называется дополненным. В предыдущих изданиях (1985 и 1974 годов) — та же ошибка. Двигаемся “в глубь веков”. Есть она в томе “Пушкин в воспоминаниях современников” (1950), в 1936 году была издана книга “Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников” С.Я.Гессена, который сделал “ряд исправлений и дополнений” по архивной копии. Но ошибка осталась. Есть она у В.В.Вересаева в книге “Пушкин в жизни” (1936) и у М.А.Цявловского в “Книге воспоминаний о Пушкине” (1931). Академик Леонид Майков нашел в бумагах Павла Анненкова текст этих воспоминаний и напечатал в своей книге “Пушкин”, вышедшей сто лет назад. И тут “5 вершков”, а Лев Пушкин, безусловно, имел в виду “2 аршина 5 вершков”.
Свои воспоминания брат поэта “набросал” (выражение Майкова) лично, а опубликовал их Михаил Погодин в журнале “Москвитянин” в 1853 году. В той публикации не только “два аршина” пропущены, но и сам Лев Сергеевич назван Шушкиным. Анненков, писавший первую биографию поэта, ошибся, сказав, что Лев написал свои заметки в начале пятидесятых. Еще в 1846 году в Одессу, где тогда в таможне служил младший Пушкин, приезжал Погодин, и они встречались. В дневнике Погодин записал: “Надо непременно бы собрать теперь все подробности, скажу кстати, о жизни, образе мыслей и действий нашего славного Пушкина, пока живы столько современников, которые его помнят хорошо…”. Именно Погодин просил брата поэта “повспоминать”, и тот написал, как Бог на душу положил.
Левушка, или Леон, как звали его отец с матерью, он же Лайен, учился в нескольких заведениях, ни одного не окончил. В департамент духовных дел, где он протирал штаны, протолкнул его Александр Тургенев. То чиновник, то военный, то бездельник и всегда большой любитель застолья, ветреник Левушка получал от поэта множество наставлений и, сопровождаемый понуканиями, занимался его делами: устройством рукописей, которые терял, получением гонораров с непременным их пропитием. В армии Лев участвовал в подавлении чеченцев: Лев обыкновенно заглядывает по палаткам, и где едят или пьют, он там, везде садится, ест и пьет, как вспоминал в “Записках декабриста” Николай Лорер. Лев Сергеевич рекламировал стихи и подвиги брата, но и не раз подводил его. Ростом был был ниже, чем старший брат.
В официальном культе великого поэта, распространяющемся и на родственников, Лев Пушкин восхваляется как обладавший безукоризненным вкусом в поэзии. У знавших же его лично (сошлюсь на Якова Полонского) были серьезные подозрения, что младший брат сам сочинял порностишки, которые выдавал за стихи поэта. Вересаев называет Льва ярким представителем “тунеядного, бездельного барства и того мотыльково-легкого отношения к жизни, которое отличало всех близких родственников Пушкина”. Незадолго до известной дуэли, когда поэт, будучи сам в долгах, не мог оплачивать загулы младшего брата, отношения их вообще прервались: “Я полностью порвал со своей семьей, — жаловался Лев в письме к приятелю. — Отец мой оставляет меня подыхать с голоду, а моему брату на… на меня”.
В воспоминаниях Льва Сергеевича ошибок немало. Первым на них обратил внимание В.Гаевский. В “Отечественных записках” (1853, т.89) он иронизировал, что Лев пустил утку, будто Пушкин восьми лет от роду сочинил пьесу. Путаница с датами в мемуарах брата тоже имеет место, например, Лев Пушкин говорит, что стихи “Наполеон на Эльбе” написаны в 1813 году, а событие произошло в 1815-м. Грустно, конечно, что Пушкин-младший, отозвавшись на просьбу Погодина, пожелал скорее отделаться и набросал текст, немало в нем напутав. Часть авторизованной копии записки жива в архиве. Д.Благой, кстати, в книге “Пушкин в воспоминаниях современников” (Москва, 1950) пишет, что мемуары Льва Пушкина впервые опубликованы в “Отечественных записках”, но это ошибка.
Двухтомник “Пушкин в воспоминаниях современников” 1998 года его создатели называют “наиболее полным из ныне существующих мемуарных сборников”. Казалось бы, после десяти лет свободы печати в России пора из уважения к читателю восстановить изъятые места. Но жива цензура Пушкинского дома, все еще стоящего на страже идеального Пушкина. К примеру, одноклассник Пушкина Модест Корф вспоминает слова царя Николая о встрече с Пушкиным: Пушкина “привезли из заключения ко мне в Москву совсем больного и покрытого ранами — от известной болезни”. В 74-м году сотрудники Пушкинского дома вырезали слова “от известной болезни”. В издании 85-го года воспоминания Корфа вырезали целиком. В 98-м Корфа реабилитировали, но слова “от известной болезни” опять кастрированы. В текстах, которые давно стали классикой, то тут, то там опять мелькают отточия. По части халтуры возможности свободы печати использованы в полной мере. Обозначены цифры сносок, но самих сносок в некоторых местах нет. В оглавлении указаны статьи, которые вообще отсутствуют. Составители издания рассматривают материалы о Пушкине своих коллег как колхозное достояние, “наше — значит мое”. Вместо старых пушкинистов, подлинных авторов примечаний, слегка теперь перекроенных, нынешние сотрудники Пушкинского дома вписывают себя. В новом издании добавили маленькую хитрость, которой не было в предыдущих: после своих имен комментаторы поставили “и др.”.
Бесспорную описку в указании роста поэта никто из сотен пушкинистов за полтораста лет не исправил, хотя все тексты о Пушкине просвечивают множество контролирующих глаз. Впрочем, составитель книги “Друзья Пушкина” В.В.Кунин, публикуя воспоминания, просто вымарал у Льва Сергеевича рост Пушкина, чтобы великий русский поэт не был маленького роста. Но хватит о назойливой ошибке: нужно просто вставить “2 аршина” во всех следующих публикациях. Сосредоточимся на втором после Льва человеке, отметившем рост Пушкина.
Парад в честь оккупации Варшавы
Шесть лет Григорий Чернецов писал картину по личному указанию царя Николая Павловича. Заказ требовал изобразить торжественный парад по случаю взятия Варшавы, иными словами, увековечить в живописи радость подавления польского восстания. Царь велел разместить на полотне, причем на переднем плане, всех крупных деятелей Российской Империи, чтобы своим присутствием они, как говорится, “единодушно одобряли”.
Выполняя волю монарха, Чернецов нарисовал Гнедича, Жуковского, Крылова и Пушкина. Были и немногочисленные противники подавления польского восстания, пытавшиеся остаться незамаранными. Пушкин уже подмочил свою репутацию, опубликовав подобострастную инвективу “Клеветникам России”, и на картине место ему определили в восторженной толпе. Петр Вяземский, заметим, работавший одно время в Варшаве, осуждал и власти, и друга Пушкина за его постыдные националистические стихи. Чести быть увековеченным на этом параде Вяземский, отдадим ему должное, сумел избежать. Брат Лев, хотя и отличился в Польше в оккупационных войсках, на картину не попал из-за своей незначительности.
Источник