Александр сладковский личная жизнь дети
Когда в 2010 г. Сладковский Александр Витальевич пришёл на пост главного дирижёра и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, недоброжелатели называли его за спиной «варягом» и «выскочкой». Однако долго плести интриги им не удалось, ведь за несколько лет маэстро смог не только полностью реанимировать лежащий в руинах коллектив, но и вывести его на мировой уровень.
Семья и музыкальное образование
20 октября 1965 г. в Таганроге родился знаменитый российский дирижёр Александр Сладковский. Семья маленького Саши состояла из музыкантов: его папа играл на кларнете, а мама была пианисткой. С пятилетнего возраста мальчик посещал находящуюся в Таганроге музыкальную школу им. Чайковского. Его руководителем была Нинель Ивановна Борцова. В 10 лет Сладковский переезжает в Москву и поступает в кадетское музыкальное училище. Спустя 3 года он попал в Большой зал Московской консерватории на выступление выдающегося советского дирижёра Юрия Темирканова и понял, что хочет связать свою жизнь с дирижированием. Впоследствии Александр Витальевич поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории им. Чайковского. Второе высшее музыкальное образование Сладковский получил в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, где его наставником был прославленный дирижёр, хормейстер и педагог Владислав Александрович Чернушенко.
Начало творческой карьеры
В 1997 г. в Театре оперы и балета при Петербургской консерватории состоялся дирижёрский дебют Сладковского. Первым музыкальным произведением, которое поставил маэстро, стала опера Моцарта «Так поступают все». В этом же году Александр Витальевич был принят на должность дирижёра в симфонический оркестр Академической капеллы Северной столицы.
В 1999 г. Сладковский Александр становится победителем Третьего международного конкурса дирижёров им. С. Прокофьева. С этого момента карьера молодого человека начинает стремительно взлетать вверх. В 2001 г. его приглашают на место главного дирижёра Государственного театра оперы и балета, где четырьмя годами ранее состоялся его дебют. Параллельно с этим он продолжал работать в Капелле Петербурга. В 2004-2006 годах маэстро занимал пост её главного дирижёра.
Дирижёрская деятельность во второй половине 2000-х
В 2005 г. Сладковский Александр совместно с Морисом Янсонсом работал над постановкой оперы Бизе «Кармен». Спустя год он был приглашён выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем для подготовки программы «Неизвестный Мусоргский». Оба проекта, в которых принимал участие Сладковский, состоялись в Санкт-Петербургской консерватории и вызвали массу восторженных откликов со стороны зрителей и музыкальных критиков.
Во второй половине 2000-х годов Александр Витальевич дирижировал в симфоническом оркестре «Новая Россия», руководителем которого был Юрий Башмет. К этому времени слава о Сладковском распространилась далеко за пределы Российской Федерации, и многие музыкальные коллективы почитали за честь работать с ним. Он сотрудничал с оркестрами Дрездена, Будапешта, Сицилии, Белграда, Нижней Саксонии, принимал участие в крупных международных проектах, выступал вместе с Д. Мацуевым, Ю. Башметом, И. Богачёвой, Н. Петровым, М. Тарасовой и другими звёздами.
Переезд в Казань
После того как летом 2010 г. в Казани скончался главный дирижёр и руководитель Государственного симфонического оркестра Татарстана Фуат Мансуров, президент республики Рустам Минниханов лично пригласил Александра Витальевича занять вакантное место. Сладковский принял предложение Рустама Нургалиевича и вместе с женой Викторией переехал в Казань. Нового руководителя в Татарстане встретили без особой радости, ведь желающих возглавить коллектив было достаточно и среди местных деятелей искусства. За Александром Сладковским закрепились прозвища «варяг» и «выскочка», а из-за жёсткой манеры управления коллективом его стали называть «солдафоном». Однако вскоре приезжий дирижёр смог доказать всем, что не зря переселился в Казань. После того как он превратил оркестр в один из самых сильных профессиональных музыкальных коллективов в России, недоброжелатели у него за спиной вмиг замолчали.
Возрождение оркестра
Что же сделал для симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский? Биография дирижёра свидетельствует о том, что в 2010 году ему достался практически разваленный коллектив, у которого не было ни новых инструментов, ни современного репетиционного зала, ни достойного репертуара. Музыканты получали мизерную зарплату и не были заинтересованы работать за такие деньги. Симфонические концерты не пользовались популярностью в Казани и проходили в полупустых залах.
Став худруком и главным дирижёром, Сладковский решил полностью сменить систему управления оркестром. В первую очередь он добился получения регионального гранта на 120 млн рублей. Денежные средства были направлены на закупку новых инструментов лучших марок и решение прочих материальных проблем оркестра. Александру Витальевичу удалось сделать практически невозможное: при нём зарплаты музыкантов увеличились в 3 раза. Это позволило сделать профессию оркестранта в Казани престижной и востребованной. Однако повышение зарплаты было только половиной дела на пути к успеху. Чтобы сделать Государственный симфонический оркестр Татарстана одним из лучших музыкальных коллективов в стране, Сладковский требовал от подчинённых жёсткой дисциплины. Если раньше появиться на репетиции неподготовленным для оркестранта было обычным делом, то сегодня за подобное отношение к работе ему грозит увольнение.
Расширение репертуара, проведение фестивалей
Худрук Сладковский Александр добился значительного расширения репертуара оркестра. При его предшественнике музыканты давали в сезон не более 22 концертов, при этом половина из них повторялась. Сегодня они играют за этот же период 80 концертов, из которых 75 — новые. Александр Витальевич стал инициатором проведения в Казани таких международных симфонических фестивалей, как «Денис Мацуев у друзей», «Рахлинские сезоны», «Казанская осень», «Белая сирень», благодаря чему жители столицы получили возможность лично присутствовать на концертах всемирно известных исполнителей. Симфонический оркестр Татарстана под управлением Сладковского сегодня знают не только в России, но и за рубежом. Достижения маэстро не остались незамеченными на общегосударственном уровне. Весной 2016 г. В. Путин подписал указ о присвоении Александру Витальевичу звания Народного артиста России.
Симфонический оркестр и дети
Много усилий приложил к популяризации симфонической музыки среди подрастающего поколения Александр Сладковский. Дети, по его мнению, должны с ранних лет знакомиться с произведениями классиков, тогда в зрелом возрасте они будут с удовольствием посещать концертные залы. Чтобы вызвать у них интерес к симфонической музыке, дирижёр регулярно приглашает учеников средних школ на выступления своего оркестра.
Роль жены в творчестве маэстро
Благодаря Сладковскому симфоническая музыка в Казани сегодня стала пользоваться огромной популярностью. Концерты под его руководством проходят в переполненных залах. Управлять таким большим коллективом творческих людей совсем непросто, поэтому поклонники музыки часто интересуются тем, где находит в себе силы Александр Сладковский? Жена (фото внизу, крайняя справа), по словам самого маэстро, является его главной опорой и музой. Виктория Викторовна стала для Александра Витальевича не просто супругой, но и надёжной помощницей и крепким тылом в его нелёгком деле.
Сладковский не устаёт повторять, что состоялся как дирижёр только благодаря жене. Когда дирижёру предложили работать в Казани, Виктория сразу же его поддержала и вместе с ним переехала в столицу Татарстана. Она занимается решением всех вопросов, связных с работой мужа, ведёт деловые переговоры, составляет расписания концертов. Освободив дирижёра от рутины, Виктория Викторовна обеспечила ему возможность полностью отдаваться искусству и не отвлекаться на посторонние дела.
Источник
– В этом году исполняется 80 лет знаменитому композитору Софии Губайдулиной, – рассказывает Александр Сладковский. – Поскольку она из Казани, было бы странно, если бы на её родине не прошло масштабных музыкальных торжеств.
Перед открытием фестиваля современной музыки «CONCORDIA» известный дирижёр рассказал «АиФ» о своей работе.
«АиФ»: – Мужчины-творцы к дамам-коллегам зачастую относятся скептически… Мол, сиди дома, воспитывай детей.
Досье | |
---|---|
Александр Сладковский с 2010 г. – худрук Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Учредил фестивали «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», «СОNCORDIA». |
А.С.: – С мнением «сиди дома» согласен. (Улыбается.) Основная роль женщины – растить детей, ухаживать за мужем. Уверен, что жена – это залог успешной карьеры мужчины. Чем она разумнее, адекватнее, чем больше любит творчество супруга, тем легче ему развиваться. В этом и есть миссия женщины. Шостакович, Федосеев, Щедрин – сколько замечательных карьер дирижёров, композиторов сложилось благодаря их музам!
«АиФ»: – Ну насчёт Родиона Щедрина я бы поспорила. Майя Михайловна сама всю жизнь творила.
А.С.: – Я знаю не понаслышке, что большую часть жизни Майя Михайловна посвятила Родиону Константиновичу. Насколько она трогательно и внимательно заботится о том, чтобы он писал свою музыку! Муза Шостаковича Ирина Антоновна – тоже самодостаточный человек. Но она вырастила детей. Сколько лет прошло после кончины композитора, а она по-прежнему посвящает жизнь пропаганде его творчества. И для Владимира Федосеева Ольга Доброхотова – опора во всех делах. Мне в этом плане тоже повезло. Жена Виктория – муза, поддержка.
«АиФ»: – Но «ухаживать за мужем» – это явно не про Губайдулину. О её жёстком характере ходят легенды…
А.С.: – В любом правиле есть редкие исключения. Не так много женщин-композиторов, у которых имя мирового масштаба. Губайдулина – признанный гений XX и XXI веков. Её миссия – посвятить свою жизнь только музыке. А характер… София Асгатовна – абсолютно бескомпромиссный человек, не терпящий лжи, двуличия, фальши. В её музыке это отчётливо слышно. Её произведения делают людей честнее, порядочнее, чище. Она всегда проявляла колоссальную гражданскую позицию – ничего не писала «по заказу». Поэтому в советской системе координат была персоной нон грата. Кстати, на фестивале в Казани будут представлены лидеры советского авангарда – «русская тройка», как называли за рубежом Шнитке, Денисова и Губайдулину. Исполним мы и произведения моих очень добрых друзей, уже ставших классиками, – это, к примеру, Александр Чайковский, худрук Московской государственной филармонии. Прозвучит и современная татарская музыка. Я хочу сделать фестивали в Казани ежегодными и приурочивать их к важным событиям в музыке. К примеру, в следующем году – 80 лет Родиону Щедрину.
«АиФ»: – Я одного не понимаю: почему после Москвы, Санкт-Петербурга, Дрездена, Будапешта вы вдруг уехали работать в Казань?
А.С.: – Ответ прост: мне создали все условия, чтобы развивать такое направление музыкального искусства, как симфоническая музыка. А то, что мне посчастливилось работать в мировых музыкальных столицах, конечно, огромное подспорье… Я знаю, по каким законам работает моя отрасль. Счастлив, что образование получил именно в Петербургской консерватории, выпускниками которой были Темирканов, Гергиев, Симонов… Работая в Казани, дружу со всем миром. Меня приглашают выступать за границей, мои друзья работают в Америке, Японии, Европе и Азии. Музыкальный мир очень тесен, здесь нет никаких границ. Ведь благодаря взаимодействию талантов и рождаются на свет прекрасные произведения…
Смотрите также:
- «Бойкота России нет!». Дирижёр Госоркестра Татарстана о туристах и зрителях →
- Максим Венгеров: «Скрипачом я стал случайно!» →
- Когда дважды два – это пять →
Источник
10 личных вопросов руководителю Государственного симфонического оркестра РТ в преддверии нового сезона
54-й сезон открывает сегодня ГСО Татарстана, а его главный дирижер и художественный руководитель Александр Сладковский — свой юбилейный, 10-й в Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с народным артистом России в его загородном доме в поселке Ильинское, где маэстро рассказал, как отдыхает, о чем думает и чья музыка может растрогать его до слез.
Александр Сладковский: «Музыка, весь музыкальный процесс — это счастье в чистом виде, и я ничего себе другого не желаю»
«ЕСЛИ КОНЦЕРТ ХОРОШИЙ, ТО ПОСЛЕ НЕГО РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ НАДО»
— Александр Витальевич, что изменилось для вас за 10 лет руководства оркестром?
— Всё. Самое главное — оркестр получил признание. Поначалу никто не понимал, что мы делаем, а сейчас все гордятся, что республика обладает таким мощнейшим инструментом, который несет не только культурологическую миссию, но и политическую. Я считаю, что изменилось главное — отношение к нашему делу на самом высоком уровне.
— Что изменилось в вас?
— К сожалению, я стал старше, а к счастью, теперь многие вещи понимаю на интуитивном уровне — благодаря той школе, которую прошел здесь, и по-человечески, и профессионально, благодаря моему коллективу, сотрудникам нашего тыла, офиса. Это единый организм, и я расту и развиваюсь вместе с ними. Моя семья — это оркестр.
— Что вы открыли для себя в Казани за это время?
— Ильинское! На самом деле и Ильинское, и Раифу я открыл для себя очень давно. Мы привозили сюда первых гостей — покойного внука Сергея Васильевича Рахманинова Александра Борисовича. В Раифу мы возили всех гостей — это место историческое, намоленное, необыкновенное, особенно для людей, которые знают Россию только по книгам и воспоминаниям своих родственников. И, конечно, в Казанский кремль, чтобы показать им потрясающий Кул Шариф и единение русского православного собора и мусульманской мечети, которые находятся друг от друга почти в двух шагах. Это абсолютно уникальное явление. Так сложилось, что я открыл для себя Ильинское и теперь наслаждаюсь и вдохновляюсь этой природой, потрясающим озером, землей, которую я возделываю своими руками. Я облагораживаю окружающую среду, создаю ее и творю — на земле так же, как на сцене. Наверное, для меня это самое большое открытие в столице РТ. Если бы я был не в Казани, я бы никогда не очутился в Ильинском.
— Как вы отдыхаете? Есть ли у вас рецепты расслабления после концертов?
— По-разному. Если концерт хороший, то после него расслабляться не надо, потому что получаешь такое количество адреналина и позитива… А поскольку у нас не бывает плохих концертов, я не устаю. Если бы я уставал, занялся бы другим делом. Проходит 15 минут после концерта, я отправляюсь в гримерку, принимаю душ — и моментально возникает ощущение того, что я могу еще столько же отстоять и сыграть. Это закон природы: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Я счастлив выходить на сцену, играть для людей, репетировать со своим фантастическим оркестром.
Кроме того, я очень люблю море и, если есть возможность, дышу им, купаюсь, наслаждаюсь. Наверное, это самый лучший для меня отдых. Я обожаю водить машину и отдыхаю за рулем. Также, наверное, один из самых прекрасных способов расслабиться — когда после хорошего, удачного, классного концерта мы с друзьями идем в один из наших уютных ресторанов в Казани и общаемся, то есть дарим друг другу радость общения не только на сцене, но и за ней. Это один из способов фантастического внутреннего обогащения и проверенный метод зарядить батареи.
«МУЗЫКА — ЭТО СЧАСТЬЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ, И Я НИЧЕГО СЕБЕ ДРУГОГО НЕ ЖЕЛАЮ»
— О чем вы думаете, когда просыпаетесь и когда засыпаете?
— Когда засыпаю, я не всегда успеваю о чем-то подумать. А когда просыпаюсь, то благодарю Всевышнего за то, что проснулся, и думаю о том, какое удовольствие я сегодня получу — будет ли это репетиция, или концерт, или встреча, или прогулка (если свободный день). Я думаю не о том, что прошло, а о том, что будет и как обустроить, чтобы оно состоялось. Я действительно стараюсь не думать о негативе. Если человек размышляет о плохом, то притягивает его, а такого в моей жизни хватило на пару жизней вперед.
— Какого композитора вы мечтаете сыграть, но пока не успели или не получилось?
— Наверное, я уже сыграл все, что хотел. Осталось увековечить эти шедевры нашими записями и нашим прочтением, как мы уже сделали с Шостаковичем и Чайковским. Наверное, это очень большая удача, когда дирижер встречает своего композитора, как Мравинский Шостаковича, и Дмитрий Дмитриевич писал именно для оркестра Евгения Александровича. У нас тоже есть такие очень близкие друзья, которые обожают оркестр и пишут для нас, — в первую очередь это Александр Чайковский. Также мне посчастливилось работать с нашими современниками — Родионом Константиновичем Щедриным, Софией Асгатовной Губайдулиной, Гией Александровичем Канчели, ушедшими классиками Андреем Павловичем Петровым или Борисом Ивановичем Тищенко. Но я думаю, что моя основная симфония еще впереди.
— Что бы вы сказали себе 15-летнему?
— Я уже сказал себе в 13 лет, что буду большим, выдающимся дирижером, и повторил бы это снова. Я повзрослел чуть раньше, чем мои сверстники, потому что с 11 лет учился в военной музыкальной школе, по сути в интернате, далеко от мамы и папы. И в 13 лет я себе сказал: буду как Темирканов. Более счастливого исхода для себя я не представляю. Музыка, весь музыкальный процесс — это счастье в чистом виде, и я ничего себе другого не желаю.
«НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА ДОЛЖНА ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ»
— Три качества отличного дирижера?
— Последовательность, любовь к музыкантам и людям, сила воли. Последовательность — очень важная вещь: сказал — сделал. Это мое кредо.
— Чья музыка может растрогать вас до слез?
— Любая, которую я обожаю. Я постоянно это делаю, и мне не стыдно, потому что ради того музыка и писалась. Знаете, как обливались слезами композиторы, когда «рождали» свои произведения? Я представляю подобное очень хорошо, потому что это запредельные материи, которые невозможно осмыслить, космические вибрации, созданные облагораживать душу любого человека, в том числе для тех, кто не имеет каких-либо музыкальных способностей. Настоящая музыка должна пробуждать в людях чувство сострадания, самые светлые и чистые чувства, ведь на самом деле это мягкая сила. Есть такое понятие в политике, так вот и музыка тоже мягкая сила. Это совершенно удивительное, космическое изобретение, без которого наша жизнь была бы намного скуднее, а возможно, вообще бессмысленной.
— Что мечтаете сделать в следующие 10 лет?
— Я не загадываю так далеко. Контракт с министерством культуры Татарстана у меня на год, но его постоянно продлевают. Я могу только оперировать своими мечтами в рамках заданного срока, потому что я не фантазер, а реалист и практик. В этом сезоне у нас много открытий — и дирижеров, и фантастических музыкантов. Нам предстоит презентация записи Петра Ильича Чайковского. В сезоне 2020/2021 я буду стараться сыграть всего Бетховена — в 2020 году исполняется 250 лет со дня его рождения, и мы не хотели бы пройти мимо этого события. В наших планах — записать все его симфонии, потому что они уже есть в репертуаре оркестра и их тоже хотелось бы увековечить. Я очень деликатно и осторожно отношусь к будущему времени. Все в Божьей власти, надо просто стараться делать все хорошо. 10 лет назад я знал, к какой точке мы придем сейчас. И я понимаю внутри себя, что должно быть через 10 лет со мной и оркестром, если, даст Бог, смогу работать и дальше.
Но об этом я не могу говорить — подобное неделикатно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник