Александр стефанович биография личная жизнь дети фото
Биография
Сценариста, режиссера, актера Александра Стефановича знают не только по этим ипостасям. Он еще и новатор: первый фильм-телеинтервью, первый киномюзикл, первый музыкальный клип – Стефанович везде впереди.
Александр Стефанович
Благодаря средствам массовой информации за ним закрепился статус первого имиджмейкера и продюсера времен Советского Союза, когда еще и слов-то таких не знали. А для большой части населения Александр Борисович известен тем, что в биографии есть страница совместной жизни со звездой советской и российской эстрады Аллой Пугачевой.
Детство и юность
Александр родился в морозном декабре 1944-го в Ленинграде и в полной мере познал нелегкое послевоенное время. Мальчишки сами искали себе развлечения. Саша увлекся спортом – прыжками в высоту, причем успехи оказались такими, что парнишка попал в школу олимпийского резерва.
Режиссер Александр Стефанович
В подростковом возрасте Стефанович подружился с Сергеем Соловьевым, будущим постановщиком «Ассы». Они на пару решили заняться режиссурой. Хотя парни не имели представления, кто такой режиссер, в их понимании это был главный человек на площадке, у которого спрашивают совета и разрешения. Тем не менее, друзья осознавали, что для этого необходим багаж знаний, и приступили к самообразованию.
Александр Стефанович в молодости
Сергей и Александр стали завсегдатаями библиотек, театров и музеев, как-то проникали на закрытые показы в кино, занимались фотографией и снимали на любительскую кинокамеру. После 8-го класса ребята устроились на Ленинградское телевидение, Саша попал в постановочный цех. В служебном пропуске значилось гордое «режиссер-постановщик», и не беда, что первое слово Стефанович дописал сам. В 1969-м Александр закончил ВГИК, режиссерский курс у Льва Кулешова.
Фильмы
В далеком 1958-м Александр Борисович попытался начать свою фильмографию, придя на пробы в картине «Андрейка» о детях питерских рабочих, которые в 1917-м помогали разоблачать шпионов Временного правительства. Однако мальчика не взяли по простой причине – Саша не выговаривал букву «р».
Александр Стефанович в фильме «Прощай»
Вновь попытал актерскую удачу Стефанович на втором курсе института в главной роли в военной драме Григория Поженяна «Прощай». Как вспоминал артист, он очень хотел там сниматься, поскольку представилась возможность познакомиться с Жанной Прохоренко, Олегом Стриженовым, Владимиром Заманским. Опасаясь, что вновь откажут из-за картавости, Александр заново переписал свою роль, но как раз из-за этой особенности студента и утвердили.
Стефанович считал дни съемок лучшим воспоминанием юности: группа жила в Ялте, на прогулках молодого артиста сопровождала толпа поклонниц, а зарплата в десять раз превышала стипендию.
Александр Стефанович в фильме «Душа»
На третьем курсе ВГИКа Стефанович по распределению попал на практику на «Ленфильм», но, по собственным словам, как таковая производственная практика там не светила. Случайно зайдя на Ленинградское телевидение, будущий режиссер получил задание снять фильм о молодежи.
С поручением Александр справился блестяще. Документальная картина «Все мои сыновья» получила в общей сложности 14 премий, ее показывали студентам как фильм, подобный которому обязан снять каждый режиссер. Легенда советского кино Григорий Чухрай пригласил съемочную группу на работу в «Мосфильм» и предложил снять ленту, какую пожелают.
Амбициозный режиссер начал с размахом. В дебютную картину «Вид на жительство» пригласил сразу Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценарий готовил Александр Шлепянов, соавтор первого фильма о советской разведке «Мертвый сезон». «Пробивать» препоны цензуры помогал Сергей Михалков.
Но усилия оказались напрасны: режиссера вызвали на Лубянку и сказали, что Влади и Высоцкий на главной студии страны сниматься не могут. По словам Стефановича, Высоцкий тогда очень расстроился, а написанная им песня «Гололед» появилась позднее под впечатлением от сценария. В итоге в фильме снялись Альберт Филозов и Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой.
Александр Стефанович на съемках фильма «Пена»
Сотрудничество с Михалковым продолжилось с сатирической комедией «Пена» о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974-м Александр срежиссировал первый музыкальный фильм «Дорогой мальчик», прообраз будущих музыкальных клипов. Стефановичу обязаны появлением в кино София Ротару и Александр Розенбаум, «Песняры» и «Машина времени».
Из 11 художественных фильмов, в которых Стефанович участвовал как режиссер и сценарист, особняком стоит «Кураж». Лента о начинающей певице Галле и «раскручивающем» её режиссере снята по одноименному роману Александра, во многом автобиографичному.
Александр Стефанович в фильме «Кураж»
Это рассказ о времени, когда он был влюблен в Примадонну, об обществе ярких и незаурядных людей, живших на сочетании задора и отваги. В роли секретарши директора «Мосфильма» на киноэкране дебютировала участница «Евровидения» Дина Гарипова. По словам Стефановича, «Кураж» выбивается из общей массы снятых им картин.
«Я не припомню другого примера, чтобы человек, прожив некий период жизни, написал об этом книгу, потом сценарий, потом снял фильм и исполнил там главную роль».
Личная жизнь
Александр Стефанович женился еще студентом на актрисе Наталье Богуновой, звезде фильма «Большая перемена». Детей в семилетнем браке не появилось – по словам Богуновой, не захотел муж, супруги часто ссорились, уходили и возвращались. Но режиссер утверждал, что после развода сохранились товарищеские отношения и вообще он был счастлив, что его любила такая красавица. Племянник актрисы в интервью признался, что Наталья всю жизнь любила Александра, потому и не вышла замуж.
Александр Стефанович и Наталья Богунова
Через три года после развода, в 1976-м, Стефанович женился на Примадонне. Тогда это была просто мало кому известная Алла Пугачева, пусть и обладательница «Золотого Орфея», а Александр не слышал о певице совсем. Познакомил их общий друг – поэт Леонид Дербенев.
Режиссер предположил, что тот, вероятно, рассчитывал, что Аллу задействуют в какой-нибудь картине. Ведь в тот период Пугачева пела песни Дербенева и Александра Зацепина, так что «раскрутить» певицу было в их интересах. Позднее Стефанович в интервью рассказывал, что на следующий день вместе с решением о том, что они с Аллой будут вместе, пришла идея о «Театре песни Аллы Пугачевой».
Александр Стефанович и Алла Пугачева
Александр Борисович считал, что в плане вокала Ирина Понаровская и Лариса Долина превосходили Пугачеву, и выделиться на их фоне поможет артистизм – обыгрывание каждого сантиметра пространства и любого предмета реквизита, песня – это спектакль. Кроме этого, по требованию продюсера-первопроходца песни писались от первого лица, только на русском языке, на полную использовался миф о трудной женской доле и поисках любви.
В 1981-м семейная жизнь с Аллой Борисовной закончилась, и Стефанович официально больше не женился. Но за это время сформировался образ певицы, любимый миллионами.
Александр Стефанович и Ангелина Вовк
Среди близких подруг режиссера значились Алла Мочернюк, снявшаяся в фильме «Начни сначала», и последняя «Мисс СССР» Юлия Лемигова. Фото красавицы не так давно мелькали в прессе в связи с бракосочетанием с теннисисткой Мартиной Навратиловой.
А в 2011-м то ли в шутку, то ли всерьез Александр сделал предложение Ангелине Вовк, та в ответ обещала подумать.
Стефановичу нравится проводить время в дороге – объехал Европу от севера до юга. Четыре раза побывал в Африке. Вообще любит все новое, в том числе экзотическую кухню
Александр Стефанович сейчас
Весной 2018-го на одном из телеканалов Александр поделился деталями съемок фильма «Душа». Снимая картину, он не думал насолить Примадонне, как принято считать. По его словам, певица «словила звезду»: не соблюдала график съемок, хамила сотрудникам, и у съемочной группы закончилось терпение уже в первый день.
Александр Стефанович в 2018 году
В передаче прозвучали слова, что Алла Пугачева позже попыталась вернуться на съемочную площадку и потребовала нового режиссера, на что руководство «Мосфильма» ответило, что меняет только актеров, но не режиссеров.
Фильмография
- 1967 – «Все мои сыновья»
- 1969 – «Волшебство»
- 1972 – «Вид на жительство»
- 1974 – «Дорогой мальчик»
- 1979 – «Пена»
- 1981 – «Душа»
- 1987 – «Два часа с бардами»
- 1992 – «Кремлевский заговор»
- 1995 – «Монте-Карло без рулетки»
- 1998 – «Юрий Любимов. Монолог»
- 2001 – «Осенний блюз»
- 2004 – «Неистовый Зураб»
- 2007 – «Жаркий август 91-го года»
- 2011 – «Мечеть Парижской Богоматери»
Источник
Александр Стефанович — биография
Некоторые люди умеют смотреть далеко вперед, словно предвидят будущее. К ним относится и Александр Стефанович – актер, режиссер и сценарист. Именно это человек когда-то снял первый фильм-телеинтервью, стал автором первого киномюзикла, первого музыкального клипа.
Сейчас Стефанович с гордостью носит статус первого имиджмейкера, первого продюсера времен СССР. Однако в тот период о его работе и о таких понятиях знал ограниченный круг людей, тесно связанных с миром искусства. Для большинства населения огромной страны Александр Борисович был известен с другой стороны – как супруг эстрадной звезды Аллы Пугачевой.
Детство
Александр Стефанович родился в Ленинграде 13 декабря 1944 года. Это было тяжелое время, еще не прошло и года после снятия блокады. Но стойкие ленинградцы не унывали, работали, восстанавливали город, растили детей, ходили на концерты и выставки. Мальчишек воспитывала улица и дворы, и это было не самое худшее воспитание, если, конечно, в дело не вмешивались местные хулиганы. Многие ребята серьезно занимались спортом, Саша не был исключением. Он увлекался прыжками в высоту, добился больших для своего возраста успехов, его приняли в школу олимпийского резерва.
Александр Стефанович в молодости
Когда Стефанович был подростком, он познакомился со своим сверстником Сергеем Соловьевым, будущим постановщиком знаменитой «Ассы». Мальчишки много размышляли о жизни, и оба решили стать режиссерами. Они имели очень смутное понятие о работе режиссера, зато им очень нравилось его начальствующее положение на съемочной площадке. Подростки понимали, что руководителями так просто не становятся, для этого необходимы специальные знания, и занялись самообразованием.
Нужно было срочно повышать свой культурный уровень. Саша и Сергей стали часто посещать спектакли, ходить в музеи, записались в библиотеку. Они каким-то чудесным образом научились проникать на закрытые показы в кино, занялись фотографией и съемками на любительскую кинокамеру. Окончив восьмой класс, друзья устроились на работу на Ленинградское телевидение. Стефанович взяли на должность постановщика, но в своем служебном пропуске юноша собственноручно дописал первое слово — «режиссер-постановщик». Эта безобидная манипуляция стала правдивой и актуальной только в 1969 году, когда Стефанович, выпускник ВГИКа, окончил режиссерский курс у Льва Кулешова.
Актерская карьера
Саше уже в ранней юности хотелось сниматься, в 14 лет даже он сделал попытку пройти пробы для фильма «Андрейка». Это была картина о детях петроградских рабочих, помогавших в годы революции разоблачать шпионов Временного правительства.
Мальчик был очень фотогеничным, однако не прошел пробы, помешала небольшая проблема с дикцией. Стефанович просто не умел четко выговаривать букву «р».
Но эта неудача не смутила Александра. Он учился на втором курсе театрального ВУЗа, когда стали набирать актеров для съемок фильма «Прощай». Эта была картина Григория Поженяна, где должны были сниматься Жанна Прохоренко, Владимир Заманский, Олег Стриженов. Именно эта компания больше всего привлекала Александра, он хотел познакомиться с известными актерами. Стефанович боялся, что опять получит отказ из-за своей картавости, но в этом фильме легкий дефект речи был как нельзя кстати.
Для съемок картины группу актеров отправили в Ялту. Это было прекрасное, беззаботное время, которое навсегда осталось в памяти Стефановича. Его зарплата тогда в десять раз была больше стипендии, а на прогулках по южному городу молодого человека часто сопровождала целая толпа поклонниц. Александр считает период съемок фильма «Прощай» самой прекрасной страницей своей юности.
На третьем курсе театрального института студентов ждала производственная практика. Стефанович должен был проходить практику на «Ленфильме», но он заранее знал, что вряд ли сможет набраться там опыта. А вот на Ленинградском телевидении, куда практикант случайно зашел, он получил вполне конкретное задание. Требовалось снять документальную киноленту о молодежи, и начинающий режиссер с энтузиазмом принялся за дело. Тема была интересной, знакомой, в то время и самому Сергею было только 23 года.
Это поручение Стефанович выполнил на «отлично». Его документальная картина «Все мои сыновья» впоследствии получила 14 премий. По этому фильму учат студентов, он стал образцом для подражания. Лучшей премией за эту картину сам Стефанович считает предложение, поступившее от легенды советского кино, Григория Чухрая. Мэтр пригласил съемочную группу работать в «Мосфильме». Далее от него поступило просто сказочное предложение – снять ленту по своему желанию.
Кадр из фильма Александра Стефановича «Вид на жительство»
Здесь молодой амбициозный режиссер не стал стесняться. В качестве актеров своей дебютной картины «Вид на жительство» он видел только Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценаристом фильма стал Александр Шлепянов, соавтор «Мертвого сезона», первой киноленты о советской разведке. Был задействован и Сергей Михалков, помогающий «пробивать» рогатки и препоны цензуры.
Но все эти усилия ни к чему не привели. Стефановича вызвали на Лубянку и сказали, что он слишком погорячился — Влади и Высоцкий на «Мосфильме» сниматься не могут. Стефанович был очень огорчен, но больше всех расстроился Владимир Высоцкий. Певцу очень нравился сценарий, под впечатлением от этой работы впоследствии он напишет песню «Гололед». Режиссеру оставалось только одно – подобрать других актеров для этого фильма, ими стали Виктория Федорова и Альберт Филозов.
Молодой режиссер продолжил сотрудничество с Сергеем Михалковым в работе над фильмом «Пена». В этой сатирической комедии речь шла о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974 году Стефанович создал новаторскую работу – первый музыкальный фильм «Дорогой мальчик». Эта картина стала прообразом будущих видеоклипов. Режиссер активно привлекал к съемкам певцов и музыкальные коллективы. Благодаря ему в кино в свое время появились Александр Розенбаум, София Ротару, «Песняры», «Машина времени».
Кадр из фильма «Пена»
Стефанович стал режиссером и сценаристом одиннадцати художественных фильмов. Среди них есть особенная картина – «Кураж». Эту ленту о молодой певице Галле и режиссере Алексе, который занимался ее «раскручиванием», во многом можно назвать автобиографичной. Сам фильм представляет собой рассказ о том периоде, когда Стефанович был влюблен в Примадонну. В картине показано общество ярких, незаурядных людей, живущих в состоянии куража, в сочетании отваги и задора. В этом фильме свою первую роль сыграла Дина Гарипова, участница «Евровидения». Девушка создала образ секретарши директора «Мосфильма». Сам Стефанович считает «Кураж» особым фильмом, выбивающимся из общей массы картин, которые он когда-либо снимал.
Фильм «Кураж» Александра Стефановича
Он долго шел к этой работе, и дорога была непростой. Через много лет режиссер вернулся к особенному, яркому периоду своей жизни, оформив свои воспоминания и мысли о нем в книгу. После этого был написан сценарий, затем снят фильм, в котором Александр сыграл главную роль. Здесь он снова проявил себя как новатор – ни одного примера подобного переосмысления кусочка своей жизни в кинематографе до «Куража» еще не было.
Личная жизнь
Александр влюбился в актрису Наталью Богунову еще студентом. Звезда «Большой перемены» ответила ему взаимностью. Молодые люди поженились, семь лет прожили в браке. Детей у них не было, Наталья говорила, что муж не хотел детей, потому что их брак был нестабильным. Им трудно было находить общий язык, но частые ссоры и уходы обычно заканчивались бурными примирениями. Александр считал себя счастливым человеком, он любил Наталью, считал ее эталоном женской красоты. После развода Богунова так и не вышла замуж, по словам племянника актрисы, она продолжала любить своего бывшего мужа.
Свадьба Александра Стефановича и Натальи Богуновой
В 1976 году режиссер женился на Пугачевой. С начинающей певицей его познакомил Леонид Дербенев. И хотя Алла в то время уже была награждена «Золотым Орфеем», Стефанович вообще не слышал об этой певице. Малоизвестная исполнительница песен Дербенева и Зацепина нуждалась в «раскрутке», поэт-песенник в глубине души надеялся, что Стефанович поможет ей в этом. Дербенев не ошибся в своих предположениях. Режиссер увлекся яркой певицей, и они решили быть вместе. Особая роль Стефановичу принадлежит и в идее создания «Театра песни Аллы Пугачевой».
Режиссер считал, что в Советском Союзе у Пугачевой есть только две сильных конкурентки – Лариса Долина и Ирина Понаровская, превосходящие ее в плане вокала.
Чтобы как-то выделиться на их фоне, нужно было использовать артистизм, обыгрывать каждый сантиметр пространства, любой предмет реквизита. Стефанович считал песню маленьким спектаклем. Пугачева нуждалась в песнях от первого лица, в композициях должна быть использована легенда о тяжелой женской доле, поисках любви. Талантливый режиссер подошел к «раскрутке» певицы профессионально, и через некоторое время она стала Примадонной.
Александр Стефанович с Аллой Пугачевой
Через пять лет семейная жизнь с Примадонной закончилась. Больше официальных браков у Стефановича не было. Зато у него были близкие подруги – Алла Мочернюк, актриса, снимавшаяся в фильме «Начни сначала», Юлия Лемигова, последняя «Мисс СССР». Стефанович и в настоящее время не чувствует усталости от жизни, он любит путешествовать, успел объехать всю Европу, несколько раз побывал в Африке. Ему нравится все новое, режиссер любит пробовать блюда экзотической кухни.
Избранная фильмография
- 1972 — Вид на жительство
- 1974 — Дорогой мальчик
- 1979 — Пена
- 1981 — Душа
- 1986 — Начни сначала
- 2011 — Мечеть Парижской Богоматери
- 2014 — Кураж
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 августа 2020; проверки требуют 3 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Стефанович.
Алекса́ндр Бори́сович Стефано́вич (род. 13 декабря 1944, Ленинград, СССР) — советский, российский кинорежиссёр, писатель, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003)[1].
Биография[править | править код]
В 1969 Александр Стефанович окончил режиссёрский факультет ВГИКа, (мастерская Льва Кулешова). Ещё на студенческой скамье он заявил о себе документальной лентой «Все мои сыновья», первом на отечественном телевидении фильмом-интервью, удостоенном Главного приза Всесоюзного фестиваля телефильмов и других наград. Этот фильм называли исповедью поколения.
С 1970 года работает режиссёром-постановщиком на «Мосфильме». Дебют в игровом кино — психологическая драма «Вид на жительство». Сотрудничал с Сергеем Михалковым, написал в соавторстве несколько сценариев, которые поставил как режиссёр. В том числе, острую сатирическую комедию «Пена» о нравах советской номенклатуры, с участием Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Леонида Куравлёва. Газета «Нью-Йорк таймс» (02.12.1979. Автор Энтони Остин) отмечала в рецензии: «Это едкая киносатира на коррупцию и привилегии советских высокопоставленных кругов выгодно отличается от заурядной советской пропаганды и режет мясо близко к костям». Но ярче всего творческие способности Александра Стефановича проявились в жанре музыкального фильма. Он создал такие известные музыкальные ленты как: «Душа» (58 млн зрителей), «Начни сначала» (46 млн зрителей), «Диск», «Барды», «Осенний блюз», «Кураж». Александр Стефанович привёл в большое кино Андрея Макаревича и рок-группу «Машина времени», Софию Ротару, Александра Розенбаума, Сергея Мигицко, Альберта Филозова, композитора Давида Тухманова.
Александр Стефанович в 1974 году поставил первый отечественный киномюзикл «Дорогой мальчик», снял первые в нашей стране музыкальные клипы. Он является создателем сценического образа Аллы Пугачёвой и других эстрадных исполнителей.
Он снял около 50 документальных фильмов на ведущих отечественных телеканалах и зарубежных студиях. Многие из этих лент — «Жаркий август 1991 года», «Предостережение», «Кремлёвский заговор», «Сокровища русской церкви», «Звезды первой величины» и др. — являются значительными произведениями, вызвавшими большой общественный интерес. Классикой документального жанра, стала серия кинопортретов крупнейших деятелей отечественной и мировой культуры — «Один час с Козинцевым», «Иосиф Бродский. Страницы жизни», «Тайна Лени Рифеншталь», «Юрий Любимов. Монолог», «Неистовый Зураб», «Ирина Колпакова. Волшебство».
Александр Стефанович успешный кинодраматург, автор более 70 киносценариев. Журналист, шеф-редактор журнала духовного поиска «Инейт», главный редактор журнала «Собственник». Фотохудожник — участник российских и международных выставок. Писатель — его книги «Я хочу твою девушку», «День божоле», «Человек из Останкино», «Никас Великолепный», «Париж ночью», «Кураж» получили широкую известность.
Как заместитель председателя Совета Фонда содействия ЮНЕСКО он внёс вклад в развитие российско-французского культурного сотрудничества.
Он — академик Академии российской литературы. Почётный академик Российской академии художеств. Академик, Вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Академик, Вице-президент Международной евразийской академии телевидения. Почётный академик Академии телевидения и радио Армении.
Вице-президент Московского отделения Творческого союза художников России. Секретарь Московской организации Союза кинематографистов России. Член Координационного совета Столичного цеха деятелей культуры. Член Союза писателей России. Член Гильдии кинорежиссёров России. Член Союза журналистов России. Член Международной Федерации журналистов. Член Международной Федерации художников. Член Ассоциации русских писателей и художников Парижа. Член Французского общества авторов AGESSA.
24 октября 2003 года за заслуги в области искусства Александру Стефановичу присуждено почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации[1]
19 июля 2010 года за заслуги в развитии отечественной культуры и плодотворную творческую деятельность он был награждён орденом Дружбы[2].
За вклад в отечественную культуру награждён Золотой медалью Российской академии художеств, Золотым орденом Фонда ЮНЕСКО, Золотой медалью Творческого союза художников России, Премией Союза журналистов России.
Лауреат отечественных и международных кинофестивалей.
Биография в датах[править | править код]
- В 1960—1963 рабочий, ассистент оператора Ленинградской студии телевидения.
- В 1963—1969 студент ВГИКа, мастерская Льва Кулешова.
- В 1965 актёрский дебют в игровом кино, «Одесская киностудия», х/фильм «Прощай».
- В 1967 дебют в документальном кино как режиссёра и сценариста, «Лентелефильм», фильм «Все мои сыновья»(в соавторстве с О.Гвасалия).
- В 1968—1974 брак с Наталией Богуновой.
- В 1969 удостоен Главного приза Всесоюзного фестиваля телефильмов, фильм «Все мои сыновья».
- В 1969 окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
- C 1970 (по наст. вр.) режиссёр-постановщик «Мосфильма».
- В 1972 режиссёрский дебют в игровом кино, «Мосфильм», х/ фильм «Вид на жительство».
- В 1977—1981 брак с Аллой Пугачёвой.
- В 1979—1980 художественный руководитель ансамбля «Ритм» (солистка — Алла Пугачёва).
- В 1982—1983 режиссёр-постановщик программ рок-группы «Машина времени».
- В 1986—1987 главный режиссёр Театра-студии киноактёра.
- С 1987 работа на студиях Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Австрии, Болгарии, Грузии.
- В 1999 публикация первой книги, роман «Я хочу твою девушку», издательство АСТ.
- В 2003 Указом Президента присвоено звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
- С 2005—2010 шеф-редактор журнала «Инейт».
- С 2006 Член Совета Фонда содействия ЮНЕСКО.
- С 2007 Академик, член Президиума Евразийской Академии телевидения и радио.
- С 2008 Вице-президент МО Творческого союза художников России, член Президиума ТСХР.
- С 2009 Академик Академии российской литературы.
- С 2009 Председатель Контрольно-ревизионной комиссии Союза кинематографистов Российской Федерации.
- С 2009 Вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио.
- С 2009 Заместитель председателя Совета Фонда содействия ЮНЕСКО.
- C 2009 Почётный академик Российской академии художеств.
- С 2010 Вице-президент Международной Евразийской Академии телевидения.
- В 2010 Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Дружбы.
- С 2011 Преподаёт «Основы режиссуры телевизионного фильма» на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
- В 2011—2012 Главный редактор журнала «Собственник».
- В 2012 Награждён Специальным призом жюри за лучшую режиссуру на XIII Международном Евразийском телефоруме.
- В 2012 Награждён Премией Союза журналистов России.
- С 2012 (по наст. вр.) Председатель жюри телефестиваля «Братина».
- В 2014 Награждён Золотой медалью Российской академии художеств за вклад в отечественную культуру.
- С 2015 Секретарь Московской организации Союза кинематографистов Российской Федерации.
- С 2015 Почётный академик Академии телевидения и радио Армении.
- В 2015 Награждён Призом за личный вклад в отечественный кинематограф на XI Международном кинофестивале «Победили вместе» в г. Севастополе.
- С 2015 Член Координационного совета Столичного цеха деятелей культуры.
- В 2015 Награждён Специальным призом за развитие музыкального жанра в киноискусстве на XIII фестивале кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске.
- В 2015 Награждён медалью «Патриот России» «Росвоенценра» при Правительстве Российской Федерации.
- В 2015 Награждён Призом за выдающийся вклад в кино и телевидение на телевизионном фестивале «Братина» в г. Сергиев Посад.
- С 2015 Профессор кафедры киноискусства Московского государственного института культуры.
- В 2016 Председатель жюри XII Международного кинофестиваля «Победили вместе» в г. Севастополе.
- В 2016 Председатель жюри конкурса фильмов «Образ Москвы» V Московского кинофестиваля «Будем жить».
- В 2016 Председатель жюри ХХ телефестиваля «Братина». Белые столбы, «Госфильмофонд».
Личная жизнь[править | править код]
Гражданские жены — «Вице-мисс Вселенная» Юлия Лемигова и топ-модель 80-х Алла Мочернюк. В официальном браке Стефанович был дважды: первая жена — актриса Наталия Богунова (с 1968 по 1974), вторая — певица Алла Пугачёва (с 1977 по 1981). Об этом периоде повествуют автобиографический роман «Кураж» и снятый по нему одноимённый телесериал.
Фильмография[править | править код]
Игровое кино[править | править код]
- 1972 — Вид на жительство, режиссёр-постановщик (совм. с О. Гвасалия) (1972 — Приз за лучший режиссёрский дебют (О. Гвасалия, А. Стефанович) на Фестивале «Мосфильма»)
- 1974 — Дорогой мальчик, режиссёр-постановщик, автор сценария (совм. с С. Михалковым) (1975 — Приз зрителей за лучший фильм для детей на Всесоюзном кинофестивале, Приз на фестивале «Артек-75»)
- 1977 — Диск, режиссёр-постановщик, автор сценария
- 1979 — Пена, режиссёр-постановщик, автор сценария (совм. с С. Михалковым)
- 1981 — Душа, режиссёр-постановщик, автор сценария (совм. с А. Бородянским) (1982 — Приз жюри за лучшую операторскую работу, Приз зрителей на Фестивале «Мосфильма»)
- 1985 — Начни сначала, режиссёр-постановщик, автор сценария (совм. с А. Бородянским)
- 1988 — Барды, автор сценария и режиссёр-постановщик
- 2001 — Осенний блюз, режиссёр-постановщик
- 2004 — Время жестоких, режиссёр-постановщик (совм. с В. Плоткиным)
- 2011 год — Мечеть Парижской Богоматери, режиссёр-постановщик. (Специальный приз жюри за лучшую режиссуру на XIII Международном Евразийском телефоруме)
- 2014 — Кураж, режиссёр-постановщик, автор сценария, исполнитель главной роли (Приз на VI Международном фестивале во Владикавказе)
Телевизионные и документальные фильмы[править | править код]
- 1967 — Все мои сыновья, «Лентелефильм», автор сценария и режиссёр (совм. с О. Гвасалия) (1969 — Главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов; Приз за лучший телефильм на Фестивале студенческих фильмов ВГИК; Премия Союза журналистов СССР; Премия Ленинградского комсомола, Премия молодежной редакции Центрального телевидения и др.)
- 1968 — Мосты (ЛСДФ), режиссёр и автор сценария
- 1969 — Волшебство («Лентелефильм»), режиссёр (1970 — Приз за лучший музыкальный фильм на Всесоюзном фестивале телефильмов)
- 1970 — Один час с Козинцевым («Лентелефильм»), режиссёр
- 1972 — С Богом, Ленинград (Болгария), режиссёр и автор сценария
- 1973 — История одной семьи («Лентелефильм»), режиссёр и автор сценария
- 1975 — Звёзды первой величины («Лентелефильм»), режиссёр и автор сценария (1976 — Премия ЛО Союза журналистов СССР)
- 1983 — Предостережение (Грузия), режиссёр и автор сценария (1984 — Премия Академии наук СССР «За разработку актуальной проблемы „ядерной зимы“»)
- 1987 — Два часа с бардами («Видеофильм»), 2 серии, режиссёр и автор сценария
- 1987 — «Бродский, Нобелевская премия» (Швеция), режиссёр и автор сценария
- 1988 — «Сокровища русской церкви» (Швеция), 3 серии, режиссёр и автор сценария
- 1989 — «Саймаа лайнс» (Финляндия), режиссёр и автор сценария
- 1990 — «Тебойл» (Финляндия), режиссёр и автор сценария
- 1991 — «XX лет» (Финляндия), режиссёр и автор сценария
- 1991 — «Русские песни» (Финляндия), режиссёр и автор сценария
- 1992 — «Кремлёвский заговор» (Франция-Великобритания-Швейцария-Австрия), режиссёр и автор сценария
- 1994 — «Стокгольм» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1994 — «Финляндия») (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1994 — «Лапландия» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1995 — «Лазурный берег» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1995 — «Корсика» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1995 — «Монте-Карло без рулетки» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1996 — «Большое путешествие» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 1996 — «Иосиф Бродский, штрихи к портрету» (ОРТ), режиссёр и автор сценария
- 1997 — «Московский джемсейшн» (ТВЦ), режиссёр и автор сценария
- 1998 — «Таганка. История театра», 2 фильма (Госкино-НЭЦКИ), режиссёр и автор сценария
- 1998 — «Юрий Любимов. Монолог» (ОРТ), режиссёр и автор сценария
- 1997 — «Юбилей» (ОРТ), режиссёр и автор сценария
- 1999 — «Москва новогодняя» (Госкино-НЭЦКИ), режиссёр и автор сценария
- 2001 — «Жаркий август 91 года» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 2002 — «Тайна Лени Рифеншталь» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 2003 — «Валерий Чкалов» (телеканал «Россия»), режиссёр и автор сценария
- 2004 — «Неистовый Зураб» («Клото»-ТВЦ), 2 серии, режиссёр
- 2007 — «Жаркий август 91-го года» (новая версия) (телекомпания «Студия-1»), режиссёр и автор сценария (2008 — Приз «За лучший фильм» на IV Международном фестивале телефильмов в Севастополе)
- 2011 — «Собственник» (телеканал «ВКТ»), режиссёр и автор сценария
- 2011 — «Никас Сафронов» (телекомпания «Sob.ru»), режиссёр и автор сценария
- 2012 — «Юлий Гусман» (телекомпания «Sob.ru»), режиссёр и автор сценария
- 2013 — «Депутат» (телекомпания «Студия-1»), режиссёр и автор сценария
- 2015 — «Вторая реальность» (телекомпания «Студия-1»), режиссёр и автор сценария
Писатель[править | править код]
- Я хочу твою девушку (роман; в соавторстве с Э. Тополем; издательство «АСТ»)
- День божоле (озорные рассказы; издательство «Оникс XXI век»)
- Человек из Останкино (издательство «Художественная литература», премия Союза журналистов России)
- Никас Великолепный (документальный роман; издательство «Рипол-классик»)
- Париж ночью (роман; издательство «Рипол-классик»)
- Кураж (роман; издательство «Рипол-классик»)
Известный поэт Евгений Рейн писал:
Сценарист[править | править код]
- Авантюристка (сценарий — 20 серий совм. с А. и С. Литвиновыми) (телеканал «Россия»)
- Свободный полёт одинокой блондинки (сценарий — 16 серий совм. с Э. Тополем) (телеканал «Россия»)
- Все это цветочки (сценарий — 2 серии совм. с А Ватьяном) (телеканал НТВ)
- Оскар за убойную роль (сценарий 4 серии) (Студия-1)
- Смертельный аромат (сценарий 4 серии) (GP film)
- Как это делалось в Одессе (сценарий 2 серии) (ТО «Старт», «Мосфильм»)
- Запретные песенки (сценарий 8 серий совм. с А. Шагановым) (Студия-1)
- Королевская базилика (сценарий 2 серии) (Basilica production)
- Дорогой мальчик (сценарий совм. с Сергеем Михалковым) («Мосфильм»)
- Диск (сценарий) («Мосфильм»)
<