Александра коллонтай биография личная жизнь
В историю отечественной дипломатии и российского революционного движения вошла во многом уникальная женщина − Александра Коллонтай (фото представлены в статье). За свою долгую жизнь ей довелось побывать на передовой борьбы с царизмом, войти в состав большевистского правительства, а в годы Великой Отечественной войны возглавить советское посольство в Швеции. Одним из этапов ее карьеры был пост народного комиссара государственного призрения, занимая который Александра Михайловна стала первой в мировой истории женщиной-министром.
Генеральская дочь
Из биографии Александры Коллонтай известно, что родилась она 19 (31) марта 1872 года в Петербурге, в обеспеченной дворянской семье генерала Михаила Александровича Домонтовича. Ее отец вошел в историю России как один из героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг., ставший в последние годы жизни губернатором болгарского города Тырново. Мать девочки являлась дочерью и единственной наследницей богатого прибалтийского лесопромышленника, что весьма способствовало материальному процветанию семьи. Единоутробная сестра Александры – Евгения Мравинская – впоследствии стала известной оперной певицей. По национальности Александра Коллонтай была русской, но с изрядной примесью финской и болгарской крови. Ряд биографов указывают также и на отдаленные немецкие корни ее предков.
Как и многие выходцы из богатых семей, Александра Михайловна Коллонтай (эту фамилию она возьмет в замужестве) получила начальное образование дома, под руководством специально нанятых для нее педагогов. С ранних лет у нее проявилась необычайная способность к изучению иностранных языков, благодаря чему, еще совсем в юном возрасте она без труда владела основными европейскими языками: французским, немецким, английским, а также несколькими скандинавскими – шведским, финским, норвежским и некоторыми иными. Проявила она незаурядные способности и в рисовании.
В соответствии с традициями того круга, к которому принадлежала ее семья, Саша с юных лет была введена в великосветское общество столицы, что позволило ей впоследствии стать своим человеком в самых элитных аристократических салонах. Весьма популярен в кругу петербургской «золотой молодежи» был и ее троюродный брат Игорь, писавший стихи и публиковавший их под псевдонимом Северянин. Впоследствии ему было суждено занять видное место среди русских поэтов Серебряного века.
Покорительница мужских сердец
О личной жизни Александры Коллонтай уже в тот период ходили многочисленные пересуды в кругах столичного общества. Лишенная яркой красоты, но наделенная от природы необычайным обаянием и женственностью, что также весьма притягательно, она с юности пользовалась успехом у мужчин.
Зная себе цену, молодая аристократка разбила тогда сердца многих великосветских поклонников, а двух из них – генеральского сына Ивана Дрогомирова и князя М. Буковского – довела своей холодностью до самоубийства (документально подтвержденный факт). Отвергнув также предложение, сделанное адъютантом самого императора, она неожиданно для всех подарила свое сердце скромному и ничем не примечательному офицеру – Владимиру Коллонтаю, за которого вскоре вышла замуж.
Неизменный успех, который имела у мужчин Александра Коллонтай, и ее весьма нестандартные взгляды на роль и права женщин в обществе, о чем будет сказано ниже, создали вокруг нее некий ореол пикантности, чему она сама всячески потворствовала. Так, в своих воспоминаниях, опубликованных лишь много лет спустя после смерти, она писала, что вскоре после свадьбы сошлась с молодым офицером Александром Станкевичем, и ни от кого, включая самого мужа, не скрывала эту связь. Более того, со всей искренностью уверяла обоих в своей горячей любви.
Из тех же мемуаров известно, что вскоре место офицера Станкевича в ее гостеприимном сердце занял редактор московской газеты Петр Маслов, которого поочередно сменяли многие искатели мимолетной любви. Разумеется, подобные наклонности молодой женщины не способствовали созданию прочной семьи.
Начало революционной деятельности
Родив сына и прожив с мужем чуть менее пяти лет, Александра Михайловна вновь проявила свою непредсказуемость − оставив обоих, она вдруг примкнула к участникам стремительно набиравшего силу революционного движения. С этого времени вчерашняя аристократка направила все свои силы на борьбу с тем классом, к которому принадлежала от рождения и среди представителей которого пользовалась неизменным успехом.
В большинстве публикаций, посвященных биографии Александры Коллонтай, указывается, что в революционную деятельность ее вовлекла другая передовая женщина того времени – Елена Дмитриевна Стасова, ставшая в советский период видным деятелем международного коммунистического и антифашистского движения.
Ее роль в формировании будущей революционерки неоспорима, однако известно, что впервые о борьбе за социальную справедливость она услышала еще в детстве от своей домашней учительницы М. И. Страховой, которая весьма сочувственно относилась к подобным идеям. Возможно, что именно ее слова стали тем зерном, которое, попав на благодатную почву, дало столь обильные всходы. Называют также имена некоторых других современников Александры Михайловны, оказавших на нее существенное влияние.
Как уже сказано выше, в 1898 году, покинув мужа и сына, Александра Коллонтай отправилась за границу, где постигала науку переустройства мира сначала в стенах Цюрихского университета, а затем в Лондоне под руководством видного политического деятеля того времени, социалиста Сиднея Веба и его жены Беатрисы. В 1901 году в Женеве она познакомилась с Г. В. Плехановым, авторитет которого в то время достиг своей наивысшей точки.
В огне революционных событий
Возвратившись в конце 1904 года в Петербург, она попала в горнило Первой русской революции, и даже оказалась свидетельницей событий Кровавого воскресенья, произведших на нее неизгладимое впечатление. Из биографии Александры Коллонтай известно, что, являясь инициатором создания «Общества взаимопомощи работницам» − организации, целью которой являлось содействие семьям, лишившимся кормильцев, она в то же время вела широкую пропагандистскую работу. В результате после поражения Первой русской революции одна из опубликованных ею брошюр, называвшаяся «Финляндия и социализм», послужила поводом для обвинений в призыве к насильственному свержению власти. Не дожидаясь ареста, она спешно покинула Россию. О личной жизни Александры Коллонтай в этот период достоверных сведений нет.
Вступление в ряды большевистской партии
Оказавшись вновь за границей, Коллонтай познакомилась с В. И. Лениным, к идеям которого относилась тогда весьма сдержанно. Достаточно сказать, что с тех пор, как на II съезде РСДРП (1903) в рядах партийцев произошел раскол на большевиков и меньшевиков, она поддерживала последних, к которым примыкал Г. В. Плеханов, бывший в то время кумиром всей революционно настроенной молодежи.
Кардинальный поворот в ее взглядах произошел лишь после начала Первой мировой войны. В 1915 году, находясь в Швеции, Александра Михайловна открыто заявила о своем разрыве с меньшевиками, поддерживавшими участие России в военных действиях, и выступила с одобрением позиции, занимаемой большевиками.
Вскоре после этого она стала членом РСДРП (б). Ее антимилитаристские статьи, публиковавшиеся на страницах ряда шведских газет, вызвали крайнее недовольство короля Густава V и стали причиной высылки из страны. Переехав в Копенгаген, Коллонтай наладила связь с Лениным и занималась выполнением различных его заданий, среди которых были две поездки в США для ведения большевистской пропаганды среди рабочих.
На партийной работе
На родину Александра Михайловна Коллонтай возвратилась уже после февральской революции, и сразу активно включилась в политическую жизнь столицы, войдя в состав Исполкома Петроградского совета партии. К этому времени она уже бесповоротно приняла сторону Ленина и была в числе тех немногих депутатов 7-й конференции РСДРП (б), которые полностью поддержали его «Апрельские тезисы».
В июне 1917 года по приказу Временного правительства Александру Михайловну арестовали и поместили в Выборгскую женскую тюрьму, откуда она была освобождена лишь благодаря залогу, внесенному за нее писателем Максимом Горьким и видным революционером – инженером Леонидом Красиным.
На историческом заседании ЦК РСДРП (б), состоявшемся 10 (23) октября того же года, она вместе с другими депутатами проголосовала за начало вооруженного восстания, а после его победы по личному распоряжению Ленина заняла пост народного комиссара общественного призрения. Как уже упоминалось выше, это назначение сделало ее первой в мировой истории женщиной-министром.
Отметим, что не все эпизоды биографии Александры Коллонтай характеризуют ее как беспрекословного исполнителя воли высшего партийного руководства. Так, в марте 1918 года, поддержав позицию Н. И. Бухарина, она выступила с критикой заключения Брестского мира, а не найдя сочувствия своим взглядам среди членов ЦК, демонстративно вышла из его состава.
Пятном на светлом образе Коллонтай стала ее попытка реквизировать все движимое и недвижимое имущество, принадлежавшее Александро-Невской лавре, куда она явилась 13 (21) января 1918 года во главе отряда вооруженных матросов. Эта явно непродуманная акция, сопровождавшаяся к тому же убийством священника Петра Скипетрова, вызвала массовые протесты верующих и дискредитировала в их глазах новую власть. Итогом стала анафема, наложенная патриархом Тихоном на всех ее участников.
В 1921 году обозначилось резкое ухудшение отношений Александры Михайловны с Лениным, являвшимся тогда главой правительства. Причиной тому послужила позиция, занятая ею в дискуссии, развернувшейся на X съезде РКП (б) по поводу прав профсоюзов. Поддерживая Л. Д. Троцкого, выступавшего за передачу в руки рабочих управления всем народным хозяйством, Коллонтай навлекла на себя гнев членов ЦК и даже получила «последнее предупреждение», сопровождавшееся угрозой расстаться с партийным билетом.
На дипломатической службе
В 1922 году Александра Коллонтай (фото женщины в те годы приведено выше в статье) переводится на дипломатическую работу. Основанием для этого назначения послужили ее тесные связи с лидерами мирового социалистического движения, опыт работы в Коминтерне, а также свободное владение многими иностранными языками. Свою деятельность она начала в Норвегии, пробыв там до 1930 года с непродолжительным перерывом для выполнения ряда правительственных заданий в Мексике.
Личная жизнь Александры Михайловны в тот период мало изучена, но тем не менее известно, что место в ее сердце долгое время занимал видный французский коммунист Марсель Боди. С ним она познакомилась в 1925 году на банкете, устроенном в советском посольстве по случаю очередного юбилея Октябрьской революции. Их отношения не могли иметь серьезной перспективы по многим причинам, главной из которых являлась разница в возрасте − Коллонтай была почти на 20 лет старше. Кроме того, помехой служило подданство разных государств и ожидавшее Марселя Боди в Париже многочисленное семейство.
В 1930 году Александра Михайловна была переведена в Швецию, где в течение последующих 15 лет возглавляла советское посольство и одновременно являлась постоянным членом делегации в Лиге Наций. Именно этот период деятельности принес ей неувядаемую славу благодаря выполнению сложнейшей задачи, поставленной советским правительством – нейтрализации влияния фашистской Германии в странах Скандинавии.
В период советско-финской войны 1939-1940 гг. благодаря усилиям Коллонтай удалось избежать вступления в нее Швеции, уже готовившей к переброске на фронт двух добровольческих батальонов. Более того, добившись смягчения позиции шведов в отношении сталинского правительства, она сумела добиться их посредничества в переговорах о заключении мира. В 1944 году, являясь чрезвычайным и полномочным послом Советского Союза, Александра Коллонтай лично вела переговоры с финскими властями о выходе их страны из Второй мировой войны.
Последние годы жизни
Как дипломат Александра Коллонтай была вынуждена прервать свою деятельность в 1945 году, но причиной тому послужил не преклонный возраст, а тяжелая и продолжительная болезнь, приковавшая ее к инвалидному креслу. По возвращении в Москву она продолжала числиться советником МИД, по мере сил выполняла служебные обязанности и занималась литературной деятельностью, поверяя бумаге воспоминания прожитых лет. Ушла из жизни Александра Михайловна 9 марта 1952 года и была погребена на Новодевичьем кладбище столицы. Там же похоронен и сын Александры Коллонтай – Михаил, как и мать, ставший работником МИД и немало потрудившийся на дипломатическом поприще.
«Идеолог свободной любви»
О личной жизни Александры Коллонтай в биографиях, опубликованных после ее смерти, говорилось весьма скупо. Вплоть до 1956 года, когда на XX съезде партии был развенчан культ личности Сталина, не упоминалось даже имя ее второго мужа − балтийского матроса, а впоследствии наркома флота Павла Ефимовича Дыбенко, репрессированного в 1938 году и расстрелянного по ложному обвинению в антисоветской деятельности. Более того, доподлинно не известно, были ли у Александры Коллонтай дети, кроме сына Михаила, рожденного ею от первого мужа Владимира. По этому поводу высказывались самые разные предположения.
Личная жизнь Александры Михайловны Коллонтай привлекает внимание не столько своей насыщенностью − как уже говорилось выше, она имела успех у мужчин и охотно открывала им свое сердце, − но и тем, что опиралась она на открыто высказываемые женщиной принципы, шедшие вразрез с устоявшимися нормами морали. Среди современников она приобрела даже репутацию «идеолога свободной любви».
Впервые свои взгляды она высказала в статье, напечатанной в 1913 году на страницах одной из газет и содержащей в себе перечень основных принципов, которыми, по мнению автора, должна была руководствоваться современная женщина. К их числу относилось утверждение, что ее роль не может сводиться лишь к заботам о воспитании детей, домашнему хозяйству и поддержанию мира в семье. Являясь свободной личностью, женщина сама вправе определять сферу собственных интересов.
Кроме того, не пытаясь подавить в себе природную сексуальность, она имеет право по личному усмотрению избирать партнеров, но при этом подчиняться не любовным переживаниям, а разуму. В то же время и к мужчинам женщина должна относиться без мещанской ревности, требуя от них не соблюдения верности, а лишь уважения к собственной личности. В довершение всего, ей необходимо выработать в себе самодисциплину и умение бороться с эмоциями.
Эта статья, появившаяся в период подъема феминистского движения в России, придала широкую известность имени Александры Коллонтай. Цитаты из нее перепечатывались другими газетами и во многом определили настроение передового общества тех лет. Позже, уже являясь членом большевистского правительства, Александра Михайловна вносила на его рассмотрение проекты декретов о замене церковного брака гражданским, о юридическом равенстве супругов и полноте прав детей, рожденных вне брака.
Новая форма супружеского союза
Примером нового подхода к вопросам семьи стали ее отношения с П. Дыбенко. Несмотря на отсутствие в те годы книг регистрации актов гражданского состояния, супруги отказались от венчания, но в то же время потребовали признать их брак законным, о чем дали соответствующее объявление в газетах.
В автобиографических книгах Александры Коллонтай, написанных ею в последние годы жизни, не раз упоминается о крайне негативной реакции со стороны партийных руководителей на ее пренебрежение ко многим устоявшимся традициям и пропаганде сексуальной раскрепощенности женщин. Будучи нередко сами крайне неразборчивы в связях, они тем не менее косо смотрели на открытую декларацию сексуальных свобод.
В упомянутой выше статье, написанной Александрой Михайловной в 1913 году и посвященной принципам, которыми должна, по ее мнению, руководствоваться свободная женщина, среди прочего говорится об умении подчинять свои эмоции разуму. Ярким примером его воплощения в собственной жизни может служить завершение ее отношений с гражданским мужем − Павлом Дыбенко.
Когда любовный пыл в них стал угасать, отчетливо обозначилась разница в возрасте − Александра Михайловна была на 17 лет старше своего мужа, и он втайне от нее завел себе молодую любовницу. Со временем это вскрылось, и Коллонтай заявила ему о своем уходе. Последовала бурная сцена, сопровождавшаяся попыткой застрелиться, но окончившаяся весьма мирно: неверный муж, собрав вещи, переселился к своей молодой пассии – пустой девице с крайне сомнительным прошлым, а Александра Михайловна, вопреки переполнявшим ее чувствам, заставила себя некоторое время вести с ней вполне дружескую переписку. Этим она одержала победу над собственными эмоциями и сделала шаг на пути к очерченному ею же идеалу новой женщины.
Литературная деятельность Александры Коллонтай
Известно, что свои взгляды на взаимоотношения полов и так называемый женский вопрос, с особой остротой обозначившийся на рубеже XIX и XX вв., она выражала в литературных произведениях, работу над которыми не прерывала долгие годы. Характерно, что в созданных ею повестях и рассказах тема сексуальных отношений всегда сочетается с проблемой классового неравенства и борьбой за социальную справедливость. Личное в ее творчестве всегда находится в неразрывной связи с жизнью общества.
Сегодня большинство литературных произведений Александры Коллонтай, периодически публиковавшихся на страницах журнала «Молодая гвардия», могут показаться наивными и отчасти надуманными, но в свое время они имели громкий успех. Достаточно сказать, что, ознакомившись с ними, члены Британского общества сексуальной психологии избрали Александру Михайловну своим почетным членом.
Источник
31 марта 1872 года родилась Александра Домонтович, более известная под фамилией Коллонтай, полученной от первого мужа. Об этой женщине ещё при жизни ходило множество легенд — дочь генерала, ставшая поборницей новой морали и первой советской феминисткой, а также являющаяся первой в современной истории женщиной, вошедшей в состав правительства. Она всегда вызывала повышенный интерес. И своими взглядами, и своими поступками.
Александра родилась в 1872 году в дворянской семье генерала от инфантерии Михаила Домонтовича. Он в своё время принимал участие в Крымской войне, затем в войне с Турцией и некоторое время даже успел побыть губернатором в болгарском Тырново. Уже после рождения дочери Домонтович руководил военными советниками и специалистами, занимавшимися обучением персидской казачьей бригады — одного из самых элитных персидских подразделений.
У Александры Домонтович было немало знаменитых родственников. Например, её единоутробной сестрой была знаменитая оперная певица Евгения Мравина-Мравинская, солировавшая в Мариинском театре. Троюродным братом Александре приходился поэт Игорь Северянин — суперзвезда Серебряного века русской поэзии.
Мифы и легенды начали сопровождать жизнь будущей революционерки ещё с юности. В большинстве источников, повествующих о её биографии, можно найти утверждения, что Александра была столь неприступной девушкой, что несколько женихов свели счёты с жизнью после её отказов, а сама она будто бы однажды даже отказала самому адъютанту императора Тутолмину. Как часто бывает с подобными легендами, это в лучшем случае полуправда.
Александра Коллонтай в детстве. Фото: © РИА Новости © Pixabay
Например, молва связывала самоубийство Ивана Драгомирова, сына знаменитого генерала (Михаил Драгомиров позировал Репину для картины “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”), именно с отказом Александры. Однако хорошо знавший всех Драгомировых художник Репин вспоминал, что юный Иван застрелился после того, как он и некая его возлюбленная исповедались друг другу и он счёл себя недостойным такой ангельской девушки.
Что касается Тутолмина, то он действительно был видным генералом и действительно предпринимал попытки посвататься к Александре. Однако адъютантом императора Александра III он никогда не был.
Избранником Александры стал её троюродный брат Владимир Коллонтай. Выходец из семьи обрусевших поляков. Хотя и утверждается, что Владимир был беден и ничем не примечателен, к моменту женитьбы он имел офицерский чин и в дальнейшем сделал прекрасную карьеру, дослужившись до генеральского звания.
В этом браке у Александры родился сын. Однако она очень быстро поняла, что тихая семейная жизнь не для неё. Ей хотелось великих свершений, авантюрных приключений, а роль хранительницы очага и матери казалась ей невыносимо скучной и банальной. Сначала она закрутила бурный роман с близким другом супруга офицером Александром Саткевичем. В конце концов ей надоело и это и после нескольких лет супружеской жизни она решила порвать с привычным кругом. Оставив пятилетнего сына на попечение супруга, Коллонтай отправилась в свободное плавание и уехала в Европу. Формально — для учёбы в университете.
Но к тому моменту она давно уже была увлечена революционными идеями, к которым пришла под влиянием близкой подруги Елены Стасовой — весьма влиятельной и близкой к Ленину дамы.
Первая советская феминистка
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости © Pixabay
В эмиграции Коллонтай перезнакомилась со всеми знаменитыми теоретиками марксизма. Позднее она стала одной из двух самых знаменитых женщин в партии в советскую эпоху (всё же Крупская всегда играла роль супруги вождя мирового пролетариата и как самостоятельная революционная единица мало кем воспринималась). Одной из них была Коллонтай, второй — Розалия Землячка. Несмотря на то что обе происходили из весьма богатых семей, они были полными противоположностями. Предельно суровая и аскетичная Землячка, принципиально не пользовавшаяся даже косметикой, чтобы не отвлекаться от революции. Сухая и строгая дама с нервно поджатыми губами, при появлении которой смолкал смех и вяли цветы, дама, которая никогда и никого не любила, кроме революции. И весёлая и жизнерадостная Коллонтай, блиставшая на танцах, в мехах и драгоценностях, флиртовавшая едва ли не на всех европейских языках и менявшая любовников как перчатки. Землячка никогда не была теоретиком и не выдвигала идей. Её функции сводились к карам и наказаниям — как врагов, так и соратников. Коллонтай, напротив, прославилась в первую очередь как теоретик, а не как управленец. Фактически она стала зачинателем феминизма в его советской версии.
После того как РСДРП раскололась на большевиков и меньшевиков, Коллонтай не примкнула ни к одной из фракций, оставаясь как бы посередине. Благодаря одному из своих новых увлечений — революционному экономисту Петру Маслову, она больше симпатизировала меньшевикам. Тем не менее Александра выбрала второстепенный для враждующих фракций, но важный для неё участок работы, оставаясь на котором она могла сохранять относительную независимость. Это было женское движение.
В начале ХХ века в ведущих мировых странах набирало мощь движение суфражисток, требовавших для женщин избирательных прав. Эту идею поддерживала и Коллонтай, но её желания были куда амбициознее. Она желала не просто уравнивания мужчин и женщин, а создания принципиально нового общества, на новых принципах и началах.
Дипломат Александра Коллонтай (в центре) с делегатками совещания женщин Востока. Фото: © РИА Новости
Не совсем верно считать её классической феминисткой хотя бы потому, что марксистские феминистки считали буржуазных феминисток, как они их называли, своими заклятыми врагами. Считалось, что феминистки уводят женщин от стоящих перед пролетариатом революционных задач, то есть требуют уравнивания мужчин и женщин в буржуазном обществе и желают добиться для женского пола всего лишь повышения статуса в уже существующем обществе, тогда как Коллонтай неизменно увязывала женский вопрос с революционным. Женщины не должны бороться за свой статус, они должны бороться за революцию и создание нового общества. И уже в рамках этого нового революционного общества права мужчин и женщин наконец будут уравнены. Буржуазных феминисток марксистские презрительно называли равноправками. В итоге Коллонтай так и не удалось соблюсти баланс и она всюду оказывалась чужой среди своих. Феминистки воспринимали её как радикальную большевичку, большевики — как феминистку и критиковали за “женский” уклон в противовес пролетарскому.
Однако марксистские вожди всегда склонны были недооценивать женский вопрос и рассматривать его как второстепенный. Хотя бы потому, что в России пролетариат составлял незначительное меньшинство, а женщины — крошечную часть этого незначительного меньшинства. И, конечно, и речи быть не могло о независимом женском движении, которого хотела добиться Коллонтай.
Долой семью
Александра Коллонтай (вторая слева) и её муж Павел Дыбенко (слева). Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости © Pixabay
Одним из самых ненавистных институтов для Коллонтай была семья. Она считала её атавизмом, сохранившимся с устаревших капиталистических времён, когда семья становилась ячейкой для накопления капитала и передачи его по наследству. В коммунистическом мире будущего, по мысли Коллонтай, не должно было остаться места семьям. Во-первых, из-за их очевидной устарелости, поскольку они лишатся своего основного смысла. Во-вторых, из-за того, что семья — это буржуазный и собственнический продукт. Супруг считает супругу своей собственностью и наоборот. Разве это не угнетение? Разве это не принижение женщины, которую брак низводит до хранительницы очага и воспитательницы детей? В конце концов, брак отрывает женщину от интересов пролетариата, заставляя её служить интересам не своего класса, а индивидуалистически обособленной семье. Из-за радикальных взглядов на брак Коллонтай разошлась с несколькими своими мужчинами.
Уже после революции Коллонтай написала утопический рассказ о прекрасном мире будущего, каким он видится ей. Действие рассказа “Скоро” происходит в 1970 году. “Жизнь налажена так, что живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети — во “Дворцах ребёнка”, юноши и девочки-подростки — в весёлых домиках, окружённых садами, взрослые — в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики — в “Доме отдыхновения”. В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова — забытые слова. Они ничего собой не выражают. У членов коммуны имеется всё, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книги, развлечения — всё доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдаёт коммуне свои рабочие руки на два часа в день”, — так описывала она прекрасный мир будущего, который ей грезился.
Новая женщина
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости © Pixabay
Коллонтай также сформулировала идеал новой женщины, которая придёт на смену женщинам прежних эпох. Буржуазное общество учило женщину быть покорной, терпеливой, уступчивой, сводя её функции в лучшем случае к деторождению и домашнему хозяйству. Девушки нюхали цветочки, плакали над любовными романами, потом выходили замуж и становились полностью зависимыми от мужчин. С этим в коммунистическом будущем должно быть покончено. По Коллонтай, новая женщина сильна, независима, самостоятельна, не нуждается в мужской опеке и поддержке, она способна противостоять мужскому деспотизму и умеет подчинять разуму чувства, эмоции и переживания.
Большое внимание она уделяла борьбе с “собственническими” взглядами. Ревность — устаревшее чувство, считала она. “В новой женщине “ревнивую самку” всё чаще и чаще побеждает “женщина-человек”, — писала Коллонтай.
Как это нередко бывает, пропагандисты каких-либо идей сами не всегда в состоянии им следовать и соответствовать. Всю жизнь выступавшая против собственничества в отношениях и ревности партнёров друг к другу, Коллонтай была потрясена, когда узнала, что её новый избранник Павел Дыбенко подыскал себе любовницу за её спиной. Этого она ему так и не смогла простить, хотя в своих статьях и утверждала: “Пора этой привычке исчезнуть, это остаток буржуазного представления, что “собственность” — это высшая ценность. Хорошему товарищу, созвучной подруге не скажешь же “мой” или “моя”.
Павел Дыбенко и Александра Коллонтай. Кадр из документального фильма об Александре Коллонтай. Фото: © РИА Новости/С. Аранович
Дневник, который она вела всю жизнь, сохранил её переживания: “Неужели Павел разлюбил меня как женщину? Самое больное — зачем он назвал её голубкой, ведь это же моё имя. Он не смеет его никому давать, пока мы друг друга любим”. Ходили даже слухи, что она пыталась застрелить неверного супруга.
Коллонтай и Дыбенко познакомились в революционном 1917 году. Над их странным союзом посмеивались все большевики. Генеральская дочь, прекрасно образованная, знавшая несколько языков, лично знакомая со всеми знаменитыми социал-демократами Европы. И неотёсанный полуграмотный матрос из украинской провинции, с трудом могущий написать своё имя без ошибок. К тому же между ними была немалая разница в возрасте. Дыбенко было 28 лет, а Коллонтай уже 45. Впрочем, такая разница не должна удивлять. В основном она предпочитала мужчин значительно моложе себя. До Дыбенко у неё был революционер Александр Шляпников, который был моложе на 13 лет. А после Дыбенко, когда она уже работала послом в Норвегии, избранником 51-летней Коллонтай стал 30-летний французский коммунист Марсель Боди. Секретарь советского посольства Семён Мирный, её последнее увлечение, был моложе неё на 26 лет (Александре к тому моменту уже исполнилось 58).
Александра Коллонтай (стоит слева) с Павлом Дыбенко (стоит справа). Фото: © РИА Новости
Дыбенко высоко взлетел в первые месяцы после революции. Если Коллонтай стала наркомом государственного призрения (правда, всего на три месяца), то бывший баталер получил пост наркома по морским делам. Но вскоре оглушительно провалился. Вместе с революционными матросами его отправили оборонять Нарву от наступавших немцев. Вместо этого Дыбенко с моряками бежал, да так быстро, что остановился только в Гатчине. Его сняли со всех постов, исключили из партии и отдали под трибунал. Но вмешательство Коллонтай, вхожей в кремлёвские кабинеты, помогло. Дыбенко отделался только лёгким испугом и не понёс никакого наказания. Тогда же, руководствуясь, видимо, эмоциональными соображениями, Коллонтай вышла за него замуж, хотя два десятилетия после разрыва с первым супругом всеми силами избегала супружеской рутины и слишком близких отношений. Впрочем, этот брак продержался недолго и после измен Дыбенко они разошлись.
Сексуальная революция
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/С. Аранович © Pixabay
Нередко Александру Коллонтай называют валькирией сексуальной революции и приписывают ей авторство “теории стакана воды”, которая заключается в том, что получить секс должно быть так же просто, как страждущему выпить стакан воды. В реальности же Коллонтай не имела никакого отношения к этой теории, сформулированной задолго до неё. Эта теория действительно обрела популярность в РСФСР в начале 20-х годов, но Коллонтай никогда её не пропагандировала.
Отчасти такое мнение сложилось о ней из-за её имиджа. По меркам того времени Коллонтай, сменившая множество любовников и отрицавшая необходимость семьи, выглядела весьма радикально даже на фоне большевиков. Знаменитый социолог Питирим Сорокин называл её несомненной нимфоманкой.
Писатель Бунин не самым лестным образом упоминал о ней в “Окаянных днях”: “О Коллонтай (рассказывал вчера Н. Н.): “Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы — “на работу”. А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку — и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: “Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!” Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирождённых преступниц и проституток”.
Фото: © РИА Новости
Сразу же после революции Коллонтай благодаря своим ярким и радикальным выступлениям превратилась в самую знаменитую советскую женщину. Свидетельством тому служит множество посвящённых ей песен, частушек и стишков, зачастую весьма фривольных и скабрезных, которые были популярны в Петрограде в то время.
Отстаивая необходимость некоторых свойственных концепции “свободной любви” тезисов (например, отсутствие собственнических отношений и ревности по отношению к партнёру), она тем не менее не была пропагандисткой беспорядочных половых связей, как гласит популярный миф. Она лишь твердила о необходимости создания новой пролетарской морали в половом вопросе. Какой именно будет эта мораль, она затруднялась сформулировать, отмечая лишь то, что первостепенной будет не любовь к своему партнёру, а любовь к коллективу.
В одной из самых знаменитых своих статей — “Дорогу крылатому Эросу” — она писала: “Провозглашая права “крылатого Эроса”, идеология рабочего класса вместе с тем подчиняет любовь членов трудового коллектива друг к другу более властному чувству — любви-долгу к коллективу. Как бы велика ни была любовь, связывающая два пола, как бы много сердечных и духовных скреп ни связывало их между собою, подобные же скрепы со всем коллективом должны быть ещё более крепкими и многочисленными, ещё более органическими. Буржуазная мораль требовала: всё для любимого человека. Мораль пролетариата предписывает всё для коллектива”.
Закат популярности
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости © Pixabay
Первые пять лет после революции были звёздным часом Коллонтай. На неё обрушились слава и известность. Она могла позволить себе открыто спорить и не соглашаться даже с Ле?