Александра платоновна усова биография личная жизнь

[30.10(11.11).1898 г., прииск Надеждинский Иркутской губернии,
– 16.07.1965 г., Москва], педагог, специалист по дошкольному
воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР
(1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую
деятельность начала в 1921 г. в Иркутске учителем начальной школы. По
окончании Ленинградского государственного педагогического института им.
А. И. Герцена (1926 г.) работала там же. В 1938 – 1941 гг.
заведующая кафедрой в Педагогическом институте им. Н. К. Крупской. В
1942 – 1945 гг. заведующая Центральным научно-методическим
кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.
Работала в Научно-исследовательском институте теории и истории
педагогики (с 1945 г.), Научно-исследовательском институте дошкольного
воспитания (с 1960 г.).
Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей
дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути
оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы
психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под
руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов
обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение
в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова
разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать
дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания,
которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и
общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и
умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного
обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально
организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном
развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости
ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с
другими формами воспитательно-образовательной работы –
педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой
деятельностью.
Значительный вклад Усова внесла в разработку проблем детской
игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо
предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в
детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации
и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение
приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на
предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей.
Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и
отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных
социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых
отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые
определила психологические особенности таких взаимоотношений и их
влияние на формирование личности, становление детского коллектива.
Ряд исследований Усовой посвящён разработке принципов
сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного
творчества в воспитании дошкольников.
Литература: Маркова Т. А. П. Усова // Дошкольное
воспитание. – 1967. – №7; Сакулина Н., Поддьяков Н.,
Аванесова В. Памяти А. П. Усовой // Дошкольное воспитание. –
1969. – № 9; Селюнина С. Проблемы обучения в педагогическом
наследии А. П. Усовой // Дошкольное воспитание. – 1979. – №
12.
Л. Н. Литвин
Источник:
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов.
– М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999,
с. 475-476.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
Источник
Х годов XX века
Период восстановления дошкольного образования после войны до
1959 г. Постановление правительства «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста»:
– задача создания единой системы воспитания детей дошкольного возраста;
– два типа дошкольных учреждений – ясли и детский сад объединены в единое дошкольное учреждение;
– пересмотр нормативной базы дошкольного воспитания (в том числе, введение должности воспитателя – методиста).
1960 г. – создание НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР.
В 60-70 годы последовательно решались вопросы, вызванные всевозрастающими требованиями к качеству дошкольного воспитания, выдвигаемые наукой.
В 80 г.- реформа школы: наметился переход к обучению с шестилетнего возраста; необходимость создания объединенных учреждений «школы – детские сады» или в школах классы для шестилеток, приближенные к детскому саду.
1962 г. – А.П.Усовой разработана «Программа воспитания в детском саду»; в 70-е годы она выходит как «Программа воспитания и обучения в детском саду» (последние издания 1982 г.).
1984 г. – создана «Типовая программа воспитания в детском саду».
(1898 – 1965 г.г.)
– известный педагог; дидакт, разработавший концепцию дидактики детского сада.
Биографические сведения | Педагогические взгляды, проблемы воспитания и обучения дошкольника |
А.П.Усова родилась в Иркутской губернии на прииске «Надежденский». Педагогическую деятельность начала в 1921г. в г. Иркутске учителем начальной школы. 1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя. 1938-1941г.г. заведовала кафедрой в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской. 1942-1945г.г. возглавляла Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 г. руководила секцией дошкольного воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. 1950 г. ей присвоено звание член-корреспондент АПН РСФСР. 1959 г. – присвоена ученая степень доктора педагогических наук. С 1960 возглавила лабораторию дидактики в НИИ дошкольного воспитания; возглавила комиссию по разработке комплексной программы воспитания в детском саду. | Основные труды: «Обязательные занятия в детском саду»; «Игра и организация жизни детей»; «Русское народное творчество в детском саду»; «Обучение в детском саду»; «Обучение в детском саду, его цели и характер». Особенно углубленно занималась вопросами дошкольной дидактики: – Обучение является средством прямого и непосредственного воздействия воспитателя на детей; такие свойства, как организованность, дисциплинированность, любознательность, наблюдательность, активность; такие качества психики как произвольное внимание, память, речь, воспитываются в процессе обучения. – Два уровня знаний, которыми могут овладеть дошкольники: первый – элементарные знания, приобретенные стихийно; второй – более сложные знания и умения, усвоенные в процессе целенаправленного обучения. В концепции дидактики детского сада – игра – приобретала статус самоценной детской деятельности и стала рассматриваться как широкое воспитательное средство, как форма организации детской жизни – как форма жизни детского самодеятельного общества. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Изучите документы по дошкольному воспитанию этого периода. Какие положения, на Ваш взгляд, следует отнести к авторитарной педагогике, а какие – к гуманной?
2. Какие рекомендации по дошкольному воспитанию дает А.П.Усова?
3. Изучите идеи и положения по поводу обучения детей дошкольного возраста. Определите свою позицию по отношению к ним.
Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1945-1958 Г.Г.)
Задача: усиление идеологической работы против буржуазной идеологии, формирование советского патриотизма и преданности делу социализма.
1949 г. – переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению.
1954-55 уч. г. – введены новые учебные планы и программы.
Пересматривается содержание образования: переход к политехническому обучению. Включаются уроки труда в 1-4 кл., 5-7 классах практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках; в 8-10 классах практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.
1956 г. –создание школ-интернатов для сирот, детей, в семьях которых отсутствовали необходимые условия, детей одиноких матерей, инвалидов Войны и труда.
Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях».
В целях создания наиболее благоприятных условий для получения молодежью среднего и высшего образования плата за обучение с 1-го сентября 1956 г. отменена.
1945 г. –август – постановление СНК СССР «Об улучшении дела подготовки учителей», где сформулированы требования к подготовке учителей; ликвидированы краткосрочные курсы подготовки учителей: учительские институты реорганизуются в педагогические институты; увеличена заработная плата учителей, предусмотрены некоторые льготы: бесплатное предоставление квартир для учителей, проживающих в сельской местности; выделение земельных участков до 0,25 га; бесплатное пользование землей для выгона скота.
1948 г. –12 февраля – Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении учителей званиями и медалями за выслугу лет и безупречную работу:
– «Отличник народного просвещения»;
– «Отличник просвещения СССР»;
– медаль К.Д.Ушинского;
– медаль Н.К.Крупской;
– премии им.К.Д.Ушинского (25 000 руб. и 10 000 руб.);
– премии им. Н.К.Крупской (2 000 руб.);
– почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Школу данного периода американцы назвали «секретным оружием» большевиков.
1958 г. –декабрь – принят Верховным Советом СССР Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР»; соединение обучения с производительным трудом , активное участие школы в общественной жизни, производственная практика школьников, увеличение доли политехнического образования; вводится обязательное восьмилетнее обучение.
В конце 50-х годов по международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:
– число молодых людей , получающих высшее образование (в % к численности населения). В 50-е годы у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);
– средняя продолжительность фактического обучения (тогда в СССР и США она составляла 7 и 8 лет /ныне 9 и 12 лет/);
– число, продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;
– число студентов дневного обучения вузов. Динамика с 50-х годов по настоящее время здесь такова: СССР – 1,7 до 4,5 млн., США – с 1,7 до 8,5 млн.;
– престиж образования.
Источник
Александра Платоновна Усова – педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую деятельность начала в 1921 г.
Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.
А.П. Усовой было разработано изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в котором раскрывалось значение занятий в детском саду, содержание обязательных занятий, организация занятий по возрастным группам. Большую пользу Практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду», давшие программные разработки занятий по родному языку, ознакомлению с окружающим, конструированию, счету, рисованию и лепке. В монографии «Обучение в детском саду» ею были подведены итоги многолетних исследований теоретиков и практических работников по дошкольной педагогике, освещены все существенные вопросы по этой теме.
Решая проблему сенсорного воспитания, А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.
А.П. Усова внесла также большой вклад в разработку теории игры, которую рассматривала как форму организации жизни детей дошкольного возраста. А.П. Усова критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.
Ряд исследований Усовой посвящён использованию народного творчества в воспитании дошкольников.
Источник
Уже несколько десятилетий в танцах на льду существует такой тезис: чтобы дойти до верхней ступени пьедестала, тебе придется отстоять очередь. Кто-то с гордостью встречает все трудности и непонятные судейские решения, чтобы в конце своего спортивного пути все-таки выиграть долгожданное золото. Кто-то же не выдерживает и бросает все еще на начальном этапе карьеры.
За всю свою историю «правило очереди» работает практически безотказно. Но однажды оно дало сбой. Вернее, не так: мощным толчком к смене порядка в очереди послужила измена Александра Жулина, которого вместе с Майей Усовой считали главным претендентом на золото ОИ-1994.
Getty Images
Дуэт Усовой и Жулина считали (а многие продолжают считать) эталонной парой. Они гармонировали на льду, их программы завораживали, а костюмы поражали своей оригинальностью. Их спортивный союз начался в 1980 году, когда 16-летнюю Майю и 17-летнего Александра поставила в пару Наталья Дубова. Через 6 лет Усова и Жулин стали мужем и женой.
На спортивной арене их дуэт долгое время был на вторых-третьих ролях. В то время в СССР было две ведущие пары: Марина Климова/Сергей Пономаренко и Наталья Анненко/Генрих Сретенский. Прежде чем взять золото чемпионата страны, Майя и Александр пять раз подряд уезжали с чемпионата СССР с бронзовыми медалями, на международных форумах Усову и Жулина также ставили ниже первой советской пары (3 серебра и бронза ЧЕ, 2 серебра и 2 бронзы ЧМ).
Олимпиаду-1992 выиграли Климова/Пономаренко, Усова и Жулин стали 3-ми.
Так как Климова/Пономаренко и вице-чемпионы тех ОИ Дюшене уходили в профессионалы, фаворитами нового олимпийского цикла (который из-за реформы МОК на этот раз стал двухлетним) автоматически становились Майя и Александр. Сезон 1992/93 это только подтвердил — золото ЧЕ и ЧМ. Как позже вспоминал Жулин, именно на том мировом форуме он впервые по-настоящему обратил внимание на Татьяну Навку, которая каталась с ним в одной группе.
«В 1993 году в Праге проходил чемпионат мира, где мы с Майей заняли первое место. Под занавес для всех участников устроили дискотеку. Я пришел и увидел на танцполе девчонку в смешной кепке. Она зажигала так, что глаз не мог оторвать. Кто такая?! Что за красавица?
Пригляделся — да это же Таня! Ничего себе, думаю, скромница, что вытворяет! Возможно, мне показалось, но тогда я подумал, что она танцует специально для меня. Так сексуально, вызывающе откровенно, невероятно красиво. Потом отбросил эти мысли: «Показалось. Это она для Леши старается». За Таней тогда ухлестывал Урманов», — вспоминал Жулин.
Предолимпийский сбор группа Дубовой проводила во французском городе Пралоньян. Поначалу Навка и Жулин просто молча флиртовали, но к тому времени отношения между Жулиным и Усовой уже были далеки от идиллии. Официально флирт закончился на дне рождения партнера Навки Самвела Гезаляна, когда Жулина и Навку обнаружили целующимися на балконе. Александр признался, что уже давно любит Татьяну.
«Когда об этой ситуации узнали наш тренер Наталья Ильинична Дубова и ее муж Семен Викторович, я услышал от него: «Ну все, Олимпиаду ты проиграл, му…ак».
РИА Новости
Не знаю, как меня накрыла эта волна. Может, пересидел в забытом богом Лейк-Плэсиде? Тепла в семье не хватало — вот и случилась со мной любовь? Умом понимал все, но думать не мог ни о чем, кроме Тани. Не нужны никакие победы, дайте любимую, хочу жить счастливо!» — вспоминал Жулин.
Тренировочный процесс начал разваливаться. Дубова решила отправить Навку и Гезаляна тренироваться в Москву, но Жулин каждую пятницу садился в самолет и летел к Татьяне. Холодным душем для Александра стала бронза предолимпийского чемпионата Европы — а ведь Жулин и Усова приехали на него в статусе действующих чемпионов мира.
Полеты в Москву закончились, Александр и Майя заперлись на катке и стали постепенно набирать форму. Но за два месяца до ОИ-1994 случилось еще одно ЧП.
«На Олимпиаду в Лиллехаммер я приехала нулевой: не было ни сил, ни эмоций. За два месяца до турнира, когда к нам в Америку приехали моя и Сашина мамы, я вынуждена была разбираться с полицией. Дело было вот в чем: Саша переключил свое внимание на Навку. Я просто погибала. И тогда Танин партнер — восточный горячий мужчина Самвел Гезолян избил Навку со словами: «Как ты можешь так поступать с Майей, она ведь твоя подруга». Потом подрались наши мамы», — рассказывала Усова.
В Лиллехаммере после обязательного танца Жулин и Усова лидировали, но в итоге проиграли золото одним голосом — дуэту Оксана Грищук/Евгений Платов.
После Игр Жулин и Усова ушли из любительского спорта, катались как профессионалы. В 1998 году их пара окончательно перестала существовать. А через несколько месяцев Майя дала громкое интервью «Советскому спорту».
«Все семнадцать лет, что мы катались, Саша бил меня. Однажды в туре Тома Коллинза вообще произошла дикая драка. Мне даже стыдно было ехать со всеми в одном автобусе. Я была такая «хорошенькая» — с раскорябанным лицом и расквашенным носом. Пришлось занимать деньги и брать такси», — сказала тогда Майя.
На Олимпиаде-1998 Грищук/Платов стали двукратными олимпийскими чемпионами. Сразу после Игр Евгений принял решение уйти от Оксаны и предложил Усовой вместе кататься как профессионалы. Тренировала дуэт Татьяна Тарасова, под ее руководством фигуристы собрали полный комплект наград ЧМ среди профессионалов.
«Майя была замечательной партнершей — трудолюбивой и, главное, не скандальной, потому что с Грищук я, конечно, натерпелся. Мы четыре года откатались в свое удовольствие. Мне было очень лестно, что со мной рядом была не только знаменитая талантливая спортсменка, но и красивая женщина. Майя — одна из самых женственных и изящных фигуристок, над которой не властно время», — рассказывал Платов.
Во время профессиональной карьеры Майя влюбилась в состоятельного американца, который оказался женатым. Усова не пыталась увести его из семьи, а когда от него забеременела, будущему отцу ничего не сообщила.
«Когда поняла, что беременна, была на седьмом небе от счастья. Я благодарна Богу за то, что он дал мне такую возможность — почувствовать себя матерью. Дал, а через два месяца забрал: я потеряла ребенка. Не хотел, наверное, чтобы он рос без отца.
Видно, я сильно перенервничала. В душе, конечно, переживала, что мне уготована участь матери-одиночки, но отцу ребенка, по определенным причинам, о беременности не сообщила. Почему? Я не хотела лишних проблем», — говорила Усова.
После окончательного ухода из спорта Усова и Платов стали помогать Тарасовой тренировать. А затем Москва стала хозяйкой ЧМ-2005, куда ФФККР пригласила всех своих бывших чемпионов. Майя ехать не хотела, но поддалась уговорам мамы.
— В Москве во второй день соревнований я увидела на трибуне врача российской сборной Виктора Аниканова. Пожаловалась ему на боли в плече и попросила устроить консультацию у какого-нибудь специалиста, поскольку никаких сил терпеть эту боль уже не было. Аниканов прямо на стадионе и познакомил меня с Анатолием Орлецким — моим будущим мужем (Анатолий Орлецкий — профессор, ведущий хирург отделения спортивной травмы ЦИТО. — Sport24).
«Я очень благодарна судьбе, что она свела меня с человеком, которого безмерно люблю. Это действительно счастье для женщины — понимать, что есть спина, за которую всегда можно спрятаться. Жаль только, что произошло это немножечко поздно. Но я все-таки надеюсь, что у меня есть еще немножечко времени, чтобы успеть стать мамой», — говорила Усова в январе 2009-го. А в 2010-м у Майи и Орлецкого появилась дочь Анастасия.
Sport24
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android
Источник