Александров биография личная жизнь дети

Александров биография личная жизнь дети thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 января 2021; проверки требуют 34 правки.

Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (фамилия при рождении Мормоне́нко; 10 (23) января 1903 – 16 декабря 1983) – советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973)[4], народный артист СССР (1948)[5], лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950), кавалер трёх орденов Ленина (1939, 1950, 1973).

Биография[править | править код]

Родился 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье владельца крупной гостиницы и ресторана «Сибирь» Василия Григорьевича Мормоненко[6]. Мать – Анфиса Григорьевна.

С 1912 года работал в Екатеринбургском оперном театре рассыльным, помощником бутафора, помощником осветителя. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.

В 1919 году вместе с Иваном Пырьевым организовал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. Затем около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимался переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. Вернувшись из армии, организовывал вместе с Иваном Пырьевым детский театр. Участвовал в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).

В 1921 году вместе с Иваном Пырьевым поехал на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921-1924 годах – актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном Эйзенштейном экспериментальном спектакле «Мудрец» (композиция С. М. Третьякова по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»).

Григорий Александров, Николай Подвойский и Сергей Эйзенштейн

Был ассистентом Эйзенштейна на его первых фильмах «Стачка» (1924), «Броненосец “Потёмкин”» (1925), снимался в них как актёр. Выступил как соавтор сценариев и сопостановщик фильмов Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929).

С 1929 по 1932 год совместно с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. В Париже под художественным руководством Эйзенштейна снял короткометражный фильм «Сентиментальный романс». Вместе с Эйзенштейном работал над документальным фильмом «Да здравствует Мексика!», который снимался на средства писателя Эптона Синклера и остался незавершенным.

В 1932 году возвратился в СССР и снял короткометражный документальный фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику. В том же году по инициативе председателя «Союзкино» Бориса Шумяцкого приступил к работе над музыкальной кинокомедией «Весёлые ребята» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях. Опираясь на опыт Голливуда, построил ее на сочетании эксцентрических и цирковых трюков, приёмов мюзик-холла и оперетты[7].

Съёмки были завершены осенью 1934 года. Нарком просвещения Андрей Бубнов в интервью «Правде» обрушился на фильм с резкой критикой. Вмешался Максим Горький, который помог организовать просмотр для членов Политбюро ЦК ВКП(б) и добился одобрения Сталина. Фильм имел огромный успех. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой, композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в фильме, приобрела тогда широкую популярность. В 1934 году фильм был с успехом показан в советской программе на Втором международном кинофестивале в Венеции[8]. После фестиваля «Веселых ребят» купили многие зарубежные страны. «Нью-Йорк Таймс» писала: «Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь… Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней». О фильме восторженно отозвался Ч. Чаплин: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа»[9]. Недаром в некоторых странах фильм шёл под названием «Весь мир смеется».

В 1936 году снял фильм «Цирк» по пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева. Так как в сценарии пьеса была сильно переделана, авторы отказались от упоминания в титрах. В этом фильме Александров усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

В 1936 году по личному поручению Сталина выступил режиссёром документального фильма «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов»[10].

Любовь Орлова и Григорий Александров

В 1938 году на экраны вышла его кинокомедия «Волга-Волга», имевшая оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, сыграла Любовь Орлова. Нарицательным персонажем стал бюрократ Бывалов в исполнении Игоря Ильинского.

В фильме «Светлый путь» (1940) Григорий Александров показал счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии продолжил и в фильме «Весна» (1947).

В годы Великой Отечественной войны – художественный руководитель Бакинской киностудии (ныне «Азербайджанфильм»).

В музыкальных фильмах привлекал многомиллионного зрителя юмором, энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали действительность.

Читайте также:  Александр хмельницкий биография личная жизнь дети фото

В 1949 году снял антиамериканский политический пропагандистский фильм[11] «Встреча на Эльбе», за который ему была присуждена Сталинская премия (1950).

В 1951-1957 годах – художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).

В 1954 году вступил в КПСС.

В 1960 году снял фильм «Русский сувенир», который провалился в прокате.

В 1972 году снял свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», не вышедший на экран и показанный по телевидению только в 1996 году.

В 1975 году опубликовал книгу воспоминаний «Годы поисков и труда» (литературная запись Михаила Белявского).

В 1976 году Политиздат выпустил его мемуары «Эпоха и кино» в записи Ю. Бычкова. В них Александров утверждал, будто сам собрал съемочную группу «Веселых ребят», открыл Исаака Дунаевского, Василия Лебедева-Кумача, Любовь Орлову, а постановку фильма рассматривал как «партийное поручение». Об этих мемуарах Леонид Утесов сказал дочери Лебедева-Кумача: «Что он пишет? Когда же, наконец, кончится эта александровская отсебятина! У него явная болезнь – мания величия»[12].

В 1979 году смонтировал из мексиканского материала свой вариант фильма «Да здравствует Мексика!», который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

В 1983 году снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

Могила Г. В. Александрова на Новодевичьем кладбище

Член Союза кинематографистов СССР.

Умер 16 декабря 1983 года на 81-м году жизни от инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Личная жизнь[править | править код]

  • Первая жена – Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза».
    • Сын – Дуглас (Василий) (1925-1978), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса-старшего[13]. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провёл в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года
      • Внучка – Ольга Дугласовна Александрова (род. 1946). Живёт в России.
      • Внук – Григорий Дугласович Александров (1954-2012), окончил операторский факультет ВГИКа. Жил во Франции.
  • Вторая жена – Любовь Орлова (1902-1975), актриса, пианистка, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).
  • Третья жена (1979-1983) – Галина Крылова, вдова его сына Дугласа. Работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио[14].

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (23.01.1973)
  • Народный артист СССР (05.06.1948)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
  • Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (17.06.1943)
  • Сталинская премия первой степени (1941) – за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга, Волга» (1938)
  • Сталинская премия первой степени (1950) – за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
  • Три ордена Ленина (01.02.1939, 06.03.1950, 23.01.1973)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (22.01.1953, 28.03.1963, 04.11.1967)
  • Орден Дружбы народов (21.01.1983)
  • Орден Красной Звезды (11.01.1935)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Весёлые ребята»)
  • Всемирная выставка в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»)
  • МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»)
  • МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Готвальдове (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Марианских Лазнях (ЧССР) (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»)
  • МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»)
  • МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»)
  • МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)[15]

Фильмография[править | править код]

Актёр[править | править код]

  • 1922 – Доля ты русская, долюшка женская – Василий, сын зажиточного крестьянина Егора[16]
  • 1923 – Дневник Глумова (короткометражный) – Глумов
  • 1924 – Стачка – бригадир
  • 1925 – Броненосец «Потёмкин» – старший офицер Гиляровский
  • 1929 – Старое и новое – водитель трактора
  • 1930 – Горе и радость женщины (короткометражный, Швейцария)
  • 1938 – Волга-Волга – капитан спасательного буксира
  • 1960 – Русский сувенир – пилот
  • 1974 – Скворец и Лира – генерал

Режиссёр и сценарист[править | править код]

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1963 – Мелодии Дунаевского (документальный)
  • 1983 – Любовь Орлова (документальный)

Фильмы и телепередачи о Григории Александрове[править | править код]

  • 2006 – «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (телесериал) (Украина). В роли Г. Александрова – А. Мухарский.
  • 2015 – «Орлова и Александров» (телесериал). В роли – А. Белый.
  • 2015 – «Эйзенштейн в Гуанахуато» (фильм). В роли – Р. Слятис.
  • 2020 – «Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров» (документальный фильм)[17].
Читайте также:  Апексимова биография личная жизнь фото

Память[править | править код]

  • В Москве, на доме 29 по Большой Бронной улице, где проживал режиссёр, установлена мемориальная доска ему и Л. Орловой.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных – 2011.
  2. ↑ Grigorij Aleksandrov // filmportal.de – 2005.
  3. ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #122770692 // Общий нормативный контроль (GND) – 2012-2016.
  4. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А – Анкетирование. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 766 с.: ил.: карт. – С. 453.
  5. ↑ АЛЕКСАНДРОВ / Н. М. Зоркая // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2004.
  6. ↑ Белоцерковская Я. Забытый земляк // Областная газета. 3 апреля 2015.
  7. ↑ Время новостей, № 11, 23 января 2003
  8. ↑ Триумф советской фильмы. Итоги международной киновыставки в Венеции. // Советское искусство: газета. – 1934. – 23 октябрь (№ 44 (210)). – С. 1.
  9. ↑ Григорий Александров // Энциклопедия «Кругосвет».
  10. ↑ Герой Социалистического Труда Александров Григорий Васильевич
  11. ↑ Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. – Москва: Международные отношения, 2001. – 696 с. – ISBN 5-7133-1045-0..
  12. ↑ Бернштейн А. Голливуд без хэппи-энда. Судьба и творчество Владимира Нильсена // Киноведческие записки : журнал. – 2002. – № 60. – С. 213-259.
  13. ↑ Lyubov Orlova – Russian Life (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2014. Архивировано 17 июля 2014 года.
  14. ↑ Бахарева Т. Внук Григория Александрова Григорий: «После смерти Любови Орловой дед женился на моей матери» // Газета «ФАКТЫ» (Париж-Киев). – 2005. – Выпуск газеты otkaz_stalinu_strannyy_brak_i_millionnye_sberezheniya_tayny_lyubovi_orlovoy Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой – АиФ
  15. ↑ Александров, Григорий Васильевич – RuData.ru
  16. ↑ Сергей Юткевич, Юрий Сергеевич Афанасьев – Кино: энциклопедический словарь – Советская энциклопедия, 1986. – 637 с. – С. 17.
  17. ↑ Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). – Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 29 апреля 2020 года.

Литература[править | править код]

  • Фролов И. Д. Григорий Александров. – М.: Искусство, 1976. – 226 с. – (Мастера советского театра и кино). – 25 000 экз.
  • Салис Р. «Нам уже не до смеха»: Музыкальные кинокомедии Григория Александрова / Пер. с англ. В. А. Третьякова. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 360 с. – (Кинотексты). – 1000 экз. – ISBN 978-5-86793-972-4.
  • Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». – М.: Эксмо, 2015. – 384 с. – ISBN 978-5-699-79331-0.
  • Николай Надеждин. Григорий Александров и Любовь Орлова: «Любовь на двоих». – М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. – 288 с. – ISBN 978-5-98551-101-7.
  • Утёсов Л. О. Спасибо, сердце! Воспоминания, встречи, раздумья. – М.: Центрполиграф, 2016. – 382 с. – ISBN 978-5-9524-5210-7.

Ссылки[править | править код]

  • Григорий Александров на сайте журнала «Сеанс»
  • Григорий Васильевич Александров. Сайт «Герои страны».
  • В. А. Разумный Воспоминания современника о Г. В. Александрове
  • Григорий Александров – любимец Кремля и народа (статья к 100-летию со дня рождения)
  • Муж Орловой побоялся оставлять наследство внуку

Источник

Григорий Александров – биография

Григорий Александров – советский режиссер, сценарист, получивший мировую известность, несмотря на жесткие идеологические рамки. Он был обласкан властью, его супругой стала белокурая красавица Любовь Орлова. Александров долго искал свое призвание, но сумел выбрать его с поразительной точностью.

Григорий Александров занимался творчеством в непростое время, однако умел заставить власть относиться к себе лояльно. Фильмы режиссера – «Веселые ребята», «Цирк» отличаются оптимистичностью, настраивают на позитивное отношение к жизни.

Детство и юность

Настоящая фамилия знаменитого режиссера Александрова – Мормоненко. Он родился в Екатеринбурге в январе 1903 года. Достоверной информации о родителях Григория Мормоненко нет. По одним сведениям – будущий режиссер вырос в семье разнорабочего. Есть иная версия – Мормоненко-старший был владельцем гостиницы, его семья жила в роскоши. Многие исследователи биографии режиссера склоняются к второму варианту. Для этого достаточно внимательно всмотреться в интеллигентное, благородное лицо режиссера.

Григорий Александров в молодости

Информация о творческой карьере Александрова достоверна. Он пришел работать в оперный театр в 12 лет, сначала выполнял обязанности разнорабочего, затем постепенно поднялся по карьерной лестнице до ассистента режиссера. Плотный рабочий график не помешал ему окончить музыкальную школу, курсы режиссеров Рабоче-Крестьянского театра, организованные Губнаробразом.

Актерская карьера

Со временем рамки провинциального театра показались Григорию тесными. Все познается в сравнении – так получилось и у Александрова. Актеры столичного Художественного театра, посетившие уральский город, поразили его своей игрой. После этих гастролей он уже не видел смысла своего пребывания в родном городе.

Александров уехал в Москву с благородной целью – чтобы повысить свою квалификацию. Он стал работать в Первом рабочем театре. Значимым для Григория стало знакомство с Сергеем Эйзенштейном, для которого он стал помощником в создании театральных постановок, кинофильмов «Броненосец «Потемкин», «Стачка».

Читайте также:  Ольга дроздова биография личная жизнь

Григорий Александров в фильме Стачка

Александрову, страстно желающему постоянно совершенствоваться в профессии, удалось побывать в Голливуде. Его отправили в Америку с благой миссией – продвигать советский кинематограф. Режиссер не забывал о собственных интересах, познакомился со многими зарубежными звездами, в том числе и с Чарли Чаплином.

Режиссер

Сотрудники театра сразу обратили внимание, что заграничное турне превратило Александрова в совершенно другого человека. Он без тени сожаления разрушил свои прекрасные отношения с Эйзенштейном. Ранее эти отношения были настолько тесными, что коллегам они казались подозрительными. Актеры, не стесняясь, обсуждали друзей, используя непристойные шуточки. Но теперь Григорий, ощутивший вкус зарубежной свободы, не желал оставаться в жестких рамках, куда по привычке загонял его старший товарищ.

Была и другая весомая причина, благодаря которой так разительно переменилось поведение Александрова. Сталин предложил ему снять кинокартину о революции. Фильм, появившийся на экране под названием «Интернационал», имел большой успех у любителей кинематографа. Удачливый режиссер получил следующий заказ от правительства, в этот раз советское руководство поручило ему снять веселую комедию.

Кадр из фильма Григория Александрова «Веселые ребята»

Результатом работы Александрова стали «Веселые ребята». Картина была для режиссера судьбоносной. В период ее создания он познакомился с красавицей Орловой. После завершения показа кинофильм получил специальную премию Венецианского фестиваля.

История «Веселых ребят» была непростой, Наркомат просвещения не одобрил идеи фильма, поскольку в ней отсутствовала партийная пропаганда. Это было веское основание для перемещения «Веселых ребят» в архив. Но здесь в дело вмешался всемогущий Максим Горький, настоявший, чтобы фильм посмотрел Сталин. Оптимистичная, жизнеутверждающая картина понравилась вождю, а затем ее с большим удовольствием посмотрели миллионы советских граждан.

Режиссер прекрасно понимал, что только счастливый случай помог его комедии выйти на экраны. Следовало закрепить успех, Григорий возлагал большие надежды на фильм «Цирк». Изначально сценаристами картины были Ильф и Петров. Но режиссера их текст не устроил, он так поработал над идеей фильма, что она стала неузнаваемой. Ильф и Петров отказались от авторства. Чтобы избежать прошлой ошибки, режиссер усиливает сюжет, тесно связав его с идеологией советского гражданина.

Кадр из фильма «Цирк»

Два первых военных года Григорий Васильевич работал в Алма-Ате, куда эвакуировали всех сотрудников «Мосфильма», их семьи. Однако в 1943 году его вызвали в столицу, предложили занять пост руководителя «Мосфильма». У Александрова больше не было времени для режиссерской работы, он занимался решением организационных проблем.

С 1951 года Александров стал работать преподавателем ВГИКа. В течение шести лет он занимался обучением режиссеров, изучал новые сценарии. В то же время Григорий Васильевич часто был участником международных конкурсов, куда звездного режиссера приглашали в качестве эксперта высокого класса.

Личная жизнь

У красивого, импозантного режиссера было три брака. Его первая супруга, актриса Ольга Иванова, выступала в эстрадном коллективе под названием «Синяя блуза». В 1925 году у молодой пары родился сын Дуглас. Когда Григория откомандировали в Америку, молодая жена стала встречаться с любовником, по этой причине супруги развелись.

Григорий Александров и его вторая жена Любовь Орлова

Второй женой режиссера стала Любовь Орлова. Именно Александров сделал эту изящную красавицу знаменитой, отдавая ей главные роли в своих фильмах. Для актрисы этот брак тоже был вторым. Их взаимоотношения окружающие считали очень необычными. Супруги, спавшие на разных кроватях, дома не разговаривали друг с другом, предпочитая общаться с помощью записок.

Такие порядки в доме завела актриса, имевшая на то личные причины. Многим казалось, что супруги находятся в фиктивном браке. Однако это было не так, подтверждением стали записки, дневники Орловой и Александрова, найденные в их загородном доме. Режиссер находился в браке с актрисой до самой кончины признанной красавицы.

Григорий Александров с семьей (сыном и внуком)

Третьей супругой звезды советской кинематографии стала вдова его сына Дугласа, Галина Александрова. Немолодой режиссер жил, не обращая внимания на досужие разговоры, Галина была очень внимательной женой. Она приводила в порядок его дневники, готовила любимые блюда Александрова, следила за своевременным приемом лекарств. Ответным жестом Григория Васильевича стало завещание на имя Галины, ставшей наследницей всего его имущества.

Причины смерти

В декабре 1983 года режиссер скончался. Его почки, пораженные инфекцией, перестали функционировать.

Могила Григория Александрова

Александров умер в одиночестве, его третья жена была в заграничной командировке. Прах режиссера покоится на Новодевичьем кладбище.

Режиссерские работы

  • 1924 Стачка
  • 1927 Октябрь
  • 1929 Старое и новое
  • 1930 Сентиментальный романс
  • 1932 Да здравствует Мексика!
  • 1934 Весёлые ребята
  • 1936 Цирк
  • 1938 Волга, Волга
  • 1938 Первое мая
  • 1947 Весна
  • 1949 Встреча на Эльбе
  • 1952 Композитор Глинка
  • 1953 Великое прощание
  • 1960 Русский сувенир
  • 1974 Скворец и Лира

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник