Александров режиссер биография личная жизнь
Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (фамилия при рождении Мормоне́нко; 10 (23) января 1903 — 16 декабря 1983) — советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973)[4], народный артист СССР (1948)[5], лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950). Кавалер трёх орденов Ленина (1939, 1950, 1973).
Биография[править | править код]
Родился 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего Василия Григорьевича Мормоненко. Мать — Анфуса Григорьевна.
Свою трудовую деятельность начал с девяти лет. С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки).
Вместе с И. Пырьевым создавал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. По окончании курсов около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. По возвращении из армии снова встретился с И. Пырьевым и вместе организовывали детский театр. Принимал участие в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).
В 1921 году вместе с И. Пырьевым едет на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921—1924 годах — актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с С. Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном С. Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» С. М. Третьякова по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Григорий Александров, Николай Подвойский и Сергей Эйзенштейн
В 1924 году участвовал в работе над сценарием и помогал С. Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1924), «Броненосец „Потёмкин“» (1925), снимался в них как актёр. В 1927 году выступил как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма С. Эйзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).
С 1929 по 1932 год совместно с С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью обучения звуковому кино. В Париже они сняли фильм «Сентиментальный романс».
В 1932 году вместе с С. Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику сняли документальный фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Г. Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».
В 1932 году возвратился в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снял фильм «Интернационал», прославляющий И. Сталина и его политику.
В 1932 году по инициативе Б. Шумяцкого начал работу над фильмом «Весёлые ребята». Вот как вспоминает об этом Л. Утёсов в книге «Спасибо, сердце» (М.: ВТО, 1976):
… «Музыкальный магазин» был показан уже более ста пятидесяти раз, когда однажды на спектакль пришёл Борис Захарович Шумяцкий, тогдашний руководитель кинематографии. После спектакля Шумяцкий зашёл ко мне в гримерную и сказал:
— А знаете, из этого можно сделать музыкальную кинокомедию. За рубежом этот жанр давно уже существует и пользуется успехом. А у нас его ещё нет. Как вы смотрите на это?
— «Музыкальный магазин» — это не совсем то, что надо. Из него может получиться короткометражный киноэстрадный номер. Уж если делать музыкальную комедию, то делать её полнометражной — настоящий фильм.
— Что же для этого нужно?
— Прежде всего согласие авторов «Музыкального магазина». Сценарий должны написать Эрдман и Масс, стихи Лебедев-Кумач, музыку — Дунаевский.
Против Эрдмана и Масса Шумяцкий не возражал, кандидатуру Лебедева-Кумача даже не обсуждал, очевидно, не зная его творчества, что же касается Дунаевского, то от него он сразу же категорически отказался. Я настаивал:
— Если вы мне верите, то уж позвольте выбрать автора музыки самому. И вообще без Дунаевского я в этом участвовать не буду.
С неохотой Шумяцкий согласился, взяв с меня слово, что я сам, по возможности, включусь в процесс создания музыки.
Может возникнуть вопрос, почему Шумяцкий так недоброжелательно отнёсся к Дунаевскому. Ответ прост: хотя сам РАПМ и был ликвидирован постановлением ЦК партии, его влияние было ещё достаточно сильно…
Когда вопрос о композиторе был решён, возникла проблема режиссуры. Кто у нас может поставить такой фильм? Тут уж я пытал Шумяцкого — ведь я же не знал так хорошо, как он, наших режиссёров и их возможности.
— Да вот, — сказал Борис Захарович, — вернулись сейчас из Америки Сергей Эйзенштейн и его ученик и теперь уж сотрудник, Григорий Александров. Не пригласить ли Александрова? Он, правда, самостоятельной большой работы ещё не делал, но, побывав в Америке, наверняка многое видел и усвоил.
Доводы показались мне убедительными, и я согласился.
— С чего начнём? — спросил Шумяцкий.
— Привезите в Ленинград Эрдмана, Масса и Александрова. Поговорим.
Вскоре они приехали. Идея музыкальной кинокомедии всем понравилась, и мы тут же, у меня дома, начали поиски сюжетных и музыкальных коллизий, обсуждение вариантов сюжета. Главным действующим лицом, раз уж мы отталкивались от «Музыкального магазина», решили сделать того же Костю Потехина. Только теперь он превращался в пастуха (первоначальное название фильма «Пастух из Абрау-Дюрсо»). Когда самые главные вопросы, говоря языком того времени, были «увязаны» и «утрясёны», Эрдман и Масс приступили к сочинению сценария, а Дунаевский — музыки…
В 1934 году закончил съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался М. Горький, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК ВКП(б) и добился одобрения И. Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами[6]. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году. Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа»[7].
В 1936 году снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан режиссёром, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).
В 1936 году по личному поручению И. Сталина совместно с С. Бубриком и С. Гуровым снял и смонтировал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов»[8].
Любовь Орлова и Григорий Александров
В 1938 году выпустил комедию «Волга, Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.
В 1940 году вышел фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947).
В годы Великой Отечественной войны — художественный руководитель Бакинской киностудии (ныне «Азербайджанфильм»).
В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя юмором, энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность.
В 1949 году снял антиамериканский политический пропагандистский фильм[9] «Встреча на Эльбе», за который ему была присуждена Сталинская премия (1950).
В 1951—1957 годах — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).
В 1960 году снял фильм «Русский сувенир». Несмотря на немалые затраченные средства, фильм режиссёру не удался и в итоге лёг на полку.
В 1972 году снял свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», не вышедший на экран и показанный по телевидению только в 1996 году.
В 1975 году вышла книга воспоминаний «Годы поисков и труда» (литературная запись Михаила Белявского).
В 1976 году вышла книга воспоминаний режиссёра «Эпоха и кино».
В 1983 году снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».
Могила Г. В. Александрова на Новодевичьем кладбище
Член Союза кинематографистов СССР.
Член КПСС с 1954 года.
Григорий Васильевич Александров умер 16 декабря 1983 года на 81-м году жизни от инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Личная жизнь[править | править код]
- Первая жена — Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза».
- Сын — Дуглас (Василий) (1925—1978), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса-старшего[10]. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провёл в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года
- Внучка — Ольга Дугласовна Александрова (род. 1946). Живёт в России.
- Внук — Григорий Дугласович Александров (1954-2012), окончил операторский факультет ВГИКа. Жил во Франции.
- Сын — Дуглас (Василий) (1925—1978), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса-старшего[10]. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провёл в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года
- Вторая жена — Любовь Орлова (1902—1975), актриса, пианистка, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).
- Третья жена (1979—1983) — Галина Крылова, вдова его сына Дугласа. Работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио[11].
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (1973)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
- Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943)
- Народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга, Волга» (1938)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
- Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973)
- Три ордена Трудового Красного Знамени (22.01.1953, 1963, 1967)
- Орден Дружбы народов (21.01.1983)
- Орден Красной Звезды (1935)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
- Ордена и медали иностранных государств
- МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Весёлые ребята»)
- Всемирная выставка в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»)
- МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»)
- МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
- МКФ в Готвальдове (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
- МКФ в Марианских Лазнях (ЧССР) (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
- МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»)
- МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»)
- МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»)
- МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)[12]
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
- 1922 — Доля ты русская, долюшка женская — Василий, сын зажиточного крестьянина Егора[13]
- 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — Глумов
- 1924 — Стачка — бригадир
- 1925 — Броненосец «Потёмкин» — старший офицер Гиляровский
- 1929 — Старое и новое — водитель трактора
- 1930 — Горе и радость женщины (короткометражный, Швейцария)
- 1938 — Волга, Волга — капитан спасательного буксира
- 1960 — Русский сувенир — пилот
- 1974 — Скворец и Лира — генерал
Режиссёр и сценарист[править | править код]
Участие в фильмах[править | править код]
- 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
- 1983 — Любовь Орлова (документальный)
Фильмы и телепередачи о Григории Александрове[править | править код]
- 2006 — «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (телесериал) (Украина). В роли Г. Александрова — А. Мухарский.
- 2015 — «Орлова и Александров» (телесериал). В роли — А. Белый.
- 2015 — «Эйзенштейн в Гуанахуато» (фильм). В роли — Р. Слятис.
- 2020 — «Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров» (документальный фильм)[14].
Память[править | править код]
- В Москве, на доме 29 по Большой Бронной улице, где проживал режиссёр, установлена мемориальная доска ему и Л. Орловой.
Примечания[править | править код]
- ↑ Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ filmportal.de — 2005.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #122770692 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. — С. 453.
- ↑ АЛЕКСАНДРОВ / Н. М. Зоркая // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
- ↑ Время новостей, № 11, 23 января 2003
- ↑ Григорий Александров // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ Герой Социалистического Труда Александров Григорий Васильевич
- ↑ Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0..
- ↑ Lyubov Orlova — Russian Life (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2014. Архивировано 17 июля 2014 года.
- ↑ Бахарева Т. Внук Григория Александрова Григорий: «После смерти Любови Орловой дед женился на моей матери» // Газета «ФАКТЫ» (Париж—Киев). — 2005. — Выпуск газеты otkaz_stalinu_strannyy_brak_i_millionnye_sberezheniya_tayny_lyubovi_orlovoy Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой — АиФ
- ↑ Александров, Григорий Васильевич — RuData.ru
- ↑ Сергей Юткевич, Юрий Сергеевич Афанасьев — Кино: энциклопедический словарь — Советская энциклопедия, 1986. — 637 с. — С. 17.
- ↑ Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 29 апреля 2020 года.
Литература[править | править код]
- Фролов И. Д. Григорий Александров. — М.: Искусство, 1976. — 226 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.
- Салис Р. «Нам уже не до смеха»: Музыкальные кинокомедии Григория Александрова / Пер. с англ. В. А. Третьякова. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 360 с. — (Кинотексты). — 1000 экз. — ISBN 978-5-86793-972-4.
- Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.
- Николай Надеждин. Григорий Александров и Любовь Орлова: «Любовь на двоих». — М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-98551-101-7.
- Утёсов Л. О. Спасибо, сердце! Воспоминания, встречи, раздумья. — М.: Центрполиграф, 2016. — 382 с. — ISBN 978-5-9524-5210-7.
Ссылки[править | править код]
- Григорий Александров на сайте журнала «Сеанс»
- Григорий Васильевич Александров. Сайт «Герои страны».
- В. А. Разумный Воспоминания современника о Г. В. Александрове
- Григорий Александров — любимец Кремля и народа (статья к 100-летию со дня рождения)
- Муж Орловой побоялся оставлять наследство внуку
Источник
Это был очень странный брак. 76-летний прославленный режиссер Григорий Александров женился на бывшей жене своего единственного сына Дугласа.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Григорий Александров прославился своими комедиями “Веселые ребята”, “Цирк”, “Весна” и многими другими. Главные роли в них неизменно исполняла его жена и муза Любовь Орлова. Орлова и Александров вместе жили и работали. Для каждого из них этот брак был вторым. Первым мужем актрисы был политический деятель Андрей Берзин, но его арестовали и отправили в ГУЛАГ. Александров в первом браке был женат на девушке Ольге, участнице эстрадного коллектива “Синяя блуза”. В 1925 году у Григория и Ольги родился сын Дуглас, получивший столь необычное для России имя в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса.
Григорий Александров в молодости
Григорий Александров не часто уделял время семье, в то время он часто бывал с режиссером Сергеем Эйзенштейном заграницей. Вернувшись из очередной долгой поездки он узнал, что Ольга увлеклась другим мужчиной. Супруги развелись, Григорий полностью сосредоточился на кинокарьере. В то время он встретил свою единомышленницу Любовь Орлову. Орлова не хотела иметь детей, она хотела стать величайшей советской кинозвездой.
Григорий Александров и Любовь Орлова
Вместе они добились очень многого, стали самой знаменитой парой того времени. Орлова и Александров были известны далеко за пределами СССР. Среди их друзей были Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и многие другие кинолегенды. Сталин подарил им огромный участок земли во Внуково, на котором они построили шикарную дачу. Жизнь Дугласа Александрова тем временем была несладкой. Он рано лишился матери, и остался фактически сиротой при живом отце, воспитывался то в детском доме, то у родственников матери.
дача Орловой и Александрова (фото Маргарет Бурк-Уайт)
Когда Дуглас повзрослел, отец попытался наладить с ним отношения, но было уже слишком поздно. Александров помог сыну поступить во ВГИК, дал небольшую роль в своем фильме “Встреча на Эльбе”. В 1952 году Дуглас угодил в тюрьму за антисоветскую агитацию, знаменитые родственники помочь ему не смогли (или не захотели). Через год Александров-младший вернулся из тюрьмы другим человеком. Он даже имя сменил, теперь его звали Василием. Вскоре Василий задумал жениться, его избранницей стала манекенщица Галина. Александров и Орлова его выбор не оценили. В 1954 году у Александрова-младшего родился сын, которого в честь талантливого деда назвали Григорием.
Дуглас (Василий) и Галина Крылова
На первом месте для Григория Александрова всегда стояло творчества. Организацией быта всегда занималась Любовь Орлова, она же заботилась о здоровье и самочувствие режиссера. Деньги тоже зарабатывала в основном Орлова. Она не только снималась в кино, но и выступала на сцене театра, давала концерты. Григорий привык к такому обращению, и когда актриса ушла из жизни, он был растерян. Кто теперь о нем позаботится? Режиссер попросил сына и его семью переехать к нему на дачу. Теперь всем заправляла Галина.
Григорий Александров с сыном и внуком
В 1978 году ушел из жизни 53-х летний Василий (Дуглас). 75-летний режиссер понимал, что скоро последует вслед за сыном. К тому времени стало понятно, что на Григория-младшего полагаться нельзя, он вырос непутевым молодым человеком, любил развлечения и красивых девушек, но совершенно не хотел работать. Александров ценил свой дом, тщательно оберегал архив. Он не хотел, чтобы всё это досталось внуку, который просто не понимал цены этим вещам. Тогда он принял решение жениться на вдове собственного сына, чтобы все наследство перешло к ней.
Григорий-младший с семьей
Галина заботилась о пожилом режиссере, следила за его здоровье, помогала сохранять архив. Официально она приходилась ему женой, но фактически была его сиделкой и помощницей. Этот брак продлился четыре года. Все наследство действительно досталось Галине, но она не долго им распоряжалась. Эта ещё не старая женщина пережила своего второго мужа всего на несколько лет. Знаменитая дача и архив перешли к Григорию-младшему. Случилось то, чего так боялся Александров. Внук переехал во Францию, дом сдавал кому попало, и тот вскоре пришел в негодность. Бесценный архив был большей частью разворован, а то, что осталось лежало в мусорных мешках.
Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал
Источник