Алексей коренев биография личная жизнь
Биография
Фильм «Большая перемена» поклонники таланта Алексея Коренева называют «народным кино». И правда: трудно найти человека, родившегося в СССР и не посмотревшего эту замечательную, полную света и доброго юмора ленту. После ее выхода молодые актеры, которым достались роли первого и второго плана, проснулись знаменитыми, а режиссер ощутил вкус народной любви и славы.
Режиссер Алексей Коренев
Закрепиться на киноолимпе мастеру помогли мелодрама «По семейным обстоятельствам» и комедийно-детективная лента «Ловушка для одинокого мужчины». Зрители цитировали фразы из фильмов Коренева и пересматривали киношедевры по несколько раз, «для настроения».
Эти ленты и сегодня остаются в «золотом фонде» российского кинематографа. Добрые, интеллигентные, легкие, без пошлости и «мордобоя» — они греют душу и заряжают позитивом.
Детство и юность
Родился будущий мэтр советского кино в 1927 году в столице в интеллигентной семье с купеческими корнями. Родители Коренева не бедствовали и не прозябали у заводского станка. Мама Мария Алексеевна в девичестве носила фамилию Ремина. В юности получила хорошее образование, став финансистом. Примером для Маши мог бы служить отец, открывший в Москве несколько магазинов, если бы не пагубное пристрастие к алкоголю, из-за которого глава семейства промотал и пропил состояние.
Отец Алексея Коренева тоже финансист — возглавлял финотдел Мосгорсовнархоза. В родословной Коренева-старшего были страницы, которые после революции пришлось тщательно скрывать: предками оказались известные ярославские купцы Соболевы.
Алексей Коренев
Биография будущего режиссера уже в юные годы потекла по творческому руслу. Его одноклассником оказался Олег Ефремов. После уроков друзья вместе бегали в драмкружок, где с упоением учились азам актерского мастерства и грезили о лучшем из искусств — кино.
Родители видели Лешу военно-морским инженером, но юноша проявил завидное упорство и выбрал профессию режиссера: в старших классах он окончательно определился, по какую сторону кинокамеры хотел бы стоять.
Коренев стал студентом ВГИКа в начале 1950-х. Однокурсниками москвича стали будущие легенды советского кинематографа Сергей Параджанов, Александр Алов, Марлен Хуциев и Юрий Озеров.
Фильмы
Карьера Алексея Коренева началась в середине 1950-х. В должности второго режиссера он набирался опыта, работая с молодым Эльдаром Рязановым. В содружестве они сняли «Карнавальную ночь» и «Берегись автомобиля».
Алексей Коренев (справа) на съемках фильма «Берегись автомобиля»
В 1959-м Коренев дебютировал как самостоятельный режиссер-постановщик. Но первый фильм постигла несчастливая судьба: от комедийной мелодрамы «Черноморочка» советские кинокритики не оставили камня на камне, разглядев в ней «буржуазную легкомысленность». Ленту положили на полку. Похожая участь ждала и вторую картину под названием «Урок литературы» — экранизацию рассказа Виктории Токаревой. Тут бдительные критики увидели «вредную идеологию».
В 1969 году Алексей Коренев подарил зрителям замечательную ленту «Адам и Хева», открывшую дверь в кинематограф Фрунзику Мкртчяну и Екатерине Васильевой. Спустя год на экраны вышла комедийная лента «Вас вызывает Таймыр», в которой снялись Евгений Стеблов, Зиновий Гердт и Валентина Талызина. В картине дебютировала дочь режиссера — Елена Коренева.
Елена Коренева в фильме «Вас вызывает Таймыр»
Работа получила теплый прием и снисходительные рецензии кинокритиков, но на экранах продержалась недолго: из-за эмиграции Александра Галича, чья пьеса легла в основу фильма, комедию сняли с проката.
Пик популярности карьеры Алексея Коренева пришелся на 1970-е, когда зрители увидели комедийную мелодраму «Большая перемена». Коренев не только стоял за режиссерским пультом, но и в тандеме с автором повести Георгием Садовниковым написал сценарий к фильму. Имя каждого из молодых актеров, сыгравших роли в комедии, сегодня известно зрителям России и стран постсоветского пространства.
Алексей Коренев на съемках фильма «Большая перемена»
Михаил Кононов, Светлана Крючкова, Евгений Леонов, Александр Збруев, Савелий Крамаров — лишь малая часть актеров, ставших звездами или, как в случае с Леоновым и Людмилой Касаткиной, засиявших с новой силой.
Закрепиться на советском киноолимпе мастеру длинного метра помогли ленты «Три дня в Москве» и «По семейным обстоятельствам», в которых ключевых персонажей сыграли Станислав Садальский, Наталья Варлей, Галина Польских и Евгений Евстигнеев.
Алексей Коренев на съемочной площадке
В 1980-х картин, которые могли бы сравняться по уровню успеха с «Большой переменой», Кореневу снять не удалось. А с развалом киноиндустрии в 1990-х слава мэтра померкла. Алексей Александрович снял лишь 2 ленты, сценарии к которым написал сам: «Ловушка для одинокого мужчины» и «Дура».
В первом детективно-комедийном фильме снялись Николай Караченцов, Вениамин Смехов и Юрий Яковлев. Во втором снова появился Караченцов, компанию которому составили блистательные Анна Самохина и Лариса Удовиченко. Этими работами Алексей Коренев попрощался со зрителями.
Личная жизнь
Режиссер любимых миллионами советских комедий побывал в браке дважды. Первой женой Коренева стала ассистентка режиссера, подбиравшая актеров, Наталья Константинова. Алексей Александрович заметил обаятельную молодую женщину на студии «Мосфильм» и вскоре женился.
Алексей Коренев и Наталья Константинова с дочерью Еленой Кореневой
Супруга подарила режиссеру двоих детей — дочерей Марию и Елену. Маша стала художником-графиком и сегодня живет в Америке, а Елена Коренева выбрала актерскую стезю и не прогадала.
Личная жизнь Алексея Коренева сделала новый виток, когда мэтр встретил вторую любовь. Светлана Коренева родила мужу третью девочку — Александру, ставшую пианисткой.
Алексей Коренев и его вторая жена Светлана
Отец Елены Кореневой, вынужденный ставить на ноги младшую дочь Сашу (на момент ее появления мэтру исполнилось 56 лет), брался за любую работу. Режиссура больше не приносила дохода, поэтому Алексей Коренев писал статьи для журнала-телегида и даже продавал газеты в подземных переходах. Побывавший в 1970-х на вершине олимпа человек тяжело переживал падение и «топил» горе в спиртном.
Смерть
Скончался отец киношлягеров в середине 1990-х. Он заработал двустороннее воспаление легких, продавая периодику в промозглых и продуваемых ветрами подземках.
Могила Алексея Коренева и его родных
В больницу 67-летнего Алексея Коренева доставили с пневмонией, а причиной смерти стал инфаркт.
Похоронили режиссера на Ваганьковском кладбище, в семейном захоронении, где покоились предки старинного рода.
Фильмография
- 1959 — «Черноморочка»
- 1968 — «Урок литературы»
- 1969 — «Адам и Хева»
- 1970 — «Вас вызывает Таймыр»
- 1972 — «Большая перемена» (также сценарист)
- 1974 — «Три дня в Москве»
- 1977 — «По семейным обстоятельствам»
- 1980 — «Ключ»
- 1981 — «Честный, умный, неженатый…»
- 1985 — Мой избранник»
- 1987 — «Акселератка»
- 1990 — «Ловушка для одинокого мужчины» (также сценарист)
- 1991 — «Дура» (также сценарист)
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 марта 2018; проверки требуют 27 правок.
Алексей Александрович Ко́ренев (2 мая 1927, Москва — 26 февраля 1995, Москва) — советский режиссёр-комедиограф, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1971). Член КПСС с 1958 года[1]. Отец актрисы Елены Кореневой.
Биография[править | править код]
Родился в Москве в благополучной по тем временам семье Александра Алексеевича и Марии Алексеевны Кореневых. Отец служил начальником финансового отдела Мосгорсовнархоза, сам происходил из семьи чиновника городской управы; среди его предков также были известные ярославские купцы 1-й гильдии Соболевы, что приходилось скрывать после революции. Мария Коренева (в девичестве Ремина) была служащей, также работала в финансовой сфере, выросла в состоятельной, но позднее разорившейся московской семье — её отец, владелец нескольких магазинов, спился и промотал всё состояние после внезапной смерти жены[2][3].
Коренев учился в одной школе с Олегом Ефремовым, вместе они занимались в драмкружке[3]. В 1951 году Коренев окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Занимался в мастерской Игоря Савченко, на одном курсе с такими известными в будущем кинематографистами, как Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Генрих Габай, Феликс Миронер, Юрий Озеров, Марлен Хуциев. Родители хотели, чтобы Алексей стал военно-морским инженером, и выбор профессии режиссёра не одобрили[2].
Работал вторым режиссёром на картинах Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), «Дайте жалобную книгу» (1964) и «Берегись автомобиля» (1966). В «Берегись автомобиля» Коренев также исполнил эпизодическую роль «любопытного» покупателя в комиссионке у Димы Семицветова.
Как режиссёр-постановщик дебютировал в 1959 году с лирической комедией «Черноморочка», которую советская пресса подвергла жёсткой критике «за буржуазную легкомысленность». Свою следующую картину «Урок литературы» по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья» Коренев снял лишь спустя 10 лет, однако её сразу положили «на полку» как идеологически вредную[2].
Телевизионный фильм «Вас вызывает Таймыр» (1970) по мотивам одноимённой пьесы Константина Исаева и Александра Галича получил хорошие отзывы, но уже через несколько лет его убрали из эфира из-за эмиграции Галича[2]. В фильме в одной из главных ролей также дебютировала дочь режиссёра Елена Коренева.
Широкую известность Коренев получил после выхода многосерийного телефильма «Большая перемена» (1972—1973), снятого по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям». Зрительское признание имела лирическая комедия «По семейным обстоятельствам», снятая в 1977 году по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам». Иронический детектив «Ловушка для одинокого мужчины» (1990) по одноименной пьесе Робера Тома также пользовался успехом.
С развалом советской киноиндустрии режиссёр остался без работы. Чтобы прокормить семью, он писал статьи в «ТВ ПАРК», занимался продажей газет и журналов в переходах. Тогда же начал выпивать. Вскоре он простудился и заболел двусторонним воспалением легких[3].
Скончался Алексей Коренев в 1995 году от инфаркта, когда проходил лечение в больнице. Похоронен в семейно-родовом захоронении на Ваганьковском кладбище[4].
Семья[править | править код]
- Первая супруга — Коренева (Константинова) Наталья Андреевна, много лет проработала ассистентом режиссёра по актёрам на киностудии «Мосфильм»; в молодости снялась в эпизодических ролях: Тони Иванихиной (нет в титрах) в первой версии фильма «Молодая гвардия» Сергея Герасимова, а также в дебютной картине мужа — «Черноморочка» (1959).
- Мария Алексеевна Коренева (род. 20 мая 1950) — старшая дочь, художник-график, живёт в США; снялась в небольших ролях в фильмах «Большая перемена» и «Три дня в Москве».
- Внук – Кирилл Павлович Грушко (род. 23 августа 1977).
- Елена Алексеевна Коренева — средняя дочь, актриса, литератор, сценарист, режиссёр.
- Мария Алексеевна Коренева (род. 20 мая 1950) — старшая дочь, художник-график, живёт в США; снялась в небольших ролях в фильмах «Большая перемена» и «Три дня в Москве».
- Вторая супруга — Светлана Коренева
- Александра Алексеевна Коренева — младшая дочь (родилась во втором браке в 1983 году), пианистка, клавесинистка, преподаватель МГК им. П.И. Чайковского[5], создатель популярного блога о барочной музыке Baroque4you; снялась в короткометражном фильме Елены Кореневой «Ноктюрн Шопена» (1998)[6].
Память[править | править код]
30 апреля 2012 года на телеканале «Культура» в цикле «Острова» состоялась премьера документального фильма «Незнакомый режиссёр знакомых фильмов», приуроченного к 85-летию со дня рождения Алексея Коренева[7] (режиссёр — Денис Чуваев).
Анатолий Мукасей, кинооператор, Народный артист РФ:
…Я поражался, как Лёша умел создавать атмосферу на съёмочной площадке. Это очень важно, особенно для комедии.
…Лёшина и съёмочной группы энергетика идёт с экрана. Неважно, с большого экрана в кинотеатре или по телевидению. Потому что то, что было там заложено, то, что было там придумано всеми — и актёрами, а в основном, конечно, Лёшкой — оно всё отдаётся, всё попадает в наши души. Лёша — это счастье.
Фильмография[править | править код]
Режиссёрские работы[править | править код]
- 1959 — Черноморочка
- 1968 — Урок литературы
- 1969 — Адам и Хева
- 1970 — Вас вызывает Таймыр
- 1972 — Большая перемена
- 1974 — Три дня в Москве
- 1977 — По семейным обстоятельствам
- 1980 — Ключ
- 1981 — Честный, умный, неженатый…
- 1985 — Мой избранник
- 1987 — Акселератка
- 1990 — Ловушка для одинокого мужчины
- 1991 — Дура
Сценарные работы[править | править код]
- 1972 — Большая перемена
- 1990 — Ловушка для одинокого мужчины
- 1991 — Дура
Актёрские работы[править | править код]
- 1966 — Берегись автомобиля — покупатель в комиссионке у Семицветова (в титрах не указан)
- 1969 — Варвара-краса, длинная коса — эпизод
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью с Еленой Кореневой: «Мой папа печальный оптимист» (журнал «Огонек»)
Источник
Премьера одного из самых любимых советских фильмов «Большая перемена» состоялась в апреле 1973 года. Тогда никто из создателей картины не мог представить, насколько она станет дорога зрителям и будет популярна не один десяток лет. Вот только мало кому известно о трагической судьбе режиссера этого шедевра – Алексея Коренева.
Алексей Коренев и его «Большая перемена»
Детские и юношеские годы
Родословная талантливого режиссера очень интересна. Его предками были ярославские купцы Соболевы. Отец возглавлял финотдел Мосгорсовнархоза, мама тоже была финансистом, получила хорошее образование. Дед, по материнской линии, владел несколькими магазинами в столице. Правда, из-за пагубного пристрастия к алкоголю все промотал.
В школе Алексея больше привлекали гуманитарные предметы. С детства дружил с Олегом Ефремовым, с которым учился в одном классе. После уроков ребята бегали в драмкружок и постигали азы актерского мастерства.
Несмотря на протесты родителей, которые видели сына военным-морским инженером, решил поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Экзамены сдал успешно, учился на курсе Игоря Савченко. Его однокурсниками были: Владимир Наумов, Александр Алов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, Марлен Хуциев.
Кинематограф
Творческий путь Коренева начался очень удачно. Принимал непосредственное участие, как второй режиссер, в съемках легендарного фильма «Карнавальная ночь» (1956). Позже самостоятельно снял лирическую картину «Черноморочка», мелодраму «Урок литературы» и комедию «Адам и Хева». Судьба ещё не раз сводила Коренева с Эльдаром Рязановым, работал над картинами «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля».
Андрей Миронов, Галина Волчек и Алексей Коренев (справа) в фильме «Берегись автомобиля»,
Первый успех Алексей Александрович ощутил после того, как снял приключенческую ленту «Вас вызывает Таймыр» (1970). Главную героиню сыграла его дочь Елена Коренева. Также в картине можно увидеть замечательных актеров: Евгения Стеблова, Екатерину Васильеву, Зиновия Герда, Юрия Кузьменкова, Евгения Весника.
Но одной из лучших его работ была признана комедия «Большая перемена». Алексей Коренев в тандеме с Георгием Садовниковым написал увлекательный сценарий, а потом тщательно подбирал актеров. Наверное, поэтому фильм получился добрым, веселым, как говорится, на века.
После премьеры киноленту буквально разобрали на цитаты, а песня «Мы выбираем, нас выбирают…», в исполнении Светланы Крючковой, очень полюбилась зрителям. Мы знаем, что вы помните, кто сыграл главных героев, но всё равно хочется их вспомнить: Михаил Кононов, Евгений Леонов, Александр Збруев, Савелий Крамарев, Наталья Богунова, Виктор Проскурин, Наталья Гвоздикова и др.
Окрыленный таким невероятным успехом, Коренев через пару лет приступил к съемкам комедии «Три дня в Москве», где тоже звучат потрясающие песни («Одна снежинка», «Новогодний вальс», «Тает снег» и др.).
Алексей Коренев, Людмила Зайцева и Галина Польских на съёмках фильма «По семейным обстоятельствам». 1977 год (files.vm.ru)
В 1977-м году талантливый режиссер порадовал зрителей ещё одним своим шедевром – «По семейным обстоятельствам». Фильм смотрится на одном дыхании. И это не удивительно, ведь в нем задействованы великолепные актеры: Евгений Стеблов, Галина Польских, Евгений Евстегнеев, Марина Дюжева, Евгения Ханаева, Владимир Басов, Анатолий Папанов и др.
После небольшого перерыва Алексей Александрович попытался создать нечто подобное, но ни один из его последующих фильмов не имел такой же успех. Всего успел самостоятельно снять 13 картин. Коренев не только создавал картины, но и писал сценарии, а также сыграл небольшой эпизод в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса» и комедии «Берегись автомобиля».
Личная жизнь
Со своей будущей супругой Коренев познакомился на студии «Мосфильм». Девушку звали Наталья Константинова. Занимала должность – ассистент режиссера. Вскоре молодые люди поженились. В этом браке родились две дочери. Старшая, Мария, стала художником-графиком (живет в Америке). Младшая, Елена, пошла по стопам отца, снялась в таких знаменитых фильмах, как: «Тот самый Мюнхгаузен», «Сватовство гусара», «Экипаж», «Покровские ворота».
Елена Коренева, кадр из фильма «Вас вызывает Таймыр», 1970
Сохранить отношения двум творческим личностям не удалось. У Алексея закрутился роман, его новую избранницу звали Светлана. Вскоре у пары родилась малышка Александра. Она стала пианисткой.
Вначале девяностых Коренев оказался в трудном положении, режиссура ему не приносила доход. Алексей Александрович брался за любую работу, писал статьи для журналов и даже продавал газеты в подземных переходах. Конечно, режиссер тяжело переживал своё падение и пытался заглушить душевную боль алкоголем.
Алексеей Коренев с женой Светланой (24smi.org)
26 февраля 1995 года Алексея Коренева не стало. Причина – воспаление легких и инфаркт. Похоронен талантливый режиссер, Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР на Ваганьковском кладбище в городе Москве.
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ???? и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Нам очень важна ваша поддержка!
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники
Источник
Алексей Коренев – создатель легендарных картин “Большая перемена”, “По семейным обстоятельствам”. В его фильмографии не так много работ, но большая часть из них вошла в золотую коллекцию советского кинематографа. В статье рассказано о жизненном и творческом пути режиссера.
Ранние годы
Что известно о такой выдающейся личности, как Алексей Коренев? Биография его не очень хорошо известна поклонникам отечественного кино. Более того, многие и не знают о том, кто является создателем знаменитой картины “Большая перемена”. Все же приведем основные факты из жизни режиссера.
Алексей Коренев родился в Москве. Окончил режиссерское отделение ВГИКа в 1951 году. Будущий режиссер “Большой перемены” учился на одном курсе с Параджановым, Хуциевым, Озеровым. Спустя восемь лет после окончания вуза Алексей Коренев дебютировал в кино с картиной “Черноморочка”. Но еще до этого события он приобрел некоторый режиссерский опыт, будучи помощником Эльдара Рязанова на съемках комедии “Карнавальная ночь”.
Семья
Алексей Коренев был дважды женат. Первая жена – Наталья Константинова – много лет проработала в качестве ассистента режиссера. От этого брака у режиссера было две дочери. Старшая – Мария – по профессии художник, но сыграла две эпизодических роли в картинах отца. Елена Коренева – средняя дочь режиссера – известная советская и российская актриса, прославившаяся после премьеры киноленты “Романс о влюбленных”.
Второй женой героя этой статьи была Светлана Коренева. В 1983 году у супругов родилась дочь Александра.
Алексей Коренев ушел из жизни в 1995 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Фильмография
Алексей Коренев – режиссер таких картин, как “Урок литературы”, “Адам и Хева”, “Вас вызывает Таймыр”. Но настоящая известность к нему пришла после выхода на экраны фильма “Большая перемена”. Это произошло в 1972 году. Спустя пять лет снял лирическую комедию “По семейным обстоятельствам” Алексей Коренев. Фильмы, которые режиссер создал в восьмидесятые годы и начале девяностых: “Ключ”, “Мой избранник”, Ловушка для одинокого мужчины”, “Акселератка”, “Дура”. Ниже представлена краткая информация о самых известных работах режиссера.
“Большая перемена”
На съемочной площадке при создании этого фильма Коренев работал с выдающимися актерами. Имена многих из них в начале семидесятых годов были плохо знакомы советским зрителям. Но после премьеры картины “Большая перемена” эти артисты прославились на всю страну.
Главного героя – Нестора Петровича – сыграл Михаил Кононов. Прежде этот актер в комедиях не играл. Согласно воспоминаниям Кононова, на съемочную площадку к Кореневу он попал случайно. Кроме того, режиссер хотел видеть в своей картине Андрея Мягкова. Тот прекрасно подходил на главную роль. Но после того как Мягкова утвердили, актер вдруг потребовал, чтобы и его жене (Анастасии Вознесенской) дали одну из ролей. В сюжете “Большой перемены” немало женских образов. Однако по определенным причинам Коренев отказал Мягкову в его просьбе. А Кононов, как известно, сыграл флегматичного учителя истории превосходно.
Александр Збруев – знаменитый российский актер. Но стал известным он именно благодаря роли в фильме Алексея Коренева. Даже спустя много лет после премьеры “Большой перемены” актера ассоциировали с легкомысленным Ганжой. И это при том, что в фильмографии Збруева несколько десятков ролей.
Судьбоносным участие в съемках фильма Алексея Коренева стало и для Светланы Крючковой. На роль Ледневой режиссер уже утвердил другую актрису, но однажды случайно встретился на Мосфильме со студенткой старшего курса МХАТа. Крючкова сыграла роль ученицы вечерней школы, благодаря чему после получения диплома была приглашена во все столичные театры. Стоит сказать, что в “Большой перемене” режиссер снял и свою старшую дочь (в роли одной из учениц).
“По семейным обстоятельствам”
Успех картин Алексея Коренева объясняется, прежде всего, замечательным актерским составом. Анатолий Папанов, Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Евгения Ханаева, Евгений Стеблов – все эти звезды отечественного кино сыграли в картине “По семейным обстоятельствам”.
Фильм Алексея Коренева отражает реалии семидесятых годов. Герои картины занимаются обменом квартир, прибегая к услугам агентов, деятельность которых в советские времена была запрещена. Тем не менее кинолента Коренева интересна и сегодняшним зрителям. Ведь в центре сюжета человеческие отношения, разногласия между близкими людьми. А эта тема актуальной будет всегда.
Источник