Алексей покровский биография личная жизнь дети
Алексе́й Никола́евич Покро́вский (1 марта 1924 — 30 августа 2009) — советский и российский актёр, певец, Народный артист РСФСР.
Биография[править | править код]
В 1945 году был принят в труппу МХАТа. В 1977 году покинул театр из-за расхождений во взглядах с Олегом Ефремовым.
С конца 1940-х годов снимался в кино, в том числе в фильмах «Звезда» (1949) и «Верные друзья» (1954).
Большую известность получил и как исполнитель песен и романсов. В 1960—1980-х годах исполнил на телевидении 12 музыкально-поэтических композиций, в которых были представлены лучшие стихи и песни эпохи в интерпретации артиста, аккомпанировавшего себе на малой венской семиструнной гитаре. Как минимум в пяти из этих фильмов-концертов, а также в трёх грампластинках А. Покровского, аккомпанемент (вместе с другими музыкантами) исполняет инструментальный ансамбль под управлением Анатолия Цадиковского. Лауреат телеконкурсов «Песня-74» («Песня о фабричном гудке») и «Песня-75» («Бери шинель, пошли домой»).
Похоронен на Ваганьковском кладбище (26 участок)[1].
Работы[править | править код]
Роли в кино
- 1949 — Звезда — замполит лейтенант Мещеряков.
- 1953 — Таинственная находка — (эпизод, в титрах не указан).
- 1954 — Верные друзья — младший лейтенант милиции.
- 1960 — Повесть пламенных лет — (эпизод).
- 1962 — Интервью у весны (фильм-спектакль) — доктор Гаспар Арнери (сцена из спектакля «Три толстяка»).
- 1968 — Поздняя любовь (фильм-спектакль) — Доримедонт, писарь у Маргаритова.
- 1972 — Приваловские миллионы — (эпизод).
- 1977 — Три сестры (фильм-спектакль по пьесе А. П. Чехова) — Родэ.
Исполнение песен
- 1976 — Аты-баты, шли солдаты… (худ. фильм) — песня «Бери шинель…».
Фильмы-концерты
- 1978 — С чего начинается Родина (литературно-музыкальная композиция).
- 1983 — Басни И. А. Крылова и шуточные песни — чтец и исполнитель песен, автор композиции.
- 1983 — Любимые женщины — исполнитель стихов и песен, автор композиции.
- Сердцу милый край — исполнитель стихов и песен на стихи А. Кольцова, И. Никитина, И. Сурикова.
- Стихи и романсы.
- С. Есенин — исполнитель стихов и песен.
- Много вёрст в походах пройдено — исполнитель стихов и песен, автор композиции.
Радиопостановки
- 1983 — Любимые женщины (часть 1, часть 2)
- 1977 — С чего начинается Родина (часть 1, часть 2)
Участие
- 1981 — Романса трепетные звуки (док. фильм-концерт) — исполнитель песен «В минуты музыки» и «Улетели листья» (начало на 43 минуте).
Озвучивание
- 1958 — Краса ненаглядная (мультфильм) — Иван Царевич.
- 1964 — Заюшкина избушка (пластинка) — чтец.
- 1965 — Лисичка со скалочкой (пластинка) — чтец.
- 1968 — Волшебник Изумрудного города (фильм-спектакль).
- 1968 — Василиса прекрасная (пластинка) — ведущий.
- 1969 — Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке (пластинка).
- 1978 — Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери (пластинка).
- 1989 — Илья Муромец и Соловей-разбойник (пластинка) — сказитель.
Грампластинки[2][3]
- 1965 — Старинные романсы (Всегда и везде за тобою. Не тверди. Ночи безумные. Наглядитесь) — 33Д-00016191-2.
- 1973 — Русские народные песни и романсы — С20-05959-60.
- 1976 — Русские старинные романсы.
- 1977 — Русские народные песни и романсы — С20-08717-18.
- 1978 — С чего начинается Родина (литературно-музыкальная композиция) — С60-11325-6.
- 1978 — Родина (литературно-музыкальная композиция по произведениям С. Есенина) — Д-034427-28.
- 1979 — Русская поэзия в народных песнях.
- 1979 — По солдатским дорогам (литературно-музыкальная композиция) — С40-12539-40.
- 1987 — Все как прежде, все та же гитара (С20-25843-005).
Награды и звания[править | править код]
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Заслуженный артист РСФСР (3 апреля 1969)
- Народный артист РСФСР (1 декабря 1981)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Алексей Покровский // Красная книга российской эстрады (kkre-39.narod.ru)
- Покровский А. Н. // Киносозвездие (kinosozvezdie.ru)
- Интервью с А. Покровским (2 декабря 2001) // Радиостанция «Эхо Москвы»
Источник
Алина Покровская
Больше полувека Алина Покровская отдала театру, однако широкую известность обрела благодаря кинематографу. Снявшись в фильме «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым, артистка покорила сердца зрителей. Увы, повторить успех картины ей больше не удалось. Это не сильно огорчало актрису: сцену она всегда уважала больше съемочной площадки.
29 февраля Алине Станиславовне исполняется 80. В ее жизни до сих пор присутствует творчество, но не любовь: минуло почти 10 лет, как артистка овдовела. В день рождения звезды театра вспоминаем ее нелегкую судьбу.
АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ
Алина Покровская пошла по стопам матери и стала актрисой
Алина Станиславовна появилась на свет в Донецке в семье, напрямую связанной с искусством: ее мама Александра Коваленко прославилась как актриса и певица, а папа служил работником сцены. Когда родители расстались, девочке не исполнилось и года. Ее детство сложно было назвать счастливым и из-за тягот войны.
«Мне было всего полтора года, когда меня разлучили с мамой и отправили в эвакуацию с ее младшей сестрой — тетей Линой. Мы перебрались во Фрунзе и там два с половиной года жили. Потом Лина досрочно окончила медицинский институт и уехала на фронт, а меня отослали в Чимкент к маме. Я ее не узнала и какое-то время называла тетей. Потом все наладилось, мы переехали в Вологду, где мама выступала в филармонии», — делилась Покровская.
Вскоре в жизни Коваленко появился новый избранник, дирижер Валентин Александров. Отчим сумел заменить Алине папу. К тому же именно Александров привил ребенку любовь к прекрасному: ходил с ней на спектакли, в библиотеки и музеи.
«Я с детства мечтала о сцене, но долго стеснялась об этом говорить, — признавалась Покровская. — Я казалась себе неуклюжей, некрасивой, нескладной, на всех фотографиях — в последнем ряду».
Роль Любы Трофимовой стала вершиной кинокарьеры актрисы
Осуществить заветное желание она смогла с переездом в Москву: Александру Коваленко пригласил в ансамбль сам Исаак Дунаевский. Вскоре Алина выучила весь репертуар артистов, и как-то раз Дунаевский застал ее за примеркой сценического костюма. Мэтр поинтересовался, умеет ли ребенок танцевать — в труппе заболела балерина, исполнявшая партию маленькой девочки. Этот случай проложил Алине Покровской дорогу на сцену и дал необходимый опыт, чтобы в дальнейшем продолжить актерскую династию.
Звездами рождаются: 10 самых влиятельных династий шоу-бизнеса
По окончании школы девушка с первого раза поступила в Щепкинское училище. В 1962-м она устроилась в Театр Советской армии, которому в итоге посвятила всю жизнь. Актриса блистала в «Дяде Ване» и «Душе солдата», «Даме с камелиями» и «Британике». Она получала главные роли в ключевых постановках и вскоре стала местной звездой.
Последующие роли Алины Покровской в кино остались незамеченными
Кинокарьера Алины Станиславовны началась с картин «Государственный преступник» и «Урок литературы». После этих работ на артистку обратил внимание режиссер Владимир Роговой. На роль Любы в его «Офицерах» претендовали Лариса Лужина, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, однако в итоге честь воплотить на экране героиню выпала Покровской. Это был звездный час актрисы: после премьеры ее называли «русской Гретой Гарбо».
48 лет спустя: как сложились судьбы актеров из фильма «Офицеры»
Как ни странно, но картина Рогового так и осталась единственным громким успехом Алины Станиславовны на экране. К сожалению, роман с кино у артистки не сложился. «Компания в «Офицерах» была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой. А сейчас приходишь на съемки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной, — отмечала актриса. — Мне нужен зритель, глаза, дыхание зала, его энергетика».
Сделав выбор в пользу театра, Алина Покровская все же засветилась еще в нескольких фильмах: «Нежданный гость», «Трое в лодке, не считая собаки», «Слабости сильной женщины». Кроме того, артистка рано начала работать на радио, а ее голос до сих пор востребован в дубляже. Так, звезда участвовала в озвучивании «Унесенных ветром».
НЕУДАЧНЫЕ БРАКИ
Владимир Сошальский много раз женился
Первую любовь актриса встретила в стенах Щепкинского училища. Алексей Покровский был намного старше студентки и преподавал на ее курсе. Поддавшись мимолетному порыву, наставник и воспитанница поженились. Однако долго брак не просуществовал: видимо, сказалась разница в возрасте. От мужа артистке остались лишь воспоминания и фамилия, под которой ее узнала вся страна.
Вторую попытку обрести семейное счастье Алина Станиславовна предприняла с главным сердцеедом советского кино — Владимиром Сошальским. Актриса закрыла глаза на то, что даже сам Сошальский не мог припомнить всех своих романов и браков. Первой супругой артиста считают Ольгу Аросеву, хотя она не раз открещивалась от любых связей с ловеласом в интервью. После донжуан начал отношения с Нинель Подгорной. Затем Владимир ушел к Марии Скуратовой, а в итоге вновь вернулся к покинутой Нинель…
«Все ее мужчины сначала спивались, а потом умирали»: проклятье Ольги Аросевой
Мягко говоря, на Сошальского было трудно положиться. Но Покровская верила, что ради нее актер изменится и станет примерным семьянином. Конечно, она жестоко ошиблась: как и прежде, важнее дома для Владимира оказались веселые попойки с друзьями. Алина Станиславовна мечтала о ребенке, однако и тут муж имел другое мнение — у него уже росла дочка Катя от Подгорной, к чему еще дети? Спустя девять лет Алина Покровская оставила попытки перевоспитать супруга и развелась с ним.
«Надо сказать, Володя никогда никого не бросал, все покидали его. И никогда он своим женам не изменял! А бросали потому, что у него много друзей, в квартире постоянно гости, он в загулах — Дом актера, ресторан, застолья», — поясняла актриса.
В отличие от Покровской, Нонна Мордюкова спустя полгода поняла, что Сошальский ей не пара
Новой избранницей Владимира стала Нонна Мордюкова. В отличие от Покровской, Нонне Викторовне хватило нескольких месяцев, чтобы понять: с кутилой и балагуром Сошальским ей делать нечего.
Близкий друг Нонны Мордюковой: «Она меняла мужчин как перчатки»
«Потом мы столкнулись с Нонной на пробах к фильму «Комиссар», и она меня спросила: «Сколько лет ты прожила с Сошальским?». Я ответила: «Девять», она говорит: «Герой!» — рассказывала Алина Покровская.
СЧАСТЬЕ НА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Окружающие долго считали, что у Покровской роман с Георгием Юматовым
Только в третьем союзе, со звездой фильма «Третье измерение» Германом Юшко, актриса, наконец, поняла, что такое крепкая семья. Они познакомились в театре, постоянно играли влюбленных, так что вскоре страсть перешла со сцены в реальность. В тот период Покровская уже работала в «Офицерах», и ходили слухи, что она крутила роман с Георгием Юматовым.
Аборты жены, алкоголизм и убийство: что погубило звезду картины «Офицеры» Георгия Юматова
«Это в какой-то степени правда, Юматов за мной ухаживал, — поясняла артистка. — Но я уже тогда любила будущего мужа. Он был замечательным! Все умел: сам построил дачу, готовил, делал домашнюю работу. Постоянно что-то мастерил, увлекался разными проектами, я его в шутку называла Маниловым. Никогда не жаловался, был настоящим мужчиной».
В третьем браке сбылась и мечта Покровской о материнстве. Она подарила мужу сына Алексея, которым супруги могли гордиться.
«Он окончил исторический факультет МГУ с красным дипломом и работает в Государственном историческом музее в отделе источников», — рассказывала актриса.
C Германом Юшко актриса создала крепкую семью
К сожалению, безоблачное счастье не бывает вечным. С возрастом здоровье стало подводить Германа Ивановича, у него обнаружили рак. Врачи настояли на срочной операции на кишечнике. Процедура действительно принесла актеру облегчение. Семья надеялась, что худшее осталось позади, но коварное заболевание вернулось: метастазы нашли в печени, затем недуг перекинулся и на легкие…
Четыре года Покровская боролась за жизнь мужа, устроила его в военный госпиталь, сама вела переговоры с докторами. Ничего не помогало, и артисту выписали направление в хоспис. Поначалу Алина Станиславовна не хотела везти туда возлюбленного, но домашний уход оказался недостаточным: сил терпеть боль у мужчины уже не было, а нужные лекарства не выдавали даже по рецепту.
«Он провел в хосписе одну ночь и один день, — со слезами на глазах вспоминала актриса. — Его уносили уже в бессознательном состоянии. У мужа не было глотательного рефлекса, и волонтер подсказала мне смачивать ему губы мокрой марлей. Потом она смерила ему давление и молча вышла. Муж тяжело, хрипло дышал и вдруг открыл глаза и ясно посмотрел на меня, схватил за руку. Я твердо ему сказала: «Ты только ничего не бойся». И он умер… Потом зашла волонтер и сказала: «Я знала, что это последние минуты, и не хотела вам мешать».
Вдова звезды «Овода» Андрея Харитонова: «Эта боль никогда не уйдет»
Со смертью Германа Ивановича в ноябре 2010-го артистка осталась совсем одна в скромной двухкомнатной квартире: сын и внук приезжают только по выходным. Спасают Покровскую лишь сильный характер и работа в театре. До сих пор она участвует в важных мероприятиях в сфере искусства, в частности, в концертах и творческих встречах, посвященных «Офицерам».
По материалам «АиФ», «Собеседник».
Фото: PhotoXPress, архив «СтарХита», личный архив, кадры из фильмов «Офицеры», «Трое в лодке, не считая собаки», «Третье измерение»
Источник
Страница памяти народного артиста РСФСР
Алексея Николаевича Покровского —
певца Родины, жизни и любви,
яркого представителя русской культуры.
(1 марта 1924 г. – 30 августа 2009 г.)
Краткая биография:
Алексей Николаевич Покровский родился 1 марта 1924 года
и вырос в Москве, в семье врачей Елизаветы Васильевны
и Николая Михайловича Покровских.
С самого детства мечтал стать артистом.
В 1941 году окончил 9-й класс школы №156 Ленинградского района
г. Москвы и в начале войны был эвакуирован в Томск, где работал механиком-сборщиком, затем бригадиром сборочной бригады Томского завода №355 Народного Комиссариата вооружения СССР.
В 1944 – 1945 годах учился в Театральном училище имени М.С.Щепкина
при Малом театре СССР, в 1945 – 1948 годах – в Школе-Студии МХАТ
имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе СССР имени М.Горького.
В 1948 – 1977 годах – артист МХАТа СССР имени М.Горького.
(В 1949 – 1950 годах – лаборант кафедры мастерства актера.)
В 1977 – 1991 годах – артист Государственного концертно-гастрольного объединения “Росконцерт”.
Создатель и исполнитель литературно-музыкальных программ на радио и телевидении, чтец, исполнитель русских романсов и песен.
Лауреат телеконкурсов “Песня – 74” и “Песня – 75”.
Ушел из жизни 30 августа 2009 года после продолжительной болезни.
Похоронен на Ваганьковском кладбище, участок №26.
Личная жизнь.
Четырежды был в официальном браке:
1. — с Клементиной Ростовцевой.
2. — с Еленой Кабатченко (родилась дочь Елена).
3. — с Алиной Покровской ( Новак).
4. — с Ириной Покровской (Пластининой) (родилась дочь Екатерина).
Телевизионные работы (литературно-музыкальные композиции):
1. “Гармонь” (А.Твардовский).
2. “Тамбовская казначейша” (М.Лермонтов).
3. “Сердцу милый край” (А.Кольцов, И.Никитин, И.Суриков).
4. “Коробейники” (Н.Некрасов).
5. “Родина” (С.Есенин).
6. “Лирика Некрасова” (Передача).
7. “Страницы из романа Л.Толстого “Война и мир”. Сцена “У дядюшки, после охоты””.
8.”С чего начинается Родина” (Стихи советских поэтов, песни).
9.”Нам дороги эти позабыть нельзя” (Военная программа).
10.”Басни Крылова и русские народные песни”.
11. “Вечер русской поэзии и старинного романса”.
12.”Много верст в походах пройдено” (Военная программа).
Радиозаписи (литературно-музыкальные композиции):
1. А.С.Пушкин. “Вновь я посетил” (1974).
2. “Жизнь раскинулась вольною степью”. (Стихи А.Кольцова, А.Блока, И.Никитина, песни и романсы).
(Выложена в интернет, как “Вся жизнь моя” ( по названию первого стихотворения “Вся жизнь моя — как сине море…” А.Кольцова) и как “Знакомые строки” (по названию прошедшей по радио передачи).(1977).
3. И.А.Крылов “Басни и русские народные песни” (1979).
4. М.Ю.Лермонтов. Стихи и песни. (1981).
5. “Любимые женщины” (1982).
6.”Много верст в походах пройдено” (Военная программа).
7. Н.Некрасов “Я песни Родине слагал”. (1973).
8.”Памяти М.Ю.Лермонтова”.
9. “По солдатским дорогам” (Военная программа).
10. “Русь”. (1984).
11. “С чего начинается Родина”. (1977).
12. Сергей Есенин. “Милые березовые чащи”. (1980).
13. Сергей Есенин. “Персидские мотивы”. (1975).
14. Сергей Есенин. “Родина”. (1973).
15. Сергей Есенин. “Эта улица мне знакома” Стихи и песни.
(Начало — стихи “Запели тесаные дроги” и песня “Я снова здесь, в семье родной…”).
16. Сергей Есенин (песни композитора Юрия Зацарного).
(Начало: музыкальное вступление и “Сергей Есенин. О себе.” Заканчивается песней “Журавлиной порою” на стихи Н.Рубцова. Идущая далее песня “Не жалею, не зову, не плачу” к этой композиции отношения не имеет.).
17. “Сон русского на чужбине”.
18. “Только раз бывает в жизни встреча”. Стихи и романсы.
(Выложена в интернете под названием “Всегда и везде за тобою”).
19. “Ты помнишь, Товарищ!”. (1975).
20. “Я люблю тебя, жизнь”. (по стихам поэтов СССР).
21. “Нам дороги эти позабыть нельзя” (Военная программа).
22. М.Ю.Лермонтов. “Тамбовская казначейша” (1977)..
23. Николай Рубцов “Русский огонек”.
(Выложена в интернете под названием “Тихая моя Родина”).
24. Николай Рубцов “Тихая моя Родина” (Авторская программа).
(В интернет выложены лишь фрагменты программы, смонтированные чудовищно: с наложением на вступление к песне записи ее более раннего звучания. Начало — стихи “По мутным скверам проходит осень, лицо нахмуря…” и песня “Замерзают мои георгины”).
25. “Дорога” (1986).
26. “Гусар”. Старинный романс. (Авторская программа).
27. “Воспоминание о песне” (Авторская программа).
28. “Русский романс”. (Авторская программа).
29. Сергей Есенин “Есть одна хорошая песня у соловушки”. (Авторская программа). (В интернет выложена испорченная запись композиции (нечистое звучание) вместе с бывшими далее на кассете “Персидскими мотивами”). Выпущенная на кассете, эта программа имела название “Соловушка”.
30. Сергей Есенин “Жизнь – обман”. (Авторская программа).
(Выложена в интернете, как “Ты в сердце светишь, Русь”).
31. “Дороженька”. (Авторская программа).
32. “Солдатчина”. (Авторская программа).
33. “Два романса”. (Авторская программа).
34. “Люблю тебя, моя Россия”.
Другие радиоработы А.Н.Покровского систематизировать просто не представляется возможности, настолько они многочисленны и разнообразны…
Здесь и состоящая из двух частей передача о Шаляпине, и спектакль “Сергей Есенин”, где он играл Есенина, и спектакль “Максим Перепелица”, где он играл Перепелицу, и былины, и детские сказки, и многое-многое другое…
Любимой работой Алексей Николаевич мог заниматься без конца, и дом звукозаписи был его вторым домом…
Неполный перечень спектаклей и ролей во МХАТе СССР им. Горького:
“Зеленая улица” А.Сурова (1948) — Матвеич.
“Поздняя любовь” А.Н.Островского (1949) — Доримедонт.
“Мещане” М.Горького (1949)– студент Шишкин, Петр.
“Разлом” Б.Лавренева (1950) — боцман Швач.
“Вторая любовь” по Е Мальцеву (1950).
“Плоды просвещения” Л.Толстого (1951) — 3-й мужик.
“Залп Авроры” М.Большинцова, М.Чиаурели (1952) — молодой рабочий.
“Ломоносов” Вс.Иванова (1953) — Калина Судьин.
“Последняя жертва” А.Н.Островского (ввод) — купец-москвич.
“Лермонтов” Б.Лавренева (1954) — солдат Вакхов.
“Двенадцатая ночь” Шекспира (1955) — Мальволио.
“Зимняя сказка” У.Шекспира (1958) — молодой пастух, старый пастух.
“Дядя Ваня” А.П.Чехова (1947) (ввод) — Телегин (Вафля).
“Третья патетическая” Н.Погодина (1958) — Проня (молодой рабочий).
“Три толстяка” Ю.Олеши (1961) — доктор Гаспар Арнери.
“Хозяин” И.Соболева (1961) — Проня.
“Бронепоезд 14-69” Вс.Иванова (1963) — матрос.
“Три сестры” А.П.Чехова — Родэ.
“Шестое июля” М.Шатрова (1965) — Черепанов (член ЦК партии левых эсеров).
“Сталевары” Г.Бокарева (1972) — Вова НикотИн.
Награды и звания:
1. Медаль “В память 800-летия Москвы” (1948).
2. Заслуженный артист РСФСР (3 апреля 1969 г.).
3. Народный артист РСФСР (1 декабря 1981 г.)
Пожалуй, в театре не найти такой пьесы и такого амплуа актера, которые выразили бы в должной степени все то тонкое, возвышенное и сокровенное, что всегда было присуще поэту и поэзии…
Алексей Николаевич Покровский не раз сетовал на то, что в театре приходится играть лишь то, что дают (если вообще дают…), а не то, чего так властно и настойчиво требует для своего выражения душа… Особый поэтический настрой ее требует особого театра — театра поэзии и песни, театра одного актера…
Раз соприкоснувшись с миром есенинской поэзии и затем безоглядно погрузившись в нее, как в отражение многих своих собственных черт, Алексей Николаевич получил в ней богатейший материал для выражения его в художественном слове и песне, неиссякаемый и вечный источник для создания литературно-музыкальных программ…
Именно это и определило дальнейшую судьбу артиста.
“Я упустил время, я слишком поздно начал…” — так говорил он…
Ирина Покровская (Пластинина).
Источник