Алиса фрейндлих биография личная жизнь дети
Полное имя: Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения: 8 декабря 1934 г. (возраст – 86 лет)
Знак зодиака: Стрелец
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург), СССР (Россия)
Рост: 153 см
Семейное положение: в разводе
Страница на Wikipedia: перейти
Неповторимая Алиса Фрейндлих с первого появления на сцене или в кадре притягивает внимание и не отпускает зрителя до самого конца. Ее творческая биография богата на роли в фильмах и спектаклях разного жанра, каждая из которых свидетельствует ее многогранном таланте.
Биография
Актриса родилась зимой тридцать четвертого года в Ленинграде. Ее родители были увлечены театром, и для ее отца, Бруно Артуровича Фрейндлиха он стал делом всей жизни. Мать Алисы Бруновны, Ксения Федоровна, приехала в Северную столицу из Пскова, где на театральных курсах познакомилась с молодым актером, немцем по национальности, ставшим вскоре ее мужем. После рождения дочери, которую мама хотела назвать Натальей, но по настоянию Бруно Артуровича названной Алисой, семья поселилась в коммуналке, окна которой выходили на Исаакиевский собор.
На фото: Алиса Фрейндлих в детстве
Семейная жизнь Ксении и Бруно продлилась около шести лет и, когда началась война, Алиса Фрейндлих жила уже только с матерью и бабушкой. Блокада началась спустя пару дней после того, как она пошла в первый класс, и на долю актрисы выпало пережить эти невыносимые годы. Только благодаря бабушке, которая выдавала скудные крохи хлеба строго в определенное время, им удалось выжить.
«Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба», – вспоминает актриса.
В одну из бомбежек была полностью разрушена их квартира, к счастью, семья успела укрыться в бомбоубежище. Многие привычки, приобретенные в годы блокады, сохранились у Алисы Бруновны на всю жизнь – она, как и многие блокадники, не может выбросить ни крошки хлеба. Ей назначена пенсия, как блокаднице, но ее актриса не получает, а перечисляет в детский дом.
На фото: родители Алисы Фрейндлих
Детские годы биографии Алисы Фрейндлих были омрачены еще и тем, что окружающие с осуждением смотрели на их небольшую семью, ведь они состояли в родстве с людьми, чья национальность в те годы воспринималась крайне враждебно. Из-за фамилии ее даже не хотели принимать в школу, но Алиса Бруновна настояла на том, чтобы носить фамилию отца.
Алиса Фрейндлих в молодости
Такое отношение психологически давило, поскольку Алиса чувствовала, с каким презрением к ней относятся многие одноклассники. Как только окончилась война, мать забрала дочку и отбыла с ней в Таллинн, где они прожили три года. Здесь Алиса пошла в третий класс, а когда закончила пятый, они с мамой вернулись в Ленинград. К тому времени отец Алисы Фрейндлих уже был женат на другой женщине, запрещавшей ему видеться с дочкой, но Бруно Артурович, тем не менее, находил возможность, чтобы тайком встречаться с Алисой.
На фото: Алиса Фрейндлих с дочерью и отцом
Тем временем она подрастала и все сильнее стремилась стать актрисой. Эта мечта поселилась в ней в раннем детстве после того, как совсем маленькой девочкой Фрейндлих попала на дипломный спектакль, в котором играли оканчивавшие консерваторию тетя и ее муж. С тех пор любимой игрой девочки стала игра «в театр».
После возвращения в родной Ленинград Алиса начала заниматься в драмкружке, руководили которым Мария Призван-Соколова, актриса БДТ, и ее муж. Под их влиянием Фрейндлих влюбилась в театр еще больше и не представляла без него своего будущего. Кроме того, они помогли Алисе Бруновне с поступлением в Ленинградский театральный институт им. Островского. Годы учебы не были легкими, а в какой-то момент ее чуть было даже не отчислили, но заступился ее мастер – Борис Зон.
Театр
После окончания вуза Алиса Бруновна была принята в труппу театра им. Комиссаржевской – работу в нем актриса называет хорошей школой, подарившей ей огромный опыт игры на сцене. Несмотря на характеристику, данную ее преподавателем Зоном, согласно которой Алиса Бруновна рекомендована в качестве ведущей актрисы, в театре Комиссаржевской ей приходилось довольствоваться только теми ролями, от которых отказывалась его ведущая актриса Эмма Попова, а начинать пришлось с ролей в амплуа травести.
Актриса в молодости
Дебютной ролью в этом театре для Алисы Бруновны стал подросток в «Человеке с портфелем, ради которой ей пришлось выучить несколько фраз на французском языке, которого она до этого совершенно не знала.
Проработав в этом театре четыре года, Фрейндлих перешла в другой – им. Ленсовета, в котором задержалась на двадцать два года. В этом театре ей удалось максимально глубоко раскрыть свой актерский талант, и произошло это благодаря его руководителю Игорю Владимирову.
«Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему», – говорит Алиса Бруновна.
Очень быстро она стала примой этого театра, а Владимиров, выбирая репертуар, ориентировался, прежде всего, на Алису Фрейндлих. В этом театре актриса сыграла множество ярких ролей, среди которых Катарина в «Укрощении строптивой», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Таня в одноименной пьесе Арбузова и другие, каждая из которых подчеркивала ее индивидуальность и неповторимость.
Алиса Фрейндлих на театральной сцене
Следующим театром стал большой драматический, в который актриса пришла в восемьдесят третьем году. Тогда им руководил Георгий Товстоногов, с радостью принявший Алису Бруновну и сделавший ее одной из ведущих актрис театра.
Первым спектаклем с участием Фрейндлих в нем стала постановка «Киноповесть с одним антрактом», а одной из самых запоминающихся ее работ была роль леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».
Кино
Кинематографическая биография Алисы Фрейндлих стартовала еще в годы учебы в театральном вузе – она снялась в эпизодических ролях в кинолентах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». На протяжении почти двух десятков лет Алисе Фрейндлих приходилось довольствоваться ролями второго плана, и только в семьдесят четвертом она сыграла свою первую главную роль в кино – Анну в кинофильме «Анна и Командор».
Актриса в фильме «Анна и Командор»
Ее партнерами по фильму были талантливые артисты – Иннокентий Смоктуновский, Василий Лановой. Несмотря на то, что участие Фрейндлих в этом фильме было подвергнуто критике, благодаря роли Анны актриса навсегда развеяла миф о своей некиногеничности. Середина семидесятых стала переломной в кинокарьере актрисы – она сыграла несколько ролей, благодаря которым обрела огромную популярность у зрителей и режиссеров.
“Служебный роман”
Знаковой для Алисы Фрейндлих стала роль Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман», которую актриса играла с большим интересом – ее дуэт с Андреем Мягковым сразу покорил зрителей. Роль в «Служебном романе» принесла актрисе оглушительную популярность, а ее незабываемый проход в преображенном виде в начале второй серии зрители каждый раз смотрят с восторгом.
Блистательно актриса сыграла роль Анны Австрийской в сериале «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором в очередной раз продемонстрировала свои великолепные музыкальные способности – в кадре она не только играет, но и поет.
У Тарковского Фрейндлих снялась в роли супруги главного героя в фильме «Сталкер». На эту роль изначально готовилась жена режиссера, но, увидев на пробах, как играет Алиса Бруновна, Тарковский без сомнений утвердил ее.
“Сталкер”
В своем последнем на сегодняшний день фильме «Карп отмороженный» Фрейндлих снялась в 2017 году, получив за эту роль премию «Ника». Продюсером проекта был внук актрисы, и ради того, чтобы съемки состоялись, Никита не побоялся заложить квартиру.
«Я бы не стал этого делать, если бы не некоторые обстоятельства. Деньги все не находились, а перенести съемки было невозможно, тем более что магическим образом все сложилось в один момент…», – говорит Никита Тарасов.
Он не ошибся – фильм вышел великолепный и получил приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале. Алиса Бруновна создала еще множество великолепных образов, снимаясь в большом кино и телесериалах, каждый раз доказывая, насколько она универсальная и талантливая актриса.
Личная жизнь Алисы Фрейндлих
Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.
На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев
В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.
«Мы еще не разошлись, когда я влюбилась в Игоря Петровича. Но я влюбилась на расстоянии. Два года мы так работали, я была влюблена мертвецки», – признается Алиса Бруновна.
Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.
На фото: Игорь Владимиров
Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»
Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.
«Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей», – говорит актриса.
Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.
Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.
С дочерью Варварой
Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.
На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей
Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.
Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.
По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.
После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию. Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно.
Дети и внуки Алисы Фрейндлих
Оказавшись в театре им. Ленсовета, Алиса Бруновна быстро стала его ведущей актрисой и музой главного режиссера Игоря Владимирова, ставшего впоследствии ее супругом. В этом союзе родилась дочь актрисы Варвара, и, возможно, детей Алисы Бруновны было бы больше, но в те годы ни на что кроме творчества у нее не оставалось времени – они с Игорем Петровичем днем и ночью пропадали в театре, и на воспитание даже одного ребенка у них не хватало времени.
Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой
Варвара – поздний ребенок, и это тоже можно объяснить тем, что актриса была полностью поглощена работой. По словам Фрейндлих, в молодости думать о детях было некогда, потом она долго не могла забеременеть, и лишь после длительного лечения смогла стать матерью, и благодарна за это судьбе.
Актриса с внуками
Сначала Варю воспитывала мама Алисы Бруновны Ксения Федоровна, но когда внучке было три года, она умерла. Причиной смерти стал внезапный инсульт. После похорон мамы Фрейндлих по-прежнему была почти все время занята на работе, она наняла няню, сидевшую с Варварой, пока той не исполнилось десять лет.
«Когда не стало бабушки, со мной оставались няня и совсем юная мамина приятельница Элла, которая со мной играла, гуляла, читала мне…», – вспоминает Варвара Владимирова.
Недостаток материнского внимания сказалось на том, что Варя плохо училась в школе, не успевала по большинству предметов. После школы дочь Алисы Бруновны решила продолжить дело родителей и стала актрисой – на вопрос о том, кем она хочет стать, юная Варвара неизменно отвечала, что все равно кем, лишь бы находиться в театре. И это не удивительно, ведь, сколько она себя помнит, в театре она провела немало времени, когда была ребенком, и всегда находила в нем массу всего интересного.
Свое детство дочь актрисы называет самым счастливым временем – сослуживцы Алисы Бруновны относились к Варваре очень тепло. Немало талантливых людей побывало и у них дома. В пятнадцать лет состоялся ее творческий дебют в музыкальном спектакле, поставленном ее отцом, «Лишний билет».
Актриса с внучкой Анной
Варвара закончила заочное отделение ЛГИТМиКа, снялась в нескольких картинах, а сейчас участвует в спектаклях вместе со своей матерью. Ее карьера складывалась непросто – после окончания вуза Варвара Игоревна пришла на телевидение, была помощником режиссера, работала секретарем, снималась, а в какой-то момент решила отказаться от карьеры и посвятить себя семье, но через несколько лет вернулась в профессию, став телеведущей.
В ее трудовой биографии были даже попытки заняться собственным бизнесом, и тогда она вместе с подругой открыла студию маникюра. Она была замужем за вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Тарасовым, но осталась вдовой – супруг погиб при взрыве «Невского экспресса» десять лет назад. Варвара Владимирова – мама сына Никиты и дочери Анны. Внуки Алисы Фрейндлих тоже выбрали творческие профессии – оба стали продюсерами, при этом Никита взял фамилию своего знаменитого дедушки – Владимиров.
В прошлом году на сцене Большого драматического театра, в котором служит его бабушка, состоялась премьера его спектакля «Волнение», главная роль в котором изначально писалась автором, драматургом Иваном Вырыпаевым, специально для Алисы Бруновны Фрейндлих. Актриса блистательно сыграла свою героиню, воплотив замысел режиссера. Этой ролью актриса отметила тридцатипятилетие своей деятельности в БДТ.
На фото: Фрейндлих в спектакле «Волнение»
Сегодня Никита и Анна достаточно занятые люди и видеться с бабушкой внукам удается не часто. В свое время, когда погиб супруг Варвары, Алиса Бруновна стала для семьи дочери главной поддержкой – она всегда заботилась о внуках, старалась участвовать во всех событиях их жизни. А сегодня она уже и прабабушка – внучка Алисы Фрейндлих в прошлом году родила дочку Соню, правнучку прославленной актрисы. Анна замужем за актером Алексеем Мышинским, познакомилась с которым в годы учебы.
Слухи о смерти Фрейндлих
О том, что актриса больна и вот-вот умрет, впервые появились в 2011 году. Они были вызваны тем, что тогда Алиса Бруновна тяжело заболела и попала в больницу. К счастью, слухи были преувеличены, и их опровергла сама актриса.
«Журналисты меня уже в постель уложили. А напрасно! Я не в клинике, не на больничном. Здорова и полна сил. Чувствую себя хорошо. Хотя, как все нормальные люди, иногда болею. У меня много планов и работы», – говорила тогда Фрейндлих.
Не лучшим образом на состоянии здоровья актрисы сказывается ее давняя привычка – Алиса Фрейндлих начала курить в тридцать пять лет, после того, как умерла ее мама. Курение стало причиной осложнений в кишечнике, операцию на котором она перенесла в 2011 году, тем не менее, отказываться от этой привычки Алиса Бруновна не собирается.
Несмотря на преклонный возраст, она и сейчас занята в театре и, согласно последним новостям, великолепно сыграла роль Ульи Рихте в спектакле БДТ «Волнение», поставленном в прошлом году. На спектакли с участием Фрейндлих стремится попасть многочисленная армия поклонников актрисы, и, к сожалению, удается это далеко не всем. Хочется надеяться, что и нынешний, 2020-й год, подарит поклонникам великой актрисы радость встречи с ней в каком-нибудь новом спектакле.
Источник
Биография
Алиса Фрейндлих не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной актрисой, а не киношной.
«Театральный артист властен над ролью. Персонажи живут столько, сколько идет спектакль. И можно что-то упущенное дочувствовать, додумать».
Актриса Алиса Фрейндлих
А кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если актер уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.
Детство и юность
Российская и советская актриса театра и кино Фрейндлих Алиса Бруновна родилась в декабре 1934 года в Ленинграде. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Молодая девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.
Семья отца актрисы переехала в Россию ещё при правлении императрицы Екатерины Второй. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.
Алиса Фрейндлих в детстве и сейчас
Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Какое-то время поработав там, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.
Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать девочку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской.
Алиса Фрейндлих в молодости
С детских лет будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и её супруга, заканчивающих консерваторию. Это событие сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.
До начала Второй мировой отец Алисы уехал с театром на гастроли в Ташкент. Ксения и Бруно решили расстаться. Девочка осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.
Алиса Фрейндлих пережила блокаду Ленинграда
В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период, как сaмый тяжелый и сaмый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Девочка выжила благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.
Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны женщина с дочкой переехала в Таллин.
Алиса Фрейндлих в молодости
В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и закончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и девочка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминает актриса, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.
В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант девочки и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступает в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.
Театр
После успешного окончания театрального института Алису пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы. В театре Комиссаржевской молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали приму Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала. Но Алиса Бруновна безмерно благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре она сыграла больше десяти ролей.
Алиса Фрейндлих в театре
В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала главной актрисой. Руководитель уловил специфику ее актерского таланта. Владимиров при выборе репертуара ориентировался на индивидуальность Фрейндлих.
Фильмы
Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли актрису почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Актриса сыграла школьницу в «Бессмертной песни», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в фильме «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождение зубного врача».
Алиса Фрейндлих в фильме «Полосатый рейс»
Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974-м. Актрису задействовали в целой серии достаточно популярных кинофильмов. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.
Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга артистки в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского прозаика – «Тайна Снежной королевы».
Алиса Фрейндлих и Василий Лановой в фильме «Анна и Командор»
Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с 4-й попытки – не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.
Музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся Михаил Козаков и Михаил Боярский.
Алиса Фрейндлих в комедии «Соломенная шляпка»
Когда Андрей Тарковский приступил к экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел жену Ларису. По совету оператора картины пригласили на пробы Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова не подошла по возрасту. Алисе довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с постановщиком. В 2015-м Фрейндлих на фестивале «Зеркало», носящем имя Тарковского, вручили премию «За вклад в кинематограф».
Всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в фильме, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»
Актриса учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Артистка сама нашла подходящий костюм для своей героини, походку скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в фильме Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плoхой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале фильма и цветущую женщину после преображения Кулагиной.
Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркую роль секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Кулагиной стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.
Трейлер фильма «Служебный роман»
После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла ещё одну выдающуюся роль – королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.
Затем Алиса сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» – классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.
Алиса Фрейндлих в роли королевы Анны
В 1981 году в жизни Фрейндлих произошли запоминающиеся события, которые повлияли на её дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала ещё 2 года.
В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и других.
Алиса Фрейндлих в спектакле «Коварство и любовь»
Параллельно актриса снималась в кино: «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», «Бесприданница» и других.
После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить фильм Тодоровского «Подмосковные вечера», принесший актрисе первую премию «Ника» за главную женскую роль.
Алиса Фрейндлих и Лариса Гузеева в драме «Жестокий романс»
После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась в 2004 году, её пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером актрисы по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны Фрейндлих получила вторую «Нику».
Критики тепло приняли персонажа актрисы, отметив, что Фрейндлих по-новому раскрыла образ старой женщины – сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.
Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов в фильме «На Верхней Масловке»
В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».
В 4-й части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.
Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили
В 2009 году Алиса сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского.
Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать фильм байопиком, а воспринимать как картину, основанную на стихах ?