Алла шелест биография

Алла шелест биография thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 марта 2020; проверки требуют 3 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шелест.

Алла Яковлевна Ше́лест (1919—1998) — советская прима-балерина.

Биография[править | править код]

Родилась 26 февраля 1919 года[3] в Смоленске. Училась в ЛХУ у Е. П. Гердт и А. Я. Вагановой. В 1937—1963 годах — балерина ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 1952—1955 годах педагог ЛАХУ имени А. Я. Вагановой. В 1959—1963 годах — балетмейстер-репетитор ЛАТОБ имени С. М. Кирова; в 1970 году — педагог-репетитор Будапештского театра оперы и балета; в 1965—1970 годах — преподаватель кафедры режиссуры (курс Мастерство балетмейстера) в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1971 году — Педагог — репетитор в «Aterballetto» в Реджо-нель-Эмилия, Италия; дальнейшем имела статус «guest professor» — приглашённого педагога. Работала в разных компаниях, в том числе в Мариинском театре (1989—1994).

В 1970—1973 годах была главным балетмейстером Куйбышевского театра, на сцене которого поставила балеты «Лебединое озеро», «Жизель».

Партии в спектаклях[править | править код]

  • 1940 — Балет «Тарас Бульба» — Оксана, на Сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова, балетмейстер — Фёдор Лопухов
  • 1946 — «Золушка» — Злюка , балетмейстер — Сергеев, Константин Михайлович
  • 1951 — «Шурале» — Сюимбике
  • «Пламя Парижа». Мирель де Пуатье. Балетмейстер Василий Вайнонен, композитор Борис Асафьев.
  • 1956 — «Спартак» — Эгина, балетмейстер — Леонид Якобсон
  • 1957 — «Каменный цветок» Катерина, Хозяйка медной горы, ассистент балетмейстера, постановка — Юрия Григоровича
  • 1961 — «Маскарад». Баронесса Штраль. Балетмейстер Борис Фенстер, композитор Л.Лапутин.
  • «Легенда о любви» — Мехменэ Бану, балетмейстер Юрий Григорович
  • «Лебединое озеро» — Одетта и Одиллия
  • «Баядерка» — Никия
  • «Ромео и Джульетта» — Джульетта, балетмейстер Леонид Лавровский
  • «Конёк-Горбунок» — Царь-девица
  • «Жизель» — Жизель, Мирта
  • «Раймонда» — Раймонда
  • 1943 — «Спящая красавица» — Аврора, Фея Сирени
  • «Вальпургиева ночь» — Вакханка
  • «Бахчисарайский фонтан» — Зарема
  • «Слепая» (на музыку Мануэля Понсе, в аранжировке Я. Хейфеца). «Поцелуй» (на музыку К.Дебюсси). «Вечный идол»(из триптиха на темы О. Родена, на музыку К. Дебюсси, партнёр — И. Чернышёв) — «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона
  • «Шопениана» — «Прелюд» и «Седьмой вальс»
  • «Египетские ночи» — Клеопатра
  • «Лауренсия» (на музыку А. Крейна) — Лауренсия,Хасинта, балетмейстер Вахтанг Чабукиани.
  • «Дон Кихот» — Уличная танцовщица
  • Моно-балет «Перекрёсток» — «Муза поэта», балетмейстер Рафаил Вагабов, гитара — Пако де Лючия.

Из отзыва Вадима Гаевского

«В недрах движения — не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца — невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная — одинокая — фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству. И полная внутренних видений — в чём её главный, счастливый и мучительный дар, тот дар, которым она одаривала посвящённых…

Врожденный ассоциативный талант Шелест позволял ей наполнять отвлеченный хореографический текст красочным образным подтекстом. Эффект был нагляден и очень велик…»

Жила в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в доме № 5 на улице Куйбышева, напротив особняка Матильды Кшесинской.

Могила А. Я. Шелест на Литераторских мостках

Скончалась 7 декабря 1998 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Семья[править | править код]

Её первым (фактическим) супругом был знаменитый советский хореограф Юрий Григорович. Позже балерина вышла замуж за хореографа и балетмейстера Рафаила Вагабова.

Балетмейстер-постановщик[править | править код]

  • 1957 — «Каменный цветок», ассистент балетмейстера (на музыку С. С. Прокофьева)
  • 1965 — «Дон Кихот». Куйбышевский театр оперы и балета. Хореография Горский-Петипа в редакции Шелест. 1967 театр Оперы и балета г. Тимишоара, Румыния.
  • 1970 — «Жизель» — Тарту, Ванемуйне, 1973 Куйбышевский театр, 1975 Таллин, Эстония. Хореография Перро-Петипа в редакции Шелест.

В различные годы ставила концертные номера на музыку советских и зарубежных композиторов.

Фильмография[править | править код]

  • 1952 — Концерт мастеров искусств[6]
  • 1960 — «Хореографические миниатюры»
  • 1989 — «Бумажные глаза Пришвина»

Награды и звания[править | править код]

  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение партии Злюки в балетном спектакле Золушка С. С. Прокофьева
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение партии Сюимбике в балетном спектакле «Шурале»
  • Заслуженная артистка РСФСР (7 мая 1953)
  • Народная артистка РСФСР (22 июня 1957)

Сочинения[править | править код]

  • 1964 — Алла Шелест. «Шекспир в моей жизни». — СПб, 1964. — (4).
  • 1979 — Алла Шелест. «Диалектика педагогики». — СПб, 1979. — (11).
  • 1982 — Алла Шелест. «Академия танца». — СПб, 1982. — (5).
  • 1988 — Алла Шелест. «Сопричастность». — СПб: «Нева», 1988. — (9).

Библиография[править | править код]

  • 1941 — В.Красовская. «А. Шелест». — Л., 1941. — (3).
  • 1960 — В. Прохорова. «Одухотворённая пластика». — Л., 1960. — (16).
  • 1962 — Г. Уланова. «А. Шелест». — Л., 1962. — (11).
  • 1963 — Е. Луцкая. «А. Шелест-Клеопатра». — Л., 1963. — (4).
  • 1964 — Б. Львов-Анохин. «Алла Шелест». — Л., 1964. — (1).
  • 1968 — С. Гирс. «Юбилей А. Шелест». — Л., 1968. — (6).
  • 1983 — В.Прохорова. «В честь А. Шелест». — Л., 1983. — (20).
  • 1989 — Б. Львов-Анохин. «А. Шелест». — Л., 1989. — (20).
  • 1994 — Д. Черкасский. «Записки балетомана». — Л., 1994. — (20).
  • 2004 — Фотоальбом // «Легенда Аллы Шелест / The Legend of Alla Shelest» / Составители: Р. Володченков, С. Ковалева, С. Гирс. — Идея:С.И.Ковалёва. — Л.: «Пропилеи», 2004. — (20). — ISBN 5-98438-006-4.[7]
  • 2008 — Вадим Гаевский. «Явление Шелест» // «Наше Наследие». — 2008. — № 86.
  • Карп П. Умерла Алла Шелест // Мариинский театр : газета. — СПб., 1998. — № 9—10.
  • Красовская В. Алла Шелест // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 139—172. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2.
Читайте также:  Телеведущая барановская биография

Документальный фильм[править | править код]

  • Алла Шелест на YouTube — Документальный фильм/ Говорят её друзья: Борис Львов-Анохин, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вахтанг Чабукиани, Никита Долгушин, Мстислав Ростропович, Светлана Хумарьян
  • Алла Шелест на YouTube в телебалете «Хореографические миниатюры», 1960
  • Алла Шелест на YouTube в передаче «Абсолютный слух» на телеканале «Культура», выпуск 6/31. Дата 6 октября 2010 года

Память[править | править код]

  • в Самаре с 2001 года проходит ежегодный Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В 2011 г. он вошел в Ассоциацию Европейских Фестивалей[8].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Явление Шелест // — Статья Вадима Гаевского в журнале «Наше наследие»
  • Алла Шелест — фильм на YouTube
  • Фотогалерея Аллы Шелест на сайте «Мастера музыкального театра»
  • Фотографии Аллы Шелест на сайте «The Ballerina Gallery»
  • Могила Анны Шелест на мостках

Источник

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Вадим Гаевский (советский и российский театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств РФ) отмечал, что время расцвета Шелест пришлось на годы культурного мракобесия, ждановских докладов, запрета на музыку и стихи, закрытия театров, преследование (и часто уничтожение) гениев. С этим Шелест столкнулась сразу после выпуска из училища. Она была любимой ученицей Елизаветы Павловны Гердт, а после ее отъезда Агриппины Яковлевны Вагановой. Придя в Кировский театр, Шелест попала в обстановку травли Вагановой, в результате которой Агриппина Яковлевна покинула пост руководителя балетной труппы театра. Во всем этом участвовали и ее бывшие ученицы. Но не Алла Шелест! И вот эту нравственную чистоплотность она сохранила на всю жизнь. Многие считали балерину гордячкой: она не участвовала ни в каких «компаниях», не просила ролей, не умела интриговать и воевать за «место под солнцем», не предавала. Когда ее в расцвете сил отправили на пенсию, она ушла молча, без скандала.

Во время Великой Отечественной войны, в блокаду Алла, как и Ваганова, остались в городе на Неве. Есть воспоминания Шелест о том, как она выступала в блокадном Ленинграде. Позже ее вместе с Вагановой эвакуировали по Дороге жизни в Пермь, где они присоединились к театру.

После войны в Кировском балете царствовала Наталья Дудинская, которая очень ревностно относилась к Алле Шелест. Дудинская обладала так называемым административным ресурсом, поэтому Шелест вынуждена была танцевать во вторых-третьих составах, либо исполнять второстепенные партии, которые, впрочем, она тоже любила. Она никогда не бралась за то, что ей было чуждо, и говорила, что танцевала только роли, которые ей нравились. Говорят, что многие ее поклонники, когда она исполняла уличную танцовщицу в «Дон Кихоте», приходили специально только на первый акт, и когда она танцевала Мирту, демонстративно приходили ко второму акту балета «Жизель», в котором Шелест была задействована. А партию «Жизели» она получила только на двадцатом году работы в театре!

За свою творческую жизнь Алла Шелест станцевала 35 главных партий. На нее почти не ставили современные хореографы. Обычно она вводилась в уже идущие балеты. Так, «Бахчисарайскому фонтану» шел девятый год, когда артистке поручили роль Заремы. И Татьяна Вечеслова, танцевавшая Зарему раньше, признала ее превосходство. Но нашелся хореограф, который ставил для Аллы Шелест. И это был Леонид Якобсон – еще одна трагическая фигура в истории советского балета. Символично, что гениальный Якобсон ставил для гениальной Шелест. В 1956 году хореограф поставил балет «Спартак», где балерина исполнила партию Эгины. В этой роли Шелест сделала героиню шекспировского масштаба. «Спартак» до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра.

В 1959 году состоялась премьера программы «Хореографические миниатюры» в постановке Якобсона. В нее вошли номера, поставленные им раньше, в том числе «Слепая» на музыку Мануэля Понсе в аранжировке Яши Хейфеца (американский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи) с Аллой Шелест и Борисом Брегвадзе. Двенадцать миниатюр Якобсон поставил специально для этого спектакля. Алла Шелест также танцевала миниатюру «Вечный идол» на музыку Клода Дебюсси с партнером Игорем Чернышевым. В 1960 году была снят фильм-балет – экранизация «Хореографических миниатюр». Отрывок из фильма – миниатюру «Вечный идол» – показали в Мариинском театре на вечере, посвященном столетию Аллы Шелест (она родилась 26 февраля 1919 года). И даже по этой короткой записи можно оценить уникальный талант балерины и хореографа. Они значительно опередили свое время. Эта миниатюра – убедительное подтверждение того, что хореография Якобсона не просто современна, она – новаторская даже для сегодняшнего дня. А ведь этому балету 60 лет!

Читайте также:  Потомки пушкина в россии сегодня

Со вступительным словом на вечере, посвященном 100-летию Аллы Шелест, выступила Лариса Ивановна Абызова – педагог Академии имени Вагановой. А затем лучшие артисты труппы исполнили отрывки из балетов, в которых в свое время блистала Алла Шелест. Открыл вечер белый акт из «Лебединого озера»: солировали Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев. Затем, во втором отделении, был исполнен знаменитый второй акт со сценой погони из балета «Легенда о любви». Солировали Екатерина Осмолкина, Владимир Шкляров, Виктория Терешкина, Юрий Смекалов. Без сомнений Терешкина – лучшая Мехменэ Бану на сегодняшний день. Невозможно не восхищаться ее чувством стиля.

В третьем отделении зрители увидели дивертисмент, который открыли балеты Якобсона – адажио из «Шурале» (исполнители Рената Шакирова и Алексей Тимофеев) и дуэт Эгины и Гармодия из «Спартака» (исполнители Злата Ялинич и Иван Оскорбин). В вечере принимал участие весь цвет труппы Мариинского театра: Алина Сомова, Андрей Ермаков, Мария Ширинкина, Ксандер Париш, Кимин Ким, Елена Евсеева и другие. Из Москвы приехали народная артистка России Мария Александрова и премьер Большого театра Владислав Лантратов, которые исполнили па-де-де из балета «Дон Кихот», а гости из Самары (Алла Шелест несколько лет была главным балетмейстером Куйбышевского театра) Марина Накадзима и Сергей Гаген исполнили па-де-де из балета «Пламя Парижа». Зрители расходились уже около полуночи в полном восторге от увиденного.

В фойе бельэтажа Мариинского театра к 100-летию Аллы Шелест была открыта выставка. В экспозицию вошли фотографии, сделанные во время исполнения ею различных партий, а также снимки ее родителей (удивительно красивые интеллигентные лица!), детские фото Аллы, совместные снимки с Улановой и Качаловым. В витринах были выставлены костюмы, в которых Шелест исполняла партии Жизели, Авроры, феи Сирени, и пуанты, которые она использовала исключительно для сцены венчания в партии Джульетты. На экране демонстрировался небольшой фильм (правда, почему-то без звука), где есть кадры из балета «Гаянэ».

ИРИНА  СОРИНА

Источник

Артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра. Народная и заслуженная артистка РСФСР. Первая отечественная балерина, которая выехала на гастроли в Великобританию. В честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета.

Алла Шелест родилась 26 февраля 1919 года в городе Смоленск. Девочка с детства увлекалась творчеством, танцами, театром. После школы уехала в Санкт-Петербург в Академию русского балета. Училась девушка у таких мастеров как Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой.

После получения диплома академии в 1937 году поступила в труппу Мариинского театра. Это важное для ее жизни событие совпало с отставкой художественного руководителя балетной труппы Вагановой. Тогда многие отвернулись от Агриппины Яковлевны, но Аллы не было в их числе. Танцовщица отказалась принимать участие в массовой травле.

Судьба наградила Шелест величайшим талантом, но вместе с тем не дала шанса реализовать его в полной мере. Когда девушка пришла в театр, там уже блистали Уланова, Дудинская, Вечеслова. Начинать оказалось невероятно непросто. Ей редко доставались ведущие партии, однако в короткие четыре года, которые отпущены артистке до войны, Алла успела обрести своего зрителя и стать балериной, на имя которой публика шла в театр.

Когда началась блокада Петербурга, Алла осталась в городе. У матери случился сердечный припадок, выехать им не удалось. Тем временем родной театр эвакуирован в Пермь. Но Шелест не переставала танцевать. Голодная, из последних сил выходила на сцену Филармонии. В этот период своей жизни балерина не раз оказывалась на грани смерти. Однажды ей предложили выступить в госпитале. Не желая оставлять мать одну, Алла отправилась на концерт вместе с ней. Вдруг раздался вой сирен, с неба полетели бомбы. Мать и дочь чудом остались живы. Но возвращаться им было некуда, от дома остался один фундамент.

В это время у матери случился второй сердечный припадок, Алла поняла, что может потерять ее. Семья решилась выехать из города по Дороге жизни, вместе с ними блокадный Санкт-Петербург покинула и Агриппина Яковлевна Ваганова.

Читайте также:  Порошенко петр алексеевич фото

В 1953 году Шелест стала первой советской балериной, которая выехала на гастроли в Англию. Ее танец произвел настоящий фурор. В эту поездку артистка познакомилась с примой-балериной лондонского Королевского балета Марго Фонтейн. В их следующую встречу в Санкт-Петербурге Шелест преподнесла танцовщице золотую брошь, а Фонтейн подарила своей подруге дефицитные в то время капроновые чулки.

В 1956 году Леонид Якобсон специально для балерины создал партию Эгины в «Спартаке». А затем поставил миниатюру «Вечный идол». Пока хореограф работал в театре, Алла смогла на время забыть о своей невостребованности.

О своем увольнении на пенсию Алла Яковлевна узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Ей исполнилось всего 44 года. Уход со сцены артистка переживала болезненно, хотя вида не показывала. Женщина полностью окунулась в педагогическую деятельность. Теперь уже бывшая балерина преподавала не только в России, но и за рубежом.

Особый период жизни Шелест связан с Самарой. В 1966 году по приглашению главного балетмейстера Самарского театра Натальи Даниловой, Алла Яковлевна поставила на его сцене балет «Дон Кихот». А с 1970 по 1973 год занимала пост главного балетмейстера.

Всего за три года совместно с Рафаилом Вагабовым Шелест создала «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетную предосторожность» и «Жизель». Благодаря Алле Яковлевне, в труппе театра появились выпускницы Санкт-Петербургского хореографического училища.

Кстати, именно в Самаре, а не в Санкт-Петербурге в честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета. Третий по счету, в 1997 году, приурочен к 60-летию творческой деятельности Аллы Яковлевны. К сожалению, до следующего фестиваля, как и до своего 80-летнего юбилея, балерина не дожила.

Алла Яковлевна Шелест скончалась 7 декабря 1998 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Репертуар Аллы Шелест

1940 – Балет «Тарас Бульба» – Оксана, на Сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова, балетмейстер – Федор Лопухов
1946 – «Золушка» – Злюка , балетмейстер – Сергеев, Константин Михайлович
1951 – «Шурале» – Сюимбике
«Пламя Парижа». Мирель де Пуатье. Балетмейстер Василий Вайнонен, композитор Борис Асафьев.
1956 – «Спартак» – Эгина, балетмейстер – Леонид Якобсон
1957 – «Каменный цветок» Катерина, Хозяйка медной горы, ассистент балетмейстера, постановка – Юрия Григоровича
1961 – «Маскарад». Баронесса Штраль. Балетмейстер Борис Фенстер, композитор Л.Лапутин.
«Легенда о любви» – Мехменэ Бану, балетмейстер Юрий Григорович
«Лебединое озеро» – Одетта и Одиллия
«Баядерка» – Никия
«Ромео и Джульетта» – Джульетта, балетмейстер Леонид Лавровский
«Конек-Горбунок» – Царь-девица
«Жизель» – Жизель, Мирта
«Раймонда» – Раймонда
1943 – «Спящая красавица» – Аврора, Фея Сирени
«Вальпургиева ночь» – Вакханка
«Бахчисарайский фонтан» – Зарема
«Слепая» (на музыку Мануэля Понсе, в аранжировке Я. Хейфеца). «Поцелуй» (на музыку К.Дебюсси). «Вечный идол»(из триптиха на темы О. Родена, на музыку К. Дебюсси, партнер – И. Чернышев) – «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона
«Шопениана» – «Прелюд» и «Седьмой вальс»
«Египетские ночи» – Клеопатра
«Лауренсия» (на музыку А. Крейна) – Лауренсия,Хасинта, балетмейстер Вахтанг Чабукиани.
«Дон Кихот» – Уличная танцовщица
Моно-балет «Перекресток» – «Муза поэта», балетмейстер Рафаил Вагабов, гитара – Пако де Лючия.

Творчество Аллы Шелест

Балетмейстер-постановщик

1957 – «Каменный цветок», ассистент балетмейстера (на музыку С. С. Прокофьева)
1965 – «Дон Кихот». Куйбышевский театр оперы и балета. Хореография Горский-Петипа в редакции Шелест. 1967 театр Оперы и балета г. Тимишоара, Румыния.
1970 – «Жизель» – Тарту, Ванемуйне, 1973 Куйбышевский театр, 1975 Таллин, Эстония. Хореография Перро-Петипа в редакции Шелест.

Фильмография

1952 – Концерт мастеров искусств
1960 – «Хореографические миниатюры»
1989 – «Бумажные глаза Пришвина»

Сочинения

1964 – Алла Шелест. «Шекспир в моей жизни». – СПб, 1964. – (4).
1979 – Алла Шелест. «Диалектика педагогики». – СПб, 1979. – (11).
1982 – Алла Шелест. «Академия танца». – СПб, 1982. – (5).
1988 – Алла Шелест. «Сопричастность». – СПб: «Нева», 1988. – (9).

Награды и звания Аллы Шелест

Сталинская премия второй степени (1947) – за исполнение партии Злюки в балетном спектакле Золушка С. С. Прокофьева

Сталинская премия второй степени (1951) – за исполнение партии Сюимбике в балетном спектакле «Шурале»

Заслуженная артистка РСФСР (7 мая 1953)

Народная артистка РСФСР (22 июня 1957)

Семья Аллы Шелест

Первый муж – Юрий Григорович, знаменитый советский хореограф.

Второй муж – Рафаил Вагабов.

04.11.2020

Источник