Анастасия георгиевская актриса личная жизнь

Анастасия георгиевская актриса личная жизнь thumbnail

7 ноября исполняется 105 лет со дня рождения актрисы Анастасии Георгиевской. Сегодня ее помнят разве что коллеги и театралы в возрасте. Даром что любимый многими фильм «Большая перемена» сложно представить без пожилой интеллигентки Серафимы Павловны.

«Мадамы! — обращалась она к коллегам в учительской. — По сведениям тети Глаши, наш новый историк — мужчина. Да! Рекомендую всем привести себя в порядок. И впредь публично юбки не задирать, чулки не поправлять, новыми комбинациями не хвастаться. Всё должно быть шарман… Чёрт подери!»

В этой смеси французского с нижегоро… то есть с просторечным, была вся Георгиевская. Великая мхатовка родом из Орла, в три года оставшаяся сиротой, она могла и в жизни похулиганить, ввернуть острое словцо. А уж чувства юмора ей было не занимать. Говорят, знаменитые Тарасова и Степанова даже считали Георгиевскую не очень достойной звания мхатовки. А она любила… снижать пафос. 

Анастасия Георгиевская в роли учительницы английского языка в кинофильме «А если это любовь», 1962 год.

Анастасия Георгиевская в роли учительницы английского языка в кинофильме «А если это любовь», 1962 год. Фото: РИА Новости

Оправдать доверие Немировича

Родителей Георгиевская не помнила. Роковой 1917 год стал для нее невыносимой личной трагедией, обернувшейся сиротством. Детство прошло в школе-коммуне и фабрично-заводском училище. Получив профессии слесаря и токаря, будущая звезда МХАТа отправилась на машиностроительный завод. Да так и осталась бы, может, никому не известной работницей. Но, на счастье, судьба подсказала ей дорогу в самодеятельный театр. А потом и вовсе отправила в Московский тюз. В Орле 15-летнюю девочку ничего не держало…

В 1936 году выпускница ГИТИСа уже выходит на сцену легендарного МХАТа. А спустя четыре года играет Наталью Ивановну в спектакле Немировича-Данченко «Три сестры». Вместе с Тарасовой, Степановой, Хмелевым, Грибовым, Ливановым. Доверие основателя театра надо было оправдать. На фоне актеров «золотого фонда» — не потеряться. 25-летняя Анастасия справилась с задачей как настоящая мхатовка. И даже спустя многие годы именно эту роль критики считали одной из самых успешных в карьере Георгиевской.

Жила только театром

Хотя были у нее и «Мертвые души», и «Дядюшкин сон», и «Егор Булычов…», и «Ревизор»… В конце жизни добавились «Господа Головлевы», «На всякого мудреца…» Считай, всю классику переиграла. А Сталинскую премию получила в 1951 году за «Вторую любовь», но кто теперь вспомнит ее?

54 года была предана МХАТу Анастасия Павловна. Ее любили и зрители, и коллеги. Но теперь-то ясно: не доиграла. Не получила всего того, что могла бы. В смысле ролей, конечно. О материальном она вряд ли заботилась.

Всеволод Шиловский вспоминал, что ютилась Георгиевская в маленькой двухкомнатной квартире. «Представляете?! Народная артистка! Как бомж…» — искренне недоумевал он.

А Анастасии Павловне, похоже, действительно было все равно. Она жила только театром. Киноролей предлагали до обидного мало, в основном эпизоды. Правда, такие яркие, что не запомнить актрису было невозможно.

Спектакль МХАТ СССР «Все кончено» по пьесе английского драматурга Эдварда Олби. Режиссер Лилия Толмачева /в центре/ и актеры, занятые в спектакле, народные артисты СССР /слева направо/: Ангелина Степанова, Мария Бабанова, Михаил Прудкин, Анастасия Георгиевская, Михаил Болдуман. 1980 год.

Спектакль МХАТ СССР «Все кончено» по пьесе английского драматурга Эдварда Олби. Режиссер Лилия Толмачева /в центре/ и актеры, занятые в спектакле, народные артисты СССР /слева направо/: Ангелина Степанова, Мария Бабанова, Михаил Прудкин, Анастасия Георгиевская, Михаил Болдуман. 1980 год. Фото: РИА Новости/ И.Александров

Ушла с Дорониной

Описание личной жизни Георгиевской умещается в паре скупых строк: в три года лишилась родителей, замуж не выходила, не рожала. Близких друзей, похоже, тоже не имела. При том что, по воспоминаниям коллег, это была не женщина — тайфун!

Кто-то рассказывал, что во время войны Георгиевская такие концерты давала близ фронтовой полосы, что даже немцы на «той стороне» аплодировали. Руководство страны потом наградило ее медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Но, к сожалению, об этом периоде жизни информации и вовсе никакой. В эвакуации МХАТ был чуть больше года: «золотой фонд» вместе с Немировичем отправили на Кавказ. Тех, кто попроще, — в Саратов, потом — в Свердловск.

В конце концов одиночество дало о себе знать. И можно только догадываться, что усугубило ситуацию. Возрастные недуги? Отсутствие родных людей, — по крови и духу — когда по большому счету никому не нужна и можешь рассчитывать только на себя? Раскол любимого театра?..

Из чувства солидарности (а может, и из простого человеческого сочувствия) Георгиевская ушла с Дорониной, но успела сыграть в ее МХАТе только Дарью в распутинском «Прощании с Матерой».

Это было и ее прощание с театром. Во дворе актрису все чаще видели выпившей. Говорили, что она даже валялась у подъезда, приводила домой собутыльников. Так не хочется верить грязным сплетням!.. Однако странная и страшная смерть Георгиевской до сих пор многим не дает покоя: что это было? Почему так нелепо закончился земной путь интересной женщины и великой актрисы? Неужели всему виной проклятое одиночество, может, даже разочарование в жизни, карьере? И как следствие — алкоголизм?

Читайте также:  Актриса анна снаткина личная жизнь в 2016

Сирота до конца дней 

В 1990 году, перед открытием очередного сезона МХАТа, Анастасию Павловну привезли с дачи в Москву. Но на сборе труппы она так и не появилась. Еще несколько дней до нее не могли ни дозвониться, ни достучаться. Соседи говорили, что слышат в квартире шаги и шум воды в ванной. При этом милиция отказывалась вскрывать дверь, как будто нет оснований…

А через неделю было уже поздно. Георгиевская лежала на полу. На нее невозможно было смотреть. Люди отводили глаза. Кому-то стало плохо. Лицо актрисы было обглодано ее маленькой собачкой. Щенком, который не выдержал голода и одиночества…

Повсюду были разбросаны деньги…

Однако криминала в смерти народной артистки обнаружить не удалось. А может, никто и не искал? Родственников-то все равно нет. Кому еще нужны причины?..

Анастасия Павловна прожила 75 лет. Она не успела превратиться в настоящую старуху МХАТа. Но до конца дней оставалась настоящей сиротой…

Памятник Георгиевской на Кунцевском кладбище был установлен спустя 19 лет после ее ухода, когда поклонники раструбили в интернете о «сиротской» могиле великой актрисы. И заставили коллег встрепенуться…

Анастасия Георгиевская в фильме «Случай в аэропорту», 1987 г.

Анастасия Георгиевская в фильме «Случай в аэропорту», 1987 г. Фото: Кадр из фильма

Источник

Анастасия Георгиевская

Анастасия Георгиевская

Анастасия Павловна Георгиевская. Родилась 25 октября (7 ноября) 1914 года в Орле – умерла 5 сентября 1990 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Народная артистка СССР (1968).

Анастасия Георгиевская родилась 25 октября (7 ноября) 1914 года в Орле.

В три года осталась сиротой, попала в Орловскую школу-коммуну.

Затем училась в фабрично-заводском училище слесарному и токарному делу, работала на машиностроительном заводе. Там начала играть в самодеятельном театре «Живая газета», который в 1929 году был преобразован в Театр юного зрителя (ныне Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»).

В 1929 году приехала в Москву и поступила в Московский театр юного зрителя.

С 1931 года училась в ГИТИСе, который окончила в 1935 году, где её педагогом по актёрскому мастерству была Н. Н. Литовцева.

С 1936 года – актриса МХАТа. В прославленном театре дебютировала в крохотном эпизоде в спектакле Земля Н.Вирты, где ее партнерами были Качалов, О.Л.Книппер-Чехова, И.М.Москвин, О.Н.Андровская. Затем молодая актриса получила роли в спектаклях Синяя птицы М.Метерлинка, Соперники Р.Б.Шеридана. В 1939 состоялся настоящий дебют Георгиевской в роли Таисии (Достигаев и другие М.Горького). В том же году сыграла миссис Даджен (Ученик дьявола Б.Шоу).

Анастасия Георгиевская в молодости

Анастасия Георгиевская в молодости

В 1940 Художественный театр осуществил новую постановку Трех сестер А.П.Чехова, в этом спектакле 25-летняя Георгиевская сыграла роль Наташи, достигнув в знаменательной для нее работе «бесспорного эффекта характерности». Георгиевская создала образ мещанки до мозга костей – глупой, вульгарной, по-чеховски смешной в своих безмерных претензиях.

Оставалась верна своему театру на протяжении всей жизни.

Анастасия Георгиевская в молодости 2

В 1987 году, после раскола МХАТа, ушла к Татьяне Дорониной во МХАТ имени М. Горького. Там она сыграла свою последнюю роль – Дарью в «Прощании с Матёрой».

Театральные работы Анастасии Георгиевской:

1937 – «Земля Н. Е. Вирты – 2-я баба;
1937 – «Синяя птица» М. Метерлинка;
1938 – «Гроза» А. Н. Островского – Глаша;
1938 – «Достигаев и другие» М. Горького – Таисья;
1940 – «Трудовой хлеб» А. Н. Островского – Ключница;
1940 – «Три сестры» А. П. Чехова – Наташа;
1940 – «Школа злословия» Р. Б. Шеридана – Горничная леди Тизл;
1941 – «На дне» М. Горького – Анна;
1942 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Торговка;
1943 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Женщина с платком;
1944 – «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю – Мавра;
1948 – «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака – Мачеха;
1948 – «Хлеб наш насущный» Н. Е. Вирты – Лукерья Ильинична Соловьёва;
1950 – «Вторая любовь» Е. Ю. Мальцева и Н. А. Венкстерн – Варвара;
1954 – «Сердце не прощает» А. В. Софронова – Домна Ивановна Егорова;
1956 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Нищая;
1957 – «Ученик дьявола» Б. Шоу – миссис Джаджен;
1958 – «Дорога через Сокольники» В. А. Раздольского – Фёкла;
1959 – «Битва в пути» по Г. Е. Николаевой – Потапова;
1963 – «Егор Булычев и другие» М. Горького – Ксения;
1966 – «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина – Соломонида Преображенская;
1968 – «Ревизор» Н. В. Гоголя – Пошлёпкина;
1970 – «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому – Обноскина;
1971 – «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина – Синьора Тереса;
1971 – «Горячее сердце» А. Н. Островского – Матрёна;
1971 – «Валентин и Валентина» М. М. Рощина – Мать Валентина;
1972 – «Сталевары» Г. К. Бокарева – Клава;
1975 – «Заседание парткома» А. И. Гельмана – Мотрошилова;
1975 – «Жизнь Галилея» Б. Брехта – Госпожа Сарти;
1977 – «Чеховские страницы» по А. П. Чехову – Мерчуткина;
1979 – «Всё кончено» Э. Олби – Сиделка;
1984 – «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину – Арина Петровна Головлёва;
1985 – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Манефа;
1988 – «Прощание с Матёрой» по В. Г. Распутину – Дарья;
«Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому – Карпухина;
«Платон Кречет» А. Е. Корнейчука – Христина Архиповна.

Читайте также:  Дизель шоу актрисы имена и фото личная жизнь

В 1951 году ей была присуждена Сталинская премия второй степени – за исполнение роли в спектакле «Вторая любовь» Е. Ю. Мальцева и Н. А. Венкстер.

С 1951 года снималась в кино, дебютировав в фильме «Незабываемый 1919-й год».

Анастасия Георгиевская в фильме “Незабываемый 1919-й год”

Анастасия Георгиевская Незабываемый 1919-й год

В 1952 году сыграла главную роль в фильме «Ревизор» – жену городничего Анну Андреевну.

Анастасия Георгиевская в фильме “Ревизор”

Анастасия Георгиевская Ревизор

В целом в кино снималась нечасто. Наиболее заметная роль – старая учительница из фильма «Большая перемена».

Анастасия Георгиевская в фильме “Большая перемена”

Анастасия Георгиевская Большая перемена

Также стоит отметить картины с ее участием «Безумный день», «Сапоги», «Теперь пусть уходит», «А если это любовь?», «Неоплаченный долг», «Месть», «Последний жулик», «Твой современник», «Вчера, сегодня и всегда», «Случай в аэропорту».

Анастасия Георгиевская в фильме “Безумный день”

Анастасия Георгиевская Безумный день

Анастасия Георгиевская в фильме “А если это любовь?”

Анастасия Георгиевская А если это любовь

Анастасия Георгиевская в фильме “Случай в аэропорту”

Анастасия Георгиевская Случай в аэропорту

Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.

Заслуженная артистка РСФСР (1948).

Народная артистка РСФСР (1963).

Народная артистка СССР (1968).

Имела награды: Медаль «За оборону Москвы» (1946); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946); Орден «Знак Почёта» (1948); Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1974); Орден Октябрьской революции (1984).

Умерла 5 сентября 1990 года в Москве.

Жила Георгиевская одна и очень часто свободное время посвящала выпивке. Как рассказывали соседи, она могла упасть возле собственного подъезда, к ней домой часто приходили случайные люди, с которыми она выпивала. Ее смерть до сих пор полна загадок и недомолвок.

Её нашли только через неделю после смерти. Замдиректора театра МХАТ имени М. Горького В. Мельников вспоминал: “Георгиевскую нашли мертвой. Она лежала в комнате, лицо было синее, на нем трудно просматривались глаза. Было такое ощущение, что лицо как бы поднялось. Возможно, оттого, что слишком спертый воздух нарушил режим. На теле были видны повреждения. Женщина-эксперт, выходя, сказала: криминала нет. Возможно, повреждения телу нанесла собака. Хотя собака – маленький щенок”.

Актриса МХАТ имени Горького Л. Кудрявцева говорила: “Смерть Георгиевской – сплошные загадки. Почему были разбросаны деньги? На Анастасию Павловну это не похоже. Интересно, сохранились ли ее украшения? Хотя бы та золотая змейка, которую ей подарила Доронина? Почему соседи говорят, что горел свет и что шаги слышались?”.

По словам соседей и работников театра, которые неоднократно приезжали и звонили в квартиру, они слышали за дверью шаги. Артист театра В.Клементьев утверждал, что когда он ждал на улице, вызванных экспертов, освещенность окон Георгиевской менялась. Дверь квартиры оказалась не заперта, хотя имелось 4 замка, а только защелкнута на защелку верхнего замка. По комнате были разбросаны деньги. МХАТ направил в МВД СССР запрос с просьбой дорасследовать обстоятельства смерти Георгиевской. Однако повторное расследование криминала в смерти Анастасии Павловны не обнаружило.

Похоронена на Кунцевском кладбище (участок № 8).

Долгое время могила была практически заброшенной, так как родственников у актрисы не осталось. Лишь осенью 2009 года стараниями МХАТ и ГУП «Ритуал» на её могиле был установлен новый памятник, который открыли 6 октября 2009 года.

Личная жизнь Анастасии Георгиевской:

Замужем не была. Детей не имела. Жила в одиночестве, родных не осталось.

Фильмография Анастасии Георгиевской:

1951 – Незабываемый 1919-й год – Милочка
1952 – Ревизор – Анна Андреевна
1956 – Своими руками – жена Руденко
1956 – Безумный день – Вера Карповна
1957 – Сапоги (короткометражный) – Шевелицына
1959 – Аннушка – Полина Сергеевна
1959 – Неоплаченный долг – Кочеткова
1960 – Месть (короткометражный) – Софа, жена Дегтярёва
1960 – Воскресение – Китаева
1961 – А если это любовь? – Марья Павловна
1963 – Теперь пусть уходит – Петтон, сиделка
1964 – Всё для Вас – посетительница комбината «Всё для Вас»
1964 – Фитиль (фильм №29 «Не по инструкции») – контролёр в метро
1966 – Последний жулик – начальник тюрьмы
1967 – Твой современник – дежурная по этажу
1968 – Барсуки (фильм-спектакль) – Егоровна
1968 – Ошибка резидента – соседка по купе
1969 – Вчера, сегодня и всегда – уборщица
1969 – Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) – Ксения
1970 – Боян Чонос (фильм-спектакль) – бабка Гина
1970 – Шестеро любимых (фильм-спектакль)
1972 – День за днём – массовик
1972 – Доктор Жуков, на выезд! (фильм-спектакль) – пенсионерка Зверева
1973 – Большая перемена – Серафима Павловна
1973 – Село Степанчиково и его обитатели (фильм-спектакль) – Анфиса Петровна Обноскина
1976 – 100 грамм для храбрости – жена «академика»
1977 – Вызов (фильм-спектакль) – Макарьевна
1977 – Заседание парткома (фильм-спектакль) – Александра Михайловна Мотрошилова, крановщица
1977 – Чеховские страницы (по рассказу «Юбилей») (фильм-спектакль) – Настасья Фёдоровна Мерчуткина
1980 – Всё кончено (фильм-спектакль) – сиделка
1987 – Случай в аэропорту – Курбатова

Читайте также:  Сергеева актриса личная жизнь муж

Озвучивание мультфильмов Анастасии Георгиевской:

1958 – Кошкин дом – Кошка
1961 – Чиполлино – графини Вишни
1967 – Заяц-симулянт – Лиса
1967 – Раз, два – дружно! – Зайчиха
1967 – Сказки для больших и маленьких – Лиса
1969 – В стране невыученных уроков – Корова
1969 – Мы ищем кляксу – Баба-Яга
1975 – Фантик (Первобытная история) – Черепаха
1977 – Василиса Прекрасная – Баба-Яга

Источник

Кадр из фильма «Большая перемена»

Работа редко может стать полноценной заменой личной жизни, поэтому многие знаменитости, обласканные публикой, чувствуют себя нечастными и одинокими.

Так случилось и с актрисой Анастасией Георгиевской, которая в 3 года потеряла родителей и с тех пор не встретила на своем пути по-настоящему близких людей.

Были коллеги, друзья, учителя и любовники, но все они со временем отошли на второй план, оставив женщину один на один со своими проблемами.

Родилась Анастасия Георгиевская в Орле 25 октября 1917 года. Во время революции ее родители погибли, и девочка попала в приют, а затем – в коммуну.

Ее жизнь обещала быть типичной для детей-сирот того времени: рабфак, фабричное училище, получение рабочей профессии, завод.

Но именно на машиностроительном заводе, где девушка трудилась токарем, начал работу театральный кружок.

И Георгиевская вскоре стала местной знаменитостью, сыграв свои первые роли в заводских спектаклях.

Успех настолько вдохновил начинающую актрису, что она решила сменить профессию. Благо в местном театре юного зрителя оказалась подходящая вакансия.

В 1929 году она переехала в Москву и стала одной из самых молодых актрис столичного ТЮЗа. 15-летняя девушка за несколько месяцев смогла покорить юных москвичей своей искренностью и отзывчивостью.

Никто не сомневался, что она легко поступит в ГИТИС и сделает блестящую карьеру.

Так и произошло, после окончания театрального вуза Анастасия Георгиевская получила место во МХАТе, где проработала всю свою жизнь.

И нисколько не жалела о сделанном выборе, хотя заполучить к себе талантливую актрису мечтали многие режиссеры.

Анастасия Георгиевская сыграла более 50 ролей в театре, особенно комфортно чувствуя себя в образах героинь Чехова, Достоевского, Гоголя и Островского.

Не менее удачно сложилась ее карьера и в кинематографе. Впервые на съемочную площадку актриса попала в 1951 году во время работы над фильмом «Незабываемый 1919 год».

Больших ролей она не получила, но те эпизоды, которые довелось сыграть, стали настоящим украшением как короткометражек, так и полнометражных лент.

Зрителю же она запомнилась в образе пожилой учительницы в фильме «Большая перемена» и в образе случайной попутчицы в поезде (фильм «Ошибка резидента»).

Сожалению, личная жизнь этой талантливой актрисы не сложилась. Она никогда не была замужем и не имела детей. Неудивительно, что со временем свое одиночество она стала скрашивать алкоголем.

В театре и на съемочной площадке нетрезвой ее видели редко, зато соседи с завидной регулярностью находили ее возле подъезда и буквально приносили домой.

В последние годы жизни квартира актрисы превратилась в настоящий притон, здесь собирались местные маргиналы, которые стали друзьями Георгиевской.

О бурной жизни актрисы за пределами театра ее коллеги не догадывались до того момента, пока женщина не пропала.

Когда именно заметили ее отсутствие, сказать трудно. Но когда в начале сентября 1990 года Георгиевская не явилась на несколько репетиций подряд, в ней на дом пришла целая делегация.

Соседи подтвердили, что актрису не видели несколько дней. Была вызвана милиция, в итоге через балкон удалось попасть в квартиру. В комнате было обнаружено бездыханное тело Георгиевской.

От чего именно умерла актриса, до сих пор неизвестно. Официальная версия – отравление алкоголем. Однако коллеги были убеждены, что Георгиевская ушла из жизни не сама. К тому же по всей квартире были разбросаны деньги и вещи, что вызывало подозрения.

Администрация МХАТа несколько лет добивалась пересмотра этого дела, однако повторное расследование дало те же результаты, признаков насильственной смерти эксперты не обнаружили.

Анастасия Георгиевская похоронена на Кунцевском кладбище в Москве. Памятник на ее могиле поставлен на средства коллег, так как родственников у актрисы не нашлось.

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник