Анастасия вяльцева биография личная жизнь
Анастаси́я Дми́триевна Вя́льцева (по мужу — Бискупская; 1 [13] марта 1871, слобода Алтухово, Севский уезд, Орловская губерния[1] — 4 [17] февраля 1913, Санкт-Петербург[2]) — русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и «цыганских» романсов, артистка оперетты.
Биография[править | править код]
Родилась в бедной крестьянской семье в Орловской губернии.
Сценическую деятельность начала в Киеве в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 выступала в опереточной труппе московского театра «Аквариум», затем в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, потом — в Петербурге). На сцене Петербургского Малого театра её заметили театральные обозреватели. А затем и присяжный поверенный Н. И. Холева, который ввёл её в столичный литературно-артистический кружок. В Петербурге Вяльцева брала уроки у известного педагога по вокалу С. М. Сонки, председателя Петербургского вокального общества[3].
Большую роль в артистической судьбе певицы сыграл Я. В. Щукин. В 1897 году, Вяльцева, получает приглашение в опереточную труппу московского театра «Эрмитаж» Я. В. Щукина. Здесь её выступления неизменно сопровождались блестящим успехом. В том же 1897 году, в театре «Эрмитаж» состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах и определивший всю её дальнейшую карьеру исполнительницы в жанре цыганского романса.[2] Сама певица вспоминала об этом так:
В течение трёх лет я не выходила на сценические подмостки и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьёзную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренёр, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».
После громкого успеха певице наперебой предлагают самые выгодные контракты. Первая же её гастрольная поездка по городам России вылилась в настоящий триумф новоявленной звезды. «Знаменитая „вяльцевская улыбка“ покоряла всех и вся, — писал очевидец. — Её заставляли бисировать по десять, двадцать раз». Несмотря на множество гастролей в провинции и активную концертную деятельность в столицах, продолжала выступать в опереточных спектаклях (Саффи в «Цыганском бароне» И. Штрауса, Перикола в «Периколе» и Елена в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха, Клеретта в «Дочери мадам Анго» Ш. Лекока). Эпизодически участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Среди наиболее известных партий: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса). Современниками отмечалась красота голоса Вяльцевой, задушевность её пения, оригинальность фразировки.
Во время Русско-японской войны в 1904—1905 годах часть денег от своих выступлений Анастасия Вяльцева отдавала в пользу раненых. А когда ранили её любимого мужчину — офицера Василия Викторовича Бискупского (1878—1945) — актриса временно оставила сцену и отправилась на Дальний восток, где устроилась сестрой милосердия в полевой госпиталь. Примерно в 1905 году она тайно вышла за него замуж.[4]
Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, её называли «Чайкой русской эстрады» и «русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Концерты «несравненной» исполнительницы романсов всегда вызывали шумный успех[5], а граммофонные пластинки с её записями выходили огромными тиражами. Концерты в Курзале Сестрорецкого курорта (до 1700 мест) проходили при полном аншлаге. Причём, основой её популярности стали не оперные партии в специальных, поставленных «под неё» спектаклях петербургского «Буффа», где она не имела особенного успеха, а исключительно эстрадные концерты.
«Лети, лети мечта любви» (слова и музыка М. Штейнберг), исполняет Анастасия Вяльцева, 1910 год.
По существу, она создала собственный «вяльцевский» репертуар, состоявший, прежде всего, из романсов и песен своего постоянного аккомпаниатора Алексея Таскина с добавлением высоко ценимых ею опусов Михаила Штейнберга (самыми популярными из которых стали «Гай-да тройка!», «Я вас ждала», «Лети, лети мечта любви»)[6].
Множество романсов ей посвятил много лет влюблённый в неё композитор Николай Зубов, в частности, «Люблю тебя», «Жажду свиданья» и знаменитый «Не уходи, побудь со мною». «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева…», — однажды сказал всемирно известный цирковой борец Иван Поддубный.
Вяльцева владела несколькими домами на набережной реки Карповки, которые завещала городу.
Похороны певицы Вяльцевой А. Д., СПб., Февр.1913 г.
В начале 1913 года по Петербургу разнеслось известие о том, что Вяльцева заболела раком крови. Сводки о состоянии её здоровья вывешивали на газетных киосках; муж (с 1904 года — конногвардейский офицер Василий Бискупский), несмотря на тяжёлое ранение, перенесённое в русско-японскую войну, стал донором при переливании крови, но ничего не помогло. Вяльцева А. Д. скончалась 4 (17) февраля 1913 года на сорок втором году жизни[2]. В этот же день в Санкт-Петербурге отслужили первую панихиду по усопшей в Благовещенской церкви Конного полка.
В день похорон процессия на Невском проспекте в виде многотысячной колонны шла от дома N84 на Мойке к Александро-Невской лавре.
Могила Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Часовня-усыпальница (архитектор Л. А. Ильин, скульптор С. Н. Судьбинин) создана в 1915 году.[7]
Оценка творчества[править | править код]
Сияющая улыбка, насыщенный и экспрессивный тембр голоса, скрывавший в себе, по свидетельству современника, «странный наркотический аромат», всё это уводило куда-то вдаль от будней, прославляло радости жизни, забвение горестей и мучительных проблем[6]:132. И вместе с тем, как писал Александр Кугель, «какие-то признаки анемичности носились над вяльцевскими песнями, и любовь, про которую пела Вяльцева, была уже слегка осыпана пудрой…»[8].
…Ничтожно, бедно, жалко в музыкальном смысле какое-нибудь «Тебя не вырвут у меня!»,[9] про которое с такой звенящей лаской пела Вяльцева. Но этим примитивом упивались, а изысканная аранжировка той же эгоистической эротики оставляла публику равнодушной. Один фельетонист описал как-то весьма красочно впечатления вяльцевских концертов. Выходило как будто, что всё дело в том, что это нравилось банкиру, биржевику, испорченному и пресыщенному, расслабленному и одурманивающемуся, а он, который описывал, сам в стороне. Но неправда, по некоторым, ярким и живым словам видно, что и ему нравилось, что и у него какие-то мурашки по спине ползли и что он, в сущности, очень искусно сваливает на банкиров и биржевиков. Его собственная пролетарская кожа тоже испытывала приятное раздражение. Только сознаться не хочется — в немощи и чувствительности. Успех Вяльцевой — факт, который невозможно объяснить только некультурностью и музыкальной невоспитанностью. Всегда во все времена наибольший успех имели певцы и певицы наиболее элементарного жанра — и не потому, что публика дура (не имеют же такого успеха элементарные музыканты, писатели и художники), а потому, что пение, как язык сердца, неразрывно связано с примитивом. Или пение не есть язык сердца, но тогда мы говорим о разных вещах…[8]
Говоря профессиональным языком, прекрасная фразировка и дикция, точная интонация, выразительный жест, сила художественного внушения, а главное, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех самым простым и непритязательным в творческом отношении песням. Анастасия Вяльцева, крестьянка по происхождению, гордилась, что стала эталоном женственности и изящества, кумиром аристократических салонов и желанной гостьей самых рафинированных артистических и поэтических кругов.[6]:133 — И всего этого она добилась сама, одною силой своего таланта и обаяния.
Исполнительская манера и стиль Вяльцевой нашли неожиданное и своеобразное продолжение в эстрадном творчестве другого представителя модернизма, Александра Вертинского, который вышел на большую сцену в 1915 году, уже после смерти своей предшественницы[6]:133. Тем удивительнее в декадентском контексте начала XX века выглядит категоричное мнение Александра Блока. Будучи пожизненным любителем и знатоком романса и, говоря шире, российской эстрады вообще, с первого же знакомства с творческой эстетикой и сценическим образом певицы, он почувствовал полное неприятие и высказал его в прямой форме:
…Я слушал Вяльцеву — в первый раз после окончания курса в , когда мы ездили с Гу́ном в Москву. Она мне необыкновенно не понравилась. Еврейка Раисова неизмеримо лучше…[10]
— А.А.Блок, из письма 5 августа 1912 года
Образ в искусстве[править | править код]
Биографии певицы посвящён художественный фильм «Несравненная» (1993, Россия-Украина), главную роль исполнила актриса Ольга Черноок.
Вяльцева послужила прототипом героини романа писателя Геннадия Алексеева «Зелёные берега». На обложке книги (издание 1996 года) воспроизведена фотография певицы.
Образ Вяльцевой просматривается в российском художественном фильме Китайскій_сервизъ 1999 г., где действие происходит в 1913 году на роскошном корабле на Волге.
По сюжету в событиях принимает участие и поёт романсы знаменитая певица Зинаида Аполлинарьевна Волошина (как позже оказывается — мошенница Пинскер-Ландау, использующая пластинки известной певицы).
Иллюстрации[править | править код]
1910 г.
1910 г.
А. Вяльцева в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции.
Портрет с открытки
Адреса в Санкт-Петербурге[править | править код]
- 1898—1901 — Николаевская улица (улица Марата с 1918), 12;[11]
- 1901—1902 — Колокольная улица, 13;
- 1902—1904 — Николаевская улица (улица Марата с 1918), 6;
- 1904—1913 — набережная реки Мойки, 84;
- Сестрорецк, Курорт, дача ул. Лесная 1.
Память[править | править код]
- На доме по адресу набережная реки Мойки, 84 в 1995 году была установлена мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович)[12].
- Трубчевская детская школа искусств имени А. Д. Вяльцевой носит имя певицы с 2002 года[13].
Родственники[править | править код]
- Брат — Ананий Дмитриевич Вяльцев (1872—1959) был управляющим тремя доходными домами А. Д. Вяльцевой на Карповке, которые она купила в 1908 году. Согласно завещанию после смерти певицы был назначен её душеприказчиком. В 1915 году получил звание потомственного почетного гражданина как действительный член Общества попечения о бесприютных детях. Пережил блокаду Ленинграда, был награждён медалью «За оборону Ленинграда»[14].
- Племянник — Дмитрий Ананьевич Вяльцев (1914—1941) был боксером, победитель чемпионата по боксу в 1932 года, тренер команды «Динамо»[14]. Был арестован 13 сентября 1941 г. по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР, в самом начале блокады Ленинграда. Погиб в 1941 г. при этапировании из Ленинградской области вглубь СССР. 2 июля 1960 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления, реабилитирован посмертно[15].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кугель А. Р. Литературные воспоминания. — Пг.; М., 1923. — С. 155.
- Днепров М. И. Полвека в оперетте. — М.,1961. — С. 99.
- Сафошкин В. Анастасия Вяльцева // Под чарующей лаской твоею. Жизнеописание А. Вяльцевой. Песни. Романсы. — М.: Эксмо, 2001. ISBN 5-04-006800-X
- Кугель А. Р. Театральные портреты. — Л., 1967. — С. 284—293.
- Нестьев И. В. Звезды русской эстрады: (Панина, Вяльцева, Плевицкая): Очерки о рус. эстрад. певицах нач. XX в. — М., 1970. — С. 46-65.
- Шнайдер И. И. Записки старого москвича. М.,1970.— С.135.
- Алексеев Г. И. Зелёные берега //Серия: Петербургская проза. — СПб: Новый Геликон, 1996. ISBN 5-87145-016-6 (ошибоч.), 1990 — ISBN 5-265-01036-X
Ссылки[править | править код]
- «Несравненная Анастасия Вяльцева» / Брянск, 1999 / «Вологодская областная библиотека им. И. В. Бабушкина»
- «Дивный голос твой, низкий и странный…» // Санкт-Петербургский Университет: журнал. — 2004. — № 6 (3662; 19 марта).
- Вяльцева и потомки // Квартальный надзиратель. — 2004. — № 22 (октябрь).
Источник
О судьбе этой певицы можно было бы написать целый роман, столько всего интересного происходило в ее жизни. Ей посвящали стихи, любили, завидовали, восхищались талантом. До сих пор ходят легенды о несметных богатствах, которые исчезли после ее смерти.
Анастасия Вяльцева
Анастасия Вяльцева родилась в бедной семье 1 марта 1871 года. Отец умер, когда девочка была совсем маленькая, на руках матери осталось трое детей. В Орловской губернии, где они жили, работы не было, пришлось переехать в Киев. Настя уже с восьми лет работала: мыла полы в прачечной, помогала горничным, выполняла мелкие поручения старших. Часто приезжие актеры давали чаевые, некоторые оставляли на столике контрамарки. Благодаря им, девочка окунулась в фантастический мир оперетты, все партии Настя запоминала, и убирая комнаты распевала их во весь голос.
В тринадцать лет девочке посчастливилось познакомиться с одной актрисой, которая, услышав вокал горничной, посоветовала ей петь в оперетте. Окрыленная такой похвалой, Вяльцева бросила работу, и попросила антрепренера Ленчевского принять ее в балетную труппу. Долгое время она работала статисткой в разных балетных театрах, но к двадцати годам ей доверили роли второго плана.
Анастасия начинала понимать, здесь у неё будущего нет, и уехала в Питер, поступила служить в театр. В 1983 году труппа гастролировала со спектаклем «Цыганские песни в лицах». В конце мюзикла, Настя, своим звонким голосом пела наивную песенку.
Анастасия Вяльцева
Публика ликовала и аплодировала девушке. После спектакля все говорили, что загорелась маленькая новая звездочка. Каждый вечер был аншлаг, зрители не могли дождаться последнего акта, чтобы услышать свою любимицу. У Насти было все – молодость, красота, чудный голос… не было только денег и мецената, чтобы начать сольную карьеру.
Меценат сам её нашел. Богатый адвокат Николай Холев, увидев в спектакле Настю, потерял голову, хотя мужчина был далеко не юноша. Ему – 40, ей – 22 года. Он не жалел денег для своей Королевы и уже через два года, Анастасия пела на престижных эстрадных мероприятиях. Холев восхищался её талантом и красотой, но увидеть на пике популярности не смог – неожиданно скончался.
Своё первое сольное выступление певица смогла организовать в 1897 году. Публика ликовала, предприниматели на перебой хотели заключить с ней договор, Анастасия с гордостью могла сказать: «Я победила!».
Анастасия Вяльцева
В 1902 году богатый коммерсант пригласил певицу посетить несколько городов. Вернувшись из турне, она в 4 раза повысила оплату за свое выступление. Когда братья Елисеевы строили новый магазин, позаботились о сооружении концертного помещения для Анастасии. Одно выступление популярной актрисы стоило – 1 500 рублей. Через каких-то шесть лет, выступление в Московском концертном зале стоило уже – 20 000 рублей. Чтобы вы поняли, какая это огромная сумма, наведем пример: ставка учителя в месяц составляла всего 35 рублей.
В 1904 году в России появились граммофоны. Анастасия Дмитриевна записала около 100 песен, и вся страна могла наслаждаться ее голосом.
Анастасия Вяльцева
Вяльцева пела о любви, несла людям радость, во всех ее произведениях чувствовалась страсть, жажда свиданий и пылкой любви. Когда она пела и жестом обращалась к зрителю, каждый думал, что Анастасия грезит именно о нем. Женщина много денег жертвовала для сирот, а также больных и пострадавших на войне.
В 1910 году горожане говорили только о замужество Анастасии Дмитриевны. Избранник был моложе нее на 7 лет, да к тому же ещё дворянин. Василий Бискупский ушёл в отставку имея чин полковника. В армии служить он не имел права, ведь женился на «простолюдинки-певички».
Василий Бискупский
Популярность Анастасии росла. Она пела на бис по 10-15-20 раз подряд. После концерта поклонники несли ее к карете, стараясь оторвать на память хоть какую-то деталь одежды: перчатку, шаль, платочек, бусинку… Ах, эти ненасытные поклонники, им было все мало и мало! Публика просто зверела, и превращалась в безжалостную толпу.
Друзья и близкие предупреждали Анастасию: надо себя щадить, нельзя всё отдавать искусству. Однажды актриса почувствовала слабость и сильное переутомление. Отработав 7 концертов, Вяльцева уехала в Курск. Утром ей было совсем плохо, а вечером состояние улучшилось. Анастасия арендовала огромный зал в городе, народ ждал свою Королеву. Когда Вяльцева вышла на сцену, зал взорвался овациями. В тот вечер она пела «Чайку», после нескольких тактов прервала пение. Зал замер в ожидании… Певица попыталась спеть еще несколько тактов и потеряла сознание. Врач потребовал отменить концерты, но женщина, как только пришла в себя, решила продолжить выступления.
Анастасия Вяльцева
Анастасия понимала, ее ждут зрители, билеты все проданы, и отработала ещё десять концертов. Изнеможённая вернулась в Санкт-Петербург, прошла обследование. Вердикт врачей звучал как приговор – рак крови. Анастасия была очень богатой женщиной, из Швейцарии приехал профессор, а также приходил тибетский лекарь. Но, было слишком поздно. На консилиуме решили сделать переливание крови, донором был муж певицы. После переливания, у больной резко ухудшилось самочувствие. Да и Бискупский после этой процедуры чуть не ушел в мир иной. Хотя готов был отдать для любимой последнюю каплю крови.
Лечить Анастасию взялся гипнотизер, с утра и до вечера он «колдовал» над умирающей, но все было тщетно. О состоянии певицы писали все газеты, поклонники толпами сторожили возле ее дома.
Все попытки спасти великую певицу были напрасными. Анастасия ушла из жизни молодой, в расцвете сил, и на пике своей популярности. Через месяц ей исполнилось бы всего 42 года…
Анастасия Вяльцева
На похоронной процессии присутствовало около 160 000 преданных поклонников, отпевали Вяльцеву в лаврской церкви Святого Духа. Казалось, что вся страна прощается с талантливой и любимой актрисой. Вот только мужа на похоронной процессии не было. Он метался в бреду на больничной койке. Открылась давняя рана, полученная в бою в Манчжурии.
Перед смертью Вяльцева составила распоряжение, где говорилось о том, чтобы два её особняка перешли городу. Если местные власти откажутся перестроить их под госпиталь и сиротский приют, надо имущество продать. Вырученные средства подарить университету в Санкт-Петербурге на стипендии детям. Этот пункт так и не был выполнен, началась война и революция.
В следующим пункте завещания было указано: меха, бриллианты, кареты, серебро, дорогие туалеты, картины, посуда и т.д. – продать. Часть вырученных денег отдать матери певицы и братьям, остальную сумму использовать для благоустройства больницы. Конечно, никто этого не сделал.
Анастасия Вяльцева (1 (13) марта 1871 – 4 (17) февраля 1913)
Куда делось огромное состояние Анастасии Вяльцевой, которое, по некоторым данным, составляло около 567 636 рублей – неизвестно. К власти пришли советские чиновники, и написали справку. В ней говорилось, что опекунство они распускают, опекунов увольняют и дело передают в архив.
Одно можно сказать с уверенностью, несметные богатства великой женщины были пущены на ветер. Единственная уцелевшая ценность – роскошный вагон певицы, в котором передвигался маршал Блюхер и Колчак.
Склеп Анастасии Вяльцевой
В 1914 году родственники Анастасии заказали скульптору в Париже, мраморное надгробие. Памятник изготовили, но в Россию он не доехал. Перед революцией на могиле Вяльцевой установили склеп, а рядом поставили стол, на котором возвышался ангел-хранитель. В склепе была лестница из мрамора, она вела к месту, где находились два гроба – Анастасии и ее мамы. Часовню постоянно охраняли родственники и друзья певицы, боялись мародёрства. Но в конце концов, брат Анастасии ход в гробницу замуровал.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник