Анастасия зуева актриса личная жизнь
Биография
Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.
Детство и юность
О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым браком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.
Актриса Анастасия Зуева
Родственники обращались с девочками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время девушка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.
Анастасия Зуева в молодости
В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.
«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.
Театр
Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой смерти.
Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»
Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.
Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.
Фильмы
В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.
Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»
С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.
Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»
Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.
Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.
Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.
Личная жизнь
Артистка была замужем два раза. В первом браке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого характера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий характер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.
Анастасия Зуева
Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Брак длился вплоть до смерти супруга в 1953 году.
Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский
Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.
Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Смерть
Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.
Могила Анастасии Зуевой
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.
Фильмография
- 1946 — «Первая перчатка»
- 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
- 1960 — «Поднятая целина»
- 1960 — «Воскресение»
- 1964 — «Живёт такой парень»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2018; проверки требует 21 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зуева; Зуева, Анастасия.
Анастаси́я Плато́новна Зу́ева (5 (17) декабря 1896 — 23 марта 1986) — русская и советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Народная артистка СССР (1957).
Биография[править | править код]
Родилась 5 (17) декабря 1896 года в селе Спасское (ныне — в Новомосковском районе Тульской области, Россия) в зажиточной крестьянской семье.
Некоторое время училась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но решила стать актрисой.
В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного (с 1916 — 2-я студия МХТ).
В 1916 году была принята во 2-ю студию МХАТ, в 1924 году — в труппу МХАТ им. Горького.
Могила Зуевой на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем — Матрёну в инсценировке романа Л. Н. Толстого «Воскресение». М. Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка — помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра М. А. Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года до конца жизни.
В кино актриса впервые снялась в 1932 году в фильме «Просперити». Затем были небольшие роли в картинах «Светлый путь», «Пир в Жирмунке», «Родные поля», «Первая перчатка», «Донецкие шахтёры», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Известна ролями сказительницы в советских фильмах-сказках режиссёра А. А. Роу.
Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Актриса оставила мемуары.
Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище[1].
Личная жизнь[править | править код]
- Первый муж (c 1917—?) — Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор
- Сын — Константин Иванович Евсеев (1918—1986). Назван в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, окончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
- Внучка — Елена Константиновна Симакова, окончила МГИМО
- Правнук — Владимир Александрович Симаков, окончил Финансовую Академию
- Внук — Виктор Константинович Евсеев, окончил МГИМО
- Правнучка — Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, окончила МИТХТ им. М. В. Ломоносова (кафедра Н. А. Преображенского)
- Внучка — Елена Константиновна Симакова, окончила МГИМО
- Сын — Константин Иванович Евсеев (1918—1986). Назван в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, окончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
- Второй муж (с начала 1930-х годов) — Виктор Александрович Оранский (1899—1953), композитор.
Квартира актрисы в Камергерском переулке, напротив МХАТа, на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы — здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников — будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома. По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Вс. Н. Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Анастасия Платоновна простодушно спросила — «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил — «потом, Настя, потом…». Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Б. Л. Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы.
Анастасии Платоновне Зуевой.
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.
Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.
Он опрокинул все расчёты
И молодеет с каждым днём,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.
Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.
Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено Замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.
Вы — подлинность, вы — обаянье
Вы вдохновение само.
Об этом всём на расстояньи
Пусть скажет вам моё письмо.
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1933)
- Народная артистка РСФСР (1938)
- Народная артистка СССР (1957)
- Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»
- Два ордена Ленина (26.10.1948, 27.02.1967)
- Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976)
- Орден «Знак Почёта» (03.05.1937)
- Орден Дружбы народов (12.01.1982)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Творчество[править | править код]
Роли[править | править код]
2-я студия МХТ
- 1916 — «Зелёное кольцо» З. Н. Гиппиус — Варя
- 1916 — «История лейтенанта Ергунова» И. С. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) — мадам Фритче
- «Младость» Л. Н. Андреева
- «Сказка об Иване-дураке» М. А. Чехова по Л. Н. Толстому
МХАТ им. Горького
Фильмография[править | править код]
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1950 — Сказка о рыбаке и рыбке — Старуха
- 1951 — Высокая горка — Сойка
- 1952 — Снегурочка — Бобылиха
- 1953 — Волшебная птица — боярыня
- 1953 — Волшебный магазин — матрёшка
- 1953 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — читает текст
- 1959 — Приключения Буратино — черепаха Тортила (в титрах не указана)
- 1984 — Сказка о царе Салтане — Cватья баба Бабариха
Озвучивание фильмов[править | править код]
- 1936 — Бесприданница
- 1981 — Крепыш
Участие в фильмах[править | править код]
- 1972 — Любимые роли. А.П.Зуева в пьесах А.Н.Островского (документальный)
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Память[править | править код]
В декабре 2016 года горельеф с изображением Анастасии Зуевой в образе «сказительницы» был открыт в подмосковной Дубне[2].
Литература[править | править код]
- Капков С.В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было?. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. — С. 352. — (Лица и лицедеи). — ISBN 978-5-699-52042-8. . Глава «Бабушка в окошке» Анастасия Зуева с.7-27, Фильмография с.341.[3]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Анастасия Зуева — Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
- Зуева Анастасия Платоновна — animator.ru
Источник
В советские годы эту милую пожилую женщину знали и любили все дети. Если она появлялась на экране, значит, малышей ожидала сказка. Вот только жизнь самой Анастасии Зуевой на сказку была мало похожа. Личная жизнь актрисы сложилась трагически – оба брака Зуевой не только оказались неудачными, но и принесли ей немало горя.
В первый раз Анастасия Платоновна вышла замуж в 1917 году. Ее мужем стал начальник Северных железных дорог Российской империи Иван Евсеев. Поначалу все складывалось хорошо, и через год после свадьбы у супругов родился сын, которого назвали в честь великого Станиславского – Константином. Станиславского Зуева буквально боготворила.
Однако рождение наследника не принесло в семью счастья. Евсеев начал выпивать, ходить налево, скандалить и требовать от жены, чтобы она ушла из театра. Актриса долго терпела выходки мужа, но когда он решился поднять на нее руку, собрала нехитрые пожитки и ушла. Четырехлетнего сынишку муж Зуевой не отдал.
Разлука с сыном стала кровоточащей раной на сердце актрисы. Каждый раз ей приходилось терпеть унижения, умоляя Евсеева о встрече с сыном…
Вторая попытка наладить личную жизнь была предпринята актрисой в 1932 году. Дело было на съемках фильма «Просперити». Именно тогда Зуева встретила композитора Оранского и поняла, что влюбилась. Скоро она вышла за него замуж. На тот момент Анастасии Зуевой было 36 лет. Детей паре Господь не дал и Зуева переживала. Чувство материнства в ней было не реализовано в полной мере.
Как-то раз у гостиницы «Москва» актриса увидела совсем еще молоденькую девушку, которая неприкаянно бродила туда-сюда. По ее виду можно было понять, что идти ей некуда. Сердобольная актриса разговорилась с незнакомкой и, выяснив, что та является круглой сиротой, пригласила пожить к себе. Это стало роковой ошибкой актрисы. Неблагодарная барышня не только поселилась в ее доме на длительный срок, но и увела мужа…
После такого подлого удара в спину Анастасия Зуева перестала верить в любовь и закрыла свое сердце на замок. Навсегда…
За ней пытались ухаживать многие мужчины, в том числе, влиятельные и известные. Один японский миллионер, после гастролей Зуевой в Японии, готов был на многое, чтобы растопить ее сердце, ей посвящал стихи Борис Пастернак, но, увы, актриса больше не верила мужчинам.
Бросивший Зуеву муж потом все же появился в ее жизни. Во время Великой Отечественной войны он пришел к актрисе, причем не один, а с дочкой, которую ему родила та самая неблагодарная барышня. Как выяснилось, она бросила малышку и наставила рога Оранскому, найдя себе нового возлюбленного. Оранский, так подло предавший Зуеву, не нашел ничего лучше как пойти к ней и просить помощи. И как оказалось, он не ошибся – великодушная Зуева простила его и приняла. Правда, жили они не как муж с женой, а как соседи. Анастасия Платоновна была брезглива, и к тому же чувство собственного достоинства не позволяло ей снова впустить в свою жизнь предавшего ее человека.
Барышня, бросившая Оранского, снова появилась в их жизни после войны. Она забрала свою дочь и подала на алименты, который Оранский платил вплоть до своей смерти.
Мало кто знает, но Анастасия Зуева многим помогла во времена сталинских репрессий. Эта добрая женщина с большим сердцем многих спасла от неминуемой расправы. Несмотря на то, что саму ее часто предавали, она до конца своих дней оставалась человечной и милосердной.
Когда Зуевой не стало, по повелению Патриарха об упокоении ее души молились во всех храмах СССР.
Источник
Анастасия Зуева
Анастасия Платоновна Зуева. Родилась 5 (17) декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области) – умерла 23 марта 1986 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Заслуженная артистка РСФСР (1933). Народная артистка РСФСР (1938). Народная артистка СССР (1957).
Анастасия Зуева родилась 5 (17 по новому стилю) декабря 1896 года в селе Спасское Венёвского уезда Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области).
Семья была довольно зажиточной, что позволило Анастасии учиться.
Обучалась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но не окончила, поскольку мечтала стать актрисой.
В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного.
С 1916 года – актриса 2-й студии МХТ, среди ее работ: «Зелёное кольцо», З.Н. Гиппиус – Варя; «История лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева – мадам Фритче (пост. Е. Краснопольской); «Младость» Л.Н. Андреева; «Сказка об Иване-дураке» М.А. Чехова по Л.Н. Толстому.
Анастасия Зуева в молодости
В 1924 году была принята в труппу МХАТ им. Горького.
В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем – Матрёну в инсценировке романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Писатель Максим Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка – помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра Михаилом Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года и до конца жизни.
Театральные работы Анастасии Зуевой в МХАТ им. Горького:
«Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому – Приживалка;
«Ревизор» Н. В. Гоголя – гостья;
«Синяя птица» М. Метерлинка – Тильтиль;
«Горе от ума» А. С. Грибоедова – княжна Тугоуховская;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Приживалка Турусиной;
«Пугачёвщина» К. А. Тренёва – Кума;
«Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого – Василиса Волохова;
«Унтиловск» Л. М. Леонова – Матушка;
«Воскресение» по Л. Н. Толстому – Матрёна;
«Три толстяка» по сказке Ю. К. Олеши – тётушка Ганимед;
«Хлеб» В. М. Киршона – Мокрина;
«Мёртвые души» по Н. В. Гоголю – Настасья Петровна Коробочка;
«Таланты и поклонники» А. Н. Островского – Домна Пантелевна;
«Егор Булычов и другие» М. Горького – знахарка Зобунова;
«Гроза» А. Н. Островского – Феклуша;
«Достигаев и другие» М. Горького – Чугунова;
«Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу – мисс Уордль;
«Любовь Яровая» К. А. Тренёва – Марья;
«Земля» Н. Е. Вирты – Марфа;
«Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Анна Чуднова;
«Последняя жертва» А. Н. Островского – Глафира Фирсовна;
«Лес» А. Н. Островского – Улита;
«Зелёная улица» А. А. Сурова – Авдотья Ивановна;
«Илья Головин» С. В. Михалкова – Луша;
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого – Кухарка;
«Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Анна Чуднова;
«Безымянная звезда» М. Себастиана – мадемуазель Куку;
«Три сестры» А. П. Чехова – Анфиса;
«Хозяин» И. Соболева – Лукерья;
«Егор Булычов и другие» М. Горького – знахарка Зобунова;
«Ревизор» Н. В. Гоголя – Пошлёпкина;
«Дульсинея Тобосская» А. М. Володина – Анна – Мария;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Манефа;
«Уходя, оглянись…» Э. Я. Володарского – Варвара Антоновна;
«Чеховские страницы» по А. П. Чехову – Старуха;
«Школа злословия» Р. Шеридана – Миссис Кэндер;
«На дне» М. Горького – Анна;
«Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова – Баба;
«Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута – Домохозяйка;
«Растратчики» по В. П. Катаеву;
«Блокада» Вс. В. Иванова.
Вклад в театральную и шире – богемную жизнь Москвы внесла и квартира актрисы в Камергерском переулке – напротив МХАТа. Она на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы – здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников – будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома.
По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Вс. Н. Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Аастасия Платоновна простодушно спросила – «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил – «потом Настя, потом…».
Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Поэт Борис Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы:
Анастасии Платоновне Зуевой.
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно – на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.
Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант – единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.
Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днем,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.
Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.
Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.
Вы – подлинность, вы – обаянье
Вы вдохновение само.
Об этом всем на расстояньи
Пусть скажет вам мое письмо.
В кино начала сниматься в 1932 году, дебютировав в фильме «Просперити».
В 1946 году сыграла одну из главных ролей в комедии «Первая перчатка». По сюжету тренер по боксу общества «Метеор» Иван Васильевич Привалов (Владимир Володин) в парке, у силомера, встречает «свою мечту» – отставного военного Никиту Крутикова (Иван Переверзев) с великолепными данными, и хочет воспитать из него чемпиона. Анастасия Зуева сыграла жену Привалова. Фильм стал лидером проката, его посмотрели 18 570 000 зрителей.
Анастасия Зуева в фильме “Первая перчатка”
В 1952 году за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры» стала лауреатом Сталинской премии второй степени.
Особенно широкую известность ей принесли фильмы-сказки режиссёра Александра Роу, в которых ей доставались роли Сказительницы. Сыграла в картинах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога».
Анастасия Зуева в фильме “Морозко”
Анастасия Зуева в фильме “Варвара-краса, длинная коса”
Анастасия Зуева в фильме “Золотые рога”
Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Написала мемуары.
Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Анастасии Зуевой:
Дважды была замужем.
Первый муж – Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор. Поженились в 1917 году.
В браке родился сын Константин Иванович Евсеев (1918-1986), был назван в честь Станиславского.
Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену – последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, закончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
Внучка – Елена Константиновна Симакова, закончила МГИМО. Правнук – Владимир Александрович Симаков, закончил МГИМО.
Внук – Виктор Константинович Евсеев, закончил МГИМО Правнучка – Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, закончила МИТХТ им. М. В. Ломоносова (кафедра Н. А. Преображенского).
Второй муж – Виктор Александрович Оранский (1899-1953), композитор. Поженились в начале 1930-х годов.
Анастасия Зуева и Виктор Оранский
Фильмография Анастасии Зуевой:
1932 – Просперити
1940 – Светлый путь – Аграфена, старая ткачиха
1940 – Пятый океан – Дарина Егоровна, мать Наташи
1941 – Боевой киносборник №6 – Прасковья
1944 – Юбилей – Мерчуткина
1944 – Родные поля – Леска Бугорная
1946 – Первая перчатка – жена Привалова
1950 – Донецкие шахтёры – Евдокия Прохоровна, жена Степана Недоли
1951 – Спортивная честь – Екатерина Николаевна Гринько, мать Виталия и Тони
1952 – Ревизор – Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша
1955 – Васёк Трубачёв и его товарищи – тётя Дуня, тётка Васька
1956 – Дело № 306 – свидетельница
1958 – Жених с того света (короткометражный) – Анна Михайловна, кассир
1959 – Хождение по мукам – просительница у Махно
1960-1961 – Воскресение – Матрена Харина
1960 – Русский сувенир – Егоркина, жена сибирского охотника
1960 – Поднятая целина (фильм-спектакль)
1960 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – Настасья Петровна Коробочка, помещица
1963 – Понедельник – день тяжёлый – посудомойка (нет в титрах)
1964 – Фитиль (короткометражный) – женщина в очереди
1964 – Одиночество – Аксинья
1964 – Морозко – Сказительница
1964 – Живёт такой парень – Марфа, кума
1967 – Огонь, вода и… медные трубы – Сказительница
1967 – Кремлёвские куранты (фильм-спектакль) – Анна Власьевна, жена Чуднова
1968 – Барсуки (фильм-спектакль) – Анисья, мать Семёна и Павла
1969 – Цветы запоздалые (фильм-спектакль) – Прохоровна, сваха
1969 – Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) – Зобунова, знахарка
1969 – Варвара-краса, длинная коса – Сказительница
1971 – Поженились старик со старухой (короткометражный) – Авдотья Никитична
1972 – Золотые рога – Сказительница
1972 – Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) – миссис Уордль
1972 – День за днём – бабуня, деревенская повитуха и санитарка в больнице
1975 – О нашем театре (документальный)
1976 – Ну, публика! (фильм-спектакль) – Петровна
1976 – На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) – Манефа
1977 – Чеховские страницы (фильм-спектакль) – старуха
1977 – И снова Анискин – Григорьевна, Лизавета Григорьевна Толстых
1979 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – Коробочка
1981 – Уходя, оглянись… (фильм-спектакль) – Варвара Антоновна, бабушка Бори и Вити
1982 – Там, на неведомых дорожках… – Глафира Андреевна, бабушка Мити
Озвучивание Анастасии Зуевой:
1936 – Бесприданница
1950 – Сказка о рыбаке и рыбке (анимационный) – старуха
1951 – Высокая горка (анимационный)
1953 – Волшебный магазин (анимационный)
1953 – Волшебная птица (анимационный)
1959 – Приключения Буратино (анимационный) – черепаха Тортила (нет в титрах)
1981 – Крепыш
1984 – Сказка о царе Салтане (анимационный) – сватья баба Бабариха
Награды и звания Анастасии Зуевой:
Заслуженная артистка РСФСР (1933)
Народная артистка РСФСР (1938)
Народная артистка СССР (1957)
Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»
Два ордена Ленина (1948, 27.02.1967)
Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976)
Орден «Знак Почёта» (03.05.1937)
Орден Дружбы народов (12.01.1982)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Источник